Главная              Рефераты - Юриспруденция

Правовое государство - реферат

Реферат по обществознанию

по теме:

«Правовое государство и гражданское общество.»

ученика8 гр. экстерната

ВСШ №19 центрального округа

Новгородцева Алексея

Москва 1998

П л а н.

1. Понятие и признаки правового государства

2. Проблемы и пути формирования правового государства в России

3. Становление и развитие гражданского общества.

4. Гражданское общество и государство.

5. Гражданское общество и право.

6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе.

7. Заключение.

Понятие и признаки правового государства.

Первыепредставления о государстве как организа­ции, деятельность которой основана на верховенстве закона, на­чали формироватьсяна ранних этапах развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик — Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть зако­на, нет места и (какой-либо) форме государственного строя. За­кон должен властвовать над всеми». Цицерон говорил о государ­стве как о правовом общении и «общем правопорядке». Государ­ственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима ока­зали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных ре­волюций идею правовой государственности разрабатывали про­грессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные философы и мыслители.

И. Кант обосновал и детально разработал философскую ос­нову теории правого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По Гегелю, государство — это наи­более совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реали­зованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции государст­ва. Маркс исходил из открытой им классовой теории обществен­ного развития, согласно которой юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классо­вого общества. Идею правового государства Маркс выразил сле­дующими примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спен­сера и других сходилась во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравь­ева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

Во многих современных научных исследованиях ос­новными чертами и признаками правового государства считаются:

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в стро­гом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) пра­вовых актов в том, что решения государственных органов и долж­ностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предостав­лении жилья и т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

Все граждане, должностные лица, органы государства и ор­ганизации должны неуклонно исполнять и соблюдать законы го­сударства. Основной Закон государства — Конституция, в кото­рой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность пра­вового порядка в обществе.

Связанность государства правом. Законы издаются государ­ством, но государство не вправе считать их своей «собствен­ностью». Ведь в основе закона лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы, государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение. Принятый закон обязателен для государства, его органов и долж­ностных лиц так же, как и для каждого человека.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобо­да человека в обществе выступает как его право. Право становит­ся всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное про­явление права свободы воплощается в формуле «Все, что не за­прещено индивиду законом, ему дозволено».

Взаимная ответственность государства и личности в рам­ках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отно­шениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государст­венные органы не могут нарушать его предписания и несут ответ­ственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Соблюдение правовых требований — юриди­ческая обязанность всех — государства, личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответствен­ности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед консти­туцией и законом все равны.

Разделение властей является основным принципом органи­зации и деятельности правового государства. Разграничение еди­ной государственной власти на три относительно самостоятель­ные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупот­ребления властью и возникновение тоталитарного управления го­сударством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц. Деление власти на законодательную, исполни­тельную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимо­действия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнитель­ной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законода­тельные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей.

В заключение можно дать следующее определение правового госу­дарства.

Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, ра­венство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

Проблемы и пути формирования правового государства в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства от­вергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для управления Советским государством.

Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о необходимости создания правового государства.

1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)

закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:

1. «Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.

2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной .

3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность государства и личности.

4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го развития и совершенствования правовой системы России.

5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.

6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень политической и правовой культуры в обще­стве.

Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта демократического правового го­сударства, а также современное демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов поли­тического плюрализма.

Становление и развитие гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результа­те отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновре­менно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества склады­вались современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государ­ства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии права» отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости обще­ственного строя от разделения труда и форм собственности стали гро­мадным шагом в развитии общественных наук.

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соот­ношения общества и государства, основанная на изменении форм соб­ственности и разделения труда. Примитивные формы разделения тру­да, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и сред­невековой общности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высво­бождению частной собственности из общности (Gemeinwesen), государ­ство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...» .

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и соче­тавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ. Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной идео­логии.

На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политиче­ском идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального Неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной Революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового Времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наибо­лее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринима­тельстве.

Гражданское общество и государство.

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует так называе­мое «современное представительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословных государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:

1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и моно­полией принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника, негосударственных организаций.

2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха, царствующей династии, какой-то части общества. Официально оно обособляется от сословий, классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с преиму­щественным учетом интересов той или иной влиятельной части обще­ства.

Стремление государства представить себя как олицетворение нации, живущей на определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохе позднего средневековья отождествление государства со страной, Родиной, Отечеством.

3. С развитием гражданского общества в структуре государствен­ных органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреж­дения парламентского типа, обладающие правами утверждения нало­гов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникно­вение и развитие представительной демократии — явление, свойствен­ное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цен­зов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).

4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию. Создание бюрократии как иерархически организованной систе­мы управления со строго определенными функциями каждой ступени и должности — явление Нового времени. Основная масса служащих ивоенных состоит из лиц разной сословной или классовой принадлеж­ности, которые занимают строго определенные места в служебной или должностной иерархии и получают содержание от государства.

5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых соз­дается и пополняется государственная казна, откуда производятся рас­ходы на содержание государственного аппарата и армии. Как правило, учреждение налогов и утверждение сметы государственных расходов (государственный бюджет) требует согласия представительного учреж­дения.

6. Современное представительное государство официально призна­ет юридическое равенство граждан (или подданных), их права и свобо­ды, а также гарантии этих прав и свобод.

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выра­жением средневекового способа производства являлась привилегия, не­равное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право».

Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее на­чало Новому времени, — столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизон­тальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договор­ных началах свободных людей, отношений, составляющих суть граж­данского общества. Глубокий переворот в праве состоял в замене сос­ловного неравенства всеобщим юридическим равенством, опре­делившим качественно новое социальное положение личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство — это не фактическое равенство, а равенство возможностей — это не одинаковость социаль­ных статусов людей. Более того — в начальный период существования гражданского общества формальное равенство неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории чело­вечества все люди, независимо от их социального происхождения иположения, были признаны юридически равными участниками обще­ственной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделен­ную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их право­вые последствия.

Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Декла­раций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможно­стей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

При этом право признается обязательным и для правителей госу­дарства. Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для пра­вящих и управляемых право, верховенство которого над произволь­ными велениями властвующих обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан судом.

Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основ­ном законе страны, обязательно определяющем права и свободы граж­дан (билль о правах, декларации прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная власть, сфера общих инте­ресов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов).

Отделение государства от общества и обособление общества от го­сударства выражено в различии их структур, принципов организации и строения.

Всякое государство организовано как руководимая единым цент­ром вертикальная система, иерархия государственных органов и долж­ностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государствен­ной дисциплины . Постоянная и главная цель государства, его оправ­дание и легитимация — охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносових участников). Цели граждан иихобъединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интере­сами.

Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым — на систему права.

Гражданское общество и право.

Государственные органы и должности создаются правом, сущест­вуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределе­ны и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений может регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.

Граждане имеют правоспособность, дающуюим самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государ­ственные органы и должностные лица наделены компетенцией, опреде­ляющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределен­ные их целью, предметом ведения.

Права граждан — это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по свое­му усмотрению и желанию. Использование права не является обязан­ностью гражданина . Должностные лица и государственные органы на­делены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для достижения пос­тавленной перед ними цели, решения задачи.

Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах равенства, свободы, координации. Их связи и отно­шения основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями су­бординации; каждый из них подчинен прямому вышестоящему началь­ству (органу, учреждению).

Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Должност­ным лицам разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние . Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточ­ной квалификацией.

Публично-правовые нормы и отношения сохраняются от нару­шений преимущественно штрафными, карательными санкциями (уго­ловными, административными, дисциплинарными). Нарушение частноправовых норм и отношений должно влечь в первую очередь восста­новление нарушенных прав при помощи правовосстановительных санкций и ответственности.

Амнистия и помилование, существующие в каждом государстве, могут применяться для освобождения от штрафной, карательной ответ­ственности (или ее смягчения), но неприменимы к отношениям ответ­ственности правовосстановительной (если речь идет не об отказе госу­дарства от восстановления его нарушенного права).

В отношениях между частными лицами или объединениями, регулируемых частным правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает пра­вовое положение лиц; онобязательно должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание) за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого де­яния.

Этапы развития государства и права в гражданском обществе.

Как отмечено, создание представительного государства и равного для всех права шло в ходе развития основанного на частной собствен­ности, правовом равенстве, на свободе предпринимательства и торговли общества, сопровождалось бурными социально-экономическими про­цессами. В период становления капитализма массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, стремительное обога­щение промышленной, торговой и финансовой буржуазии происходило в обществе, не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться с про­мышленниками за сносные условия труда и заработной платы. По социально обездоленным слоям общества больно били экономические кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо подавлялись во­оруженной силой.

Господствующей политической идеологией буржуазии того периода был либерализм, требование невмешательства государства в частноправовые отношения, осуществление «правовым государством» только лишь охранительных функций. В государственной регламен­тации общественных отношений либеральные теории усматривалипосягательства на индивидуальные права и свободы, подобные политике феодального абсолютизма либо практике якобинской дикта­туры. В осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствия свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательства на права собственников-налогоплательщиков. Чисто формальной (да и формально ограниченной рядом цензов) долгое время была возможность участия народа (через выборных представителей) в деятельности государства. В конкретных исторических условиях XVIII-XIX веков идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по существу означали требование «нейтральности» государства в неравной борьбе за сущест­вование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государ­ство в период формирования гражданского общества практически вы­ступало как чисто карательная сила, для вторых — как страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Этим обусловлена раз­вернувшаяся уже в XIX веке социалистическая и демократическая критика ограниченного цензового представительства и идей правового государства («государство — ночной сторож»), требование «социально­го государства», осуществляющего не только охрану правопорядка, но и проводящего социальную политику в интересах неимущих и общества в целом (законодательное регулирование продолжительности рабочего дня, ограничение и запрет детского и женского труда, социальное обес­печение нетрудоспособных и безработных, всеобщее образование за счет государства, бесплатное здравоохранение и др.).

Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противо­речиями богатства и бедности. На том же основании Маркс вынес бур­жуазному обществу суровый приговор, обоснованный исследованием состояния экономики и классовой борьбы той эпохи. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса создало механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело справиться с экономическими кризисами и породить мно­гочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов бур­жуазии, но и интересов других классов, также всего общества в целом.

На втором этапе истории гражданского общества продолжалось оформление современного представительного государства, развитие тенденций все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. Во-первых, расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; во-вторых, рос круг лиц, пользу­ющихся избирательными и другими политическими правами; в третьих, возникла и постоянно усиливалась зависимость пред­ставительных учреждений от системы сложившихся в обществеполитических партий и движений, в том числе притязающих на выра­жение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездолен­ных членов общества.

Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж XIX-XX веков. К этому времени ведущее место в про­мышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и тор­говцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональные союзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены считать­ся предприниматели и на защита интересов которого притязает ряд влиятельных политических партий и движений. В защиту демок­ратических и социальных прав и свобод выступают широкие слои слу­жащих, лиц свободных профессий, деятелей науки, культуры и искус­ства, научная интеллигенция, студенты, молодежь.

Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное государство. Лежащие в основе такого общества юридическое равенство, права и свободы личности, обособленность и относительная независимость государства от общества, а общества — от государства, представительные учреждения и другие демок­ратические институты создали государственно-правовую оболочку, наиболее соответствующую возможностям если не полностью преодо­леть политическое отчуждение, то в максимальной степени подчинить государство общественному влиянию и контролю, использовать его для решения спорных общественных проблем, предупреждать социальные взрывы, попытки какой-либо группы общества или партии насильственным путем навязывать обществу свои частные интересы. Государство выступает уже не только как «ночной сторож», осуществ­ляя лишь охранительные функции; все большее место в его деятель­ности занимают такие позитивные функции, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здра­воохранением и другие социальные функции. В XX веке существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических отно­шений — государственный контроль и спорадическое вмешательство в экономику создали возможности смягчения и изживания кризисных явлений. Большое место в правовых системах развитых стран XX века занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права.

Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать буржуазным. Многие социологи относят капитализм к уже изжившей себя первой фазе индустриального общества. Гибкое со­единение в современной экономике различных форм собственности, существование мощных организаций рабочего класса, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических движений в поддержку прав, свобод личности иих гарантий — все это поставилопределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило эко­номически сильный класс считаться с общенациональными интере­сами, идти на компромиссы с другими классами.

Нормальное, цивилизованное государство современности — право­вое и социальное государство с развитыми институтами представитель­ной и непосредственной демократии, с различными формами самоуп­равления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной госу­дарственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы давления и свободную прес­су гражданское общество стремится подчинить и подчиняет себе госу­дарство, которое становится не только орудием классового господства, но и средством достижения общественного компромисса, снятия или смягчения социальных противоречий, механизмом управления делами общества. Созданное и охраняемое таким государством право отличать­ся от права первой половины XIX века тем, что оно, во-первых, со­держит уже не только возведенную в закон волю буржуазии , но и волю, интересы, требования других общественных классов, групп, общества в целом; во-вторых, это уже не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преиму­ществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материаль­ных гарантий.

По мнению ряда западных социологов и футурологов, в развитии мировой цивилизации наметился (и уже осуществляется) переход от индустриального общества (т.е. гражданского общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком) к постиндустриальному — обществу с экологически чистой технологией, резким ростом удельного уровня сферы услуг по отно­шению к сельскому хозяйству и промышленности, бурным ростом индустрии знаний, заменой отраслей тяжелой промышленности науко­емкими отраслями. Свойственная XX веку организация крупного производства по мере совершенствования технологии и инфор­мационных систем ведет к отделению власти от собственности, перехо­ду управления общественными делами практически в руки ученых специалистов (менеджеров) при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. В развитии главной тен­денции гражданского общества — устранении всех видов неравенства, расширении и углублении равноправия людей — намечаются и осуществляются перспективы новых прав и свобод, гарантированных ма­териально. Среди перспектив дальнейшего прогресса гражданского общества — более тесное общение народов на основе всемирного рынка, возрастание реальной роли международных пактов о правах человека, повышение авторитета ООН и других международных организаций, повсеместное развитие демократии с перспективой замены государства общественным самоуправлением.

Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. Ис­тория знает не только рывки, скачки (вперед), но и стремительные откаты назад. Гражданское общество не гарантировано от разрушения, свертывания горизонтальных связей автономных субъектов, их перест­ройки в вертикальные связи зависимостей от государства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениями о перс­пективах развития гражданского общества нет недостатка в противопо­ложных по содержанию прогнозах.

Во многих странах гражданское общество переживает опасный период. В одних регионах оно существует лишь в потенции как выра­жение общей тенденции развития мировой цивилизации; в других оно находится в стадии становления, но его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные привлечь и повести за собой значительную часть народа; в третьих уже существующее граж­данское общество подвергается нападкам внешних и внутренних сил. XX век знает не только явные успехи демократии и пакты о правах человека, но и торжество тоталитарных режимов, упразднявших права и свободы, разрушавших гражданское общество, устанавливавших вертикальные структуры, подобные военно-феодальным.

Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм, опасность которого исходит не только от реакционных или люмпенизированных слоев общества. Порой он безосновательно расценива­ется как скорый выход из кризисных состояний, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути перехода к гражданскому обществу. Идейной и психологической опорой тоталитаризма могут стать реальные опасения за судьбы человечества, порожденные объективно существующими условиями современной жизни.

XX век создал ряд серьезных угроз для дальнейшей истории чело­вечества. Растет число стран, имеющих ядерное оружие, общего количества которого достаточно, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Существует опасность перерастания локальных конфликтов и войн в термоядерные, ведущие к глобальной катастрофе. Развитие промыш­ленности уже причинило невосполнимый ущерб природе; нарастает экологическая катастрофа, грозящая вырождением и гибелью челове­чества. Само человечество переживает еще не виданный в истории стремительный рост народонаселения, особенно в развивающихся стра­нах; социальные последствия демографического взрыва дают основания крайне пессимистическим прогнозам.

Порожденные всем этим, а также социальной и политической не­стабильностью тревоги и опасения за будущее народов отдельных стран и человечества в целом служат социально-психологической основой для политических движений и программ авторитарного и тоталитарного толка, предлагающих экстремистские административно-военно-казар­менные средства решения острых социальных проблем. Одни из этих движений и программ продиктованы искренним стремлением исполь­зовать крайние средства для спасения народов своей страны и всего мира, для других эти мотивы — лишь прикрытие своих, сугубо эгоистических целей.

Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны, во-первых, притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или народа, на историческую необ­ходимость применения крайних мер и отсутствие других способов спа­сения, кроме тоталитарных; во-вторых, обязательно ограничение (а затем отмена) завоеванных гражданским обществом равноправия, прав и свобод человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоя­тельной мысли; в-третьих, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людьми, организациями, общественным и государственным имущест­вом.

Заключение.

Исторический опыт показал, что в случае победы над гражданским обществом и свойственной ему демократией, тоталитарные режимы мо­гут существовать продолжительное время, насаждая неравенство и психологию полной зависимости человека от государства. С другой стороны, идея гражданского общества уже органически вплелась в общую культуру человечества как представление о его нормальном, цивилизованном бытии и состоянии, как о способе реализации и суще­ствования общечеловеческих ценностей. В истории стран и эпох многие надежды человечества оказались несбыточными утопиями. Но само существование человечества — доказательство несбыточности ряда крайне пессимистических прогнозов о конце истории, которым нет числа. До сих пор человечество существовало как саморегулирующаяся система с сильным инстинктом самосохранения. Гражданское общест­во, права и свободы человека, правовое и социальное государство — один из основных ориентиров в этом саморегулировании.

Список использованной литературы:

1. «Основы государства и права» под редакцией О.Е. Катуфина. Москва, 1997

2. «Теория государства и права» под редакцией М.Н. Марченко. Москва, 1996

3. Конституция Российской Федерации. Москва, 1993

4. «Основы государства и права» М.В. Федоров, В.В. Еремян. Москва, 1998

5. «Основы государства и права: пособие для поступающих в вузы.» Москва, 1997