Главная              Рефераты - Спорт

Рынок туристических услуг и его территориальная организация - курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА

дисциплина«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

Тема: « Рынок туристических услуг и его территориальная организация »

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 53 стр., 5 табл., 2 рис., 3 картосхемы, 26 использованных источников.

В курсовой работе рассмотрен туризм, как часть хозяйственного комплекса страны. Классифицированы туристические ресурсы. Дана характеристика составляющим индустрии туризма. Рассмотрена структура национальных туристических рынков, определены их типы. Охарактеризованы основные сегменты рынка спроса, определена географическая концентрация спроса туризма, выделены туристические потоки и зоны туристического спроса. Рассмотрена география мировых туристических потоков и индустрия туризма в Украине. Определены проблемы и перспективы развития туризма в Украине.

Туризм, туристические ресурсы, санаторий, рынок туристических услуг, рекреационный комплекс, туристические потоки, Крым, зоны отдыха, памятники, музеи, Карпаты, турпродукт, индустрия развлечений, пансионат, поход, гостиница, туристическое представительство, база отдыха, курорт, экскурсия, мировой туризм.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТУРИЗМ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ

2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

4. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

5. СЕГМЕНТАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

5.1 Характеристика основных сегментов рынка спроса

5.2 Территориальная дифференциация и концентрация спроса

5.3 Туристические потоки

5.4 Зоны туристического спроса

6. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ

7. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ

8. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Украина — страна с развитым туризмом, которую посещают туристы из Восточной Европы, а также Западной Европы, США и Японии. Начало массового туризма на Украине приходится на середину 19-го столетия.

Сфера туристических интересов на Украине включает как активные виды отдыха и спортивного туризма, типа скалолазания и горнолыжного спорта, так и путешествия с познавательными целями, где объектом познания является богатая археологическая и религиозная история страны.

Путешествие по Украине с туристской целью можно соединить и с пользой для здоровья. Издавна известны целебные курорты, которые расположены буквально во всех регионах Украины.

Цель курсовой работы – рассмотреть индустрию туризма, как часть хозяйственного комплекса страны. Выделить составляющие индустрии туризма, структуру национальных туристических рынков, характеризовать основные сегменты рынка спроса туристических услуг.

Задачи курсовой работы – определить проблемы развития туризма на Украине и определить меры для решения данных негативных ситуаций.

Курсовая работа состоит из восьми разделов.

В первом разделе определена связь индустрии туризма с хозяйственным комплексом страны.

Во втором разделе рассмотрена классификация туристических ресурсов, определены подходы к классификации туристических ресурсов.

В третьем разделе дано определение индустрии туризма. Рассмотрены составляющие туристской индустрии, кратко охарактеризованы.

В четвертом разделе раскрыта структура национальных туристических рынков и признаки, по которым она классифицируется, типология национальных туристических рынков.

Пятый раздел курсовой работы посвящен сегментации и территориальной организации рынка туристических услуг. В нем уделено внимание характеристике сегментов рынка спроса, территориальной концентрации спроса, зонам туристического спроса и туристическим потокам.

В шестом разделе рассмотрена география мировых туристических потоков. Определены лидеры по прибыли от туристической деятельности.

В седьмом разделе рассмотрена индустрия туризма на Украине.

Восьмой раздел непосредственно раскрывает задачи курсовой работы. В нем раскрыты следующие вопросы:

1.Основные причины торможения развития туризма.

2.Программа реформирования туриндустрии, в которую должны входить элементы, способствующие движению к устойчивому развитию туризма.

3.Основные моменты, необходимые для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках.


1. ТУРИЗМ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ

Индустрия туризма – это межотраслевой хозяйственный комплекс, специализирующийся на создании турпродукта, способного удовлетворять специфические потребности населения в проведении досуга в путешествии путем производства и реализации товаров и услуг туристического назначения [17].

Почему индустрия туризма определяется как межотраслевой комплекс? Межотраслевой комплекс является элементом функционально-компонентной структуры хозяйства и представляет собой интегрированную систему отраслей, производств и видов деятельности, объединенных общей целью и программой развития. То есть, межотраслевой комплекс (МК) как в материальном производстве, так и в сфере потребления, является целевым образованием, ориентированным на удовлетворение определенных общественных потребностей. В основе выделения МК лежат объективные системные функциональные, синергетические, эволюционные и управленческие связи. Общность цели – удовлетворение специфических потребностей туриста в отдыхе и впечатлениях, полученных во время путешествия, путем предоставления услуг и обеспечения товарами, которые сделают отдых комфортным. Способствуют осуществлению цели путешествия, объединяют разные отрасли и виды деятельности, как материального производства, так и непроизводственной сферы в межотраслевой комплекс, который характеризуется значительной взаимосвязью компонентов и взаимозаменяемостью элементов.

Межотраслевой комплекс индустрии туризма выделяется сложностью внутренней структуры, иерархией целей функционирования компонентов и элементов, разнообразием внешних и многоуровневостью внутренних комплексообразующих связей и организацией обслуживания.

Хозяйственные структуры, представленные хозяйственным и инфраструктурным комплексами данной территории и системой территориального управления, обеспечивающих преимущественно внешние системные связи данного МК. Как любая составляющая национального хозяйства, индустрия туризма потребляет энергию, обеспечивается топливно-энергетическим комплексом, сырьем и материалами (комплекс по производству конструкционных материалов), водой (водохозяйственный комплекс). Для непосредственного функционирования индустрии туризма необходима материально-техническая база, которая создается стройиндустрией, продукты питания, поставляемые АПК, транспортные средства и транспортная сеть, ремонтная и строительная база, трудовые ресурсы определенной квалификации. Итак, с одной стороны, хозяйственный комплекс территории способствует развитию индустрии туризма, а с другой, индустрия туризма влияет на развитие хозяйственного комплекса через создание спроса на определенные товары и услуги. Между хозяйством и индустрией туризма как его составной существуют тесные вертикальные и горизонтальные связи, (рис. 1.1).

Связи с хозяйством подразделяются по характеру, направлениям, интенсивностью и т.д. По характеру выделяют производственно-технологические, ресурсно-энергетические, организационно-управленческие, информационные связи. По направлению – прямые и обратные, по интенсивности – непосредственные и косвенные. Наличие прямых и обратных непосредственных связей позволяет выделить отрасли производства, которые непосредственно влияют на развитие и функционирование туристской сферы. Для обеспечения этого функционирования возможно создание организационно-производственных структур, своего рода «функциональных каналов», с помощью которых действует эта связь: народные промыслы – сувенирная торговля (общегородская и в гостиницах); АПК – объекты питания (общего и закрыта сеть); строительство – объекты туристской инфраструктуры; сфера обслуживания, другие отрасли непроизводственной сферы и инженерная инфраструктура общего пользования – объекты индустрии туризма; транспорт и транспортная сеть – транспортные услуги индустрии туризма.

Рис. 1.1. Связь индустрии туризма с хозяйственным комплексом территории [11]

Три первые выполняют производственно-снабженческие функции и могут иметь масштабные связи, охватывающие значительную территорию. Они формируют региональные территориально-хозяйственные системы того или иного таксономического уровня в зависимости от разветвленности, дальности связей и состава объектов. Объекты четвертого «канала» локализованные на определенной территории (населенный пункт, агломерация), они напрямую задействованы в туристской сфере и формируют местные (или локальные) территориально-хозяйственные системы. Транспорт входит в обе системы, связывая их в единую хозяйственную систему страны, в состав которой включаются также производство, обеспечивающее функционирование всего народного хозяйства. Они связаны с индустрией туризма в основном опосредованными через производство первой группы связями, а также непосредственными прямыми и обратными связями. Например, машиностроение выпускает транспортные средства, используемые в туризме. Комплекс по обеспечению конструкционными материалами и сырьем поставляет свою продукцию индустрии туризма как непосредственно (моющие средства – химическая, мебель – деревообрабатывающая), так и через другие отрасли (металлические конструкции используются стройиндустрией, продукция химической промышленности – в сельском хозяйстве, других отраслях), его продукция широко используется в народных промыслах и соизмеримом производстве. Топливно-энергетический комплекс, поставляющий энергию всему народному хозяйству, за инженерные коммуникации обеспечивает и индустрию туризма [11, с.138].


2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация является научно – методическим приемом по упорядочению информации по определенному признаку.

В «Туристский терминологический словарь» приведено такое толкование туристических ресурсов [17]: «Ресурсы туристские – природные, исторические, социально-культурные объекты, с объектами туристического показа включительно, а также другие объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать восстановлению и развитию их физических сил, то есть доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет законодательно наложенных ограничений. Природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые имеют комфортные свойства и потребительскую стоимость для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в определенное фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей ... ». Как видим, трактовки понятия «туристические ресурсы» достаточно широко, а номенклатура туристических ресурсов практически безгранична.

Туристические ресурсы – это те объекты природы, истории, культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы при создании и реализации туристского продукта. Туристические ресурсы – это часть туристско-рекреационного потенциала определенной территории, которая включена в состав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью. Туристические ресурсы являются отчасти мотивационной основанием для выбора определенного турпродукта (по виду, направлением, сезоном и другим признакам). Понятие «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы» используются как синонимы, поскольку туризм является мобильной формой рекреационной деятельности. Именно наличие и территориальная локализация, прежде всего природных и культурно-исторических ресурсов определяет туристско-рекреационную специализацию определенных территорий.

Разнородность туристических ресурсов вызывает необходимость их классификации. Классификации туристических ресурсов можно применить следующие подходы:

1.Сущностный (по предметной сущностью ресурса).

2.Деятельностный (по характеру использования в туризме).

3.Аттрактивным (по мере и форме привлечения к туристической деятельности).

4.Ценностный, основанный на уникальности данного ресурса.

5.Функциональный, основанный на неповторимости туристических условий и ресурсов в сочетании с комплексностью их использования.

6.Эколого-экономический (за потребительной стоимостью ресурса).

Согласно предметно-сущностному подходу туристические ресурсы делятся на:

●природно-рекреационные (климат и распределение его составляющих в течение года, побережье морей и океанов, акватории водоемов и рек, минеральные источники, живописные ландшафты, национальные природные парки и т.д.);

●культурно-исторические, куда относятся археологические, архитектурные памятники, достижения истории и культуры прошлого и современные архитектурные и техногенные шедевры.

Деятельностный подход позволяет классифицировать ресурсы по социально-экономической сущности, стоимостными и трудовыми признаками:

●туристические блага, наличие которых не зависит от человеческой деятельности. Это природно-рекреационный потенциал территории, представленный благоприятным для отдыха в любое время года климатом, живописными пейзажами, другими природно-географическими условиями;

●туристические ресурсы, включающие объекты, созданные человеческим трудом (памятники истории, культуры, архитектуры, музеи и т.д.) и объекты, к которым прикладывается человеческий труд в целях поддержания их аттрактивных качеств (пляжи, национальные парки и т.д.);

●туристическая инфраструктура, представленная предприятиями размещения, питания, транспорта, экскурсионного обслуживания и проведения досуга.

Первые две группы обусловливают абсолютные преимущества определенных территорий в развитии туризма и составляют мотивационную основу для поездки, а третья группа способствует комфортности путешествия, создавая условия потребления турпродукта.

По аттрактивности в туристическую деятельность можно выделить:

●объекты показа, которые включают в состав турпродукта и используют как элементы программного обеспечения туров;

●объекты досуга, которые могут представлять как программное обеспечение, так и входить в состав дополнительных услуг в местах отдыха.

На основании ценностного подхода различают мировое культурное и природное наследие и национальное культурно-историческое и природное достояние. Понятие культурного и природного наследия формировалось на протяжении второй половины XX в. и оформилось принятием в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. В качестве культурного наследия Конвенцией определены памятники истории и художественного творчества, их ансамбли и памятные места. К природному наследию относятся памятники природы и территории, являющейся ареалами распространения видов животных и растений, находящихся под угрозой уничтожения.

Функциональный подход к классификации туристических ресурсов основан на комплексном характере туристического потребления и туристической деятельности по производству турпродукта[5, с 17].


3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Индустрия туризма – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [13, c.195].

Рассмотрим подробнее составляющие туристской индустрии.

Наиболее важной составляющей индустрии туризма является гостиничная индустрия. Туризм невозможен при отсутствии средств размещения туристов. Гостиничная индустрия является основой системы гостеприимства. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения. К коллективным средствам размещения туристов относятся гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов. Гостиницы – главный классический тип предприятий размещения туристов. Одним из основных признаков гостиниц следует отметить наличие номеров. Гостиницы предоставляют перечень обязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи [2, c.27].

Специализированные заведения также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Специализированные заведения предоставляют места для ночлега, но функция размещения туристов не является для них главной. Примерами таких заведений служат оздоровительные учреждения (санатории, реабилитационные центры), лагеря труда и отдыха, общественные средства транспорта, оборудованные спальными помещениями (поезда, суда).

Индустрия питания: Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания (предприятие индустрии гостеприимства, специализирующееся на приготовлении блюд и напитков, обслуживании и предоставлении пищи гостям) [7, с.153].

Классификация предприятий питания выполняется по многим признакам. По признаку связности выделяют предприятия, объединенные в цепи (МакДональдс), и предприятия, работающие самостоятельно. В зависимости от ассортимента: предприятия комплексные, универсальные, специализированные. В зависимости от обслуживаемого контингента: могут работать с постоянным контингентом (предприятие питания при гостинице, санатории и т.п.) и с переменным контингентом (городской ресторан). В зависимости от метода обслуживания: предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; предприятия самообслуживания; предприятия смешанного обслуживания.

Система общественного питания образуется ресторанами различной классности, барами, кафе и столовыми, пунктами быстрого питания и самообслуживания.

Инфраструктура туроперейтинга представлена организаторами туризма, к которым относятся два вида предприятий сферы туризма: туроператор и турагент.

Туроператор – юридическое или частный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта [13, c.195].

Выделяют 4 вида туроператоров: массового рынка, специализированного сегмента рынка, внутреннего рынка и внешнего рынка.

Туроператоры массового рынка – наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.

Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.

Туроператоры внутреннего рынка продают турпакеты внутри страны проживания, т.е. организуют туры по своей стране.

Туроператоры внешнего рынка продают турпакеты в разные страны.

На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.

Инициативные операторы – операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими операторами или напрямую с поставщиками услуг. Их отличие от турагентств заключается в то, что они занимаются комплектацией турпродукта, состоящего из не менее чем 3-х услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта [8, с.72].

Внутренние туроператоры – туроператоры на приеме, т.е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово- развлекательными учреждениями и т.д.).

Транспортная инфраструктура туризма: транспортные организации, занимающиеся туристскими перевозками. Система перевозок, исключая пешее перемещение туристов, определяется уровнем технического прогресса и стабильно формируется на основе использования:

●животных – слонов, верблюдов, лошадей, ослов, собак;

●наземных механических средств передвижения – велосипед, автомобиль, автобус, железная дорога;

●воздушных средств передвижения;

●водных – лодки, плоты, речные и морские наводные и подводные суда.

Перевозчики разделяются на основных и вспомогательных. По этапам работ можно выделить:

●трансфер, чаще всего автобус, доставка туристов к основному перевозчику, в отель от терминала аэропорта, вокзала и аналогичные операции на пути возвращения туристов на родину;

●перевозки туристов на дальнее расстояние к месту назначения;

●перевозки на автобусных или железнодорожных турах по маршруту, где этап перевозки является неотъемлемым и главным элементом тура, а средство перевозки является местом ночевки, сюда следует отнести и круизные маршруты;

●перевозки на экскурсионных маршрутах (по городу, в тематических парках и т.д.);

●грузовые перевозки для шопинг туров.

Индустрия развлечений: одной из целей путешествий людей являются развлечения.

Развлечения, активные и пассивные, – непременный элемент тура и зависят от направленности и вида путешествия. Перечень видов развлечений зависит также от национальности туриста, его традиций и привычного ему образа жизни. Есть и общие виды развлечения, легко воспринимаемые любыми группами туристов.

Чаще всего развлечения построены на организации экскурсий на объекты туристского интереса – музеи, исторические памятники, обзорные экскурсии по городу или местности, наблюдение природных явлений или красивых ландшафтов, иные познавательные или развлекательные мероприятия (посещение магазинов и игорных заведений).

К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях: цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы, парки отдыха и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культурой (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий.

Кроме того, составляющими индустрии туризма являются:

●учебная инфраструктура туризма – учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии;

●органы управления туризмом – государственные учреждения, в функции которых входит управление развитием туризма в стране и регионах;

●научная инфраструктура туризма – научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма; предприятия по производству товаров туристского спроса;

●торговая инфраструктура туризма – предприятия розничной торговли по продаже товаров туристского спроса;

●инфраструктура производственная – комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производства туристских услуг, – транспорт, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения и пр.

●информационная инфраструктура – системы бронирования и резервирования мест, информационные и рекламные службы.


4. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

туризм хозяйственный ресурс спрос

Туристические ресурсы - это те объекты природы, истории, культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы при создании и реализации туристского продукта. Туристические ресурсы - это часть туристско-рекреационного потенциала определенной территории, которая включена в состав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью. Туристические ресурсы являются отчасти мотивационной основанием для выбора определенного турпродукта (по виду, направлением, сезоном и другим признакам). Понятие «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы» используются как синонимы, поскольку туризм является мобильной формой рекреационной деятельности. Именно наличие и территориальная локализация, прежде всего природных и культурно-исторических ресурсов определяет туристско-рекреационную специализацию определенных территорий[3].

Структура туристского рынка определяется классификационными признаками туризма как общественного явления и спецификой туристической деятельности.

Туристический рынок делится на рынок потребителей-туристов (рынок спроса) и рынок производителя (рынок предложения), поскольку эти две составляющие являются ключевыми в функционировании рынка[3, с. 8].

Рынок потребителя турпродукта структурируется по многим признакам. На первом месте следует рассматривать цель путешествия. Цель является конкретной реализацией мотивации к туристической поездки, в которой отражается потребность в отдыхе, реализованная как запрос на конкретный турпродукт.

Структура классифицируется по следующим признакам:

1.Цель поездки, которая определяет вид туризма. По данным ВТО, распространенной целью путешествия является желание отдохнуть и развлечься (60% от общего потока путешественников). Эта цель реализуется следующим видам туризма: рекреационный, «зеленый туризм», экологический, охота и рыболовство, спортивно-оздоровительный туризм, этнический, деловой или бизнес-туризм, спортивный, с религиозной целью.

2.Форма организации определяет как характер производства турпродукта, так и его потребления: самодеятельный туризм, плановый или организованный туризм.

3.По государственному признаку туризм подразделяют на внутренний, который предусматривает поездки в пределах страны постоянного места жительства и международный, предусматривающий пересечения государственной границы.

4.Сезон и срок пребывания определяет ритмичность работы на том или ином рынке и основывается на естественных особенностях конкретной местности.

5.Класс обслуживания определяется набором услуг, организацией обслуживания и зависит от покупательной способности потребителя. Выделяют классы «VIP», «люкс», «высший», «первый», «туристический» и «кемпинг».

6.Способ путешествия: пешеходный или с использованием транспортных средств. Соответственно каждый из них имеет свою дальнейшую классификацию, например, по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный и др.); по распространенности в использовании (традиционные и экзотические транспортные средства), по формам организации транспортных путешествий (линейные или чартерные).

7.По форме расчетов, влияющих на характер отношений турист-фирма, могут быть с полной оплатой самим туристом, с частичной оплатой (льготные, например, групповые скидки на транспорте) или социальные (бесплатные для туриста с оплатой за счет профсоюзов, фондов и т.п.).

8.Масштабы деятельности определяют классификацию по территориальному признаку. Мировой туристический рынок делится на макрорегиональные и субрегиональные туристические рынки. Региональные рынки туристических услуг в свою очередь состоят из национальных рынков, а национальные - из местных.

В целях формируется и предложение на рынке производителя, поэтому рынок предложения может быть структурирован по тем же признакам, что и рынок спроса.

Типология национальных туристических рынков основывается на следующих принципиальных положениях:

1.Рынок туристических услуг является производной от социально-экономического развития страны, поскольку индустрия туризма является составляющей национальной экономики и ее развитие напрямую зависит от уровня развития всего хозяйства.

2.Интенсивность деятельности на рынке туристических услуг зависит от степени развития рыночных структур, поскольку субъекты туристического рынка представлены в значительной мере малым и средним бизнесом, который требует эффективной поддержки путем правового и финансового регулирования деятельности.

3.Интегрирование национального туристического рынка в мировое туристическое пространство зависит от степени развития туризма в определенной стране, основанного на определенном уровне и стиле жизни населения как результате совокупного действия глобальных тенденций и этно-культурных особенностей данной страны.

Поэтому в основу типологии туристических рынков положена типология стран мира по их месту в мировой экономике и международных отношениях, которая включает определенные принципы и является общепризнанной [6, 14, 15].

Типологическими признаками национального туристического рынка являются: комплексно-пропорциональное развитие индустрии туризма, ее ориентированность на участие в международных туристических связях и характер этих связей.

Согласно типологических признаков типология национальных туристических рынков мира выглядит следующим образом (+ наличие признака; – отсутствие признака, – / + – развитие) - таблица 4.1.

Таблица 4.1. Типологические признаки национальных туристических рынков [22].

Тип социально – экономического развития Сформи-рованность Рыночные структуры Индустрия туризма Экспорт / импорт тур. усл. Страны. Типичные представители
1.1. Постиндустриальные + Высокий Высокая и стабильная Импорт США, Япония, Великобритания
1.1. Постиндустриальные + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Франция, Италия, Канада
1.2. Экономически высокоразвитые + Высокий Высокая и стабильная Импорт Нидерланды, Скандинавские страны
1.2. Экономически высокоразвитые + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Австрия, Швейцария
1.3. Страны «переселенского капитализма» + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Австралия, Новая Зеландия, Израиль
2.1. Среднеразвитые + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Испания, Португалия, Греция, Турция
2.2. Страны новой индустриализации + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия
2.3. Страны переходной экономики + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия
2.3. Страны переходной экономики –/+ Развитие Невысокая Импорт Россия, Украина, Казахстан
2.3. Страны переходной экономики –/+ Развитие Невысокая Экспорт Болгария, Румыния
3.1. Страны экспортеры нефти –/+ Развитие Невысокая Импорт Саудовская Аравия, Йемен, Оман
3.1. Страны экспортеры нефти –/+ Развитие Невысокая, стабильная Экспорт Кувейт, Иран, Ирак, Алжир, Ливия
3.2. Малые островные страны с высокой прибылью + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Барбадос, Багамы, Сейшелы, Бермуды
3.3. Среднеразвитые страны Невысокая или отсутствует Невысокая, нестабильная Экспорт Страны Центральной Америки, Индия
3.4. Менее развитые страны Отсутствует Невысокая, нестабильная Экспорт Страны Центральной Африки
4.1. Страны с централизованно управляемой экономикой с элементами рынка –/+ Развитие Невысокая Экспорт Китай
4.2. Страны централизованной плановой экономики –/+ Развитие Невысокая Экспорт Куба

Обобщив типологические характеристики можно выделить следующие типы (А, Б, В, Г) и подтипы (а, б, в) национальных туристических рынков:

А.ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ:

а) страны высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщиками туристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны);

б) стран высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, преимущественно принимающих туристов (Италия, Австрия, Израиль).

Б.СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ:

а) стран среднего уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, которые преимущественно принимают туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр);

б) новые индустриальные страны, ориентированные на развитие иностранного туризма (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия);

в) страны переходного типа экономики с развитой рыночной структурой, где преобладает международный туризм экспортного направления и которые в основном принимают туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения).

В.РЕФОРМИРОВАННЫЕ:

а) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры, где преобладает международный туризм экспортного направления, преимущественно принимают туристов (Болгария, Румыния);

б) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры и где преобладает международный туризм импортного направления, которые преимущественно поставляют туристов (Россия, Украина, Казахстан, Закавказские страны);

в) страны централизованно управляемой экономики с элементами рыночной, которые ориентированы на активизацию участия в международном туризме за счет наращивания экспорта туристических услуг (Китай).

Г.АККУМУЛИРУЮЩИЕ:

а) развивающиеся страны со средними возможностями экономического развития, ориентированными на усиление участия в международном туризме за счет наращивания экспорта услуг (Индия, Египет, Тунис);

б) развивающиеся страны, с доминированием иностранного туризма, которые принимают туристов и где туризм является одной из ведущих отраслей экономики (Танзания, Барбадос);

в) страны плановой экономики, поддерживающие туризм как традиционную отрасль хозяйства не расширяя участия в мировом туристическом процессе (Куба);

г) наименее развитые страны, практически не принимают участия в международном туризме, а экспорт услуг связан с действием иностранного капитала (большинство стран Центральной Африки).


5. СЕГМЕНТАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

5.1. Характеристика основных сегментов рынка спроса

Сегментация рынка туристического спроса или его структурирование по комплексу признаков в соответствии с потребностями анализа основывается преимущественно на четырех основных принципах – географическом, демографическом, психографическом и поведенческом.

Разделение по географическому принципу предполагает: группировка потребителей по месту жительства (регион, страна, местность, тип населенного пункта, его величина и функции), для определения транспортно-географического положения поселения в системах расселения разного порядка, что позволяет установить туристическую доступность для потребителя предлагаемого турпродукта, по мере связанности места жительства с основными центрами концентрации предложения. Обязательно также следует учитывать природные особенности постоянного места жительства потребителя (климат, ландшафты). Географическая принадлежность большой мере влияет на формирование потребностей и мотивацию к путешествиям, даже на выбор конкретных признаков турпродукта, поскольку окружение, в том числе и природное, формирует человеческое сознание, восприятие, вкусы и предпочтения, что сказывается на поведении потребителя.

На основе демографического принципа рынок туристского спроса сегментируют по возрасту, полу, семейному положению, определенным жизненным циклам семьи и другим параметрам.

В соответствии с запросами каждой потребительской группы формируются сегменты молодежного туризма, туризма людей среднего и «третьего возраста».

Молодежный туризм охватывает потребителей 30 лет, имеющих наибольшую туристскую активность, свободное время для занятий туризмом и спортом. Они часто совмещают эти запросы, их требования к уровню комфорта и класса обслуживания сравнительно невысокие, поскольку ограничены доходами. Это предполагает спрос на недорогие туры с активным проведением досуга. Этот сегмент в развитых странах составляет до 40% туристического рынка.

В соответствии возрастными различиями в его пределах выделяют детский или школьный туризм и собственно молодежный.

Потребительский туристический сегмент людей среднего возраста еще более сложный по мотивации и требует всегда дополнительной стратификации. К этой категории относятся люди в возрасте 30-50 лет, т.е. в основном экономически активное население. В этом сегменте превалирует семейный туризм, чем и обусловлена специфика запросов (сезон и срок путешествия, его характер, удаленность, уровень комфорта и т.п.). Этому сегменту присуща четко выраженная сезонность, связанная с соотношением рабочего и свободного времени. Как результат, формируются запросы с ориентацией на оздоровление детей во время каникул, влияющие на формирование массовых туристических потоков.

Сегмент людей «третьего возраста» (более 50 лет) характеризуется преимущественно нестандартностью спроса, высокими требованиями к комфорту. Они посещают курорты не в сезон, хотя и положительно реагирует на сезонные льготы, предъявляют требования неспешности и информативной насыщенности путешествия.

Социодемографические признаки положены в основу сегментации, предложенной ВТО – это сочетание уровня доходов и уровня образования. Выделяют четыре сегмента.

Первый сегмент объединяет людей со средним и относительно низким уровнем доходов (мелкие служащие, представители малого бизнеса), целью поездки которых является отдых, чаще всего на море. Они путешествуют на незначительные расстояния (до ближайшего побережья), а выбор конкретного места отдыха зависит от уровня цен. Этот сегмент вообще очень чувствителен к колебаниям цен и требовательный к качеству услуг и товаров, которые они получают за эту цену. Это наиболее многочисленный сегмент, который составляет основу массового туристического потока.

Второй сегмент включает лиц с уровнем доходов выше среднего, с высшим или средним специальным образованием (врачи, адвокаты, ученые, управленцы высшего звена, государственные служащие). Целью путешествия для данного сегмента является сочетание активного отдыха с познавательной деятельностью (причем второй мотив превалирует). Путешествуют часто раза в год (например, летом отдых на морском побережье, зимой – на горнолыжном курорте) семьей или в кругу друзей. Преобладают путешествия на дальние расстояния, а выбор конкретного места продиктован познавательным интересом, поэтому могут мириться с отсутствием привычного комфорта ради достижения познавательной цели, но выдвигают значительные требования к информационной насыщенности тура.

Третий сегмент – лица с высоким уровнем доходов и высшим образованием (мощный бизнес). Для этого сегмента основной целью поездки является смена впечатлений, поэтому преобладают далекие, часто экзотические путешествия. Превалируют индивидуальные путешествия среди людей среднего возраста, и групповые – среди лиц «третьего возраста».

Четвертый сегмент включает людей с различным доходом, путешествующих за счет сбережений. Это высокообразованные лица, отправились в путешествие для изучения другого образа жизни, поэтому эти путешествия дорогие и длятся достаточно долго.

Выделяют сегменты потребителей по принадлежности к определенному общественному классу, поскольку это в значительной мере определяет стиль жизни и соответствующее отношение к туризму.

Типичной классификацией по стилю жизни является разделение на такие сегменты (таблица 5.2.)

Таблица 5.2. Сегментация рынка потребителей по стилю жизни [11]

Тип Сегменты Характеристика
Ограниченные честолюбивые люди с незначительными доходами, ограниченные в доходах, которые не смирились с ограничениями, которые на них накладывает бедность и по возможности желают придерживаться престижного стиля жизни. Путешествуют иногда за счет сбережений, выдвигая запрос на дешевые туры, часто пользуются услугами социального туризма
те, которые смирились практически не пользуются организованной формой туризма, иногда посещают родственников
Среднее большенство основные потребители консерваторы, поведение которых ориентировано на надежность, потому и отдают предпочтение имиджу туристической фирмы, ориентируются на ее предложения
те, которые достигли успеха уверенные в себе люди, которые, в том числе и через туризм, стремятся закрепить полученный статус, подчинены действию факторов престижа и моды
те, которые стремятся к успеху в основном амбициозные люди, «борцы» с активной жизненной позицией, которые стремятся к определенному статусу, в том числе используя туризм, часто собирая деньги на нестандартные туры, выдвигают требования качества и комфорта
Новаторы реформаторы луди, материальный и культурный уровень которых позволяет им быть независимыми в своих желаниях и требованиях, в том числе и к туризму. Формируют элитные запросы, чувствительны к новациям, могут мириться с отсутствием комфорта ради реализации мечты, но выдвигают требования к полному обеспечению этой мечты
переходные те, которые переходят с одного культурного слоя в другой и стремятся закрепить этот переход при помощи туризма, формируют нестандартный спрос, чувствительны к новациям

Тип личности (импульсивный, конформистский, авторитарный, честолюбивый) влияет на характер запросов, потребительское поведение, решение о покупке того или иного турпродукта.

По типу личности, определяется требования к турпродукта на рынке туристского спроса, выделяют шесть сегментов:

S-тип – отдыхающий, предпочитает пассивный отдых у моря, спокойствие и комфорт.

F-тип – турист, который более всего предпочитает смену впечатлений, поэтому предпочитает путешествовать на дальние расстояния и только туда, где «кипит жизнь», где есть общество, удовольствие, флирт.

W-1-тип – любит лесные прогулки и походы, предпочитает активный отдых, во время которого стремится поддерживать хорошую физическую форму, но профессионально спортом не занимается.

W-2-тип – в отличие от предыдущего – более спортсмен, чем любитель, поэтому при выборе тура ориентируется на возможность заниматься любимым видом спорта.

А-тип – любит риск, приключения, стремится к новым острым впечатлениям, испытаниям.

В-тип – любознательные туристы, путешествующие с просветительской целью, и основой путешествия является ознакомление с достопримечательностями. В пределах типа выделяют три разновидности:

●«эксперты», что «коллекционируют» достопримечательности, которые они посетили,

●«эмоциональные любители культуры и природы», стремятся их увидеть и получить от этого наслаждение,

●«специалисты», стремящиеся не только увидеть, но и углубить свои знания в определенных направлениях культуры.

Потребителей разделяют на сегменты:

●по отношению к турпродукту или товару (положительное, отрицательное);

●по степени его восприятия (не проинформирован, информирован, заинтересован, желающий приобрести);

●по интенсивности и стилю потребления (регулярно, изредка);

●по преимуществами (качество, экономичность, комфортность, безопасность);

●по степени преданности тому или иному виду туризма (хобби, увлечения, обычное любопытство);

●что влияет на потребительский статус (регулярный потребитель, начинающий, потенциальный, бывший);

●решение о приобретении определенного тура в той или иной туристической фирме.

Выделяют следующие сегменты туристического рынка: познавательный, спортивно-оздоровительный, отдых и развлечение, курортно-лечебный, деловой, религиозный, учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и их потребление является сложным, многофакторным процессом с возможным вариативным результатом. Обобщая процесс формирования спроса на рынке туристических услуг, можно выделить по характеру спроса три основных сегмента: массовый, нестандартный и элитарный. Массовый характеризуется определенным стандартом спроса: отдых, оздоровление, положительные эмоции, предусматривающий значительное количество развлечений, небольшие физические и познавательные нагрузки. Превалируют организованные недорогие путешествия, гарантирующие привычные комфортные условия, на незначительные расстояния – до ближайшего курорта, с которым к тому же удобное сообщение. Определение нестандартного сегмента основывается на избирательности запросов (к месту, способу проведения досуга, его форм). Такой подход зависит, прежде всего, от личных предпочтений. Превалируют эксклюзивные индивидуальные путешествия с широким использованием углубленной и специализированной туристско-экскурсионной информации.

Потребители сегмента, который можно отнести к элитарному, еще более нацелены на удовлетворение нестандартного спроса, в основном обусловленного собственным хобби. В путешествии превалирует познавательный мотив, что обусловливает высокие требования не только к комфортности и качеству обслуживания, но и к содержательному наполнению экскурсионных и досуговых программ в соответствии с индивидуальными требованиями[11].

5.2 Территориальная дифференциация и концентрация спроса

На сегодня, помимо общего отставания развития рекреационно-туристической сферы Украины от подобной отрасли многих стран мира, существует довольно существенная дифференциация различных территориальных единиц страны по уровню развития санаторно-курортной и туристической деятельности. Существующее состояние развития индустрии отдыха и туризма в пределах Украины различается по каждому региону (АР Крым, административные области, г.Киев, г.Севастополь) страны [10]. По количеству обслуженных туристов впереди выделяется г.Киев, далее идет Автономная республика Крым, затем Одесская область, а также г.Севастополь, Львовская, Херсонская, Запорожская, Донецкая, Харьковская области. Меньше обслуженных туристов в таких регионах как Житомирская, Черниговская и Сумская области (Картосхема 5.1. А). Наибольшее количество обслуженных экскурсантов отслеживается в Автономной республике Крым, а также г.Севастополь и г.Киев, далее следуют такие регионы как Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Херсонская и Запорожская области. Соответственно, меньше экскурсантов было в Сумской и Ровенской областях, а также Черниговской, Житомирской, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской, Николаевской и Донецкой областях.

Учитывая имеющиеся данные, все области Украины можно объединить в определенные группы по количеству обслуженных туристов [9]:

1.Наиболее развитые: г.Киев.

2.Развитые: АР Крым, Одесская область.

3.Средне развитые: г.Севастополь, Львовская , Херсонская, Запорожская, Донецкая, Харьковская, а также Закарпатская, Волынская, Николаевская, и Днепропетровская области.

4.Слабо развитые: Луганская, Полтавская, Кировоградская, Киевская, Винницкая, Хмельницкая, Ровенская, Черновицкая, Ивано-Франковская области.

5.Неразвитые: Тернопольская, Черкасская области.

Картосхема 5.1. Развитие А- туризма; Б- санаторно-курортного лечения в Украине [11]


6.Отсталые регионы: Сумская, Черниговская, Житомирская области.

По количеству обслуженных экскурсантов следует выделить следующие группы:

1.Наиболее развитые: АР Крым.

2.Развитые: г.Киев, г.Севастополь.

3.Средне развитые: Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Херсонская, Запорожская, также Одесская, Харьковская, Полтавская, Винницкая области.

4.Слабо развитые: Винницкая, Днепропетровская, Луганская области.

5.Неразвитые: Тернопольская, Черновицкая, Хмельницкая, Житомирская, Черниговская, Кировоградская, Николаевская, Черкасская, Донецкая.

6.Отсталые регионы: Сумская, Ровенская области.

Санаторно-курортное лечение также развивается весьма неравномерно на территории Украины (Картосхема 5.1. Б). По количеству коек в санаторно-курортных учреждениях опережают всех АР Крым, Одесская, Донецкая области. Наиболее отстают такие регионы как: г.Севастополь, Сумская, Кировоградская, Житомирская, Хмельницкая, Ровенская, Тернопольская, Ивано-Франковская и Черновицкая области. По количеству оздоровленных иностранных граждан опережают других такие области как Львовская, Одесская и АР Крым. Значительно отстают от других Черновицкая, Сумская и Кировоградская области.

5.3 Туристические потоки

Государственная служба туризма и курортов приводит официальную статистику, что в 2009 году Украину посетили 20,8 млн. въездных (иностранных) туристов, что на 18%, или на 4,6 млн. человек меньше, чем в 2008 году. Как говорится в сообщении Министерства культуры и туризма со ссылкой на данные Государственной пограничной службы [21], в то же время, в позапрошлом году количество выехавших за рубеж украинских туристов составило 15,3 млн. человек, что на 1,1%, или на 164,6 тыс. человек меньше, чем в 2008 году (Таблица 5.3.).

Таблица 5.3. Динамика туристических потоков в Украине за 2000-2009гг. [25].

Год

Количество граждан Украины, выезжавших за границу - всего*

(чел.)

Количество иностранных граждан, посетивших Украину - всего*

(чел.)

Из общего количества туристов:**

Количество экскурсантов**

(чел.)

иностранные туристы

(чел.)

туристы-граждане Украины, выезжавшие за границу

внутренние туристы

(чел.)

2000 13422320 6430940 377871 285353 1350774 1643955
2001 14849033 9174166 416186 271281 1487623 1874233
2002 14729444 10516665 417729 302632 1544956 1991688
2003 14794932 12513883 590641 344332 1922010 2690810
2004 15487571 15629213 436311 441798 1012261 1502031
2005 16453704 17630760 326389 566942 932318 1704562
2006 16875256 18935775 299125 868228 1039145 1768790
2007 17334653 23122157 372455 336049 2155316 2393064
2008 15498567 25449078 372752 1282023 1386880 2405809
2009 15333949 20798342 282287 913640 1094170 1909360

* Включая однодневных посетителей (по данным Администрации Госпогранслужбы Украины)

** По данным Государственной службы туризма и курортов Украины

Если говорить о посетивших Украину туристах, то поездки с частной целью сократились на 18%, а наибольшее падение поездок с частной целью наблюдалось из Польши, Румынии, России, Молдовы и Беларуси.

При этом поездки по организованному туризму сократились на 21%, а наибольшее падение поездок наблюдалось из Польши, Беларуси, Израиля, Турции и России. Поездки со служебной целью сократились на 24%, а наибольшее падение поездок наблюдалось из Беларуси, Словакии, Польши, Германии и Турции.

Также сообщается, что в структуре въездного туристического потока по странам происхождения 71% составляют страны СНГ (14,6 млн. человек), 27% – страны Европейского Союза (5,7 млн. человек), 2% – другие страны.

В Минтуризма отметили, что падение въездного турпотока из стран ЕС произошло в основном за счет сокращения количества путешествующих из Польши, Словакии, Венгрии, Германии, Румынии, а из стран СНГ – из Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и России.

В 2009 году наибольшее количество туристов, посетивших Украину, наблюдалось из России (34% от общего количества посетивших), Молдовы (21%), Беларуси (14%), Польши (12%), Румынии (5%), Венгрии (4%), Словакии (3%), Германии (1%), США (0,6%) и Узбекистана (0,4%).

В целом из 10 вышеперечисленных стран в 2009 году Украину посетило 19 670 358 человек (95% от общего количества).

Стоит отметить, что, по данным Госслужбы курортов и туризма [24], выездной туристический поток уменьшился за счет поездок с целью организованного туризма и служебных поездок.

В частности, количество организованных поездок уменьшилось на 21% за счет сокращения количества выезжающих в Германию, Польшу, Чехию, Египет и Россию.

Количество служебных поездок сократилось на 9% за счет уменьшения количества выезжающих украинских туристов в Египет, Словакию, Турцию, Россию и Польшу.

В свою очередь, в частных поездках по сравнению с 2008 годом наблюдается рост на 2% за счет увеличения количества выезжающих украинских туристов в Польшу, Германию, Венгрию, Румынию и Молдову.

В 2009 году наблюдалось сокращение выездного туристического потока в страны СНГ (на 8%), в то время как в другие страны наблюдалось увеличение (на 16% в страны Европейского Союза и на 26% - в другие страны). Рост выездного турпотока в страны ЕС произошел в основном за счет роста количества выезжающих украинских туристов в Великобританию, Польшу, Венгрию, Германию и Румынию, а сокращение выездов в страны СНГ произошло в основном за счет снижения количества выезжающих украинских туристов в Беларусь, Узбекистан и Россию. Главными странами выездного туризма для украинцев в 2009 году стали Россия, Польша, Молдова, Венгрия, Румыния, Турция, Словакия, Египет, Германия и Чехия.

Как сообщалось, в 2008 году количество иностранных туристов, посетивших Украину, увеличилось на 8,04%, или 1,86 млн. человек по сравнению с 2007 и составило около 25 млн. человек. В целом, в эти 10 стран в 2009 году украинцами были совершены 13 441 815 выездов [20].

5.4 Зоны туристического спроса

Весомым туристическим потенциалом на Украине является историко-культурные достопримечательности. Больше всего туристов привлекают раскопки античных городов Северного Причерноморья (Тира, Ольвия, Херсонес, Пантикапей); памятники Киевской Руси IX-XII вв. в Киеве, Чернигове, Каневе, Овруче, Владимире-Волынском; памятники оборонительной архитектуры (крепости в Луцке, Меджибоже, Каменце-Подольском, Хотине, Белгороде-Днестровском, Ужгороде и Мукачево); дворцовые комплексы в Крыму, на Львовщине и Черниговщине; памятники культовой архитектуры в Киеве, Львове, Ивано-Франковской, Мукачево и Черновцах, а также деревянной культовой и гражданской архитектуры в Карпатах (Картосхема 5.2.).

Природный потенциал Украины составляют побережья Черного и Азовского морей, рельеф, водные (более 70 тыс. рек, более 3 тыс. естественных озер и 22 тыс. искусственных водоемов), лесные, растительные и животные ресурсы. На их основе создано 5 национальных парков, 15 государственных заповедников, заказники, дендропарка, памятники садово-паркового искусства, принадлежащих к природоохранным территориям. Месторождения лечебных грязей, а также минеральных и радоновых вод входят в рекреационного потенциала нашей страны, который имеет не только внутреннее, но и международное значение.

Природа Украинских Карпат и берега рек идеальны для верховой езды. Путешествуя проложенными маршрутами туристы знакомятся с различными районами, с бытом и культурой местного населения, мало изменилась за последние триста лет. Велосипедный туризм имеет свои преимущества по сравнению с другими видами туризма. Особенно в Карпатах велосипед является очень удобным средством передвижения. Он дает путешественнику возможность с довольно значительной скоростью одолевать большие расстояния, познакомиться во время короткого путешествия с регионом, посетить интересные объекты, расположенные друг от друга на значительном расстоянии.

Определенный прорыв в развитии туристической отрасли сделал Славутич. На протяжении последних четырех лет этот город стал известно за пределами Украины своими экстремальными туристическими маршрутами к ЧАЭС. Такие туры устраиваются на индивидуальные заказы и могут включать в себя как посещение саркофага, так и национальные вечеринки.

Сумская область имеет неплохие туристические возможности, однако они использованы лишь на треть. Туристов могут заинтересовать историко-культурные памятники, такие как древнерусский город Путивль, бывшая гетманская столица Глухов, родовое село последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Недаром упомянутые города, а также Лебедин и Ромны входят в систему туристско-экскурсионных маршрутов "Ожерелье Славутича".

Заповедник "Казацкие могилы" близ Берестечка и знаменитые Шацкие озера с волынской жемчужиной "Свитязь" на протяжении последнего десятилетия является настоящей туристической "Меккой" Волынского региона. Побережья Свитязя и окружающих озер привлекает внимание туристов, начиная с конца мая и до последних теплых дней осени.


Картосхема 5.2. Зоны туристического спроса [26]

Для осмотра туристам в Донецкой области может быть предложенным монастырь "Святые горы", где шестой год продолжаются интенсивные реставрационные работы. "Святые горы" - памятник архитектуры 16 в. Сегодня Словяногирск - курортно-оздоровительная зона, и вся инфраструктура города в основном сосредоточена в этой области.

Далеко за пределами Украины известны исторические и культурные памятники Черкащины, которые вызывают интерес во всем мире. Это Канев с музеем-заповедником Тараса Шевченко, Умань со знаменитым Софиевским парком и святыней брацлавских хасидов - могилой цадика Нахмана, села Шевченково и Моринцы на Звенигородщини, где родился и вырос Тарас Шевченко, Корсунь-Шевченковский, где в 1943 году горела одна из самых ожесточенных сражений Отечественной войны.

Черновицкая область только начинает развивать свой туристический потенциал. А он является довольно значительным: это предгорья и низкогорья Карпат, горные села со своими аутентичными прелестями, тысячелетняя Хотинская крепость, комплекс пещер на границе с Молдовой, включая 100-километровой пещерой "Золушка", которая является третьей по величине в мире гипсовой пещерой. Среди ученых бытует гипотеза и о том, что есть доступные пещеры, проходящих под рекой Днестр.

Север Украина - Чернигов. Его называют мини-Киевом по количеству исторических и культовых памятников, однако туристический надлежащий сервис в этом городе отсутствует. До сих пор не налажено места остановки и отдыха даже для тех туристов, которые приезжают на выходные посмотреть церкви и историческую часть города.

Пока ничего существенного не сделано для восстановления туристических поездок в уникального заповедника Аскания-Нова на Херсонщине, хотя заповедник функционирует, и на его территории расположено научно-исследовательский институт животноводства степных районов. Аскания-Нова - единственный в Европе уголок степи с уникальной растительностью, которую никогда не распахивали. Здесь создан зоопарк, где собраны животных и птиц почти со всего мира. Большую часть занимает парк, в котором воспроизведены различные климатические зоны земли. История парка начинается с 1874 года.

Центр страны: природные, исторические, этнографические и другие ресурсы Полтавы, Кременчуга, Миргорода, Диканьки, Сорочинцев еще ждут своих ценителей. И местная власть должна понять, что развивать Полтавщину можно, не только добывая газ и нефть, но и заботясь о природе и истории, привлекая туристов, как это делается во всем мире.

И, конечно же, Крым. Ялта является крупнейшим и популярнейшим местом отдыха в Крыму. На ялтинском побережье действует более 300 здравниц, баз отдыха, пансионатов, гостиниц (всего в Крыму - 650), где предпочитают отдыхать 40-45% всех гостей полуострова. Вместе с тем, Ялта - самый дорогой крымский курорт (стоимость отдыха 1 человека в здравницах средней категории составляет минимум 25-50 долл. в сутки, а в санаториях и отелях класса люкс - от 100 и выше долл.). Однако состояние курортной инфраструктуры в Ялте, уровень его благоустройства, быта и обслуживания туристов остается неудовлетворительным, не соответствующим ценам [23].


6. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ

Всемирная Туристская Организация выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественной географии).

1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).

2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.

3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия, Океания.

Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.

Южная Азия — все страны Южной Азии.

Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля) и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком».

Региональное распределение турпотоков в основных чертах сложилось давно. С начала массового развития туризма и по настоящее время на мировом рынке туризма лидирует Европа — 400,3млн. прибытий в 2001г. (57,8%). Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы удерживает Америка (120,8млн. прибытий в 2001г. — 17,4%). Европа и Америка (прежде всего Северная), являются ключевыми туристскими регионами мира. На них приходится 75% всех прибытий в мире (рис. 6.2., таблица 6.4.).

При этом ежегодные темпы роста туристских потоков в Европе и Америке за последние 60 лет были несколько ниже среднемировых — 6,6% и 5,9% в год соответственно. А за период 1990—2000 они составили 3,6 и 3,3% соответственно (средние по миру — 4,3%).


Таблица 6.4. Туристские прибытия и доходы в 2000 и 2001 гг. по регионам [4]

Регионы

Туристические прибытия Туристические доходы

2000г.,

млн.

2001г.,

млн.

Доля рынка в 2001, % 2000г., млрд. долл.

2001г.,

млрд.

долл.

Доля рынка в 2001, %
МИР 696,7 692,7 100,0 474,4 462,2 100,0
Европа 402,7 400,3 57,8 233,0 230,1 49,8
Америка 128,4 120,8 17,4 132,8 122,4 26,5
АТР 109,1 115,1 16,0 81,4 82,0 17,7
Африка 27,2 28,2 4,0 10,9 11,7 2,5
Средний Восток 23,2 22,5 3,2 11,5 11,2 2,4

Южная

Азия

6,1 5,7 0,8 4,9 4,7 1,0

А Б В

Рис. 6.2. Сдвиги в региональной структуре международных туристских прибытий в процентах (А- 1970г.; Б- 2000г.; В- 2020г.) (по ВТО, 2002) [4]

Поэтому доля этих регионов устойчиво сокращается. Более динамично развиваются молодые туристские регионы, особенно Азиатско-Тихоокеанский. Снижение туристской активности в этом регионе наблюдалось лишь в 1997-98гг., что было связано с региональным финансовым кризисом. Но уже в 1999г. регион преодолел его последствия, и в 2001г. принял 115,1млн. туристов (16,6% от мирового туристского потока).

Туристские прибытия в Африке в 2001 г. составили около 28,2млн. чел., на Ближнем Востоке — 22,5млн. чел., в Южной Азии — 5,7млн. чел. За период 1990—2000гг. средние многолетние темпы роста числа прибытий для этих регионов выше среднемировых: в Африке — 6,1%, на Ближнем Востоке — 10,0%, в Южной Азии — 6,8%. Но при низких абсолютных значениях показателя прибытий эти регионы оказывают слабое влияние на мировую динамику туризма.

Следует отметить, что 2001г. стал кризисным для международного туризма в первую очередь из-за теракта в Америке, а также военной операции в Афганистане и национальном конфликте в Израиле. Это единственный год после второй мировой войны, когда произошло снижение основных туристских показателей (рис. 6.2., Б). Наиболее пострадали регионы Америка (спад по прибытиям 5,9%), Южная Азия (6,3) и Средний Восток (3,1%). Сокращение прибытий по миру составило 0,6%. Единственные регионы, где численность туристов увеличилась — АТР (5,5%) и Африка (3,8%).

К началу ХХI в. в сравнении с 1950—70гг. произошли сдвиги в региональной структуре туристских прибытий. Доля Европы и Америки снизилась при одновременном повышении удельного веса АТР и стабильности положения остальных регионов (рис. 6.2., А). По оценкам ВТО, к 2020г. Европа удержит лидерство по прибытиям, но ее позиции будут ослаблены, на второе место выйдет АТР, оттеснив Америку (рис. 6.2., В).

В целом для географии туристских поездок присущи следующие черты.

Во-первых: преобладание внутрирегиональных поездок (80% всех убытий) над межрегиональными (20% убытий). Так, в Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90% всех убытий, в Америке и АТР — 75%. Но, по оценкам экспертов ВТО, в будущем при том, что внутрирегиональные поездки также будут преобладать (¾ всех убытий), более интенсивным станет межрегиональный обмен туристами.

Во-вторых: для туристских поездок характерна меридиональная направленность туристских потоков. Туристы из северных стран предпочитают отдых в теплых приморских странах. Хотя в последнее время расширяются и встречные потоки путешественников с юга на север, например, в страны Северной Европы с хорошо сохранившейся природой.

В-третьих: формирование туристских потоков между бывшими метрополиями и колониями. Этому способствуют: сохранение экономических и культурных связей между странами, отсутствие языкового барьера (в большинстве бывших колоний язык бывшей метрополии является государственным), интерес к историческому прошлому. Например, в Индии и Пакистане, бывшими британскими колониями до 1947г., доля туристских прибытий из Великобритании в два раза больше, чем из других европейских стран. А каждый третий европеец, вступивший на африканский континент — француз. Конечно, большинство стран, находившихся в колониальной зависимости, отличаются невысоким уровнем социально-экономического развития, что не позволяет их гражданам активно путешествовать. Поэтому среди таких потоков преобладают поездки из бывших метрополий и слабо выражен обратный поток [4, с.9].


7. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ

Ещё недавно туризм в Украине, основанный на строительной, организационной и информационной базе, находился в зачаточном состоянии на уровне 70-х – 80-х годов. За последние 10 лет данная область очень сильно продвинулась вперёд благодаря неотложным мерам и законам, принятым Верховной Радой Украины. Так же первостепенную роль в становлении индустрии туризма в Украине сыграло Министерство культуры и туризма страны. Сейчас туризм в Украине является единой инфраструктурой, механизмы которой отлажены и отточены, а постоянное финансирование со стороны государственного бюджета и частных предпринимателей позволяет с каждым годом принимать всё больше и больше гостей.

Доказательством тому служит занятое в 2009 году 8-е место по количеству въезжающих в Украину туристов. Современная жёсткая конкуренция в области туризма не позволяет на наработанной базе долго и прибыльно принимать гостей. Люди устроены таким образом, что их постоянно нужно удивлять, поэтому каждый год в стране разрабатываются новые экскурсионные маршруты, открываются базы отдыха, санатории. Под лечебные курортные зоны выделяются земельные участки. Индустрия туризма в Украине предусматривает обучение в этой сфере профессиональных кадров. В последние годы появилось более 50 учебных заведений в стране, выпускающих специалистов туристической деятельности как внутреннего, так и внешнего мирового уровня. Особое внимание уделяется правительством паломничеству на религиозной основе. Множество религий, сплетённых историей на землях Украины, оставили множественные следы в виде церквей, замков, святынь. Киево-Печерскую лавру ежегодно посещают сотни тысяч приезжих.

А чего стоят древнейшие памятники архитектуры западной, центральной и южной Украины. Скансены, которые расположены почти по всей территории Украины (Картосхема 7.3.).

Картосхема 7.3. Музеи Украины под открытым небом [26]

Индустрия туризма в Украине охватывает и детский отдых. Ежегодно устраиваются поездки в причерноморские базы отдыха, устраиваются образовательные экскурсионные путешествия по всей территории страны. Активное продвижение после 2000-го года получил автобусный туризм по стране. Практически в любом крупном городе можно оформить групповой выезд по культурно-историческим и самобытным местам страны. Для тех, кого не устраивает маршрут готовой программы поездки, есть возможность составления индивидуального группового тура. В преддверии чемпионата Европы по футболу 2012 года индустрия туризма в Украине значительно активизировалось. На данный момент вкладываются огромные средства в строительство стадионов, гостиниц международного класса, восстанавливаются древние памятники культуры, разрабатываются программы отдыха с новыми экскурсионными поездками [19].


8. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В Украине развитие туризма осуществляется очень медленно. Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая туристическую деятельность, не является законченной и совершенной.

Основными причинами торможения развития туризма являются:

●отсутствие целостной системы государственного регулирования туризма в регионах;

●подчинение учреждений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждений различным министерствам и ведомствам, а также другим органам исполнительной власти;

●нечеткое определение в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;

●медленные темпы роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;

●несоответствие подавляющего большинства туристических учреждений, которые постепенно приходят в упадок, международным стандартам и требуют значительных инвестиций;

●недостаточное обеспечение туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;

●недостаточность государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального турпродукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг;

●недостаточность методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристической отрасли со стороны государства;

●тенденция сокращения количества предприятий гостиничного хозяйства;

●высокие налоги;

●неудовлетворительное состояние туристической, сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международных транспортных коридоров.

Для решения выделенных проблем необходима программа реформирования туриндустрии и перехода ее к устойчивому развитию, в которую должны входить следующие элементы [1]:

●совершенствование существующей законодательной базы и создание эффективных механизмов ее реализации;

●подготовка квалифицированных и ответственных специалистов;

●развитие и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения устойчивого развития туризма как приоритетного направления;

Развитие национального туризма невозможно на основе только рыночных механизмов, поскольку туризм не только экономическое явление, но и глубоко социальное, духовное и культурологическое. Поэтому нужна государственная политика развития туризма в Украине. Важной является необходимость создания механизмов содействия строительству новых и реконструкции существующих объектов туристической и курортной инфраструктуры. Необходимо формирование системы центров туристической информации — элемента туристической индустрии, создание туристических представительств за рубежом.

В настоящее время в законодательстве не учитываются задачи, связанные с эффективным использованием исторического и культурного потенциала страны для улучшения качества национального туристического продукта, а также не рассматривается вопрос об уменьшении ставки НДС на гостиничные услуги как путь повышения конкурентоспособности украинской туриндустрии.

Следующим и наиболее важным, является вопрос о проведении ЕВРО-2012 в Украине, поскольку качественные изменения в туристской отрасли входят в список обязательных вопросов, которые следует решить до проведения чемпионата. Футбольный чемпионат дает возможность для усовершенствования развития страны — ее нужно использовать с максимальной эффективность.

Основные моменты, необходимые для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках:

●широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кaмпaнии в средствах массовой информации в Украине и за рубежом [12].;

●развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма;

●организация презентаций туристских возможностей Украины в странах, направляющих туристов в Украину;

●организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

●формирование современной статистики туризма.

Ресурсная база Украины имеет уникальный курортный и туристический потенциал, способный обеспечить дальнейшее развитие национального курортного и туристического продукта и выход его на международный рынок.

Стратегической целью развития туризма в Украине заключается в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, который может максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия. Это касается, прежде всего, таких привлекательных туристическо-рекреационных зон, как Автономная Республика Крым, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Херсонская, Черновицкая области, г.Киев.

Кроме этого, необходимо создать благоприятный климат для привлечения инвестиций в санаторно-курортную отрасль, провести прозрачную приватизацию на тендерной основе нерентабельных, неработающих, недостроенных курортно-рекреационных учреждений. Безусловно, предстоит многое сделать, что будет способствовать как сохранению традиций санаторного лечения в стране, так и развитию общегосударственного конкурентоспособного внутреннего рынка курортно-рекреационных услуг, их удешевлению и выходу на рынок стран СНГ и Европы, следствии чего курортная отрасль станет весомым источником наполнения бюджета всех уровней [16].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом можно утверждать, что на сегодня большинство туристических фирм страны работают преимущественно на вывоз туристов, а значит и капитала, за рубеж, то есть на «импорт впечатлений». При этом, сфера отдыха и туризма в Украине прошла этап спада и постепенно улучшает свои экономические показатели. Тенденции, которые наметились за последние годы по увеличению «экспорта впечатлений» в области иностранного туризма, обнаружили также проблемы, с которыми сталкиваются туристические организации в процессе своей деятельности, и которые, в основном, заключаются в сложности визовых процедур, низким качеством отечественных автодорог, недостаточно развитой рекреационной инфраструктурой, ее пиковым переполнением или даже, в отдельных случаях, ее отсутствием.

Как показывает проведенный анализ, данная отрасль развивается неравномерно по регионам страны – есть административные единицы (области) – как наиболее развитые, так и регионы, которые значительно отстают в развитии санаторно-курортного лечения и туризма. Такое положение не соответствует потенциальным возможностям регионов нашего государства и требует своего совершенствования. Это побуждает к принятию срочных юридических, экономических и проектных мероприятий как на общегосударственном и региональном уровнях. Ключевыми действующими лицами этого процесса должны быть, помимо прочих специалистов, архитекторы, как на этапе научного обоснования перспективных видов среды для отдыха и туризма в стране, так и на стадии его проектирования. Такой подход будет способствовать процессу выравнивания развития рекреационной отрасли в регионах страны, и значительно улучшит общие показатели развития данной сферы в Украине в целом.

На данный момент особенно остро стоит вопрос налогообложения туристической деятельности. Суть проблемы в том, что налогом облагается вся сумма, на которую предоставлены услуги. Причем ставка этого налога (20 %) превышает средний показатель рентабельности этого вида деятельности (от 6 % до 10 %). Это одна из главных причин невозможности здоровой конкуренции на туристическом рынке Украины.

Уникальный комплекс исторических, культурных и природных памятников, значительные рекреационные возможности, которые имеет наше государство и его отдельные регионы, привлекают все больше туристов, в том числе и иностранных. Обеспечить надлежащую отдачу от этого мощного потенциала, использовать его в интересах активного отдыха и оздоровления людей можно лишь при условии четкой организации туризма, создании и укреплении материально-технической базы, привлечении опытных и квалифицированных кадров.

Чтобы превратить Украину в туристическое государство мирового уровня, необходимо обеспечить эффективную координацию деятельности различных областей экономики, от которых зависит качественное предоставление туристических услуг. Это транспорт, торговля, связь, производство сувениров, индустрия развлечений, издательско-рекламная деятельность и т. д.

Необходимо также существенно уменьшить стоимость въездной визы для активизации потока иностранных туристов в Украину и стимулирования международного туризма.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постанова КМУ "Про затвердження Державної програми розвитку туризму на 2002-2010 роки" (від 29.04.2002 № 583) // www.zakon.rada.gov.ua

2. Арбузова Н.Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах– Н.Новгород: Штрих, 2001. – 250с.

3. Бабарицька В.К., Любіцєва О.О. Організація туризму. Навч. посібник. Част. I. – К.: КУ, 1998.

4. Глушко А.А., Сазыкин А.М. География туризма. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. – 265с.

5. Гумилёв Л.Н. География этноса в исторический период. – Львів, "Наука" ЛО, 1990. – 279с.

6. Економічна і соціальна географія світу:/ за ред. Б.П. Яценка – К.: АртЕк, 1997. – 288с.

7. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма – М.: Финансы и статистика,2003. – 462с.

8. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 328с.

9. Колеснікова Н.І. Аспекти розвитку туристичної діяльності в Україні // Матеріали V Міжнар.наук.-практ.конф. "Наукові і практичні проблеми створення і функціонування туристичних центрів і тематичних парків" – Донецьк. ін-т турист.бізнесу. – Донецьк, 2005. – С. 27-29.

10. Комплексний атлас України. К.: ДНВП «Картографія», 2005. – 96 с.

11. Любіцева О.О. Ринок туристичних послуг К.: Альтерпрес, 2002. – 436с.

12. Мельник П. В. Напрями удосконалення оподаткування туристично-рекреаційної діяльності / П. В. Мельник, Г. Г. Старостенко. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу до статті : www.ecologylife.ru/tyrizm-2002/napryami-udoskonalennya-opodatkuvannya-turistichno-rekreatsiynoyi-diyalnosti.html.

13. Организационно-правовые основы гостиничного и туристского бизнеса. Нормативно- правовые документы. – М.: Финстатинформ, 1998. – 534с.

14. Соціально-економічна географія світу /за ред. С.П. Кузика. – Тернопіль: Підручники і посібники, 1998. – 256 с.

15. Социально-экономическая география зарубежного мира /Под ред. В.В. Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 592с.

16. Стеченко. Державне регулювання економіки // www.referatik.com.ua/manual/ukr/2/33/

17. Туристский терминологический словарь: Справочно-методологическое пособие /Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальное. – М.: Советский спорт, 1999. – 664с.

18. www.4tyr.com/ukraina-turizm/38-klassifikaciya-turisticheskih-resursov-ukrainy.html

19. www.europetourism.su/rest/542-industriya-turizma-v-ukraine.html

20. www.prohotelia.com.ua/2010/03/динамика-туристических-потоков-в-укр/

21. www.pvu.gov.ua/control/ru/index (Державна прикордонна служба України)

22. www.tourlib.net/books_ukr/lubiceva_rtp14.htm

23. www.tourlib.net/statti_ukr/tourism_ukr.htm

24. www.tourism.gov.ua/ (Державна служба туризму i курортiв України)

25. www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2007/tyr/tyr_r/potoki2006_r.htm