Главная              Рефераты - Спорт

Формирование сложнокоординационных навыков активной безопасности автогонщиков и водителей различного профиля деятельности - статья

Формирование сложнокоординационных навыков активной безопасности автогонщиков и водителей различного профиля деятельности

Аспирант В. Н. Зудин

Доктор педагогических наук, профессор Э. С. Цыганков

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

В автоспорте накоплен уникальный опыт интенсивной контраварийной подготовки, направленной на развитие и совершенствование водительского мастерства. Особенно актуально обучение сложнокоординационным приёмам активной безопасности (АБ), позволяющим преодолевать критические ситуации. Перенос этой технологии в сферу профессионально-прикладной подготовки позволит в кратчайшие сроки эффективно формировать структуру управляющих действий и повышать уровень мастерства у водителей различных категорий.

Для подтверждения данной гипотезы были подготовлены экспериментальные группы водителей с целью исследования особенностей и закономерностей формирования навыков АБ в процессе контраварийной подготовки. Задачи исследования заключались в систематизации форм, средств, методов обучения и последующей оценке их эффективности.

Начальный этап контраварийной подготовки связан с технологией тренажерного обучения. Тренажёрная подготовка состоит из базовых комплексов упражнений по формированию рациональных навыков управления в критических ситуациях: скоростное руление, работа педалями, переключение передач, развитие сложной двигательной координации контраварийных управляющих действий.

Следующим этапом формирования контраварийных навыков является базовая автодромная подготовка, которая представляет собой подсистему обучения, позволяющую заложить прочные основы безаварийного управления автомобилем. Предмет обучения - прогрессивные приёмы, применяемые в автомобильном спорте, а также приёмы, разработанные в процессе исследования проблемы контраварийной подготовки.

На рис. 1 представлены результаты начального, рубежного и зачётного тестирования скорости руления в пяти контрольных (КГ) и пяти экспериментальных (ЭГ) группах, проходивших курс тренажерной подготовки в Центре высшего водительского мастерства РГУФКа.

Данный тест является стандартным при определении уровня водительского мастерства. В ходе тестирования выполняется 10 циклов руления двумя руками на тренажёрах различной степени сложности - от макетов органов управления, установленных в учебном классе, до автомобилей с вывешенной передней осью. Один цикл - это поворот рулевого колеса от упора до упора и возврат в исходное положение.

По результатам начального тестирования можно заключить, что скорость руления во всех группах неудовлетворительная (в среднем 10 циклов руления осуществляются за 43 с). Минимальный норматив, определяющий безопасное преодоление критических ситуаций, составляет четыре управляющих движения в секунду, применительно к данному тесту - 28 с. В процессе рубежного тестирования выяснилось, что после нескольких интенсивных занятий по тренажерной контраварийной подготовке скорость руления в ЭГ повысилась в среднем на 23 % - время выполнения контрольного теста составляет 30-35 с. Средние результаты зачётного тестирования в ЭГ - 24-32 с. В сравнении с водителями таких же категорий в КГ, не проходивших тренажёрной подготовки, скорость руления у водителей ЭГ выше в среднем на 30-45 %. Это значительно повышает безопасность в экстремальных ситуациях.

Рис. 1. Динамика скорости руления двумя руками у водителей разного профиля деятельности в процессе тренажёрной подготовки

Рис. 2. Соотношение учебных средств контраварийной подготовки.

Условные обозначения: П - подготовительные упражнения, О - основные, Д - дополнительные, И - имитационные , К - контрольные

За время тренажёрной подготовки было установлено соотношение тренировочных средств, обеспечивающих эффективное формирование сложнокоординационных навыков АБ. Упражнения контраварийной подготовки были классифицированы как подготовительные, основные, имитационные, контрольные и соревновательные.

На рис. 2 представлены результаты статистической обработки объёма учебных средств, тренажёрной и автодромной подготовки. Доказано, что данное соотношение тренировочных средств обеспечивает эффективное формирование навыков АБ у водителей, обладающих необходимым уровнем физической подготовленности и мотивацией к самосовершенствованию.