Главная              Рефераты - Спорт

Организация работы экскурсовода - курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристической отрасли Кыргызстана является сложной и проблемной.

Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в Кыргызстане и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:

- ярко, выраженная сезонность;

- дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;

- растет число "подпольных" экскурсоводов.

С другой стороны, рост объема организованного туризма в последние годы, возросшие требования к качеству туристических и экскурсионных услуг, требуют конкретизации роли и задач экскурсионного обслуживания с учетом современных рыночных реформирований общества.

Учитывая возможности, которые раскрывает туризм в общественном развитии, на организаторов экскурсионного обслуживания возлагается ответственность, направленная на сохранение и рекреацию трудового потенциала и сохранения его здоровья; духовного, культурного физического и морального развития людей; формирование здорового способа жизни; внедрение экологической культуры.

Государственная программа развития туризма в Кыргызстане до 2010 года первоочередной задачей выдвинула создание позитивного имиджа Кыргызстана на мировом туристическом рынке. Без динамичного прогресса в экскурсионной сфере, - эта задача практически не выполнима. В этом смысле исключительно важное значение приобретает содержательное наполнение турпродукта интересными, оригинальными, методически обеспеченными экскурсиями, которые бы способствовали достойной рекламе отечественного туристического продукта. Исходя из вышесказанного, считаем, что данная тема курсовой работы является актуальной.

Теоретические основы экскурсоведения изложены в работах известных специалистов в этой отрасли Б. Емельянова, Р. Дьяковой, И.Зорина, В. Квартальнова, И. Чагайды, С. Грибановой.

Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации работы экскурсовода, экскурсионного обслуживания.

Для достижения цели, мы определили следующие задачи :

- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;

- детально рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;

- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности;

- проанализировать правовое обеспечение организации экскурсионного обслуживания в Кыргызстане на современном этапе.

- сделать обобщающие выводы по теме работы.

Предмет исследования – методы и технологи организации экскурсий

Объект исследования – организационная деятельность предприятий, предоставляющих экскурсионное обслуживание.

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКСКУРСОВОДА

§1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания

Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.

Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.

Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.

Удовлетворение потребностей туристов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма организации экскурсионного обслуживания - это совокупность направлений действий, имеющих конкретную цель – т.е. удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов. Целенаправленный характер работы по охвату населения экскурсионными услугами осуществляется в следующих направлениях:

Место проживания;

Учебные заведения, учреждения, предприятия;

Турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.

Клубы, дома и дворцы культуры;

Семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.д.;

Аэропорты, вокзалы, фестивальные площадки;

Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес - план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложений экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий их тематики, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:

объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны;

количество туристов;

прибыль от реализованных услуг.

Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:

номера телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;

перечень тем экскурсий;

карты-схемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности области страны;

список номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов

Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:

транспортных предприятий;

средств размещения;

предприятия питания;

культурно - просветительных учреждений;

предприятий, являющихся объектом посещения и показа;

с перечислением тем проводимых экскурсий, согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, место начала и окончания, скорости экскурсии.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности его руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием последнему со стороны государства.

§1.2. Общие положения нормативно-правового регулирования экскурсионной деятельности

Организация экскурсионного обслуживания в правовом поле происходит с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов, общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в Кыргызстане; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в Кыргызстане) страхования и медицинской помощи, обеспечение безопасности, права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства.

Статья 26. Экскурсионная деятельность (2003 г.)

1. Для организации и оказания экскурсионных услуг в количестве более 5 человек субъекты туристской индустрии обязаны пользоваться услугами квалифицированных специалистов - экскурсоводов (гидов, гидов-переводчиков), включенных в реестр субъектов туристской индустрии.

Правила оказания услуг экскурсоводами или лицами, оказывающими услуги экскурсоводов, определяются в договорах субъектов туристской индустрии. Общие положения о договоре оказания услуг по туристскому обслуживанию применяются к договору оказания экскурсионных услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания экскурсионных услуг.

2. Заключение договора на оказание экскурсионных услуг удостоверяется экскурсионной путевкой. Форма экскурсионной путевки определяется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Нормативно-правовые положения, которые устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования для осуществления хозяйственной деятельности по организации экскурсионного обслуживания закрепили лицензионные условия для проведения экскурсионной деятельности.

Согласно данному документу субъекты туристической деятельности, в том числе и те, которые занимаются предоставлением экскурсионных услуг, должны соблюдать ряд организационных требований. Одним из таких требований, являлось размещение на видном месте таких документов:

- копии лицензии органа лицензирования;

- копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

- сведения о руководителе, его заместителе, главного бухгалтера, менеджеров;

- книга отзывов и предложений граждан;

- лицензионные условия;

- перечень номеров телефонов, факсов субъекта туристической деятельности.

Определялись также общие требования к служебному помещению; информационно-рекламной деятельности; к заключению договоров о предоставлении туристических услуг, в том числе и экскурсионных.

Лицензионные условия непосредственно определяют требования к осуществлению экскурсионной деятельности. Установлено, что экскурсионное обслуживание туристов должно включать организацию всех видов экскурсий, посещение музеев, выставок, объектов социального характера и других экскурсионных объектов, предусмотренных условиями экскурсии. Нормативно закрепляется, что экскурсионное обслуживание туристов должно осуществляться по программам, составленным субъектом туристической деятельности, который осуществляет обслуживание, согласно с приобретенным туром. Кроме указанных в программе экскурсионных мероприятий субъект туристической деятельности может организовывать по желанию туристов дополнительное экскурсионное обслуживание за отдельную плату.

§1.3. Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов

Определяя безопасность в области туризма как «…совокупность факторов, которые характеризуют социальное, экономическое и другие состояния обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в области туризма.

Этим документом определены условия, при которых возникает риск для жизни и здоровья человека при осуществлении туристско-экскурсионного обслуживания, а также факторы риска. Они классифицируются как:

- травмоопасность;

- влияние окружающей среды;

- пожароопасность;

- биологическое влияние;

- опасность излучений;

- химические влияния;

- повышенная загазованность и запыленность;

- другие факторы;

- специфические факторы риска.

Кроме того, что стандарт дает трактовку сущности каждого фактора риска, данным докуме6нтом закрепляются способы снижения негативных действий и предупреждение неблагополучий, связанных с каждым из них, а также условия и методы осуществления контроля за выполнением правил безопасности.

Известно, что действенным инструментом обеспечения уверенности туристов и экскурсантов относительно защищенности их прав, интересов и, особенно безопасности является страхование.

С целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической (и экскурсионной) деятельности обязаны:

- информировать туристов о возможной опасности во время путешествия, необходимость выполнения общеобязательных требований и предупредительных мер;

- создавать безопасные условия в местах предоставления туристических услуг, обеспечивать надлежащее оборудование маршрутов и трасс походов, прогулок, экскурсий;

- обеспечивать специальные требования во время оказания туристических услуг с повышенным риском;

- обеспечивать обучение туристов средствам профилактики и защиты от травм, предупреждения несчастных случаев и оказания первой необходимой помощи;

- обеспечивать оказание оперативной помощи лицам, пострадавшим во время путешествия.

Кроме этого, субъекты туристической деятельности должны предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге, правах, обязанностях и правилах поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения причиненного ущерба, условиях отказа от услуги; предоставлять туристические и экскурсионные услуги в объемах и сроках,


Глава 2 ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

§2.1. Структура и содержание экскурсии

Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.

Само слово экскурсия происходит от латинского «экскурсио» - поездка и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс +ия).

Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками .

Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношению к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных. Однако, это не единственное определение понятия экскурсии и ее сущности.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них.

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.

Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.

Функция расширения культурно-технического кругозора . Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, - функция формирования интересов; для иностранных туристов – функция информации.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Классификация – распределение каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. согласно определенным признакам. Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы, подгруппы и виды и выделение в каждой из них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.

Была принята классификация экскурсий, оставшаяся неизменной до настоящего времени. Согласно ей, все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

• по содержанию;

• по составу участников;

• по месту проведения;

• по способу передвижения;

• по форме проведения.

To, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.

В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др.

Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.

Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии

- протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;

- наличие экскурсионной группы (15 - 30 человек);

- наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода!

- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;

- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.

В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, делятся на следующие группы:

- исторические;

- историко-революционные;

- военно-исторические;

- производственные;

- природоведческие;

- искусствоведческие;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные.

В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.

Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.

Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.

Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений – крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.

Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий.

В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.

Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.

Литературные экскурсии, обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, например, «Аил Шекер - родина Чингиза Айтматова», историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития кыргызской литературы («Чингиз Айтматов, Туголбай Сыдыкбеков, Аалы Токомбаев»), экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.

Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.

Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Особенности подготовки и проведения экскурсий в православных храмах рассматриваются в практической части данного учебного пособия.

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);

- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);

- для местных жителей;

- для иногородних;

- для иностранцев.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для npофессиональных групп желательно, например, включить обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.

Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.

Таким образом, классификация экскурсий по составу участников является своеобразным камертоном для экскурсоводов, помогающим с первых минут выбрать верную «тональность» всей экскурсии. Это совершенно необходимо для достижения ее высокой эффективности, удовлетворения познавательного интереса участников экскурсии, и, что немаловажно, получения экскурсоводом удовлетворения от успешно проделанной работы.

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

- городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- в культовых сооружениях и монастырях.

Предлагаемое деление основано на особенностях методики проведения экскурсий для каждой из пяти групп; при ином классификационном подходе могут возникнуть определенные трудности в практической работе.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

Экскурсионные организации проводят в городе и так называемые комплексные экскурсии, в которых планом предусматривается во время экскурсии посещение одного из городских музеев. Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.

Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.

Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый – экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или в малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод туристской организации, принимающей группу или работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное учреждение, то экскурсию в ней проводит экскурсовод бюро, которое организует поездку.

По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.

Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты! Аэропорты,, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармоний и другие объекты производственного, учебного, научного социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории.

Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов он резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставка выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства (машиностроения, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и др.), в мемориальных музеях и т.п.

В культовых сооружениях и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы, также они используются и в экскурсиях архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и исторических.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется практически во всех типах экскурсий, архитектурная тема нередко звучит в исторической, литературной, искусствоведческой экскурсиях, экологические материалы нельзя не учесть в экскурсиях на градостроительную тематику и т.п.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.

Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.

В настоящее время экскурсионные организации в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах.

В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- обычные экскурсии;

- учебные;

- экскурсии-массовки;

- экскурсии-прогулки;

- экскурсии-концерты.

Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями. Учебные экскурсии в планах работ этих организаций представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводятся для слушателей курсов или семинаров по подготовке и переподготовке экскурсоводов, при подготовке экскурсоводов к новой экскурсии.

Участники учебной экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом экскурсии, ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, иллюстрациями из «портфеля экскурсовода». В процессе экскурсии они ведут записи своих впечатлений от нее, фиксируют особенности показа и используемых методических приемов, логических переходов. Методист, организующий учебную экскурсию, перед началом проводит беседу о ее задачах, по окончании – подводит итоги проделанной работы, руководит обсуждением прослушанной экскурсии.

Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведения различного ранга, от начальной до высшей школы. Наиболее активно их используют в своей практике географы, биологи геологи, историки, преподаватели архитектурных дисциплин и др.

Знания, получаемые во время географических экскурсий и наблюдений в природе, привлекаются затем для объяснения явлений и процессов, происходящих на земном шар Важная роль учебных экскурсий в образовательных заведениях состоит также в том, что с их помощью осуществляете краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в курсах географии.

Имея представления о природе и ее закономерностях, населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов страны, а также зарубежных территорий.

Экскурсии-массовки проводились с первых лет советской власти в России. Для них были характерны веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр.

В настоящее время экскурсии-массовки не встречаются в практике экскурсионной работы. Но опыт по их организации и проведению, приобретенный в прошлые десятилетия, не должен быть окончательно предан забвению. Он может использоваться, например, при организации массовых мероприятий в учебных заведениях.

Экскурсии-прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, пещера. В этом виде экскурсий самостоятельное общение экскурсантов с объектами показа занимает больше времени, чем и каких-либо других.

Экскурсию-концерт проводят во время следования группы к месту экскурсии, например. Поездка занимает продолжительное время, а объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют.

Поскольку вести рассказ о жизни и творчестве композитора в отрыве от показа неправомерно, в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений композитора с краткими комментариями экскурсовода.

Деление экскурсий на четко определенные группы и виды имеет большое значение в практической деятельности туристско-экскурсионных организаций. И позволяет экскурсоводам верно ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества экскурсий и, как итог, повышения образовательной и воспитательной эффективности экскурсионного процесса.

§2.2 Технология создания экскурсионного продукта

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Технология создания новой экскурсии достаточно сложный процесс, в котором можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем, экскурсию разрабатывают работающие в учреждении экскурсоводы, но иногда, в качестве консультантов приглашаются специалисты разных областей - научные работники музеев, преподаватели вузов и др.

Подготовительная работа – это определение темы, цели, задач экскурсии, подборка и изучение материалов по теме, первоисточников, монографий, знакомство с музейными документами, отбор, изучение и исследование экскурсионных объектов.

Работа над любой экскурсией начинается с четкого определения ее цели и задачи. Это помогает авторам экскурсии более организовано вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Например: воспитание патриотизма и любви к Родине, расширение кругозора и получение дополнительных знаний из различных отраслей науки, культуры, искусства, истории.

Задачи экскурсии конкретизируют цель. Например, рассказать о производственном процессе на конкретном производстве. Четко определенная цель определяет воспитательную направленность экскурсии, дает возможность правильно сформулировать ее тему в то время, как задачи экскурсии определяют основу вступительного слова экскурсовода.

Каждая экскурсия должна иметь свою тему, выбор которой является важным моментом в создании нового экскурсионного продукта. Расширение тематики – ассортимента сервисной деятельности туристско-экскурсионного предприятия – характерная черта современного развития экскурсионного дела. Наличие широкого круга тем, разнообразие ассортимента экскурсионных продуктов дает возможность удовлетворить запросы различных категорий населения.

Тема- это главная мысль, основа, на которой строится показ и рассказ во время проведения экскурсии. Формулирование темы экскурсии должно представлять собой короткое, сжатое изложение ее основного содержания. Правильное формулирование темы дает возможность сконцентрировать внимание авторов экскурсии и экскурсоводов на определенном круге объектов и событий, которые должны будут освещаться. Тема определяет название экскурсии, которое призвано активизировать внимание экскурсантов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к восприятию экскурсии. Название должно быть четким и выразительным. В качестве названия иногда используют слова из песен и стихотворений.

Отбор и определение информационных источников.

В ходе подготовки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсии по данной теме. В перечне называется автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. В качестве источников могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако, при использовании этих источников, следует проявлять осторожность. Обычно люди вносят в описание событий много субъективного. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные факты и сведения.

Изучение источников (литературных, архивных, статистических) базируется на составленном перечне ссылок на источники. Реализация этого этапа подготовки экскурсии обеспечивает распределение источников между экскурсоводами, которые осуществляют конспектирование, подбор цитат, примеров, фактов. Общим требованием к записям, которые осуществляются индивидуально, является соответствие источнику и точность ссылки относительно их нахождения.

В процессе подготовки новой экскурсии много времени уделяется работе над содержанием экскурсии. В начале работы над содержанием определяются хронологические рамки экскурсии (значительный исторический период, события нескольких лет или одно событие). Однако в любом случае, материал экскурсии формируется на основе тесной связи теории и практики, прошлого и настоящего.

Кроме этого, необходимо заранее определить приблизительный объем фактологической информации. Необходимой для составления текста экскурсии, связь отобранного материала со зрительным рядом – объектами, которые предусмотрены для показа.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Для раскрытия темы экскурсии важным является – правильный отбор объектов, поскольку они являются зрительной основой экскурсии и на их показе строится рассказ экскурсовода.

Экскурсионные объекты классифицируются:

По видам – на памятки (исторические, архитектурные, художественные, документальные);

- объекты природы (леса, сады, заповедники, заказники, национальные парки, урочища, ландшафтные комплексы).

По содержанию – одноплановые (растение, животное, речка, здание, произведение искусства и пр.);

- многоплановые (памятки архитектуры, лес, поле, улица, площадь, местность, которые связаны с определенным историческим событием);

По функциональному назначению – основные, на которых раскрывают подтемы;

- дополнительные, которые показывают во время переездов и логических переходов.

По степени сохранности - сохраненные полностью;

- сохраненные частично;

- перестроенные и реконструированные.

При отборе экскурсионных объектов их оценка проводится по таким признакам:

1. познавательная ценность, т.е. связь объекта с определенными событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей;

2. наличие полной, достоверной и интересной информации об объекте;

3. художественная ценность памятника;

4. необычность (экзотичность) объекта, его неповторимость, например, памятник Кожомкулу;

5. связь с культурной традицией населения (верованиями, легендами, фольклором);

6. выразительность и взаимодействие с внешней средой;

7. сохранность;

8. местонахождение.

Количество объектов, отбираемых для определенной экскурсии, согласовывают с требованиями последовательности показа. Так, для местной тематической экскурсии, продолжительностью 4-5 академических часа, как правило,- это 15-20 объектов.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки или паспорта на каждый из них. В карточку заносятся данные о виде объекта (памятник архитектуры, обелиск, место боев, захоронение) и ряд характеристик (название памятки, историческое событие, связанное с данным объектом), описание памятки (автор, дата создания, материал изготовления и т.д.), источники сведений о памятке, состояние памятки и ее охрана, в каких экскурсиях данный объект используется, дата составления карточки и ФИО составителя). К карточке прилагается фотография объекта.

Окончательный отбор объектов дает все основания перейти к созданию самой экскурсии, ее технологической документации, которая утверждена государственным стандартом, где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:

-3.11. технологическая карта экскурсии;

- 3.13. контрольный текст экскурсии;

- 3.14. материалы «портфеля экскурсовода»;

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

После завершения подбора, изучения и исследования экскурсионных объектов, следует приступать к составлению маршрута экскурсии.

Составление, объезд (обход) маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Межгосударственным стандартом не разграничиваются туристический и экскурсионный маршруты. В экскурсии это перемещение экскурсантов от одного объекта к другому. Маршрут находится в прямой зависимости от темы экскурсии и объектов показа.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и комплексный (тематико-хронологический). На практике трудно использовать хронологический принцип маршрута из-за разбросанности объектов по городу. Но стремиться к этому необходимо. Примером хронологического построения могут быть литературные, художественно-биографические экскурсии о жизни и де6ятельности выдающихся людей. По тематическому принципу строятся тематические обзорные экскурсии, например «Литературный Бишкек».

Экскурсионный маршрут должен быть сложен компактно. Желательно, чтобы переезд от одного объекта к другому не занимал более 10-15 минут. В пешеходных экскурсиях интервалы между объектами должны быть незначительными, чтобы не нарушать восприятие материала.

После составления маршрута участники творческой группы осуществляют его объезд (обход).

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся такие задачи:

1. ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

2. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

3. освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4. провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5. проверить целесообразность использования намеченных для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

6. выбрать методику ознакомления с объектом;

7. в целях безопасного передвижения экскурсантов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры обеспечения безопасности.

Следует также предусмотреть резерв времени (10-15 мин), поскольку возможны задержки на дорогах.

Схему трассы маршрута следует оформить согласно с требованиями Межгосударственного стандарта, который является обязательным и включает в себя такие сведения: перечень географических точек следования транспорта по маршруту; перечень остановок; определение места начала экскурсии. Схема трассы маршрута в обязательном порядке утверждается руководителем туристической организации и согласовывается с государственной автомобильной инспекцией, чем подтверждается проезд автобуса и разрешение на остановки и выхода туристов из автобуса для осмотра объектов.

Кроме того, в настоящее время имеются сложности с парковкой транспорта. Эти вопросы находятся в компетенции городских коммунальных хозяйств, поэтому вопросы парковки следует решать с указанной службой и получить специальные разрешения – пластиковые карточки-пропуска.

Подготовка текста экскурсии. По своей сущности вся работа по созданию экскурсии – это работа над ее содержанием. Она начинается уже во время поисков, накопления материалов, изучения первоисточников, специальной литературы. Непосредственно все это закладывается в Контрольный текст экскурсии , который Межгосударственным стандартом определен как «главный «технологический документ, включающий в себя научное актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам».

Исходя из этих положений, творческая группа, в состав которой входит 3-7 наиболее творческих и опытных работников экскурсионной организации, работает над созданием контрольного текста.

Контрольный текст экскурсии представляет собой директивный технологический документ, в котором материал основной части экскурсии подан в хронологическом порядке, без учета маршрутной последовательности и структуры экскурсии. В контрольный текст включают также материал к вступлению, заключению, логическим переходам. Объем контрольного текста для автобусной экскурсии (продолжительность 3 часа) составляет приблизительно 80 тыс. знаков. Материалы контрольного текста ориентированы на оказание помощи экскурсоводу для составления собственного индивидуального текста.

Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии в соответствии с маршрутом. Материал в нем подается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое разделение на части, каждая из которых посвящена одной из подтем. Все части индивидуального текста строятся по такой схеме:

- характеристика объекта и общий материал, посвященный определенному периоду истории, в общем по городу, району или области;

- локальный материал (о конкретном событии);

- обобщения и выводы;

- логический переход к следующей подтеме.

Индивидуальный текст – это готовый к исполнению рассказ. При этом, каждая подтема – это также отдельный рассказ, который должен соответствовать содержательной полноте, логической структурированности и организационной четкости.

Структурные части индивидуального текста любой экскурсии обеспечивают общую последовательность вступления, основной части и заключения.

Условное название комплекта информационных и наглядных материалов, которые используются экскурсоводом в ходе экскурсии, носит название «портфель экскурсовода» . Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание разрушенное временем; деревню, уничтоженную во время военных действий и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание или жилой микрорайон или показать портреты людей, связанных с определенными событиями. С этой целью используются фотографии, а для характеристики будущих построек – проекты зданий, памятников, сооружений.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

Еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографии, макетов, муляжей).

В портфель экскурсовода включаются также географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме и являются постоянными спутниками экскурсовода. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны в использовании. Их количество не должно быть велико, чтобы не отвлекать внимания экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимания.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в раскрытии темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем материалы по использованию наглядных материалов «портфеля» включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода» прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Составление технологической карты экскурсии. Подготовка экскурсии завершается составлением технологической карты экскурсии – основного технологического документа, который определяет, как лучше провести экскурсию, организовать показ объектов, какие методические приемы лучше использовать.

По определению Межгосударственного стандарта, технологическая карта экскурсии – технологический документ, который определяет логическую последовательность осмотра историко-культурных объектов на маршруте. Если экскурсия проводится с разными группами (школьники или взрослая аудитория), целесообразно иметь отдельные технологические карты. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии и утверждается руководителем туристской организации.

Технологическая карта, как и текст экскурсии, состоит из вступительной части, основной части и заключительного слова. Цель экскурсии формулируется отдельно и помещается перед вступлением. Материалы основной части размещаются по схеме, определенной Межгосударственным стандартом. Такая схема (7 граф) является обязательной для всех туристско-экскурсионных организаций (экскурсоводов) Кыргызстана.

Все параграфы технологической карты содержат сведения, необходимые для успешного проведения экскурсии, которые изложены предельно лаконично (наподобие плана). Этим определяется объем карты: он не должен превышать 6-12 страниц печатного текста, что зависит от темы и продолжительности экскурсии. Последовательность и содержание граф технологической карты помогает экскурсоводу делать экскурсию логично построенной, компактной, целостной.

Умение пользоваться технологической картой – обязательное условие для работы каждого экскурсовода.

В графе 1 «Участки (этапы) передвижения по маршруту» называют улицы, переулки, проспекты, бульвары, шоссе, площади, которыми проезжает (проходит) экскурсионная группа.

В графе 2 «Места остановок» указывается, где автобус или группа останавливается для показа объекта и рассказа о нем. Например, в обзорной экскурсии по Бишкеку – «Возле главного входа у музея Фрунзе». В городской автобусной экскурсии, которая продолжается 4 академических часа, летом бывает 3-6 выходов. В загородных экскурсиях, особенность которых состоит в том, что за короткий промежуток времени (14-16 часов) автобус проходит 400-500 км, следует делать остановки на 2-5 минут через каждые 50 км без выхода и через 150-180 км на 8-10 мин с выходом.

В графе 3 «Объекты показа» указываются памятники истории и экскурсионные объекты (основные и дополнительные), которые показывают группе на остановках.

В графе 4 «Продолжительность осмотра» указывается время, необходимое для показа объектов и рассказа о них на остановке и для передвижения группы к другой остановке. Здесь же учитывается время, которое тратится на движение вблизи объектов, если технологической картой предусмотрен осмотр объектов по ходу остановки автобуса.

В графе 5 « Основное содержание информации» необходимо учитывать требования к технологической карте Межгосударственного стандарта, а именно, логическую последовательность просмотра историко-культурных объектов. Здесь дается краткий перечень подтем и основных вопросов.

В графе 6 «Организационные указания» указывают сведения о перемещении группы, меры по обеспечению безопасности на маршруте, выполнение санитарно-гигиенических требований, правил поведения (например, особенности проведения данной экскурсии в зимнее время); указываются точки и ракурсы осмотра объектов показа, выходы экскурсантов из автобуса, конкретные моменты подачи информации.

Графа 7 «Методические указания» содержит информацию относительно создания определенного эмоционально-психологического настроения экскурсантов, использования конкретных методических приемов ведения экскурсии например, где должен стоять автобус или располагаться группа во время показа в разное время года или солнечного освещения в течении дня так, чтобы показ объекта был наиболее эффективным и полным.

Методические указания – наиболее важная часть технологической карты. Здесь перечисляются конкретные детали объектов, на которые экскурсоводу следует обратить внимание при показе, последовательность их анализа; называются методические приемы показа и рассказа и то, как это следует сделать; даются советы по использованию фотографий и документов, схем, материалов «портфеля экскурсовода». В этой графе возможны и такие указания: «Пояснить термины, подготовить группу к зрительному созерцанию.

Называя в технологической карте конкретные методические приемы, следует помнить, что именно с их помощью раскрывается содержание экскурсии, достигается ее познавательная и воспитательная цель. Все методические приемы взаимообусловлены и взаимосвязаны – иногда одни приемы переходят в другие. Их связь, переход осуществляется с помощью дополнительных методических приемов. В зависимости от темы, цели, содержания экскурсии, категории экскурсантов изменяются роль, функции и взаимообусловленность методических приемов. Одни из них становятся основными, другие – дополнительными. Так, при проведении экскурсий архитектурно-градостроительной и искусствоведческой тематики, больше используются приемы показа и анализа, а в литературных – приемы рассказа и литературного монтажа.

Прием (сдача) и утверждение экскурсии. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы, или одному из членов группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

К работе допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Важным условием жизнедеятельности нового продукта в ассортименте экскурсионного учреждения является постоянная работа по его усовершенствованию. Основой такой работы является регулярное обновление контрольного текста и другой документации по теме.

Cоставление паспорта (карточки) объекта экскурсионного показа по плану:

1. Название объекта (первоначальное и современное).

2. Исторические события, с которыми связан объект.

3. Описание памятника (автор, дата сооружения, материал, тексты надписей и др.).

4. Местонахождение объекта, подъезд к нему.

5. Источники сведений об объекте (литературные и др.).

6. Сохранность объекта (состояние, дата реставрации).

7. Охрана объекта (когда и на кого возложена).

8. В каких экскурсиях используется (может использоваться) в качестве объекта показа.

9. Дата составления паспорта. Фамилия, имя, отчество составителя.

В паспорт могут быть включены и другие сведения, характеризующие объект.

К паспорту прилагаются фотографии, рисунки, схемы и другие наглядные пособия.


§2.3 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании

Экскурсовод - специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.

Экскурсоводами могут работать лица, имеющие базовое высшее образование, полное высшее образование; имеют удостоверение ил диплом о специальной экскурсионной подготовке и получившие разрешение в установленном порядке.

Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:

· интеллектуальностью;

· индивидуальностью;

· ответственностью;

· личным достоинствам;

· активной жизненной позиции.

В освоении профессии экскурсовода важными являются следующие виды способностей:

· конструктивные;

· организаторские;

· коммуникативные.

К слагаемым мастерства экскурсовода так же относятся:

o эрудиция, интеллект, культурный уровень;

o знание методологии, экскурсионной деятельности;

o знание методики подготовки и проведения экскурсии;

o владение ораторским искусством и практическими навыками ведения экскурсии.

Требования профессии.

К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы - знания и умения.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение : умение сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

Эрудиция экскурсовода.

От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами принято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и могут на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по одному из вопросов, входящих в подтему. Такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории. Главная функция экскурсовода - не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только доскональное знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: первая группа - факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание "портфеля экскурсовода"); вторая группа - факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки).

Важная черта мастерства экскурсовода - умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

Интуиция экскурсовода.

Экскурсовод имеет дело с группами, разными по запросам и интересам, по своему отношению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от конкретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыслей. Интуиция приходит к экскурсоводу после нескольких лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов, использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экскурсантов; умении найти правильный выход при возникновении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оценку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, может без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический прием наиболее эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их отношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскурсоводу избежать стандарта "усредненной" экскурсии и дифференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творчество в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной его работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических переходов между подтемами, в совершенствовании техники ведения экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ведения экскурсии не должно выходить за рамки контрольного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к активным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовленные и проводимые экскурсоводами, творчески относящимися к порученному делу, являются подлинными уроками профессионального мастерства.

Экскурсовод должен знать :

1. Федеральные законы, нормативные правовые документы, устанавливающие требования к организации путешествий, туристской деятельности.

2. Правовые и социальные основы туристской индустрии.

3. Экскурсионное дело в системе туристской индустрии.

4. Историю, культуру и географию региона.

5. Объекты достопримечательности в контексте истории, географии и культуры.

6. Принципы организаций экскурсий.

7. Методики проведения экскурсий

8. Экспозиционный материал музеев, культурных центров.

9. Протокол и этикет.

10. Теорию межличностного общения.

11. Технику публичных выступлений.

12. Основы психологии.

13. Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах.

14. Правила работы на городском и загородном, ближнем и дальнем маршрутах.

15. Инструкции о правилах поведения туристов на транспортном средстве.

16. Правила оказания первой медицинской помощи.

17. Схему действий при наступлении чрезвычайных ситуаций.

18. Правила оформления документов и составления отчетов.

Должностные обязанности

Экскурсовод:

1. Собирает и изучает исторические материалы и документы, изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.

2. Разрабатывает технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы.

3. Получает информацию о месте и времени прибытия туристов, организует встречу туристов в условленном месте, идентифицирует (устанавливает количество группы, удостоверяет принадлежность туристов к группе), проводит протокольные мероприятия.

4. Выбирает оптимальное месторасположение тур-группы для проведения экскурсии.

5. Читает экскурсионные лекции по культуре и истории, рассказывает о традициях и обычаях региона, знакомит туристов с достопримечательностями; использует микрофоны, усилительные средства при публичных чтениях и выступлениях.

6. Проводит экскурсию по музею или культурному центру, сопровождает экскурсионными пояснениями и рассказами осмотр и показ экспозиций музея.

7. Проводит инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей, экспозиций, др.

8. Отвечает на общие и профессиональные вопросы туристов по теме экскурсии.

9. Ведет беседу с туристами и при необходимости выполняет обязанности переводчика.

10. Заполняет экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию.

11. При заболеваниях туристов, травмах, наступлении иных медицинских случаев оказывает первую медицинскую помощь, организует вызов соответствующих служб «скорой помощи», спасателей.

12. Координирует поведение группы при наступлении чрезвычайной ситуации, оказывает первую необходимую помощь, применяет меры по устранению паники, сообщает соответствующим инстанциям о возникновении чрезвычайных ситуаций.

13. Организует отъезд тур-группы с места экскурсии (проверяет наличие необходимых документов; состав группы).

Права

Экскурсовод имеет право:

1. Требовать от руководства экскурсионного бюро обеспечения документами и справочными материалами, необходимыми для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений бюро и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

Ответственность

Экскурсовод несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба экскурсионному бюро — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Кыргызской республики.

ВЫВОДЫ

Под экскурсионным обслуживанием понимается организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города, проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах.

Организация экскурсионного обслуживания в правовом поле происходит с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов; общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в Кыргызстане; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в Кыргызстане; страхования и медицинской помощи; обеспечение безопасности; права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства.

Основными нормативными документами, регулирующими экскурсионную деятельность являются Межгосударственные стандарты, принятые и нашим государством в качестве государственных стандартов Кыргызстана.

Основой организации экскурсионной деятельности является экскурсия. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками. Он учит правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, с ними связанными. Таким образом, в процессе познания оказывается целенаправленное воздействие на мировоззрение туристов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора. Именно поэтому, созданию нового экскурсионного продукта предъявляются строгие упорядоченные требования, которые определены в ГОСТах по организации экскурсионного обслуживания, где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:

- технологическая карта экскурсии ;

- контрольный текст экскурсии;

- материалы «портфеля экскурсовода»;

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

В организации экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, интуиция, эмоциональность, терпение, эрудиция и др.

Только сочетание всех компонентов организации экскурсионного обслуживания могут способствовать выполнению ее задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Межгосударственные стандарты ГОСТ-95 «Экскурсионное обслуживание»

2. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения.-М.: Просвещение, 1985.-256с.

3. Емельянов Б.В. Экскурсионное обслуживание населения: Учебное пособие.-М.: ЦРИБ «Турист», 1983.-167с.

4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.-М.: Советский спорт, 2004.-216с.

5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник.-М.: Финансы и статистика, 2000.-368с.

6. Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания: Учебное пособие.-М.: ЦРИБ «Турист», 1987.-169с.

7. «Программа развития туризма в Украине до 2010г.» // Ведомости

Верховной Рады Украины – 2000г.