Главная              Рефераты - Юриспруденция

 

Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению - статья

А. Соловьев

Статья 212 УК РФ предусматривает ответственность за различные формы участия в массовых беспорядках и призывы к их совершению. Эта статья, по сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 года, значительно расширена, детализирована, дополнена новым объектом этого преступления и состоит из трех частей.

Основным объектом преступления являются основы общественной безопасности. Дополнительными объектами следует считать собственность (любой формы), здоровье и телесную неприкосновенность граждан. Второй дополнительный объект как самостоятельно обособленный появился именно в ст. 212 нового УК.

Опасность рассматриваемого преступления и его отличительная особенность от других посягательств на собственность, здоровье и телесную неприкосновенность граждан заключается в том, что в совершение этого деяния втягиваются (как стихийно, так и тщательно спланированно) массы людей. Хорошо известен "эффект толпы", когда законопослушные, уравновешенные люди под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. Именно невозможность прогнозировать, сдерживать действия участников массовых беспорядков, от которых можно ожидать любых, даже самых тяжких деяний, и вызывает особую опасность этого преступления. Если в обычной обстановке призывы к неподчинению законным требованиям представителей власти не образуют состава преступления, то здесь они влекут ответственность по ч. 3 ст. 212 УК.

Массовые беспорядки - это согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории. Порядок поведения может быть установлен как федеральным или местным законом, так и соответствующим образом утвержденными правилами поведения в местах массового скопления людей (рынки, стадионы, парки культуры и т. п.) и законодательством о проведении массовых мероприятий.

Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Полагаю, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.

Массовые беспорядки, о которых идет речь в ст. 212 УК, должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Если они указанными действиями не сопровождались, их организаторы и участники подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 1661 КоАП РСФСР при условии, что ими было допущено нарушение порядка организации или проведения публичного мероприятия. Участники массовых беспорядков также могут подлежать уголовной или административной ответственности по соответствующим статьям УК и КоАП за деяния, не охватываемые диспозициями чч. 1 и 3 ст. 212 УК.

Объективную сторону преступления образуют только активные действия. Просто нахождение в толпе, совершающей массовые беспорядки, не образует состава преступления. Формами активных действий являются: организация массовых беспорядков; участие в них; призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами.

Организация массовых беспорядков - самая опасная форма этого преступления - заключается в выполнении определенных действий по вовлечению большого количества людей в массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, погромами и т. д. (по диспозиции ч. 1 ст. 212 УК). Действия организаторов заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению хулиганских действий, агрессивных и желающих публично выражать свое "недовольство жизнью", психически неуравновешенных и склонных к насилию лиц. Как правило, проводится работа по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия. Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых "провокаторов" и "боевиков", воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей.

Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей.

Преступление считается оконченным с момента, когда начато совершение хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 212 УК действий лицами, составляющими толпу и именно тогда, когда она стала чинить массовые беспорядки.

Если активные действия организаторов не привели к массовым беспорядкам, но сами эти действия ясно выражали их цели и организаторы выполнили все планируемые мероприятия или не смогли их выполнить по не зависящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как покушение на организацию массовых беспорядков.

Менее опасным, по сравнению с действиями организаторов, является участие в массовых беспорядках. По смыслу статьи уголовной ответственности подлежат только те лица, которые непосредственно совершали насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применяли огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, оказывали вооруженное сопротивление представителям власти. На мой взгляд, диспозицией статьи охватывается только такое насилие, при котором оказывается физическое воздействие, поскольку, когда законодатель желает предусмотреть ответственность и за психическое насилие, то прямо об этом говорит в тексте закона (например, "с применением насилия или угрозой его применения" - п. "а" ч. 3 ст. 286 УК). Если в результате насилия наступает тяжкий вред здоровью или смерть, совершается изнасилование, требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК.

Под погромами следует понимать разорение, повреждение, разрушение, разграбление, осквернение, уничтожение какого-либо имущества, представляющего ценность. Это происходит дерзко, с задействованием большого количества людей, с демонстрацией грубой силы и явного пренебрежения к обществу. Поджог - умышленные действия, направленные на уничтожение имущества путем организации пожара.

Если имущество уничтожается не при погроме или поджоге, то для наличия состава преступления по ст. 212 УК необходимо, чтобы уничтожение причинило значительный ущерб.

Участие в массовых беспорядках является оконченным преступлением с момента начала участия в таких действиях, как погром или поджог.

Законодатель определил две формы утоловно наказуемого использования оружия при массовых беспорядках:

применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств во время массовых беспорядков само по себе образуют состав преступления и не обязательно, чтобы оно использовалось против представителей власти;

состав преступления образует использование против представителей власти любого оружия, подпадающего под положения Закона РФ "Об оружии".

Полагаю, что понятие "вооруженное сопротивление" не подлежит расширительному толкованию и применение предметов, используемых в качестве оружия, не может расцениваться как вооруженное сопротивление.

Часть 3 ст. 212 УК предусматривает уголовную ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами. К сожалению, законодатель не определил, при каких условиях наступает ответственность за указанные действия.

Представляется, что эти призывы должны звучать на массовых мероприятиях либо в местах массового скопления людей. Эти действия отличаются от действий организаторов массовых беспорядков. Различие здесь можно провести только по субъективной стороне. Если организатор действует с прямым умыслом и желает наступления всех вредных последствий, то призывающий к активному неподчинению, к массовым беспорядкам и насилию над гражданами действует с косвенным умыслом и лишь сознательно допускает возможность наступления вредных последствий от своих действий. Он может и не желать их наступления или надеется, что "ничего плохого не произойдет", а лишь так выражает свою активную позицию, не заботясь о последствиях. Подчеркну, что это только моя точка зрения, не подкрепленная судебной практикой ввиду ее отсутствия.