Главная              Рефераты - Спорт

Анализ проблемы на примере предприятия ООО Таис тур - реферат

Оглавление

Введение 2
1 Рынок внутреннего туризма 4
1.1 Специфика российского туррынка и его структура 5

1.2 Деятельность туристского предприятия на

рынке внутреннего туризма

7

2 Анализ проблемы на примере предприятия ООО «Таис – тур» 10
2.1 Общая характеристика туристского предприятия 10
2.2 Деятельность предприятия ООО «Таис – тур» на рынке внутреннего туризма

11

3 Направление деятельности для развития внутреннего туризма 13
Выводы и рекомендации 16
Библиографический список 17

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом все больше россиян выбирают родные курорты. Значение внутреннего туризма для экономики нашей страны связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего, это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - это рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

Таким образом, эффективное развитие внутреннего туризма позволяет значительно увеличить поток иностранных туристов в нашу страну и, соответственно, приток валютных поступлений, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и существенное повышение занятости населения.

Главной целью государственной политики в области туризма в нашей стране в соответствии с Концепцией развития туризма в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. В России - стране, где туристская индустрия интенсивно развивается лишь в последние десять лет, достижение этой цели требует формирования современной экономической стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем рынке.

Методологической основой настоящей работы послужили труды Гуляева В.Г, Здорова А.Б, Квартальнова В.А.

Цель данной курсовой работы - выявить направления и специфику развития внутреннего туризма в России.

Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:

1. рассмотреть туризм как фактор экономического развития различных регионов России;

2. проанализировать состояние внутреннего туризма в России;

3. рассмотреть особенности и тенденции развития внутреннего российского туристского рынка на современном этапе;

4. проанализировать актуальные проблемы развития внутреннего туризма в России и предложить пути их решения.

Объектом исследования является внутренний туризм в России. Предметом исследования являются особенности организации и развития внутреннего туризма в России; основные тенденции, динамика и прогнозы внутреннего туризма в России.

В процессе написания курсовой работы, использовались следующие методы: исследование, анализ, сравнение.

1 Рынок внутреннего туризма

Туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее лица) с постоянного места жительства в лечебно – оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. [1]

Туризм – один из наиболее развивающихся видов хозяйственной деятельности. Велико влияние туризма на развитие инфраструктуры городов, занятость населения, улучшения экономической обстановки.

Рынок – опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли - продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а так же вся совокупность средств, методов, инструментов, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений.

Под рынком туристских услуг принято понимать систему отношений купли- продажи туристского продукта между экономически свободными продавцами и покупателями. [6]

Туристский рынок – это сфера проявления общественно- экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта. В результате имеет место процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно. Туристский рынок- это своеобразный инструмент согласования интересов производителя и потребителя [9, стр. 51].

В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю.

По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:

- рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

- рынок въездного туризма, включающий путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями;

- рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одной страны в другую.

Внутренний туризм – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. [1]

Рынок внутреннего туризма испытывает серьезные колебания, обусловленные переменами социально-экономического фона, и характеризуется возможной и настоящей неустойчивостью.

1. 1 Специфика российского туристского рынка и его структура

Особенности развития рынка туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими переменами, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по местности России, а русские выезжать за границу. Небольшие частные туристские компании стали во множестве появляться и в огромнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже значительно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие до этого путешествия и отдых внутри страны. В 1995 и 1996 годах число гостей подросло до 0,6 миллиона человек, но дальнейшего быстрого роста не наблюдается. Основная причина чрезвычайного спада во внутреннем туризме - прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Таковым образом, социально-экономические причины в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

Рынок внутреннего туризма сегодня позволяет сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. На нем действует большое количество независимых друг от друга продавцов и покупателей. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка.

К особенностям российского туристского рынка можно также отнести следующее:

- переизбыток количества турфирм, что приводит к дополнительной конкуренции на рынке и постоянному его изменению;

- недостаток квалифицированных кадров;

- относительно условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристский продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам). Это приводит к дополнительному усилению конкурентной борьбы, довольно частому изменению направлений работы и расширению сферы деятельности туроператоров;

- отсутствие в широких масштабах свободных финансовых средств для локализации последствий непредвиденных ситуаций и формирования достаточных объемов блоков мест в гостиницах и на авиарейсах.

В результате достаточно стихийного и несбалансированного развития туристской отрасли только около 5-7% фирм можно отнести к категории среднего бизнеса, а основную часть – к малому. Очень медленно развиваются специализированные туристские сети. Полноценной готовности рынка к широким маркетинговым исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без привлечения специализированных фирм.

Что касается регионального туризма, то здесь самая неблагоприятная ситуация: количество организованных туристов по сравнению с 1988 г. уменьшилось в 12 раз; наиболее посещаемой остается узкая полоска сочинского побережья; речные круизы стали полностью нерентабельными и близки к исчезновению; о пешем туризме уже почти не вспоминают и так далее.

Концепция развития внутреннего туризма предусматривает включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики на основе приведения в действие механизма реализации нормативно-правовой базы в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях и развитие массового туристского движения.

1. 2 Деятельность туристского предприятия на рынке внутреннего туризма

Составлением и продажей туров занимаются туристко-экскурсионные организации.

На практике они могут носить любое название - от туристского бюро до ассоциации туристов и путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов.

Туристский продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, спортивных и курортных организаций.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с потребителями - туристами. Это специфический вид туристского бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

Комплектацией туристического продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями потребителей, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры. [4]

Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив - туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения обратно. Подобно тому, как туристский рынок подразделяется на внутренний и международный, формируются модели организационно- управленческих структур туристских предприятий внутреннего рынка и модели транснациональных структур. [4]

Предприятие, начинающее свой жизненный цикл, прежде всего определяет свои цели и задачи, специализацию, размеры, ресурсы и т.д. При реализации выбранной стратегии предприятия большое значение имеет адекватная организационно- управленческая структура.

Для туристских предприятий, функционирующих на внутреннем рынке, выделяют три основные модели организационно- управленческих структур.

1. Функциональная организационная структура.

2. Линейно- функциональная организационная структура.

3. Данная модель управления характерна для крупных предприятий и имеет больше преимуществ благодаря тому, что вокруг руководителя предприятия сформирована команда управления.

4. Региональная организационная структура.

5. Наиболее высокий уровень качества управления предприятиями сферы внутреннего туризма достигается в линейно – функциональной структуре, позволяющей одновременно вести широкомасштабную деятельность и осуществлять жесткий контроль управления.[5]

Существуют три основные функции туристских предприятий, специализирующихся на внутреннем туризме:

- комплектующая;

- сервисная;

- гарантийная.

Комплектующая функция- это комплектация тура из отдельных услуг; комплектация комбинированных туров; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.

Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему российскому законодательству, за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг). [5]

Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет главный офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.

2 Анализ проблемы на примере предприятия ООО «Таис – тур»

2. 1 Общая характеристика туристского предприятия

Основным принципом деятельности ООО «ТАИС - ТУР» является предоставление качественных туристских услуг по разумным ценам. Высокий уровень обслуживания и гарантированный сервис дают возможность без забот отдохнуть под ласковыми лучами солнца, еще недавно казавшихся далекими континентов.

ООО «ТАИС - ТУР» находится по следующему адресу:

г. Шахты ул. Ленина 150/2, телефон (8636) 23-71-85, e-mail: tais-shakhty@yandex.ru.

Турагенство "ТАИС-ТУР" является уполномоченным агентом таких известных туроператоров, как Анекс Тур, CORAL TRAVEL, КАПИТАЛ ТУР, Натали Турс, Mostravel, Роза ветров, Русский Экспресс, Санрайз Тур, TEZ TOUR, и многих других.

Туристская компания предлагает следующие виды услуг: организует поездки для детских, студенческих и взрослых групп в разнообразные города России, стран содружества и за рубеж, туры выходных дней и праздников, автобусные туры по России, автобусные туры по Европе, авиа и ж/д туры по России и за рубеж.

Для организованных групп предлагает экскурсионные поездки по Ростовской области: в г.Ростов, г.Новочеркасск, Старочеркасск, г. Таганрог, г.Азов, ст. Семикаракорскую, а так же в г.Волгоград. По желанию заказчика возможны поездки в театры и музеи г. Ростова- на -Дону, Ростовский цирк, Зоопарк, Ледовый дворец спорта в г. Ростове, ледовый каток в г.Новочеркасске. Для транспортного обслуживания предоставляется транспорт туристского класса.

Директор фирмы: Шепилова Наталья Владимировна.

2. 2 Деятельность на рынке внутреннего туризма

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент). [1]

С точки зрения специализации,предприятие ООО «Таис – тур» является многопрофильными, то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и других.

Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. [1]

Предприятие ООО «Таис – тур» занимается реализацией следующих видов туров: с целью отдыха; спортивных, познавательных; деловых; развлекательных и комбинированных. Тем не менее, основной тенденцией в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.

Предприятие ООО «Таис – тур» на туристском рынке выполняет следующие задачи:

- полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.

- продвижение этой информации с помощью рекламы;

- организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

В настоящее время продвижение туристского продукта на внутреннем рынке обрело ряд характерных особенностей:

- рекламируются до этого всего такие свойства тура как его комфортность и развлекательность при “минимальной” стоимости;

- из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты только в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таковых традиционно очень лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;

- специализированные и детальные фирменные сборники - уникальность, серьезные аналитические публикации - еще крупная уникальность, а периодических профессиональных аналитических изданий фактически не существует;

- русские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не совсем доверяют, сколько на мировоззрение знакомых, испытавших на себе качество услуг той либо другой турфирмы и повидавших те либо другие края.

Предприятие ООО «Таис – тур» продает путевки по посредническим договорам, то есть реализации путевок в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов определяется так:

- при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;

- при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки.

- предварительная оплата туров также считается выручкой.

3. Направление деятельности для развития внутреннего туризма

Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма [7 , стр. 6].

Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и др. Инвестирование в развитие перечисленных объектов туристской индустрии должно осуществляться с привлечением средств как федерального и регионального бюджетов, так и внебюджетных источников. Так, например, строительство, реконструкция и содержание аэропортов, автомагистралей федерального значения, реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты туристского показа и общие мероприятия по сохранению и развитию исторических центров должны финансироваться государством, региональные и местные власти отвечают за развитие местной инфраструктуры, внутрирегиональных дорог и благоустройство туристских центров, расположенных на их территории.

Финансирование строительства средств размещения туристов должно осуществляться преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников.

Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Сегодня в России реализуются федеральные программы в области развития внутреннего туризма. К 2010 году, в России действует свыше 50 региональных программ в области туризма. Среди особенностей туристской отрасли можно выделить большое количество «недобросовестных» поставщиков туристских услуг. Поэтому российские потребители предпочитают обращаться в те компании, которые успели зарекомендовать себя на рынке, имеющие положительные отзывы среди знакомых людей или широко известную на рынке.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки – 7-8 млрд. долларов [3, стр. 9].

Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Выводы и рекомендации

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что на данном этапе внутренний туризм не достаточно развит.

При написании работы использовалась специальная литература по туристическому бизнесу, менеджменту, маркетингу, включая учебные пособия, статьи руководителей маркетинговых отделов в области туризма.

В первой части были рассмотрены развитие и особенности внутреннего туризма в России. Кроме того, необходимо отметить, что туристский сектор является в настоящее время одним из наиболее перспективным и активно развивающимся сектором российской экономики. Но все, к сожалению не достаточно развитым.

Во второй части была рассмотрена структура туристского предприятия «Таис - тур», его функции и роль на рынке внутреннего туризма. На сегодняшний день, для успешного развития внутреннего туризма, турагенту необходимо расширять экскурсионную базу в пределах Российской Федерации.

Существует много споров на эту тему, но никто еще не пришел к конкретному решению, внутренний туризм не развит в России.

Библиографический список

1. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст].

2. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации» [Текст], 2006г.

3. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации [Текст]: учебник / Биржаков М.Б., Никифирова В.И, Невский фонд, 2004.

4. Гуляев В.Г., Организация туристкой деятельности [Текст]: учебник / В.Г. Гуляев, Москва, 1996.

5. Здоров А.Б. Экономика туризма: [Текст]: учебник / Здоров А.Б. Москва, 2005.

6. Квартальнов В.А., Финансы и статистика [Текст]: учебник / В.А. Квартальнов, Москва, 2003г.

7. Чудновский А.Д., Гостиничный и туристический бизнес [Текст]: учебник / А.Д. Чудновский, Москва 1998г.