Главная              Сочинения по литературе

Эпитеты и их роль в художественном тексте - реферат

1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:

визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):

  • -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле ; сдача дома намечена на второй кварта́л) ;
  • -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
  • -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ;
  • -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние ;
  • -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен .
  • Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н ), но такое произношение всё же не является правильным.

3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:

-ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;

  • Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить – мышле́ние, уве́домить – уведомле́ние ).
  • -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты) ;
  • -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .
  • Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.

Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние : первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение ), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн ).

Обратите внимание на произношение слова знамение : в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени ).

4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:

  • -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение – ана́лог );
  • -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
  • -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
  • -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр .
    Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .

  • Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:

горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.

  • В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:

граждани́н (ср.: горожа́нин ), христиани́н (ср.: крестья́нин ), селяни́н (ср.: сельча́нин ), славяни́н , мещани́н .

  • Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:

Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

  • Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия . Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я . Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я . Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия . Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

  • Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов .
  • Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:

а́рия, ма́ния, ма́фия.

Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):

месси́я, вити́я, стихи́я.

  • В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:

фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.

www.magelan.su

    • Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1 , далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.
    • При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :

психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

    • Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:

русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

    • Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.

Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.

    • Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения –симме́трия и симметри́я , но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).
    • Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор . Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р . Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор , однако употреблять её всё же не следует.

6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.

    • Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):

аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́ ), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́ ), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́ ; с предлогом в : в шагу́ ; в сочетании: на каждом шагу́ ), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.

    • В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание :

бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́.

    • В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:

гусь – гу́ся (допустимо – гуся́ ); пруд – пру́да (допустимо – пруда́ ; в предложном падеже – на пруду́ ); мост – обе формы (моста́ и мо́ста ) равноправны.

    • Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
    • Ударение передвигается на окончание в словах:

школьный бал – школьные балы́, бинт – бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.

    • Ударение не передвигается на окончание :

арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́ ).

    • Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по́рты и порты́ , детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы ; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо – флоты́ ), ходы́ (допустимо – хо́ды ).
    • Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.

Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́ ), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна ).

Обратите внимание

В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага́, блюда́, средства́ ). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла́га, ни за какие бла́га мира, красивые блю́да, вторые блю́да, выделенные сре́дства .

    • Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.

Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро́ви – брове́й, ве́тви – ветве́й, во́лны – по волна́м и по во́лнам, гру́зди – грузде́й, де́ньги – де́нег, деньга́м, о деньга́х, до́ски – досо́к (допустимо – до́сок ), дро́жжи – дрожже́й, ки́сти – кисте́й, ко́зыри – козыре́й, ко́льца – коле́ц (но: ко́льцам ), ку́дри – кудре́й, ле́беди – лебеде́й, но́вости – новосте́й, о́бласти – областе́й, о́череди – очереде́й, пло́щади – площаде́й, про́стыни – просты́нь и простыне́й, грамматические ро́ды – родо́в, са́ни – сане́й, ска́терти – скатерте́й, ско́рости – скоросте́й.

    • Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:

бо́ли – бо́лей (у медиков – боле́й ), бу́дни – бу́дней (допустимо – бу́ден ), вёрсты – о вёрстах, воло́кна – воло́кон, ве́рфи – ве́рфей, гра́бли – гра́бель и гра́блей, гу́сли – гу́слей, о́кна – о́кон, ру́жья – ру́жей, стёкла – стёкол, ту́фли – ту́фель, ша́рфы – ша́рфов, я́сли – я́слей.

    • Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:

бу́бны – бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.

Союзное слово что

1. Придаточное определитель­ное: И [почему-то мне на память пришли слова компо­зитора о вечном отблеске], (что бросает на нас искус­ство ) (К. Паустовский)

[сущ.], (что). 2. Придаточное местоименно-определительное: [Слишком я любил на этом свете всё], (что душу обле­кает в плоть) (СЕсенин)

[мест.], (что).

3. Придаточное изъяснитель­ное: не знаю ], (что будет со мною) (С. Есенин) — [глаг.], (что).

4. Придаточное уступительное: (Что бы со мною ни было ), хочу быть один) (Ф. Достоевский) — (что), [ ]. 5. Придаточное присоедини­тельное: [Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей], (что произвело невыгодное для рассказчика впечатление )

(Л. Толстой) — [ ], (что).

Союзное слово когда

1. Придаточное определитель­ное: [Онегин, помните ль тот час], (когда в саду, в аллее нас судьба свела ...) (А. Пушкин)

[ ук.сл. + сущ.], (когда).

2. Придаточное изъяснитель­ное: [К его удивлению, Анна приняла это известие очень спокойно и спросила только], (Л. Толстой)

[глаг.], (когда). 3. Придаточное времени (в главном есть указательное слово тогда): [Они проснулись тогда], (когда в избе было сов­сем светло ) (А. Гайдар)

[ук.сл.], (когда).

Союзное слово как

1. Придаточное изъяснительное: [Многие предложили свои мнения насчёт того], (как искоренить буйный дух, обуревавший крестьян Чичикова) (П. Гогсль)

[ сущ.+ук.сл.], (как).

2. Придаточное образа действия: [Никто не может рассказать о жизни художника

так], (как это сделал сам художник ) (И. Грабарь)

[глаг.+ук.сл.], (как).

Союзное слово как

3. Придаточное степени: [Стало так холодно ], (как бывает только зимой)

[ук.сл.+нар.], (как). 4. Придаточное уступительное: {Как ни интересен труд режиссёра), [актёрская работа куда интереснее } (В. Мейерхольд)

(как ни ), [ ].

Союзное слово чем

1. Придаточное место-именно-определительное: [Го, (чем ты недоволен ), мне, напротив,

нравится ] — [мест., (чем),]

2. Придаточное изъяснитель­ное: [Как думаешь ], (чем кончится тревога)"!

(А. Пушкин) — [глаг.], (чем)? 3. Придаточное присоедини­тельное: [...Он был хороший, честный, чистый человек , любивший её], (чем она гордилась ...) (М. Горький)

['], (чём ).

Союз что

1. Придаточное изъяснительное: [Никто не знал кругом], (что жизни счёт начнётся с этой ночи) (И. Бродский)

[глаг.], (что).

2. Придаточное образа действия +следствия: [Он привязал его таким образом], (что крышка болталась и звенела) (В,

Арсеньев) — [глаг.+ук.сл.], (что). 3. Придаточное степени + следст­вия: [Стало так тихо ], (что со своего балкона я слышал голоса

там, внизу, в городе) (К. Паус­товский) — [ ук.сл. так +

+ нареч.], (что).

4. Придаточное причины (с расчленённым составным

союзом): [Деду не верили ещё и потому], (что он был чудак и неудачник) (К. Паустовский)

[ук.сл.], (что).

Союз когда

1. Придаточное изъяснительное: [Люблю , друзья], (когда за речкой гаснет день ) (М. Лермонтов)

[глаг.], (когда).

2. Придаточное времени: (КогдаПьер вернулся домой), [ему подали две принесённые в этот день афиши Растопчина] (Л. Толстой) —

(когда), [ ].

3. Придаточное условия:

[Я выбрал бы другую], (когда б я был , как ты, поэт )(А. Пушкин)

[ ], (когда).

Союз как

1. Придаточное изъяснительное: [И я вижу во сне], (как на волке верхом еду я по тропинке лесной) (Я. Полонский) — [глаг.], (как).

2. Придаточное времени:

[А теперь, (как Павлик родился ), мама купила керосинку...]

(К. Федин) — [, (как), ].

Союз как

3. Придаточное сравнительное: [Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой], (как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья) (А. Пушкин) — ['], (как).

Союз чем

1. Придаточное сравнительное: [Волосы его были гораздо свет­лее ], (чем Даша их представ- ляла...) (А. Толстой)

[сравнит, степень прилаг.], (чем)

Подчинительные союзы и союзные слова

Подчинительные союзы и союзные слова , находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами придаточного предложения, а союзные слова (знаменатель­ные части речи) являются.

Например: 1) [Царскосельский воздух был создан ], (чтобы песни повторять ) (А. Ахматова) (союз чтобы связывает придаточное предложение с главным, но сам не является членом придаточного предложения). 2) И [во всех зеркалах отразился человек ], (что (= человек) не появил ся и проникнуть в тот зал не мог ) (А. Ахматова) (союз­ное слово что связывает придаточное предложением со словом человек в главном и является подлежащим в придаточ­ном предложении).

Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения (как главным, так и второстепенным). Не следует только отождествлять вид придаточного предложения по значению и роль союзного слова в предложении, что является распространённой ошибкой. Необходимо пра­вильно ставить вопрос к придаточному предложению от главного. При определении же роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосред­ственно от того слова (или словосочетания), к которому от­носится союзное слово. Например:

[Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) — союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) — союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (внешний вид которого^ (= дома) мне очень нравится) — союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).

[Вот дом], (который (= дом) был построен в XIX ве­ке) — союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.

Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть:

простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.;

двойными: если ... то, так как ... то, когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.;

составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие то­го что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.

Двойные союзы никогда не стоят целиком в придаточном предложении: одна их часть находится в придаточном (если, когда, хотя, чем и др.), а вторая (то, но, тем и др.) находится в том предложении (главном или в другом при­даточном), к которому придаточное относится. Употребле­ние второй части таких союзов (кроме союза чем ... тем) не является обязательным: (Гак как встала полная луна), [то многие пошли гулять] (Л. Андреев). использованы как вопросительные слова: где? куда? поче­му? сколько? который? чей? какой? и т. д. Союзы же не способны выступать в качестве вопросительных слов: пото­му что, хотя, чтобы, будто, если и т. д.

Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырёх случаях: что, чем, когда, как. Эти четыре слова могут быть и союзами, и союзными словами.