Главная              Рефераты - Спорт

Современные проблемы экономики регионального туризма - реферат

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Губко С.Г., соискатель

Науч. рук. Нюренбергер Л.Б

В условиях сохранения и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производственных сил, об экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с другими странами.

Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Региональная экономика туризма - это одна из важнейших отраслей экономических знаний в туристическом бизнесе.

К числу факторов, обуславливающих экономическое развитие регионального туризма, на наш взгляд, следует отнести:

рост численного населения, особенно городского, в регионе;

рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения;

изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе;

изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги, в частности на туризм, образование, здравоохранение и т.д.);

развитие регионального транспорта;

развитие региональных средств массовых коммуникаций; повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что способствует развитию стремления к познанию опыта других стран в своей профессиональной деятельности;

перераспределение собственности в регионах;

качественное изменение управленческих региональных функций;

необходимость обеспечения экономической самодостаточности территорий на основе, прежде всего эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства;

специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности.

При этом основными задачами экономики регионального туризма можно назвать:

разработку теории экономики регионального туризма с учетом конкретной и перспективной социально - экономической ситуации (например, для рыночной системы хозяйства, для территорий нового освоения; для изменения туристского профиля обжитых территорий и т.п.);

перенесение центра тяжести экономики регионального туризма в условиях суверенизации республик и районов, входящих в состав России, с вопросов размещения на проблемы социального и экономического развития туризма в регионах;

изучение проблем размещения туристских производственных сил по регионам и выработка принципов в пределах региона;

исследование тенденций в межрегиональных связях в сфере туризма (производственная и социальная интеграция регионов);

разработку принципов формирования новых туристских регионов (как правило, на базе вновь создаваемых туристских ресурсных баз);

анализ территорий со сложившимися туристскими ресурсами и их места и роли в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства;

обоснование размещения в конкретных регионах крупных туристских объектов как очагов концентрации туристского бизнеса в целях их последующего увеличения или рассредоточения);

разработку схем производственной интеграции регионов для "экспорта" туристских региональных продуктов.

Экономика регионального туризма является часть экономики хозяйственного единого комплекса региона.

При изучении развития туризма в регионе необходимо глубокое понимание современной экономической ситуации в нем. Известно, что при вхождении в рынок все регионы России испытывают кризис, идет процесс ломки структуры экономики, часто очень болезненный. Проявляется дезинтеграция экономического пространства, разрыв связей между регионами.

Концепция комплексного развития туризма в любом регионе основывается на следующих подходах:

Рекреационный подход, который включает ряд основополагающих моментов: оценку природно-ландшафтного комплекса; определение состояния экологии местности, памятников истории и культуры и др.

Этот подход имеет существенный недостаток экономического порядка. Например, исследуя рекреационный потенциал Новосибирской области, невозможно не остановится на экономическом обосновании местных условий. Целесообразно органически увязать технологическую оценку рекреационных ресурсов с проектом создания типичного для данного региона горнолыжного объекта. Разработка проектов, в свою очередь, связана с расчетом готового эффекта использования местных рекреационных ресурсов, включая определение коэффициентов сезонности турбизнеса и напряженности турпотока.

Экономический подход. Региональные программы развития туризма требует расчета стоимости туристского продукта исходя из этапов его движения: доставки туристов, их проживания и питания, досуговых мероприятий. Но это лишь издержки турорганизаций. За ними следует расчет прибыли. Он основывается, как правило, на среднеотраслевом уровне рентабельности (20 - 30). Дискуссионным остается вопрос о принципах включения налоговых ставок в стоимость турпутевок. Ведь налоги платят за уже реализованный товар. А до выхода на рынок - это "вещь в себе", и увеличивать стоимость турпутевки за счет будущих налоговых отчислений нерационально.

Маркетинговый подход. Он тесно связан с расчетом стоимости турпродукта и заключается, прежде всего, в анализе сегментов туристского рынка. Применительно к новосибирской области среди отечественных туристов преобладают люди с небольшим и средним достатком. Стоимость туристских путевок и количество туристов дают основание для выявления оптимальной прибыли путем варьирования этими показателями.

Межотраслевой подход. Его название говорит само за себя, но структурно его можно разделить на два этапа: а) оценка современного состояния объекта и б) перспективы его развития.

На первом этапе достаточно много внимания уделяется общей характеристике территории объекта. На этом этапе анализируются состав городских и сельских поселений, состояние региональной экономики, которое позволяет выявить отрасли, не только способствующие развитию туризма, но и тормозящие его. Второй этап разработки региональных программ развития туризма связан с перспективой отраслевого и регионального уровней. Сюда включаются задачи по развитию туристского комплекса, основой из которых является определение напряженности турпродуктов и объектов размещения туристов. Первый показатель учитывает присутствие отечественных и иностранных туристов, а второй - уровень их расселения, объем средств размещения (т.е. наличие мотелей, гостиниц, постоялых дворов кемпингов, туристских деревень и др.).

Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи

Туризм — одно из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений в сфере услуг, которое может стать локомотивом социально-экономического развития целых регионов России. Однако уже сегодня очевидна острая нехватка квалифицированных кадров, необходимых для развития отрасли.

Александр ФЕДУЛИН, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, доктор исторических наук, профессор

Доля туризма в экономике мира и России

Прежде чем говорить о проблемах и перспективах, связанных с подготовкой профессиональных кадров для туристской отрасли, необходимо четко понимать, какую же роль играет эта отрасль в мировой экономике в целом и в российской в частности. Во многих странах доля туризма в валовом внутреннем продукте, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения весьма велика. Туризм оказывает огромное воздействие на целый ряд отраслей (торговлю, общественное питание, связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления и др.), являясь катализатором социально-экономического развития целых регионов.

По данным Всемирной туристской организации, доля туризма в мировой экономике по состоянию на 2007 г. составляла в среднем 9,7 %, в то время как в Российской Федерации этот показатель равен лишь 6,6 % (см. диаграмму 1), что дополнительно характеризует имеющиеся на сегодняшний день резервы для роста.

Туризм и занятость населения

Играя значительную роль в экономике стран, туризм успешно помогает решать социально-экономические проблемы, связанные прежде всего с занятостью населения. При этом следует учитывать и тот факт, что каждое рабочее место в туристской индустрии, по данным Международной организации труда, приводит к созданию в среднем 1,5 рабочего места в смежных отраслях. Однако если среднемировой показатель доли туризма в занятости за 2007 г. равен 8 %, то в Российской Федерации он составляет лишь 5,6 % (см. диаграмму 2).

Таким образом, принимая во внимание численность экономически активного населения в России (75 млн человек без учета уровня безработицы, который по состоянию на февраль 2009 г. составил 8,5 %, или 6,4 млн человек), 4,2 млн человек (а с учетом безработицы — 3,9 млн человек) тем или иным образом задействованы в туристской индустрии. А если бы развитие туризма соответствовало среднемировым показателям, то количество занятых составило бы 6,0 млн работников (с поправкой на сегодняшний уровень безработицы — 5,5 млн человек).

Понятно, что, говоря о работниках, мы имеем в виду прежде всего профессиональные подготовленные кадры соответствующей квалификации. Жизнь постоянно подтверждает правоту известного тезиса «Кадры решают все». Так, например, исследование, проведенное в 2008 г. университетом Cornell (Великобритания) среди 243 руководителей высшего и среднего звеньев предприятий гостиничного хозяйства в различных странах мира, помогло выявить пять основных факторов, вызывающих беспокойство у представителей отрасли: 1) кадры, 2) общая экономическая ситуация, 3) рост затрат, 4) уровень сервиса, 5) конкуренция. Показательно то, что именно кадровые проблемы занимают первое место среди перечисленных факторов (см. диаграмму 3).

Как решить кадровую проблему в сфере туризма

Однако более или менее точную потребность в кадрах сегодня определить практически невозможно ввиду несовершенства системы общероссийских классификаторов (в частности, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов), в которых слабо отражена специфика туристской отрасли. Федеральным и региональным органам исполнительной власти, представителям туристского бизнеса, образовательным учреждениям уже стало понятно, что для решения кадровой проблемы необходим системный подход, который, если смотреть несколько упрощенно, должен помочь ответить на три ключевых вопроса: сколько? кого? как? Нет никакого сомнения, что сейчас выдвигать серьезные претензии к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку кадров для туризма, и говорить о том, что компетенция выпускников не всегда соответствует потребностям отрасли, по меньшей мере неразумно.

Во-первых, неизвестно, сколько нужно специалистов, чтобы удовлетворить запросы отрасли. Причем эта цифра должна учитывать не только текущую, но и перспективную потребность с учетом достаточно высокой волатильности рынка занятости в туристской индустрии, где, по данным ряда авторитетных источников, текучесть кадров среди линейного персонала и менеджеров начального и среднего звеньев может составлять от 60 до 300 % в год.

Во-вторых, сегодняшняя система классификаторов не позволяет четко определить перечень должностей и профессий, для которых образовательные учреждения должны готовить специалистов. Также отсутствуют и утвержденные в установленном порядке квалификационные требования к упомянутым выше должностям и профессиям (утвержденные ранее постановлением Минтруда № 8 от 17 мая 1999 г. Квалификационные требования были рассчитаны всего на три года).

В-третьих, результатом упомянутых выше причин является отсутствие качественно новых государственных образовательных стандартов для высшего и среднего профессионального образования, что не может не сказываться на качестве подготовки. В Российской Федерации сегодня насчитывается более 80 средних специальных учебных заведений, ведущих обучение по специальности «Туризм», и свыше 100, готовящих кадры по специальности «Гостиничный бизнес». В 2007 г. выпуск специалистов со средним профессиональным образованием составил в совокупности около пяти тыс. человек. Много это или мало? Судите сами: по данным исследования, проведенного Институтом туризма и гостеприимства, только для семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России, в период с 2009 по 2016 гг. для вновь вводимых средств размещения потребуется порядка 25 тыс. специалистов, 2/3 которых должны иметь среднее и начальное профессиональное образование. И это без учета характерной для отрасли высокой текучести кадров, без учета подготовки к проведению таких масштабных мероприятий, как Универсиада в Казани в 2013 г. и Олимпиады в Сочи в 2014 г.

Совершенствование системы подготовки кадров для туризма

Российский государственный университет туризма и сервиса ведет планомерную научную и научно-методическую работу, направленную на качественное улучшение процесса обучения, и тесно взаимодействует с Федеральным агентством по образованию, Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Федеральным агентством по туризму и другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и коммерческими организациями. Это позволяет нам на разных уровнях остро ставить вопрос о совершенствовании системы подготовки кадров для отрасли и выдвигать инициативы, основанные на данных статистических опросов, научных исследований, а также на результатах собственной практической деятельности. Среди предлагаемых нами направлений можно назвать следующие:

анализ потребности рынка труда в кадрах туристских специальностей и профессий и внесение дополнений и изменений в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДПР);

разработка квалификационых требований к этим профессиям и создание раздела «Квалификационные характеристики должностей работников туристской индустрии» в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

разработка профессиональных стандартов профессий работников туристской индустрии с учетом новых подходов, внедряемых Национальным агентством развития квалификаций РСПП;

разработка системы сертификации персонала (квалификации персонала и компетентности), которая может быть применима к выпускникам всех уровней профессионального образования.

Результаты реализации именно этих мер и должны лечь в основу формирования новых государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки кадров, имеющим отношение к индустрии туризма, наиболее адекватно отвечающих требованиям отрасли в частности и государства в целом.