1. Требования профессиональной квалификации, предъявляемые к спасателям 3-го класса
Квалификация "спасатель 3-го класса" присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем не менее трех лет и подтвердившему классную квалификацию в ходе аттестации [1].
Спасатель 3-го класса обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к спасателям, и, кроме того:
знать:
основные характеристики последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация);
правила безопасной эксплуатации грузоподъемной техники и способы выполнения такелажных и стропальных работ;
способы определения наличия поражающих факторов;
сигналы взаимодействия с машинистом крана, пилотом вертолета и со спасателями при ведении работ в средствах индивидуальной защиты;
способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших;
порядок ведения работ с останками погибших;
основы выживаемости в различных климатических и погодных условиях;
уметь:
заменять других спасателей в соответствии с имеющейся специальностью;
визуально определять устойчивость элементов конструкций промышленных объектов, жилых зданий и сооружений;
выбирать безопасные способы работ, подготавливать места работы, освещение, ограждение и организовывать страховку;
применять сигналы взаимодействия с машинистом крана, пилотом вертолета и со спасателями при ведении работ в средствах индивидуальной защиты;
проводить такелажные или стропальные работы с соблюдением требований техники безопасности;
иметь:
одну из специальностей: механик-водитель, взрывник, аквалангист, водолаз, машинист землеройной или строительной техники, стропальщик, такелажник, механик по ремонту аварийно-спасательного инструмента, газорезчик, электрогазосварщик, машинист компрессорной установки, специалист по работе с сосудами под давлением, промышленный альпинист, радиотелефонист / радиотелеграфист КВ-радиостанции, электромонтер, фельдшер или любую из перечня специальностей спасателя 2-го класса.
К спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб могут предъявляться дополнительные квалификационные требования, предусматриваемые ведомственными нормативными правовыми актами, в зависимости от целей и задач аварийно-спасательной службы.
2. Основные задачи управления МЧС Республики Беларусь
Основными задачами МЧС являются [2]:
реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов;
осуществление государственного надзора, контрольных, разрешительных и других специальных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов;
координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов;
организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организация и участие в обеспечении функционирования государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение в пределах своей компетенции мобилизационной готовности органов, подразделений и организаций системы МЧС, выполнения задач в системе обороны Республики Беларусь;
поддержание боевой готовности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
выполнение иных задач по поручению Президента Республики Беларусь.
Расписание выезда сил и средств гарнизона [3] – оперативный документ гарнизона, определяющий количество и порядок привлечения сил и средств подразделений для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.
1. Расписание выезда сил и средств гарнизона города разрабатывается для городов областного подчинения, областных центров и г.Минска (допускается составлять для городов с численностью населения более 50 тысяч человек).
2. При составлении расписания выезда сил и средств гарнизона города предусматривается привлечение сил и средств, ближайших подразделений из граничащих гарнизонов области и других областей. Допускается город (район) разбивать на участки (сектора).
3. Количество номеров вызова определяет начальник гарнизона исходя из наличия сил и средств гарнизона, но не менее двух.
4. При недостаточности сил и средств для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций задействуется областное расписание выезда сил и средств областного гарнизона (республиканское расписание выезда сил и средств) или план привлечения сил и средств.
5. В приложении к расписанию выезда сил и средств гарнизона города должны быть перечислены: объекты, на которые при сообщении о пожаре, чрезвычайной ситуации высылаются силы по повышенным номерам вызова; безводные участки города, на которые дополнительно высылаются автоцистерны и рукавные автомобили; многоэтажные здания, на которые высылаются автомеханические лестницы (коленчатые подъёмники). В приложении также должны быть оговорены: порядок привлечения специальной аварийно-спасательной, вспомогательной и инженерной техники; состав подразделений, выезжающих на пожары, чрезвычайные ситуации за пределы района выезда; порядок временной передислокации сил и средств подразделений, остающихся в городе (районе) при выезде на пожары, чрезвычайные ситуации по повышенному номеру вызова. При определении количества аварийно-спасательных отделений, выезжающих на пожар, чрезвычайную ситуацию по наибольшему номеру вызова учитывается техника, привлекаемая по низшим номерам вызова. В гарнизоне должен предусматриваться резерв на случай возникновения второго пожара, чрезвычайной ситуации. В малочисленных гарнизонах этот резерв может создаваться за счет задействования резервной аварийно-спасательной и пожарной техники, личного состава, свободного от несения службы.
6. Расписание выезда сил и средств гарнизона города утверждается начальником областного (Минского городского) УМЧС.
2. Руководителю тушения пожаров (РТП) повышенные номера вызовов подавать не в порядке их последовательности, а в зависимости от необходимого количества сил и средств для тушения пожара.
3. Установить следующий порядок выезда отделений по номерам: вызов № 1 – 2, вызов № 2 - 8, вызов № 3 - 12, вызов № 4 -16, вызов №5 - 20 основных пожарных автомобилей согласно Расписанию
4. Автомобили быстрого реагирования (АБР) высылать из ближайшего подразделения на все пожары.
5. Основные целевого применения и специальные автомобили высылать:
АЛ (АКП) на здания выше трех этажей, по повышенному номеру вызова и по требованию РТП;
АСА, АГДЗС, АСО, МВ - при подтверждении вызова № 2 и выше, по требованиюРТП;
6. Начальнику смены ЦОУ ШЛЧС при МГУ МЧС предоставляется право во всех случаях самостоятельно принимать решение и высылать дополнительно основную и специальную технику, в том числе и по первому сообщению, в зависимости от характера поступающей информации, важности объекта, особенностей обстановки.
7. При пожарах в действующих станциях Минского метрополитена установить автоматический номер вызова - №3, на строящихся - № 2.
8. На государственное предприятие "Национальный аэропорт Минск" и склады "Белавия ГСМ" № 2 силы и средства гарнизона высылать:
8.2. при пожаре на воздушном судне и в резервуарном парке "Белавия ГСМ" № 2: АСА ПАСЧ-12, АГДЗС ПАСЧ-1, АЦ ПАСЧ-3, 8, 14, 16, 24, 36, АВ ПАСЧ-3, АЛ ПАСЧ-36, АП ПАСЧ-14, АКП ПАСЧ-17.
9. При получении сообщения о срабатывании пожарной сигнализации на объект высылается одно отделение ближайшей части (для объектовых ПАСЧ и на объекты по вызову №3 - два отделения). Обследование объекта проводится в течение не менее 30 минут.
10. Оперативной группе штаба ликвидации ЧС выезжать на все пожары по вызову №2 и выше, с травмами и гибелью людей, а также в зависимости от важности объекта и складывающейся обстановки.
11. Начальники РОЧС, ПАСЧ, ППЧ и их заместители обязаны:
11.1. выезжать на все пожары, чрезвычайные и нештатные ситуации в районе выезда подразделения, а по вызову №2 и выше – в другие районы города;
11.2. организовать сбор и передачу оперативной информации в ЦОУ ШЛЧС в соответствии с требованиями нормативных документов.
12. Начальник смены (диспетчер) центра оперативного управления штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций при Минском городском управлении МЧС обязан:
12.1. направлять пожарную аварийно-спасательную технику для ликвидации чрезвычайных ситуаций по видам выполняемых работ согласно приложению 3;
12.2. направлять к месту вызова аварийные и другие службы города в зависимости от характера сообщения и по требованию РТП;
12.3. докладывать ШЛЧС, руководству МГУ МЧС, РЦУРЧС при МЧС обо всех выездах на пожары и чрезвычайные ситуации;
12.4. для оказания взаимной помощи по ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций на территории Минской области высылать силы и средства гарнизона согласно Республиканскому расписанию выезда, а дополнительные по указанию начальника управления (ответственного дежурного по управлению);
12.5. силы РОСН МЧС для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций направлять по согласованию с РЦУРЧС при МЧС;
12.6. дежурный состав научно-практического центра пожарной безопасности при Минском городском управлении МЧС высылать к месту ликвидации пожара и чрезвычайных ситуаций по требованию руководства Минского городского управления МЧС;
12.7. при возникновении пожаровна территориях дипломатических представительств высылать силы и средства в соответствии с Расписанием выезда пожарных частей Минского гарнизона, немедленно докладывать о происшествии руководству Минского городского управления МЧС, дежурному по ГУВД и в РЦУРЧС при МЧС;
12.8. объектовые ПАСЧ, за пределы охраняемого объекта, высылать согласно Расписанию выезда во главе с начальником смены в составе первых отделений;
12.9. учебную пожарную аварийно-спасательную часть КИИ МЧС высылать в Заводской район г. Минска и Минскую область при любом номере вызова, а также по требованию РТП;
12.10. вызов пожарного аварийно-спасательного поезда для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется через дежурного по Минскому отделению Белорусской железной дороги по телефону прямой связи;
12.11. производить временную передислокацию подразделений при выездах дежурных смен на затяжные пожары по вызову №3 (продолжительностью более 1 часа) в соответствии с требованиями приложения 2;
13. Привлечение другой и дополнительной техники субъектов хозяйствования для тушения пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется на основании планов (инструкций) взаимодействия и по распоряжению соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).
Начальник учреждения Минское
городское управление МЧС
полковник внутренней службы - С.С. Санько.
Список использованной литературы
1. Постановление МЧС Республики Беларусь от 28 ноября 2002 года №25 "Об утверждении квалификационных требований предъявляемых к спасателям" (в ред. постановления МЧС РБ от 13.08.2004 N 28).
2. Указ президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года № 756 "О некоторых вопросах министерства по чрезвычайным ситуациям".
3. Постановление МЧС Республики Беларусь от 13 ноября 2006 № 62 "Устав службы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь".