Главная              Рефераты - Спорт

Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП - курсовая работа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет

Кафедра менеджмента на автомобильном транспорте

Курсовая работа

по дисциплине: Экономика дорожного движения

Выполнил: студент гр. ОБД-06-1

Прокопьева А.Г.

Проверил: Фадеев Д.С.

Иркутск – 2010

Содержание

Введение

1. Характеристика объекта инвестиций

2. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий

3. Ресурсообеспечение и финансовые результатыпроекта

4. Социально-экологическая оценка инвестиций

5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения

Заключение

Введение

Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.

Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля.

Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения.

2.

1. Характеристика объекта инвестиций

В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:

сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;

описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный

показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант;

на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели

объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.

В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.

Таблица 1

Технико-экономические показатели организации дорожного движения

Показатели Базовый вариант Проектируемый вариант
1.Годовой фонд времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч 8760
2.Установленная мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р) 0,2
3.Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл ) 0,7
4.Численность персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения, чел (Чп ) 1
5.Среднемесячная заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп ) 12880
6.Задержка легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та ) 9 6
7.Задержка грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр ) 3 1,5
8. Задержка автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт ) 6 4
9.Число легковых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка ) 300000 200000
10. Число грузовых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр ) 30000 20000
11. Число автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт ) 100000 90000

12.Стоимость 1 авт-ч, руб.:

легкового автомобиля

грузового автомобиля

автобуса

100

150

190

100

150

190

13.Стоимость одного пеш-ч, руб 22 22
14.Средняя задержка одного пешехода, с 20 15
15.Средняя вместимость автобуса, чел (q) 50 50
16.Коэффициент наполнения автобуса, (f) 0,7 0,7
17.Стоимость 1 пасс-ч, руб 22 22
18.Число дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за год, ед (Nдтп ) 22 1
19.Стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог ) 10 10

20.Удельный выброс вредных веществ:

легковые/грузовые автомобили, кг/ч (Уог )

0,3/0,8 0,3/0,8
21.Стоимость установки одного дорожного знака на стойке, руб 6300
22. Стоимость установки одного дорожного знака на растяжке, руб 8700
23.Удельные капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м 4000

24. Удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки

сплошная /пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м

98/240/240

25.Затраты на установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб 11000
26.Инвестиции в мероприятия по совершенствованию организации движения, руб

проезд от Старокузьмихинской

Рис. 1. Базовый вариант перекрестка

Таблица 2. Проектирование перекрестка

Название оборудования Цена, руб Количество
1.Транспортный светодиодный светофор Т.1.1. 12950 6 77700
2.Пешеходный светодиодный светофор П.1.1. 7500 6 45000
3.Локальный дорожный контроллер ДК Л6 42030 1 42030
4.Пульт инженерный (ИП) 6200 1 6200
5.Стенд технологического прогона ДК 27880 1 27880
6.Счетчик учета потребления энергии 2500 1 2500
7.Адаптер АСУД 6640 1 6640
8.Монтаж транспортного светофора 12000 6 72000
9.Монтаж пешеходного светофора 7000 6 42000
Итого: 321950

Рис. 2. Проектируемый вариант перекрестка

3. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий

В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее:

определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта);

определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования;

рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода;

Капитальные вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:

где – удельные капитальные вложения в улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м;

S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;

k1 – коэффициент, учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5;

– удельные капитальные вложения в строительство светофорного объекта, руб.;

n – количество светофоров, ед;

k2 – коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1 ; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;

m, р – количество знаков на растяжке и стойке, ед;

– затраты на установку режимов светофорного регулирования, руб;

– удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки, руб/кв.м;

– общая площадь разметки, кв.м.

I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 + 7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+ 84*240+11000=2678710

I = 2678710

4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения

· производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения;

· делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов;

· определяет финансовые результаты проекта.

Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:


где Сзп – заработная плата обслуживающего персонала, руб;

Ссвф – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;

Стр – затраты на текущий и профилактический ремонты, руб;

Сэл – затраты на электроэнергию, руб;

Сад – затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;

Спост – постоянные расходы, руб.

где Чi – численность персонала i-ой категории;

Зi – средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб.

Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:

Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:


Где – балансовая стоимость оборудования руб.;

– норма отчислений на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования дорожного движения).

Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле:

Где – стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.;

– установленная мощность токоприемника технического средства кВт/ч;

- число установленных светофоров, ед;

– количество часов работы оборудования в год, ч;

Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле:


,

Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле:

Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:

Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.

Таблица 3.Текущие эксплуатационные затраты проектируемого варианта

Статьи затрат Сумма затрат руб.
1. Фонд оплаты труда работников, обслуживающих оборудование 154560
2.Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 41499
3.Затраты на техническое обслуживание и ремонт технических средств регулирования
4.Затраты на электроэнергию
5.Затраты на эксплуатацию и содержание дорог
6.Постоянные расходы
Общая сумма текущих расходов

Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты

5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий

В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи:

описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;

оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).

Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле:

где – эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами, руб.;

– эффект от сокращения потерь времени пассажирами, руб;

– эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб;

– эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб;

– эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха, руб;

– эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей, руб.

Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:

где – годовые потери времени транспортными средствами i -го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;

– стоимость одного автомобиля - часа определенного вида транспортного средства, руб.

Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле:

где – годовые потери времени пассажиров соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;

– стоимость одного пассажира – часа, руб.


Эффект от сокращения потерь времени пешеходов:

где – годовые потери времени пешеходов в базовом и проектируемом вариантах, ч;

– стоимость одного пешехода-часа, руб.

Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле:

где – годовое число ДТП в проектируемом и базовом вариантах соответственно;

– стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб.

Ущерб от ДТП, совершенного в t –м году, рассчитывается по формуле:

руб.

Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП:

Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха:

Где – годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i- го вида, кг;

– стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг.


Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i- го вида:

Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле:

Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.


Таблица 4

Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий

Наименование показателя Результат, руб. Структура эффекта, %
1.Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами ( ) 3,9
2. Эффект от сокращения потерь времени пассажиров ( ) 0,5
3. Эффект от сокращения потерь времени пешеходов ( ) 4,7
4. Эффект от сокращения ущерба от ДТП () 82,5
5.Эффект от снижения ущерба загрязнения воздуха ( ) 0,2
6.Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей ( ) 8,2
Косвенный экономический эффект ( ) 100

Рис. 4 Косвенный экономический эффект

6. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения

В разделе «Оценка общественной эффективности организации дорожного движения» необходимо выполнить следующее:

1. осуществить выбор и обоснование величины ставки дисконта, рассчитать коэффициент дисконтирования в каждый год расчетного периода;

2. рассчитать показатели общественной эффективности мероприятия по улучшению дорожного движения

3. провести комплексный анализ полученных результатов (делается вывод об экономической реализуемости проекта, т.е. о том, что его показатели и характеристики удовлетворяют критериям финансового, технического, технологического, социально-экологического и иного характера);

4. в конце данного раздела по экономическому обоснованию новой организации дорожного движения необходимо составить итоговую таблицу показателей общественной эффективности проекта (таблица 12);

5. сформулировать выводы об общественной эффективности предлагаемых мероприятий и целесообразности внедрения проекта в системе дорожного движения.

Коэффициент дисконтирования за весь расчетный период рассчитывается по формуле:

где бt – коэффициент дисконтирования;

r – ставка дисконта; 10

t – годы расчетного периода. 5лет

t 1 2 3 4 5
0,9 0,8 0,75 0,68 0,62

Таблица 5.

Ожидаемые денежные потоки от реализации мероприятий

Показатели Проектируемый вариант (годы инвестиционного периода)
0 1 2 3 4 5
Инвестиционная деятельность
1. Выручка от продажи активов, руб. 0 0 0 0 0 0
2. Инвестиции в основной капитал (Io ), руб. 2678710
3. Сальдо денежного потока от инвестиционной деятельности (It ), руб. -2678710
Текущая деятельность
4. Доходы от целевого использования новшества, руб. 0 0 0 0 0 0
5. Текущие эксплуатационные затраты, руб. 0 568560 568560 568560 568560 568560
6. Косвенный экономический эффект, руб. 0
7. Сальдо денежного потока от текущей деятельности (Рt ), руб. 0 22675120 22675120 22675120 22675120 22675120
8. Чистый денежный поток (NPt ), руб. -2678710 14883915 31572151 47217372 61402373 74700906

Интегральный экономический эффект (Net Present Value – NPV, чистая текущая стоимость ) определяется как разность денежных потоков поступлений и платежей за весь расчетный период с учетом фактора времени. Данный инвестиционный проект предусматривает сравнение альтернативных вариантов, следовательно, формула имеет вид:


где – Сальдо денежных потоков от текущей деятельности в году t;

– коэффициент дисконтирования;

Io – инвестиции в основной капитал.

.

Правило NPV : Принимаются к внедрению инвестиционные проекты, у которых NPV больше нуля или из предложенных вариантов проекта к внедрению рекомендуется тот, у которого NPV максимальна.

Индекс рентабельности инвестиций (Profitability index – PI ) показывает уровень доходов на единицу капитальных вложений. Рассчитывается по формуле:

Правило PI: К внедрению рекомендуются проекты, у которых PI > 1.

Срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period – DPP ) – это количество лет, в течение которых доход от продаж (достигаемый эффект) за вычетом издержек и налогов возмещает первоначальные инвестиции. DPP равен минимальному времени, при котором:

Срок окупаемости проекта с учетом дисконтированных денежных потоков следует представить в таблице 11.

Таблица 11.

Годы расчетного периода Дисконтированный чистый денежный поток, руб Накопленный дисконтированный денежный поток,руб
0 -2678710 -2678710
1 20407608 17728898
2 18140096 35868994
3 17006340 52875334
4 15419082 68294416
5 14058574

Коэффициентэффективностиинвестиций (Accounting Rate of Return – ARR ). Коэффициент показывает доходность инвестиционного проекта и определяется следующим образом:


Инвестиционный проект предусматривает сравнение двух вариантов мероприятия (базовый и проектируемый) на одном участке УДС, следовательно, для расчета годового экономического эффекта используют следующую формулу:

Таблица 5.

Показатели общественной эффективности проекта

Наименование Результаты инвестиционного проекта

1.Ставка дисконта (r )

2.Расчетный период ( )

3.Инвестиции (I )

4.Косвенный экономический эффект ( )

5.Интегральный экономический эффект ( )

6.Индекс рентабельности ( )

7.Срок окупаемости инвестиций (DPP)

8.Коэффициент эффективности инвестиций ( )

9.Годовой экономический эффект ( )

10

5

2678710

2

16

Таблица 6.

Внешние показатели общественной эффективности инвестиционных проектов

Показатели Значение, руб.

1.Бюджетный эффект от реализации мероприятий

2.Экологический эффект от сокращения числа ДТП

3.Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП

4.Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП

11046

133

6030000


Рис.5 Экологический эффект от сокращения числа ДТП

Рис. 6 Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП

Рис. 7 Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП

Заключение

Данный проект по внедрению мероприятий на нерегулируемом пересечении является экономически эффективным, т.к. необходимые инвестиции для осуществления проекта окупаются за 2 месяца.

Положительные показатели сальдо накопленных денежных потоков в каждый год реализации проекта свидетельствуют о том, что проект является финансово реализуемым.

После того как данный перекресток стал регулируемым, повысилась пропускная способность, заметно уменьшилась длина очереди и задержка транспортных средств. А также после проведения мероприятий увеличилась безопасность движения на данном перекрестке, и возрос уровень обслуживания движения на нерегулируемом пересечении.