Главная              Рефераты - Строительство

Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре - реферат

Московский Гуманитарно-Экономической

Институт (Волгоградский Филиал)

Факультет Дизайна

Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

реферат

по дисциплине «Введение в специальность»

Выполнила:

студентка группы Д6-08

Ткаченко С.В.

_____________________

Проверил:

Еретин А.В.

Волгоград - 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Проектная культура в нашей жизни……...……………....................5

1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5

1.2.Понятие и современное использование культурного проектирования…...8

ГЛАВА 2. Особенности культурного проектирования в различных областях…………………………………………………………………………..11

2.1.Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне....................................................................................................................11

2.2. Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании………………………………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16

Список литературы.............................................................................................18

Введение

Тема данной работы посвящена такому явлению современного естествознания, как понятие проектной культуры, ее специфике в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

Прежде всего, мы должны рассмотреть понятие культуры. Культура – это все то, что накоплено за существование человека вообще. Есть три вида культуры, или три системы ценностей. Итак:

- Материальная культура – все произведенное человеком для удовлетворения бытовых потребностей.

- Духовная культура – идеи, мысли, знания, традиции, религия, мораль, правила, отношения.

- Проектная культура – связующая между материальной (утилитарной) и духовной культурами, способ примирения людей и техники, создание образцов, моделей, связывающих цели с техникой.

Лейтмотивом всего реферата является понятие проектной культуры. Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. . Оно включает в себя:

- разработку документируемого в каком-то профессиональном языке, удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

- научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон, заканчивающиеся решением о принятии проекта;

- реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

Итак, необходимо отметить, что предметом нашей работы будет исследование культурного проектирования по большей степени в дизайне среды и архитектуре, поскольку, чтобы грамотно научиться делать проекты, работать в проектной среде – нам просто необходимо изучить законы такого проектирования. Объектом в связи с вышеизложенным будут выступать отношения, возникающие с момента создания проекта до его претворения в жизнь, поскольку культура проектирования – неотъемлемая часть деятельности дизайнера.

Цель исследования – определить, что понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили следующие задачи:

1) дать определение культурному проектированию

2) определить историю становления данного явления

3) проанализировать особенности развития культурного проектирования в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

Глава 1. Проектная культура в нашей жизни.

Проектная культура – так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» - реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления.

Нынешний кризис в методологии, подготовки нужных обществу специалистов потребовал пересмотра образования на фундаментальных подходов к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. Связи с этим идет поиск и моделирование нового образа культуры, способной преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, которые уже стали реальностью бытия.

Действительно, в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования. Конкретизируя определение проектирования как деятельность, цель которой «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде», Дж.К. Джонс отмечает, что оно охватывает деятельность не только архитекторов, конструкторов и других «профессиональных» проектировщиков, но так же плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых, специалистов прикладных наук, участников движения протеста, политиков, членов «групп давления» - всех тех, кто стремится изменить форму и содержание изделий, рынков сбыта, городских систем бытового обслуживания, общественное мнение, законы.[1]

1.1. История возникновения культурного проектирования

В своем реферате особое внимание мы хотели бы уделить периоду – 60-70-е годы XX века. Несомненно, в историческом развитии культурного проектирования были и другие знаменательные моменты, но эти годы, по нашему мнению, оказали большое влияние на его развитие.

В те годы культура проектирования, как и само оно, казались новой интеллектуальной и деятельной возможностью, способной если не на чудеса, то, по крайней мере, на столь решительные сдвиги в развитии общества и его культуры, о которых раньше не приходилось и мечтать.

Проектирование резко расширяло сферу своего влияния. Проектировались уже не только вещи или агрегаты вещей. Разрабатывались проекты социальных систем, систем человек - машина, социально-морфологических систем. По-новому начало рассматриваться архитектурно-градостроительное проектирование, в котором был перенесен на программирование будущих условий жизни. Возникший в то время в нашей стране дизайн рассматривался как "тотальный", а его методология - как методология тотального и обособляющегося проектирования. Экспансия проектирования могла бы быть описана как, во-первых, усиление мощи проектной мысли, ее глубины и эффективности, и, во-вторых, как расширение сферы применения проектных методов, распространения проектирования вширь.

Экспансия проектирования и углубление методологических исследований в области проектирования основывались на двух в какой-то мере независимых постулатах.[2] Первый состоял в том, что проектирование является независимой способностью мышления и деятельности, в своем достоинстве и самостоятельности не уступающей науке или художественному творчеству, а по социальной значимости, может, и более эффективной. "Открытие" проектирования как таковой способности оправдывало усилия по внедрению его в жизнь и использованию на практике, а также его философское и методологическое осмысление. Второй постулат выдвигал проектирование в качестве силы, способной дать решения казавшимся тупиковыми проблем ХХ века: экологической, образования, организации производства, досуга и обслуживания.

Проектирование, таким образом, представляло как автономная и чрезвычайно эффективная сфера деятельности, обещавшая решение многих проблем и открывшая заманчивые перспективы, так как давала новый тип интеллектуальной деятельности. В духе романтического культа бесконечных возможностей творчества, проектирование мыслилось как тотальная, всепроникающая сила будущих столетий.

Столкновение энтузиастических и скептических оценок проектирования, однако, дает новый импульс развития проектной мысли. Не бесконечное доверие к проектированию и не анафема, а локализация, разумное ограничение проектной деятельности, гармоническое соединение проектирования с другими отраслями и типами деятельности, в том числе с культурой - вот задача, логически вытекающая из этой смены настроений. Таким образом, в этот период мы наблюдаем новый виток соединения проектирования как масштабного явления с культурой как сферой деятельности. Этот виток, впоследствии будет назван «идеей гармонического соединения культуры в проекте».[3]

Причем, если в 60-е - 70-е годы это гармоническое сочетание мыслилось только как их продуктивная кооперация, то теперь стало возможным рассмотреть и вопрос и об их взаимном ограничении, так как развитие этих сфер человеческой деятельности ограничено наличными интеллектуальными и социальными ресурсами.

Аналогичным образом мало кто тогда мог бы поставить вопрос о границе распространения идей проектирования в пространстве индивидуального мышления и воображения, хотя этот вопрос не лишен смысла, так как связан с индивидуальной ограниченностью времени и энергии. Требуется отдавать себе отчет в том, какой тип деятельности занимает доминирующее положение в сознании и потребляет больше сил, и оправдан ли отказ от науки или искусства в пользу проектирования. Теперь культурное проектирование начинает рассматриваться наряду с наукой и искусством, и возникает проблема границ его экспансии, в том числе и в индивидуальной деятельности в связи с рефлексией способности воображения, как одной из основных творческих и профессиональных способностей.

Современная социокультурная ситуация в России ставит в ряд первостепенных проблем изучение культурного пространства с целью его прогнозирования и проектирования. Проектная деятельность сегодня на всех уровнях: цивилизационном, государственном, национальном, региональном, институциональном, личностном выступает как деятельность аналитическая, конструктивная, инновационная. Проектируя социум, человек созидает его на базе конкретных представлений об идеале и использует конкретные технологии. Уровни анализа задают границы эмпирического культурного пространства, в которых и целесообразно рассматривать связи субъектов в совместном преобразовании культурного пространства.

1.2. Понятие и современное использование культурного проектирования

Что понимают под проектной культурой? В литературе можно найти множество определений,[4] но, по нашему мнению, они отличаются друг от друга лишь личностным понимаем того или иного автора и его отношением к понятию культура в общем, объективном смысле. Таким образом, под проектной культурой понимают - реальность – проектность как ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и культуру мышления.[5] О ней много размышляли и размышляют как зарубежные, так и отечественные специалисты в области теории проектирования, обозначив ее как «третью культуру». Эту «третью Культуру» Б. Арчер и его коллеги по Королевскому колледжу искусств, ведущему художественному университету Великобритании, предложили назвать «Дизайном с большой буквы». Именно в таком расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования.

Перед художником встает задача самостоятельного освоения технологического комплекса, что в принципе можно сравнить с получением новой специальности, так как сами средства, идеология их использования, технические проблемы являются принципиально иными, чем освоенные им ранее художественные технологии. Художник оказывается неподготовленным к освоению наиболее перспективных и отвечающих социальным запросам новых художественных специализаций. Речь идет об активно развивающихся направлениях художественного творчества, которые сегодня тесно связаны или прямо зависят от электронных и коммуникационных средств, используемых в сферах дизайна предметной среды, интерьера, полиграфии, архитектурного проектирования, новых электронных технологий. Основой деятельности в этих специализациях является не визуализация субъективных представлений, а анализ социокультурного, исторического, средового контекстов, систематизация этой информации, абстрагирование, выработка специальных проектных решений, интегрирующих методы научного и художественного творчества. Подобный тип художественной профессиональной деятельности, синтезирующий в себе элементы технологии, науки и искусства, является продуктом специфического многопрофильного дизайнерского образования. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из столь различных областей человеческой деятельности.[6] Философы, искусствоведы, архитекторы, дизайнеры и художники рассматривают проектную культуру как соединение опыта материальной культуры с совокупным массивом опыта, навыков и понимания, воплощенным в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения, а проект как ряд мыслительных и практических процедур, направленных на создание объекта-модели и прогнозирования его будущей реализации. Проектирование основано на интеллектуальной деятельности, направленной на определение смысловых и качественных свойств предметов и явлений. Таким образом, основу проектирования, согласно О. Акину, составляет процесс оптимизации поиска идей в большом проблемном пространстве.[7]

В заключение этой главы мы хотели бы выделить основные составляющие проектной культуры:

1. Экологическая, включающая ценностно-значимые образы, вещные пространства проектируемой среды, замышляемые и документируемые дизайнерами.

2. Образо-жизненная - сюжеты средового поведения, стили жизни различных сообществ в отношении среды. Показывается содержательное единство сюжета средового поведения и образности средовых объектов.

3. Аксиологическая - отвлеченно мыслимые ценности или чувственно, духовно осязаемые блага проектной культуры, достижимые в ней состояния сознания/воли всех участников проектного процесса.

4. Концептуальная, состоящая из творческих концепций, взятых вместе с выраженными в них ценностными, образо-жизненными и средовыми ориентациями субъектов проектирования. Многообразие концепций - это ядро проектной культуры.

5. Наконец, культурно-политическая составляющая проектной культуры связывает её с политической культурой общества в целом. В ней представлены связи проектирования с социальной, экологической, культурной политиками общества.

2.Особенности культурного проектирования в различных областях

Для понимания творческой сути проектной культуры крайне важно то обстоятельство, что образ жизни людей образен в том же самом смысле, в каком образными качествами наделены средовые объекты и произведения искусства. Это дает возможность дизайнеру, на ряду с использованием научных знаний об образе жизни и предметной среде, относится к ним, как к объектам проектирования, непосредственно (с помощью ценностного чувствования содержания образов) и претворять их далее в проектные замыслы о будущих, желательных состояниях жизни в среде.

В этой главе мы хотели бы уделить особенностям проектной деятельности в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

2.1.Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне

Архитектура - область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

Несомненно, что проектная деятельность в архитектуре имеет подчас решающее значение. Ведь архитектура – это искусство проектировать и строить здания. Принципиальной для архитектурного проектирования является его ориентация на реализацию проекта в материальных, технологических и организационных условиях. Это и является основной специфической чертой проектной деятельности в архитектуре.

Немного по-другому встает вопрос об особенностях проектной деятельности в средовом дизайне.

По ходу экологизации образа жизни и культуры, во-первых, происходит характерное для нашего времени сближение среды, воспринимаемой, как овеществленная и опредмеченная культура, с одной стороны, и культуры, метафорически понимаемой, как мыслимая образная и ценностная среда, с другой. Так складывается концепция целостного средового искусства, охватывающая продукты дизайна, различные виды визуальных коммуникаций, архитектуры, традиционных прикладных и изобразительных искусств.

Одно из практико-ориентированных приложений концепции проектной культуры - методологический анализ проектной практики - регионального и городского дизайна.

Он основан на схематическом различении смысловых слоев представлений о региональной и городской среде, включая:

- ландшафтную локализованность поведения человека, всегда имеющей натуральную, пространственно-временную организацию;

- тип расселения, с характерными для него особенностями ритмической организации поведения, сюжетикой "сквозного действия" жизни, в символах которой означаются ценностные качества образа жизни;

- структурные взаимоотношения жилья, мест приложения труда, точек обслуживания и массовой коммуникации, определяющих распределение в пространстве целевых занятий и перемещений;

- собственно предметная среда, заполняющая собой пространство жизнедеятельности, сформированное предыдущими слоями среды;

- образная, сюжетно-иконическая среда, снимающая в себе зрительные качества, ценности всех прочих слоев. [8]

При переходе от одного слоя средовых представлений к другому, изменяется понимание объектов дизайнерской деятельности, состав привлекаемых в проектный процесс научных, и творческих концепций, а также характерное для дизайна и его проектной культуры чувство творческой значимости и новизны.

Дизайн сам часто становится источником своеобразного средового отчуждения человека. Дизайнерски проработанная среда, если она однообразна, если ставит человека вне образов и ценностей традиционно художественной и духовной культуры, вызывает эффекты средового напряжения, утомления и отторжения. Таков усредненный "интернациональный стиль", восходящий к раннему сильному функционализму, наиболее легко и быстро усваиваемый всеми молодыми дизайнами. Он реализовал тенденцию рационализации культуры, приводя к унылой "обездушенности" среднемирового дизайна. Поэтому во всех развитых дизайнах - на определенной стадии их развития - возникает "альтернативный дизайн", одной из версий которого является проектирование, ориентированное на решающее проблему этнокультурной идентичности.

Проектная культура обогащается при этом пониманием того, что среда является не только вещественным, пространственным условием жизни людей, но и условием реализации весьма глубоких измерений человеческой природы. Каждый человек, каждая общность имеет право на такую среду своей жизни, которая бы наиболее полно учитывала специфику их культурной традиции, особенности их образа жизни, - так формулируется демократический по своей сути политический постулат культурно-экологического дизайна.

2.2.Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании

Инженерное конструирование определяет конструкцию (техническое устройство) вещи. Инженерное проектирование - это процесс, в котором научная и техническая информация используется для создания новой системы, устройства или машины, приносящих обществу определенную пользу. Основная задача – обеспечение производственной технологичности, надежности и экономичности в эксплуатации, а также предоставления максимума удобств и комфорта для потребителей. Результатом инженерного конструирования является создание образца-эталона новой модели и комплекта проектно-конструкторской документации для его изготовления.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительном исследованием.

В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование.[9] Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование следует отличать от конструирования, как мы указали в начале этого параграфы. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, то есть потребность в создании определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, таблиц. Результатом конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.[10]

В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов управления и принятия решения. Процесс принятия решения базируется на теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации.

Специфика проектной деятельности в инженерном конструировании проявляется, прежде всего, в том, что отсутствует как таковое образное начало, главным становится непосредственно изобретение и снижение себестоимости самого изделия.

Заключение

Для дизайнера проектировать - означает вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, а потому влиять не только на значение средовых объектов, но и на ценностный смысл событий и состояний, из которых складывается поток переживаний жизни как целого.
Проект - это предвосхищающий образ желаемого состояния какой-то части жизненной среды, в отношении которой доказательно признана возможность и целесообразность его практического достижения в обозримом будущем.

Творческую суть художественного проектирования можно видеть в образном схватывании, прояснении и воплощении жизненных ценностей, первоначально данных сквозь события и состояния ценностного чувствования и понимания, и конечно осуществляемых в среде ближайшего развития образа жизни. Для понимания культуротворческой роли проектирования важно, что новые ценности, выявляемые в проектных образах, становятся доступными обществу лишь после того, как эти образы созданы и критически осмыслены.

Когда же внимание дизайнеров было привлечено к осмыслению и проектной проработке взаимосвязей "предметная среда / образ жизни" и "предметная среда / культура", потребовалось расширить представление о творческом пространстве проектного воображения. Ответом на этот вызов и стала концепция проектной культуры.

В ходе ее разработки были проанализированы тематические контексты и линии роста представлений о проектной культуре: это - проектосообразность культуры, как таковой; направленность проектирования на культуросозидание и преобразование; культурологическое рассмотрение дизайна в системе культуры; жизненная ориентация дизайна; отношение проектной и политической культур.

Особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено далее процессу концептуализации проектной культуры и концептуальности, как качеству всех ее составляющих.

В связи с этим дальнейшее развитие проектной культуры, наращивание навыков проектного воображения должно быть ориентировано не только на инновационный дизайн (порождение новых вещей и качеств), но и на миметический дизайн (сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств и вещей). Только на этом пути можно обеспечивать далее ценностную эффективность проектных начинаний, наращивая, а не умаляя художественно-творческий, гуманизирующий потенциал дизайна.

Список использованной литературы

1.Акин О. Теоретические основы проекта. Практика применения культуры проекта.-Самара.-ООО Маркет-плюс.-2008.-с.430

2.Генисаретский О.И. Лекция о месте проектирования и его развития в XX веке.-М.-2001.-с.373

3.Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.-М.-2003.-с.280

4.Джонс Дж.К. Теория дизайна – суть и современное понимание.-Перевод Силюкиной Т.-М.:Дело.-2007.-с.403

5.Злобин Н. Проектирование как вид деятельности.-Днепропетровск.-2005.-с.270

6.Иллюстрированный словарь-справочник «Дизайн»//под рук-ом Минервина Г.Б.-М.:Архитектура-С.-2004.

7.Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования.-М.:Переизд.:Дело.-2003.-с.521

8.Маркушин С. Инженерно-конструкторская деятельность.-СПб:Нева.-2001.-с.504

9.Раппапорт А.Г. Культура проектирования – одна из основ методологии.-СПб.-3-е изд.допол.и переизд.-2004.-с.340

10.Селиванова Т. Искусство проектирования в современной России.-М.:Изд.дом Коновалова П.-2007.-с.252

11.Хортон П. Искусство проектной культуры.-М.: Норма-Инфра-М.-2004.-с.220


[1] Джонс Дж.К. Теория дизайна – суть и современное понимание.-Перевод Силюкиной Т.-М.:Дело.-2007.-С. 119

[2] Раппапорт А.Г. Культура проектирования – одна из основ методологии.-СПб.-3-е изд.допол.и переизд.-2004.-С.17

[3] Генисаретский О.И. Лекция о месте проектирования и его развития в XX веке.-М.-2001.-с.29

[4] например, см. Злобин Н. Проектирование как вид деятельности.-Днепропетровск.-2005.-С.55; Хортон П. Искусство проектной культуры.-М.: Норма-Инфра-М.-2004.-С.50.

[5] Иллюстрированный словарь-справочник «Дизайн»//под рук-ом Минервина Г.Б.-М.:Архитектура-С.-2004.

[6] Селиванова Т. Искусство проектирования в современной России.-М.:Изд.дом Коновалова П.-2007.-С.44

[7] Акин О. Теоретические основы проекта. Практика применения культуры проекта.-Самара.-ООО Маркет-плюс.-2008.-С. 173

[8] Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.-М.-2003.-С.70

[9] Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования.-М.:Переизд.:Дело.-2003.-С.49

[10] Маркушин С. Инженерно-конструкторская деятельность.-СПб:Нева.-2001.-С.119