Главная              Рефераты - Юриспруденция

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению режима чрезвычайного положения - реферат

Содержание.

Введение.


  1. Сущность, содержание режима чрезвычайного положения и основания его установления.

1.1. Понятия режима чрезвычайного положения и основания его установления.

1.2. Виды временных мер и ограничений, применяемых при установлении режима чрезвычайного положения.

  1. Организация форм управления в условиях чрезвычайного положения.

2.1.Особенности отдельных видов организационных форм управления, создаваемых при установлении режима чрезвычайного положения.

2.2.Организация управления в условиях чрезвычайного положения на примере Чеченской республике.

  1. Организация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению режима чрезвычайного положения.

3.1.Правовая и организационная формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.

3.2.Организация деятельности внутренних войск МВД РФ в условиях чрезвычайного положения.


Заключение.

Список использованной литературы.


Введение.

Вся история существования человечества подтверждает тот факт, что конфликт - это не патология общественной жизни, а один из способов развития общества. Проблема как раз состоит в том, чтобы выработать механизмы цивилизованного разрешения кризисных ситуаций, не допускающие их перерастания в жесткую конфронтацию или предусматривающие четкую систему мер урегулирования такой ситуации.

События в Северо-Кавказском регионе обнажили всю серьезность проблемы недостаточного уровня правовой урегулированности различных кризисных ситуаций в российском национальном законодательстве. Локальный характер конфликта, сложившегося в этом регионе, существенно сужает область применения традиционных институтов разрешения вооруженных разногласий, в первую очередь - вооруженных сил. Это предопределяет больший удельный вес участия в разрешении конфликта структур, обеспечивающих внутригосударственную безопасность в целом и органов внутренних дел и внутренних войск в частности.

В общем случае чрезвычайные режимы - это специальные правовые режимы деятельности органов государственной власти и управления, допускающие ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов, осуществляющих управленческое воздействие, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации. Выбор того или иного чрезвычайного режима зависит от остроты сложившегося положения, уровня кризисной ситуации. При этом учитывается степень интенсивности воздействия угрозы на безопасность, временной аспект протекания, масштабность, комплексность угрожающей опасности, ее влияние на различные сферы общественной жизни, разнопорядковость последствий чрезвычайной ситуации, их цепной характер.

Объект изучения данной работы - совокупность отношений, складывающихся в условиях возникновения обстоятельств, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения.

В качестве предметов изучения выступают правовые, организационные, и иные аспекты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ по обеспечению режима чрезвычайного положения, а также совокупность действий и мероприятий предпринимаемых ими для урегулирования отношений способствующих устранению обстоятельств, послуживших основание введения чрезвычайного положения.

Целью работы является изучения и раскрытия условий и событий, которые могут являться основанием для введения режима чрезвычайного положения, а также обобщения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, направленной на обеспечения режима чрезвычайного положения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов) и заключения.

В роботе будут раскрыты основания введения чрезвычайного положения, виды временных мер и ограничений, применяемых при объявлении чрезвычайного положения; будут рассмотрены особенности содержания и развития чрезвычайных ситуаций социально-политического характера, различные формы их проявлений и виды деятельности правоохранительных структур в этих условиях и т.п. Основное внимание при этом уделяется законодательной базе и практике урегулировании различных отношений, возникающих при введении чрезвычайного положения.

При написании данной работы использовалось большое количество учебного материала, различных публикаций, научных докладов и комментариев к действующему законодательству.

Нормативно-правовую базу данной работы составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в области Чрезвычайного положения, действующее законодательство РФ и ведомственные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ по обеспечению режима чрезвычайного положения.

1.Сущность, содержание режима чрезвычайного положения и основания его установления.

1.1. Понятия режима чрезвычайного положения и основания его установления.

Чрезвычайное положение означает введенный на всей территории или ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений допускающий установленные Законом «О чрезвычайном положении» отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложения на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности и защиты конституционного строя.

Цель введения чрезвычайного положения является устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя.

Правовую основу чрезвычайного положения, кроме конституционных норм, оставляют Закон РФ «О чрезвычайном положении», а также законодательные акты, в основном регламентирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях ЧП. Среди таких законов можно назвать: ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ», ФЗ «О безопасности», ФЗ «О гражданской обороне» и др.

Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации (ЧС) вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактическое (ЧС) и юридическое (правовой акт) основания возникновения такого правового режима.

В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» оно может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служа­щие основанием для введения чрезвычайного положения, пред­ставляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю страны, устранение кото­рой невозможно без применения чрезвычайных мер.1

Законодательство РФ, определяя основания объявления ЧП, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:

а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества - эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;

б) обстоятельства, служащие основанием для объявления ЧП, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. Здесь законодатель не связывает основания объявления ЧП с наступлением конкретных явлений или событий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности - задачей ЧП будет как раз устранение такой угрозы;

в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, общественный порядок, межнациональные и межконфессиональные отношения, взаимоотношения природы и общества;

г) степень кризисности чрезвычайной ситуации, которая должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали существующие у них в силу обычного законодательства возможности недостаточными и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть условия или события, указанные в ст. 3 указанного Закона:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

До введения чрезвычайного положения по основаниям, ука­занным в п. «а» закона, Президент Российской Федерации или спикер Государственной Думы в установленном порядке обязан обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являю­щимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предуп­реждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока.

В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций, и уч­реждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока мо­жет быть введено чрезвычайное положение.

Введение чрезвычайного положения по основаниям, указан­ным в п. «б», закона допускается только с согласия органов государственной власти пострадавшей территории, если они про­должают нормально функционировать. В обстоятельствах, требую­щих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно без предупреждения.

Таким образом, регламентируется порядок введения чрезвы­чайного положения. Основаниями введения чрезвычайного по­ложения являются обстоятельства, перечисленные в Законе.

Чрезвычайное положение в соответствии со ст. 88 Конститу­ции РФ вводится на территории всей страны или в отдельных ее местностях по распоряжению Президента с немедленным уве­домлением Государственной Думы и Совета Федерации.2

При устранении обстоятельств послуживших основанием введения чрезвычайного положения Президент РФ отменяет режим чрезвычайного положения полностью или частично своим указом.

Все нормативно-правовые акты, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с ограничением прав и свобод, утрачивают силу одновременно с прекращением действия чрезвычайного положения, без специального уведомления.


1.2. Виды временных мер и ограничений, применяемых при установлении режима чрезвычайного положения.

По действующему законодательству чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие осно­ванием для его введения, представляют собой реальную, чрезвы­чайную и неизбежную угрозу безопасности граждан, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

К общим мерам, вводимым при объявлении чрезвычайного положения, относятся следующие ограничения:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 Закона «О чрезвычайном положении», в дополнение к перечисленным общим мерам и временным ограничениям могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. «б» ст.3 Закона «О чрезвычайном положении», в дополнение к перечисленным общим ограничениям могут применяться следующие меры:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими предписанных законам мер и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. В исключительных случаях этот срок может быть продлен указом Президента РФ, с условием того, что не были достигнуты цели ведения чрезвычайного положения.3

Возникающие и складывающиеся ситуации могут дестабили­зировать обстановку в стране или отдельных ее регионах, что требует принятия особых мер для их устранения и нейтрализации. Например, в ноябре 1992 г. Президент Российской Федерации в связи с резко обострившейся ситуацией из-за межнациональных конфликтов, сопровождавшихся массовыми беспорядками, воору­женным насилием с использованием боевой техники, а также с угрозой безопасности и территориальной целостности Российской Федерации ввел чрезвычайное положение на территории Северо­осетинской ССР и Ингушетии.


2.Организация форм управления в условиях чрезвычайного положения.

2.1.Особенности отдельных видов организационных форм управления, создаваемых при установлении режима чрезвычайного положения.

В соответствии с действующим законодательством режим чрезвычайного положения реализуется в реорганизации управля­ющей системы, перераспределении полномочий государственных органов, наделении их дополнительными правами и, соответствен­но, ограничении прав и свобод физических и юридических лиц, а также возложении на них дополнительных обязанностей.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько организационных форм создания управляющих сис­тем:

1) при введении чрезвычайного положения существующие органы сохраняются, но ставятся в прямое подчинение Прези­денту;

2) при введении чрезвычайного положения исполнительные органы сохраняются, но ставятся в прямое подчинение органу, назначенному Президентом;

3) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, образуются спе­циальные временные органы;

4) при ненадлежащем осуществлении органами государст­венной власти и управления своих функциональных обязанно­стей создаются специальные временные органы.

В первом случае органы управления не реорганизуются, а им придается большой авторитет за счет полномочий Президен­та, который осуществляет прямое руководство этими органами. К данной форме Президент обращается, когда орган исполни­тельной власти полностью лоялен и можно в короткий срок разрешить возникший конфликт, в частности, путем его силово­го подавления. Подобный путь разрешения парламентского кри­зиса был применен в нашей стране в октябре 1993 г. 4

При втором варианте в случае объявления чрезвычайного положения создается специальный орган управления, в подчи­нении которого находятся местные органы исполнительной вла­сти. Обладая соответствующим аппаратом, такой орган может осуществлять руководящую деятельность в полном объеме - сюда входит правоохранительная, хозяйственно-восстановитель­ная деятельность, ведение переговоров и т.п. При этом, являясь независимым от местных властей и свободным от предвзятости, он способен объективно оценивать обстановку и принимать оп­тимальные решения.

Относительно третьей организационной формы можно отме­тить, что при наделении специальных временных органов власт­ными полномочиями они будут аналогичны органу управления, указанному во второй форме. Если указанные полномочия не были данному органу делегированы, то он будет представлять собой просто координационный центр.

Наибольшую сложность вызывает на практике создание си­стемы управления на территории действия режима чрезвычай­ного положения — при бойкотировании или ненадлежащем осуществлении своих функций соответствующими властными органами на местах. В данном случае в соответствии со ст. 15 Закона «О чрезвычайном положении» полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть огра­ничены или приостановлены. В частности, в законе сказано, что Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения. В этой связи возникает необходимость создания принципиально новой системы управления с такими органами управления, как временная администрация и комендатуры.

Главой временной администрации, как правило, назначает­ся заместитель Председателя Правительства России. Высший законодательный орган утверждает представленную кандидату­ру либо отклоняет ее. Государственная Дума может также сфор­мировать временную депутатскую комиссию для наблюдения за создавшимся положением и содействия урегулированию конф­ликта либо нейтрализации бедствия.

Глава временной администрации обладает широкими полно­мочиями. Он имеет право:

— подбирать и назначать кадры в рамках своей компетенции; — издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми, находящимися на территории района чрез­вычайного положения;

— отстранять от должности нелояльных руководителей и представителей местной власти, если их деятельность идет враз­рез с законом;

— отменять местные нормативные акты в случае, если они носят противоправный или подстрекательный характер;

— осуществлять руководство приданными силами и средст­вами;

— организовывать взаимодействие с соседними областями и др.

Временная администрация руководит комендатурами, образо­ванными на подведомственной территории, а также координирует деятельность объединенных сил, находящихся в ее подчинении. Главой временной администрации утверждается Положение о ко­мендатуре в районе чрезвычайного положения. Образованные на основании указанного акта комендатуры различных уровней под­чиняются исключительно временной администрации. Глава вре­менной администрации определяет границы комендантских районов и участков, дислокацию их расположения, их штатную численность и персональный состав. Все приданные коменданту силы, состоящие из органов внутренних дел, войсковых частей, пограничников, подразделений МЧС и других представителей си­ловых структур, находятся в его оперативном подчинении. Распо­ряжения комендантов всех уровней по вопросам, связанным с режимом чрезвычайного положения, обязательны для всех граж­дан, должностных лиц, органов местной власти, предприятий и организаций, расположенных на подведомственной территории, где введено чрезвычайное положение. Комендант издает приказы и распоряжения по вопросам поддержания режима чрезвычайного положения, координирует деятельность правоохранительных орга­нов. В то же время на территории, где введено чрезвычайное положение, устанавливаются ограничения, направленные на изме­нение прав и свобод граждан, компетенцию организаций и учреж­дений.

Ограничение прав и свобод граждан зависит от содержания, способов реализации прав и свобод и характера корреспондирующих им обязанностей. Во-первых, это права и свободы, реализуемые при активном содействии государственных органов: право на труд, некоторые права на пользование достижениями культуры и т.д. Здесь механизм ограничения состоит в том, что обязанность государственных (муниципальных) органов в обычных условиях обеспечивать осуществление прав и свобод при чрезвычайных ситуациях «трансформируется» в их право прекратить начавшуюся по волеизъявлению граждан реализацию путем установления запретов, отказа создавать условия для нее.

Во-вторых, права и свободы, реализуемые гражданами собственными действиями: свобода научного, технического и художественного творчества, свобода слова, печати, собраний, право на объединение в общественные организации, право на личную неприкосновенность и т.д. Чрезвычайное законодательство предоставляет государственным органам полномочия прямого вмешательства в начавшийся процесс их осуществления либо непосредственно предстоящий: установить общий запрет на совершение активных действий, а если право осуществляется вопреки запрету, то вмешаться в процесс реализации и прекратить его.

В условиях чрезвычайного положения аппарат управления вводит на осуществляемые права административно-правовые ограничения, например, особый режим въезда и выезда граждан, временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия.

В условиях чрезвычайного положения увеличивается интенсивность административно-правового регулирования. Это выражается в следующих юридических признаках.

1. Охват административно-правовым регулированием более широкого круга общественных отношений. При экстремальной ситуации возникает необходимость в регламентации тех общественных отношений, которые уже были урегулированы, однако в результате социального взрыва перестали поддаваться нормативно-организационному воздействию. Несмотря на то, что большинство этих отношений существует не в сфере государственного управления, их правовое регулирование в чрезвычайных условиях осуществляется в форме административно-правовых предписаний, в частности, запретов и ограничений. Аппарату управления предоставляется право:

а) временно изымать у граждан, предприятий, учреждений, организаций огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, звукоусиливающие технические средства;

б) вносить изменения в планы работы предприятий и организаций, устанавливать особый режим их работы и т.д.

2. Усиление мер административно-правовой ответственности.

Этот признак выражен в:

а) закреплении в законодательстве новых составов административных проступков (например, нарушение комендантского часа, распространение провокационных слухов);

б) увеличении штрафных санкций за отдельные виды правонарушений;

в) установлении особых административно-процессуальных правил.

В административной юрисдикции вводится новая фигура - комендант района чрезвычайного положения. Чрезвычайный юрисдикционный режим устанавливает специальную подведомственность. До трех суток сокращается процессуальный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Основными задачами комендатуры, которая создается при введении на какой-либо территории чрезвычайного положения, являются:

— обеспечение в зоне своего действия общественного поряд­ка и безопасности;

  • защита прав и законных интересов граждан;

  • борьба с преступностью и иными правонарушениями;

  • изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, боевой техники и иных предметов и веществ, исклю­ченных из гражданского оборота;

— доведение до сведения населения распоряжений времен­ной администрации;

  • организация контрольно-пропускного режима;

  • осуществление проверок и досмотра граждан и транспор­тных средств;

— задержание нарушителей и лиц, подозреваемых в совер­шении преступлений;

  • пресечение проведения запрещенных массовых акций;

  • планирование и проведение специальных операций;

  • проведение профилактической и разъяснительной работы;

  • отстранение от должности руководителей предприятий и организаций, а также представителей исполнительной власти, отказывающихся выполнять распоряжения временной админи­страции или нарушающих режим чрезвычайного положения;

  • поддержание режима установленного комендантского часа;

  • оказание помощи населению.

Практика показывает, что, как правило, комендатуры в условиях чрезвычайного положения создаются на базе действу­ющих органов внутренних дел, поэтому назначение коменданта, а также замещение соответствующих должностей в комендату­рах часто производится из числа сотрудников этих органов и приданных сил.5

Важная роль по предотвращению, пресечению и ликвида­ции негативных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, приводящих к резкой дестабилизации общественного порядка и безопасности в том или ином регионе страны, принадлежит силовым структурам и иным государственным и обществен­ным организациям. Конкретные задачи, функции и полномочия по объему и характеру этих субъектов зависят от специфики и направленности их деятельности. Одни осуществляют аварийно-восстановительные и спасательные работы, другие связаны с орга­низацией жизнеобеспечения, третьи обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности в зоне чрезвычайного поло­жения.


2.2.Организация управления в условиях чрезвычайного положения на примере Чеченской республике.

Внутренний вооруженный конфликт в Чеченской республике не только затронул фундаментальные национальные ценности, но и заставил на практике проверить соотношение целей и средств обеспечения внутренней безопасности по объему и пределам применения силовых методов.

События, происходящие в этом субъекте и сегодня, несмотря на применяемые федеральным центром насильственные и ненасильственные методы обеспечения безопасности, представляют серьезную реальную угрозу национальным интересам - территориальной целостности, суверенитету, политической стабильности, что порождает необходимость создания особой системы организации управления на территории данного региона, с целью скорейшего урегулирования сложившейся там обстановки.

До недавнего времени, всю структуру системы органов исполнительной власти Чечни определял напрямую своим указом Президент, но после принятия Конституции Чеченской республике, что стало возможным после относительной стабилизации и упорядочивания сложившейся там обстановки, она избирается в установленном законодательством РФ порядке.

В связи с недостатками конституционно-правового регулирования механизма чрезвычайного положения, складывающейся до принятия ФКЗ «О чрезвычайном положении» 2001г. режим чрезвычайного положения на территории Чеченской республике в полном объеме реализован не был. На практике это привело к тому, что силовые структуры России при применении временных мер и ограничений, в целях выполнения возложенных на них задач, были вынуждены действовать в этом регионе в режиме особых условиях проведения контртеррористических операций.

Государственную власть в Чеченской Республике в настоящее время осуществляют Президент Чеченской Республики, Парламент Чеченской Республики (Совет Республики, Народное Собрание), Правительство Чеченской Республики, а также иные органы государственной власти Чеченской Республики, образуемые в соответствии с Конституцией Чеченской республике.