Главная              Рефераты - Строительство

Отчет по производственной практике в музее - реферат

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА

Отчет по производственной

практике

Выполнил магистрант II курса

дневного отделения, специальность Экономика фирмы

группа №5216

Мельников Степан Викторович

Проверила

Ялунер Елена Васильевна

Санкт-Петербург

2011г


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Описание предприятия....………………………………………………….4

3. Содержание и значение музейной практики……………………………..6

4. Цели и задачи практики…………………………………………………....7

5. Основные занятия и ход проведения……………………………………...8

6. Заключение…………………………………………………………………13

1. Введение

Казалось бы, что такого интересного и нового есть в музеях? Все как всегда и много лет назад.… Однако, это распространенное заблуждение не имеет под собой никаких маломальских оснований. Но обо всем по порядку.

После успешно (или для кого-то не совсем успешно) сданных экзаменов путь к вожделенному, заслуженному летнему отдыху – каникулам - загородила практика. Что ж, значит, так тому и быть. Моя практика проходила в Русском музее. Хотя все предполагают, что музей организация довольно скучная, нудная, мне воочию удалость узнать и прочувствовать, как это заблуждение далеко от истины. Состояла она, вопреки моим ожиданиям, не из сдувания пыли с экспонатов, а из самой, что ни на есть, активной, творческой работы.

2. Описание предприятия

Русский музей находится в самом центре С-Пб., в прекраснейшем месте, на площади Искусств. Если свернуть с Невского проспекта ,миновать памятник
Пушкина на площади Искусств ,тяжелые чугунные ворота ,двух бронзовых львов, охраняющих фасад ,попадешь в музейные залы ,где правят законы искусства.

Коллекции Русского музея очень обширны и разнообразны.

Поднимаясь на второй этаж, попадаешь в раздел иконописи. Залы №
1,2,3,4 полностью отданы этому виду живописи. В Русском музее хранится одно из крупнейших в стране собраний икон. Идя по этим залам можно встретить произведения разнообразных крупных художественных центров Древней Руси.
Здесь представлены иконы из Новгорода, Москвы, Пскова, Ярославля, Вологды.
В этих залах тебя пропитывает истинно Русский Православный дух.

Путешествуя далее по залам дворца наслаждаешься картинами, скульптурами, да и просто убранством залов. Неизгладимое впечатление производит «Белый зал» (№11). Это единственный во дворце зал, сохранивший свое первоначальное убранство. В свое время это была парадная гостиная
Михайловского дворца. Находясь в ней можно почувствовать величие той эпохи.
Зал как бы возносит тебя, делает более утонченным, заставляет быть галантным.

И вот, восторгаясь все более и более увиденным, попадаешь в зал № 14. И сразу же останавливаешься как вкопанный. Перед твоими глазами предстает огромное полотно, с незабываемым сюжетом. Это –«Последний день
Помпеи»,самое известное произведение художника. Брюлов писал свой шедевр 11 месяцев, и он сразу же произвел в мире фурор.

На своем полотне Брюлов изобразил трагедию гибнущего народа. На фоне рушащихся храмов, объятого огнем неба, падающих мраморных статуй можно видеть людей, которые по разному проявляют себя в сложившейся ситуации - одни из них рвутся к спасению, другие покоряются судьбе. В этих людях стихия пробуждает любовь и героизм, инстинкт и самоотверженность.

Уходя из этого зала думаешь, что может быть более прекрасно и величественно чем это произведение.

Но, войдя в пятнадцатый зал, видишь еще одно полотно, от которого захватывает дух. «Девятый вал» Айвазовского – это полотно, также повествующее о борьбе людей со стихией. Люди, плывущие на обломке корабля по бушующему океану, на первый взгляд представляют собой жалкое зрелище, они такие маленькие, беспомощные на фоне подавляющих своим величием огромных беснующихся волн, - стихия подавляет тебя. Но, всматриваясь в это полотно, более внимательно начинаешь понимать, что первое впечатление обманчиво. Не все еще потеряно для этих людей, люди не сломлены, они продолжают сражаться и уже отстояли свою жизнь и символом их надежды на полотне является солнце. Стихия, поняв свое поражение, отступает, волны утихают и оставляют промокших, обессиленных, но гордых и не павших духом людей в покое.

Второй этаж «Русского музея» посвящен иконописи и живописи 18 века и первой половины 19 века. Это великое время в Русском искусстве. В этот период на Руси были созданы одни из самых великих произведений в истории
России.

На первом этаже собраны произведения разных временных периодов. Здесь находятся залы с Русским народным искусством, живопись второй половины 19 века и начала 20 века, произведения искусств Советского периода.

Но самое большое впечатления производят залы № 40-41. Здесь представлены картины Куинджи. В этих залах ходишь как завороженный, наслаждаясь увиденным. Картины «Лунная ночь на Днепре», «Эльбрус вечером»,
«Вечер на Украине», «Закат» вызывают спокойствие и упоение. Эти картины светятся, светятся не только внутренне, но и внешне. Куинджи добился таких красок, которые приводят людей в полное недоумение, заставляя их искать какие то источники света, подсветку. Поражает мастерство с которым художник создает эффект свечения. Картины кажутся реальными и порой хочется окунуться в воды «Днепра», которые серебрятся под луной.

Меняется мир, в котором мы живем, меняется и музей. Но неизменным в нем остается главное – то, что создавалось замечательными мастерами нашего отечества на протяжении многих столетий и что сегодня, и завтра, и всегда будет представать перед глазами миллионов и миллионов зрителей.

3. Содержание и значение музейной практики

Содержание и значение предмета «музейная практика» как дисциплины

в обучении студентов университета следует из определения художествен-

ного музея. «Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – спе-

циальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и

заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся,

экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и

мемориально-исторические материалы художественной культуры».

Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны.

Музеи создают фонды художественной культуры, предоставляют материа-

лы для ее изучения, обогащают внутренний мир человека, формируют его

вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и со-

временниками. Музеи – хранители ценностей прошлого, без которых нет

будущего культуры. Музейная практика рассматривает музеи историческо-

го и художественного направлений как предмет изучения будущих педаго-

гов, воспитания их эстетического мировоззрения и приобщения к культур-

ному наследию.

Назначение музейной практики состоит в том, чтобы приобщить сту-

дентов, будущих педагогов, к изобразительному искусству в стенах музеев

и художественных галерей города, подчеркнуть коммуникативную роль

искусства, научить пользоваться коллекционными материалами и экспози-

циями, понять высокую роль музея в формировании личности.

Некоторые полагают, что значение музейной практики состоит лишь в

посещении выставок изобразительного искусства и в копировании масте-

ров и изучении техники письма (особенно в художественных вузах). Это

не исключается, но только является частью общей подготовки преподава-

теля ИЗО в вузе. Не менее важным представляется нам значение музейной

практики для духовного развития личности будущего учителя, повышения

общего уровня культуры.

Разработанная нами программа курса музейной практики начинается в

первом семестре с изучения искусства древних племен на материале ар-

хеологических находок нашего края. Как развитие музея начиналось с ху-

дожественных коллекций (в Др. Греции, например, во дворцах, храмах,

термах), так и изучение музеев целесообразно начать с собраний изобрази-

тельного искусства, с посещений экспозиций художественной галереи во

втором семестре.

В умении осмысленно воспринимать прекрасное и вербально выразить

свое эстетическое чувство также состоит значение музейной практики для

студентов, которым предлагаются самостоятельные практические работы

по написанию отзывов о выставке, обсуждению художественных работ с

автором.

6

Технология проведения занятий студентов в музеях – одна из педаго-

гических технологий вуза по подготовке развитой в культурном отноше-

нии личности профессионала педагога. В занятиях по музейной практике

отражаются явления общественной и культурной жизни в их диалектиче-

ском развитии и взаимной связи.

В будущем представляется возможным посещение галерей и музеев

мирового значения с помощью сети Интернет, созданной в КГУ Фондом

Сороса.

Проведенное нами небольшое исследование вопроса о значении музей-

ной практики для студентов выявляет необходимость в посещении музеев

и галерей, чтобы общение с прекрасным стало насущной необходимостью,

вошло в привычку у студентов и осталась навсегда тяга к музею как источ-

нику мудрости, правды и красоты.

4. Цели и задачи практики

Цель практики - закрепление в практической деятельности студентов теоретиче­ских знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его струк­турой.

В задачи музейной практики студентов университета входит следующее:

- углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: истории искусства, живописи, композиции и др.;

- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев,

понимание концептуальных решений музея;

- развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и

музеев;

- воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;

- воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;

- повышение общего уровня культуры студентов.

Программой занятий предусматривается рассмотрение концепции развития каждого музея, знакомство с основными направлениями деятельности, а также с регулярными художественными экспозициями и выставками.

Определяются понятия и термины «кунсткамера», «пинакотека», «музей».

Подготовка студентов педагогического факультета к музейной практике на первых курсах проходит в два этапа: I этап – знакомство с экспозициями художественного направления и II этап – изучение музейного дела,

работы фондов, концептуального подхода в создании экспозиции и самого

музея.

При изучении теории музейного дела, содержания музея используются

разные формы работы, такие, как: лекция сотрудника музея, просмотр кинофильма, знакомство с художником или археологом, обсуждение выставки или видеофильма, самостоятельная работа студентов.

Музейная практика позволяет студентам узнать о фондовой работе музеев, о становлении, развитии и концепции музея, дает понятие о систематических экспозициях, о правилах хранения и оформления культурноисторических ценностей, о тематической выставке.

4.Основные занятия и ход проведения

Тема 1. Кунсткамера

Занятие проводится в систематической экспозиции историкохудожественного музея.

Содержание занятия:

- раскрываются понятия «кунсткамера», «эксклюзив» и «раритет»;

- показывается тематическая структура экспозиции;

- дается понятие о коллекции;

- проводится осмотр экспозиции, дается ее анализ, включающий следующие вопросы:

• Какие представлены экспонаты?

• По какому признаку подобраны экспонаты?

• Почему музей представил именно такую коллекцию на выставке

«Кунсткамера»?

• По каким признакам можно экспозицию назвать систематической?

- обращается внимание на этикетаж выставки, точное описание и датирование музейного экспоната.

Задание для самостоятельной работы студентов: оформить этикетку по

необходимому стандарту в соответствии с требованиями музейной экспозиции.

8

Тема 2. Объект – археологическая находка

Занятие проводится по материалам выставки Балтийской археологической экспедиции (БАЭ) в историко-художественном музее.

Содержание занятия:

- проводится опрос:

• Почему музей обращается к археологическим находкам?

• Какие предметы находят археологи на раскопах в ритуальном захоронении?

- привлекается внимание к предметам декоративно-прикладного искусства, украшению оружия;

- проводится осмотр экспозиции;

- читается лекция экскурсовода или сотрудника музея об археологическом направлении деятельности музея;

- анализируется поиск мотивов орнамента древних племен территории

Восточной Пруссии (материалы археологических исследований профессора В.И. Кулакова).

Задание: определите место изделий творчества древних племен в экспозиции музея.

Задание для самостоятельной работы студентов: зарисовать предмет и

дать точную характеристику (см. этикетаж), указав место и время найденного материала или объекта.

Тема 3. Рисунок в музейном деле

Занятие проводится в историко-художественном музее с продолжением

в Музее Мирового океана.

Содержание занятия:

- раскрывается понятие о научном рисунке и его значение для исследования;

- определяется значение научного рисунка для изучения археологических коллекций и музейного дела;

- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;

- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;

- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,

тушь, бумага, обосновывается выбор техники;

- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением с

другим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;

- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируются

рисунки сотрудников БАЭ и музейных работников;

9

- оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотрудниками исторического отдела музея;

- делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности исследователя и достоверности рисунка.

Задание для самостоятельной работы студентов: продолжение задания

занятия № 2, уточнение и исправление неточностей.

Тема 4. Открытие авторской художественной персональной выставки

Занятие проводится на открытии выставки в художественной галерее

(живопись).

Содержание занятия:

- проводится в соответствии с ходом мероприятия открытия выставки

сотрудниками галереи;

- анализируется выставка и вступительное слово искусствоведа;

- встречи студентов с художником – автором работ, а также с сотрудниками галереи, музея, публикой;

- вырабатывается умение общаться и выражать словесно (вербально)

свои мысли и чувства о художественном произведении.

Задание для самостоятельной работы студентов: написать отзыв о вы-

ставке или заметку в газету.

Проведение дополнительного занятия в форме деловой обучающей игры, где моделируется ситуация открытия выставки, проводится дискуссия,

обсуждение выставки.

Тема 5. Экспозиция графики

Занятие проводится на Биеннале графики в художественной галерее.

Содержание занятия:

- формируется профессиональный взгляд на художественное творчество;

- проводится просмотр выставки и отмечаются художественные особенности графических работ;

- даются комментарии преподавателя и сотрудника галереи по разделам

экспозиции: печатная и уникальная графика, компьютерная графика и др.;

- проводится чтение текстов – комментариев, сопровождающей информации;

- вырабатывается умение изложить и обосновать свое мнение как о выставке, так и об отдельной работе;

- задается вопрос о Гран-при выставки:

• Кому бы ты отдал Гран-при и почему?

10

Задание для самостоятельной работы студентов: написать мотивированный отзыв о выставке и конкретных работах художников-графиков. От-

зыв может отвечать на вопрос, поставленный в ходе занятия.

Тема 6. Предметы декоративно-прикладного

искусства в экспозициях музеев города

Содержание занятия:

- происходит ознакомление с постоянной экспозицией в художественной галерее, где отражены русские народные промыслы: Жостово, Гжель,

Палех, Хохлома, Павловский Посад, Вятка и др.;

- посещается выставка в историко-художественном музее, посвященная

декоративно-прикладному искусству, например, «За чашкой чая» или авторская выставка «Пончо» и др.;

- проводится экскурсия в Музей янтаря;

- особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;

- подчеркиваются национальные особенности и народный характер декоративно-прикладного искусства, совмещающего в себе красоту и пользу,

обращается внимание на эмоциональное воздействие предметов быта на

человека;

- показывается талантливость народа, даровитость и трудолюбие народных мастеров, богатство и нравственная красота их души, эстетическое

восприятие окружающего мира;

- раскрывается роль национальной традиции, канона на примере развития декоративно-прикладного искусства в эстетическом мировоззрении

народа.

Тема 7. Творческая встреча

Занятие организуется с помощью сотрудника художественной галереи

на персональной выставке автора.

Содержание занятия:

- проводится осмотр экспозиции и конструктивный анализ работ, творческого метода автора, художественных особенностей;

11

- представляется сотрудник галереи или музея, организовавший встре-

чу, который рассказывает о цели встречи и содержании выставки;

- представляется автор выставки, который знакомит со своим творчест-

вом, особенностями выставленных работ;

- формулируются вопросы к автору о его творчестве, этапах и перспек-

тивах в работе, проводится беседа студентов с художником об искусстве;

- показывается видеофильм или другие дополнительные материалы с

комментариями художника;

- выражается благодарность за творческую встречу;

- вырабатывается умение вербально выразить свои мысли, отношение к

творчеству, а также умение четко сформулировать вопрос по интересую-

щей теме.

Тема 8. Экслибрис в коллекции музея

Занятие проводится на базе коллекции фондов историко-художественного музея и, по возможности, в экспозиции.

Содержание занятия:

- читается лекция об экслибрисе сотрудником музея, ведущим исследо

вательскую работу по теме «Экслибрис»;

- сотрудником музея демонстрируются материалы коллекции с объяснениями появления того или иного экспоната в стенах музея или фондах;

- комментируются художественные особенности и принцип составления коллекции, уделяется внимание документам, описывающим экспонат

(учетная карточка), этикетажу;

- акцентируется внимание на подлинности показываемых экспонатов,

их научной значимости;

- осуществляется экскурсия и осмотр выставки в экспозиции музея;

- рассматриваются вопросы:

• Экслибрисы каких владельцев и каких библиотек составляют экс-

позицию?

• Какие авторы попали в коллекцию и почему?

• Почему экслибрисом занимается художественный отдел музея?

• Какое место занимает экслибрис в концепции музея и формирова нии его фонда?

Задание для самостоятельной работы студентов: продумать экслибрис

и нарисовать его для себя или друга-библиофила (техника – бумага, тушь,

перо).

Тема 9. Фонды музея, создание и хранение

Занятие проводится с главным хранителем фондов Музея Мирового

океана.

12 Содержание занятия: - проводится экскурсия на корабле «Витязь»; - знакомство с экспозицией музея; - дифференцируются основные отличия Музея Мирового океана, исто-рико-художественного музея, художественной галереи и Музея янтаря,анализируется и их сходство; - акцентируется внимание на главном экспонате ММО – это сам корабль; - рассказ сотрудника музея о становлении музея, работе фондов ипринципах отбора экспонатов ФЗК (фондово-закупочной комиссией), отребованиях к хранению; - в кают-компании проводится беседа о концепции музея; - показываются экспонаты музея (научные рисунки, художественныепроизведения, эскизы, картины, сопутствующие основным коллекциям вэкспозиции, и другие предметы); - объясняется значение этикетажа в музее, назначение учетной карточки экспоната и правила ее заполнения; - рассматриваются вопросы: • Что такое концепция? • Что такое легенда? • Почему необходимо музею обосновывать свои поиски в коллекционировании и показе экспонатов? Тема 10. Значение музея Содержание занятия: - проводится посещение массового мероприятия музея; - показывается отличие выставки от выставки и экспозиции музея; - уточняются понятия «экспозиция», «музей», «художественная гале-рея» и «художественная выставка»; - дается понятие о коммуникативной функции музея, в том числе напримере проведения кинофестиваля в историко-художественном музее; - подчеркивается значение музеев для человека; - показывается возможность использования музеев в педагогическойработе, в воспитании эстетического мировоззрения учащейся молодежи ишкольников; - проводится анкетирование студентов.

6. Заключение

За неделю с небольшим наша группа посетила большое количество музеев, но это было далеко не самым важным моментом нашей деятельности. Ключевым стало создание своего виртуального музея. Здесь мы выбирали свои собственные роли: кто-то был директором предполагаемого заведения, а кто-то – экскурсоводом или даже архитектором; после чего непосредственно творческая часть началась с обсуждения тематики и названия музея. После долгих и жарких споров решено было создать музей под названием «7 чудес России». На проработку ролей, заполнение соответствующей документации (да-да, а вы что думали, мы в игрушки играли?) оставалось совсем немного времени, предстояло решающее испытание – деловая игра. В день сдачи проекта группа собралась раньше назначенного времени, чтобы добавить последние, решающие штрихи…
Конечно, были ошибки, были недочеты, однако в целом проделанную работу можно отнести к разряду успешных. Несмотря на кажущуюся простоту устройства и отсутствие динамики, музей навряд ли можно отнести к простой организации. Внутренняя упорядоченность, подчиненность единой теме и идее, направленность на посетителя никак не говорит о простоте. Группа извлекла полезные навыки совместной работы, а также научилась прорабатывать детали. И пусть в этот раз не все получилось идеально, мы знаем, что ошибок не делает только тот, кто ничего не делает.