Главная              Рефераты - Спорт

Особенности международного туризма и подходы к его изучению. Концепция международного маркетинга - контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород

Факультет: Менеджмент организации.

Кафедра: Социально - культурного сервиса и туризма.

Дисциплина: Маркетинг в туризме.

Контрольная работа.

Особенности международного туризма и подходы к его изучению. Концепция международного маркетинга.

Выполнила студентка 5 курса ЗФО

Группа:__М 53-05 _____________________

__Дешкович Алеся Станиславовна ___

ФИО студента

Проверил

преподаватель Витковская Инна Сергеевна

ФИО проверяющего

Оценка_______________________________

Дата «_____»______________200_________

Подпись преподавателя_____________

Дата поступления работы

«___»__________________200___

Нижний Новгород

2009

Содержание.

Введение. 3

1. Особенности международного туризма и подходы к его изучению.4

1.1. Особенности и функции международного туризма. 4

1.2. Подходы к изучению международного туризма. 6

2. Концепция международного маркетинга.11

2.1. Содержание концепции международного маркетинга. 11

2.2. Главная цель концепции. 13

Вывод.17

Список литературы.18

Введение.

Швейцарский специалист Ё. Крипендорф вложил в понятие маркетинга в туризме глобальное содержание: «Туристический маркетинг – это систематическое изменение и координация деятельности туристических предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам». Однако если рассматривать маркетинг в международном туризме, то именно данное определение и будет более полно отражать его суть. Ведь сущность международного маркетинга на сегодняшний день состоит в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли на государственном уровне.

В наши дни туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и с каждым годом становится всё более важным ее сектором, вот почему сейчас так важно изучать международный туризм.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение особенностей международного туризма и подходов к его изучению, а также изучение концепции международного маркетинга.

Задачи работы – рассмотреть маркетинг, как неотъемлемую часть управления и развития международного туризма, а также рассмотреть концепцию маркетинга в международном туризме, как концепцию устойчивого развития туризма на государственном уровне, конкурентоспособность и привлекательность туристского рынка страны на мировом рынке.

1. Особенности международного туризма и подходы к его изучению.

1.1. Особенности и функции международного туризма.

Международный туризм как экономическая отрасль имеет ряд отличительных особенностей:

­ в отличие от внешней торговли основан не на обмене товара-ми и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;

­ туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;

­ в предложениях отсутствует гибкость.

Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. Свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса [8, с. 6]. Соответственно внимание ряда экономистов сконцентрировано на понятии конкурентоспособности туристского региона [11; 12]. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов. Критерии привлекательности туристских регионов исследуются учеными различных научных учреждений [4; 13; 16]. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которые сопутствуют формированию и развитию мирового хозяйства.

Основные направления развития международного туризма, характерные для современного общества, анализируются в работах С. Нордин [15]. Если ранний этап развития международного туризма характеризовался наличием потенциала для его саморегулирования, то по мере усложнения хозяйственных систем возрастает роль государственной политики, направленной на обеспечение макроэкономических пропорций, стабильного темпа и сбалансированности развития. Государство определяет границы, в пределах которых рынок самоорганизовывается, к тому же оно вынуждено отстаивать интересы национальных производителей путем их лоббирования на международных туристских рынках. Последствия никем не управляемых в стране процессов в период становления новых рыночных механизмов можно рассмотреть на примере России 1990-х гг., когда на смену государственным формам организации туризма пришел стихийно формирующийся рынок туристских услуг со всеми преимуществами и недостатками. Прекращение регулирования рынка со стороны государства привело к недобросовестной конкуренции, нарушению прав потребителей, низкому уровню развития въездного и внутреннего туризма, резкому спаду социального туризма [5, с. 73].

Поскольку роль международного туризма в мировой экономике постоянно возрастает, то соответственно увеличивается зависимость национальных экономик от туристской деятельности. Это объясняется тем, что в экономике отдельных стран международный туризм выполняет ряд важнейших функций:

­ является источником притока иностранной валюты и капитала в страну;

­ создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны;

­ содействует диверсификации экономики, стимулирует возникновение новых секторов, обслуживающих сферу туризма;

­ создает новые рабочие места, помогая решить проблему безработицы;

­ способствует повышению доходов населения;

­ повышает привлекательность страны для делового международного предпринимательства;

­ содействует развитию инфраструктуры страны;

­ стимулирует хозяйственное освоение новых районов [3, с. 38].

Сегодня эффективное функционирование системы международного туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие, а значит без развития маркетинговой системы туризма. Это обусловливает необходимость разработки туристской политики, которая формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия. Туристская политика любой страны строится исходя из ее внутренних специфических условий и внешних факторов и рассматривается как составная часть общей политики государства. В силу ряда причин в мировой практике существуют различные национальные системы организации регулирования туризма. В разных странах, изучение потенциала международного туризма происходит по-разному.

1.2. Подходы к изучению международного туризма.

Подходы к изучению международного туризма в стране строятся по определённой модели, в зависимости от того, на каком уровне развития находится туризм в данной стране и какое место в экономическом развитии данной страны он занимает.

Первая модель возможна в том случае, если туризм не признается приоритетной отраслью развития или субъекты туристского рынка занимают сильные позиции и способны решать все вопросы без государственного участия, так как предполагает отсутствие центральной туристской администрации, а все вопросы решаются на основе принципов рыночной «самоорганизации». Данная модель управления туризмом характерна для США, благодаря наличию влиятельных частных компаний и уверенности в привлекательности страны для иностранных туристов, где в то же время осознается возможность повысить число международных прибытий за счет профессиональных усилий по продвижению туристского продукта [10, с. 28].

Вторая модель регулирования туризма широко распространена в ряде стран, где международный туризм выступает в роли одного из основных источников валютных поступлений, например в Турции, Греции, Египте. Она предполагает строгий контроль за всей отраслью, осуществляемый авторитетным министерством и подтверждает, что успешное выполнение программы стимулирования международного туризма полностью окупает связанные с ней финансовые затраты и риски.

Третья модель управления туризмом характерна для европейских государств (Франции, Испании, Италии) и предусматривает вхождение национальной туристской администрации в состав многоотраслевого министерства. [9, с. 112—113].

Туристская политика различных стран направлена на создание благоприятного климата для развития международного туризма, который охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства и включает в себя въездной и выездной туризм. Экономически более важен въездной туризм: как экспортная отрасль он дает приток средств и зависит от воспринимаемой (реальной плюс созданной) привлекательности страны и от конкурентоспособности национального туристского продукта. Выездной туризм в конкретной стране привязан к ВВП и доходам граждан. Любая страна стремится к положительному сальдо по статье «туризм». Но не менее важен уровень динамического равновесия. Если он в порядке, значит жители богаты и у них есть средства для путешествий, а страна благополучна и привлекательна для туристов. Для повышения эффективности туристской деятельности необходима целостная система управления, отвечающая современным и перспективным требованиям динамичного развития. Взаимосвязанный комплекс программно-целевого управления и бизнес-планирования сочетает форму государственного регулирования и принцип рыночной конкуренции.

Необходимость государственного регулирования международного туризма обусловлена, во-первых, специфическими особенностями туризма как вида экономической деятельности, что требует формирования определенной стратегии регулирования его функционирования (см. таблицу), во-вторых, основными тенденциями развития международной туристской системы в современных условиях, в-третьих, усилением экономической, социальной, культурной и политической роли туризма в национальном и международном масштабе, что имеет огромное значение.

Принципы рыночной конкуренции составляют основу международного маркетинга, которые необходимы для разработки комплекса бизнес-планирования, благоприятного функционирования и дальнейшего развития туристических предприятий на международном уровне, изучении конкурентов, и позиционировании своей страны на международном туристском рынке. Однако первоначально маркетинговое изучение международного рынка направлено на изучение основных тенденций развития международного туризма.

Среди основных тенденций развития международного туризма на современном этапе можно выделить следующие направления:

­ динамичное и широкое по своим масштабам развитие отрасли;

­ постоянное появление новых туристских регионов, составляющих конкуренцию лидерам на мировом рынке туризма;

­ наравне с заботой о безопасности постепенное привыкание туристов к нестабильности и готовность принять риски, связанные с поездками в другие страны;

­ постоянный рост спроса на международный туризм «со знаком качества»;

­ все более существенное влияние на туристскую отрасль демографических факторов, изменений в предпочтениях и ценностях потребителей, их образе жизни;

­ рост количества и частоты кратковременных поездок, а также путешествий, спланированных в последнюю минуту (время становится такой же ценностью, как и деньги);

­ стремление туристов приобрести ценный опыт за свои деньги: предпочтение отдается возможности интересно провести досуг;

­ увеличение спроса на аутентичный туристский продукт, интерес к местным обычаям и слиянию с природой, популярность различных видов интеллектуальной и физической деятельности — потребители менее лояльны, более спонтанны и непредсказуемы, их требования возрастают;

­ повышение степени информационной интенсивности индустрии туризма;

­ сглаживание сезонного характера отрасли за счет внедрения передовых технологий и обновления туристского продукта;

­ переход к новым формам туризма, основанным на принципах дифференциации, индивидуализации и диверсификации, широкое распространение идеи устойчивого развития и популярность альтернативных видов туризма [15, p. 49—50].

2. Концепция международного маркетинга.

Одной из множества причин, по которым государство не должно предоставлять полную свободу действий отдельным субъектам сферы туризма и полностью доверять им принятие решений, является то, что отдельные представители, такие как туристские компании, финансовые группы и т. п., не в состоянии гарантировать поддержание условий для воспроизводства и успешного функционирования индустрии туризма. Экономическая логика государственного вмешательства в сферу туризма усиливается и соображениями культурного и экологического плана. Туризм представляет собой систему глобально-локального взаимодействия, функционирование которой влечет за собой существенные последствия для общества.

2.1. Содержание концепции международного маркетинга.

Поскольку туризм по своей сущности зависит от качества окружающей среды, то часто устойчивость в туризме ассоциируется с эко-агротуризмом, но по существу устойчивое развитие туризма означает больше, чем защита природного богатства. Оно предполагает объективное восприятие местных жителей, их культуры, традиций, обычаев, стиля жизни и социально-экономической системы общества, к которому они принадлежат. Если около десяти лет тому назад все внимание исследователей преимущественно фокусировалось на воздействии международного туризма на окружающую среду, то в настоящее время при сохранении актуальности вопросов экологической безопасности и бережного использования природных ресурсов и сохранения естественного наследия для будущих поколений это уже не единственный аспект, требующий тщательного рассмотрения.

Концепция международного маркетинга или концепция устойчивого развития включает в себя также экономические, социальные и культурные критерии. Препятствием в осуществлении системного и комплексного подхода к туристской индустрии можно назвать четкую фрагментацию последней и относительную замкнутость в заданных границах жизнедеятельности, что типично для малых предприятий и фирм среднего размера, которые и составляют большую часть туристской индустрии. Это косвенным образом приводит к безответственности, когда различные мелкие фирмы с целью получения немедленной и максимально возможной прибыли не задумываются о последствиях своей деятельности.

Поддержку государства целесообразно направить на стимулирование функционирования приоритетных видов туризма, развитие научного потенциала и создание условий для подлинно предпринимательской, главным образом, инновационной деятельности [7, с. 409—410]. При этом важное значение имеет тесное сотрудничество и активное взаимодействие всех субъектов туристского рынка для обеспечения его эффективности. В качестве примера можно привести государственные проекты различных стран, направленные на стимулирование и проведение инновационной политики. Так, в Шотландии под эгидой Агентства экономического развития «Scottish Enterprise » был запущен проект «Tourism Innovation in Action », цель которого состоит в оказании содействия туристскому бизнесу в Шотландии, расширению экспорта туристских услуг, диверсификации национального туристского продукта с помощью вовлечения в развитие инновационного процесса различных слоев общественности. Победителями становятся участники проекта, предложившие самые интересные и перспективные идеи по развитию туристского бизнеса, обладающие практической ценностью и потенциальной возможностью реализации. Им предлагается профессиональная поддержка и финансовая помощь для наилучшего воплощения новаторских идей в жизнь [17, с. 3].

Таким образом, от правильного построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма. Вопросами регулирования сферы международного туризма на национальном уровне занимаются специализированные органы управления. Мировой опыт свидетельствует о целесообразности и даже необходимости разделения национальных туристских администраций на две ветви: первая решает глобальные задачи, связанные с нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристских предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, а вторая занимается маркетинговой деятельностью [9, с. 116]. Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными перед органами туристской администрации целями.

2.2. Главная цель концепции.

Главную цель в развитии международного туризма специализированное министерство видит в формировании современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. В то время как ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность, направляет свои усилия на создание положительного имиджа страны на мировом рынке туризма и повышение привлекательности национального рынка для международной туристской деятельности.

Для корректного отображения принципиальной разницы между понятиями «конкурентоспособность» туристского региона и его «привлекательность» непременным условием является правильное толкование данных терминов. В самом общем смысле международную конкурентоспособность с позиции национальной перспективы можно определить как способность страны производить товары и услуги, пользующиеся успехом на мировом рынке, что в результате приводит к поддержанию достойного уровня жизни населения, увеличению его доходов и росту национального богатства. Соответственно, конкурентоспособность туристского региона — это его способность производить качественный туристский продукт, удерживать свои позиции на международном рынке туризма и по возможности со временем расширять сферу своего влияния, не нарушая при этом принципов устойчивого развития [12, с. 371]. Наиболее известной концептуальной моделью конкурентоспособности туристского региона является модель Крауча и Ритчи, которая дает целостное представление об основных компонентах, формирующих его конкурентоспособность [11, с. 7]. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности туристского региона, различны по своей природе. К первой группе факторов относятся те, которые вытекают из внутренней структуры и организации туристской деятельности в стране. Вторая группа представлена природно-географическими, культурно-историческими, социальными, технологическими, экономическими, экологическими и политико-правовыми факторами, являющимися результатом внешней макроэкономической среды [2, с. 67]. Однако даже при максимальном рассмотрении всех составляющих конкурентоспособности туристского региона всегда существует возможность появления новых переменных, которые на определенном этапе могут сыграть роль решающего фактора. Речь идет о стихийных событиях (эпидемиях, несчастных случаях, природных катаклизмах, террористических актах), вероятность возникновения которых довольно-таки низка, но потенциальная угроза в случае появления весьма велика. Такие инциденты внезапны и спонтанны по своей природе, не могут быть спрогнозированы и не поддаются контролю со стороны административных органов и других заинтересованных лиц и организаций. При этом они в состоянии преломить уже существующие направления и тенденции в развитии туристской системы и выступить в роли непредсказуемых источников перемен [15, с. 66—67].

Термин «привлекательность» можно определить как способность объекта привлекать к себе внимание и вызывать интерес. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данное явление носит в некоторой степени субъективный характер, особенно, если учесть, что вкусы потенциальных клиентов сильно дифференцированы: то, что привлекает одних, оставляет равнодушными других. Если определенная категория людей настроена на спокойный отдых, то вряд ли ее можно будет привлечь предложением активного времяпрепровождения с элементами экстрима, а противников спортивных мероприятий вряд ли поразишь созданием горнолыжного курорта, каким бы высококлассным и конкурентоспособным он ни был. В современной научной литературе существуют различные трактовки критериев привлекательности туристского региона. Так, например, эксперты Секретариата ЮНКТАД исследовали рейтинг страны как экспортера туристских услуг и опубликовали в 1998 г. доклад, в соответствии с которым привлекательность национального рынка зависит от следующих критериев, которые классифицированы по степени их влияния на развитие въездного туризма:

­ уровень внутренних цен в стране относительно мировых цен;

­ транспортные расходы;

­ репутация страны;

­ наличие инфраструктуры для туризма;

­ высокая квалификация кадров [4, с. 170—171].

Некоторые исследователи предлагают рассматривать привлекательность туристского региона как производное взаимного функционирования спроса и предложения, исходя из того, что туризм — это система, являющаяся результатом их взаимодействия [13, p. 10, 12]. Ряд специалистов в области международного туризма определяют привлекательность туристского региона как совокупность естественных аттрактивных характеристик, не учитывая наличия адекватной туристской инфраструктуры или проведения туристской политики, отожествляя тем самым данный термин с «понятием туристский потенциал» [16, с. 11].

Исходя из того, что привлекательность туристского региона в первую очередь обусловлена наличием туристских ресурсов и спросом на них, целесообразно предположить, что именно они являются первичными критериями аттрактивности туристского региона. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что существует возможность усилить его привлекательность, используя разнообразные методы и приемы тактического и стратегического характера. Соответственно, вторая группа критериев привлекательности представлена такими компонентами, как туристский продукт и туристское предложение. Эти показатели призваны формировать привлекательность национального рынка путем анализа и оптимального применения первичных критериев. Создание туристского продукта происходит путем использования туристских ресурсов при помощи определенных технологий и характеризуется направленностью на нужды и потребности туристов. Расширение туристского спроса вызывает потребность в увеличении дифференциации туристского продукта, что, в свою очередь, требует внедрения новых методов в процесс его создания и продвижения.

Вывод.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что под конкурентоспособностью туристского региона следует понимать его объективную способность производить качественный продукт, обеспечивать поддержку устойчивого благосостояния местного населения и сохранять, а со временем и расширять сферу своего влияния на международном рынке туризма. Привлекательность страны находится в прямой зависимости от ее туристского потенциала, предпочтений туристов и умения местных органов власти и частного бизнеса формировать желания потенциальных клиентов и оказывать влияние на их восприятие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, туристская политика направлена на удовлетворение потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала и обеспечении устойчивого развития туризма. В свою очередь ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность имеет большое значение и занимает одну из наиважнейших ступеней развития международного туризма страны.

Список литературы.

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2004 - 464 с.

2. Вавилова, Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005 - 160 с.

3. Горбылева, З. М. Экономика туризма. Минск: БГЭУ, 2004 – 478 с.

4. Дюмулен, И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003 - 315 с.

5. Ефремова, М. Экономика туризма и оценки ее динамики // Экономист. 2004. № 12. С. 72—75.

6. Низамиев, А. Г. Особенности туризма как вида экономической деятельности в Кыргызстане // Вестник МГУ. 2003. № 4. С. 74—83.

7. Никитенко, П. Г. Цивилизационный процесс под углом ноосферного зрения / П.Г. Никитенко, И.П. Андреев. Минск: Право и экономика, 2000 – 700 с.

8. Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006—2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 24 авг. 2005 г. № 927. Минск, 2005.

9. Организация туризма: учеб. пособие / А. П. Дурович [и др.]; под общ. ред. Н. И. Кабушкина. Минск: Новое знание, 2003– 632 с.

10. Харрис, Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке: пер. с англ. / Г. Харрис, К. М. Кац. М., 2000 – 240 с.

11. Crouch, G. Destination competitiveness: Insights into attribute importance [Electronic resource] // International conference of trends, impacts and policies of tourism development. Crete, 15—18 June 2006. Mode of access: <http://tourism-conference.eap.gr/pdf%20files/Crouch,%20G.pdf>. Date of access: 26.04.2007.

12. Dwyer, L. Destination competitiveness: determinants and indicators / L. Dwyer, C. Kim // Current issues in tourism. 2003. V. 6, N 5. 414 р.

13. Formica, S. Destination attractiveness as a function of supply and demand interaction: diss. … d-r of philosophy: Nov. 2007. Blacksburg, 2000.

14. Manning, E.W. Coping with Tourism: Governance for Tourism in Impacted Destinations [Electronic resource] // The Royal Commonwealth Society. Mode of access: <http://www.rcs.ca/colloquium/Manning.doc>. Date of access: 26.04.2007.

15. Nordin, S. Tourism of tomorrow — Travel trends and forces of change. Ostersund: ETOUR, 2005.

16. Ortolani, G. G. Tourism in Italian regions: performance and potentialities / G. G. Ortolani, A. Alivernini, L. Buldorini [Electronic resource] // 7th international forum on tourism statistics. Stockholm, 9—11 June 2004. Mode of access: <http://www.tourismforum.scb.se/presentations/NSMTheme10June/Italy/UIC_presentation.ppt>. Date of access: 26.04.2007.