Часть
I –
Предшественники
DVD.
А). VHS.
Она
же
Video Home System. Она
же видеокассета
(надеюсь, среди
читателей не
затесались
пользователи
вымершего как
динозавра
стандарта
Betamax).
Теоретически
это первый
источник A/V
сигнала, давший
хоть какую-то
возможность
почувствовать
дома обстановку
схожую с кинозалом.
Что же мы получаем,
имея в руках
нормальную
лицензионную
видеокассету.
Ну, во-первых,
аналоговую
картинку в
формате PAL
(реже в NTSC),
с разрешением
порядка 320*250 точек.
Стерео звук,
который может
содержать в
себе сигнал
Dolby
Surround.
Так остановились.…
С этого момента
я ненадолго
прерву свой
краткий рассказ
о наших старых
знакомых
видеокассетах
и расскажу об
еще более старой
фирме Dolby
Labs.
Сия небезызвестная
контора была
основана на
рубеже 60-х и 70-х
годов. Первыми
плодами деятельности
стали технологии
шумопонижения,
использовавшиеся
для улучшения
отношения
сигнал/шум в
аудиокассетах.
Назывались
они Dolby
Noise
Reduction
уровней A
(совсем хорошо),
B
(хорошо), С (ну
тоже неплохо).
По данным разведки
Dolby
A
NR
могла улучшать
отношение
сигнал/шум на
20 db.
Технология
Dolby
HX
Pro
применялась
на этапе записи
ленты для увеличения
динамического
диапазона. В
1982 году была
представлена
технология
Surround.
Остановимся
на ней поподробнее.
Данная технология,
и ее последующие
реинкарнации
использовала,
так называемый
матричный
способ кодирования
каналов. Ну,
например, вы
в обычный
стереосигнал
хотите засунуть
информацию
об еще одном,
например, тыловом.
Берем и помещаем
сигнал тылового
канала прямо
в центре между
правым каналом
и левым. Потом
аппаратура
находит общее
в двух каналах
и подает отловленный
сигнал на тыловые
колонки. Просто
и элегантно?
Не то слово!
Так или почти
так работает
Dolby
Surround
образца 1982 года.
Плюсы подобного
решения очевидны
– не нужно изобретать
велосипед для
хранения такого
сигнала. Минусов
впрочем, тоже
более чем достаточно.
То что получается
в итоге, звучит,
скажем так, не
очень здорово.
Локализация
(легко ли нам
определить,
откуда исходит
звук), довольно
плохая. Так как
частотный
диапазон тылового
канала ограничен
(100 – 7000 Гц), звуковая
картина, в общем,
и целом не очень
хороша. К тому
же качество
того, что вы в
итоге услышите,
ну очень сильно
зависит от
используемой
декодирующей
аппаратуры.
Впрочем, тот
факт, что Surround
сигнал «совместим»
с любой аппаратурой
предопределил
огромную популярность
Dolby
Surround.
Вернее не его,
а его «улучшенной
версии» - Dolby
Surround
Pro-Logic,
появившейся
на свет в 1987 году.
Локализация
заметно улучшилась,
к тому же в
стереосигнал
умудрились
впихнуть еще
один сигнал
– центральный.
В итоге данный
формат приобрел
заслуженную
популярность
– более 6000 фильмов
получили звуковые
дорожки в Surround.
Надо отметить
еще вот что.
Когда вы слышите
разговор про
Dolby
Surround,
считайте что
говорят о Dolby
Surround
Pro-Logic.
Просто «тот
самый» Surround
образца 1982-го
широкого
распространения
не получил, а
обывателю
выговаривать
столь длинное
название не
хочется. Профи
и «понимающие»
обычно говорят
просто Pro-Logic…
Вернемся
же к нашим баранам.
Я чувствую,
читатель трепещет
и думает: «А
может и у меня
есть кассеты
с сюрраундом?!».
Отвечаю – может.
Для ответа на
этот вопрос
необходимо
осмотреть
тыльную сторону
упаковки кассеты
и поискать там
эмблему Dolby
Surround
Stereo.
Есть?! Мои поздравления
и… соболезнования.
Дело в том, что
для получения
Surround-а
для начала
нужно получить
просто стерео.
Увы видеомагнитофон/видеоплеер
со стереозвуком
есть ДАЛЕКО
не у каждого.
Подобные «видаки»
перешли в разряд
массового
товара года
3-4, когда большее
количество
российского
«видеопарка»
было уже закуплено.
Впрочем, если
стереофонический
видеомагнитофон
у вас есть –
проблема своей
остроты практически
не теряет. Для
получения
полноценного
четырехканального
сигнала нужен
декодер. Дело
в том, что даже
сейчас декодер
или ресивер
(разговор о нем
позже) является
в провинции
ну очень экзотической
вещью. Впрочем,
если руки выросли,
как говорится,
из нужного
места и паять
вы умеете, Pro-Logic
декодер можно
собрать самому.
Если внимательно
покопаться
в Интернете,
то необходимые
схемы можно
найти. Однако
все же даже
хорошие видеокассеты
являются плохим
источникам
A/V
сигнала для
домашнего
кинотеатра.
Далеко не выдающаяся
картинка и
средненький
звук в лучшем
случае будут
примерно такими
же, как в хорошем
«настоящем»
кинотеатре.
И это при весьма
приличных
затратах (350 –
500 $ на
качественный
видеомагнитофон).
B).
LD.
Он же Laser
Disc.
LD
ни в коем случае
нельзя путать
с компакт диском.
Внешне LD
похож на компакт
диск, однако
размеры схожи
с виниловой
пластинкой.
Диск двухсторонний.
Переворот как
правило осуществляется
автоматически.
Видео пишется
в аналоговом
формате в NTSC
или PAL.
PAL-овские
диски имеют
только аналоговые
звуковые
стереодорожки,
в которых, как
правило, присутствует
Dolby
Surround.
NTSC-шные
диски могут
иметь две дорожки,
в том числе и
цифровую (Dolby
Digital
или DTS,
разговор о них
состоится
позднее). Плюсы
LD
очевидны –
видео пишется
с более высоким
разрешением,
посему выглядит
очень и очень
неплохо. Звук
значительно
естественнее
и натуральнее.
Наиболее существенные
минусы LD
– очень высокая
цена необходимых
компонентов.
LD
плеер во времена
«расцвета»
формата стоил
700 – 2000
$. Цена качественной
аудиосистемы
(комплект из
усилителя,
декодера и
колонок) колебалась
в пределах
20000 – 45000 $. Диски в
зависимости
от популярности
стоили 35 – 100 $. Ценовой
фактор предопределил
то, что LD
не вышел из
сугубо элитного
сектора. Диски
также были
подвержены,
так называемому
«лазерному
гниению», то
есть портились
от повседневного
использования.
Не выдержав
конкуренции
с DVD,
LD
«умер» уже к
началу 2000 года.
Часть
II –
DVD.
История
принятия формата.
Формат
DVD
был принят
организацией,
под названием
DVD
форум, в конце
1995 года. В DVD
форум входят
лидеры мировой
электронной
промышленности,
такие как Philips,
Panasonic,
Toshiba,
Sony
и другие. Фактически,
DVD
задумывался
как ёмкий носитель
информации,
наподобие
компакт диска.
Тогда, в 1995-м были
приняты спецификации
DVD-Video
и DVD-ROM.
Разница между
ними приблизительно
такая же, как
между Audio
CD
и CD-ROM.
Собственно
поэтому DVD
было бы правильно
расшифровывать
не как Digital
Video
Disk
а как Digital Versatile Disk (Versatile
– универсальный).
DVD как
носитель.
Чисто
внешне DVD
диск очень схож
на обычный
компакт диск
и имеет абсолютно
такие же размеры.
Основное различие
заключается
в емкости. DVD
имеет более
высокую плотность
записи. Это
достигается
как лазером
с меньшей длинной
волны (650 нм против
780 нм в компакт
диске), предусмотрены
и так называемые
двухслойные
диски, что означает
что на одной
стороне данные
записаны в два
слоя, при этом
один слой
полупрозрачный,
и второй слой
читается "сквозь"
первый. Можно
записывать
данные на обе
стороны DVD-дисков,
и таким образом
удваивать их
ёмкость, что
иногда и делается.
Таким образом,
существуют
следующие типы
дисков.
DVD-5, 12cм, 4.7 Гб данных
или свыше 2 часов
видео, один
слой на одной
стороне.
DVD-9,
12cм, 8.5 Гб данных
или около 4 часов
видео, два слоя
на одной стороне.
DVD-10,
12cм, 9.4 Гб данных
или около 4.5 часов
видео, на обеих
сторонах по
одному слою.
DVD-14
12cм, 13.24 Гб данных
или около 6.5 часов
видео, два слоя
на одной стороне,
один слой на
другой.
DVD-18
12cм, 17 Гб данных
или более 8 часов
видео, на обеих
сторонах по
два слоя. Пока
что дороги в
производстве,
и производятся
довольно редко.
DVD Video.
DVD Video
это формат
хранения цифрового
видео на диске
DVD.
Это то, что обычно
под DVD
и понимают.
Часть 1 –
Техническая
информация,
связанная с
дисками.
Видео на DVD.
Видео на DVD
представлено
в виде цифрового
видеоизображения,
сжатого по
алгоритму
MPEG-2.
Формат - 25 кадров
в секунду с
разрешением
720 х 576 точек при
глубине цвета
24-бит (PAL) или 30 кадров
720 х 480 х 24-бит (NTSC). Используется
переменный
битрейт, варьирующийся
в зависимости
от сложности
сцены от 2.5 до
10.5 Мбит/c.
Битрейт свыше
5.5 – 6 Мбит/с уже
гарантирует
отсутствие
часто встречающихся
на Video
CD
или Mpeg
4 квадратиков,
однако еще
больший битрейт
бывает полезен
для очень сложных
сцен, например
такие, как живописные
пейзажи. Теперь
о размерности
изображения.
Изображение
может быть
полноэкранным
(отношение
сторон 4:3 или
1.33:1), или широкоэкранным
(отношение
сторон 16:9 или
1.78:1 и более).
Полноэкранное
изображение
разделяют на
«стандартное»
(Standard
1.33:1) , то есть изначально
писавшееся
со стандартного
телевизионного
сигнала размерностью
4:3 и пансканированное
(4:3 Pan
& Scan).
Это означает
то, что исходное
изображение
было широкоформатным,
но оно было
обрезано по
бокам и растянуто,
и приведено
к соотношению
4:3.
Полноэкранное
пансканированное
изображение.
Диск «Куда
приводят мечты»
Широкоформатная
картинка бывает
разных размерностей.
Это такие, как
1.78:1 (или 16:9), 1.85:1, 2.35:1 и, наконец,
2.85:1. По способу
записи широкоэкранный
сигнал бывает
леттербоксным
(Letterbox),
и анаморфным
(Anamorph).
При записи
леттербоксной
картинки получают
видеосигнал
размерностью
4:3 в котором пустое
место изначально
заполнено
черным цветом.
Вполне понятно,
что часть пикселов,
которые могли
содержать
полезную информацию
просто бездействуют
(например, при
записи картинки
с размерностью
2.35:1 «бездельничают»
43 процента точек).
Анаморфная
картинка пишется
по-другому.
Изображение
с мастер – ленты
растягивается
по вертикали
(анаморфируется)
до размерности
4:3 и в таком виде
оцифровывается.
При цифро-аналоговом
преобразовании
получившаяся
картинка сжимается
до получения
изначальной
размерности.
Таким образом,
используются
все 100 % пикселей.
Совершенно
очевидно, что
анаморф имеет
наибольшее
разрешение.
Именно анаморфные
DVD,
что называется,
забили последний
гвоздь в крышку
гроба LD.
Широкоформатное
анаморфное
изображение
размерностью
2,35:1
Диск «Амели»
Звук на DVD.
Звук на DVD
дисках может
быть записан
в нескольких
форматах.
PCM –
Импульсно
кодовая модуляция.
Это тот же самый
формат, в котором
хранится звук
на обычных
Audio
CD
– 44.1 КГц , 16 бит, стерео
и без какого
либо сжатия.
Битрейт 1440 кбит/с.
Звук в таком
формате хранится
как правило
на музыкальных
дисках (диски
с видеоклипами,
концерты и.т.д.),
то есть там где
требуется
высокая точность
передачи звуковой
картины.
Dolby
Digital
– этот формат
появился в 1992
году вместе
с фильмом
«Возвращение
Бэтмена». Формат
предусматривает
до 6-ти полностью
дискретных
звуковых каналов.
До пяти полночастотных(20
Гц -20 кГц) каналов
и один низкочастотный
(3 Гц – 120 Гц) Low
Frequency
Effects
канал для сабвуфера.
Dolby
Digital
использует
18 битное кодирование
каждого канала
при частоте
дискретизации
в 48 кГц. На каждый
канал может
быть выделено
от 64 до 96 кбит/с.
Важно понять
то, что Dolby
Digital
может быть не
только шестиканальным,
но и даже монофоническим.
Фактически
Dolby
Digital
это просто
формат хранения
цифрового звука
со сжатием. В
DVD
используются
следующие
конфигурации
Dolby
Digital:
Dolby
Digital
2.0 – Типичный
битрейт 192 кбит/c
по 96 кбит/с на
канал. В данном
формате может
быть записан
монозвук для
старых фильмов
(левый и правый
канал воспроизводят
одно и то же),
просто стерео
(встречается
редко, например
на диске «Золото
Маккены») или
стерео с Dolby
Surround
сигналом.
Dolby
Digital
4.0 – Типичный
битрейт 320 кбит/c,
по 96 кбит/с на
левый и правый
фронт и по 64 кбит/с
на левый и правый
тыл. Редкий
формат (можно
встретить на
российском
диске «Дракула).
Dolby
Digital
5.0 – Типичный
битрейт 320 кбит/c,
по 64 кбит/с на
каждый из пяти
каналов (левый
фронт, центр,
правый фронт,
левый и правый
тыл, канал LFE
отсутствует).
Редкий формат
(Можно встретить
на американском
диске «Водный
мир».)
Dolby
Digital
5.1 – Типичные
битрейты 384 кбит/с,
по 64 кбит/с на
каждый из 6-ти
каналов, и 448
кбит/c
по 96 кбит/c
на левый и правый
фронт и по 64 кбит/c
на все остальные
каналы. Наиболее
часто встречающийся
формат.
Dolby
Digital
6.1 EX
– Типичный
битрейт 448 кбит/c
по 96 кбит/c
на левый и правый
фронт и по 64 кбит/c
на все остальные
каналы. В данном
формате используется
дополнительный
фантомный
тыловой центр,
то есть матричный
принцип кодирования,
как и в Dolby
Surround.
Формат дебютировал
в 1999 вместе с
фильмом «Звездные
войны: эпизод
I».
(Можно также
встретить на
российском
диске «Летучие
мыши» или на
американском
«Терминатор
II:
Ultimate
DVD
Edition»)
Отличительной
чертой Dolby
Digital
можно назвать
превосходную
локализацию
звуков. Однако,
несмотря на
то, что механизм
сжатия более
совершенен,
чем, например
у MP3
высокие коэффициенты
сжатия (8 -12 раз)
дают о себе
знать при
воспроизведении
музыки…
Формат
DTS
разработала
и внедрила в
1993 году одноименная
фирма. Так как
фирма обладала
меньшими финансовыми
возможностями
чем, например
Dolby
Labs,
данный формат,
несмотря на
более высокое
качество (это
будет показано
ниже), был признан
DVD
форумом факультативным
(тогда как Dolby
Digital
основным).
DTS
использует
20 битное кодирование
каждого канала
при частоте
дискретизации
48 кГц. На каждый
канал выделяются
128 или 256 кбит/c,
что дает лучшее
качество за
счет меньшего
сжатия и лучшего
механизма
компрессии.
Формат DTS
используется
в следующих
конфигурациях:
DTS 5.1 –
типичный битрейт
768 или 1536 кбит/с
по 128 или 256 кбит/с
на каждый из
6-ти каналов.
Наиболее
распространенная
конфигурация.
DTS 6.1
ES
Matrix
- типичный битрейт
768 или 1536 кбит/с
по 128 или 256 кбит/с
на каждый из
6-ти каналов.
Используется
дополнительный
фантомный
тыловой центр,
как, например
в Dolby
Digital
6.1 EX.
Довольно редкая
конфигурация
(можно найти
на американском
и российском
диске «Ганнибал»
или на американском
диске «Терминатор
II:
Ultimate
DVD
Edition»)
DTS 6.1
ES
Discrete
– Типичный
битрейт 896 или
1792 кбит/с 128 или
256 кбит/с на каждый
из 7-ми каналов. Используется
полностью
дискретный
тыловой центр
в качестве
седьмого канала.
Исключительно
редкая и наиболее
качественная
конфигурация.
По последним
данным всего
3 диска имеют
такую дорожку,
в том числе
американские
диски «Призрак
в доме на холме»
и «Гладиатор».
Формат DTS
значительно
превосходит
Dolby
Digital
по естественности
и «глубине»
звучания. Музыкальные
фрагменты
звучат очень
хорошо, практически
не хуже, чем на
компакт диске.
Однако выпущено
всего около
350 фильмов с DTS
дорожками
различных
конфигураций.
Наконец звук
на DVD
может быть
представлен
в формате MPEG
Multichannel.
Этот формат
использует
16 битное кодирование
каждого канала
с частотой
дискретизации
48 кГц. Алгоритм
сжатия весьма
напоминает
MP3.
На каждый канал
выделяется
по 64 кбит/c.
Используется
только 5.1 конфигурация
с битрейтом
384 кбит/c.
Данный формат
предназначался
в первую очередь
для европейских
дисков, однако
признания не
получил из за
плохого качества
звука. Менее
5 дисков записаны
с этими дорожками.
Важно понять
то, что DVD
диск может
содержать
несколько
дорожек одновременно.
То есть несколько
дорожек как
бы параллельно
сопровождают
весь фильм, и
вы выбираете
ту, которая
вам более всего
подходит – на
русском или
на английском
языке, в Dolby
Digital
или DTS,
с синхронным
(закадровым)
переводом или
с полным дубляжом.
Например один
из моих дисков
– российский
«Пятый элемент:
второе издание»
содержит 3 дорожки:
оригинальную
английскую
Dolby
Digital
5.1 (битрейт 384 кбит/с),
русскую Dolby
Digital
5.1 с закадровым
переводом
(битрейт 448 кбит/c),
русскую DTS
5.1 с полным дубляжом
(битрейт 1536 кбит/c).
Так как диски
часто сопровождаются
субтитрами,
(они включаются
по желанию
пользователя)
можно слушать
фильм с оригинальной
дорожкой, не
зная иностранного
языка.
Региональная
защита
Довольно
скользкий и
неприятный
вопрос. DVD
форум для защиты
производителей
видеопродукции
ввел региональную
защиту DVD
дисков. Это
связано с тем,
что фильмы
выходят в прокат
и на видео в
разных регионах
мира в разные
сроки. То есть
необходимо
было исключить
такую ситуацию,
что, например,
вы в загранкомандировке,
например в США
покупаете
фильм, который
только вышел
на киноэкраны
в России. Таким
образом, сам
диск и проигрывающее
устройство
имеют свой
региональный
код, и если они
не совпадут,
диск просто
не будет проигрываться.
DVD
форум поделил
мир на
несколько
регионов
Канада, и США
Япония,
Европа, Южная
Африка, Ближний
Восток (включая
Египет)
Юго-Восточная
Азия, Восточная
Азия (включая
Гонконг)
Австралия,
Новая Зеландия,
Тихоокеанские
Острова, Центральная
Америка, Южная
Америка, Карибские
острова
Бывший
Советский
Союз, Индийский
полуостров,
Африка (также
Северная Корея,
Монголия)
Китай
Зарезервированный
Экстерриториальная
зона (самолеты,
круизные лайнеры
и пр.), но они
практически
не используются.
Как показала
практика данная
мера послужила
совершенно
иным целям.
Дело в том, что
процесс производства
DVD
довольно долог
– на приготовление
качественного
издания уходит
6 – 8 месяцев. За
это время любой
фильм уже проходит
стадию проката.
С другой стороны,
в каждой отдельной
взятой зоне
фильм готовит
к изданию на
DVD
своя фирма. То
есть, если никто
«не почешется»
многие фильмы
в родном регионе
можно никогда
и не увидеть.
Таким образом,
например, в
нашей 5-й зоне
не были изданы:
«Титаник»,
«Мумия», «Звездные
войны: эпизод
I»
, все части «Чужих»,
все части «Парка
юрского периода»
и многие другие
популярные
картины. Фактически
единственную
роль, какую
выполняет
региональная
защита – предотвращение
конкуренции
между изданиями
одного и того
же фильма в
разных регионах.
Например, в
России «Терминатор
2» был издан с
пансканированной
картинкой, и
с посредственной
дорожкой в
Dolby
Digital
5.1. А региональная
защита «запрещает»
вам купить
шикарное американское
издание с анаморфной
2,35:1 картинкой
и Dolby
Digital
6.1 EX
и DTS
6.1 ES
Matrix
звуком (не говоря
уже об алюминиевой
коробке, и втором
диске битком
забитом дополнительными
материалами).
Дополнительные
возможности.
Сначала
приведу полный
список функциональных
возможностей
DVD-VIDEO
Полноэкранная
или широкоформатная
картинка
До
8 звуковых дорожек
на разных языках,
до 8 дискретных
каналов каждая.
До
32 дорожек субтитров.
До
9 углов камеры
(изображения
со всех камер
пишутся параллельно).
Меню
и простые
интерактивные
возможности
Мгновенная
перемотка и
быстрая перемотка
вперед, включая
поиск по главе,
дорожке и времени.
Родительская
блокировка
для запрещения
воспроизведения
дисков или
фрагментов
с нежелательным
материалом.
Основное меню
диска «Пятый
элемент: Второе
издание»
Стандарт
DVD-VIDEO
изначально
задумывался
под лозунгом
«DVD
– больше чем
просто фильм».
С этим сложно
не согласиться.
Общение с DVD
диском больше
напоминает
мультимедийную
программу.
Любой диск
имеет Меню, из
которого можно
получить доступ
к настройкам
диска, выбору
сцен (фильм
разделяется
на сцены, по
такому же принципу,
как компакт
диск на треки),
дополнительным
материалам.
На последних
стоит остановиться
подробнее. К
дополнительным
материалам
могут относиться
документальные
фильмы о съемках,
интервью с
создателями
фильма, актерами,
видеоматериалы,
относящиеся
к событиям,
описываемым
в фильме (например,
документальный
фильм о гладиаторах,
представленный
на диске «Гладиатор»),
неудачные
дубли, альтернативные
концовки, вырезанные
сцены и. т. д. и.
т. п.. В качестве
статических
дополнительных
материалов
могут быть
представлены
биографии и
фильмографии
актеров, фотографии,
каталоги продукции
и прочая информация
не требующая
видеоизображения.
Изображение
с различных
углов камеры
может применяться
как в качестве
дополнительного
материала,
например для
иллюстрации
съемок некоторых
сцен, так и в
качестве основного
на некоторых
других типов
дисков, например
концертных
(например, диск
Metallica Cunning Stunts). Так же часть
дисков содержат,
так называемые
DVD-ROM
дополнения,
то есть дополнения,
доступные для
просмотра
только на компьютере
с DVD-ROM
дисководом.
Фактически
подобные дополнения
являются
компьютерными
программами.
К их числу могут
относиться
обои рабочего
стола по мотивам
картины, коллекции
ссылок на различные
сайты и их Offline
зеркала, полные
тексты сценариев
и. т. п.
Часть 2 – Бытовая
аппаратура
для воспроизведения
DVD
DVD плеер.
D
VD
плеер – начальное
звено A/V
тракта, является
безусловно
необходимым
устройством
для бытового
(некомпьютерного)
воспроизведения
DVD.
DVD
плеер производит
считывание
информации
с диска, формирование
изображения
и вывод его на
устройство
отображения
(телевизор или
проектор). Плеер
может сам
обрабатывать
звук или вывести
цифровой поток
для обработки
звука A/V
ресивером или
A/V
процессором.
Функциональные
возможности
DVD плееров
следует разделить
на несколько
категорий.
Поддерживаемые
форматы. Любой
DVD
плеер кроме
дисков DVD-VIDEO
также проигрывает
AUDIO
CD
и VIDEO
CD.
Факультативно
также могут
проигрываться
Super
Video
CD
и также компакт
диски с MP3
файлами записанные
на CD-R
и CD-RW.
Последнее, как
правило, реализуется
с помощью двойного
оптического
приемника.
Видеочасть.
В технических
характеристиках
этому, как правило,
уделяется мало
внимания.
Единственное,
что обычно
указывается,
характеристики
видео ЦАП-а
(как правило,
10 бит 27 МГц), и
поддержка
видеостандартов
(NTSC
и PAL).
Реально приходится
ориентироваться
только на цену
аппарата.
Аудиочасть.
Наличие декодеров
Dolby
Digital,
DTS,
MPEG
MULTICHANNEL,
возможность
вывода DTS
потока через
цифровой выход,
характеристики
аудио ЦАП-а
(как правило,
24 бит 96 кГц). Нужно
отметить, что
под наличием
декодера понимается
возможность
вывода звука
в его исходном
формате, а не
в двухканальном
формате (то
есть наличие
шестиканального
аналогового
аудиовыхода).
Простейшие
плееры имеют
двухканальный
аналоговый
аудиовыход,
на выводе, которого
полученный
«на лету» сигнал
Dolby
Surround
Pro-Logic.
Наличие или
отсутствие
чейнджера (как
правило, на 5
дисков).
Особый интерес
представляют
также различные
разъемы на
задней стенке
плеера. К ним
относятся.
1) Видеоразъемы.
Композитный
видеовыход
(присутствует
обязательно),
видеовыход
S-Video,
компонентный
выход (RGB
сигнал), A/V
разъем SCART
(присутствует
на европейских
моделях).
2) Аудиоразъемы.
Смикшированный
2-х канальный
выход (присутствует
на любом плеере,
на него подается
сигнал с Audio
CD
и смикшированный
сигнал Dolby
Pro-Logic),
шестиканальный
аналоговый
аудиовыход
(на него подается
раскодированный
сигнал со встроенного
декодера),
коаксиальный
цифровой выход
S/PDIF
RCA
(присутствует
на любом плеере,
на него подается
нераскодированный
цифровой сигнал),
оптический
цифровой аудиовыход
S/PDIF
Toslink.
Стоимость
DVD
плееров колеблется
в пределах 180
– 2500 $.
A/V ресивер.
A
/V
ресивер – устройство,
сочетающее
в себе функции
декодера, усилителя
и, иногда, цифрового
радиоприемника.
Ресиверы различаются
поддержкой
различных
форматов звука,
мощностью
встроенного
усилителя (в
пределах 35 - 200
ватт на канал)
и наличием/отсутствием
THX
сертификации.
Фактически
на вход ресивера
подается цифровой
сигнал, а на
выходе, пройдя
через декодер,
ЦАП, и усилитель,
получаем усиленный
аналоговый
сигнал, готовый
к подаче на
акустику. Ресивер
способен работать
и в качестве
стереофонического
усилителя, и
принимать
цифровой сигнал
с аудио компакт-диска,
что, учитывая
качественные
ЦАП-ы, стоящие
в ресиверах,
весьма актуально.
Так же ресивер
может иметь
видеовыход,
для того, чтобы
выводить на
устройство
отображения
различную
информацию,
например при
настройке на
конкретное
помещение и
акустику. Таким
образом, A/V
ресивер является
интегральным
решением, полностью
решая проблемы
декодирования
и звукоусиления.
Стоимость
A/V
ресиверов
колеблется
в пределах 250
– 4500 $.
A/V процессор.
A/V
процессор –
устройство,
представляющее
собой только
декодер, выполненный
в виде отдельного
блока. A/V
процессор, по
идее, должен
дать пользователю
полную свободу
в выборе усилителя,
а так же более
высокое качество
декодирования
звука с DVD
и Audio
CD.
На вход A/V
процессора
подается цифровой
сигнал, на выходе
получаем неусиленный
аналоговый
сигнал, готовый
к подаче на
отдельный 5-ти,
6-ти, или 7-ми канальный
усилитель и
сабвуфер. Таким
образом, A/V
процессор
является начальным
звеном аудиотракта,
отвечающего
блочной идеологии.
Стоимость
A/V
процессоров
колеблется
в пределах 800
– 10000 $.
Акустика.
Акустика
для домашнего
кинотеатра
состоит из
одного или
нескольких
сабвуферов,
фронтальных
и тыловых саттелитов,
фронтального
центрального
динамика, и
факультативно
одного или двух
тыловых центров.
Конфигурация
5.1
Конфигурация
6.1
Конфигурация
7.1 THX Surround EX.
К «театральной»
акустике
предъявляются
совершенно
иные требования,
чем, например,
к музыкальной.
Колонки должны
иметь большую
мощность (40 –
400 ватт для саттелитов
и 75 – 2500 ватт для
сабвуфера), при
приемлемом
уровне искажений.
Важно понять
то, что при просмотре
фильма большая
часть внимания
прикована к
экрану, и в звук
никто «вслушиваться»
не будет. Наиболее
важно то, чтобы
во время наиболее
серьезных
звуковых эффектов
(взрывы, природные
катаклизмы
и пр.), уровень
искажений
оставался
приемлемым,
и колонки не
начали «хрипеть».
Ведь именно
высокий уровень
звуковых искажений
вызывает наибольший
дискомфорт
в кинотеатрах
«средней руки».
В качестве
фронтальных
и тыловых саттелитов
должны быть
использованы
одинаковые
колонки с нижней
границей частотного
диапазона от
80 до 200 Гц и пиковой
мощностью 40 –
400 ватт. В качестве
центральных
колонок (как
фронтальных,
так и тыловых),
могут быть
использованы
колонки с суженным
частотным
диапазоном
– ориентировочно
250 – 8000 Гц. Впрочем,
мощность центральных
колонок должна
быть на 10 – 20 % выше,
чем сателлитов.
Сабвуферы
серийного
производство,
в подавляющем
большинстве
случаев являются
активными.
Естественно,
что нижняя
граница воспроизводимых
частот должна
быть как можно
ниже, а мощность
больше. Системы
низкого класса
могут иметь
один сабвуфер,
THX
системы высокого
уровня должны
иметь два или
четыре – звуковые
колебания с
частотой до
60 – 80 Гц обладают,
вопреки ошибочному
мнению, неплохой
локализацией.
Суммарная
мощность всех
сабвуферов
должна быть
больше мощности
каждого сателлита
в 2 – 5 раз.
Устройства
отображения.
К
ним относятся
телевизоры
и видеопроекторы.
К изображению
в домашнем
кинотеатре
применяется
два основных
требования
– большой размер
и высокое качество.
В домашних
условиях, в
комнатах общего
назначения
находят наибольшее
применение
телевизоры.
Современные
телевизоры
можно разделить
на несколько
категорий по
способу вывода
изображения.
1) Телевизоры
на базе Электронно
Лучевой Трубки.
Как несложно
догадаться,
данный тип
телевизоров
является наиболее
распространенных.
К их достоинствам
можно отнести
невысокую
стоимость (150
– 4500 $), высокое
качество изображения,
возможность
использования
при любом освещении.
К недостаткам
можно отнести
только небольшую
диагональ (не
более 32”).
2) Плазменные
телевизоры.
Телевизоры
данного типа
имеют более
внушительные
размеры (40” –
62”), вкупе с высоким
качеством
изображения.
Высокая стоимость
(7500 – 20000 $),
способна
повергнуть
в глубокие
раздумья.
3) Проекционные
телевизоры.
Огромные размеры
экрана (до 80”),
главный и, пожалуй,
единственный
козырь аппаратов
подобного типа.
Не выдающееся
качество изображения
и фактическая
невозможность
работы в незатемненном
помещении не
оправдают не
слишком высокую
цену (3500 – 8000 $).
При покупке
телевизора
стоит обратить
внимание на
возможность
ввода RGB
сигнала либо
через SCART,
либо через
компонентный
вход.
Видеопроекторы
находят применения
в системах
высокого и
высшего класса.
Трудно не согласиться
с тем, что применение
проектора
вплотную приближает
к обстановке
настоящего
кинозала. Проектор
позволяет
получать изображение
с очень большими
размерами (до
300” и более) на
специальном
экране, и, естественно,
что в данном
случае для
оборудования
кинозала необходимо
отдельное
нежилое помещение
площадью 20 –
40 квадратных
метров и более.
Так как изображение
имеет большие
размеры, его
качество сильно
зависит от
качества «начинки»
проектора. В
зависимости
от различных
параметров
(яркости, разрешения
и пр.) цена видеопроекторов
колеблется
в пределах 2000
– 25000 $ плюс экран
из специальной
материи (100 -2000 $).
Системы
All-in-One.
К
подобным системам
относятся, так
называемые
«готовые комплекты
домашнего
кинотеатра».
Подобные комплекты
состоят из DVD
плеера, декодера,
усилителя и
акустики. По
сути дела это
настоящий
«кинотеатр
в коробке»,
остается добавить
только устройство
отображения.
Такие системы
интересуют,
прежде всего,
людей, хотящих
«получить все
сразу и не мучаться».
По своему классу
эти системы,
как правило,
начального
уровня, хотя
бывают и исключения,
например, системы
Nakamichi
Sound
Space
(6000 – 20000 $). Людям с
достатком тоже
не всегда хочется
испытывать
«сладкие муки
выбора» компонентов
по отдельности.
Стоимость
«обычных»
«кинотеатров
в коробке»
колеблется
в пределах 650
– 1200$.
THX.
О
н
же
Tomlinson Holman eXperiment. THX входит
в состав компании
Lucas
Film,
принадлежащей
Джорджу Лукасу.
Фактически
основным занятием
компании THX
до конца 80-х годов
было разработка
и внедрение
оборудования
для кинозалов.
С появлением
LD,
а впоследствии
и DVD
одним из важных
направлений
в работе THX
явилось разработка
и внедрение
стандартов
оборудования
для домашнего
кинотеатра
с целью максимального
приближения
обстановки
к настоящему
кинозалу.
Применительно
к домашнему
кинотеатру
THX
– определенный
набор требований
предъявляемых
к DVD
плеерам, ресиверам,
процессорам,
усилителям
и акустике. Так
же THX
включает в себя
набор требований
к видео- и аудиозаписям
на DVD,
с целью получения
наивысшего
результата
при совместном
использовании
THX
сертифицированных
дисков с THX
системами.
Что касаемо
домашнего
оборудования,
то наибольшее
отличие THX
систем заключается
в декодирующей
части и акустики.
Если говорить
о декодерах,
в них используется
набор THX
алгоритмов,
призванных
избавиться
от синтетичности
звучания (связанной
с компрессией)
и добиться
максимальной
реалистичности.
Набор алгоритмов,
используемых
в THX
сертифицированных
процессорах
и ресиверах
следующий:
-
Re-equalization -
система коррекции
звука для достижения
высокой прозрачности
и идентичности
звукового поля;
- Tembre
Matching
- система тонокомпенсации
между фронтальными
и тыловыми
каналами для
их оптимального
соответствия;
- Adaptive Decorrelation
- первоначально
использовалась
для Pro-Logic
схемы и позволяла
добиться не
монофонической,
а почти стереофонической
работы тылов;
сегодня это
система расширения
объемного поля
тылов; - Bass
Management
- автоматическое
удаление
низкочастотного
сигнала ниже
80 Гц из всех
основных каналов
и перенаправление
его на сабвуферный
канал, позволяет
резко увеличить
динамический
диапазон и
снизить искажения;
- Bass
Peak
Level
Manager
- система защиты
от перегрузок
сабвуфера,
которые могут
возникнуть
ввиду использования
предыдущего
пункта; - Loudspeaker
Position
Time
Synchronization
- синхронизирует
каналы во времени,
позволяя добиться
оптимального
для прослушивания
звукового поля.
THX
сертифицированные
ресиверы и
процессоры
также могут
реализовывать
расширенную
7.1 конфигурацию,
используя два
тыловых центра.
Такое возможно
как для 6.1, так
и для 5.1 записей
с помощью THX
алгоритмов
декореляции.
THX
сертифицированные
колонки отличаются
от обычных
следующим:
-
расширенным
горизонтальным
рассеиванием
звука для фронтальных
каналов, что
позволяет иметь
несфокусированную
точку прослушивания
и более объемное
поле; -
сфокусированным
вертикальным
рассеиванием
звука, снижающим
искажения в
этой области
из-за отражений
от пола и потолка
и позволяющим
серьезно повысить
прозрачность,
детальность
и разборчивость;
- широким
динамическим
диапазоном
без искажений
у всех каналов
(от 105 ДБ) и их идентичной
"звуковой
подписью";
- дипольной
технологией
изготовления
тыловых колонок
(по сути, два
громкоговорителя
в одном, излучающие
в разные стороны),
позволяющей
максимально
полно эмулировать
6-12 тыловых
громкоговорителей
|