|
Шпоры по БЖД - реферат
|
| |
---|
Основные
понятия, термины
и определения.
В
соответствии
с Уставом
Всемирной
организации
здравоохранения
(ВОЗ) «здоровье—
это
состояние
физического,
духовного и
социального
благополучия,
а не только
отсутствие
болезней и
физических
дефектов».
Иными словами,
здоровье —
естественное
состояние
организма,
характеризующееся
его уравновешенностью
с окружающей
средой и отсутствием
каких-либо
болезненных
изменений.
Ущерб
здоровью
— это травмирование,
заболевание,
иное нарушение
его нормального
функционирования.
Деятельность
—
специфическая
человеческая
форма активного
отношения к
окружающему
миру с целью
его целесообразного
изменения и
преобразования.
Деятельность
включает цель,
средство,
результат,
процесс реализации.
Формы деятельности
охватывают
практические,
интеллектуальные,
духовные процессы,
протекающие
в быту, трудовой,
научной,
общественной,
культурной
и других сферах.
Совокупность
факторов среды
обитания,
воздействующих
на человека,
составляет
условия деятельности.
Под
безопасностью
понимают
состояние
деятельности,
при котором
с достаточной
вероятностью
исключено
проявление
опасностей
(или отсутствие
явной опасности).
Под опасностью
понимают
процессы, явления,
свойства
предметов,
объектов,
способные
в определенных
условиях наносить
ущерб (в том
числе и здоровью),
т. е. любые явления,
угрожающие
жизни и здоровью
человека.
Количественной
оценкой опасности
служит риск,
который
определяется
как частота
или вероятность
появления
одного события
при наступлении
другого (безразмерная
величина,
изменяющаяся
в пределах
от 0 до 1).
Процесс
распознавания
образа опасности,,
установления
возможных
причин пространственных
и временных
координат,
вероятности
проявления,
величины и
последствий
опасности
называется
идентификацией
опасности.
Под
системой понимают
совокупность
элементов,
взаимодействие
между которыми
адекватно
цели — ожидаемому
результату
направленных
действий. Под
причиной
понимают
событие, предшествующее
другому событию
и вызывающее
его, называемое
следствием.
Причины
характеризуют
совокупность
обстоятельств,
нследствие
которых опасности
проявляются
и вызывают
нежелательные
последствия
(травмы, заболевания
и др.). Безопасность
жизнедеятельности
(БЖД)
— область научных
знаний, изучающая
опасности и
способы защиты
от них.
Охрана
труда — система
обеспечения
безопасности
жизни и здоровья
работников
в процессе
трудовой
деятельности,
включающая
правовые,
социально-экономические,
организационно-технические,
социально-гигиенические,
лечебно-профилактические,
реабилитационные
и другие мероприятия.
С охраной труда
тесно связана
пожарная
безопасность,
поскольку
при пожарах
часто гибнут
люди.
Техника
безопасности
— система
организационных
мероприятий
и технических
средств, предотвращающих
воздействие
на работающих
опасных производственных
факторов.
Производственная
санитария —
система организационных
мероприятий
и технических
средств, предотвращающих
воздействие
па работающих
вредных производственных
факторов.
Условия
труда — совокупность
факторов
производственной
среды, оказывающих
влияние на
здоровье и
работоспособность
человека в
процессе труда.
Требования
безопасности
труда установлены
законодательными
актами, нормативно-правовой
документацией,
правилами и
инструкциями.
Опасный
производственный
фактор —
фактор, воздействие
ко-Iорого
на работающего
в определенных
условиях приводит
к травме или
другому внезапному
резкому ухудшению
здоровья.
Вредный
производственный
фактор — фактор,
воздействие
которого на
работающего
в определенных
условиях приводит
к заболеванию
или снижению
работоспособности.
В зависимости
от уровни и
продолжительности
воздействия
такой фактор
может стать
опасным.
Безопасность
производственного
оборудования
— свойство
обору-шнания
сохранять
безопасное
состояние
при выполнении
заданных
функций в
условиях,
установленных
нормативно-технической
документацией.
Безопасность
производственного
процесса —
свойство сохранять
соответствие
требованиям
безопасности
труда в условиях,
установленных
нормативно-технической
документацией.
Средство
защиты работающего
—
средство,
применение
которого
предотвращает
или уменьшает
воздействие
на работающих
опасных и (или)
вредных производственных
факторов.
Несчастный
случай на
производстве
— событие,
в результате
которого
застрахованный
получил увечье
или иное повреждение
здоровья при
исполнении
им обязанностей
по трудовому
договору
(контракту)
и в иных установленных
федеральным
законом случая
как
на территории
страхователя,
так и за ее
пределами,
либо во время
следования
к месту работы
или возвращения
с места работы
на транспорте,
предоставленном
страхователем,
и которое повлекло
необходимость
перевода
застрахованного
на другую работу,
временную
или стойкую
утрату им
профессиональной
трудоспособности
либо его смерть.
Производственная
травма — травма,
полученная
работающим
на производстве
и вызванная
несоблюдением
требований
безопасности
труда.
Производственный
травматизм
—
явление,
характеризующееся
совокупностью
производственных
травм.
Профессиональное
заболевание
— хроническое
или острое
заболевание,
являющееся
результатом
воздействия
на работающего
вредного (вредных)
производственного
(производственных)
фактора (факторов)
и повлекшее
временную
или стойкую
утрату им
профессиональной
трудоспособности.
Профессиональная
заболеваемость
—
явление,
характеризующееся
совокупностью
профессиональных
заболеваний.
|
1.Содержание,
цель и заданы
дисциплины
БЖД.
Безопасность
жизнедеятельности
— комплексная
научная дисциплина,
изучающая
опасности
и защиту человека
от них. Основные
положения ее
базируются
на том, что
деятельность
человека
потенциально
опасна; опасности,
реализуясь
в пространстве
и во времени,
причиняют
вред человеку,
проявляющийся
в нервных
потрясениях,
болезнях, травмах,
инвалидных
и летальных
исходах и др.;
защита от
опасности
— актуальнейшая
гуманная и
социально-экономическая
проблема
государственной
значимости.
БЖД решает
задачи идентификации
(распознавания)
опасностей
(вид, пространственные
и временные
координаты,
величина,
возможный
ущерб, вероятность
и др.); профилактики
(на основе
сопоставления
затрат и выгод);
действия в
условиях
чрезвычайных
ситуаций (в
связи с остаточным
риском часть
опасностей
может реализоваться
с определенной
вероятностью).
По происхождению
все изучаемые
опасности
делятся на
природные,
техногенные,
антропогенные,
биологические,
экологические,
социальные.
Научно-методическое
раскрытие
изложенного
составляет
программную
основу БЖД
со следующими
блоками: теоретические
основы; человек
— элемент в
системах
безопасности;
природные
(метеосферные,
гидросферные,
атмосферные,
космические)
опасности;
техногенные
(механические,
электромагнитные
поля, ионизирующие
излучения,
электробезопасность,
взрывы, пожары
и т. п.) опасности;
химические
опасности;
экологические
опасности;
социальные
опасности;
экстремальные
и чрезвычайные
ситуации;
управление
БЖД.
Отсюда
следует, что
БЖД — неотъемлемая
часть и общая
образовательная
составляющая
подготовки
всесторонне
развитой
личности, в
интересах
которой, а также
общества и
государства
БЖД должна
изучаться
студентами
всех специальностей
вузов. Применительно
к инженерным
специальностям
для предприятий
АПК особое
внимание при
изучении уделяется
системе законодатель-
их актов,
организационных,
инженерно-технических,
социально-экономических,
гигиенических
и лечебно-профилактических
мероприятий
и средств,
обеспечивающих
безопасность,
сохранение
здоровья и
работоспособности
человека. Цель
дисциплины
— теоретическая
и практическая
подготовка
студентов к
обеспечению
здоровых и
безопасных
условий труда,
снижению и
ликвидации
производственного
травматизма
и профессиональных
заболеваний
трудящихся.
Задача дисциплины
— научить будущих
инженеров-механиков
и инженеров-электриков
применять
перечисленные
мероприятия,
а также достижения
современной
науки и передовой
практики для
профилактики
травматизма.
Изучивший
дисциплину
должен уметь
управлять
БЖД, т. е. организованно
воздействовать
на систему
человек—среда.
Управлять
БЖД — значит
осознанно
переводить
объект из опасного
состояния
в менее опасное
или безопасное
при соблюдений-условий
экономической
и технической
целесообразности
на основе
сравнения
затрат и полученных
выгод.
В
управлении
важен системный
подход, заключающийся
в учете необходимости
и достаточности
числа компонентов,
которыми
определяется
безопасность.
Принципы
системного
анализа: процесс
принятия решения
начинается
с формирования
конечных и.
:ей; проблема
рассматривается
как единое
целое; выявляются
альтернативные
пути достижения
целей; подцели
и цель должны
быть реальными,
предметными,
количественно
определенными,
адекватными,
эффективными,
контролируемыми.
Требования
безопасности
необходимо
учитывать
при выполнении
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
работ, проектировании
реализации
проекта, испытаниях,
производстве,
транспортировке,
эксплуатации,
модернизации,
реконструкции,
консервации,
ликвидации,
захоронении
отходов на
основе технических
и экономических
соображений.
Управление
БЖД включает
анализ и оценку
состояния
объек-1,1, прогнозирование
и планирование
мероприятий,
организацию,
1С. непосредственное
формирование
управляемой
и управляющей
систем, контроль
за ходом организации
управления,
определение
эффективности
мероприятия,
стимулирование
работы.
При
выборе средств
управления
БЖД выделяют
мировоззренческий,
физиологический,
психологический,
социальный,
воспитательный,
эргономический,
экологический,
медицинский,
технический,
организационно-оперативный,
правовой и
экономический
аспекты. Соответственно
перечисленным
аспектам
существует
гамма средств
управления
БЖД, к которым
относятся
образование
масс, воспитание
культуры
безопасного
поведения,
профессиональные
обучение и
отбор, психологическое
воздействие
на субъекты
управления,
рационализация
режимов работы
и отдыха, технические
и организационные
средства
коллективной
защиты, индивидуальной
|
|
2.Социально-экономические
аспекты безопасности
жизнедеятельности,
ее состояние
и перспективы.
В
условиях
становления
рыночной
экономики
проблемы
безопасности
жизнедеятельности
становятся
одними из самых
острых социальных
проблем. Связано
но с травматизмом
и профессиональными
заболеваниями,
приводящими
в ряде случаев
к летальным
исходам, притом
что более половины
предприятий
промышленности
и сельского
хозяйства
относится к
классу максимального
профессионального
риска.
Рост
профессиональных
заболеваний
и производственного
травматизма,
числа техногенных
катастроф и
аварий, неразвитость
профессиональной,
социальной
и медицинской
реабилитации
пострадавших
на производстве
отрицательно
сказываются
на жизнедеятельности
людей труда,
их здоровье,
приводят к
дальнейшему
ухудшению
демографической
ситуации в
стране.
Подтверждением
этого служат
следующие
факторы: высокий
уисльный
вес
(от трети до
половины занятых
в сфере материального
производства)
работников,
занятых на
рабочих местах,
не отвечающих
эргономическим
и санитарно-гигиеническим
требованиям
и правилам
техники безопасности;
быстрый рост
уровня профессиональной
заболеваемости
и производственного
травматизма
(темпы их увеличения
при пересчете
на единицу
выпускаемой
продукции
или на фактически
отработанное
время составляют
за последние
5 лет 15—20 % в год);
увеличение
тяжести
производственного
травматизма
(за последние
10 лет в среднем
около 3 % в год)
и его уровни
с летальным
исходом (в 3—9
раз за последнее
10-летие по сравнению
с экономически
развитыми
странами).
Реальную
угрозу возникновения
аварий с человеческими
жертвами,
увеличения
числа профессиональных
заболеваний,
несчастных
случаев на
производстве,
вредных выбросов
и сбросов в
окружающую
среду представляет
высокая степень
износа основных
фондов, составляющая
около 43%, а машин
и оборудования
Особенно
тяжелое положение
сложилось в
АПК, где объем
капитальных
вложений
уменьшился
на 70 % по сравнению
с другими
отраслями
народного
хозяйства,
амортизационный
износ оборудования
в перерабатывающих
отраслях достиг
85%, а в отдельных
— 100 % и перешел
в разряд критического
состояния.
Не отработан
экономический
механизм,
побуждающий
работодателя
принимать
эффективные
меры по обеспечению
здоровых и
безопасность
условий труда,
хотя здоровье
и жизнь человека
обладают наивысшим
приоритетом
среди общечеловеческих
ценностей.
От
неудовлетворительного
состояния
дел с безопасностью
жизнедеятельности
страна ежегодно
несет большие
человеческие,
финансово-экономические,
материальные
и моральные
потери. Обеспечение
безопасности
производства
и охраны труда
работников
— одна из основных
проблем национальной
безопасное!
страны.
4.Роль
ученых в развитии
науки о безопасности
жизнедеятельности.
Условия
труда и безопасности
человека изучаются
с давних времен.
Еще Аристотель
(384—322 до н. э.) и Гиппократ
(460—370 до н. э.) рассматривали
в своих трактатах
условия труда.
Опасности,
связанные с
горным делом,
изучали Парацельс
(1493—1541) и Аг-рикола
(1508—1557); М.В.Ломоносов
(1711 — 1765) и Рамаццини
(1633—1714) заложили
основы профессиональной
гигиены. Российские
ученые В. Л.
Кирпичев
(1845—1913), Д.Н.Никольский
(1855-1918), А. А. Скочинский
(1874-1960), С. И. Каплун
(1897-1943) и др. внесли
значительный
вклад в развитие
теории безопасности.
И.М.Сеченов
(1829—1905) определил
физиологические
критерии для
установления
длительности
рабочего дня.
В 1901 г. в книге
«Очерк рабочих
движений человека»
он впервые
рассмотрел
вопросы гигиены
труда. Крупный
физиолог И.
П. Павлов (1849—
1936) установил
связь между
внешней средой
и высшей нервной
деятельностью
человека.
Аэродинамическую
теорию, которую
используют
для расчета
работы вентиляторов
и систем вентиляции,
разработал
Н. Е.Жуковский
(1847—1921).
Обучение
некоторым
положениям
охраны труда
началось с
1904г. в Санкт-Петербурге
в Технологическом
институте.
Ныне БЖД как
предмет изучают
во всех 58 вузах
аграрного
профиля России.
В некоторых
из них успешно
проводятся
научно-исследовательские
работы. В
Санкт-Петербургском
государственном
аграрном
университете
(СПбГАУ) с 1974г.
в аспирантуре
и докторантуре
проходят
подготовку
научные кадры
по проблеме,
а с 1987г. там работают
диссертационные
советы по защите
кандидатских
и докторских
(с 1990г.) диссертаций
по специальностям
05.26.01 «Охрана труда»
и 05.26.03 «Пожарная
безопасность».
С 1973 г. в г. Орле
успешно функционирует
Всероссийский
научно-исследовательский
институт охраны
труда (ВНИИОТ)
МСХ РФ.
|
5. Понятие
термина УСЛОВИЯ
ТРУДА
Труд
подразделяют
на физический
и умственный.
Вместе с тем
в каждой физической
работе присутствуют
элементы
умственной
деятельности
и в каждой
умственной
работе — элементы
физической.
Условия
труда формируются
под влиянием
социально-экономических,
организационно-технических
и природных
факторов. Группу
социально-экономических
факторов
составляют
общественно-политические,
нормативно-правовые,
экономические
и социально-психологические.
К организационно-техническим
факторам относят
средства труда,
технологию
производства,
организацию
производства
и управления.
Природные
факторы могут
быть географическими,
биологическими
и климатическими.
По
травмобезопасности
условия
труда делят
на оптимальные,
допустимые
и опасные.
К
оптимальным
относят
условия труда
на рабочих
местах, где
оборудование
и инструмент
полностью
соответствуют
стандартам
и правилам
(нормативным,
правовым актам);
установлены
и исправны
требуемые
средства защиты,
инструмент;
средства
инструктажа
и обучения
выполнены в
соответствии
с требованиями:
оборудование
исправно.
Допустимые
условия труда
существуют
там, где повреждены
и неисправны
средства защиты,
не снижающие
их защитных
функций (частичное
загрязнение
сигнальной
окраски, ослабление
отдельных
крепежных
деталей и т.
п.).
Опасные
условия труда
присутствуют
там, где повреждены,
неисправны
или отсутствуют
предусмотренные
конструкцией
оборудования
средства защиты
рабочих органов
и передач
(ограждения,
блокировки,
сигнальные
устройства
и др.), неисправен
инструмент;
отсутствуют
инструкции
по охране труда
либо имеющиеся
инструкции
составлены
без учета
соответствующих
требований,
нарушены условия
их пересмотра;
отсутствуют
средства обучения
безопасности
труда (правила,
обучающие и
контролирующие
программы,
учебные пособия
и др.) либо они
составлены
некачественно
и нарушены
условия их
пересмотра.
Но
степени
вредности и
опасности
условия
труда подразделяют-
на
оптимальные
(1-й
класс), при
которых не
только сохраняется
здоровье
работающих,
но и созданы
предпосылки
для поддержания
высокого уровня
работоспособности;
допустимые
(2-й
класс), при
которых факторы
среды и трудового
процесса не
превышают
установленных
гигиеническими
нормативами
для рабочих
мест и не оказывают
неблагоприятного
воздействия
в ближайшем
и отдаленном
будущем на
состояние
здоровья
работающих
и их потомство,
а возможные
изменения
функционального
состояния
организма
восстанавливаются
во время
регламентированного
отдыха или к
началу следующей
смены. Оптимальный
и допустимый
классы соответствуют
безопасным
условиям труда;
вредные
(3-й
класс) характеризуются
присутствием
вредных
производственных
факторов, уровни
которых превышают
гигиенические
нормативы и
оказывают
неблагоприятное
воздействие
на организм
работающего
и (или) его потомство;
опасные
(4-й
класс) (экстремальные)
характеризуются
такими .уровнями
производственных
факторов,
воздействие
которых создаёт
угрозу для
жизни, высокий
риск возникновения
тяжелых форм
острых профессиональных
поражений.
По
степени
превышения
гигиенических
нормативов
и выраженности
изменений в
организме
работающих
вредные
условия труда
подия ют на
четыре степени
вредности:
I
я характеризуется
такими отклонениями
от гигиенически
v
нормативов,
которые вызывают
обратимые
функциональные
и чтения и
обусловливают
риск развития
заболевания;
2 я
характеризуется
такими уровнями
производственных
факторов, которые
могут вызывать
стойкие функциональные
нарушения,
приводящие
к росту заболеваемости
с временной
утратой
трудоспособности,
увеличению
частоты общей
заболеваемости
появлению
начальных
признаков
патологии;
3 я
характеризуется
такими уровнями
вредных факторов,
которые
приводят к
развитию
профессиональной
патологии в
легких формах
в период трудовой
деятельности,
росту хронической
общесамотической
патологии
(постоянная
усталость,
снижение,
иммунитета),
включая повышенную
частоту заболеваемости
с временной
утратой
трудоспособности;
4 я
при которой
могут возникать
выраженные
формы профессиональных
заболеваний,
отмечаются
значительный
рост хронической
патологии и
высокие уровни
заболеваемости
с временнойI
утратой
трудоспособности.
Особенности
условий труда
в сельскохозяйственном
производстве
связаны большим
разнообразием
растений,
животных, техники,
средств механизации,
технологических
процессов
производства,
переработки,
хранения и
реализации
продукции;
сезонностью
работ и необходимостью
выполнения
их в различных
почвенно-климатических
и погодных
условиях;
спецификой
работ, связанных
с биологическими
объектами и
продовольствием,
почвой, машинами
и механизмами,
транспортом,
энергоносителями,
водой, химическими
препаратами,
топливно-смазочными
материалами,
излучателями
и преобразователями
различных
видов энергии.
Перечисленные
условия труда
сопровождаются
физическими
перегрузками
и выделением
различного
рода вредностей:
шумов, вибраций,
излучений,
запыленности,
повышенных
или пониженных
температур,
влажности,
напряженности
и др. Часто
значения этих
факторов превышают
предельно
допустимые
и при длительной
работе отрицательно
влияют на
работающих,
вызывая утомление,
ослабление
внимания,
отравления,
травмы и заболевания.
Основные
источники
травм — машины
и оборудование,
токсичные
и опасные
жидкости,
животные, падающие
предметы,
пестициды,
электрический
ток, статическое
электричество,
грозовые
разряды и др.
Изложенные
особенности
учитывают
при планировании
комплекса
трудоохранных
мероприятий
и формировании
безопасных
условий труда,
от которых
зависят здоровье
и работоспособность
человека.
|
6. Понятие
об эргономике
и инженерной
психологии
Для
ликвидации
предпосылок
травмирования
составляющие
системы человек
— машина —
производственная
среда согласовывают
по осязательным,
обонятельным
и вкусовым
возможностям
человека. С
учетом этих
показателей
рассматривают
изделия и элементы
их конструкции,
эксплуатация
которых связана
с использованием
энергетических
возможностей
мышечного
аппарата человека,
особенностей
органов его
чувств, а также
влияние показателей
на объем и
скорость рабочих
движений, объем
зрительной,
слуховой,
тактильной
(осязательной),
обонятельной
и вкусовой
информации,
поступающей
через органы
чувств, и определяют
средства
отображения
информации,
органы управления
и т.д.
Перечисленные
показатели
и производственную
среду согласовывают
по следующим
основным
направлениям:
пространственному,
временному,
информационному
и энергетическому.
Пространственное
согласование
предполагает
организацию
пространства,
в котором человек
осуществляет
свою деятельность
(рабочее место,
зона и др.), а
также организацию
в пространстве
перемещений
и движений
самого человека
(зоны досягаемости,
траектории
движения,
повороты,
доступность
органов управления,
наклоны и др.).
Оно связано
с антропометрическими
характеристиками
человека,
гигиеническими,
физиологическими,
психологическими
и
эстетическими
показателями.
Временное
согласование
характеризуется
продолжительностью
совершения
движения, простоя,
реакции, поиска,
слежения и
дифференцирования,
режима работы
и отдыха. Оно
предполагает
учет
временной
динамики
работоспособности
и временных
характеристик
человека.
Информационное
согласование
состоит
в оценке количества
информацииции,
пропускной
способности,
помехоустойчивости
каналов
связи
человека,
различных
органов чувств
и нервной системы
целом на основе
установления
оптимальных
информационных
|.он от средств
индикации,
знаков, указателей,
фигур, мнемосхем
и других изображений,
звуковых сигналов
и т. д. Закономерности
взаимодействия
составляющих
системы выявляет
эргономика
— наука, изучающая
объективные
закономерности
процессов
взаимодействия
человека, техники
и производственной
среды.
Оптимальные
условия работы
обеспечиваются
соответствием
технологического
процесса,
оборудования
и оснастки
физиологи-
ии,
психофизиологическим
и психологическим
особенностям
человека.
Оптимальность
предполагает
высокопроизводительный
труд
при устойчивой
работоспособности
человека и
сохранении
его сил и здоровья.
Основное
направление
оптимизации
системы человек
— машина
производственная
среда — обеспечение
эргономических
требований
к конструированию,
оснащению и
планировке
рабочих мест.
Эргономические
требования
реализуются
через показатели,
совокупность
которых характеризует
эргономический
уровень системы
человек — машина
— производственная
среда. Различают
гигиенические,
антропометрические,
физиологические,
психофизи-
ческие
и психологические
показатели.
В
группу гигиенических
показателей
входят
уровни освещенности
влажности,
давления,
температуры,
чистоты воздуха
на рабочем
месте (токсичность,
запыленность),
шума, вибрации,
напряженности
электрического
и магнитного
полей и др.
Группу
антропометрических
показателей
составляют
показали
соответствия
конструкции
предметов и
средств труда
размерам человека,
форме тела и
его отдельных
частей. Они
отражают изменение
размеров
тела
в зависимости
от его положения,
характеризуют
функциональную
досягаемость
рук. С учетом
этих
показателей
можно достичь
рациональной
и удобной рабочей
позы,
правильной
осанки, оптимального
охвата руками
предметов
труда и органов
управления
и т. д. На их основе
разрабатывают
требования
к сиденьям,
ручкам, рукояткам,
обуви, одежде.
Группа
физиологических
и психологических
показателей
характеризует
соответствие
конструкции
оборудования
силовым, скоростным,
энергетическим,
зрительным,
психофизиологическим,
слуховым
возможностям
работающих.
Энергетическое
согласование
связано с учетом
влияния труда
на мышечную,
сердечно-сосудистую
системы на
основе установления
оптимального
объема двигательной
деятельности,
внешней механической
работы, мышечных
усилий, степени
выносливости.
|
8.
МЕТОДЫ
АНАЛИЗА
ТРАВМАТИЗМА.
Показатели
травматизма
Показатели
производственного
травматизма
изучают с помощью
различных
методов.
Статистический
метод основан
на анализе
статистического
материала по
травматизму.
Исходные данные
для анализа
содержатся
в актах формы
Н-1, в отчетах
предприятий
по формам №
7-т и 1-т. С помощью
этого метода
можно определить
сравнительную
динамику
производственного
травматизма
за ряд лет. При
этом используют
несколько
показателей.
Показатель
частоты травматизма
Пч
представляет
собой отношение
числа травм
(несчастных
случаев) Т за
отчетный период
(с потерей
трудоспособности
за день и более)
к среднесписочной
численности
работающих
Р за тот же
период, отнесенной
к 1000:
Пч =
1000Т/Р.
Показатель
тяжести травматизма
Пт характеризует
среднюю
продолжительность
временной
нетрудоспособности
и представляет
собой отношение
числа дней
нетрудоспособности
Д всех пострадавших
за учетный
период к общему
числу случаев
Т1 за тот же
период (без
учета смертельных
и инвалидных
исходов, учитываемых
отдельно):
Пт
= Д/ Т1
Показатель
потерь рабочего
времени Пп
(на 1000 работающих)
за определенное
время полнее
характеризует
состояние
травматизма:
Пп = 1000
Д/Р.
Показатель
летальности
Пл
обычно используют
при анализе
травматизма
в больших
подразделениях
(в районе, области,
республике,
в целом по системе
агропрома) и
определяют
(на 10000 работающих)
как отношение
числа летальных
исходов Л к
среднесписочной
численности
работающих
за идентичные
периоды:
Пл =
10^4
Л/Р.
К разновидностям
статистического
метода относят
групповой и
топографический.
При
групповом
методе травмы
группируют
по однородным
признакам:
возрасту,
квалификации
и специальности
пострадавших;
видам работ;
причинам
несчастных
случаев и т.
п.
Пои
топографическом
методе несчастные
случаи наносят
условными-
знаками
на план расположения
оборудования
в цехе или
Монографический
метод состоит
в детальном
расследовании
обстоятельств
каждого несчастного
случая (рабочего
места, оборудования,
технологического
процесса и
др.).
Эргономический
метод заключается
в комплексном
изучении
человек
— машина —
производственная
среда (с учетом
метрических
данных человека).
Экономический
метод основан
на определении
экономического
ущерба от
травматизма
и предназначен
для выяснения
экономической
эффективности
затрат на
разработку
и внедрение
мероприятий
по охране труда.
|
|
11.Охрана
труда женщин
(и подростков)
При
использовании
труда женщин
работодатель
обязан руководствоваться
Перечнем тяжелых
работ и работ
с вредными
или опасными
условиями
труда, при
выполнении
которых запрещается
применение
труда женщин
(постановление
Правительства
РФ №163 от 25.02.2000г.),
Трудовым кодексом
РФ (гл. 41, ст. 253-264),
Гигиеническими
требованиями
к условиям
труда женщин
(Госкомсанэпиднадзор
России, 17.10.96 г.,
СанПиН 2.2.0.555—96).
Эти и
другие нормативные
документы
предусматривают
ряд особенностей
правового
регулирования
труда женщин
в связи с социальной
ролью матери
и физиологией
женского
организма.
На тяжелых
(разгрузка и
погрузка бревен
вручную, валка
деревьев и
т. п.), вредных
(пропитка
древесины
антисептиками,
пайка свинцовых
аккумуляторов
и др.) и опасных
работах запрещается
применение
труда женщин
детородного
возраста и
лиц в возрасте
до 21 года, а также
тех лиц, кому
эти работы
противопоказаны
по состоянию
здоровья.
Запрещается
применение
труда женщин
на работах,
связанных с
подъемом и
перемещением
вручную тяжестей,
превышающих
предельно
допустимые
для них нормы.
Перечень
тяжелых работ
и работ с вредными
или опасными
условиями
труда, при
выполнении
которых запрещается
примене
ние
труда женщин
(далее — Перечень),
по разделу
«Сельское
хозяйство»
включает лиц,
занятых на
работах в
колодцах,
жижесборниках
и цистернах,
силосохранилищах
и сенажных
башнях; укладке
дренажных
труб вручную;
погрузке и
разгрузке
трупов животных,
конфискаторов
патологического
материала;
съемке шкур
с трупов скота,
лошадей и разрубке
туш; транспортировке,
погрузке и
разгрузке
ядохимикатов;
работах
трактористами-машинистами
сельскохозяйственного
производства;
работах по
обслуживанию
быков-производителей,
жеребцов-производителей,
хряков. С 01.01.1992г.
запрещено
привлекать
женщин в возрасте
до 35 лет к выполнению
операций в
растениеводстве
и животноводстве,
птицеводстве,
звероводстве,
связанных с
применением
ядохимикатов,
пестицидов
и дезинфицирующих
средств. С
01.01.1991 г. запрещено
использовать
труд беременных
женщин в растениеводстве
и животноводстве
с момента
выявления
беременности
(за ними сохраняется
средний заработок
по месту работу
на весь период
беременности).
Для использования
труда беременных
женщин создают
специализированные
участки, шире
используют
надомный труд.
С 01.01.1991 г. запрещено
обучение, ас
01.01.1992 г. — прием на
работу женщин
трактористами-машинистами,
водителями
грузовых
машин. Предельно
допустимые
нагрузки для
женщин при
подъеме и
перемещении
тяжестей вручную
составляют:
подъем и перемещение
тяжестей при
чередовании
с другой работой
(до 2 раз в час)
— 10 кг; подъем
и перемещение
тяжестей постоянно
в течение
рабочей смены
— 7 кг; величина
динамической
работы, совершаемой
в течение каждого
часа рабочей
смены, не должна
превышать с
рабочей поверхности
1750кгм (=17,5кН-м), а с
пола — 875 кгм
(=8,75кН-м). При перемещении
грузов на
тележках или
в контейнерах
прилагаемое
усилие не должно
превышать
10кг (98 Н).
В
ночное время
(с
22 до 6 ч) труд женщин
применяется
только в случае
особой необходимости
и в качестве
временной
меры. Ограничение
привлечения
к ночным работам
распространяется
также на отцов,
воспитывающих
детей без матери,
и на опекунов
несовершеннолетних.
К работе в ночное
время не допускаются
женщины —
водители
автомобилей.
Работа в ночное
время оплачивается
в повышенном
размере; размеры
доплат устанавливаются
администрацией
самостоятельно,
но они не могут
быть ниже
предусмотренных
законодательством.
В большинстве
случаев минимальные
доплаты за
каждый час
работы в ночное
время определяются
из расчета
40 % ставки (оклада).Не
допускается
привлечение
к работам в
ночное время,
к сверхурочным
работам и работам
в выходные
дни и направление
в командировки
беременных
женщин и женщин,
имеющих детей
в возрасте
до 3 лет, детей-инвалидов
до 18 лет без их
согласия.
Беременные
и матери, имеющие
детей в возрасте
до 12 лет, не
привлекаются
к дежурствам
на предприятиях
и в учреждениях
после окончания
рабочего дня
и в ночное время,
а также в выходные
и праздничные
дни. К работам,
выполняемым
вахтовым методом,
не могут привлекаться
беременные
и матери, имеющие
детей в возрасте
до 1,5 лет. Эти
положения
распространяются
и на отцов,
воспитывающих
детей без матери.
Одному из
работающих
родителей
(опекуну, попечителю)
для ухода за
детьми-инвалидами
и инвалидами
с детства до
достижения
ими 18 лет предоставляются
четыре дополнительных
оплачиваемых
выходных дня
в месяц (в размере
дневного заработка
за счет средств
Фонда социального
страхования
РФ). Женщинам,
работающим
в сельском
хозяйстве,
предоставляется
по их желанию
один дополнительный
выходной день
в месяц без
сохранения
заработка.
Беременным
на основании
медицинского
заключения
снижают нормы
выработки,
обслуживания
либо их переводят
на другую работу,
более легкую
и исключающую
воздействие
неблагоприятных
производственных
факторов с
сохранением
среднего заработка
по прежней
работе. Женщин,
имеющих детей
до 1,5 лет, в случае
невозможности
выполнения
ими прежней
работы переводят
на другую
работу с сохранением
среднего заработка
по прежней
работе до
достижения
ребенком возраста
1,5 лет.
По
беременности
и родам женщинам
предоставляются
отпуска
продолжительностью
70 (в случае
многоплодной
беременности
-84) календарных
дней до родов
и 70 (в случае
осложненных
родов—86, а при
наличии двух
и более детей
— 110) календарных
дней после
родов. По желанию
женщин им
предоставляется
отпуск по
уходу за ребенком
до достижения
им трехлетнего
возраста; в
это время они
могут работать
на условиях
неполного
рабочего дня
или на дому.
На время отпуска
по уходу за
ребенком за
женщиной
сохраняется
рабочее место.
Женщинам, имеющим
детей в возрасте
до 1,5 лет, предоставляется
помимо общего
перерыва для
отдыха и питания
дополнительный
перерыв для
кормления
ребенка не
реже чем через
3 ч продолжительностью
не менее 30 мин
каждый (при
наличии двух
и более детей
до 1,5 лет перерыв
устанавливается
не менее часа).
Перерывы для
кормления
ребенка включаются
в рабочее время
и оплачиваются
по среднему
заработку.
Беременность
и материнство
не могут служить
основанием
для отказа в
приеме на работу.
Увольнение
беременных
и матерей, имеющих
детей в возрасте
до 3 лет (одиноких
матерей — при
наличии ребенка
до 14 лет или
ребенка-инвалида
до 18 лет), по
инициативе
администрации
не допускается,
кроме случаев
полной ликвидации
предприятия
|
11. Охрана
труда
(женщин) и подростков
Предусмотрен
ряд мер по охране
труда молодежи.
Не допускается
прием на работу
лиц моложе
15 лет. Для подготовки
молодежи к
производственному
труду допускается
прием на работу
обучающихся
в общеобразовательных
учреждениях,
образовательных
учреждениях
начального
и среднего
профессионального
образования
для выполнения
легкого труда,
не причиняющего
вреда здоровью
и не нарушающего
процесса обучения,
в свободное
от учебы время
по достижении
ими 14-летнего
возраста с
согласия
родителей,
усыновителей
или попечителя.
Несовершеннолетние
(моложе 18 лет)
в трудовых
правоотношениях
приравниваются
в правах к
совершеннолетним,
а в области
охраны труда,
рабочего времени,
отпусков и
других условий
труда пользуются
льготами,
установленными
законодательством.
К ним относятся:
сокращенный
рабочий день,
ежегодный
оплачиваемый
отпуск продолжительностью
31 календарный
день; право
использовать
ежегодный
отпуск в любое
удобное для
подростка
время; ежегодный
бесплатный
медицинский
осмотр; установление
пониженных
норм выработки;
доплаты к
заработной
плате несовершеннолетних,
допущенных
к сдельным
работам; квотирование
рабочих мест
для трудоустройства
молодежи;
запрещение
применять
труд лиц моложе
18 лет на тяжелых
работах, на
работах с вредными
или опасными
условиями
труда, некоторых
других работах;
запрещение
привлекать
подростков
к работе в ночное
время и к
сверхурочным
работам; ограничение
предельных
норм переноски
и передвижения
тяжестей.
Запрещается
применение
труда лиц моложе
18 лет на тяжелых
работах и на
работах с вредными
или опасными
условиями
труда, на подземных
работах, а также
на работах,
выполнение
которых может
причинить
вред их нравственному
развитию (в
игорном бизнесе,
ночных кабаре
и клубах, в
производстве,
перевозке и
торговле
спиртными,
табачными
изделиями,
наркотическими
и токсическими
препаратами).
Запрещаются
переноска и
передвижение
несовершеннолетними
тяжестей,
превышающих
установленные
для них предельные
нормы.
Несовершеннолетние
не могут привлекаться
к работам,
выполняемым
вахтовым методом,
к работам по
совместительству.
Запрещается
заключение
договора о
полной
материальной
ответственности;
несовершеннолетний
не может занимать
должности
или выполнять
работы, непосредственно
связанные с
хранением,
обработкой,
продажей
(отпуском),
перевозкой
или применением
в процессе
производства
переданных
ему ценностей.
Список работ,
к которым не
могут допускаться
несовершеннолетние,
устанавливает
Правительство
РФ.
Постановлением
вводятся также
определенные
ограничения
в обучении
несовершеннолетних
профессиям,
указанным в
Списке. В частности,
подготовка
молодежи на
производстве
по профессиям,
указанным в
Списке, допускается
при условии
достижения
18-летнего возраста
к моменту
окончания
обучения. При
прохождении
производственной
практики лица,
не достигшие
18 лет, обучающиеся
в средних
профтехучилищах
либо в техникумах,
могут быть
заняты в производствах,
профессиях
и на работах,
перечисленных
в Списке, не
более 4ч в день
при условии
строгого
соблюдения
санитарно-гигиенических
норм.
Выпускники
средних профтехучилищ
и техникумов,
закончившие
образовательную
подготовку
со сроком обучения
не менее 3 лет
по профессиям,
указанным в
Списке, и не
достигшие 18
лет, допускаются
к работе по
этим профессиям
под руководством
опытных
работников-наставников
при условии
соблюдения
норм охраны
труда. Лица
моложе 21 года
принимаются
на работу лишь
после предварительного
медосмотра,
работники в
возрасте до
18 лет подлежат
ежегодному
медосмотру.
Медосмотры
лиц моложе
21 года осуществляются
за счет средств
работодателя.
Работников
моложе 18 лет
запрещается
привлекать
к ночным и
сверхурочным
работам и работам
в выходные
дни. При пятидневной
рабочей неделе
сверхурочной
считается
|
| |