Время всасывания при высоте всасывания 5-6 м, с, не более.............. 40
в) Описать порядок подготовки моечной установки МП-800Б к работе и работу насоса установки:
Для приведения агрегата в рабочее состояние произвести внешний осмотр агрегата в целях выявления повреждений наружных деталей, а также проверки надёжности крепления отдельных его узлов.
Если агрегат был законсервирован, расконсервировать двигатель. Затем ввернуть запальные свечи и закрыть спускные краники картера. Проверить исправность системы зажигания.
Приготовить топливную смесь, при этом нельзя пользоваться загрязнённой посудой.
При приготовлении топливной смеси сначала наливать в подготовленную посуду автомобильный бензин А-72, а затем масло АКп-10 в пропорции 18:1 по объёму при первых 25 ч эксплуатации агрегата и 20:1 при дальнейшей эксплуатации. Полученную смесь тщательно перемешать и заправить ею топливный бак.
Категорически запрещается заправлять топливный бак одним бензином без масла во избежание задира поршней и заклинивания шатунных подшипников коленчатого вала.
Проверить наличие прокладок в головках всасывающих рукавов и сетки, смазать их солидолом.
Присоединить всасывающую линию рукавов с всасывающей сеткой к входному патрубку насоса.
Опустить всасывающую линию с сеткой в водоём, погрузив её в воду на глубину не менее 200 мм.
Устанавливать всасывающую сетку на дно водоёма не рекомендуется, так как это может привести к засосу ила, грязи и песка.
Развернуть напорную линию и присоединить напорный рукав к задвижке насоса. Не допускается эксплуатация агрегата на напорной линии с одним стволом РС-50 и спрыском диаметром 16 мм при давлении, создаваемом насосом выше 6,5 кгс/см .
Проверить, закрыты ли спускные краники насоса и цилиндров.
Плотно закрыть задвижку насоса.
Поставить топливный краник в положение «Открыто» и нажатием пальца на кнопку крышки поплавковой камеры убедиться в подаче топливной смеси в поплавковую камеру.
Отвернуть пробку заливной ванны и открыть контрольный краник на головке правого цилиндра.
Залить воду в рубашку охлаждения цилиндров до появления воды из контрольного краника.
Закрыть контрольный краник головки цилиндров и завернуть пробку заливной ванны.
Для пуска двигателя гашетки фиксатора карбюратора поставить в закрытое положение (вниз).
После пуска отрегулировать двигатель на работу с номинальной частотой вращения.
Перевести рукоятку вакуум-аппарата из крайнего положения до упора в сторону глушителя (до пуска) в крайнее положение в сторону задвижки насоса и подсосать воду.
Убедившись в подсосе воды по выходу обильной струи из диффузора вакуум-аппарата, через 4-6 с приоткрыть задвижку после выброса воды из напорного рукава, перевести рукоятку вакуум-аппарата в крайнее положение до упора (в сторону глушителя) и плавно открыть задвижку.
При работе агрегата для контроля за давлением насоса необходимо открыть краник манометра.
Открыть полностью задвижку и отрегулировать двигатель по показанию манометра на необходимую мощность. ,
Категорически запрещается в первые 25 ч. работы повышать нагрузку двигателя, соответствующую давлению насоса по манометру более 4 кгс/см2
при спрыске ствола диаметром 19 мм.
В случае срыва струи при открытии задвижки вновь подсосать воду.
Если после повторного подсоса агрегат не забирает воду, отвернуть пробку клапана, вынуть пружину клапана и клапан, притереть клапан.
Категорически запрещается отключать тягу серьги от серьги и кулачка. Время подсоса воды не должно превышать 40 с.
При повторных подсосах воды не допускать перегрева двигателя, что отражается на долговечности и надёжности его работы!
Остановка двигателя. Для остановки двигателя необходимо:
- выключить зажигание, нажав на кнопку выключения магнето.
После остановки двигателя закрыть топливный краник топливного бака (повернуть ручку краника в положение «закрыто»).
Слить остаток топлива из карбюратора.
Закрыть задвижку.
Открыть сливной краник насоса, два сливных краника цилиндра и сливной кран верхнего картера.
Отсоединить напорную и всасывающую линии.
Наклонив агрегат всасывающим патрубком вниз, слить остатки воды, находящиеся в полости насоса за задним уплотнением колеса.
Навернуть заглушку насоса и закрыть спускные краники насоса и цилиндров.
Вопрос 2. Комплект специальной обработки ДК-4.
а) Назначение: Автомобильный комплект специальной обработки предназначен для дезактивации, дегазации и дезинфекции автомобилей, автопоездов, специальных шасси, гусеничных тягачей и транспортёров.
о) Состав комплекта ДК-4.
Рис. 1. Комплект специальной обработки ДК-4:
1-газоотборник с заглушкой;2-крышка с предохранительным клапоном;3-эжектор;4-г
глндспопй;5-5-удлинитель брандспойта;6-пылеотводная труба;7-щетки;8-жидкостной рукав;9-порошок СФ-2
В состав комплекта входят газожидкостный прибор, комплект для дегазации оружия и обмундирования (ИДП-С), индивидуальные противохимические пакеты (ИПП), дезактивирующий
порошок СФ-2У, ЗИП и крепёжные детали, металлический ящик для укладки и транспортирования комплекта.
Комплект ДК-4 крепится на крыше мастерской. Масса комплекта с укладочным ящиком
-32 кг, время для развёртывания (свёртывания) комплекта - 3-4 минуты.
в) Порядок подготовки комплекта к работе:
В зависимости от характера заражения и обрабатываемой поверхности прибор подготавливается к работе газожидкостным методом или методом отсасывания радиоактивной пыли.
Метод отсасывания радиоактивной пыли применяется для дезактивации сухих, немасляных поверхностей, а также для дезактивации внутренних поверхностей кабин и кузовов машин; во всех остальных случаях применяется газожидкостный метод обработки.
Действие газожидкостного прибора основано на использовании тепла и кинематической энергии отработавших газов двигателя мастерской.
Для обеспечения работы газожидкостного прибора глушитель машин оборудуется тазоотборным устройством.
Готовить прибор к дезактивации (дегазации, дезинфекции) газожидкостным методом необходимо в таком порядке:
-установить эжектор на газоотборник, предварительно отвинтив заглушку;
-присоединить к диффузору эжектора газожидкостный рукав;
-присоединить щетку к брандспойту и закрепить ее гайкой; соединить брандспойт с удлинителем
-присоединить удлинитель к газожидкостному рукаву;
-присоединить жидкостный рукав к патрубку эжектора; другой конец рукава с утяжелителем опустить в ёмкость;
- установить крышку с предохранительным клапаном на ниппель выпускной трубы глушителя.
Крышка с предохранительным клапаном устанавливается на ниппель путём ввода двух выступов, имеющихся в крышке, в пазы ниппеля; для этого усилием руки или с помощью ключа крышка с предохранительным клапаном поворачивается вправо.
При сборке прибора во всех местах соединений необходимо ставить паронитовые прокладки. Когда прибор будет смонтирован, надо перед пуском двигателя открыть предохранительный клапан, для чего повернуть рычаг вокруг своей оси до упора.
Затем следует пустить двигатель машины, установить минимальную частоту вращения и
закрыть предохранительный клапан (возвратить его рычаг в исходное положение). После этого
нужно повысить частоту вращения двигателя автомобиля до средней (1600-1700 об/мин -для
автомобиля ЗИЛ-131). Дальнейшее повышение частоты вращения двигателя после начала работы
предохранительного клапана запрещается.
После установления необходимой частоты вращения двигателя можно приступать к дезактивации (дегазации, дезинфекции).
Для подготовки прибора к работе методом отсасывания радиоактивной пыли необходимо проделать следующее:
-установить эжектор на газоотборник, предварительно отвинтив заглушку;
-присоединить газожидкостный рукав к патрубку эжектора;
единить брандспойт со щёткой и закрепить щётку гайкой;
-соединить удлинитель одним концом с брандспойтом, а другим с газожидкостным рукавом; • ,
-установить крышку с предохранительным клапаном на ниппель выпускной трубы глушителя.
При сборке прибора во всех местах соединений ставить паронитовые прокладки. Пустить двигатель машины, как указано выше, и установить такую же частоту вращения коленчатого вала двигателя. Дезактивация производится интенсивным протиранием щёткой обрабатываемых поверхностей.
В местах, недопустимых для обработки щёткой, пыль отсасывается наконечником брандспойта, для чего щётка снимается.
Для того, чтобы выбрасываемая пыль вторично не заражала обрабатываемый объект или рядом стоящую технику, мастерскую с комплектом ДК-4 надо установить перпендикулярно ветру так, чтобы газоотборник и обрабатываемые объекты располагались с подветренной стороны.
Категорически запрещается работать с газожидкостным прибором без предварительного прогрева двигателя, пускать двигатель автомобиля при закрытом предохранительном клапане, использовать комплект ДК-4 для повседневной мойки автомобилей (тягачей), а также пропускать через газожидкостный рукав отработавшие газы без эжектирования раствора (воды) во избежание его порчи.
Время, потребное на обработку с помощью ДК-4 одного автомобиля ЗИЛ-131 (БТР-60П), - 40-50 мин., на обработку автомобиля ГАЗ или БРДМ - 30-40 мин.
Вопрос 3. Передвижной компрессор 0-39А.
а)Назначение: Обеспечивает работу всего основного пневматического оборудования подвижных ремонтных средств, а также накачку и обдувку шин, деталей при
обслуживании и ремонте.
б)Техническая характеристика:
Тип установки.................................................................. одноступенчатый
Количество цилиндров, шт......................................................................... 2
Производительность, м3
/мин................................................................... 0,25
Зоздух через воздушный фильтр поступает во всасывающую полость головки блока цилиндров. При движении поршня вниз от головки в цилиндре создаётся разряжение, вследствие чего силой атмосферного давления всасывающий клапан открывается и воздух заполняет полость цилиндра. При обратном ходе поршня воздух выталкивается в нагнетательный патрубок. По нему воздух
идет в воздухозаборник, а потом в масловлагоотделитель. Из него воздух идёт к потребителю.
Задание 2.
Изучение смазочно-заправочного оборудования. Вопрос 1. Электромеханический солидолонагнетатель НИИАТ-390.
Назначение: Солидолонагнетатель предназначен для подачи через пресс-маслёнку консистентных смазок под высоким давлением в узлы и сочленения автомобилей.
Техническая характеристика:
Тип............................................................................... Передвижной с
электроприводом
Привод....................................................................... От электродвигателя
АО-31 -4 мощностью 0,6 кВт, 1400 об/мин, 220/380 В Подача, см3
:
в минуту.............................................................................................. 225
за один ход плунжера........................................................................ 1
Смазка из бункера в шланг подаётся с помощью шнека с рыхлителем. Нагнетание смазки обеспечивается плунжерным насосом высокого давления, который приводится в действие электродвигателем через шестерёнчатый редуктор. Насос высокого давления состоит из притёртой плунжерной пары и механизма, обеспечивающего возвратно-поступательное движение плунжера.
Вопрос 2. Маслораздаточный бак, мод. 133-1.
а)Назначение: Маслораздаточный бак служит для заправки жидкой смазкой картера двигателя, коробки передач и других узлов автомобиля. Он может применяться для раздачи жидкий смазочных масел.
б)Техническая характеристика:
Тип.............................................................................. Передвижной с
Резервуар заполнить чистой смазкой, закрыть крышкой и плотно закрепить её откидными болтами, вставить наконечник шланга в заливное отверстие агрегата и открыть кран наконечника; наступив ногой на опорную лапу и качая рукоятку заполнить агрегат смазкой; при загрязнении резервуара цилиндра насоса, клапанов и шланга необходимо разобрать их и промыть в дизельном топливе или керосине.
Вопрос 3. Смазочно-заправочный агрегат АЗ-1Э.
а)Назначение: Агрегат АЗ-1Э предназначен для смазочно-заправочных работ при обслуживании и ремонте ходовой части гусеничных тягачей.
Масса незаправленного агрегата, кг................................................. 65
Масса заправленного агрегата, кг..................................................... 84
в)Общее устройство:
Рис. 3. Смазочно-заправочный агрегат ЛЗ-1Э;
1 — электродвигатель; 2 — ящик для инструмента н приспособлений; 3 — бункер; 4 — нагнетательный шланг; 5 — насос высокого давления.
г) Описать работу агрегата АЗ-1Э.
Смазочно-заправочный агрегат заправляется консистентными смазками или смесями и включается в электрическую сеть мастерской через штепсельное гнездо, расположенное снаружи кузова на задней панели. Длина электрических кабелей обеспечивает удаление поста смазки от мастерской до 85 м.
Смазочно-заправочный агрегат с напряжения 220 на 380 В переключается с помощью переключателя напряжения, который переключает обмотки электродвигателя с «треугольника» на «звезду».
Выключается агрегат при достижении максимального давления автоматически, а при снижении давления также автоматически включается.
Заправить бак смазкой или смесью. Подключить вилку кабеля к источнику тока и запустить включателем двигатель. Убедиться в подаче смазки нажатием на наконечник. Присоединить раздаточный наконечник к заправочному (смазочному) отверстию агрегата (узла). Заправить агрегат (узел) смазкой, нажав руками на раздаточный наконечник в осевом направлении. При изготовлении смеси в бак вводятся густой, потом жидкий компоненты и перемешиваются 4 мин.
Вопрос 4. Ручной солидолонагнетатель мод. 142.
а) Назначение: Предназначен для смазки под высоким давлением узлов шасси автомобиля.
б)Общее устройство:
1 - гильза плунжера;
2 - плунжер;
3 - рычаг;
4 - передняя крышка;
6 - пружина;
5 - шток с поршнем
7 - корпус;
8 — задняя крышка;
9 - головка;
10 - обратный клапан
в) Описать работу солидолонагнетателя:
При заполнении шприца смазкой необходимо следить за тем, чтобы в цилиндре не оставался воздух, для этого при заправке осторожно постукивать крышкой по дереву. Попадание воздуха в шприц нарушает его работу.
Задание 3. Изучение контрольно-проверочного оборудования.
Вопрос 1. Компрессометр модели 179.
а)Назначение: Компрессометр предназначен для измерения величины давления в конце такта сжатия в цилиндрах автомобильных карбюраторных двигателей.
б)Порядок подготовки двигателя к проверке и проверка двигателя компрессометром:
Рис. 4. Компрессометр (мод. 179)
В корпусе из алюминиевого сплава закреплён штуцер, в который ввёрнуты манометр и трубка с золотником (от вентиля камеры автомобильной шины) и резиновым наконечником, служащим для плотного сопряжения компрессометра с гнездом свечи зажигания двигателя.
Для измерения давления из головки блока цилиндров необходимо вывернуть свечу зажигания и на её место вставить резиновый наконечник компрессометра. Величина давления сжатия характеризует состояние цилиндропоршневой группы и позволяет определить её изношенность, а также нарушение герметичности клапанов и прокладки головки цилиндров.
Проверка. Компрессия замеряется во время провёртывания коленчатого вала стартером при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора.
При вращении коленчатого вала (10-12 оборотов при частоте вращения 180-200 об/мин) сжатый воздух из цилиндра открывает клапан золотника компрессометра и поступает к манометру.
Нормальная величина компрессии в цилиндре карбюраторного двухрядного двигателя должна быть 7,0-7,5 кгс/см2
при степени сжатия 6,5-6,7.
Разница между показаниями компрессометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,7-1,0 кгс/см2
. Предельно допустимое снижение компрессии для двухрядного карбюраторного двигателя 6,7-7,0 кгс/см .
Вопрос 2. Прибор для проверки бензиновых насосов НИИАТ-527Б. а) Назначение: Прибор предназначен для диагностирования бензиновых насосов и игольчатого клапана карбюраторов. Он может быть использован на всех автомобилях с карбюраторными двигателями.
б) Порядок подключения прибора к системе питания двигателя.
Рис. 5. Прибор для проверки топливных насосов (модель НИИАТ 527Б)
Прикрепить с помощью скобы манометр прибора к облицовке автомобиля или какой-либо детали двигателя.
Отсоединить трубопровод от карбюратора.
Ввернуть накидную гайку отсоединения трубопровода во входной штуцер прибора, а накидную гайку гибкого шланга - в карбюратор.
в) Описать порядок проверки бензинового насоса:
Открыть кран прибора.
Пустить двигатель и установить минимальную частоту вращения на холостом ходу.
Считать показание манометра и сравнить полученный результат с соответствующим значением диагностического параметра, приведённым в приложении 2.
Перекрыть кран прибора, остановить двигатель и через 30 с считать показание манометра, которое будет характеризовать герметичность клапанов бензинового насоса. Давление бензина должно быть не менее 0,1 кгс/см .
Открыть кран прибора.
Пустить двигатель, установить минимальную частоту вращения на холостом ходу и остановить двигатель. Спустя 30 с считать показание манометра.
Сравнить полученный результат с величиной предыдущего измерения. Разница между показанием будет указывать на неплотность игольчатого клапана карбюратора. Снять прибор и присоединить трубопровод к карбюратору.
Вопрос 3. Стенд для проверки форсунок и насос-форсунок.
а)Назначение:
Стенд предназначен для проверки технического состояния форсунок и насос-форсунок дизелей в процессе технического обслуживания и ремонта машин.
б)Общее устройство:
1 — плита для сбора топлива; 2— ручка крана АККУМУЛЯТОР; 3 — кружка для сбора топлива; 4 — ручка крана БАК; 5—штуцер для подвода топлива к форсунке; 6 — струбцина; 7 — заглушка канала подвода топлива к насос-форсунке; 8—штуцер-пиноль подвода топлива к насос-форсунке н ее крепления; 9 — рычаг для привода плунжера насос-форсунки; 10 —-регулировочный винт; 11—пробки топливного бака; 12 — вороток для крепления насос-форсункн: 13 — гайка крепления топливного бака; 14 — кожух стенда; 15 — манометр; 16 — винт крепления кожуха; 17
— вороток для крепления форсунки; 18 — пиноль для крепления форсунки и заглушки трубопровода; 19 — ручка крона НАСОС; 20 — рычаг для привода топливного насоса; 21 — шаблон для насос-форсункн
Задание 4.
Изучение приборов для проверки электрооборудования
автомобиля.
Вопрос 1. Прибор для проверки автомобильного электрооборудования мод. Э-214.
а) Назначение: Прибор предназначен для контроля технического состояния генераторов постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, стартеров мощностью до 7 л. с, аккумуляторных батарей, реле-регуляторов, распределителей и катушек зажигания.
Коммутация измерительных цепей производится с помощью переключателя 11, позиции которого обозначены в соответствии с рекомендуемой последовательностью выполнения проверок:
Бат. - Ст. - проверка батареи и стартера;
Сх - проверка сопротивления изоляции конденсатора напряжением 500 В;
РОТ - проверка генератора постоянного тока, реле обратного тока.
Коммутация силовых цепей производится с помощью переключателя 10, который имеет следующие обозначения:
=Г
- проверка генератора переменного тока;
~ Г — Р - проверка генератора переменного тока и реле-регулятора постоянного тока;
~ Р - проверка реле-регулятора переменного тока и реле обратного тока.
Коммутация схемы тахометра в соответствии с числом цилиндров проверяемого двигателя производится с помощью переключателя 4, позиции которого обозначены 4, 6 и 8.
Коммутация амперметра с шунтом осуществляется переключателем 15. Нагрузка изменяется с помощью ручки 8, при повороте которой в крайнее левое положение нагрузочное устройство выключается. На ручке имеется указатель, обозначающий направление увеличения тока нагрузки.
Нажатием кнопки 2 КОНДЕНСАТОР включается испытательное напряжение 500 В.
установить рукоятку прибора в положение 14 или 18 в зависимости от диаметра резьбы свечи;
вставить свечу в свечное отверстие; нажать на кнопку ПЕСОК и поворачивать свечу вокруг оси, слегка наклоняя в стороны, продолжать очистку 8-10 с, после чего отпустить кнопку;
удалить из свечи остатки песка, для этого нажать на кнопку ВОЗДУХ и обдувать свечу в течение 5-10 с;
тщательно осмотреть свечу; наличие песчинок внутри недопустимо.
Прибор для проверки свечей зажигания (модель Э-203-П)
а) Назначение: Прибор предназначен для проверки снятых с карбюраторного двигателя свечей зажигания по бесперебойности искрообразования и герметичности при определённом давлении.
б)Общее устройство
1-кнопка включения прибора в сеть РАБОТА;2-высоковольтный провод;3-манометр;4-контрольный разрядник с экраном;5-откидная крышка;6-кабель питания;7-рукоятка насоса;8-корпус прибора; 11-зеркало-отражатели;12-смотровое окно; 13-воздушная камера
в) Порядок проверки свечей:
Убедиться, что проверяемые свечи зажигания очищены от нагара;
проверить с помощью комбинированного щупа и установить в случае необходимости с помощью ключа из принадлежностей прибора необходимый зазор между электродами свечи;
снять соответствующую резьбовую заглушку и на её место ввернуть проверяемую свечу;
завернуть до упора винт выпускного вентиля;
создать в камере с помощью насоса давление Ю,5±О,5 кгс/см2
, для свечей зажигания, имеющих зазор между электродами до 0,6 мм, или 8±0,5 кгс/см2
для свечей зажигания с зазором между электродами 0,6 мм и выше;
присоединить высоковольтный провод к проверяемой свече;
нажать на кнопку РАБОТА и наблюдать за свечой через верхнее смотровое окно и боковое зеркало-отражатель, не отпуская кнопки. При этом через смотровое окно должна быть отчётливо видна искра между электродами свечи; через боковое зеркало - светлый ореол вокруг нижнего электрода. В случае пробоя изоляции через боковое окно будет видна искра пробоя. Искрообразование на свече должно быть бесперебойным;
отпустить кнопку РАБОТА, создать в камере давление 10,5±0,5 кгс/см2
и проверить свечу зажигания на герметичность. Утечка воздуха через соединения деталей свечи зажигания не должна превышать 0,5 кгс/см2
за Юс. Открыть спускной вентиль 9 и выпустить воздух из воздушной системы прибора.
Вопрос 3. Стробоскопический прибор мод. ПАС-2 (стробоскоп).
а) Назначение: Стробоскоп предназначен для проверки момента зажигания рабочей смеси и измерения начального угла опережения зажигания карбюраторного двигателя.
снятие характеристики центробежного регулятора (зависимость угла опережения от частоты вращения коленчатого вала);
проверку работоспособности и снятие характеристики вакуумного регулятора (зависимость угла опережения от степени разряжения в смесительной камере карбюратора).
Рис. 7. Стробоскопический прибор модели ПАС-2 (стробоскоп):
б) Порядок пользования прибором (схема подключения прибора): Подготовить стробоскоп к работе: протереть линзу и корпус стробоскопа сухой мягкой тканью (желательно фланелью);
обозначить мелом контрольные метки (для облегчения наблюдений за ними);
присоединить зажим «+» к положительной клемме аккумуляторной батареи, а зажим «-» к корпусу двигателя машины; при изменении полярности стробоскоп работать не будет, хотя поломки прибора и не произойдёт;
надеть датчик на высоковольтный провод первого цилиндра;
далее выполняется любая из поставленных задач.
Подключение. «+» подключается к положительной клемме аккумулятора, «-» к корпусу двигателя машины, надеть датчик на высоковольтный провод первого цилиндра, произвести отсчёт частоты вращения коленчатого вала двигателя по шкале прибора, при этом показания прибора умножить на 100. Установить наименьшую устойчивую частоту вращения холостого хода, при которой центробежный регулятор ещё не работает.
В результате стробоскопического эффекта вращающаяся метка будет казаться неподвижной.
Датчик 8 состоит из двух частей, в каждой из которых находится ферромагнитный сердечник: на одном из сердечников имеется катушка индуктивности.
Угол опережения зажигания проверяется стробоскопическим методом по контрольным меткам.
Для получения стробоскопического эффекта используется импульсная лампа, вспышки которой синхронизированы с моментом искрообразования в первом цилиндре двигателя.
при правильной установке фары центр светового пятна совпадёт с пересечением координатных осей. Смещение светового пятна в сторону задней стенки оптической камеры укажет на то, что фара поднята вверх, а ближе к линзе - на то, что она слишком опущена вниз;
выключить свет фар;
переставить оптическую камеру на другой конец базирующей штанги и проверить правильность установки второй фары;
разобрать прибор и уложить оптическую камеру в футляр, а трубки и держатели - в чехол.
Вопрос 4. Прибор мод. Э-6.
а) Назначение: Прибор предназначен для определения направления светового пучка автомобильных фар в стационарных и полевых условиях.
Собрать из трёх трубок базирующую штангу 9 (рис. 17) и положить её на площадку вдоль проверяемой машины;
поставить на штангу оптическую камеру 3 таким образом, чтобы её линза была направлена навстречу фарам;
удерживая камеру рукой, отвернуть фиксирующую гайку 6 и, поворачивая уровень 4 относительно корпуса, установить воздушный пузырёк между контрольными метками;
не сбивая положения уровня, затянуть фиксирующую гайку 6;
надеть на базирующую штангу 9 держатели 7 и 8, обратив внимание на то, чтобы кронштейны 10, фиксирующие оптическую камеру, были направлены в противоположные стороны;
направить штыри держателей в одну сторону и расположить их в одной плоскости в 150-200 мм от краёв штанги;
затянуть стопорные винты держателей;
надеть на один из концов штанги оптическую камеру, расположив под её дном кронштейн держателя.
г)Описать порядок проверки правильности регулировки света фар: Открыть крышку оптической камеры 3 (рис. 17) и снять с линзы защитный колпачок; взять прибор в руки за базирующую штангу и непосредственно по фарам установить
между держателем наименьшее расстояние, при котором концы штырей будут упираться в точки пересечения линии расположения ламп со стыками рассеивателя с ободком;
упереть прибор заострёнными концами штырей в точки пересечения линии ламп со стыками рассеивателя с ободком фар;
включить дальний свет фар;
установить, поднимая или опуская базирующую штангу, воздушный пузырёк уровня между контрольными метками и посмотреть на матовое стекло оптической камеры;
при правильной установке фары центр светового пятна совпадёт с пересечением координатных осей. Смещение светового пятна в сторону задней стенки оптической камеры укажет на то, что фара поднята вверх, а ближе к линзе - на то, что она слишком опущена вниз;
выключить свет фар;
переставить оптическую камеру на другой конец базирующей штанги и проверить правильность установки второй фары;
разобрать прибор и уложить оптическую камеру в футляр, а трубки и держатели - в чехол.
Задание 5.
Изучение приборов для проверки технического состояния органов управления и ходовой части машин:
Вопрос 1. Прибор для проверки рулевого управления автомобилей мод. К-402. а)Назначение: Прибор предназначен для оценки технического состояния рулевого управления без его разборки и снятия с автомобиля. С помощью прибора определяют силу трения в рулевом управлении, люфт рулевого колеса и состояние отдельных деталей.
в диапазоне от 0 до 2......................................................................... ±0,25
в диапазоне от 2 до 12....................................................................... ±0,5
Масса прибора, кг................................................................................ 0,691
в) Устройство и порядок работы:
Рис. 8. Прибор для проверки рулевого управления автомобилей: 1—стрелка люфтомера в сборе; 2 — динамометр в сборе
Прибор состоит из двух отдельных узлов - динамометра 2 и стрелки 1 люфтомера.
Пружинный динамометр выполнен совместно со шкалой люфтомера и закрепляется замками на ободе рулевого колеса. Стрелка 1 люфтомера монтируется на рулевой колонке.
Перед проверкой технического состояния рулевого управления необходимо вывесить передние колёса автомобиля.
Для измерения силы трения требуется взять рукояток динамометра и медленно поворачивать рулевое колесо в крайнее левое, а затем в правое положение. По делению шкал, против которых остановились латунные фиксаторные кольца, определяют максимальное усилие (силу трения). Оно не должно превышать 5 кгс у грузовых автомобилей и 3 кгс у легковых.
Для замера люфта рулевого колеса передние колёса автомобиля устанавливаются в среднее положение, а правое колесо опускается на пол. У автомобилей с разрезной поперечной тягой на пол опускают оба передних колеса.
Взяв динамометр за рукоятку и приложив к ней усилие 1 кгс (для грузовых автомобилей) или 0,75 кгс (для легковых автомобилей), поворачивают рулевое колесо сначала влево, а затем вправо. По шкале люфтомера определяют общее её перемещение относительно неподвижной стрелки, т. е. люфт.
Проверяют техническое состояние отдельных деталей рулевого управления два человека, один из них находится в кабине, другой - под автомобилем в осмотровой канаве. При повороте рулевого колеса за рукоятку прибора в обе стороны с усилием 5-7 кгс (для грузовых автомобилей) или 3-4 кгс (для легковых автомобилей) не должно возникать заметных для глаз или на ощупь взаимных перемещений деталей в узлах рулевого управления.
Вопрос 2. Прибор для определения эффективности торможения автомобиля
(модель 1155М).
а)Назначение:
Деселерометр предназначен для диагностирования рабочей тормозной системы машины по замедлению машины во время торможения.
Закрепить прибор с помощью резиновых присосов на лобовом или правом боковом стекле внутри кабины таким образом, чтобы направление качания маятника совпадало с направлением движения машины, а его ось располагалась горизонтально. При этом передний срез маятника должен находиться против контрольной риски, нанесённой на прозрачной вставке нижнего окна.
Установить стрелку деселерометра на нулевое деление шкалы.
Разогнать автомобиль до 30 км/ч и плавно, но быстро нажать на педаль тормоза.
После остановки машины считать и сравнить показание прибора с данными таблицы. приведёнными на задней стенке корпуса. При исправной тормозной системе замедление будет совпадать с допустимым значением или превышать его.
Снять прибор с проверяемой машины.
В процессе эксплуатации необходимо оберегать прибор от резких толчков, ударов и падений.
Ежемесячно проверять исправность прибора путём плавного качания корпуса вокруг оси маятника, который должен в это время сохранять вертикальное положение.
Вопрос 3. Линейка-прибор мод. 4202А.
а) Назначение: Предназначен для проверки свободного хода рулевого колеса автомобиля.
Линейка состоит из измерительной головки 1 (рис.30), двух труб 10 и 12, которые перемещаются одна относительно другой в хомутах 9 и 14 и фиксируются винтовым зажимом 15.
В измерительной головке 1 установлен подвижной упорный наконечник 2 с указателем 3. На корпусе 5 закреплена направляющая планка 11, по которой перемещается колодка с установочной стрелкой 13. Корпус имеет два окна со шкалами, проградуированными в миллиметрах.
На концах наконечников 2 и 7 закреплены цепочки 8 для установки линейки во время
измерений на определённом уровне.
Фиксируется линейка между колёсами машины под действием спиральной пружины 4, которая постоянно поджимает наконечник 2 измерительной головки к поверхности шины или краю обода колеса.
Для установки на «нуль» необходимо подвижную крышку, жёстко связанную со шкалой, повернуть, совместив нуль шкалы со стрелкой.
Для измерения схождения колёс автомобиля необходимо:
- раздвинуть трубы линейки на такое расстояние, чтобы линейка надёжно держалась за счёт упругости пружины при опоре её наконечниками на ободы колёс или боковины покрышек, а левый наконечник располагался примерно в средней части. После этого трубы необходимо надёжно закрепить зажимом;
- установить линейку на колёсах в соответствии с правилами по проверке и регулировке схождения колёс автомобиля (устанавливать линейку по высоте и проверять горизонтальность её расположения с помощью цепочки; длина звена цепочки равна 20 мм);
- совместить нуль подвижной шкалы индикатора со стрелкой;
- переместить (перекатить) автомобиль на расстояние, при котором передние колёса провернутся на 180°;
- по смещению стрелки относительно нуля шкалы определить величину схождения (расхождения) колёс автомобиля;
- при необходимости отрегулировать схождение колёс и произвести контрольную проверку схождения колёс;
- по окончании замеров линейку снять, трубы линейки сдвинуть и закрепить.
Вопрос 4. Прибор мод. 2183.
а) Назначение: Предназначен для замера углов установки передних колёс автомобиля.
проверить давление воздуха в шинах, при необходимости довести до нормы. Определение угла развала колёс:
Установить передние колёса по центру выпуклых дисков, лежащих на плоских дисках. Закрепить на гайке правого колеса жидкостный прибор уровнем вверх. Вывесить проверяемое
колесо домкратом, повернуть его на 180° совмещения пузырька шкалы «поперечный наклон шкворня» с нулевым делением и отпустить колесо с домкратом в первоначальное положение на поворотные диски. Показания пузырька уровня на шкале «развал» должно соответствовать данным таблицы.
Определение углов поперечного и продольного наклона шкворней и соотношения углов поворота колёс - согласно инструкции на прибор.
Задание 6. Изучение оборудования МТО-АТ.
Вопрос 1. Мастерская МТО-АТ.
а)Назначение МТО-АТ: Подвижные мастерские МТО предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта автомобильной техники.
МТО относятся к группе частично унифицированных мастерских, оснащаемых единым оборудованием общего назначения и специализированными комплектами технологической оснастки.
В целях наибольшего приспособления МТО к обслуживанию автомобилей, гусеничных тягачей и транспортёров мастерские выпускаются следующих модификаций:
- МТО-АТ - мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей (кроме четырёхосных);
- МТО-АТГ - мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей (кроме четырёхосных) и гусеничных машин;
- МТО-4ОС - мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, в том числе четырёхосных и специальных шасси.
Базовый автомобиль, конструкция и оборудование кузова, а также номенклатура и размещение основного технологического оборудования в указанных модификациях мастерских приняты однотипными, чем обеспечена их унификация.
В комплект мастерских МТО-АТГ и МТО-4ОС кроме оборудования МТО-АТ входят специализированные комплекты инструмента и принадлежностей для обслуживания соответственно гусеничных машин или четырёхосных автомобилей.
б)Штат:
Состав экипажа 3 человека:
Автомеханик - проверочно-регулировочные работы по двигателю и его системам, силовой передаче (трансмиссии), органам управления и ходовой части.
Слесарь-вулканизаторщик - сварочные, жестяницкие, столярно-обойные, вулканизационные работы.
Слесарь (водитель МТО) - моечно-уборочные, монтажно-демонтажные, крепёжные и смазочные работы.
Состав экипажа 6 человек:
Автомеханик - проверочно-регулировочные работы по двигателю, силовой передаче (трансмиссии), органам управления и ходовой части.
Карбюраторщик - проверочно-регулировочные работы по топливной аппаратуре, карбюраторным двигателям и дизелям.
Электрик - электротехнические работы.
Сварщик-вулканизаторщик - сварочные, жестяницкие, столярно-обойные, вулканизационные работы.
Слесарь-монтажник - моечно-уборочные, монтажно-демонтажные работы. •
Слесарь (водитель МТО) - крепёжные и смазочные работы.
в) Штатная принадлежность Мотострелковый батальон Отдельный батальон (дивизион)
Рота материально-технического обеспечения Артиллерийский дивизион
г) Деление оборудования мастерской по назначению
Общее оборудование: грузоподъёмное оборудование и приспособления (домкраты и кран-стрела);
оборудование и инструмент для сварочных работ (устройство для ручной дуговой сварки УДЗ-101);
моечно-уборочное оборудование (мотопомпа МП-800Б, автомобильный комплект специальной обработки ДК-4, предназначен для дегазации и дезактивации автомобиля);
оборудование для контроля и регулировки приборов электрооборудования - Э-214;
оборудование для обслуживания и зарядки АКБ - УЗР.
К специальным комплектам относятся:
в мастерской МТО-АТГ - стенд для проверки форсунок модели 13-М; смазочный агрегат A3-13 -для смазывания трансмиссии; 25-тонный домкрат.
в мастерской МТО-4ОС - дополнительно имеется передвижной компрессор модели 0-39А и специальный инструмент для разборочно-сборочных работ.
д) Схема расположения площадок и постов при полном развёртывании МТО-АТ на местности.
Рис. 10. Размещение рабочих постов при развертывании МТО (вариант): / — мастерская; 2 — площадка для обслуживаемой (ремонтируемой) машины; 3—пост мойки; 4 —. насосная установка; 5 —выносной стол с комплектом контролыю-регулнровоч-ных приборов и инструментом автомеханика; 6— комплект электрифицированного инструмента; 7 — смазочно-заиравочное оборудование: 8 — электровулканизацяокный агшарат;9 — пост сварочных работ; 10 — установка УДЗ-10.