Главная              Рефераты - Спорт

Понятие социально-культурного сервиса и туризма - реферат

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

По курсу: «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ИСТОРИЯ ТУРИЗМА»

ТЕМА: «ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ТУРИЗМА, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Выполнила:

Мельникова Е.В.

ФАКУЛЬТЕТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА,

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 100103

«Социально-культурный сервис и туризм»

Заочное отделение,

I курс, группа 3,

Г. СОЧИ, 2007г.

Оглавление

Введение ………………………………………………....................................3

Глава I. История развития и становления туризма ………………5

Глава II . Классификация туризма ……………………………………...8

Глава III . Современная организация туристского бизнеса …….10

Глава IV . Развитие рынка туристских услуг в России …………..13

Глава V. Туризм на современном этапе и перспективы его развития ………………………………………………………………………..18

Заключение ………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………..22

Введение

Человека всегда интересовал вопрос: а что там, за горизонтом? И срывались непоседы с насиженных мест, и отправлялись, куда глаза глядят. Кто в поисках лучшей жизни, кто новые рынки сбыта искал, ну, а кто-то просто так, из любопытства. Вот из этих любителей «новых впечатлений» и родился наш сегодняшний турист. А те, кто «перешел» в профессионалы, стали называться путешественниками. Они открывали новые острова и континенты, описывали диковинных зверей и причудливые растения заморских стран. Со временем благодаря путешественникам на Земле практически не осталось «белых пятен». И все это «открытое» пространство стало полигоном для любителей подобного отдыха - туристов.

Разберемся же, что такое туризм, в чем его сущность и предназначение.

Слово «ТУРИЗМ» произошло от французского «tour», что означает «прогулка, поездка». Туризм предполагает, во-первых, потребление людьми материальных благ и услуг в местах, не являющихся местами их проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Во-вторых, это отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами). И в третьих, «туризмом» мы называем массовый вид спорта, направленный на поддержание здоровья и восстановление работоспособности.

По законодательству РФ «туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Туризм является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов.

Туристами называют людей, которые с целью отдыха временно переезжают за пределы их обычных мест проживания. Таким образом, при определении туризма используют три критерия:

- изменение места пребывания. Нельзя, например, считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды;

- кратковременность пребывание в новом месте. Это не должно быть местом постоянного или длительного проживания. За критерий оценки длительности пребывания принято, что приезжающий должен находиться в посещаемом им месте сутки и более, но менее 12 месяцев подряд. Тот, кто живет (или планирует жить) один год и более в определенном месте, считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;

- отдых как цель переезда. Целью поездки не должна быть трудовая или любая иная деятельность, оплачиваемая из какого-либо источника в посещаемом месте. Любое лицо, переезжающее на новое место для работы, оплачиваемой из любого источника в этом новом месте, считается уже не туристом, а мигрантом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны

Часто понятие «туризм» понимают в более широком смысле слова, включая в него временные выезды за рубеж не только ради отдыха, но и с деловыми целями: на научные конференции, для встреч с коллегами по бизнесу и т.д.

Глава I. История развития и становления туризма

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история началась задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, подпадают под категорию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии, как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс (1883-1963) считал, что это явление произошло синхронно (в течение, примерно 500 лет) в Китае, Индии, Персии, Палестине и Греции. Видимо, путешественники способствовали еще в середине I тыс. до н.э. созданию некоего единого ментального фона путем распространения передовых идей, выступая в качестве прообраза системы коммуникации.

Путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля и других мыслителей привели к интенсивному обмену научными знаниями и возникновению европейской философии. В значительной степени благодаря странствиям, Геродотом и Страбоном были написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антропологии.

Особо следует отметить влияние туризма на развитие экономики. В этой связи можно назвать имя китайского путешественника Чжан Циня, чьи дипломатические «туры» способствовали созданию Великого шелкового пути (с II в. до н.э.), что коренным образом повлияло на развитие межконтинентальной торговли, создав евразийское экономическое пространство.

Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы мировое экономическое пространство и в целом единая мировая цивилизация.

Основоположники мировых и субрегиональных религий также много странствовали: Сиддхартха Гаутама (Будда), Заратустра, Моисей, Конфуций, Махавира, Мани.

Еще в глубокой древности стал развиваться паломнический туризм, также способствующий интенсификации торговли, развитию инфраструктуры паломнических центров (Дельфы, Фивы), а также экономики не только этих городов, но и близлежащих регионов. Паломничество представляет собой путешествие к святым местам с конкретно определенными культовыми целями. Этим паломнические туры отличаются от культурно-исторических и религиозно-познавательных. В паломнических турах предельно сокращены или же совсем отсутствуют развлекательные программы, но при этом допускался и допускается оздоровительный и познавательный отдых.

В Киевской Руси появляются первые паломники – «калики перехожие», чей духовный подвиг (паломничество) приравнивался к ратному. Благодаря этим странствиям возник в русской литературе новый жанр – «хождений» или «хожений». В основном это были описания земель и народов по пути в Святую Землю. Но впоследствии в связи с ростом значимости российского государства стали появляться «Хождения» с описанием центрально- и западноевропейских стран. Сюда, например, нужно отнести описание западноевропейской жизни членами русской делегации, принимавшей участие во Флорентийском Соборе 1439г. Афанасий Никитин также приумножил знания о народах и странах от Каспийского моря до Индийского океана.

Нельзя обойти вниманием и спортивный туризм, зародившийся во времена Античности. В качестве исторических примеров можно привести не только Олимпийские игры Древней Греции, но и гладиаторские бои Древнего Рима, а также игры с мячом, которые были приняты во всех цивилизациях доколумбовой Америки.

Странствия всегда носили различный характер. Так, например, с незапамятных времен существовали нищие и бродяги, чьи толпы, сборища, процессии, шествия, порой массовые перемещения по деревенским дорогам и улицам городов рассматривались почти как стихийные бедствия. Благодаря этим «гощениям» вспыхивали пожары, совершались преступления. Города боялись этих визитеров-чужаков и прогоняли их при малейшей возможности. Но те, оборванные и покрытые паразитами, выйдя через одни ворота, тут же проникали в город через другие. Образ нищего странника как божьего посланца претерпел со временем серьезные метаморфозы. Уже в Средневековье их образ рисовался в виде ленивых и мерзких личностей, которые никак не могут вызвать чувство сострадания или, тем более, уважения.

Против бродяжничества и публичного нищенства принимались специальные законы. Бродяжничество стало преступлением в странах Западной Европы. Поэтому отнюдь не всякое перемещение, странствие может считаться туризмом или стоять у его истоков. Тем более к туризму нельзя отнести захватнические походы Тамерлана или Чингисхана. Ведь отличительной чертой туризма является его гуманный характер, что отмечается во многих международных документах, а на конференции 1988 г. в Ванкувере даже было принято «Кредо миролюбивого путешественника».

Глава II. Классификация туризма

Путешествия и туризм являются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный вид деятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни. Можно назвать имена многих известных путешественников: от Сыма Цяня и Геродота до Тура Хейердала и Юрия Сенкевича. Есть даже народ, у которого путешествие стало образом жизни – это цыгане. Встречаются и отдельные племена, ведущие, по преимуществу, кочевой образ жизни: африканские и аравийские бедуины, оленеводческие племена, населяющие север Евразии, кочевники-скотоводы в Монголии, в степях Казахстана, Тывы и др.

Туризм подразделяется на виды и разновидности. К видам международного туризма, согласно типологии, принятой Всемирной туристской организацией (ВТО), относятся: рекреационный, научный, конгрессный, специализированный, социальный, молодежный, «третьего» возраста.

К подвидам туризма можно отнести, например, активный и пассивный туризм. Активный туризм включает в себя и сафари, и альпинизм, и сплав на плотах по рекам, одной из его разновидностей можно назвать экстремальный туризм, обязывающий путешествующего иметь отличную спортивную форму и подготовку. К пассивному туризму можно отнести отдых на различных курортах, круизные путешествия, туры для всей семьи и т.п.

Путешествия также подразделяются по способам передвижения на пешие туры, маршруты с передвижением на животных, по железной дороге, на автобусах или в автомобиле, на лодках, плотах, катамаранах, парусниках и благоустроенных речных и морских лайнерах, а также авиатуры. К 2006 году человеком совершенно более 240 пилотируемых полетов в космос различной продолжительности. На Луне побывали 12 человек. Свыше 450 человек из 27 стран работали в космосе, многие совершили по два полета и более. А с весны 2001 года начался космический туризм. В общей сложности в околоземном пространстве люди провели более 35 человеко-лет.

К разновидностям туризма относятся путешествия, различающиеся по своим главным целям. Это могут быть туры оздоровительные, развлекательные, для удовольствия, познавательные, для отдыха, ознакомительные, а также экотуризм или деревенский (сельский), паломнический и ностальгический, ритуальный и кладоискательский, туры на места катастроф, секстуры и др.

В приведенной ниже таблице сделана попытка распределить виды туризма по классификационному признаку.

Классификационный признак

Виды туризма

1. Цель тура

1.1. Отдых

1.2. Спортивный отдых

1.3. Экзотический отдых

1.4. Деловой туризм

1.5. Обучение и/или повышение квалификации

1.6. Семейный туризм

1.7. Лечение

1.8. Экскурсионный тур

1.9. Шоп-тур

1.10. Паломнический тур

2. Географический принцип

2.1. Отечественный (российский тур)

2.2. Тур в страны СНГ

2.3. Тур в дальнее зарубежье

По классификации Всемирной туристской организации:

2.1. Внутренний тур

2.2. Внешний тур

3. Число участников тура

3.1 Индивидуальный тур

3.2 Семейный тур

3.3 Групповой тур

4. По способу передвижения

4.1. Пеший отдых

4.2. Морской круиз

4.3. Речной круиз

4.4. Автотуризм

4.5. Горнолыжный тур

4.6. Поездка на поезде (железнодорожный тур)

4.7. Смешанный тур

Глава III. Современная организация туристского бизнеса

Туристский бизнес становится возможным при формировании массового спроса и предложения на рынке туристических услуг.

Спрос на туристские услуги формируется за счет трех факторов.

Во-первых, потребность в организации индустрии досуга растет по мере повышения благосостояния, поскольку полноценный отдых (часто с элементами спорта) становится важной частью жизни обеспеченных людей. Вплоть до середины ХХ в. туристские поездки могла себе позволить только немногочисленная элита (аристократы и бизнесмены, высокооплачиваемые наемные работники и государственные служащие). По мере развития «общества всеобщего благосостояния» туризм стал доступен представителям не только высшего, но и многочисленного среднего класса.

Во-вторых, между условиями жизни в разных районах есть существенные различия с точки зрения возможностей для отдыха. С одной стороны, важную роль играют различия в погодных условиях: работать можно и при холодном климате, но отдыхать лучше при теплой погоде. С другой стороны, те люди, которые любят активный отдых, стремятся совместить отсутствие физического труда с получением новых знаний и впечатлений в наиболее приятной форме - путем личного осмотра различных достопримечательностей. Поэтому большой популярностью пользуются турпоездки, например, в те районы и страны, где сохранились старинные памятники архитектуры.

В-третьих, туристские поездки (особенно, на дальние расстояния) становятся возможными лишь при удешевлении транспортных расходов и при минимизации затрат на оформление документов, связанных с выездом в другой регион. До Первой Мировой войны оформление документов для переезда из одной страны в другую происходило достаточно быстро и легко, но сама оплата поездки была достаточно дорогой. Можно вспомнить Филеаса Фогга из романа Ж.Верна «В 80 дней вокруг Земли» , который в ходе кругосветной «турпоездки» потратил целое состояние, но ни разу не сталкивался с административными ограничениями при переезде из одной страны в другую. С начала ХХ века по мере развития транспорта, стоимость проезда стала быстро дешеветь, но зато все страны стали ужесточать визовый режим - затруднять выдачу разрешений на пересечение границ. Поэтому в наши дни кругосветная «турпоездка» по карману едва ли любому представителю среднего класса, но за 80 дней ее совершить нельзя из-за неизбежных бюрократических трудностей с оформлением виз.

Таким образом, после Второй Мировой войны сложились предпосылки для формирования уже не элитарного и стихийного, как ранее, а массового и организованного туризма. Желающие полноценно отдохнуть представители среднего класса нуждались в специалистах, которые помогли бы им организовать оформление виз, переезд к местам возможного отдыха и сам отдых. Высокий спрос на туристские услуги породил и их высокое предложение.

По мере развития массового организованного туризма сформировались две категории фирм, участвующих в организации туризма, — туроператорские фирмы и туристские агентства.

Туроператорские фирмы (туроператоры ) — это оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристской индустрии в одних регионах и группами людей, желающих стать туристами и живущих в других регионах. Для организации туристских поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро, действующими в местах, куда едут туристы. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.

Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся в организации туров с использованием специально оборудованных самолетов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов.

Эти фирмы могут организовывать путешествия в какую-либо одну страну или специализированные туры по нескольким странам.

Туристские агентства (турагенства ) — это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагенства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определенные наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристских оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.

Новой тенденцией в развитии туристского бизнеса стало формирование туристских корпораций — крупных предприятий, которые объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристских услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия различных отраслей промышленности, обслуживающих туристский бизнес, а также банковские, страховые и другие компании, и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.

Спрос на туристские услуги приурочен ко времени массовых отпусков, что ведет к аритмии туристского бизнеса (например, пик во время летних отпусков и «мертвый сезон» зимой). Чтобы снизить сезонную неравномерность, туристские фирмы используют разные приемы. Во-первых, они стремятся вести свою деятельность одновременно в разных странах с различными пиками отпусков (во Франции — осенью, в Болгарии — летом, в Индии — весной). Во-вторых, туристские фирмы предлагают клиентам большие скидки во внесезонное время, чтобы повысить спрос на свои услуги во время спада отпусков.

Глава IV. Развитие рынка туристских услуг в России

В России законодательной основой туризма является Гражданский кодекс РФ. Им регламентируется система туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма, а также обеспечиваются и защищаются экономические и личные права граждан.

В 1996 году был принят Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» . Этим законом определяются принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулируются отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий. Кроме того, этим Законом определяется порядок рационального использования туристских ресурсов России.

В Законе перечисляются и раскрываются основные понятия, связанные с туристской деятельностью. Указываются главные принципы и цели российского туризма, к которым относятся:

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

- охрана окружающей природной среды;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются «поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма».

В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы. Сегодня Россия имеет по-прежнему колоссальный туристский потенциал, но занимает пока скромное место на рынке туристских услуг. В конце 1990-х на нее приходилось менее 1% мирового туристского потока.

В настоящее время туристская индустрия в Российской Федерации развивается неравномерно и тяготеет больше к столичным городам. Так только Москва принимает порядка 80% туристов страны. В 2003 году доходы от иностранного туризма в целом по Российской Федерации составили 8373 млн. долл. США, а по Москве – свыше 4500 млн. долл. США.

Число зарубежных поездок москвичей – около 2,5 млн. человек. Число же зарубежных выездов жителей европейских столиц: Парижа, Лондона, Брюсселя, Копенгагена и др. – составляет от 40 до 60% жителей.

Жители Санкт-Петербурга тоже среди лидеров по числу зарубежных выездов. По оценке Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга, жители города и области совершили в 2006 году 460 тысяч туристских поездок за рубеж.

Приоритетные направления выезда граждан России в зарубежные туры очень сильно разнятся в зависимости от стран посещения. Так часть россиян едет навестить родственников и знакомых, некогда проживавших в бывшем СССР, а теперь проживает в СНГ и прибалтийских республиках. Многие бывшие советские немцы едут к своим родственникам в Германию, часть из них впоследствии эмигрирует. Польша, Китай и Турция – страны «челночного» бизнеса. Что же касается Болгарии и Испании, то в основном эти страны рассматриваются туристами из России как релаксационно-познавательные объекты.

По туристским прибытиям иностранных граждан в Россию мы отстаем от США, Франции, Италии в 20-30 раз. Почему же нашу страну посещает так мало туристов, ведь по опросам ВТО желающих посетить Москву и Санкт-Петербург насчитывается около 30 млн. человек? Ответ кроется в недостаточной развитости индустрии туризма. Не хватает гостиниц с европейским уровнем сервиса, нет отлаженной системы перевозок. Также высока и сезонность туризма.

Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство гостиниц, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4* - 5* находятся в совладении с иностранными компаниями или полностью ими управляются.

Около 40 российских отелей соответствуют категории 3* - 4*. На сегодняшний день большинство таковых акционированы и находятся в долевом владении государства или города.

Немаловажное значение для приема иностранных туристов имеет и подготовка кадров на должном европейском уровне, организация и пропаганда российских туристских центров, обеспечение надежной безопасности туристов и правового регулирования в области туризма, а также развитие средних и мелких гостиничных предприятий.

Следует заметить, что многие россияне никогда не бывали за границей, в то время как значительный процент российских туристов составляют «новые русские», многократно бывающие за границей. Среднестатистический житель России в силу ряда причин, и, в первую очередь, экономических, не может выезжать за рубеж 1 раз в 10 лет.

Неадекватно доходам россиян выросли транспортные тарифы. А если учесть наши расстояния, то становится очевидным, что все большее развитие будет приобретать региональный туризм, так как перемещение на дальние расстояния все более недоступной роскошью.

К тому же некоторые виды товаров и услуг по стоимости сравнялись с европейскими, в то время как доход большинства россиян меньше, скажем, среднеевропейского в 20-80 раз.

Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом, на ее обширной территории расположены уникальные природные объекты, многочисленные историко-архитектурные памятники. Однако развитие российского внутреннего туризма сдерживается рядом негативных факторов и обстоятельств:

· отсутствием комплексного взгляда на страну и ее отдельные регионы как на туристскую дестинацию[1] ;

· недостаточным развитием туристской инфраструктуры;

· узким ассортиментом предлагаемых туристских и сопутствующих услуг;

· недостаточно высокой платежеспособностью населения;

· слабой нормативно-правовой базой внутреннего туризма;

· отсутствием действенных механизмов регулирования и поддержки развития туризма.

Между тем многосторонний характер внутреннего туризма, тесно взаимосвязанный со многими сферами общественной жизни, может служить действенным инструментом стимулирования социально-экономического роста регионов. Внутренний организованный туризм оказывает влияние на все стороны регионального развития субъектов Российской Федерации, способствуя пополнению местных бюджетов, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, укреплении межрегиональных связей, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест.

Глава V. Туризм на современном этапе и перспективы его развития

Туристская индустрия в настоящее время – одна из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, создающая около 10% мирового валового национального продукта. По прогнозам ВТО, к 2010 году количество туристов в мире увеличится до 937 млн человек, благодаря чему объемы международного туристского бизнеса в денежном выражении составят 7,2 трлн дол. США, а Россия к 2020 году войдет в десятку самых популярных туристских направлений мира.

По данным Всемирной организации по туризму на 2000г, 62% международных туристских поездок совершались для отдыха, на деловой туризм приходилось 18%, остальные 20% — это посещение знакомых и родственников, религиозные цели (паломничество), лечение и т.д. В 2002 г. к примеру, путешествовало 900 млн. человек. Самый «непоседливый» народ в Европе – современные немцы. Они составляют до 80% иностранных туристов, посещающих Австрию, частые гости они в Испании, Турции, Югославии. К излюбленным маршрутам североамериканцев относится европейская классика – Рим, Париж, Амстердам.

Помимо коммерческого, во 2-ой половине ХХ в. активно стал развиваться социальный туризм. Его можно коротко охарактеризовать как гарантированный государством минимум в сфере отдыха, когда небогатые граждане совершают путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды. Задачей социального туризма является обеспечение качественного отдыха всем членам общества путем широкого вовлечения в сферу туризма малоимущих. Эта концепция наиболее активно используется сейчас во Франции и в Швейцарии, где фактически у всех граждан есть «право на туризм».

Развитие туризма связано с развитием глобализации — туризм является одновременно и ее порождением, и фактором ее дальнейшего развития. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга. Чтобы стимулировать развитие туризма, многие страны взяли курс на упрощение визового режима: например, в западноевропейских странах Шенгенской зоны действует единый визовый режим — получение визы в одну из этих стран дает туристу возможность «заехать» и в любые другие страны этой зоны.

В будущем увеличится доля межрегиональных (на дальние расстояния) поездок. Если к 1995 году она составляла 15%, то к 2010 году по прогнозам специалистов, увеличится до 25%. В первую очередь это объясняется совершенствованием и ростом безопасности индустрии туризма.

По данным ВТО, за последние 15 лет доходы от международного туризма увеличивались в среднем на 9% в год, достигнув в 2000 почти 500 млрд. долл.; несколько медленнее росло количество международных турпоездок — они росли в среднем примерно на 4,5% в год, составив в 2000 около 700 млн. человек. Прогнозируют, что к 2020 количество путешествующих превысит 1,6 млрд. человек, а доходы — 10 трлн дол. США.

К 2020 году ведущим туристическим направлением мира станет Китай, а следующими по популярности будут США, Испания и Гонконг (как самостоятельное от Китая направление). Лидерами выездного туризма станут Германия, Япония, США, Китай и Великобритания. При этом российский выездной туризм будет где-то на уровне 30 млн. человек, что ниже, чем в Великобритании более чем в 3 раза, а в Германии – в 5,5 раз.

К наиболее популярным видам туризма к 2020 году можно будет отнести: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический, а также круизы.

Время, которое люди выделяют на свой отдых, будет сокращаться, поэтому туристы будут искать туристский продукт, дающий максимум удовольствия в минимальный отрезок времени.

Заключение

Путешествия, а туризм считается одной из их разновидностей, сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. По мере того как совершенствовалось общество, становились более совершенными, разнообразными и комфортабельными виды путешествия. О туризме в современном его понимании можно говорить с момента возникновения первых цивилизаций. Но как массовое явление, как образ жизни миллионов людей, он воплощается в жизнь только в период индустриального общества.

Изучение истории развития туризма помогает лучшему усвоению тех или иных основополагающих исторических вех. И поступательное развитие туризма входит как необходимая составная часть в мировой исторический процесс. Можно констатировать, что на различных этапах истории путешествия и туризм сыграли колоссальную прогрессивную роль в развитии человеческого общества в целом, как стимулируя науку, развитие средств транспорта, торговлю, дипломатию, так и оказывая в целом позитивное влияние на ментальность людей.

В наши дни невозможно представить себе любой крупный город без туристов, как иностранных, так и отечественных. Туристская индустрия охватила не только Европу, но и большинство стран Америки, Азии, Африки, Австралию и даже Антарктиду. Туристы спускаются под землю (спелеологи, диггеры), покоряют горные вершины и даже стали летать в космос. Все сколько-нибудь крупные реки, акватории всех океанов и внутренних морей также входят в туристское пространство. Для туризма не существует возрастных ограничений, так как можно путешествовать, начиная с грудного возраста и до глубокой старости; стали создаваться специальные маршруты, в которых предусматривается участие инвалидов, причем среди них есть даже альпинистские.

Путешествия настолько прочно вошли в жизнь современного общества, что превратились в его неотъемлемую составную часть, став образом жизни. И какой бы мотивацией ни руководствовался человек, отправляясь в путешествие, он всегда будет сталкиваться с чем-то новым, интересным и неожиданным для себя. И не зря существует афоризм, что «отдых – это перемена деятельности». Он прекрасно применим к туризму, так как в основе любого вояжа лежит потребность получить от него максимума удовольствия и отдыха (пусть как перемены рода деятельности). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, пока существует человек, пока он работает, создавая и совершенствуя антропогенную среду обитания, ему будет необходим отдых, одной из разновидностей которого и являются путешествия.

Но туризм – это не только естественная, а теперь уже и само собой разумеющаяся часть жизни любого социума, это еще и «движитель» развития этого социума. Он оказывает существенное благотворное влияние на развитие экономики, совершенствует и социальную структуру общества, создавая новые рабочие места и, тем самым, борясь, в частности, с безработицей. Есть все основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал. Новые технологии – как в индустрии туризма, так и в сопредельных отраслях экономики – будут способствовать дальнейшему поступательному развитию, как путешествий, так и общества в целом.

Нельзя забывать о такой важной составляющей туризма, как укрепление политической стабильности. Туризм может развиваться только в мирных условиях. Войны, любые политические конфликты, гражданские разногласия, как и экономические кризисы и депрессии, препятствуют его развитию. Не случайно одним из главных положений «Кредо миролюбивого путешественника», принятого на конференции в Ванкувере в 1988 году, провозглашалось: «Предлагать руку дружбы всем, кого я встречу».

Очевидно, что туризм способствует формированию единого туристского пространства в масштабах всей Земли, что приводит к дальнейшей консолидации народов и государств.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 23.02.95 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

2. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Туризм: Нормативные правовые акты /Сост. Н.И. Волошин. – М., 1998.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм : Учебное пособие для вузов. - М., «Аспект Пресс», 2001.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм . - СПб., «Герда», 2004.

5. Борисов К.Г. Международный туризм и право. – М., 1999.

6. Гостиничный и туристический бизнес /под ред. А.Л. Чудновского. – М., 2000.

7. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2000.

8. Косолапов А.Б. География Российского внутреннего туризма. Учебное пособие. - М., «Кнорус», 2008.

9. Крючков Л.Л. История международного и отечественного туризма. – М., 1999.

10. Соколова М.В. История туризма. Учебное пособие. 4-е изд. - М., Изд. центр «Академия», 2007.

11. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. Аналитическая записка (под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова). СПб., Невский Фонд, 2004.

12. Умнов А. Из тени в свет перелетая… — Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003, № 4.

13. Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск, 1999.


[1] Дестинация (лат. destinacio – местонахождение) – 1. Территория, имеющая определенные географические границы. 2. Территория, обладающая привлекательностью для туристов.