Главная              Сочинения по литературе

Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума 2 - сочинение

Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

«Горе от ума» - первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности.

Выразителем авторских взглядов и носителем «положительной программы» в пьесе является се главный герой - Чацкий. В этом его сходство с традиционными героями-резонерами просветительских «классических» комедий. В своих пространных монологах Чацкий обличает и высмеивает социальное зло в разных его обличьях - форма политической активности, также восходящая к традициям просветительской литературы XVIII века. К моменту написания пьесы наиболее злободневным вопросом, обсуждаемым прогрессивной частью русского дворянства, был вопрос о крепостном праве. В России уже хорошо были известны идеи западных революционеров, французского Просвещения. Декабристы и другие представители либерально настроенного дворянства воспринимали эти идеи как руководство к действию.

Тема крепостничества проходит через всю комедию, впервые Чацкий мимоходом затрагивает ее уже в первых своих монологах, обращенных к Софье. Стремясь рассмешить героиню, он перебирает общих знакомых, в частности, упоминает некоего владельца крепостного театра, который для того, чтобы позабавить гостей, заставлял одного из своих «людей» свистеть соловьем в потайной комнате. Беседуя с Фамусовым, герой (в монологе «А судьи кто?») говорит о нравственном облике крепостников. Он рисует коллективный портрет «столпов общества», которых, по мысли Фамусова, следовало бы «принять за образцы». Это люди, богатые «грабительством», прожигающие жизнь «в пирах и мотовстве». Один выменял преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь, па борзых собак; другой «для затей» (для крепостного балета) оторвал детей от семьи, а позднее распродал их поодиночке.

В этом же монологе говорится о распространенном в дворянской среде (особенно среди дам) обожании чиновных военных, о культе «мундира», прикрывающего, по Чацкому, «слабодушие» и «рассудка нищету». В то же время Чацкий рисует и положительный образ дворянина - молодого человека, чуждого карьерным устремлениям и жаждущего познаний и творчества.

Требование социального переустройства жизни дополняется в монологах Чацкого его жаждой нравственного оздоровления дворянского сословия. Отсюда многочисленные упоминания внесценических персонажей, персонифицирующих отдельные черты русского барства. В монологе «Вот то-то, начал свет глупеть...» Чацкий говорит о «раболепстве самом пылком», об отсутствии чувства собственного достоинства у искателей карьеры и благополучия, ошибочно полагая, что это черты «века минувшего». Ранее, в беседе с Софьей, и позднее, в своем заключительном монологе, он набрасывает целую «картину нравов» барской Москвы, гостиные которой заполнены пройдохами и льстецами, «врагами книг» и дамскими угодниками. Проклиная Москву, обманувшую его надежды, герой перечисляет своих «мучителей»:

В любви предателей, во вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором...

Одним из главных вопросов, стоявших перед современниками Грибоедова, был также вопрос о будущем русского общества, о том, каким путем должна идти Россия. Противостоя «западникам», Грибоедов высмеивает преклонение перед всем иноземным, отстаивает преимущества национальной самобытности, говорит о пропасти, все более разделяющей «умный, бодрый... народ» от знати. В монологе о «французике из Бордо» Чацкий описывает смешную и жалкую сцену: некоего , ничтожного господина - «французика», приехавшего в Россию («к варварам») на заработки, облепили восторженные дамы, «тоска, и оханье, и стон» которых дали ему возможность чувствовать себя маленьким царьком. Чацкий высказывает пожелание,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья...

В своих монологах герой раскрывается не только как идеолог и полемист, но и как умный, благородный, страдающий человек. «Речь его кипит умом, остроумием, - пишет о Чацком И. А. Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний». - У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен». В общении с Софьей он страстен и многословен, иногда сбивчив - это поведение влюбленного и пылкого человека:

Сам это чувствую, сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует,

бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу...