3. Ресурсообеспечение и финансовые результатыпроекта
4. Социально-экологическая оценка инвестиций
5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
Заключение
Введение
Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.
Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля.
Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения.
2.
1. Характеристика объекта инвестиций
В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:
сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;
описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный
показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант;
на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели
объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.
В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.
Таблица 1
Технико-экономические показатели организации дорожного движения
Показатели
Базовый вариант
Проектируемый вариант
1.Годовой фонд времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч
8760
2.Установленная мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р)
0,2
3.Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл
)
0,7
4.Численность персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения, чел (Чп
)
1
5.Среднемесячная заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп
)
12880
6.Задержка легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та
)
9
6
7.Задержка грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр
)
3
1,5
8. Задержка автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт
)
6
4
9.Число легковых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка
)
300000
200000
10. Число грузовых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр
)
30000
20000
11. Число автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт
)
100000
90000
12.Стоимость 1 авт-ч, руб.:
легкового автомобиля
грузового автомобиля
автобуса
100
150
190
100
150
190
13.Стоимость одного пеш-ч, руб
22
22
14.Средняя задержка одного пешехода, с
20
15
15.Средняя вместимость автобуса, чел (q)
50
50
16.Коэффициент наполнения автобуса, (f)
0,7
0,7
17.Стоимость 1 пасс-ч, руб
22
22
18.Число дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за год, ед (Nдтп
)
22
1
19.Стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог
)
10
10
20.Удельный выброс вредных веществ:
легковые/грузовые автомобили, кг/ч (Уог
)
0,3/0,8
0,3/0,8
21.Стоимость установки одного дорожного знака на стойке, руб
6300
22. Стоимость установки одного дорожного знака на растяжке, руб
8700
23.Удельные капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м
4000
24. Удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки
сплошная /пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м
98/240/240
25.Затраты на установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб
11000
26.Инвестиции в мероприятия по совершенствованию организации движения, руб
В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее:
определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта);
определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования;
рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода;
Капитальные вложения (инвестиции) I
в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:
где
– удельные капитальные вложения в улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м;
S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;
– удельные капитальные вложения в строительство светофорного объекта, руб.;
n
– количество светофоров, ед;
k2
– коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1
; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;
m, р
– количество знаков на растяжке и стойке, ед;
– затраты на установку режимов светофорного регулирования, руб;
– удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки, руб/кв.м;
4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
· производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения;
· делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов;
· определяет финансовые результаты проекта.
Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
где Сзп
– заработная плата обслуживающего персонала, руб;
Ссвф
– страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;
Стр
– затраты на текущий и профилактический ремонты, руб;
Сэл
– затраты на электроэнергию, руб;
Сад
– затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;
Спост
– постоянные расходы, руб.
где Чi
– численность персонала i-ой категории;
Зi
– средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб.
Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:
Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:
Где
– балансовая стоимость оборудования руб.;
– норма отчислений на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования дорожного движения).
Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле:
Где
– стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.;
– установленная мощность токоприемника технического средства кВт/ч;
- число установленных светофоров, ед;
– количество часов работы оборудования в год, ч;
Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле:
,
Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле:
Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
1. Фонд оплаты труда работников, обслуживающих оборудование
154560
2.Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
41499
3.Затраты на техническое обслуживание и ремонт технических средств регулирования
4.Затраты на электроэнергию
5.Затраты на эксплуатацию и содержание дорог
6.Постоянные расходы
Общая сумма текущих расходов
Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты
5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий
В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи:
описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;
оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).
Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле:
где
– эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами, руб.;
– эффект от сокращения потерь времени пассажирами, руб;
– эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб;
– эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб;
– эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха, руб;
– эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей, руб.
Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:
где
– годовые потери времени транспортными средствами i
-го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного автомобиля - часа определенного вида транспортного средства, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле:
где
– годовые потери времени пассажиров соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пассажира – часа, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пешеходов:
где
– годовые потери времени пешеходов в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пешехода-часа, руб.
Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле:
где
– годовое число ДТП в проектируемом и базовом вариантах соответственно;
– стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб.
Ущерб от ДТП, совершенного в t
–м году, рассчитывается по формуле:
руб.
Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП:
Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха:
Где
– годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-
го вида, кг;
– стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг.
Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-
го вида:
Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 4
Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий
Наименование показателя
Результат, руб.
Структура эффекта, %
1.Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами (
)
3,9
2. Эффект от сокращения потерь времени пассажиров (
)
0,5
3. Эффект от сокращения потерь времени пешеходов (
)
4,7
4. Эффект от сокращения ущерба от ДТП ()
82,5
5.Эффект от снижения ущерба загрязнения воздуха (
)
0,2
6.Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей (
)
8,2
Косвенный экономический эффект (
)
100
Рис. 4 Косвенный экономический эффект
6. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
В разделе «Оценка общественной эффективности организации дорожного движения» необходимо выполнить следующее:
1. осуществить выбор и обоснование величины ставки дисконта, рассчитать коэффициент дисконтирования в каждый год расчетного периода;
2. рассчитать показатели общественной эффективности мероприятия по улучшению дорожного движения
3. провести комплексный анализ полученных результатов (делается вывод об экономической реализуемости проекта, т.е. о том, что его показатели и характеристики удовлетворяют критериям финансового, технического, технологического, социально-экологического и иного характера);
4. в конце данного раздела по экономическому обоснованию новой организации дорожного движения необходимо составить итоговую таблицу показателей общественной эффективности проекта (таблица 12);
5. сформулировать выводы об общественной эффективности предлагаемых мероприятий и целесообразности внедрения проекта в системе дорожного движения.
Коэффициент дисконтирования за весь расчетный период рассчитывается по формуле:
где бt – коэффициент дисконтирования;
r
– ставка дисконта; 10
t
– годы расчетного периода. 5лет
t
1
2
3
4
5
0,9
0,8
0,75
0,68
0,62
Таблица 5.
Ожидаемые денежные потоки от реализации мероприятий
Показатели
Проектируемый вариант (годы инвестиционного периода)
0
1
2
3
4
5
Инвестиционная деятельность
1. Выручка от продажи активов, руб.
0
0
0
0
0
0
2. Инвестиции в основной капитал (Io
), руб.
2678710
3. Сальдо денежного потока от инвестиционной деятельности (It
), руб.
-2678710
Текущая деятельность
4. Доходы от целевого использования новшества, руб.
0
0
0
0
0
0
5. Текущие эксплуатационные затраты, руб.
0
568560
568560
568560
568560
568560
6. Косвенный экономический эффект, руб.
0
7. Сальдо денежного потока от текущей деятельности (Рt
), руб.
0
22675120
22675120
22675120
22675120
22675120
8. Чистый денежный поток (NPt
), руб.
-2678710
14883915
31572151
47217372
61402373
74700906
Интегральный экономический эффект (Net Present Value – NPV, чистая текущая стоимость
) определяется как разность денежных потоков поступлений и платежей за весь расчетный период с учетом фактора времени. Данный инвестиционный проект предусматривает сравнение альтернативных вариантов, следовательно, формула имеет вид:
где
– Сальдо денежных потоков от текущей деятельности в году t;
– коэффициент дисконтирования;
Io
– инвестиции в основной капитал.
.
Правило NPV
: Принимаются к внедрению инвестиционные проекты, у которых NPV
больше нуля или из предложенных вариантов проекта к внедрению рекомендуется тот, у которого NPV
максимальна.
Индекс рентабельности инвестиций (Profitability index – PI
) показывает уровень доходов на единицу капитальных вложений. Рассчитывается по формуле:
Правило PI: К внедрению рекомендуются проекты, у которых PI > 1.
Срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period – DPP
) – это количество лет, в течение которых доход от продаж (достигаемый эффект) за вычетом издержек и налогов возмещает первоначальные инвестиции. DPP равен минимальному времени, при котором:
Срок окупаемости проекта с учетом дисконтированных денежных потоков следует представить в таблице 11.
Таблица 11.
Годы расчетного периода
Дисконтированный чистый денежный поток, руб
Накопленный дисконтированный денежный поток,руб
0
-2678710
-2678710
1
20407608
17728898
2
18140096
35868994
3
17006340
52875334
4
15419082
68294416
5
14058574
Коэффициентэффективностиинвестиций (Accounting Rate of Return – ARR
). Коэффициент показывает доходность инвестиционного проекта и определяется следующим образом:
Инвестиционный проект предусматривает сравнение двух вариантов мероприятия (базовый и проектируемый) на одном участке УДС, следовательно, для расчета годового экономического эффекта используют следующую формулу:
Таблица 5.
Показатели общественной эффективности проекта
Наименование
Результаты инвестиционного проекта
1.Ставка дисконта (r
)
2.Расчетный период (
)
3.Инвестиции (I
)
4.Косвенный экономический эффект (
)
5.Интегральный экономический эффект (
)
6.Индекс рентабельности (
)
7.Срок окупаемости инвестиций (DPP)
8.Коэффициент эффективности инвестиций (
)
9.Годовой экономический эффект (
)
10
5
2678710
2
16
Таблица 6.
Внешние показатели общественной эффективности инвестиционных проектов
Показатели
Значение, руб.
1.Бюджетный эффект от реализации мероприятий
2.Экологический эффект от сокращения числа ДТП
3.Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП
4.Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП
11046
133
6030000
Рис.5 Экологический эффект от сокращения числа ДТП
Рис. 6 Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП
Рис. 7 Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП
Заключение
Данный проект по внедрению мероприятий на нерегулируемом пересечении является экономически эффективным, т.к. необходимые инвестиции для осуществления проекта окупаются за 2 месяца.
Положительные показатели сальдо накопленных денежных потоков в каждый год реализации проекта свидетельствуют о том, что проект является финансово реализуемым.
После того как данный перекресток стал регулируемым, повысилась пропускная способность, заметно уменьшилась длина очереди и задержка транспортных средств. А также после проведения мероприятий увеличилась безопасность движения на данном перекрестке, и возрос уровень обслуживания движения на нерегулируемом пересечении.