Главная              Рефераты - Спорт

Культурный туризм в Кош Агачском районе - реферат

Потенциал культурного туризма в Кош-Агачском районе

2.1. Природно-ландшафтные ресурсы Кош-Агачского района

Географическое положение. Кош-Агачский район расположен практически в географическом центре Евразии, приблизительно на одинаковом расстоянии от четырех океанов.

Район занимает юго-восточную часть Республики Алтай. Граничит на западе с Усть-Коксинским районом, на северо-западе с Онгудайским, на севере с Улаганским районом, на Северо-востоке с Республикой Тыва. Южные и юго-западные границы выходят к государственным границам Китая, Монголии и Казахстана.

В северной части район пересекает Чуйский тракт (Приложение 2) - автодорогу государственного значения. В приграничной зоне расположен таможенный пункт Ташанта, обслуживающий связи с Монголией. Это единственный в республике район, имеющий границы с тремя зарубежными странами, что способствует развитию приграничной торговли [17].

Площадь составляет 19 871 км2 (21.3 % от площади республики). Население представлено 16422 тыс. сельских жителей (8.2 % от Республики Алтай), проживающих в 14 населенных пунктах. Плотность населения 0.8 чел/км2 [39].

Рельеф. Поверхность района представлена хребтами - Северо-Чуйским, Южно-Чуйским и Курайским. Хребты имеют альпийский облик, крутые обрывистые склоны, снежники и ледники. Южную часть района занимает плато Укок (2600м). Между Курайским и Северо-Чуйским хребтами находится Курайская степь, а между Северо-Чуйским и Южно-Чуйским - Чуйская.

Северо-Чуйский хребет представляет собой вытянутую в широтном направлении северную часть Центрального Алтая, ограниченную с запада глубокой долиной Аргута, а с востока долиной Чаган-Узуна, Наиболее высока центральная часть его, известная под названием горного Узла Биш-Иирду. Средняя высота хребта здесь не менее 3600 м, а ряд вершин достигает 4000 м (Маашейбаш - 4173 м, Актру - 4075 м, Куркуре - 3988 м).

Южно-Чуйский хребет. Западная и центральная части хребта характеризуются резко расчлененным рельефом с высотами от 3000 до 3700 м, отдельные вершины достигают более 3900 м. К востоку рельеф становится более спокойным, высокие вершины чередуются со сглаженными седловинами и выровненными поверхностями. На южных склонах существуют лишь небольшие карово-долинные и каровые ледники, залегающие порой в глубоких, с обнаженными стенками карах [40].

Курайский хребет - водораздел рек Башкаус и Чуя. Высота до 3412 м, длина около 140 км. Протягивается в субширотном направлении, ограничивая с севера Чуйскую и Курайскую котловины, в сторону которых обрывается крутыми тектоническими уступами. Северный склон покрыт субальпийскими лугами и лиственными лесами, южный - степной растительностью [30].

Курайская степь (Приложение 3) - межгорная котловина, окруженная хребтами и расположенная на высоте 1500-1600 м над уровнем моря. Ее пересекает река Чуя. Курайская степь отличается суровым климатом: непродолжительные жаркие дни сменяют снежные вьюги и суровые холода. Резкую разницу температур в летнее и зимнее время, а также днем и ночью объясняют не столько высотным положением степи, сколько сильным выхолаживании при безоблачном небе. Вокруг редкая невзрачная растительность с преобладанием стелющихся по земле дерновин седых полыней.

Чуйская степь представляет собой слабоволнистую равнину длиной 70 км и шириной от 10 до 40 км, она расположена на высоте 1700-2000 м над уровнем моря и окружена горными хребтами, покрытыми вечными снегами (Приложение 4).

Чуйская степь самое сухое место в России, выпадающее за год количество осадков не превышает 150 мм. Вечномерзлые грунты в степи достигают мощности 15-90 м, осень едва ли не лучшее время года, в весенний и летний период здесь часто наблюдаются пыльные бури. В остальные сезоны здесь практически безветренны и постоянно солнечно. Чуйская степь - единственное место в России, где разводят верблюдов.

Плоскогорье Укок располагается на юге Горного Алтая. Протяженность с севера на юг — 75 км, с запада на восток - 125 км. Плоскогорье Укок представляет собой пологоволнистую поверхность выравнивания с отметками от 2500 м до 3300 м над уровнем моря [28].

На плоскогорье насчитывается до 800 озер ледникового происхождения. Среднегодовое количество осадков от 300 до 600 мм. Почвенный и растительный покров весьма разнообразен. На большей части плоскогорья альпийские разнотравные луга, моховые и лишайниковые тундры с зарослями кустарников. Основные лесообразующие породы лиственные и хвойные [29].

Климат. Климат в районе умеренный резко континентальный: длинная, холодная зима, короткое лето, контраст сезонов, резкие перепады дневных и ночных температур. Значительно различаются климатические условия высокогорья и равнинных участков. В межгорных котловинах зимой застаивается холодный воздух, средняя температура января от -28 до -32°С, абсолютный минимум -62°С. Зима длится 8-9 месяцев. Высота снежного покрова 8-10 см. Лето сухое и жаркое, средняя температура июля в степях +17°С, вполне привычны пики до +30 ° - +35°С. Количество годовых осадков в степи 120 - 250 мм, это самый засушливый район не только Алтая, но и России. Над Чуйскими белками выпадает около 1500 мм осадков в год, над ледниками более 2000 мм в год. Значительная часть осадков приходится на летний период. Лучшая погода в высокогорье стоит в августе - начале сентября, это местный «бархатный сезон» [17].

Водные ресурсы. Главные реки района — Чуя и Аргут, правые притоки Катуни. По горным долинам протекают Шавла, Карагем, Маашей, Актру, Чаган-Узун, Ак-Алаха, Коксу, Джазатор [2].

Река Чуя является крупнейшим притоком реки Катунь. Первые 50 км, от поселка Кош-Агач до слияния с рекой Чаган-Узун, Чуя течет, разбиваясь на массу протоков, по голым, выжженным солнцем стенам, в низких, местами заболоченных берегах, заросших кустарником и облепихой.

Затем река резко меняет свой нрав: становится полноводнее, возрастает скорость течения, берега сужаются. На протяжении 45 км до моста, ведущего к альплагерю Актру и одноименному леднику, почти непрерывно идут пороги, шиверы и перекаты. Средний уклон Чуи 4,6 метра на километр, вдоль реки вьется Чуйский тракт. Этот участок носит название Горной Чуи.

В районе села Курай река входит в Курайскую степь и вновь разбивается на протоки. У отметки 457 км находится плотина Чуйской ГЭС, после которой река вновь становится бурной и стремительной.

Река Аргут. Название Аргут происходит от слова артык, которое обозначает продолговатый мешок, сшитый из целой коровьей шкуры. Это одна из самых живописных и сложных рек Алтая, берет свое начало от слияния рек Джазатор и Ак-Алаха. Берега Аргута - это крутые склоны (высотой до 1 км) и отвесные скалы оригинальных форм и цветов

В Кош-Агачском районе около полутора тысяч озер. Самые крупные из них - Маашей, Аклахинское, Шавлинские, Кульджин-Куль, Кульджин-Куль-Бас, Укок, Караколь-Нур, Киндыктыкуль, Богут, Длинное.

Озеро Маашей расположено на высоте 1984 м. Длинна озера около 1,5 км, ширина 400м.

Глубина озера не превышает 3,5 м, но оно постепенно мелеет, заполняясь материалом, приносимым рекой от ледника и с крутых и высоких склонов долины. Часто зимой и раннею весной котловина озера осушается и тогда обнажается дно озера. Летом уровень озера зависит от таяния ледников [29].

На юго-западном склоне горного массива Биш-Иирду (Северо-Чуйский хребет), в верховьях реки Шавла (правый приток Аргута) находятся Шавлинские озера.

Верхнее Шавлинское озеро расположено вблизи крупного Шавлинского ледника, спускающегося на северо-запад с одной из вершин Северо-Чуйского хребта. Озеро находится на высоте 1983 м. его длина 1500 м, ширина 500 м. озеро имеет своеобразный ярко-бирюзовый цвет воды, вследствие заметной примеси ледниковой мути.

Нижнее Шавлинское озеро находится в 5 км от Верхнего на высоте 1725 м. Имеет в длину 800 м, в ширину 500 м. Посредине озера отмечаются обширные отмели, поросшие отчасти осокой. Только вдоль берегов озера (особенно правого) расположены значительные открытые пространства воды [29].

Местным жителям издавна известны лечебные свойства некоторых территорий; все чаще используются эти возможности и приезжающими гостями - туристами, отдыхающими.

В районе много источников. Самые известные из них - Джумалинские ключи, Бугузунский, Чаган-Узунский.

В верховьях реки Аргут есть Джумалинские ключи [2]. Источник расположен в 100 км от с.Кош-Агач, на южном склоне Южно-Чуйского хребта, на высоте 2405 м, на правом берегу р.Джумалы. Вода источника является гидрокарбонатно-сульфатно-натриево-кальциевой. В воде обнаружен радон и она представляет интерес для использования в лечебных целях. Состояние - удовлетворительное. Два крупных источника оборудованы, над ними построены деревянные домики с купальными ваннами и железными печками. Источники посещают за летний сезон 300 и более человек.

Источник Бугузунский (Приложение 5). Расположен в 70 км к северо-востоку от с.Кош-Агач, на правом берегу р. Аккаялу-Озек, левого притока р. Бугузун. Он относится к высокогорной группе источников, формирующихся на высоте более 2000 м. Источник нисходящий, рассредоточенный, имеет несколько выходов воды по зоне дробления пород шириной 5,7 м. источник оборудован стальной трубой. Образовавшийся источник стекает по каменистому руслу в р.Бугузун. Источник периодического, сезонного действия функционирует с мая по октябрь. Вода источника используется местным населением для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Вода источника в весеннее-летний период гидрокарбонатно-натриево-кальциевая, а в осенний - гидрокарбонатно-кальциево-натриевая, прозрачная, без запаха, слабощелочная, с прекрасными вкусовыми качествами.

Состояние объекта - удовлетворительное. В настоящее время администрацией с.Кокоря начаты работы по строительству дороги к источнику и созданию зоны отдыха в его окрестностях,

Режим посещения - свободный, с соблюдением всех санитарных норм.

Источник Чаган-Узунский (Приложение 6). Находится в 1 километре восточнее п. Чаган-Узун. Выход воды приурочен к крутому правому борту р. Чуи, в 20-30 м от Чуйского тракта. Абсолютная высота 1750 м. источник расположен в скальном выступе южного отрога Курайского хребта. Выход воды вдоль склона образует несколько струйных излияний общей шириной 15 м. главный выход оборудован железной трубой. Вода источника является гидрокарбонатно-сульфатно-магниево-натриевой. Она природно-минерализированная, с содержанием специфических компонентов, представляющих лечебную ценность.

Состояние объекта удовлетворительное. Жители с.Чаган-Узун, и других селений используют воду для лечения глазных болезней. Режим посещения - свободно-рекреационный, с соблюдением санитарных норм [28].

В районе есть несколько водопадов. Наиболее известные из них это:

Водопад Арачаган (Ару Чаган). Расположен на одноименной реке, левом притоке реки Коксу. Высота падения воды 10 метров. Состояние хорошее. Имеет научное, учебно-познавательное и экскурсионное значение.

Водопад Иедыгем (Идугем). Расположен на одноименной реке, левом притоке реки Аргут. Высота водопада 30-35 метров. Состояние хорошее. Имеет научное и Учебно-познавательное значение [11].

Растительный покров. В Кош-Агачском районе представлены практически все пояса растительности: полупустыни, степи, лесостепи, лесные пояса, субальпийские пояса, альпийские луга, высокогорные тундры. В степях растут полыни, ковыли, астрагалы, растения приземисты и окрашены в пепельный цвет, многие каменистые участки Чуйской степи вовсе лишены растительности. Ближе к горам и по долинам рек господствует разнотравье. Северо-Чуйский хребет покрывают леса, поднимающиеся на высоту свыше 2000 м. В них преобладает лиственница, но часто встречаются и кедр, и лиственничные породы. Под пологом лесов растут кустарники, среди которых много ягодных: смородина, жимолость, барбарис, можжевельник, в сезон появляется множество грибов. На субальпийских лугах обычен ценный маралий корень. Встречается здесь радиола розовая - знаменитый золотой корень. В верхнем высотном поясе преобладает тундровая растительность - мхи, лишайники карликовые кустарники. Насчитывается около 80 видов эндемиков. Длинный список местной флоры занесен в Красную книгу России и книгу «редкие и исчезающие растения Сибири» [17].

Животный мир. Обитателями высокогорных степей в Кош-Агачском районе являются кот манул, лисичка корсак, антилопа дзерен. В высокогорной части Кош-Агачского района, для которой характерны суровые природные условия, обитает горный козел. На вершинах хребтов встречаются горный баран архар и барс. Из пицц многочисленны хищники, в том числе беркут, степной орел, сокол-балобан, бородач, черный гриф, белоголовый сип и др. На территории Кош-Агачского заказника обитают алтайский улар, кеклик, саджа, белая куропатки.

Совершенно экзотическое зрелище для городских жителей - верблюды, пасущиеся в степи, приземистые яки-сарлыки, стада пуховых коз.

Таким образом, туристские ресурсы Кош-Агачского района очень разнообразны. Только здесь великолепно сочетаются степи и ледники, горные хребты и речные долины.

В Кош-Агачском районе возможно проведение пеших и горных походов 1-5 категорий сложности, от «прогулок», в которых могут принимать участие люди с минимальной туристской подготовкой, до сложнейших маршрутов большей протяженности. Здесь много интересных перевалов повышенной сложности. Многие участки требуют применения ледовой техники и скалолазания.

Также, возможны лыжные походы 1-5 категории сложности. Они проводятся в период с ноября по декабрь и с февраля по март. Нитки их маршрутов чаще всего совпадают с пешими. Все основные реки Кош-Агачинского района являются сплавными, повышенных (5-6) категорий сложности. Многие из них еще относительно недавно считались непроходимыми.

Все большую популярность приобретает такой вид туризма как авто-мототуризм. Разнообразие рельефа в районе, наличие дорог всех типов - от тракта до горных троп - делает возможным маршруты любой категории сложности, для всех типов автомототранспорта. Пожалуй, больше нигде на Алтае автомототрассы не представляют такого чередования сменяющихся ландшафтов и пейзажей.

Несмотря на то, что в районе санаторно-курортных учреждений нет, здесь возможно развитие лечебно-оздоровительного туризма, так как в районе много территорий имеющих лечебные свойства. Это лечебные источники. Лечебным свойством обладает и сам климат, в сухих и жарких межгорных степях хорошо чувствуют себя люди с заболеваниями органов дыхания; при многих болезнях показан слегка разряженный воздух высокогорья.

2.2. Историко-культурные ресурсы Кош-Агачского района

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, (региона, района), включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

Среди объектов культурного туризма, которые будут использованы при написании данной выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие:

- Археологические памятники;

- История заселения Кош-Агачского района;

- Обычаи и традиции населения;

- Сельские поселения;

Археологические памятники. Кош-Агачский район богат археологическими памятниками. Древнетюркские каменные изваяния, наскальные рисунки Елангаша, (Приложение 7) древние курганы, рунические надписи на стелах [17].

В Курайской и Чуйской степях, вдоль Чуйского тракта повсеместно встречаются курганы, менгиры, каменные оградки различных эпох, наиболее часты памятники скифского и тюркского периодов.

В Курайской степи, на левом берегу Чуи, в урочище Тете, был найден один из самых знаменитых памятников Горного Алтая — каменное изваяние кезер, символ искусства тюркекого периода. Это настоящий шедевр работы древнего мастера: прекрасно переданы черты лица, борода и усы грозного война в головном уборе и с кольчатыми серьгами в ушах, который держит в согнутой правой руке сосуд. Высота скульптуры 1,6 м, толщина в поясе 0,75 м.

Кое-где в степях сохранились каменные бабы с вырезанными лицами. К сожалению, большинство из них давно вывезены в центральные музеи. У самых границ Республики Алтай, вдоль речки Бураты в нескольких километрах от Чуйского тракта, расположен грандиозный комплекс археологических памятников: курганы ранних кочевников, древнетюркские оградки, петроглифы, остатки древних плавильных печей и т.п. Большой археологический комплекс обнаружен и в долине реки Юстыд. Здесь находится гигантское кладбище древних народов. Обилие археологических памятников поражает. Расположенные на берегах реки раскопки древних курганов резко различаются по конструкции и погребальному обряду – они принадлежат различным этносам [17].

На нижнем Аргуте есть несколько мест, где можно увидеть наскальную живопись. В первую очередь на скале Калтак, стоящей вблизи Шавлы. Название с хакасского переводится как «большая, неуклюжая». Высота и ширина скалы около километра. Петроглифы расположены у ее основания на участке 70 м. Наибольшее их количество находится в небольшом гроте с нависающими скалами. Среди древних рисунков выделяется женская фигура в свадебном наряде. В глубине грота, у самой земли, расположились мало встречаемые, в Горном Алтае рисованные фигуры двоих животных. Они особенно хорошо выглядят в лучах заходящего солнца [10].

Отдельно среди местностей, славящихся археологическими находками, стоит плато Укок.

Для местных жителей Укок означает «конец всего». Как утверждает поверье, пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Они находятся как бы за пределами человеческого взора, кричать здесь — святотатство, оскорбление могущественных духов.

Издавна плато служило точкой пересечения путей многих племен и народов. Это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены памятники от палеолита, эпох бронзы и железа до средневековья. Многие из находок позволили пролить свет на проблемы населенности Алтая в каменный век, международных связей кочевых племен, особенностей быта и культуры народов скифского и гунно-сарматского периодов [17]. Но самое главное это то, что суровые условия Укока сохранили в ряде курганов мерзлоту, это природный консервант, благодаря которому до нас дошли уникальные предметы эпохи раннего железного века из кожи, дерева, войлока и шерсти, которые в других условиях просто не сохраняются.

Плато Укок стало особенно известным после того, как на нем в 1993 году при раскопках кургана «Ак-Алаха» новосибирскими археологами было найдено бальзамированное тело молодой пазырыкской женщины, жившей здесь около 25 веков назад. Эта находка была признана мировым открытием XX века и в СМИ получила имя «алтайской принцессы».

Плато Укок включено ЮНЕСКО в Список всемирного природного наследия, а та его часть, где находятся знаменитые курганы, объявлена зоной покоя [1].

Зона покоя «Укок» образована в 1994 году как резерват природных комплексов и этноисторических памятников для последующих поколений. На всей территории зоны покоя Укок запрещены охота и рыбная ловля, а также всякая хозяйственная деятельность, за исключением традиционно сложившейся. Разрешено передвижение наземного транспорта на специально отведенных для этих целей маршрутах [17].

История заселения Кош-Агачского района. Территория Кош-Агачского района в историческом прошлом являлась местом проживания различных этносов, последовательно сменяющих друг друга, о чем свидетельствуют многочисленные памятники различных культур.

В средние века эта часть Алтая стала осваиваться тюркскими племенами. По р.Чуе расселились теленгитские племена. Однако после китайско-джунгарской войны эти места значительно обезлюдели.

Возможности для освоения территории расширились с установлением прочной торговли России с Китаем через Алтай. Начиная с 80-х годов XVIII в., в приграничную торговлю стали включаться казаки и купцы, особенно бийские. Стараниями бийских купцов был проложен новый торговый путь, намеченный самой природой. Он проходил от г.Бийска через с. Алтайское, по левому берегу р. Чуи и заканчивался в Чуйской степи. По названию реки торговая дорога стала именоваться Чуйским путем. В долине р. Чуи с 1801 г. Находилась единственная русская торговая фактория на юге Западной Сибири – с. Кош-Агач.

Правительственная попытка заселения чуйских долин и степей русским населением в конце XIX века оказалась неудачной из-за суровых климатических условий.

В последней трети XIX века началась направленная миграция казахских родов из Прииртышья, Монголии и Китая в пограничные области южного Алтая (территория современного Кош-Агачского района Республики Алтай). Этот район и прежде на протяжении 200 лет (XVIII – XIX веков) был местом зимовок казахов, кочевавших по правому берегу реки Бухтармы в Усть-Каменогорском уезде. Затем с согласия алтайских теленгитов казахи стали осваивать (арендовать) земли Чуйских волостей. Их проникновение в долины рек Ак-Алаха и Джазатор и далее в пределы Чуйских волостей продолжалось на протяжении нескольких десятилетий.

В 1912-1913 годах на левом берегу реки Чуи была создана Казахская волость. Под казахские кочевья были выделены земли. Численность казахов, получивших этот надел, составляла 672 души мужского пола [13].

На сегодняшний день в Кош-Агачском районе традиционные поселения казахов располагаются в Чуйской степи, в селах Кош-Агач, Жана-Аул, Тебелер, Ташанта [1].

Обычаи и традиции населения. Алтай всегда находился на перепутье цивилизаций, и каждая из них оставляла в нем свой след. В этноязыковых пластах отразилась историческая судьба алтайского народа, его культурные и этнические связи с другими народами.

Собственно алтайский пласт тесно переплетается с общетюркским, монгольским, славяно-западноевропейским; в незначительном количестве встречаются элементы арабского, китайского, тибетского происхождения.

Алтай не зря называют этнографическим музеем под открытым небом. Современная этническая структура Юго-Восточного Алтая представлена теленгитами, имеющими статус малого народа Республики Алтай, казахами, алтайцами, русскими и другими. Этнической структуре населения соответствует многообразие различных языков и религиозных конфессий.

В настоящее время здесь мирно сосуществуют православное христианство, буддизм, шаманизм, ислам. Чуйская степь является центром ислама в Республике Алтай.

Каждая этническая группа населения характеризуется своим социально- психологическим, этнокультурным обликом и собственной моделью адаптации к природно-климатическим условиям региона. Теленгиты и казахи максимально сохранили свои традиции, обычаи, обряды, язык, духовно-нравственные и экологические ценности.

Этнический колорит присутствует в повседневной жизни, в материальной и духовной культуре. Здесь сохранились традиционная строительная техника, родовые кладбища, тамги, боевые кличи, старинные уникальные технологии ковроделия. Ткачества, вышивки, богатейший фольклор. Последний привлекает к себе внимание специалистов ведущих научных школ своим колоритом и сохранностью древнейших культурных пластов.

Алтайцы. Как правило, они небольшого роста, сухопарого телосложения, имеют слегка раскосые миндалевидной формы глаза. Они скромны и гостеприимны, хорошие попутчики и талантливые рассказчики. Мужчинам свойственна склонность к философии, а женщины прекрасные хозяйки. Алтайцы чувствуют тягу к ярким тканям и блестящим материям, ценят ярко-красный, малиновый, фиолетовый цвета. Одежды и оформления жилища используются велюровые и атласные ткани золотистая тесьма, фольга. В то же время традиционные шерстяные ковры алтайцев — сырмаки — отличаются немного красочностью и «суровостью», узоров на них, как правило, не много (в основном это цветки по четырем краям ковра и в центре, символизирующие солнце и благополучие), и выполнены они из черного и белого войлока. Традиционно алтайские женщины носят длинные волосы, которые во время праздников заплетают в косы, причем две из них должны непременно обрамлять лицо. Из музыкальных инструментов распространены губной варган — комыс, двухструнный топшур, смычковый — икили.

Традиционный тип жилья у южных алтайцев — юрта (аил) войлочная (кийис аил) или деревянная: из жердей конической формы (чадыр аил), крытая берестой или корой лиственницы (Приложение 12). Существовала и рубленая шестиугольная юрта (кажаан аил) без потолка и пола с дымовым отверстием посередине крыши, также крытой корой. С середины XIX в. В быт алтайцев начинают проникать постройки русского типа (избы, дома и амбары, хлева и гумна), Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе. Убранство юрт и алтайских из6 довольно примитивно. Обедают алтайцы за низким круглым столом, на маленьких табуретках.

Традиционное занятие мужчин-алтайцев — скотоводство и охота. Пасут скот высоко в горах.

Основу питания алтайцев составляют мясо диких и домашних животных, дичь, рыба и, конечно же, молочные продукты. Пьют чай с молоком, сметаной (каймак) и талканом — растертыми поджаренными зернами ячменя. Следует заметить, что отличительной особенностью алтайской кухни является то, что она не знает перца и острых блюд.

Казахи. У казахов Кош-Агачского района сохранились свои традиции, обычаи, обряды, духовно-нравственные ценности. Это присутствует в повседневной жизни, в материальной и духовной культуре

Казахи – довольно музыкальный народ. В качестве музыкальных инструментов чаще всего используют домбру и свирель (сбызгы). Во время праздников женщины поют, аккомпанируя себе на домбре [1]. И сегодня в каждом доме можно видеть домбру, комуз, бубен и другие музыкальные инструменты. Люди здесь поют не только в праздничные дни, но и возвращаясь после работы [10].

Традиционную одежду современные казахи надевают только в дни национальных праздников. Женский наряд шьется из яркого, как правило, малинового бархата, с вышивкой золотой нитью. Поверх платья надевается безрукавка. На голову надевают шапочку. В повседневной жизни женщины носят головные платки, цвет и узор которых свидетельствует о возрасте и статусе. Самые пожилые женщины надевают гладкие белые платки. Мужчины носят тюбетейку, причем ее цвет и узор также говорят о социальном положении человека. Так, старейшина рода, самый уважаемый человек, носит черную тюбетейку с белой аппликацией [1].

Едят казахи как алтайцы, сидя за низким круглым столом, покрытым, клеенкой. Основу пищи составляют баранина и конина, которые едят вареными, делают бульон, а также продукты из сквашенного молока. Мясо казахи тщательно разделывают, отделяя от костей, и едят руками. Честь разделать мясо выпадает старейшине. Самым главным куском во время праздничной еды считается баранья голова. Кость (джамбез) дают почетному гостю. Так же в рационе казахов много пирогов и лепешек из теста с мясом, типа чебуреков. Есть и сладкие пирожки. Одно из самых распространенных 6люд казахской кухни — бешбармак — тесто с луком и вареной бараниной, его едят руками. Алкогольные напитки казахи практически не пьют, предпочитая им целебный кумыс из молока кобылы. Кумыс считается самым уважаемым азиатским напитком, он лечит легочные заболевания [1].

Характерная черта казахов – бескорыстное гостеприимство. Казахи и сегодня неизменно культивируют в семье и обществе чувство гостеприимства, которое является особенностью их педагогической культуры. «Если тебе нечем угостить гостя, хоть говори с ним ласково» - говорят казахи. Для них также характерны добродушие, дружелюбие и приветливость ко всем народам [10].

Казахи Алтая сохраняют свои традиции и на уровне бытовой, материальной культуры. Современный быт населения Кош-Агачского района отличается хорошей сохранностью традиционных особенностей. Более всего национальная утварь употребляется именно в семейном быту. Также распространены национальные формы жилья – юрты [28].

Еще одной характерной особенностью алтайских казахов является религиозный фактор. В современных условиях, когда алтайцы обрели статус “титульного” этноса, а казаки, сохраняющие лидирующие позиции в социальной инфраструктуре, оказались в роли этнического меньшинства, религиозный фактор, став формой самоопределения, приобрел особую значимость. Активная “исламизация” района в последние годы, связанная с установлением контактов с исламским миром (с мусульманами Казахстана, Монголии, Китая. Турции) актуализирует не только религиозное, но и этническое сознание и способствует консолидации казахов Республики Алтай. Этнолокальные группы Кош-Агачского района бережно сохраняют религиозные представления своих предков. Большинство населения района считает себя верующими.

В 1993 году в поселке Жана-Аул населенном преимущественно казахами, появилась первая на Алтае мечеть. В мечети есть комната путника, двери которой открыты для путешественников, и школа-медресе. Год спустя, состоялось открытие мечети в селе Тобелер.

Погребально-поминальная обрядность казахов, пронизанная религиозной догматикой, наименее подвержена инокультурному воздействию. Она однозначно разделяет людей по этническому признаку. Так, в поселке Джазатор существуют два кладбища алтайское и казахское, которые расположены на противоположных концах поселка. При этом алтайка, вышедшая замуж за мусульманина, имеет право завещать, чтобы ее похоронили среди родственников на кладбище отца. По обычаям предков проводятся погребальный и свадебный обряды [13].

Основным занятием казахов являлись экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является юрта.(Приложение 10,11).

Основу юрты составляет каркас из тростниковых прутьев, составленных в форме решетки. Вокруг прутьев обвиты шерстяные пояса с ярким цветным орнаментом, они выполняют роль современных обоев и служат для тепла и украшения интерьера. В центре помещения находится очаг. Костер поддерживается все время, дым уходит в круглое отверстие в крыше. Большую роль во внутреннем убранстве казахского жилища играет шерстяной ковер — сырмак. В отличие от более тонких, белых алтайских ковров, у казахов ковры двухслойные, делаются из толстого войлока, который красят яркими красителями, к примеру, для приданого делают ковры красного цвета.

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира (ср. Макрокосмос – юрта), во-вторых, человеческое общество [45].

В настоящее время казахи Кош-Агачского района используют ее при свадебных и поминально-погребальных обрядах, а животноводы на дальних стоянках в качестве жилья.

Живут же казахи в деревянном доме с плоской крышей. Зимой здесь не бывает много снега, и двухскатная крыша не используется [1].

Все религиозные обряды, традиции, обычаи теленгитов и казахов направлены на бережное отношение к природе и сохранение гармонии между человеком и окружающей средой. Культ природы возник еще в эпоху родового строя и передавался от поколения к поколению на протяжении тысячелетий, дошел до наших дней, сохранив глубокий смысл и экологическое значение.

И в наши дни жители Кош-Агачского района соблюдают традиции и обычаи своих народов. Многолюдными праздниками встречи Нового Года являются Чага-Байрам (февраль) и Наурыз (март). Сохраняются и социально-бытовые обряды, и традиции, связанные с различными событиями в семьях казахов и теленгитов – алтайцев. Казахские семьи отмечают день «шильдехана» (рождение ребенка), «киндик шеше» (пуповинная мать), «ат каю» (имя наречение), «бесикке салу» (укладывание в колыбель), «тусау кесер» (обрезание пут в возрасте 1 года) и др. Не менее разнообразны обрядовые традиции у теленгитов.

Максимальной этнографической точностью отличаются казахские и теленгитские свадьбы «той», где можно увидеть все многообразие этнокультурных традиций народов Чуйской степи, сопровождающиеся как традиционными обрядами, так и национальными играми, состязаниями.

Особо нужно отметить проведение народного праздника «Эл-Ойын», который является огромным вкладом в развитие мировой культуры. Этот праздник является символом единения народов Алтая и всего мира и проводится каждые два года. Тысячи людей спешат в горы летом, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. «Эл-Ойын» — кочующий праздник. Прекрасные театрализованные представления на фоне природы дают эффект древности. Колорит национальных костюмов, рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов сочетаются с гостеприимностью народа.

Национальные спортивные игры, где выступают «борцы по вкурешу», поднятие тяжестей, бег в гору «тонжан угуриш», игра в национальные шахматы «шатра», игра плеткой «камчы» придают азарт и волнение празднику.

Но самое прекрасное на этих праздниках — конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск. Заключительное выступление спортсменов-конников можно считать кульминацией спортивного праздника.

Чага-байрам. Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Этот давно забытый праздник впервые проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии. Праздник начинается в новолуние в конце февраля и начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносятся угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра - ленточки, зажигается костер, и все это сопровождается пожеланиями блага. Обычно обряд совершают мужчины.

После обряда народ собирается и празднует, устраивая культурные и спортивные мероприятия, катаясь с горы на санках и шкурах скота.

Jылгаяк. Языческий праздник jылгаяк — это то же самое, что и масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник, символизирующий язычество, все равно остался и отмечается. В этот день народ собирается на улице, сжигают соломенные и другие чучела.

Праздник Эл-Ойын – символику уходящего года, устраиваются увеселительные мероприятия в шутовских одеяниях и ярмарка, проводятся веселые аттракционы с песнопениями.

На 1-е и 9 мая у казахов проводится народное мероприятие Кызхуул «Догони девушку». Это своеобразные конные скачки, типа конкурса, проводимые среди юношей и девушек. Если юноша догоняет девушку, он должен ее поцеловать, а если девушка юношу — она ударяет его плеткой. В прошлом это мероприятие входило в свадебный обряд. Задача жениха тогда состояла в том, чтобы догнав на коне впереди скачущую верхом невесту показать не только быстроту, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудачи, такого права он лишался.

Сельские поселения. Село Кош-Агач располагается на стыке двух рек, Чуи и Чаганки. Историческая судьба поселка Кош-Агач теснейшим образом связанна с событиями истории становления и развития экономических и культурных отношений между Алтаем и Монголией. Поселок был основан бийскими купцами в 1801 году. Кош-Агач рос как торговый центр юга Горного Алтая. Он являлся последним пунктом скопления товара на пути в Монголию и Китай. В 1842 году, когда известный исследователь С.П.Чихачев был в Кош-Агаче, здесь уже находились лавки русских купцов, состоящих из 4-х сараев без окон и дверей.

Кош-Агач посетило много русских исследователей – ученых и писателей. Здесь побывали С.П.Чихачев, В.В.Радлов, Г.Н.Потанин, В.В.Сапожников, В.Я.Шишков и др. С улучшением проезжей части Чуйского тракта и установлением регулярной автомобильной связи численность населения Кош-Агачского района росла. В 1926 году в нем уже жили 735 человек.

Сейчас Кош-Агачский район – современное село с населением 5,7 тыс. человек. Является административным и культурным центром Кош-Агачского района.

В 2000 году в Кош-Агаче была построена мечеть.

Небольшое село Жана-Аул находится в 27 км от Кош-Агача, на Чуйском тракте. Возможно это самый молодой населенный пункт на тракте. Жана-Аул был основан 5 мая 1986 года. Тогда жители одного из сел Алтая, Актал перебрались в Чуйскую степь и основали Жана-Аул на полпути между Кош-Агачем и Ташантой. Сегодня в Жана-Ауле 407 дворов, население составляет 1657 человек. Как правило, люди живут в больших домах с плоскими крышами, за которыми располагаются хозяйственные постройки и помещения для скота. На дворах обычно стоит юрта, которую используют в качестве подсобного помещения. В настоящее время в селе есть мечеть [35].

31 июля 1999 года, по инициативе председателя колхоза им. Калинина А.Ж.Джаткамбаева в Жана-Ауле был открыт музей, посвященный казахскому населению Алтая, истории, традициям, известным и почитаемым людям. (Приложение 9)

Главная цель его открытия – изучение истории населения казахов на Алтае, сохранение и развитие материальной и духовной культуры. В 2003 году музею был присвоен статус филиала НМРА им. А.В.Анохина. Посетителям представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о быте, культуре, традициях и обычаях казахского народа. Для музея характерно достаточно богатое внутреннее убранство: рядом с предметами старины для отправления религиозных обрядов размещены современные экспонаты.

Музей Жана-Аула разместился в современном здании и соединен переходом с выкрашенной в белый цвет юртой. Казахская войлочная юрта – это самое замечательное помещение музея. Туда отдохнуть и побеседовать в традиционной обстановке приводят самых дорогих и почитаемых гостей. Музей открыт ежедневно, в нем работает экскурсовод [35].

А еще в селе живут женщины – мастерицы, сохранившие мастерство шитья красивых шерстяных ковров сырмаков с цветными узорами. Эти красочные вещи готовят в качестве приданного своим дочерям и хранят их в погребах, а молодые женщины, выйдя замуж, держат ковры в больших сундуках, обитых узорами из чеканки и велюра [1].

Село Кокоря расположено в 30 км от Кош-Агача, по направлению к тувинской границе. В этом селе живут алтайцы-теленгиты. Есть здесь пожилые женщины-знахарки, заговаривающие болезни. В Кокоре еще остались практикующие шаманы.

В селе есть краеведческий музей при Кокоринской средней школе. Интересные экспозиции по археологии, истории и этнографии Алтая. Самый интересный экспонат - лук гуннского времени. Экскурсию может организовать директор музея Бидинов Край Адарович, великолепный знаток своего дела, и сам уже становится местной достопримечательностью. На окраине села расположен современный бурханистский жертвенник [1].

Таким образом, мировое признание имеют историко-культурные ценности Кош-Агачского района, представленные археологическими, этнографическими и историческими памятниками. Располагаясь на пересечении путей древних переселений народов, Кош-Агачский район сохранил культурные элементы многих этносов Евразийского континента. В связи с этим здесь можно развивать культурный туризм.

На территории района очень много археологических памятников – курганы, менгиры, каменные стелы. Все это можно использовать в развитии археологического туризма здесь. Многие курганы в Чуйской и Курайской степи, а также на плато Укок еще не раскопаны и представляют большой интерес не только для туристов, но и для ученых.

В Кош-Агачском районе также можно развивать этнографический туризм, так как район представляет собой символическую границу между алтайскими и казахскими поселениями. Здесь очень много объектов нематериальной духовной культуры казахов и алтайцев, которые можно использовать в туризме. Самобытная национальная культура местного населения очень интересна как для туристов, так и для специалистов. Очень интересны традиции и обычаи казахов и алтайцев, а также история заселения.

Большой интерес представляют поселения казахов. Прежде всего, это село Кош-Агач и село Жана-Аул. Здесь можно увидеть традиционные жилища с плоскими крышами, юрты, национальные ковры – сармыки, попробовать кумыс и соприкоснуться с истинно казахским бытом. В селе Жана-Аул открыт музей, посвященный казахскому населению Алтая, истории, традициям, известным и почитаемым людям.

Не менее интересны алтайские поселения в Кош-Агачском районе. Здесь сохранились традиционная строительная техника, родовые кладбища, тамги, боевые кличи, старинные уникальные технологии ковроделия, ткачества, вышивки, богатейший фольклор. В селе Кокоря есть краеведческий музей. Здесь очень интересные экспозиции по археологии, истории и этнографии.

На территории Кош-Агачского района проводится много праздников. Это можно использовать в анимационной деятельности и в событийном туризме. Самые известные праздники местного населения – Новый Год, он празднуется 2 раза в год: Чага-Байрам (февраль) и Наурыз (март). Очень интересны казахские и теленгитские свадьбы «той», где можно увидеть все многообразие этнокультурных традиций народов Чуйской степи, сопровождаются как традиционными обрядами, так и национальными играми и состязаниями.