Главная              Рефераты - Таможня

Развитие таможенного законодательства. Деятельность по упрощению таможенных процедур - реферат

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1

Развитие таможенного законодательства. Деятельность по упрощению таможенных процедур

1.1. Эволюция законодательной деятельности по организации таможенной службы в РФ………………………………………………………………..7

1.2. Анализ особенностей законодательства в таможенном деле России…17

1.3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур…………………………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемых источников..……………………………………………34

Введение

Во введение к курсовой работе, прежде всего, необходимо сказать, что зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. История таможенного дела России с момента его возникновения и ДО Современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия.

Актуальность исследования таможенного законодательства об упрощении таможенных процедур исходит из того, что внешнеторговое регулирование – одна из важнейших составных частей общехозяйственного регулирования. Поскольку оно выполняет ряд важнейших задач – таких как выравнивание платежного баланса, регулирование структуры экспорта и импорта, защиты национального производства конкретных товаров и многое другое, решение этих задач играет важную роль в защите национальной экономической безопасности, в реализации таможенной политики. В процессе строительства системы таможенной политики, а как следствие и разработки актуальных таможенных процедур уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Такому правовому анализу и посвящена выбранная тема курсовой работы.

Древнейшие источники не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси, но они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности. Возникнув силу объективного исторического процесса, таможенное дело развивалось вместе с экономикой и торговлей Древней Руси и затем Российского государства.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.

Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х годов. Середина 80-х годов ознаменовалась началом организационно-правового обновления таможенной системы[1] .

90-е годы ознаменовали собой поиски наиболее жизнеспособной таможенной системы, отвечающей требованиям таможенной интеграции с Советом таможенного сотрудничества (СТС) и таможенными службами СНГ, и достижения упорядоченности и стабильности во взаимоотношениях с ними.

В результате осуществления крупных организационных мероприятий в Российской Федерации к концу 90-х годов была создана многофункциональная, технически оснащенная таможенная служба, интегрированная в экономическую, социальную и внешнеэкономическую систему страны. В современных условиях таможенная служба Российской Федерации является членом Всемирной таможенной организации и ее органов, играет ведущую роль в Совете руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, в Таможенном союзе и Таможенном комитете Союзного государства во вновь созданном Евразийском экономическом сообществе и странах «четверки».

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Российской Федерации - значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.

Специалисты, исследующие эволюцию развития таможенной службы особенно подчеркивают, что новый век открывает перед таможенной службой новые горизонты, ставит новые задачи, которые возникли в связи с президентским указом от 9 марта 2004 года о преобразовании ГТК России в Федеральную таможенную службу и вытекающие из третьего Всероссийского совещания руководителей таможенных органов и Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 гг, а в последствии с задачами, содержащимися в концепции развития до 2020г[2] .

Таким образом, актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная проработанность в науке определили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач курсовой работы.

Цель исследования : проанализировать изменения в таможенном законодательстве об упрощении таможенных процедур.

Объект исследования : подходы таможенного законодательства к упрощению таможенных процедур.

Предмет исследования : динамика, эволюционирование и упрощение таможенных процедур на современном этапе развития таможенного законодательства в России.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть эволюцию законодательной деятельности по организации таможенной службы в РФ;

2. Показать особенности законодательства в таможенном деле России

3. Привести Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Структура курсовой работы : курсовая состоит из введения, одной главы, заключения и библиографии на русском языке.

Глава 1

Развитие таможенного законодательства. Деятельность по упрощению таможенных процедур

1.1. Эволюция законодательной деятельности

по организации таможенной службы в РФ

Обретение суверенитета, повлекшее за собой экономические преобра­зования, принципиально изменило место и роль таможенных органов в системе государственного управления РФ.

25 октября 1991 г. была образована таможенная служба России.

26 декабря 1991 г. Правительство РСФСР утвердило Положение о Го­сударственном таможенном комитете РФ, был образован его централь­ный аппарат[3] .

Сложность работы, прежде всего, состояла в том, что с распадом СССР России досталось всего лишь 20 % действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50 %. В этих условиях ГТК России разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством. Программой предусматривалось создание сети таможенных учреждений внутри России и на ее границах, компьютеризация таможенной службы на территории всей России, техни­ческое оснащение таможенных учреждений, переподготовка и повышение квалификации сотрудников, решение социальных вопросов работников таможенных учреждений.

Рассчитанная на несколько лет, программа предполагала создание на территории России в 1992 -1993 гг. 227 таможен, из них 201 внутри стра­ны и только 26 на границе[4] .

В решении задач создания таможен­ной службы Российской Федерации важ­ную роль сыграли реализация программы модернизации таможенных органов, осу­ществленная в период с 1986 по 1991 г., разработка перспективных стратегичес­ких направлений, превращение таможни в государственный орган, предназначен­ный для решения экономических и фи­нансовых задач, развитие внешнеэконо­мической деятельности страны и установ­ление взаимодействия с зарубежными службами по борьбе с контрабандой и наркобизнесом.

В связи с новыми подходами были пе­ресмотрены взгляды на таможенную поли­тику. Ее основу составили три основопола­гающих принципа. Первый из них состоял в возрождении опыта дореволюционной Рос­сии. Таможенные органы совместно с други­ми государственными структурами стали ор­ганами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип нацеливал тамо­женную службу на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

В течение 1992 г. и в I квартале 1993 г. доля грузовых таможенных деклараций, обработанных на внутренних таможнях, возросла с 67,9 до 81,5 %, а доля деклараций, обработанных на пограничных таможнях, со­ответственно сократилась с 32,1 до 18,5 %[54].

Перестройка таможенной службы и выполнение вышеуказанных задач осуществлялись в сложных условиях. Непросто складывалась обстановка на границах России со странами Прибалтики, Украиной, Белоруссией и другими вновь образовавшимися суверенными государствами.

Это вызвало затруднения, поскольку почти 80 % внешнеторговых гру­зов России проходило через таможенные пункты стран СНГ. Были пред­приняты усилия по принятию соглашений о предотвращении двойного на­логообложения.

Вышедший 11 ноября 1991 г. Указ Президента России «О либерали­зации внешнеэкономической деятельности РФ» сыграл ключевую роль в установлении направления экономической политики. Реализация указа потребовала отказа от монополии внешней торговли, совершенствования таможенно-тарифного регулирования и экспортного контроля со стороны Таможенного комитета, министерств экономики, финансов, внешних эко­номических связей[5] .

В 1992 г. был принят ряд мер по совершенствованию тарифов. Чис­ленность сотрудников таможенных органов России возросла до 18,5 тыс. человек, а число таможенных учреждений увеличилось с 200 до 400.

Таможенными органами России в 1992 г. начислено платежей на сум­му 607,6 млрд руб., в том числе экспортной пошлины - 526,1 млрд, импортной пошлины - 69,4 млрд, сборов за таможенное оформление - 9,4 млрд, внеплановых таможенных доходов - 2,7 млрд руб[6] . Являясь правопреемником таможенного органа СССР, ГТК России продолжил контакты с Советом таможенного сотрудничества, Комис­сией Европейских сообществ (с 1 ноября 1993 г. Комиссия Европейско­го союза) и таможенными органами стран Запада. Обмен делегациями, участие в совместном обсуждении актуальных вопросов таможенного дела на конференциях и совещаниях способствовали присоединению России к ряду международных конвенций и договоров по таможенным вопросам.

В ходе дальнейшего совершенствования таможенной инфраструктуры удалось в течение года выставить таможенные посты на границах со стра­нами Балтии, через которые проходило до 70 % внешнеторговых грузов. В 1992 - 1993 гг. были созданы пункты таможенного досмотра на грани­цах с Украиной, Азербайджаном, Грузией.

Важным шагом по обеспечению таможенных приоритетов внутри страны и на международной арене явились подготовка и выход в свет в 1993 г.Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе». Они позволили национальной таможенной системе встать в ряд цивили­зованных таможенных служб, а главное - решать задачи по защите эко­номических интересов страны, реализовать концепцию таможенного дела в условиях экономических реформ, выхода из экономического и финан­сового кризиса и перехода к рыночным отношениям.

Во второй половине 1993 г. ГТК России пересмотрел ранее намечен­ную концепцию развития таможенного дела на ближайшую перспективу и наметил пять приоритетных программ: обустройство границы и разви­тие таможенной инфраструктуры; создание эффективной системы тамо­женных платежей; формирование таможенной статистики внешней тор­говли; кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы: компьютеризация таможенных органов, их техническое оснащение.

В соответствии с решением Правительства РФ, с учетом новых задач, стоящих перед ГТК России, пересмотрена структура центрального аппа­рата и подчиненных ему управлений. В комитет вошли: Главный научный информационно-вычислительный центр, Российская таможенная акаде­мия с Институтом повышения квалификации и переподготовки работни­ков таможенных учреждений, Центральная таможенная лаборатория и ряд государственных предприятий. Принимались меры по совершенствованию структуры и руководства таможенной системой. В 1992 -1993 гг. были созданы Северо-Западное, Калининградское, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Западно-Сибир­ское, Уральское, Поволжское, Московское, Западное, Татарское, Дагес­танское, Восточно-Сибирское управления.

Продолжалась работа по созданию таможенной границы со странами Балтии, Азербайджаном, Грузией, Украиной. Была достигнута договорен­ность о таможенном режиме на границах с Казахстаном и Белоруссией.

Рассматривая техническое перевооружение таможен как одно из важ­нейших условий успешного выполнения задач, поставленных правитель­ством по экономической защите России, ГТК России активно работал над созданием и обустройством таможен. В 1993 - 1995 гг. намечалось ввести в строй около 400 таможенных объектов[7] . В 1993 г. было использовано на эти цели 13 млрд руб.

Значительные средства были отпущены для оснащения техникой служб таможенного контроля. В подразделения поступили металлоискатели, эндоскопы и досмотровые зеркала, приборы для проверки служеб­ных документов, детекторы определения золота в изделиях, детекторы алмазов, тесты и комплекты химреактивов для идентификации наркоти­ков, машины для контроля и подсчета банкнот и др. Таможни получили автомобили различных модификаций, вертолетную технику, малые реч­ные и морские суда.

Служба таможенников была оценена по достоинству. Ряд работни­ков таможни награжден государственными наградами. Около тысячи сотрудникам ГТК в 1993 г. за образцовое выполнение служебных обязан­ностей, продолжительную безупречную работу, проявленную активность, бдительность, находчивость, отвагу и самоотверженность досрочно при­своены очередные звания.

В честь 40-летия Совета таможенного сотрудничества впервые в исто­рии таможенной службы России 20 сотрудников ГТК России были на­граждены почетными дипломами Совета таможенного сотрудничества (СТС). Их подписали бывший в то время генеральным секретарем СТС Т. Хейес и председатель ГТК России А. С. Круглов.

Начало новому этапу в работе таможенных органов России положило Всероссийское совещание руководителей таможенных служб. Проходив­шее в феврале 1994 г. совещание рассмотрело стратегию деятельности та­моженных органов в условиях проведения экономической реформы в стране и подвело итог первого этапа внедрения в жизнь Таможенного ко­декса РФ, а также итоги 1993 г.

В докладе председателя ГТК России А. С. Круглова «Об итогах раз­вития таможенных органов России в 1993 г. и задачах по реализации но­вого таможенного законодательства» отмечалось, что за истекший период таможенные органы России в основном справились с возложенными на них задачами по защите экономических интересов страны, борьбе с кон­трабандой и нарушениями таможенных правил, взиманию таможенных платежей, ведению таможенной статистики и содействию осуществления валютного контроля в первую очередь за своевременной и полной репат­риацией платежей, причитающихся за экспортные товары.

На территории Российской Федерации была организована разветв­ленная сеть таможенных учреждений, в целом удовлетворяющая по­требностям внешней торговли. Созданы предпосылки для развития ма­териально-технической базы таможенных органов.

В докладах первого заместителя председателя ГТК РФ В. Ф. Кругликова и заместителей председателя был дан анализ некоторых сторон дея­тельности таможенных органов. Доклады были дополнены выступления­ми начальников управлений Государственного таможенного комитета и таможенных органов России. Совещание способствовало обобщению опы­та таможенной службы и на этой основе дальнейшему развитию теории и практики таможенного дела.

Численность сотрудников таможенной службы возросла с января 1992 г. в 4 раза и составила 30 927 человек[8] .

Созданные экономические службы обеспечивали решение задач, опре­деленных новыми направлениями деятельности таможенных органов, - формирование доходной части федерального бюджета за счет таможен­ных платежей, контроль за репатриацией валютной выручки и перемеще­нием валюты через границу Российской Федерации. Координация дея­тельности подразделений экономической службы, их целевой ориентации осуществлялась на основе Комплексной программы повышения роли та­моженной системы как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-1995 гг.

В 1993 г. поступления таможенных доходов в федеральный бюджет со­ставили около 15 % всей суммы доходов России. По видам платежей экс­портная пошлина составляет 50 % общей суммы, импортная пошлина - 24, НДС - 15, акцизы - 2 % [9] . Среди вопросов, решаемых ГТК России, на первый план вышли разработка и внедрение новой структуры и системы управления тамо­женными органами на основе специализации подразделений в рамках единого технологического процесса таможенного оформления и кон­троля.

В соответствии с итоговым документом Всероссийского совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации в течение 1994 г. продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы таможенных органов. Были изданы документы, в которых реализованы положения Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенные органы получили документы, упорядочивающие рабо­ту таможен практически во всех областях, и в том числе по оперативно­му информированию об изменениях, вносимых в законодательные акты.

Продолжалось совершенствование организационной структуры и уп­равления таможенными органами на основе специализации подразделений и их гармоничного взаимодействия в рамках единого технологического процесса таможенного оформления и контроля.

На основе перспективного прогнозирования и всестороннего технико-экономического обоснования намечено строительство новых таможен и та­моженных постов. При этом учитывались социальные аспекты, создание соответствующих условий быта и труда таможенников.

Более эффективной работе таможенников способствовало внедрение новых технологий, разделение процесса таможенного оформления. Значи­тельно улучшился контроль за лицензированием товаров. Устойчиво работал механизм начисления, взимания и перечисления в бюджет таможен­ных платежей. Таможенные органы добились значительного успеха в совершенство­вании практики определения таможенной стоимости товара, в организа­ции взаимодействия с Государственной налоговой службой, Централь­ным банком, транспортными ведомствами и другими организациями.

Дальнейшее развитие получил контроль за поступлением валютной выручки.

Основные усилия были направлены на борьбу с контрабандой и нару­шениями таможенных правил. С этой целью в штат были введены специ­альные подразделения, выработаны новые формы взаимодействия с пра­воохранительными органами.

В 1994 г. сделан очередной шаг по расширению Российской таможен­ной академии, созданы ее филиалы в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Успешно готовили таможенные кадры региональные курсы.

Проявлением заботы о таможенниках явилось постановление Прави­тельства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. № 161 «О фор­менной одежде и нормах снабжения ею должностных лиц таможенных ор­ганов Российской Федерации»[10] .

В день третьей годовщины таможенной службы России Указом Прези­дента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 было утверж­дено Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. С принятием этого документа завершился первый этап ста­новления таможенного ведомства Российского государства. В Положении получили дальнейшее развитие статьи Таможенного кодекса, Закона РФ «О таможенном тарифе» и другие законодательные документы.

«Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), - говорилось в Положении, - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и общественными объе­динениями» [11] . В Положении записано, что ГТК России в своей деятельности руко­водствуется Конституцией, законами, указами Президента РФ, Таможен­ным кодексом, постановлениями и распоряжениями правительства.

В документе указан принцип управления таможенной системой и оп­ределены ее задачи, и в том числе организационные, правоохранитель­ные, экономические, законодательные и др.

Таможенные органы обеспечивали в установленном порядке информа­цией по таможенным вопросам Президента Российской Федерации, Фе­деральное Собрание, Правительство Российской Федерации и иные госу­дарственные органы, проводили информационно-разъяснительную работу по состоянию и развитию таможенного дела, организовывали консульта­ции по таможенным вопросам для заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГТК России, как исполнительный орган, разрабатывает проекты меж­дународных договоров по вопросам таможенного дела, вносит в прави­тельство предложения о присоединении к международным договорам, участвует в деятельности международных организаций, занимающихся таможенным делом, организует сотрудничество и взаимодействие с тамо­женными органами иностранных государств.

Таможенные органы Российской Федерации, руководствуясь Консти­туцией России, другими законодательными актами и строго соблюдая требования Таможенного кодекса, наряду с широким кругом других за­дач, выполняли фискальные функции. Мерилом эффективности работы таможенных подразделений явился уровень формирования доходной ча­сти бюджета. В решении этой задачи ГТК России в 1994 г. сделал шаг вперед - в госбюджет перечислено 14,14 трлн руб. Это результат рабо­ты всех подразделений таможенного ведомства.

В 1994 г. в таможенной службе России имелось 15 региональных таможенных управлений, 143 таможни и 485 таможенных постов. В 1994 г. были дополнительно созданы 3 специализированных таможен­ных управления, 17 таможен и 67 таможенных постов.

На новых границах России созданы 32 таможни, обустроены и дейст­вовали 102 автомобильных и 49 железнодорожных пунктов пропуска.

Программа создания целостной сети таможенных органов на террито­рии России была выполнена.

1994 г. был замечательным для таможенников тем, что во внутренние воды страны вышли таможенные суда. Ими было досмотрено 971 судно, из них 268 - иностранных, наложены взыскания на сумму 986 млн руб[42, c. 280].

В таможенной службе активно применялись вертолеты. Намечены ме­ры по созданию специальных подразделений - отрядов охраны таможен­ной границы на наиболее оперативных направлениях незаконного переме­щения транспортных средств и товаров. Это способствовало более эффек­тивной борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил.

Повысилось качество таможенного оформления и контроля. Предпри­няты первые шаги по внедрению ступенчатой (блочной) технологии с не­прерывной цепочкой таможенного оформления.

Приоритетными направлениями работы таможенных органов в 1995 г. являлись: совершенствование технологий взимания таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет в полном объеме: полное таможенное оформление товаров с одновременными унификацией и упрощением таможенных процедур; повышение роли таможенной службы как правоохранительного органа; совершенствование стиля и ме­тодов управления структурными подразделениями по всей вертикали та­моженной службы.

В течение всего трехлетнего становления таможенного ведомства Рос­сийской Федерации прослеживается устойчивая тенденция возрастания объема задач и возможностей таможенных органов, превращение Государ­ственного таможенного комитета России в полноправный исполнительный государственный орган регулирования внешнеэкономической деятельнос­ти и валютного контроля.

Важной закономерностью явилась взаимозависимость выполняемых задач и приоритетных направлений в деятельности таможенных органов. Изменилась и стратегия таможенной службы.

На первый план вышли вопросы управления таможенной системой, повышение ее правоохранительной роли, совершенствование механизма взимания таможенных платежей и контроля за своевременным поступле­нием федерального таможенного дохода в Центральный банк.

Анализ деятельности ГТК России в рассматриваемый период свиде­тельствует о его многопрофильном характере, о всеобъемлющей правоох­ранительной, экономической и финансовой работе.

Таможенные органы располагали мощным арсеналом средств по обес­печению безопасности экономики и финансов Российской Федерации, вносили значительный вклад в реализацию экономической реформы в России, в создание правового государства.

1.2. Анализ особенностей законодательства в таможенном деле России

Раскрывая тему курсовой работы, рассмотрим особенности законодательства в таможенной сфере. На территории России действует единое таможенное законодательст­во. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением та­моженного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регули­рованием его только нормами единого федерального законодательства. При этом необходимо оговориться, что термин «таможенное законода­тельство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только Конституцию и законы, а вклю­чает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ и ряда иных федеральных органов исполнительной власти[12] .

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела зани­мают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе».

Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенно­го кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требова­ние прямо не закреплено в действующем Таможенном кодексе РФ. Не­ясность на этот счет формулировки части первой ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса с нормами иных федеральных законов, так или иначе регули­рующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно части второй ст. 5 ТК РФ в таможенном деле приме­няются акты законодательства, действующие на день принятия таможен­ной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами. При незаконном переме­щении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить не­возможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нор­мами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса РФ. В интересах развития и укрепления международной эконо­мической интеграции Российская Федерация (что отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответст­вии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внут­ренним российским таможенным законодательством, то есть если меж­дународным договором установлены иные правила, чем те, которые пре­дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила между­народного договора.

В таможенном законодательстве используется целый ряд специфиче­ских таможенно-правовых терминов, таких, как, например, «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «та­моженная пошлина» и др. Даже такие вроде бы всем известные из граж­данского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в та­моженном законодательстве имеют свое специфическое толкование[13] .

Основной массив специфической таможенной терминологии будет раскрыт нами в соответствующих разделах курса, однако некоторые наи­более часто употребляемые (ключевые) понятия (причем как законода­тельно, так и научно определенные) необходимо раскрыть уже сейчас (они приведены ниже), поскольку без знания их сущности и смысла до­вольно сложно не только уяснить смысл большинства процедур, с помо­щью которых осуществляется таможенно-тарифное регулирование внешНеэкономической деятельности в Российской Федерации, но и вникнуть в суть большинства тем таможенного права как учебной дисциплины.

'Гоможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды, а также воз­душное пространство над ними. В нее входят также находящиеся в мор­ской исключительной экономической зоне Российской Федерации ис­кусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении тамо­женного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ее границ.

Территориальные воды - это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на Материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии - в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ши­рины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, ли­манов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.

На Территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможен­ных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному ко­дексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

Определение понятий свободной таможенной зоны и свободного склада будут даны ниже при рассмотрении темы "Таможенные режимы". В то же время следует отметить, что налицо явная неточность: так, в час­ти первой ст. 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориаль­ные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей, как мы уже сказали, - что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в проекте ново­го Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные террито­рии свободных таможенных зон и свободных складов как часть тамо­женной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, - как находящиеся вне ее таможенной территории.

Понятие таможенная граница Российской Федерации означает пределы ее таможенной территории, куда входят и периметры свободных тамо­женных зон и свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории со­предельных государств и, как правило, совпадает с государственной гра­ницей. На ней действует административно-правовой режим, устанавли­ваемый законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому стату­су внутренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами таможенного законода­тельства. В то же время необходимо отметить, что согласно части первой ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допус­кается установление таможенных границ. Отсюда вытекает, что включе­ние периметров свободных таможенных зон и свободных складов в та­моженную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодательстве следует по­нимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные цен­ности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспорт­ные средства, за исключением средств, используемых для международ­ных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость (что отражено в проекте нового Таможенного кодекса РФ) включить в это определение и объекты интеллектуальной собственности, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Товары подразделяются на российские и иностранные.

Российские товары - это товары, происходящие из Российской Фе­дерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на ее террито­рии, то есть те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения та­моженных органов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и то­варов, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации Понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых от­правлениях, использование трубопроводного транспорта и линий элек­тропередач.

К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную террито­рию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных та­моженных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории страны - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной террито­рии Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств

с остальной части ее таможенной территории на территорию свобод­ных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через тамо­женную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действую­щим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможенного законода­тельства требований (например, вне определенных таможенными орга­нами мест, с сокрытием от таможенного контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного дела[14] .

Термин "лица" включает в себя как предприятия, учреждения и орга­низации (то есть юридических лиц), так и физических лиц.

В таможенном законодательстве встречаются понятия «российские лица», «иностранные лица» и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законодательством пред­
приятия, учреждения и организации (то есть юридические лица) с местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее территории.

Все иные лица относятся российским таможенным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лиц, яв­ляющихся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающих в ином качестве, достаточном, в соответствии с россий­ским законодательством, для совершения с товарами действий, преду­смотренных Таможенным кодексом РФ, от собственного имени.

Декларант - это лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер (посредник), то есть лицо, декларирующее, представляющее и предъявляю­щее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Таможенный брокер - это профессиональный посредник в сфере та­моженного дела, представляющий собой коммерческую организацию, созданную в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющуюся юридическим лицом и получившую лицензию ГТК России на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.

Перевозчик - это лицо, фактически перемещающее товары либо яв­ляющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный перевозчик - это перевозчик, обладающий правом на ос­новании лицензии ГТК России перевозить товары, находящиеся под та моженным контролем, без таможенного сопровождения и без обеспече­ния уплаты таможенных платежей[15] .

Таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможен­ную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

Выпуск - это передача таможенными органами Российской Федера­ции товаров или транспортных средств после их таможенного оформле­ния в полное распоряжение лица.

Условный выпуск - это выпуск товаров и транспортных средств, со­пряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных огра­ничений, требований или условий (например, условия использовать то­вары и транспортные средства для целей, не сопряженных с производственной или иной коммерческой деятельностью, и пр.).

Таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транс­портных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ.

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых та­моженными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодатель­ства и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Зона таможенного контроля - это специально выделенная и обозна­ченная часть таможенной территории Российской Федерации, создавае­мая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения испол­нения таможенного законодательства Российской Федерации.

Меры экономической политики - это ограничения на ввоз в Россий­скую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транс­портных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и могущие включать в себя квотирова­ние, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономи­ки с мировым хозяйством.

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможен­ные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Таможенная пошлина - это платеж, взимаемый таможенными органа­ми при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым усло­вием такого ввоза или вывоза.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащего взиманию за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию страны или вывозимый с этой территории.

Таможенные льготы - это любые изъятия (исключения) из таможенных правил.

Таможенные правила - это установленный таможенным законодатель­ством Российской Федерации порядок перемещения (включая процедуры применения таможенных режимов) товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими.

1.3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур

Международная конвенция об упрощении и гармонизации та­моженных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. вступила в силу 25 сентября 1974 г. В ней участвуют около 70 государств, на кото­рые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота России. После принятия Киотской конвенции прошло определенное вре­мя и стало ясно, что интеграционные процессы, происходящие в обществе, или, как их теперь называют, процессы глобализации, предопределили необходимость приведения положений Конвен­ции к современным реалиям. В течение четырех лет велась работа по пересмотру Киотской конвенции. 26 мая 1999 г. сессия Всемир­ной таможенной организации одобрила новую редакцию Киот­ской конвенции.

Положения новой редакции Киотской конвенции строятся на следующих принципах:

ясность и четкость положений таможенного законодатель­ства, в т. ч. института обжалования решений таможенных органов;

принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур;

максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий;

совершенствование методов таможенного контроля, прове­дение его на основе управления рисками;

использование предварительных форм декларирования;

использование электронных баз данных и электронных спосо­бов обмена информацией при проведении таможенных процедур;

всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб;

установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД.

Структурно новая редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений. Помимо этого, Конвен­ция включает в себя документы, которые не являются ее неотъем­лемой частью. Имеется также Протокол об изменении Киотской конвенции, регулирующий процедуру присо­единения к обновленной Конвенции.

Основной текст содержит преамбулу, определения общих тер­минов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее, органов управления, условий применения Конвенции и ряд других общих положений.

Генеральное соглашение состоит из следующих десяти глав:

«Общие положения»;

«Определение понятий»;

«Таможенное оформление и другие таможенные формально­сти»;

«Пошлины и налоги»;

«Гарантии»;

«Таможенный контроль»;

«Применение информационных технологий»;

«Отношения между таможенными органами и третьими ли­цами»;

«Информация, решения и предписания таможенной службы»;

10) «Обжалование решений по таможенным вопросам».

Специальные приложения конкретизируют принципы приме­нения различных таможенных правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по отдельным таможен­ным режимам и сферам деятельности таможенных служб[16] .

Основное отличие новой редакции Киотской конвенции от преж­ней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых стандарт­ных правил. При этом присоединяющееся государство может при­нять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.

Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести стан­дартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сро­ком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).

Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возмож­ность для применения национального таможенного законодатель­ства исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на за­конодательство.

Участником Киотской конвенции может стать любой член Все­мирной таможенной организации и Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений, подписав Кон­венцию без оговорки о ратификации, подав документы о ратифи­кации после ее подписания, если ратификация необходима, или же присоединившись к ней. Положения Киотской конвенции предусматривают создание Управляющего комитета, уполномоченного рассматривать прак­тические вопросы выполнения, единообразного применения и толкования Конвенции, а также предложения по внесению попра­вок к ней. Принимать участие в его заседаниях в качестве на­блюдателя могут компетентные органы любого субъекта, право­мочного стать участником Конвенции, или же компетентные орга­ны любого члена Всемирной торговой организации.

Заключение

В заключение необходимо сказать несколько слов о перспективах развития таможенной службы. Реализация возможностей таможенной службы Российской Федерации в интересах осуществления экономических реформ, внешнеторговой деятельности и выполнения социальных задач в новом веке происходила на основе Концепции развития таможенной службы до 2020 г. Программные задачи предусматривали создание благоприятных условий для увеличения внешнеторгового оборота страны, оздоровления сферы внешнеэкономической деятельности, укрепления законности и пра­вопорядка, налаживания своевременного и полного поступления таможен­ных платежей в федеральный бюджет.

Программа сформулирована в соответствии с концептуальными подхо­дами Правительства Российской Федерации к решению задач модерниза­ции экономики и социальной политики, а также проведением ряда меро­приятий по подготовке к вступлению России во Всемирную торговую ор­ганизацию.

На активизацию деятельности таможенной службы России положи­тельное влияние оказал комплекс мероприятий по празднованию и награждению сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Они стали свидетельством возросшего патриоти­ческого подъема таможенников, их стремления внести достойный вклад в защиту национальной экономики и обеспечение ее безопасности.

Стратегическим направлением деятельности таможенной службы Рос­сии в указанный период является содействие развитию внешней торговли путем совершенствования таможенного администрирования и внедрения действенных форм таможенного контроля.

В программе были изложены следующие направления решения стра­тегических задач: принятие нового таможенного законодательства; обеспе­чение взимания таможенных платежей и перечисление их в федеральный бюджет; повышение эффективности таможенного контроля при перемеще­нии товаров по процедуре МДП в местах таможенного оформления развитие и модернизация информационных таможенных систем, внедре­ние системы электронного декларирования; борьба с недостоверным дек­ларированием; активизация оперативно-розыскной деятельности, всемер­ное содействие компетентным органам в борьбе с терроризмом; подготов­ка таможенных кадров, способных работать по новым технологиям; совер­шенствование правоприменительной практики с учетом выхода в свет но­вой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации; реализация мер, направленных на формирование единого экономического и таможен­ного пространства государств - участников СНГ, Союзного государства, государств — членов ЕврАзЭС; укрепление системы борьбы с коррупци­ей; развитие партнерских отношений между таможенными органами и де­ловыми кругами; организационное, материально-техническое и финансо­вое обеспечение таможенной службы.

Таким образом, в общем комплексе стратегических задач, стоящих перед таможенной службой, первостепенное значение отводится дальнейшему совершенство­ванию таможенного администрирования, основными принципами которо­го являются стратегическое планирование, предусматривающее учет орга­низационного и финансового аспектов деятельности таможенной службы Российской Федерации; широкое использование международного опыта и согласование национальной законодательной и иной правовой базы с меж­дународными конвенциями и соглашениями.

ФТС России как федеральный орган исполнительной власти осуществ­ляет руководство таможенным делом в Российской Федерации на основе норм и правил государственной службы, построенной на принципах цен­трализма, и в то же время выполняет собственные административные про­цедуры, касающиеся таможенного дела.

В плане осуществления стратегических задач 2003 г. стал перелом­ным. Прежде всего, это связано с принятием новой редакции Таможен­ного кодекса РФ и развернувшейся работой по обновлению нормативно-правовой базы и ее адаптации к требованиям нового таможенного зако­нодательства.

На основании всех целевых программ формируется и проводится проводилась также ра­бота по формированию главных направлений деятельности региональных управлений и таможен РФ на следующие годы.

Постоянно совершенствуется таможенное администрирование, повы­шается его роль в решении таких задач, как сокращение времени, необ­ходимого для таможенного контроля и таможенного оформления, дости­жение оптимального соотношения между затрачиваемым на проведение таможенного контроля временем и эффективностью его проведения; кон­центрация таможенного контроля в местах таможенного оформления; со­кращение процедур согласования и дальнейшая оптимизация принятия решений в процессе таможенного контроля и таможенного оформления; снижение субъективного фактора при принятии решений сотрудниками таможенных органов; расширение сферы применения выборочной формы таможенного контроля; дальнейшее развитие и внедрение в практику та­моженного контроля системы анализа и управления рисками на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, региональное та­моженное управление, таможня, таможенный пост); осуществление экспе­римента по таможенному оформлению товаров, ввозимых в Российскую Федерацию морским транспортом в рамках проекта «Трансатлантическое направление»; упрощение порядка таможенного оформления товаров на основе применения критерия «минимальной достаточности» при проведе­нии таможенного контроля в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и принципа «зеленого коридора»; дальнейшее совершенствование таможенного администрирования по отно­шению к крупным плательщикам таможенных платежей; создание благо­приятных условий для укрепления и расширения сети таможенных скла­дов, обеспечивающих хранение сырья и комплектующих изделий, а так­же готовой продукции производственных предприятий; расширение пе­речня российских таможен, уполномоченных производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров (выставочных грузов), пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации с приме­нением карнетов АТА; совершенствование технологий контроля таможен­ной стоимости на основе дифференциации подхода к различным группам товаров и расширения сферы применения предварительного и последующего контроля и формализация технологий валютного контроля и улучшение аналитического применения информации баз данных валютного контроля.

Итак, цель курсовой работы достигнута и задачи выполнены.

Список используемых источников

Нормативно-правовые акты и Положения

1. Конституция Российской Федерации. М., 1999.

2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». М., 1993.

3. О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 октября 2004 г. Одобрен Советом Федерации 29 октября 2004 г.

4. О федеральной таможенной службе. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429.

5. Положение о Межгосударственном Совете Евразийского Экономиче­ского Сообщества, утвержденное решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 4.

6. Федеральный закон «О мерах по защите интересов Российской Фе­дерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. № 63 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 16. Ст. 1798.

Литература

7. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности. М., 2001.

8. Бекашев К.А., Моисеев Е.Г. таможенное право. М., проспект, 2008.

9. Бойко А. И., Родина Л. Ю. Контрабанда. История, социально-эконо­мическое содержание и ответственность. Ростов н/Д, 2001.

10. Брацун Г. П.,Дзюбенко П. В.,Кисловский Ю. Г. Об основных поня­тиях таможенной политики и актуальных проблемах ее реализации // Теория, методология и практика таможенного дела: Сб. науч. тр. Ч. 1. М., 1996.

11. Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Фе­дерации. М., 1993.

12. Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России: Курс лекций. М, 2000.

13. Кисловский И. Ю. История таможенного законодательства России о контрабанде (конец XIX — начало XX в.). М., 2000.

14. Кисловский И. Ю. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем (погранично-таможенный аспект). М., 1998.

15. Краткий справочник нормативных актов по отдельным вопросам тамо­женного дела в СССР. М., 2001.

16. Современная таможенная служба и таможенники России (1991 - 2001 гг.). М., 2002.

17. Тимошенко И.В. Таможенное право России. М., Приоритет.-2007.

18. Шамахов В.А. Таможенное право Российской Федерации. М., Софт Издат, 2007.


[1] Брацун Г. П.,Дзюбенко П. В.,Кисловский Ю. Г. Об основных поня­тиях таможенной политики и актуальных проблемах ее реализации // Теория, методология и практика таможенного дела: Сб. науч. тр. Ч. 1. М., 2006.-С.116.

[2] Ванин М. В. Таможенная политика: проблемы и приоритеты // Та­можня. 2000. № 311. 27 июня.

[3] Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. –М., РУСИНА-ПРЕСС, 2004.-С.278.

[4] См.: Там же.

[5] Таможенная служба России на защите экономических интересов стра­ны: Материалы докл. Всерос. науч.-полит, конф. М., 2002.

[6] Таможенный вестник (спец. вып.). 1993. С. 10.

[7] См.: Тимошенко И. В. Таможенное регулирование ВЭД. М., 2003.

[8] Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. –М., РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

[9] Таможенный вестник. 1994. № 4-5. С. 3.

[10] Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. –М., РУСИНА-ПРЕСС, 2004.-С.278.

[11] Российская таможня в документах. T.l. M., 2001. С. 187.

[12] Бекашев К.А., Моисеев Е.Г. таможенное право. М., проспект, 2008.-С.165.

[13] Тимошенко И.В. Таможенное право России. М., Приоритет.-2007.-С.138.

[14] Бекашев К.А., Моисеев Е.Г. таможенное право. М., проспект, 2008.-С.169.

[15] См.: Краткий справочник нормативных актов по отдельным вопросам тамо­женного дела в СССР. М., 2001.

[16]