Главная              Рефераты - Спорт

Правила перевозки туристов автотранспортом на внутренних и международных автомобильных дорогах - курсовая работа

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС)

Кафедра «Социальные технологии»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Транспортное обслуживание в туризме»

На тему: «Правила перевозки туристов автотранспортом на внутренних и международных автомобильных дорогах»

Студентки В.Е. Новоселовой

ГСТ-4-016

Руководитель И. И. Бутко

Ростов - на - Дону

2008

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………….3 стр.

1 Глава Автотранспорт как элемент формирования тура…………..5 стр.

1.1 Классификация туристических автобусов………………………7 стр.

1.2 Обслуживание в туристических автобусах…………………….14 стр.

2 Глава Правовое регулирование автомобильных перевозок…….19 стр.

2.1 Правила перевозки туристов автотранспортом на внутренних маршрутах…………………………………………………………....20 стр.

2.2 Правила перевозки туристов автотранспортом на международных маршрутах…………………………………………………………....25 стр.

Заключение…………………………………………………………...37 стр.

Список используемой литератур……………………………..…......38 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт является одним из важнейших элементов материально –технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания.

Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса. Автомобильный транспорт стал выступать связующим звеном в организации переезда, являясь или доминирующим средством передвижения или вспомогательным.

Не исключением стали туристические перемещения с использованием автотранспорта. Выбор автотранспорта как доминирующего обусловлен его мобильностью, маневренность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста.

Протяженность магистральных автомобильных дорог в настоящее время составляет более 12 млн. км . Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности.

Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями – отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный парк, является практически основным источником загрязнения окружающей среды, а также – одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрацией.

Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами, ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других.

Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире.

В ноябре 2007 года Президентом РФ подписан «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта» (УАТ и ЭТР), ликвидировавший «отставание» этого вида транспорта в уставных положениях от других видов транспорта: старый «Устав автомобильного транспорта» (УАТ) был утверждён ещё в 1969 году.

Новый документ вступил в законную силу в марте 2008 года.

В новом Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта введена новая классификация пассажирских перевозок:

а) перевозки по заказам;

б) перевозки при участии легковых такси;

в) регулярные перевозки на социальных и коммерческих маршрутах, то есть перевозки общественным транспортом.

Правила перевозки туристов автотранспортом на внутренних и международных маршрутах рассматривались во многих публикациях. Это следующие авторы и их публикации: Биржаков М.Б., Кудрявцева Л.Б. («Автобусные туры»), Биржаков М.Б., Никифоров В.И. («Индустрия туризма: перевозки»), Бутко И.И., Ситников В.А. («Транспортное обслуживание туризма»), Гуляев В.Г. («Организация туристских перевозок «), Осипова О.Я. («Транспортное обслуживание туристов») и другие.

Цель данной работы: определить основные правила перевозки туристов на внутренних и международных маршрутах.

Достижение поставленных целей происходит по средствам решения следующих задач.

1. Изучить автомобильный транспорт как элемент формирования туристского продукта;

2. Рассмотреть системы классификации автобусов и обслуживание туристов на маршруте следования;

3. Проанализировать законодательную базу, регламентирующую перевозку туристов на внутренних и международных маршрутах;

Предмет исследования: нормативно-правовая база автоперевозки туристов по внутренним и международным автодорогам.

Объект исследования: автотранспорт используемый в туристских целях на маршрутах внутренних, въездных и выездных автобусных туров.

В первой главе дается общая характеристика автомобильных перевозок и их влияние на развитие туристической сферы, рассматривается классификация туристических автобусов и обслуживание туристов в них.

Во второй главе рассматриваются нормативно-правовая база, регламентирующая перевозку туристов автотранспортом на внутренних и международных маршрутах.

Глава 1

АВТОТРАНСПОРТ

КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРА

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные маршрутные перевозки;

2) маршрутные таксомоторные перевозки;

3) заказные перевозки;

4) таксомоторные перевозки.

Регулярные маршрутные перевозки выполняются по маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров осуществляется на каждом остановочном пункте маршрута регулярного сообщения, за исключением случаев, когда согласно установленному расписанию посадка (высадка) пассажиров осуществляется на остановочных пунктах по их требованию.

Маршрутные таксомоторные перевозки выполняются по маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием, установленным для начального и конечного остановочных пунктов маршрута. Остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров в других пунктах маршрута осуществляется по требованию пассажира.

Каждому маршруту регулярного сообщения присваивается номер в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Регулярные маршрутные перевозки и маршрутные таксомоторные перевозки (далее - регулярные перевозки) осуществляются на основании договора перевозки пассажира.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Обязательные реквизиты билета, квитанции на провоз ручной клади, багажной квитанции устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Кассовый чек с размещенными на нем реквизитами билета или квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету или квитанции на провоз ручной клади. Платежная карта с транспортным приложением приравнивается к билету.

В рамках единой транспортной системы туризма в бывшем СССР по состоянию на 1991 г. автомобильные перевозки были самыми массовыми и составляли около 52% общего объема пе­ревозок. К тому времени функционировало 9600 автодорожных маршрутов, разработанных и паспортизованных в соответствии с действовавшими нормами. Только в 123 автотранспортных туристских предприятиях находилось на балансе 10 550 авто­бусов.

К 2000 г. доля автомобильных перевозок значительно сни­зилась и составила 40,3% за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не ме­нее автомобильный транспорт до сих пор является лидером тури­стских перевозок, выполняя две основные функции:

1. Самостоятельного вида путешествий и экскурсий;

2. Вспомогательного (трансферного) транспорта.

Следует отметить, что 92% всех экскурсий проводится с ис­пользованием автомобильного транспорта.

В Европе доля туристских перевозок автомобильным транспортом несколько ниже и колеблется в различных странах от 19 до 29%. Здесь сказывается высокоразвитая инфраструктура железных дорог и авиации.

В 1990 г. доля российских автоперевозчиков на междуна­родном рынке составляла 75%, в 1996 г. сократилась до 27%, а к 2000 г. она составила около 16%.

Достоинствами автомобильного транспорта являются его мо­бильность, доступность, сравнительно невысокие тарифы, возмож­ность транспортировки багажа, возможность остановок по пути следования, широкий обзор, невысокие удельные капитальные зат­раты.

Недостатки данного вида транспорта - невысокая вместимость и эксплуатационная скорость, загрязнение окружающей среды продуктами сгорания топлива, невысокий уровень комфортного жизнеобеспечения при длительных путешествиях и др.

Наиболее массовый туристский транспорт - автобус - в боль­шинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранс­портных предприятий на основе долгосрочной аренды или разо­вых заказов.

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ АВТОБУСОВ

Согласно «Положению об обеспечении безопасности перево­зок пассажиров автобусами», автобус представляет собой авто­транспортное средство с двигателем, предназначенное для пере­возки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы предназначены для перевозки пасса­жиров по установленному маршруту с посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам, определяемым заказчиком — юридическим или физическим лицом.

По территориальному признаку автобусные перевозки разделя­ются на городские, пригородные, междугородные и международ­ные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляе­мые в пределах черты города (одного населенного пункта); к при­ городным — перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно; к междугородным — пере­возки, осуществляемые за пределы черты города более чем на 50 км; к международным — перевозки, осуществляемые за преде­лы или из-за пределов Российской Федерации. В связи с этим ав­тобусы бывают городские, пригородные, междугородные и меж­дународные. В зависимости от назначения перевозки автобусы делятся на ав­ тобусы общего пользования, туристско-экскурсионные и специ­альные (школьные; вахтовые; для доставки работников на произ­водственные объекты, удаленные от общих линий городского пас­сажирского транспорта, и т.п.). Эти автобусы различаются по вме­стимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию сало­нов, внешнему виду. Например, в Москве для перевозки школь­ников по экскурсионным маршрутам с начала 2002 г. стали ис­пользоваться автобусы, имеющие особое цветографическое оформ­ление — поверх забавных картинок (цифр и кубиков) на бортах нанесена надпись «Школьный автобус». Ярко-желтая окраска ав­тобусов издалека привлекает внимание водителей и работников ГИБДД, что делает перевозку более безопасной. (Первые 50 таких школьных автобусов отправились по экскурсионным маршрутам 25 января 2002 г., пассажирами их были московские школьницы, носящие имя Татьяна.) По числу мест автобусы бывают: особо малой вместимости — микроавтобусы (с числом мест 9—11 человек), к которым отно­сятся автобусы марок УАЗ, РАФ, «газель»; малой вместимости (с числом мест 21 — 26 человек); средней вместимости (с числом мест 33 — 34 человека); большой вместимости, рассчитанные m,i41—45 человек, и особо большой вместимости, в которых числи мест может достигать от 54 — 56 до 80.

К автобусам малой вместимости относятся отечественные машины марок КАВЗ и ПАЗ общего назначения и модификации для северных, горных и южных районов. Северная модификация предполагает теплоизоляцию кузова, изолированную от салона кабину водителя, двойное остекление, дополнительное отопление. Горный автобус отличается наличием тормоза-замедлителя, противооткатного устройства и ремней безопасности для водителя и всех пассажиров. Южный вариант автобуса отличается установкой солнцезащитного экрана и теплоизоляцией кузова.

К автотранспортным средствам средней вместимости припал лежат определенные модификации автобусов марок ЛАЗ и MAP(общего назначения и с откидными мягкими сиденьями).

Среди автобусов большой вместимости известны отечественные ПАЗьг, ЛиАЗы, венгерские «Икарусы». Для длительных туристских перевозок чаще всего используются зарубежные автобусы марок «Bova», DAF, «Ikarus», MAN, «Mersedes», «Neoplan» «Skania», «Setra», «Volvo», «Vanhool» и др. В зависимости от количества этажей автобусы бывают одно полутора- и двухэтажные. Большинство турфирм предпочитаю работать с полутороэтажными автобусами, так как они имеют хороший обзор из-за того, что пол пассажирского салона поднят относительно кабины водителя. Нижнее помещение предназначено для перевозки багажа туристов. Нижние этажи двухэтажных автобусов могут использоваться как пассажирский салон при не­продолжительных экскурсиях с целью увеличения вместимости транспортного средства или в качестве буфета, оборудованного небольшими столиками и стульями. Некоторые фирмы устраивают на первом этаже игровые комнаты или видеосалоны для детей. Существуют автобусы, в которых нижний этаж оборудован спальными местами. Следует отметить, что габариты двухэтажных автобусов нередко являются помехой при путешествиях — в некоторых городах из-за низких мостов водителям приходится выбирать объездные пути. В отдельных странах (Великобритания) двух этажные автобусы применяются в качестве городского вида транс­порта, однако в последнее время количество их существенно снизилось.

Автотранспортные средства могут классифицироваться в зависимости от вида применяемого топлива. Сейчас большинство автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Однако в последнее время за рубежом и нашей стране стали появляться автобусы, работающие на электрических батареях, — электромобили (электробусы). Так, например, электробус отечественного производства «Корнет», обору­дованный электродвигателем и аккумуляторными батареями, мо­жет пройти на одной зарядке 60 — 70 км. Он рассчитан на 30 поса­дочных мест, не имеет ступенек на площадке входа—выхода пас­сажиров, что облегчает их посадку и высадку, в салоне преду­смотрен широкий проход для удобного передвижение внутри, боль­шая часть корпуса выполнена из стеклопластика. Электробусы хо­рошо использовать для работы в парковых и пешеходных зонах, а также для экскурсионных поездок туристов по городу. Первые ав­тобусы такого типа стали работать в Москве на маршрутах в рай­оне Поклонной горы. Известен также миниэлектробус, который уже несколько лет успешно эксплуатируется на ВВЦ, занимаясь перевозкой посетителей выставочного центра. Аналогичный элек­тротранспорт предполагается использовать в недалеком будущем в Серебряном бору Москвы для перевозки отдыхающих горожан. Однако в связи с тем, что в ближайшее время массовое производ­ство электробусов невозможно из-за слишком больших матери­альных затрат, более перспективными представляются электро­мобили с гибридным приводом, совмещающим электро- и ди­зельное питание. При этом на прямых участках дорог будет рабо­тать экономичный дизельный двигатель, а на затяжных подъемах или участках, где много остановок, станет использоваться элект­рическая энергия, накапливающаяся в батареях-аккумуляторах. Во всем мире к автобусам, осуществляющим перевозки тури­стов, предъявляются высокие требования по их комфортности. В автобусах международного класса должны быть предусмотрены кондиционер, аудио- и видеосистемы, кухня, гардероб, биотуа­лет. (Поскольку последний имеет ограниченную вместимость, пользоваться им рекомендуется в исключительных случаях.) Сало­ны многих автобусов оборудуются лампочками индивидуального освещения, подставками для ног, откидными столиками на спин­ках кресел. Сами кресла должны быть удобными и мягкими, иметь откидывающиеся спинки, наклон которых может регулироваться. Классификационной комиссией при Международном Союзе автомобильного транспорта были разработаны конкретные тре­бования для туристских автобусов различных категорий. Катего­ рия автобуса определяется его классом и обозначается количе­ством звезд от 1 до 5. К автобусам категории «1 звезда» относятся автобусы международного класса, предназначенные для проведе­ния обзорных городских и местных экскурсий; к автобусам кате­гории «2 звезды» принадлежат транспортные средства высокого класса, участвующие в реализации внутреннего и международно­го туризма на небольшие расстояния. Автобусы высшего класса и класса «люкс» характеризуются соответственно категорией «3 звез­ды», «4 звезды» и «5 звезд». Они используются для осуществления дальних и длительных туристских маршрутов.Классификация автобусов по категориям производится на основании следующих технических характеристик:

- мощность двигателя;

- требования к тормозной системе и амортизации;

- вид вентиляции (принудительно- воздушная или кондиционер); способ обогрева (с автоматической регулировкой темпер;:
туры или без);

-требования к окнам (антитуманное покрытие, вакуумная прослойка, предотвращающая запотевание или обмерзание при пе­репадах температур, солнцезащита);

- внутреннее освещение (в том числе индивидуальное);

- наличие громкоговорителя, микрофона, магнитолы;

- величина объема емкостей для багажного отделения и полок
для ручной клади;

- оборудование автобусов холодильником, туалетом, видеосистемой, термонагревателем для напитков, подставкой для стаканов, складными столами, сборниками для отходов;

- оборудованное должным образом место для гида (отдельное
приспособление для обзора пассажирского салона, отдельная лампа, оборудование для держателя документов).

Наличие последнего перечня атрибутов в полном объеме является обязательным для автобусов категорий «4 звезды» и «5 звезд».

Особые требования предъявляются к комфортабельности в пути, характеризующейся пространством между сиденьями (оно должно быть от 68 до 90 см у автобусов разной категории); высотой спинки кресла (от 52 до 68 см); углом наклона, на который спинка кресла может откидываться; видом и качеством обивки, нали­чием пепельницы, складного подлокотника. Так, начиная с уровня «3 звезды», каждое место автобуса должно быть оборудовано индивидуальным освещением и иметь два подлокотника. Пространство в зоне ног должно быть свободным, без кожуха отопителя или вспомогательного оборудования.

Самым комфортабельным автобусным лайнером является автобус категории «5 звезд». Кроме вышеперечисленных удобств для туристов в таком автобусе есть гардероб, кухня с грилем, микро­волновая печь и дозатор горячих и прохладительных напитков, также термошкаф для заранее приготовленных блюд. Кресла в таких автобусах имеют не только откидную спинку и регулируемый по высоте подголовник, но и корректируемую поддержку поясницы. Для того чтобы пассажиры были в курсе передвижения по маршруту, в салонах устанавливаются центральные информационные табло (или небольшие жидко- кристаллические дисплеи между рядами), на которых отражаются сведения о пройденном рас­стоянии и времени в пути, название ближайшего пункта остановки и отдыха, температура воздуха за бортом и т.п. Кабина водите­ля двухэтажного пятизвездочного автобуса может быть снабжена видеокамерой для наблюдения за пассажирским салоном второго этажа. Уровень шума в салоне таких автобусов при скорости 100 км/ч не должен превышать 74 — 76 дБ.

Существуют и автобусы VIP -класса, рассчитанные на 26 — 28 человек. Они оборудованы комфортабельными креслами, в зад­ней части нижнего этажа имеется комната отдыха с угловым ди­ваном и раскладными столиками; тут же стоят два холодильникаи миникухня.

Независимо от категории все автобусы должны соответство­ вать условиям безопасности, определяемым прежде всего требова­ниями к техническому состоянию транспортного средства. Вла­дельцы автобусов обязаны обеспечивать проведение обязательно­го технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими в различных странах нормативными документами. Необходимо так­же соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Например, в России на горных маршрутах допускается использо­вание автобусов с пробегом не более 300 тыс. км с начала их экс­плуатации, при этом высота рисунка протектора шин должна быть не менее 3 мм. Автобусы, используемые на горных маршрутах, должны быть оборудованы передними противотуманными фара­ми и вспомогательными фарами заднего хода.

Для лучшего обзора и сведения к минимуму «мертвых зон» ав­тобусы самых современных моделей оборудуются дополнитель­ными зеркалами и видеокамерами заднего обзора, а также ульт­рафиолетовыми датчиками для определения расстояния до пре­пятствия сзади (это существенно облегчает маневрирование и пар­ковку). В недалеком будущем туристские автобусы предполагается оснастить устройствами, оповещающими водителей о соверше­нии обгона другим транспортным средством, а также устройством, предотвращающим засыпание водителя за рулем.

Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских го­сударств срок эксплуатации туристских автобусов не должен пре­вышать 8—10 лет. Кроме того, в настоящее время Комитет по технической адаптации ЕС выдвинул предложение по оснащению автобусов, предназначенных для туристских путешествий, рем­нями безопасности и энергопоглощающими сиденьями.

Ужесточаются требования и по экологической безопасности ав­ тотранспортных средств. Достаточно сказать, что нормы ЕС, каса­ющиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз. В стандарте «Зеленый автомо­биль», принятом Европейской конференцией министров транс­порта, строго нормируется содержание окиси углерода (СО), окиси азота (NO), углеводородов (СН) и твердых частиц в отработанных газах, а также уровень шума двигателей. Такая политика в области ужесточения экологических стандартов способствует разработке более совершенных конструкций двигателей для автотрат: портных средств, а также поиску новых видов топлива — биологического, газового.

Для автобусов, работающих на регулярных маршрутах, дополнительным обязательным требованием является наличие трафарета - таблички с указанием начального и конечного пунктов марш рута.[1]

1.2 ОБСЛУЖИВАНИЕ В ТУРИСТИЧЕСКИХ АВТОБУСАХ

В России пассажирские перевозки внутри страны осуществля­ются на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с «Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации». Правила обязательны для выполнения всеми перевозчиками не­зависимо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности при наличии лицензии на перевозочную деятельность.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом реализует­ся на основании договоров, заключенных между ними и автотранс­ портным предприятием (АТП). По договору перевозки пассажира автотранспортное предприятие или организация обязуется пере­везти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажи­ром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязан уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Пассажиры могут перевозиться: в маршрутных автобусах; в ав­тобусах, предоставляемых предприятиям, организациям и учреж­дениям по договорам или отдельным заказам; в таксомоторах, в том числе маршрутных; в легковых автомобилях, предоставляе­мых гражданам по отдельным заказам или на условиях проката.

Используемый в турах наземный автомототранспорт мож­но разделить на колесный, рельсовый, гусеничный (например, снегоходы) и другого типа.

За самоходным транспортным средством перевозки лю­дей по безрельсовым дорогам закрепилось название автомо­ биль (гр. autos — сам + mobilis (лат.) — подвижный).

Туроператор с опорой на автомобильный транспорт фор­мирует различные составляющие туристского продукта:

перемещение туристов по маршруту в автомобилях кол­лективного или индивидуального пользования с водителем или без него (как в случае проката автомобиля);

перевозки туристов от мест их прибытия к местам раз­мещения или в места посещения и обратно;

услуги такси в местах временного проживания или пре­бывания в туре ;

средство переезда на маршрутах приключенческих ту­ров, сафари и др;

средство размещения и перемещения одновременно — дома на колесах (motorhome);

экспонаты, выставок новейших или старинных образцов или зрелищные спортивные соревнования с их участием и др.

В любом туристском продукте так или иначе присутствует автотранспортная составляющая, причем, наиболее часто в турах используется автобус (см. авто(мобилъ) + (омни)бус) — многоместный (с числом мест от 9 до 170) пассажирский ав­томобиль вагонного типа. По программе тура могут задействоваться автобусы различной степени комфортности.

Туроператором предусматриваются следующие услуги ав­тотранспорта:

1.внутримаршрутные перевозки туристов и их багажа по внутренним междугородным автодорогам и международным транспортным сетям за пределы или из-за пределов России;

2. перемещение по маршруту при прямых смешанных пе­ревозках;

3.трансферные перевозки;

4. транспортное обслуживание экскурсий всех видов;

5. средство размещения и переезда одновременно.

В классификации машин автобусного парка по числу мест различают:

особо малой вместимости с числом мест на 10—13 чело­век — микроавтобусы семейства «Газель» (ГАЗ-322132 и ГАЗ-32213), УАЗ, РАФ и др.;

малой вместимости — на 21—26 мест (марки КАвЗ, ПАЗ и др.);

средней вместимости с числом мест на 32—34 человека (марки ЛАЗ, МАЗ, Mercedes-Benz и др.);

высокой вместимости, рассчитанные на 40—45 человек (марок ЛАЗ, ЛиАЗ, «Икарусы» и др.);

особо высокой вместимости с числом мест от 50 до 80 (марок Skania, Mersedes, Bova, DAF, MAN, Neoplan и др.).

На международных рейсах по Европе к автобусам турис­тского класса предъявляются некоторые специальные требо­вания.

Так, в салоне автобуса категории *** должен быть холо­дильник. Салон автобуса категории ***** отличается от сало­на автобуса категории **** наличием анатомических кресел, расстоянием между рядами сидений в 1 м. и индивидуаль­ным телевизором для каждого пассажира.

Из-за отсутствия налаженного собственного производства автобусы туристского класса «появляются» в России после их продолжительной эксплуатации в странах Европы: вслед­ствие высоких таможенных пошлин на импорт транспорт­ных средств покупка нового автобуса туристского класса об­ходится российским туристским организациям на 50000— 70000€ дороже, чем их партнерам в странах Восточной Ев­ропы.В турах автотранспорт обеспечивает проведение обзорных, тематических и целевых экскурсий по городу (населенному пункту), при посещении объектов туристского интереса в пригороде или в отдаленной местности.

Туроператор (принимающая сторона) при обследовании маршрута следования автобуса с экскурсантами оценивает:

1.состояние дорожного покрытия в местах пеших перехо­дов между объектами осмотра. Оно нередко служит причи­ной аварий и падений: состояние асфальтового покрытия, наличие люков подземных коммуникационных колодцев и др.;

2.наличие мест парковки и в особенности в местах интен­сивного экскурсионного обслуживания;

3. условия архитектурной планировки в месте разме­щения объектов осмотра, регулярная или нерегулярная за­стройка исторической части города.

По условиям планировки или с целью сохранности на века культурно-исторического наследия прошлых эпох в ряде го­родов автомобильное движения либо запрещено, либо огра­ничено, в т. ч. и по отдельным дням недели (например в Афинах).

В случае запрета движения арендованного для экскур­сий транспорта вблизи объектов туристского интереса туро­ператор должен уточнить трассу пешеходной зоны или мар­шрута движения общественного транспорта, или мобильных и компактных легких средств перемещения (велосипедов, мо­педов, мотороллеров), предоставляемых туристам в некото­рых азиатских странах.

Автобусную обзорную экскурсию в городе можно провес­ти и в транспортном средстве, совершающим рейсы по опре­деленному маршруту и установленному для него графику дви­жения.

В составе документации туристского или экскурсионного маршрута обязательно наличие «Паспорта маршрута» или «Карточки транспортного маршрута», в которых указываются:

- тип маршрута, — линейный, радиальный, кольцевой;

- карта-схема маршрута с привязкой к населенным пун­ктам или сети улиц;

- график движения по маршруту;

- карта скоростей на трассе маршрута с указанием по­тенциально опасных участков;

- обозначения мест остановок или ночевок;

- дислокация пунктов технической помощи, АЗС, пита­ния, медицинской помощи, расположение постов ГИБДД, дорожно-эксплуатационных служб;

- продолжительность тура в часах, календарных днях;

- состояние дорожного покрытия и сведения о ведущих­ся дорожно-восстановительных работах (в т. ч. и на период тура);

- количество туристов на маршруте.

Место отправления на маршрут экскурсионных автобусов или их остановки в пунктах маршрута выбирается исходя из наибольшего удобства для посадки и выхода туристов и с со­блюдением требований по обеспечению безопасных условий.

Иностранные туристы в Россию могут прибывать на экс­курсионное обслуживание автотранспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранных государств

Российская турфирма, являющаяся принимающей сторо­ной, должна учитывать сборы за проезд по автомобильным дорогам Российской Федерации.

Если для экскурсий по России иностранные туристы при­бывают автотранспортом другого государства, то эти перевоз­чики должны:

♦иметь выданное компетентными органами разрешение на осуществление перевозок;

♦иметь списки перевозимых туристов с указанием в них полных паспортных данных;

♦соблюдать режим труда и отдыха водителей автобусов;

♦не использовать принадлежащие им автобусы для пере­возки иных пассажиров между пунктами на российской тер­ритории.[2]

Таким образом, можно сделать вывод, что автомобильный транспорт способствует развитию туризма, выступает в качестве главного транспортного средства или второстепенного, но является неотъемлемой частью туристской программы. Существует классификация автомобильных транспортных средств используемых в туристических целях. Рассмотрев автомобильный транспорт как элемент формирования тура перейдем к рассмотрению нормативно- правовой базы, регулирующей туристические перевозки на внутренних и международных маршрутах.[2]

Глава2.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА

ПЕРЕВОЗОК ТУРИСТОВ АВТОТРАНСПОРТОМ

Перевозка пассажиров в международном сообщении регу­лируется Женевской международной конвенцией от 1 марта 1973 г. (с изменениями и дополнениями) «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа». В рамках Европейского Союза такие перевозки регулируют­ся Европейской экономической комиссией, Европейской конфе­ренцией министров транспорта, Европейским соглашением о нерегулярных перевозках пассажиров автобусами, а также двусто­ронними правительственными соглашениями.

В России также принят ряд нормативно-правовых актов, ре­гулирующих международные автомобильные перевозки:

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О госу­дарственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изменениями от 2 января 2000 г.);

Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1272 «О государственном контроле за осуществлением между­народных автомобильных перевозок» (с изменениями от 2 фев­раля 2000 г.);

Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 638 «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрирован­ных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации» (с изменениями от 2 февраля 2000 года);

приказ Минтранса РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 31 декабря 1999 г. № 115/950/748 «О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции МинтрансаРоссии, ГТК России и ФПС России в автомобильных пунктах Пропуска через государственную границу Российской Федерации» И др.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внут­реннем сообщении регулируется:

Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации (в редакции от 3 марта 1993 г.);

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и др.

2.1 ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ НА ВНУТРЕННИХ МАРШРУТАХ

Организация путешествий и экскурсий автомобильным транс­портом внутри страны реализуется на основании Устава автомо­бильного транспорта Российской Федерации, Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и других нормативных документов Министерства транспорта Российской Федерации.

Транспортные путешествия турист­ские бюро реализуют совместно с автотранспортными пред­приятиями на основе разовых, сезонных или годовых договоров аренды, если они не имеют на балансе собственного транспорта. В арендных договорах отражаются следующие вопросы:

1. обязанности арендодателя и арендатора;

2. предмет целевого использования транспорта;

3. продолжительность его аренды;

4. система арендной платы (повременная, за километр пробега, договорная и т.д.);

5. график подачи транспорта по часам суток;

6. взаимоотношения водителя с экскурсо­водом или гидом;

7. порядок взаиморасчетов;

8. ответственность сторон за исполнение договора;

9. прочие, в том числе форс-мажорные, условия.

Неотъемлемой частью данного договора является паспорт маршрута или карточка транспортного туристского маршрута. Если такой маршрут открывается впервые, то следует паспорт маршрута согласовать с перевозчиком.

В паспорте (карточке) транспортного маршрута следует ука­зать или приложить:

1. тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный и т.д.);

2. карту-схему маршрута с привязкой к населенным пунктам или уличной сети;

3. график движения по маршруту;

4. карту скоростей по трассе маршрута с указанием потен­циально опасных участков;

5. обозначения остановок, мест ночлега;

6. дислокацию пунктов технической помощи, заправочных стан­ций, пунктов питания в пути следования, пунктов медицинской помощи, расположение постов ГИБДД, дорожно-эксплуатационных служб и др.;

7. продолжительность маршрута в часах, календарных днях;

8. состояние дорожного покрытия;

9. количество туристов на маршруте и др.

В рамках бывшего Центрального Совета по туризму и экскур­сиям (ЦСТЭ) была проведена полная паспортизация существую­щих маршрутов, которые целесообразно использовать. Если существующий маршрут, имеющий паспорт, не обследовался в течение двух лет, следует провести его повторное обследование совместно с перевозчиком. Такое же обследование необходимо провести и при открытии нового маршрута.

При заключении договора с автотранспортным предприяти­ем следует выяснить наличие у него лицензии на право перево­зочной деятельности и на какой территории она действует.

Автотранспортное предприятие как арендодатель должно вы­полнить ряд требований к подвижному составу и водителю.

Наряду с требованиями, регламентируемыми Правилами дорожного движения, следует в договор или приложение к нему включить следующие пункты:

1.обеспечение культуры обслуживания туристов;

2.о санитарном состоянии автобуса (автомобиля);

3. об ограничении (или запрещении) движения в ночное время;

4. обеспечение транспортного средства аптечкой для пассажи­ров;

5. наличие микрофона, радиотрансляции, телевизора, видео и средств связи;

6. наличие устройств отопления, вентиляции и кондициониро­вания воздуха;

7. наличие запаса питьевой воды;

8. наличие чистых чехлов, подголовников, занавесок;

9. наличие багажных отсеков, отсеков для ручной клади и др.

Для длительных путешествий следует использовать высококом­фортабельные автобусы с мягкой подвеской, регулируемыми крес­лами, низким уровнем шума и вибраций, большим запасом хода с одной заправки, желательно, с экологически чистым топливом. При этом предусматриваются также такие атрибуты жизнеобеспечения, как гардероб, туалет, бар, холодильник, кухня и др.

Требования к микроклимату в автобусе регламентируются ГОСТами, санитарно-гигиеническими нормами и международ­ными стандартами.

Так система кондиционирования воздуха должна обеспечи­вать микроклимат во всех интервалах наружных температур в пределах 22-24° С при воздухообмене 0,15 м3 /с (первый уровень комфорта).

Уровень шума во всех частях салона не должен превышать 72 дБ (в районе силового агрегата - 74 дБ). Уровень инфразвука в любой точке салона не должен быть более 96 дБ. Содержание вредных паров и примесей в воздухе салона регла­ментируется нормами ГОСТ 121012-78.Вибрация в салоне не должна превышать требования стан­дарта ИСО 025313-68.Шаг сидений в автобусе 80-85 см; должно быть предусмотре­но поворотное сидение для экскурсовода. Рабочее место водителя должно быть отгорожено перегород­кой от салона. Стекла автобуса на боковых окнах должны быть двойными, детермальными, с покрытиями, уменьшающими теплообмен са­лона с внешней средой, эти стекла должны иметь положитель­ную кривизну. Лобовое стекло должно быть типа «Триплекс», детермальное.На боковых и лобовых стеклах помимо занавесок должны быть предусмотрены специальные рулонные противосолнечные шторы. Багажники в подпольной части автобуса должны быть из рас­чета 0,15 м3 /чел. и иметь освещение. В салоне должны быть мусорные ящики. В автобусах класса «люкс» должно быть предусмотрено индивидуальное освещение.В салоне должен быть термос с питьевой водой из расчета 0,2 л на 1 человека (на южных направлениях из расчета 0,4 л на чело­века).Если силовая установка автобуса расположена сзади, то над ней не устанавливаются сидения. Эта часть должна иметь перего­родку от салона, за которой может быть размещен туалет, умы­вальник, гардероб и др.Для дальних маршрутов предусматривается видеомагнитофон с несколькими мониторами (телевизорами) и пультом дистанци­онного управления, портативная магнитола, а также радиотеле­фон или рация с симплексной связью.

Водитель на туристском маршруте должен быть в форменной или другой чистой и опрятной одежде. Он должен иметь во­дительские права соответствующей категории, лицензию, кредитно-бензиновую карточку или талоны на заправку, путевой лист, атлас автомобильных дорог, план-схему маршрута, транспорт­ную туристскую карточку и другую туристскую документацию. На туристские маршруты допускаются водители, прошедшие соответствующую стажировку, в том числе на данном туристском маршруте, тщательно подготовившие свой автобус к рейсу, получившие соответствующий инструктаж, прошедшие медицин­ское освидетельствование.

Водителю категорически запрещается выезд на туристско-экскурсионный маршрут на неисправном автобусе, самовольно изме­нять путь следования по маршруту, если это не диктуется требо­ваниями безопасности движения. Запрещается также начинать движение с открытыми дверями. Водитель на маршруте не имеет права провоза в автобусе посторонних лиц, разговаривать с ту­ристами во время движения, вмешиваться в работу экскурсовода или гида.

В соответствии с действующими Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации движение туристско-экскурсионных автобу­сов по маршрутам большой протяженности допускается с 6 до 22 часов. На внутренних туристских маршрутах используются автобу­сы различных классов в зависимости от дальности поездки, чис­ла туристов в группе, категории маршрута, уровня комфорта и т.д.Экскурсионное обслуживание индивидуальных туристов и не­больших туристских групп осуществляется легковыми автомоби­лями и микроавтобусами типа РАФ, Газель, УАЗ или зарубеж­ными аналогами. Группы туристов в количестве 15-20 человек обслуживаются отечественными автобусами моделей ПАЗ, КАВЗ или зарубеж­ными автобусами аналогичной вместимости; группы 35-40 чело­век – автобусами «Икарус», «ТАМ», «Мерседес», «Вольво», «Нео­план», «Сетра» и др.[3]

2.2 ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРШРУТАХ

Организация перевозок туристов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами осуществляется на осно­вании двусторонних и многосторонних договоров. Перевозки туристов с использованием автобусом в международном сообщении реализуются на регулярной и не­регулярной основе. В любом случае они должны сопровождаться набором целого ряда документов, относящихся к разрешительной системе и непосредственно к водителю и транспортному средств. Набор документов, обязательных при выполнении междуна­родных перевозок, определяется, прежде всего, статусом пере­возки. Для осуществления регулярной перевозки автотранспортно­му предприятию необходимо иметь разрешение на перемещение его транспортного средства по территории страны назначения и тран­зитных государств. С целью получения разрешения на регулярную перевозку пере­возчик обязан подать в Департамент автомобильного транспорт; Министерства транспорта РФ заявление с просьбой разрешить ему работать на регулярной автобусной линии. В заявлении должна быть указанная иностранная партнерская фирма, в сотрудничестве с которой будут осуществляться перевозки пассажиров. Это условие является обязательным, так как разрешительная система направ­лена на обеспечение примерно равного участия договаривающих­ся сторон в перевозочном процессе. К заявлению прилагаются: договор о сотрудничестве между перевозчиками; расписание дви­жения с указанием пунктов посадки и высадки пассажиров на территории каждой страны; тарифы на проезд пассажиров; тари­фы на провоз багажа; копии лицензий на осуществление между­народных перевозок; лицензионные карточки автобусов россий­ского перевозчика.

В случае положительного решения разрешения на регулярные перевозки по территориям стран назначения и транзита выдаются сроком на 3 года. Копии разрешений должны находиться на борту автотранспортных средств и предъявляться по требованию лиц, уполномоченных производить контроль.

Помимо получения разрешения перевозчик должен разрабо­тать паспорт маршрута (содержание его описывалось выше) и перед первым регулярным рейсом провести технический рейс с участием всех водителей, которые будут работать на этом марш­руте. Автобусные путешествия, организуемые туристскими фирма­ми, относятся, как правило, к нерегулярным перевозкам. При их реализации разрешения в большинстве случаев не нужны, однако они необходимы в том случае, если в обоих направлениях перево­зятся группы пассажиров разного состава или если автобус при­бывает пустым за группой, сформированной в другой договари­вающейся стране. В Российской Федерации для нерегулярных пе­ревозок, осуществляемых в страны Восточной и Западной Ев­ропы, основным контрольным документом являются «Листы по­ ездок». Они представляют собой комплект документов, утверж­денный Министерством транспорта РФ от 07.02.1997 г. И оформ­ленный определенным образом в соответствии с «Европейским Соглашением о нерегулярных международных перевозках пасса­жиров автобусами» (АСОР). Кроме того, у водителя должен нахо­диться поименный список пассажиров, заверенный печатью пере­возчика. В случае отсутствия такого списка на перевозчика налага­ется штраф.

Некоторые турфирмы могут иметь на своем балансе туристско-экскурсионные автобусы, поэтому они должны знать перечень документов, касающихся водителя и автотранспортного средства, необходимых при выполнении зарубежных поездок. Для проезда по территории других стран водитель должен иметь международ­ ное водительское удостоверение. В соответствии с двусторонними соглашениями между Россией и рядом государств допускается возможность использования национальных водительских удос­товерений, однако в этом случае срок пребывания водителей на территории этих стран, как правило, ограничивается компетен­тными органами. Поэтому владельцу автотранспортного средства лучше приобрести водительское удостоверение международно­го образца, которое выдается специальным подразделением ГИБДД на основании национального документа в установленном по­рядке.К водителям, осуществляющим управление автобусом в меж­дународном сообщении, предъявляется ряд требований, изложен­ных в «Европейском Соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобиль­ные перевозки». Требования касаются: возраста водителей (не ме­нее 21 года); стажа работы и профессиональной пригодности. Кроме того, для повышения безопасности дорожного движения Согла­шением устанавливаются правила по соблюдению водителями режима труда и отдыха. Так, водитель не должен управлять транс- портным средством более 9 ч в сутки (дважды в течение недели эта норма может быть увеличена до 10 ч). При этом после непре­рывного управления автотранспортным средством в течение 4,5 ч у водителя должен быть перерыв продолжительностью 45 мин или небольшие перерывы по 15 мин, распределенные на протяжении непрерывного срока управления машиной. Время ежедневного отдыха должно составлять у него не менее 11 ч. Если на маршрута работают два члена экипажа, то каждый из них должен иметь пе­риод непрерывного отдыха не менее 8 ч. Тахографы, установленные на международных автобусах для контроля выполнения этих правил, записывают пройденный путь, скорость движения, пе­риод управления транспортным средством и продолжительное!i. отдыха. На рисунке 12 приведен внешний вид тахограммы (регистрационного листка). Члены экипажей автобусов должны своевременно включать тахограф, всегда иметь при себе регистрацион­ные листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели и предъявлять их для проверки контролерам. В случае вы­хода из строя тахографа водитель обязан заполнить тахограммувручную.

Одним из важных требований, предъявляемых к водителям международных автобусов (и индивидуальных транспортных средств), является наличие у них страхового полиса, подтвержда­ющего факт страхования ответственности владельца автотранс­портного средства за ущерб, нанесенный третьим лицам. За рубе­жом такой международный полис называется «Зеленая карта» (GreenCard). Он дает право водителю машины въезжать на терри­торию любой страны, признающей систему «GreenCard».Страховой сертификат может быть оформлен на срок от 15 дней до 1 года. Сертификат заполняется латинскими буквами и содер­жит следующую информацию:

-срок действия страхования (начало и конец);

- регистрационный номер и марка автотранспортного средства;

- тип транспортного средства («С» — тягач, «F» — прицеп,

«Е» — автобус);

- наименование и адрес страхователя или лица, использующе­го транспортное средство;

-дата выдачи страхового полиса.

В настоящее время практически во всех зарубежных странах за­прещено движение без такого страхового сертификата — его не­обходимо предъявлять при пересечении каждой границы. В том случае, если международная «Зеленая карта» отсутствует, водите­лю придется приобретать национальные полисы страхования граж­данской ответственности на въезд в каждую страну, расположен­ную по маршруту следования (что намного дороже). На величину стоимости «Зеленой карты» влияют категория автотранспортного средства и срок ее действия. В таблице 9 приведены тарифы по страхованию гражданской ответственности перед третьими лица­ми по системе «Зеленая карта», действующие в настоящее времяв Западной Европе.

Данный международный сертификат можно купить на границе или приобрести заранее в страховых компаниях, в том числе в страховом отделе АСМАП (Ассоциации международных автомо­бильных перевозчиков). В случае истечения срока действия серти­фиката необходимо купить новую карту.

Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетель­ ство о регистрации, которое выдается соответствующими органа­ми государства (в РФ — органами государственной инспекции безопасности дорожного движения — ГИБДД). В свидетельстве со­держится следующая информация: регистрационный (порядко­вый) номер; марка транспортного средства; год выпуска (или дата Тарифы по страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами по системе «Зеленая карта» При оплате взимается дополнительно 3 % от тарифа, при оплате за наличный расчет взимается сбор за кассовое обслуживание 1 %.регистрации); порядковый номер шасси (заводской или серий­ный номер завода-изготовителя); владелец и адрес владельца; на­именование организации, выдавшей свидетельство. К особенностям автоперевозок на регулярных международных маршрутах можно отнести:

Регулярные автомобильные перевозки осуществляются по ут­вержденным расписаниям и по строго установленным маршрутам. В настоящее время налажено регулярное автобусное сообщение между Российской Федерацией и Беларусью, Украиной, Латви­ей, Литвой, Эстонией, Болгарией, Германией, Грецией, Кита- ем, Польшей, Словакией, Финляндией, Чехией и рядом других стран. Всего действует более 100 постоянных маршрутов, на которых работают комфортабельные автобусы высшего класса: «Neoplan», «Volvo», «Mercedes» и др. Договор на перевозку пассажира подтверждается выдачей биле­та, который является именным и не может быть передан другому лицу. Срок действия билета составляет 6 мес. Со дня его выписки. Перевозка пассажиров на регулярных международных авто­бусных рейсах осуществляется в соответствии с установленными правилами. Так, если пассажир приобрел билет с открытой да­той возвращения, он должен подтвердить бронирование на об­ратный путь не менее чем за 5 дней до отправления автобуса. Если же в билете указана фиксированная дата обратного выезда, она также должна быть подтверждена не менее чем за 48 ч до начала перевозки. В противном случае перевозчик оставляет за собой право продать билет на неподтвержденное место без ка­кой-либо компенсации за неиспользованный проездной доку­мент. В случае изменения даты поездки «туда» или «обратно» взима­ются комиссионные сборы, величина которых зависит от срока сообщения об этом (более чем за 48 ч или менее чем за 48 ч).Пассажир имеет право по своей инициативе расторгнуть до­ говор, однако при возвращении проездного документа с него удер­живается штраф. Размер штрафа составляет 20 % стоимости биле­та, если отказ от поездки происходит более чем за 48 ч до начала рейса; 30 % — в случае отказа от поездки между 48 и 2 ч до от­правления; полную стоимость билета, если об отмене поездки сообщено менее чем за 2 ч до отправления автобуса. Отмена поездки в обратном направлении при наличии билета в обе стороны со­провождается взиманием 20 % суммы, вычисляемой следующим образом: тариф «туда—обратно» минус тариф «туда».Тарифы на перевозку при регулярном сообщении устанавливаются каждым перевозчиком и указываются в расписании движения международных автобусов. Практически на всех направлениях су­ществуют льготные тарифы .На некоторых направлениях установ­лены нормы провоза багажа на детский билет. При сдаче багажа на перевозку пассажир может задекларирован. Его ценность, уплатив за это соответствующий сбор. В вещах, сдаваемых в багаж, не должно содержаться предметов, запрещенных к перевозке, перечень которых вывешивается в пунктах отправления.Багаж, сданный пассажиром, должен быть получен в течение 24 ч с момента прибытия в пункт назначения. В противном случае багаж отправляется на хранение, за которое взимается сбор. При повреждении или утрате багажа (багаж считается утраченным, если он не прибыл в пункт назначения в течение 14 дней с момента окончания перевозки) в соответствии с договором перевозчик обязан возместить ущерб, нанесенный пассажиру. Сумма возме­щения определяется с учетом положений «Конвенции о между­народных перевозках пассажиров и багажа» и договоров страхе вой ответственности. Иск в суд по причине нанесения ущерба здоровью или жизни пассажира, произошедшего в результате дорожно-транспортного происшествия, может быть предъявлен к перевозчику в течение 3 лет. Если пассажир не соблюдает правила, установленные в посе­щаемых странах, касающиеся документов на въезд и выезд, срока действия визы, таможенных, налоговых и других административных требований, предъявляемых самому туристу, его багажу и ручной клади, он может быть снят с рейса соответствующими службами. При этом перевозчик не несет никакой ответственно­сти за такого нарушителя. В том случае, когда выясненные обстоятельства разрешают пассажиру продолжить поездку, в билете ста­вится отметка, дающая право на продолжение путешествия. Пас­сажир может воспользоваться этим правом и сесть в другой авто­бус, следующий по тому же маршруту, если в нем имеются сво­бодные места.Если пассажир по своей инициативе прерывает поездку в про­межуточном пункте маршрута, билет теряет свою годность и не дает права на возобновление поездки или получение компенса­ции за непроследованное расстояние.

Автобусы, работающие на регулярных маршрутах, могут де­лать остановки только в крупных городах стран отправления и назначения, а по территориям транзитных стран проходят в ре­жиме «закрытых дверей».

Международные автобусные туры отличаются продолжитель­ностью, содержанием экскурсионных программ и условиями об­служивания во время поездки. С точки зрения этих факторов их можно разделить на экономичные, стандартные, фирменные и эксклюзивные. В экономичных турах путешествие включает насы­щенную экскурсионную программу, размещение в 2 — 3-звездных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды. В стандартных турах предполагается один ночной переезд (в се­редине или в конце путешествия), размещение в 2 —3-звездных отелях вблизи станций метро, разнообразные экскурсии и нали­чие свободного времени в крупных городах. При реализации фир­менного тура отсутствуют ночные переезды, проживание органи­зуется в 3 — 5-звездных отелях, расположенных в центре города, предоставляется богатая экскурсионная программа и свободное время в посещаемых крупных населенных пунктах. Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, однако в этом случае принимаются во внимание индивидуальные пожелания клиентов. Поскольку автобусные туры представляют собой специфиче­ский вид туристской деятельности, где процесс непосредственно перевозки туристов тесно соприкасается с вопросами их пита­ния, размещения и экскурсионного обслуживания, можно выде­лить ряд основных проблем, с которыми приходится сталкивать­ся турфирмам при их организации.Прежде всего, это аренда автотранспортных средств, так как даже при наличии собственных автобусов в сезон турфирмам при­ходится прибегать к услугам автотранспортных предприятий. При этом в арендном договоре помимо общепринятых предложений необходимо закрепить обязанность транспортной компании, пре­доставляющей автобус, полностью обеспечить водителя всеми до­кументами, о которых говорилось выше.

Отечественные операторы на направлениях в Западную и Вос­точную Европу работают в основном с белорусскими и литовски­ми автотранспортными предприятиями. С точки зрения стоимости выгоднее арендовать автобус у белорусских компаний. Суточная аренда автобуса у белорусских перевозчиков обходится в 180 — 200 $ США, в то время как у литовских — в 220 — 240 $ США. Однако при сотрудничестве с литовскими АТП часто возникают проблемы с получением разрешений на проезд по территории Российской Федерации. С точки зрения профессионализма и об­служивания предпочтение отдается, как правило, водителям ли­товских компаний. Серьезную проблему, связанную с обслуживанием туристов при автоперевозках, представляют утомительные ночные переезды, ко­торые практически всегда присутствуют на маршруте в том или ином количестве (чем их больше, тем дешевле тур). Для людей, не привыкших к путешествию в автобусе, ночной переезд довольно сложен физически, так как приходится долго сидеть без движе­ния практически в одном положении, что приводит к онемению конечностей, «затеканию» шеи и спины. Несмотря на работу кондиционеров в жаркое время года ночью в салоне может быть душно, а зимой холодно. Все это мешает хорошему отдыху во время сна. Поэтому работники турфирм обязаны предупреждать своих клиентов о таких трудностях путешествия, советовать им брать с собой пледы и подушки под голову. Другим немаловажным вопросом при путешествиях в автобусах является проблема с туалетом. Поскольку емкость биотуалета ограниченна и он быстро наполняется, автобусу приходится де­лать остановки на маршруте. В Европе для этого существуют спе­циальные площадки, в России же они отсутствуют. В целях безопасности такие остановки лучше производить либо на авто­заправочных станциях, либо у больших кафе. В последнем варианте таким образом можно решить и проблему с питанием для туристов, не взявших с собой в дорогу продукты. Определенную сложность в организации международных авто­бусных туров представляет и пересечение границы. Обычно время на прохождение таможенного и пограничного контроля, которое предположительно составляет 2 — 2,5 ч, закладывается в длитель­ность переезда, однако реально это время иногда доходит до 6-7 ч. Столь большая непредвиденная задержка может привести к сбоям в реализации экскурсионной программы. Иногда корректи­ ровку экскурсионных программ приходится производить и из-за привязанности путешествия к режиму труда и отдыха водителей, так как превышение норм рабочего времени, установленных между­народными правилами, может повлечь за собой выплату большо­го штрафа работникам транспортной полиции. В связи с этим не­обходимо стараться совмещать проведение экскурсий с периодом отстоя автобуса (не менее 8 ч в сутки).Особые требования предъявляются и к руководителю туристской группы, путешествующей автобусом. На него возлагается обязанность по выполнению экскурсионной программы; оказанию по­мощи туристам при прохождении административных формальностей на границе; при размещении в отелях; возникновении не ординарных ситуаций; организации досуга. Кроме того, в процессе движения автобуса руководитель должен давать пассажирам путевую информацию, что повышает требования к его специаль­ным знаниям, относящимся к культурно-историческим местам маршрута следования, общему кругозору, культуре и грамотности речи.Особый аспект автобусных туров безопасность туристов. По­скольку автобус зачастую проезжает по дорогам, проходящим вне населенных пунктов, возрастает вероятность встречи в пути с тер­рористами и грабителями. Именно поэтому водителям запрещает­ся делать остановки на маршруте в незапланированных местах. Кроме того, в некоторых странах при переезде через такие терри­тории организуется специальная охрана. Например, в Египте для пересечения пустыни устанавливается определенное время отправ­ления автоколонны, сопровождаемой вооруженной охраной. Лю­бой желающий пересечь пустынное пространство на автотранс­портном средстве может присоединиться к этой колонне.Следует помнить также, что автотранспорт по статистике от­носится к наиболее опасному виду транспорта. В результате до­рожно-транспортных происшествий получают травмы и гибнут большое количество людей. В связи с этим турфирмы должны об­ращать внимание своих клиентов на правила их поведения в про­цессе перевозки, а также уделять внимание вопросам страхования туристов. Несмотря на трудности, с которыми приходится встречаться в пути, все проблемы и тяготы «тура на колесах» в большинстве случаев компенсируются теми впечатлениями, которые получают туристы от посещения новых стран. Тем более что экскурсионные поездки по зарубежным городам можно совмещать с отдыхом на морском побережье или в других курортных местах. Такие авто­бусные туры организуются с заездом в Ниццу, Римини, Барсело­ну и другие курорты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что автомобильный транспорт способствует развитию туризма, выступает в качестве главного транспортного средства или второстепенного, но является неотъемлемой частью туристской программы. Существует классификация автомобильных транспортных средств используемых в туристических целях. Так как автомобильный транспорт широко распространен в туристических и пассажирских перевозках необходима нормативно- правовой базы, регулирующей туристические перевозки на внутренних и международных маршрутах. Организация путешествий и экскурсий автомобильным транс­портом внутри страны реализуется на основании Устава автомо­бильного транспорта Российской Федерации, Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и других нормативных документов Министерства транспорта Российской Федерации. Требования к оснащению автобусов перевозящим туристов регламентируются ГОСТами (техническими регламентами). Организация перевозок туристов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами осуществляется на осно­вании двусторонних и многосторонних договоров, о которых го­ворилось ранее. Перевозки туристов с использованием автобусом в международном сообщении реализуются на регулярной и не­регулярной основе. Автомобильный транспорт до сих пор является лидером тури­стских перевозок. Следует отметить, что 92% всех экскурсий проводится с ис­пользованием автомобильного транспорта

Достоинствами автомобильного транспорта являются его мо­бильность, доступность, сравнительно невысокие тарифы, возмож­ность транспортировки багажа, возможность остановок по пути следования, широкий обзор, невысокие удельные капитальные зат­раты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Бутко И. И., Ситников В. П. Транспортное обслуживание туристов: учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис»)- М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ», 2006.

3 . Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок – М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Биржаков М. Б., Никитин В.М. Индустрия туризма: Перевозки (2- е издание).- СПб.: Издательский дом Герда- Издательство «Невский проспект», 2003.

5. Волошин Н. И. Правовые основы туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2002.

6. Биржаков М. И. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Бутко И. И., Ляшко Г. И., Маркин П.П., Ситников В. А. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристических маршрутах. Пособие для студентов гуманитарных и профильных факультетов вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2007.

8. Ушаков Д. С. Страноведение: учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007

9. http://www.turreestr.ru/

10 . http://www.tourlib.columb.net.ua/lib.htm


[1] Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

[2] Бутко И. И., Ситников В. П. Транспортное обслуживание туристов: учебное пособие.(Серия «Туризм и сервис») М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ», 2006