Главная              Рефераты - Таможня

Таможенное регулирование ВЭД - реферат

Кафедра: Таможенное дело

Дисциплина:Экономика таможенного дела.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Таможенное регулирование ВЭД.

Выполнила:

студентка

Проверила:

г. Иркутск

2009

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Понятие, структура, цели и функции таможенного регулирования. 5

Методы осуществления таможенного регулирования.11

Нетарифные методы ограничений таможенного регулирования.13

Таможенный тариф как метод таможенного регулирования.18

Заключение.27

Список литературы:30

ВВЕДЕНИЕ

Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности[1] . За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а, следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства. С помощью таможенного регулирования государство влияет на внешнеэкономический оборот страны, а также на свой внутренний рынок путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары. Государственное таможенное регулирование импорта и экспорта товаров есть мера объективная, так как от того, как это регулирование будет построено, во многом зависит степень развития экономики страны. Благодаря постоянному контролю над потоком товаров через таможенную границу государство стремится обезопасить как свои собственные интересы, так и интересы граждан. Так, увеличение потока товаров через таможенную границу, особенно в последние десятилетия, благодаря переменам, связанным с либерализацией внешнеэкономической деятельности России, заставило ее руководство проводить более грамотную и взвешенную таможенную политику, заключающуюся в тщательных и продуманных импортно-экспортных связях с другими участниками торговых отношений, а именно – установление различного рода взиманий на ввоз-вывоз различного рода товаров, т. е. на избыточное количество товаров, вывозимых из страны (экспорт) устанавливаются одни таможенные пошлины, а на товары, в недостаточном количестве ввозимые в страну (импорт), – другие.

Таким образом, взимание налогов и пошлин является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Задачи таможенного регулирования во внешней торговле тесно связаны с экономикой стран, с внутренними и внешними условиями развития, а так же формирование их внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговая политика Российской Федерации и до настоящего времени находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Таким образом, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом, остается большое количество нерешенных проблем.

Цель данной работы – понять задачи таможенного регулирования.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие,цели и функции таможенного регулирования.

2. Рассмотреть методы осуществления таможенного регулирования.

Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – таможенное регулирование.

Понятие, структура, цели и функции таможенного регулирования

Сегодня таможенное регулирование осуществляется практически всеми странами, но его масштабы, характер, правовая база определяются в каждой стране в отдельности. В большинстве случаев такое регулирование проводится на национальном уровне, но также может осуществляться на уровне нескольких стран, если те объединены в торгово-экономическую группировку. Пример – Европейское экономическое общество[2] .

Так чем же всё-таки является таможенное регулирование:

Таможенное регулирование – комплекс мер, представляющих собойинструмент для регулирования внешней экономической деятельности государственными органами. Одна из форм такого регулирования проявляется в установке государством определенных правил при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Данные правила должны соблюдаться всеми участниками внешнеэкономической деятельности[3] .

Впервые законодателем РФ предпринята попытка определить конституционный термин «таможенное регулирование»[4] в таможенном кодексе РФ. По сути, к таможенному регулированию отнесены все (любые) правила, определяющие порядок перемещения имущества, имеющего материальную оболочку[5] , через таможенную границу Российской Федерации. При этом не имеет значения, в каких целях эти правила установлены (сбор доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, защита интересов отечественных товаропроизводителей, недопущение распространения эпизоотии, обеспечение безопасности потребителя, сохранение культурных ценностей и т.д. и т.п.). Принципы территориальной целостности государства и единого рынка диктуют обязательность установления таких правил исключительно на федеральном уровне.

Так сложилось, что в нашей стране таможенное законодательство и законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности формировались в отрыве друг от друга. Первый Таможенный кодекс Российской Федерации, основанный на новых экономических устоях, был принят в середине 1993 года. Параллельно принимались федеральные законы, устанавливающие отдельные правила осуществления внешнеэкономической деятельности и перемещения через государственную границу отдельных видов товаров:

- Законы Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1992 г.),

- «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.),

- «О защите прав потребителей» (1992 г.),

- «О ветеринарии» (1993 г.),

- «О зерне» (1993 г.),

- «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и т.д.

Только в 1995 г. с принятием федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» законодательно были установлены принципы и методы государственного регулирования импорта и экспорта товаров[6] .

И только принятие новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (№ 164-ФЗ от 8.12.2003г.) происходило без таких существенных временных разрывов, оба закона приняты в 2003г.

Термин «таможенное регулирование» в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере­мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь.

Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации[7] . Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3)таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела

В таможенном регулировании есть свои цели :

Экономические цели достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели достигаются по­средством:

1. установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;

2. уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели заключаются:

1. в защите государственной безопасности страны, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства;

2. в охране животных, растений и окружающей при­родной среды;

3. в обеспечении интересов российских потре­бителей;

4. в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д.[8] .

Но основной целью таможенного регулирования любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов, а именно:

1. участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

2. содействие проведению структурной перестройки;

3. обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

4. обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

5. участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

6. стимулирование развития национальной экономики;

7. содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии;

8. иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • защита экономических интересов РФ;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

    проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

Предусмотрен блок функций международного характера:

  • участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;
  • сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования[9] .

Сегодня таможенное регулирование играет особую роль, поскольку является одним из самых гибких и эффективных экономических инструментов для управления ввозом тех или иных товаров на территорию РФ (или вывоза товаров с территории).

Методы осуществления таможенного регулирования.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства.

Направленность целей таможенного регулирования на защи­ту российского рынка товаров и на стимулирование раз­вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та­моженное регулирование России призвано, таким образом, реа­лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со­стоянии национальную экономику от дальнейшего разва­ла, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последую­щего подъема.

Формирование таможенного регулирования любого государ­ства предполагает наличие двух важных методов его достижения — это протекционизм и фритредерство[10] .

Протекционизм — это меры, направленные на за­щиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограни­чение импорта. К протекционизму относят как тарифные, так и нетарифные меры ограничений.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Протекционизм и фритредерство имеют свою россий­скую историю. Линия протекционизма в российской та­моженной политике просматривается со времен царство­вания Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренны­ми пошлинами облагать при ввозе не производимые в стра­не иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запре­щать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тен­денции в таможенном регулировании России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политичес­ких событий в Европе, а не из соображений чисто эконо­мического характера.

К сожалению, этот опыт слабо относится к современной рос­сийской таможенной политике. В условиях нестабиль­ности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преоблада­ния на рынке импортных промышленных и продоволь­ственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономически­ми средствами и вынуждена опираться на администра­тивные методы .

Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России[11] .

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.[12] В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов тарифного и нетарифного торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.

Нетарифные методы ограничений таможенного регулирования.

В различных словарях нетарифные ограничения трактуются по-разному, вот некоторые из них:

Нетарифные ограничения - ограничительное регулирование внешней торговли, представляющее совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений. Именуются также нетарифными барьерами. -Экономический словарь

Нетарифные ограничения - прямые объемные ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров в страну или их вывоз из страны: совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений, направленных на регулирование внешней торговли. Нетарифные ограничения называются так же нетарифными барьерами. - Энциклопедический словарь экономики и права

Нетарифные ограничения - экономические и административные меры, помимо таможенных и тарифных, используемые государственными органами для регулирования ввоза и вывоза товаров. В число нетарифных ограничений могут входить: антидемпинговые пошлины, консульские формальности, требования к таре, маркировке товаров, лицензии, экспортные сборы и др. -Словарь бизнес-терминов

Из вышесказанного получается, что:

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Характеристика нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.

К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчи­тывают свыше 600 различных видов[13] ) эконо­мические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Зачастую перед правительством возникает альтернатива, какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уро­вень защиты (так называемая тарификация).

В мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.

Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты.

Нетарифные ограничения включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим таможенным регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида .

К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

1. лицензирование и квотирование импорта,

2. антидемпинговые пошлины,

3. импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта,

4. компенсационные сборы,

5. система минимальных импортных цен и т. д.

Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех участников.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административно - бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

· таможенные формальности,

· технические стандарты и нормы,

· санитарные и ветеринарные нормы,

· требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которое зачастую ведет именно к этому результату (штрафы).

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты .

Система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового таможенного регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств таможенного регулирования ВЭД.

В последние года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России.

Специфический тип квотирования , который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго . Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты . Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты , представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:

1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;

2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;

4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;

5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.

К современным методам нетарифного регулирования В ЭД можно отнести федеральный закон «О ратификации соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» который был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым, этот закон принят Государственной думой10 декабря 2008 г. и одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г[14] .

Федеральным законом ратифицируется соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, подписанное в Москве 25 января 2008г. Соглашением предусматривается введение единых мер нетарифного регулирования, а также единых подходов к государственному регулированию внешнеторговой деятельности государств - участников таможенного союза в отношении третьих стран. В частности, соглашением устанавливаются такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как количественные ограничения, лицензирование, выдача разрешений, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Таможенный тариф как метод таможенного регулирования.

Так же, можно сказать основным, инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин на товары, пересекающих таможенную границу России в зависимости от их кода ТН ВЭД. Порядок использования таможенного тарифа зафиксирован в соответствующем Законе РФ – «О таможенном тарифе»[15] .

Нормативно-правовой основой тарифного регулирования служит таможенный кодекс РФ и свод федеральных законов (именуемых актами), принятых в полном соответствии с кодексом.

Усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулято­ра развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или за­трудняя ввоз в страну или вывоз из неё определённых товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгово­го обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепен­но менять место страны в международном разделении труда.

Выступая в качестве регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством дав­ления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. Такое таможенное регулирование выполняет три значимые функции:

I. Фискальную. Пошлины являются доходной частью бюджета.

II. Защитную. Пошлины на импортные товары защищают отечественных производителей от конкуренции со стороны зарубежных компаний.

III. Балансировочную. С помощью таможенных пошлин государство регулирует нежелательный экспорт тех товаров, цены на которые в России ниже мировых, тем самым, препятствуя их массовому вывозу.

Государство, как носитель таможенного суверенитета, использует тарифное регулирование, в виде таможенных тарифов и системы таможенных пошлин в рамках своей таможенной территории, и может осуществлять комплекс мероприятий, направленных на регулирование различных параметров внешней торговли.

Тарифное регулирование является формой или способом оперативного регулирования внешней торговли.

Определять политику тарифного регулирования могут только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории.

В использовании политики тарифного регулирования существуют принципы, общие для всех государств. К общим принципам тарифного регулирования относятся:

1. Промышленно-развитые страны используют низкий размер пошлин на ввозимые товары (6,7 %), тогда как слаборазвитые страны используют более высокие размеры пошлин (28-31 %) с целью защиты внутреннего рынка.

2. Ставка тарифа увеличивается по мере увеличения добавленной стоимости, т.е. пошлины на сырьё дешевле, чем на продукцию.

3. В промышленно-развитых странах не используется экспортная пошлина, а в некоторых странах запрещена законодательно (США, Великобритания).

Под мерами таможенно-тарифного регулирования понимается совокупность конкретных действий государства по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования (ставка пошлин, тарифных преференций, тарифные льготы и т.д.):

· изменение ставок экспортных таможенных по­шлин;

· изменение ставок импортных пошлин;

· замена одних видов ставок на другие;

· замена одних видов таможенных пошлин на другие;

· введение или отмена тарифных преференций;

· введение или отмена тарифных льгот;

· предоставление или отмена РНБ;

· введение или отмена тарифных квот;

· применение или отмена сезонных пошлин;

· введение тарифных контингентов;

· применение компенсационных таможенных по­шлин;

· применение специальных либо временных пошлин;

· введение или отмена антидемпинговых пошлин;

· изменение списков стран-пользователей РНБ и т.д.

Объектами тарифного регулирования являются:

- ввоз иностранных товаров на таможенную территорию страны. Может осуществляться в рамках различных внешнеторговых операций. Тарифное регулирование ввозных операций будет учитывать таможенный режим, в рамках которого выполняется ввоз. Конкретными предметами регулирования ввоза могут быть объём ввозимого товара, его цена, состав стран зарубежных поставщиков и т.д.;

- вывоз товара. Тарифное регулирование учитывает особенности вывозных операций, используя для этого различные таможенные режимы. Предметами регулирования также могут быть объём ввозимых товаров и транспортных средств, их цены, состав стран внешнеторговых партнеров и т.д.

- экспортные и импортные доходы страны;

- баланс внешней торговли по отдельным товарам, по крупным товарным группам, по торговле с отдельными отраслями, с отдельными экономическими группировками;

- платежный баланс страны;

- состояние бюджета страны (соотношение его доходов и расходов) и др.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам : характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного то­вара, методу исчисления, времени действия.

Таможенные пошлины делятся:

1. По объекту обложения :

Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах.

Экспортные - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания:

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары;

Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения;

3. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукции;

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства;

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

4. По происхождению:

Автономные – эти пошлины применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране ре­жимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основ­ных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными;

Конвенционные – эти пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными (Конвенциональные и автономные пошлины являются основными видами таможенных пошлин);

Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

Исходя из различных признаков и критериев, по продолжительности периода регулирования цели тарифного регулирования делятся на:

· долгосрочные (стратегические);

· среднесрочные (3-10 лет);

· краткосрочные;

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

· защита национальных производителей от нежелательной иностран­ной конкуренции;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре произ­водства и потребления товаров;

· пополнение доходов государства;

· обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспор­терам на рынки других стран.

Таможенно-тарифное регулирование действует на национальной таможенной территории (таможенная территория отдельной страны); единой таможенной территории стран таможенного союза; единая таможенная территория группы стран, входящих в экономический союз; межгосударственная зона свободной торговли.

В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон «О таможенном тарифе» и «Таможенный кодекс».

Таможенно-тарифное регулирование, которое устанавливает таможенный кодекс РФ, включает в себя несколько важных операций – выявление страны-производителя товара, таможенную оценку товара, определение таможенной пошлины.

Осуществляемый в настоящее время в сфере таможенно-тарифной политики курс требует существенной корректировки. Такая корректировка делает необходимыми решения, позволяющие найти выход из тупиковой ситуации, при которой учёные и специалисты предлагают эффективные пути решения сложных проблем. Многие важные документы, затрагивающие интересы миллионов граждан, сотен и тысяч предприятий и организаций, субъектов РФ, принимаются в условиях чуть ли не полной секретности, узким кругом лиц, монополизировавших, без согласия гражданского общества, право на принятие ключевых решений. Принятые таким образом решения зачастую не соответствуют стратегическим интересам и приоритетам экономического развития России. Это и произошло, в частности, с решением о введении унифицированного таможенного тарифа.

России нужен чётко работающий механизм, доводящий до сведения правительства интересы торгово-промышленных кругов, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры. Только заблаговременный учёт этих интересов позволит сделать таможенный тариф экономически обоснованным стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов Российской Федерации.

Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях. Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьёзные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты. В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

Заключение.

В результате проведённой работы решены поставленные задачи.

Рассмотрели понятие, структуру, цели и функции таможенного регулирования:

Таможенное регулирование – комплекс мер, представляющих собой инструмент для регулирования внешней экономической деятельности государственными органами. Одна из форм такого регулирования проявляется в установке государством определенных правил при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Данные правила должны соблюдаться всеми участниками внешнеэкономической деятельности.

Структура таможенного регулирования включает в себя:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3)таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и ТН ВЭД;

8) правовую регламентацию ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела

Таможенное регулирование РФ преследует цели: Цели таможенного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.

Таможенное регулирование выполняет три значимые функции:

I. Фискальную.

II. Защитную.

III. Балансировочную.

Рассмотрели методы осуществления таможенного регулирования, такие как протекционизм и фритредерство.

Цель данной работы была в том, чтобы понять задачи таможенного регулирования. И эта цель достигнута:

Таможенное регулирование, в своих задачах, обеспечивает государству прогрессивное развитие экономики, ее процветание, следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства. Задачи таможенного регулирования состоят и в том, чтобы влиять на внешнеэкономический оборот страны, а также на свой внутренний рынок путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары. И, конечно же, постоянный контроль за потоком товаров через таможенную границу, благодаря чему государство стремится обезопасить как свои собственные интересы, так и интересы граждан.

Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

1. участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

2. защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

3. осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Список литературы:

1. Сайт: Национальный совет по корпоративному управлению: http://www.nccg.ru/

2. Сайт: Российская газета: http://www.rg.ru/

3. Сайт: электронная библиотека, В. А. Чинько «Таможенное право», Эксмо, 2009 http://www.fictionbook.ru/

4. Сайт: ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ http://tlke.ru/

5. Сайт: таможенные консультации: http://www.sts-customs.net/

6. Сайт: Виртуальная таможня: http://www.vch.ru/

7. Сайт: Журнал «международные процессы»:http://www.intertrends.ru/

8. Сайт: Информационное агентство REGNUM: http://www.regnum.ru/

9. Сайт: Россия и ВТО: http://www.wto.ru

10. Сайт: Глобализация, ВТО и ННГ - служба новостей: http://trade.ecoaccord.org

11. Сайт: официальный сайт Президент России: http://www.kremlin.ru

12. Сайт: тамож-инфо: http://www.t-info.com.ru

13. Сайт: Минэкономразвития и торговли РФ: http://www.есоnomy.gov.ru

14. Сайт: словари и энциклопедии на Академике:http://dic.academic.ru

15. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993

16. Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ

17. Таможенного кодекса Российской Федерации – М., 2004

18. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // РГ. 2003. 18 дек.

19. ФЗ РФ «О таможенном тарифе РФ».- М, 1993.

20. Шульгин, М.В. «Потребительские рынки в мировой и социальной экономике»: учеб. пособие. – Иркутск. : Изд-во Иркут. гос. тех. ун-та, 2008.

21. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007.

22. Покровская В. В. «Внешнеэкономическая деятельность». Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006.

23. Ходов Л.Г. «Государственное регулирование национальной экономики». Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006

24. Басовский, Л.Е. «Мировая экономика»: учеб. пособие для вузов. – М. : ИНФРА-М, 2006.

25. Толкачев, С.А. «Теория и российская практика»: учеб. Пособие – М. : Юркнига, 2006.

26. Косьмин,А.Д. «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»: учеб. пособие / А.Д. Косьмин, С.Е. Метелёв, Е.С. Дубенская. – М. : Экономика, 2006.

27. Шохин А. «Экономика и финансы: за и против». // Эксперт. – 2005. - №13.

28. «Лицензирование в сфере внешней торговли» //Сост. Н. Т. Краснолуцкая. - М. :Благовест-В,2005. - (Таможенный альманах).

29. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис».2004.

30. Кисловский, Ю.Г. «История таможенного дела и таможенной политики России». Учебник / Ю.Г.Кисловский. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004

31. Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // «Журнал российского права», №6, 2004

32. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г

33. Киреев А.П. «Международная экономика». В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2002.

34. Аконова Е.С. «Международная экономика и МЭО». – Ростов н/Д: Феникс. – 2001.

35. Доклад руководителя Департамента поддержки и защит отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Степановой С. от 10.06.2001.

36. Щебарова Н. «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». // МЭ и МО. – 2003. - №3.

37. «Внешняя торговля», журнал № 7-9, 1998 г П. Скакун «О регулировании внешней торговли и другом»

38. «Российское таможенное право». Учебник для вузов Под ред. Б.Н. Габричидзе. М.1997.

39. «Толковый экономический и финансовый словарь» Бернар и Колли М., 1994г.


[1] п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)

[2] Сайт: Полезная информация: http://tlke.ru/

[3] Сайт:таможенные консультации: http://www.sts-customs.net/

[4] пункт «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации

[5] определение товаров и транспортных средств пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса

[6] Сайт: Виртуальная таможня, статья «Разъяснения о применении некоторых статей Таможенного кодекса РФ»: http://www.vch.ru/

[7] п. «ж» ст. 71 Конституция РФ

[8] Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г

[9] Журнал «международные процессы»: http://www.intertrends.ru/index.htm

[10] Сайт: Электронная библиотека, В.А. Чинько «Таможенное право», Эксмо,2009 http://www.fictionbook.ru/

[11] Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г

[12] Шохин А. Экономика и финансы: за и против. // Эксперт. – 2005. - №13.

[13] Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис».2004.

[14] Информационное агенство REGNUM: http://www.regnum.ru/

[15] Сайт: Полезная информация: http://tlke.ru/