Главная              Сочинения по литературе

Стихия Большого времени в поэзии С. Есенина - курсовая работа

Магнитогорский государственный университет

Кафедра русской литературы XX века им. проф. Л. А. Заманского

Курсовая работа

«И страна березового ситца

не заманит шляться босиком…»

(Стихия Большого времени в поэзии С.Есенина)

Исполнитель: студент 302 группы филфака

отделения «Филология»

Костиков А.А.

Научный руководитель: профессор

кафедры русской литературы XX века

им. проф. Л. А. Заманского,

доктор филологических наук

Полехина М.М.

Магнитогорск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Образ «страны березового ситца» в раннем творчестве С. Есенина (до октября 17-го года) 5

1.1. Картина мира в ранней лирике поэта. Фольклорные мотивы 6

1.2. Религиозная символика стихотворений 10

1.3. Образ Родины в годы Первой мировой войны 13Глава II. «Страна березового ситца» и Стихия Большого времени 18 2.1. Стихия Большого времени 182.2. Творчество С.Есенина последних лет жизни. Осмысление жизненного пути 23

Заключение 28

Список используемой литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

В конце XIX и особенно в начале XX века многим казалось, будто реализм в поэзии себя исчерпал и будущее не за ним. Именно в это время появляются в печати удивительно сердечные и размашистые стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году кто-либо предположить, что неизвестный автор, скрывавшийся под псевдонимом Аристон, - человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы. Поэт, который в эпоху становления нового, революционного искусства одним из первых сумел решительно повернуть к наследию и традициям русской классической поэзии.

Путь к истине оказался на редкость суровым и многотрудным. Есенин «выдюжил», выстрадал этот путь каждой строкой своих стихов, всей своей бурной, дерзко-неповторимой, прекрасной жизнью.

Объектом исследования станет революционная и постреволюционная поэзия С.Есенина.

Предметом избрана тема Родины в позднем творчестве Есенина.

Цель данной работы – рассмотреть позднее творчество Есенина и выяснить то, как поменялось отношение поэта к Родине. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить особенности раннего творчества Есенина;

2) раскрыть понятие Стихия Большого времени ;

3) выявить отношение поэта к этой Стихии;

4) исследовать тему Родины в поэзии последних лет.

Материалом для исследования будет являться лирика Есенина разных лет – стихи и поэмы, а также эпистолярное наследие поэта – письма и литературно-критические статьи и заметки.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: поэзия Есенина в последнее время стало популярной. Об этом свидетельствует недавно снятый фильм «Есенин», который повествует о жизни и творчестве русского поэта, а также его стихи были переложены на музыку. Эта тема актуальна ещё и потому, что прослеживается связь творчества Есенина с фольклором и с традициями русской литературы XIX века.

Структура курсовой работы строго подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, характеризуется структура работы. В первой главе мы рассматриваем особенности раннего творчества Есенина. Вторая посвящена собственно проблеме исследования – как поменялось отношение поэта к Родине в поэзии 1920-х годов. В заключении представлен вывод об особенностях лирики Сергея Есенина в общем и о лирике последних лет в частности.

ГЛАВА I .

ОБРАЗ «СТРАНЫ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

(ДО ОКТЯБРЯ 17-ГО ГОДА)

Выдающийся писатель, кинорежиссер и актер XX века Василий Шукшин как-то сказал: «Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью... » На наш взгляд, это одна из самых точных характеристик такого русского поэта, как Сергей Есенин.

Действительно, с именем Есенина связаны русская история, мироощущение народа, его характер, быт, язык. «Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа «страшных лет России»… стал синонимом ее падения и ее стремления возродиться. В этом «пушкинская» незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь и несовершенные стихи в источник света и добра. И поэтому о Есенине можно сказать, что он наследник Пушкина наших дней», – писал русский поэт и критик Г. Иванов. Его мысль развил другой писатель-эмигрант Михаил Осоргин: «Пусть Пастернак создал или создаст новую школу поэзии, пусть Ходасевич «привил классическую розу к советскому дичку», им и прочим почет и уважение, – но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше». В приведенных высказываниях прослеживается глубинная связь между поэзией Есенина и русским национальным сознанием. Этот феномен творчества поэта очень точно определил один из писателей русского зарубежья Ю. Мамлеев: «Сергей Есенин занимает совершенно особое место в нашей, в русской культуре, его поэзия вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души, с тем уровнем, который коренным образом связывает русских с Россией и с собой».

1.1. Картина мира в ранней лирике поэта. Фольклорные мотивы

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. "Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стала страной его детства.Именно этот уголок,с его природой,его людьми, его культурой и бытом, сформировал в сознании будущего поэта особую картину мира.

Уже в первых произведения поэта просматривается целостное восприятие мира, единство природы и человека:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет [2; с.40]. В природе поэт видит действие главных законов жизни – законов любви, по которым строится взаимоотношение всего живого («Подражанье песне», «Сыплет черемуха снегом», «Поет зима – аукает»). Человек является органической частью мира, Макрокосма, и в своей естественной жизни он руководствуется, прежде всего, совершенными законами природы. То есть создается картина гармонического начала, где главным является образ идеального человека с идеальным чувством любви. Любовь у Есенина многомерна – любовь сына к матери, к Родине, к женщине, к Богу.Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек [3; с.42]–появится намного позже в поэме «Анна Снегина», но позиция Есенина определяется в самом начале пути.

«Чувство родины — основное в моем творчестве», – напишет Есенин. Любовь к Родине – вершина есенинского чувства любви. И эту любовь Есенин выражает посредством фольклорных мотивов, т.е. через образы устного народного творчества. Ведь с первых дней жизни поэта окружает мир народно-поэтических образов:

Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали [2; с.51]. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит [2; с.91].

Так, природные явления предстают у Есенина в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Например, осень сравнивает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву». Наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы: конь (13), корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору. В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны:

Луна , как желтый медведь ,

В мокрой траве ворочается [3; с.5].

Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения:

Как скелеты тощих журавлей ,

Стоят ощипанные вербы [3; с.13]

Синий сумрак , как стадо овец [2; с.139]

Но излюбленным же образом поэзии Есенина становится дерево – один из центральных символов языческой мифологии. В стихотворениях деревья всегда наделены человеческими чертами. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, – отмечает А. Афанасьев, – всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».

Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционное олицетворение, Есенин создает «древесный роман», герои которого - клен, березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы - «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена - «нога, голова».

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив. [2; с.121]

Зеленая прическа ,

Девическая грудь ,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? [2; с.120]

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге . [2; с.135]

Итак, поэзия Есенина своими корнями уходит в глубины народного творчества. В ранних стихотворениях изображается целостная картина мира, видно единство природного мира с миром человеческим. Основная тема в творчестве Есенина – тема Родины. Образ Родины рисуется Есениным посредством образов устного народного творчества – животных и деревьев.

1.2. Религиозная символика стихотворений

Сергей Есенин, помимо фольклорных мотивов, перечисленных в первом параграфе, в своем раннем творчестве активном использует цветопись. Чаще всего это сочетание белого, синего и голубого, золотого и малинового. Надо заметить, что это цвета, символизирующие цвет русской церкви, это выражение гармонии, высшей духовности для Есенина.

Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы. С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы. [2; с.64] Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые , Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре . [3; с.201]Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. [2; с.53] Есенин использует традиционное сочетание величия золота и ясности, чистоты и неба. На иконах лик Бога обрамлен золотым нимбом, желтый цвет в данном случае – символ высокой духовности. Поэтому в стихах раннего Есенина церкви, храмы, монастыри утопают в звездных лучах. Голубое присуще светлому, радостному, молодому, по Есенину, украшающему и вдохновляющему жизнь. Белый цвет – это, прежде всего, чистота, свежесть, первозданность. В 1913-1914 годах религиозная символика наполняется религиозным содержанием («Микола», «Егорий», «Шел господь пытать людей в любви»).Шел господь пытать людей в любви, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой, - Знать, от голода качается, болезный". Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй... маленько крепче будешь". [2; с.62] Объяснение религиозности Есенина обнаруживается в письме к Ф.Панфилову от 14 апреля 1913 года: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородную душой, как в образец в последовании любви к ближнему» [4; с.211-212].Я вижу - в просиничном плате, На легкокрылых облаках, Идет возлюбленная мати С пречистым сыном на руках. Она несет для мира снова Распять воскресшего Христа: "Ходи, мой сын, живи вез крова, Зорюй и полднюй у куста". И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не помазуемый ли богом Стучит берестяной клюкой. И может быть, пройду я мимо И не замечу в тайный час, Что в елях - крылья херувима, А под пеньком - голодный Спас. [2; с.64] Характерно, что у совсем молодого Есенина в лирике появляются эсхатологические мотивы. Они все настойчивее внедряются в художественную структуру его стиха:Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть [2; с.60]. Таким образом, Есенин активно работает с цветом. В основном использует те цвета, которые символизируют цвет русской церкви. Вскоре стихотворения Есенина наполняются религиозным содержанием. Это объясняется тем, что Есенина весьма заинтересовала личность Иисуса Христа. Иногда в стихотворениях читаются эсхатологические мотивы. 1.3. Образ Родины в годы Первой мировой войны Среди ранних произведений Есенина есть и те, которые затрагивают тему войны («Узоры», «Бельгия»), «Русь». Из них наиболее зрелым в идейном и художественном отношении является «Русь». В 1915 году поэт печатает стихотворение в журнале «Северные записки». «Этим стихотворением, - вспоминает один из современников Есенина, - он и приобретает себе известность и имя». Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы могильных холмов - таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела», - скажет поэт позднее в «Анне Снегиной». Суров, печален, правдив в «Руси» рассказ поэта о Родине в период военных невзгод. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды уже ощутима в начале стихотворения: Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. [2; с.267] Но поэту дорога и близка эта Русь. Ему хочется верить, что беда обойдет отчий край стороной. А черные тучи уже застилают горизонт... Война! Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. [2; с.268] Такие строки могли родиться только в сердце художника, для которого война - непоправимое человеческое горе. Вот откуда лирический накал этих строк. Одна за другой развертываются в "Руси" грустные картины деревенской жизни во время войны. Опустели села, избы. Изредка нежданно-негаданно приходят в деревню солдатские весточки:Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем. [2; с.269] Всей душой и всем сердцем поэт с народом - и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и печали:Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей. [2; с.269] . . . . . . . . . . . . . . . . Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. [2; с.270] Поджиданье седых матерей... О многом заставляет нас и сегодня задуматься, многое пережить рассказ поэта о прошлых военных бедах на русской земле. Стихотворение «Русь» - знаменательная веха во всем дооктябрьском творчестве Есенина, программное произведение молодого поэта. В «Руси» отчетливо слышен свой поэтический голос, своя песнь о Родине. И вместе с тем песнь эта как бы продолжает проникновенную кольцовскую песнь о русской земле; по настроению «Русь» перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! И едва ли не более всего она заставляет нас вспомнить строки знаменитой некрасовской песни «Русь»:Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!.. И хотя в «Руси» Есенина слышится больше скорбный голос «музы печали», народного гнева, то нельзя не уловить, не почувствовать главного: в основе своей это произведение, где с такой определенной социальной направленностью, так художественно полнокровно раскрывалось поэтом чувство любви к Родине, созвучно некрасовской "Руси". Есенинская лирика уходит глубокими корнями в ту реальную действительность, которая окружала поэта. Сердце поэта гложет "плакучая" дума: Ой, не весел ты, край мой родной . Образы русских крестьян выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной. Здесь и крестьяне, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы »; и девочка-малютка, просящая со слезами «хлеба черствого кусок » у окна больших хором; здесь и «старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток »; и старушка мать, у которой сын воюет в далеком краю; здесь и деревенские парни-рекруты, которые и «до рекрутства горе маяли »; и девушка-крестьянка, чей любимый убит на войне. Взор поэта замечает и сиротливые избы деревень и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах. Таким образом, война для крестьянской Руси – непоправимое бедствие. И всей душой и всем сердцем поэт разделяет с народом это положение. И Есенин очень беспокоится за будущее крестьянской Руси, которая является единственным носителем национальной культуры. ГЛАВА II. «СТРАНА БЕРЕЗОВОГО СИТЦА» И СТИХИЯ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ Перед тем, как мы перейдем к изучению поэзии Есенина революционного и постреволюционного периода, для начала проясним одну вещь. В названии нашей работы имеется подзаголовок: «Стихия Большого времени в поэзии С.Есенина». Что же это за такое Большое время ?Большое время – это время надежд на лучше будущее, время великих свершений. И под этим понятием мы разумеем революционный период в стране (1917-1918 гг.). Но именно этот период в истории России породил неуправляемую силу, Стихию, которая до неузнаваемости изменила лик страны – ее нравы и культуру. 2.1. Стихия Большого времени Время зрелого Есенина – время крутых поворотов в истории России. От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, от России, ввергнутой в пучину мировой войны, к России Советской – таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Родиной, со своим народом. Но путь оказался суровым, драматичным для самого поэта. Октябрь 1917 года. В стране свершается третья по счету революция, которая, казалось, сможет наконец изменить жизнь в стране, сделать ее намного лучше. На нее возлагали быстрое завершение войны, в которую Россия была втянута не по своей воле, на предоставление больших прав и свобод, которых не дала революция 1905-1907 гг. и многое другое. И революцию Есенин принимает без колебаний. «В годы революции, - писал поэт в автобиографии, - был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Судьба Родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в бурную революционную эпоху, так же, как и до революции, продолжает волновать поэта. Это главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917 - 1918 годах. На первых порах революционная тема решалась поэтом своеобразно. В его стихах зачастую трудно было найти отображение реальных революционных событий. В таких произведениях, как «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица», революционное содержание заключается подчас в старую поэтическую оболочку; здесь живы еще мифологические образы и отзвуки библейских легенд. Новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии, где живет божество живых» и господствует «революционная» вера:Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера - в силе. Наша правда - в нас! [2; с.307] Кипящая в народе ненависть к свергнутому революцией самодержавному строю, справедливая разрушительная ярость по отношению к прошлым порядкам - все это наполняло поэзию Есенина после Октября гневом и ненавистью к старому миру. «В начале 1918 года, - отмечал Есенин позднее, - я твердо почувствовал, что связь со старым миром порвана, и... написал поэму «Инония», на которую много было нападок и из-за которой за мной утвердилась кличка хулигана». Поэма «Инония» воплощала есенинский идеал патриархального социализма. Поэт полагал, что крестьянин, получив от революции полную свободу и землю, сможет построить вожделенный коммунизм. Под сомнение ставилось следующее: как осуществить переход человечества от разрушительной, стихийной силы к силе созидательной. «Инония» была в сознании Есенина неким затмением, вслед за которым пришло прозрение и отчаяние. Казалось, что крестьяне получили свободу, землю, что вот-вот наступит долгожданный мир… Веря провозглашенным лозунгам, Есенин испытывает творческий подъем, мечтает о счастливом будущем крестьянской России:Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция На земле и на небесах! [2; с.308] Но уже драматические события июля 1918 года, когда большевики, разгромив левых эсеров, отстранив их от власти, развязали гражданскую войну – аморальную войну против российской деревни, привели Есенина к глубокому разочарованию. Будучи, пожалуй, самым популярным крестьянским поэтом в России, Есенин оказался в полном одиночестве. Все, что видел вокруг себя поэт, вызывало его тревогу и беспокойство:

Где ты...
Где моя родина?

Лыками содрала твои дороги
Буря,

И лежишь ты, как овца,
Дрыгая ногами в небо,
Путая небо с яслями,
Путая звезды
С овсом золотистым
[3; с.263].

Никакая благая цель не могла оправдать беспричинного насилия, которое все очевиднее проступало за коммунистическими лозунгами. Душа поэта противилась тому, что ради счастливой будущей жизни большевики ,не задумываясь, готовы принести в жертву любимую родину:

Тяжко и горько мне...
Кровью поют уста...
Снеги, белые снеги —
Покров моей родины —
Рвут на части.

На кресте висит
Ее тело,
Голени дорог и холмов

Перебиты... [3; с.262]

Есенин оказывается на распутье. Об этом ли он мечтал?

Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, побывавший в России в 1920 году, говорил об этом переломном моменте так: «Еще один год гражданской войны и окончательный уход России из семьи цивилизованных народов станет неизбежным». В словах писателя тоже выражается тревога за Россию, за этот уголок Земли со своей самобытной культурой и народом. В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни»: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли [2; с.364]. Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить тогда на него было нелегко. Всюду вокруг были видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие села, тощие, неухоженные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой, мертвой земле... Особенно тяжело, временами трагически в 1919 - 1921 годах поэт переживает революционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Романтический рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка, имеет глубокий внутренний смысл: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? [2; с.318] «Конь стальной, - замечает по этому поводу поэт, - победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...» Поэту кажется, что «электрический восход, ремней и труб глухая хватка» - все это «механически мертвое», что деревне угрожает «железный гость». «Наша песня с тобой не сживется...» - говорит он этому гостю. В «Сорокоусте», так же как и в «Кобыльих кораблях», «Песне о хлебе»,«Исповеди хулигана», в стихотворениях «Мир таинственный, мир мойдревний...», «Я последний поэт деревни», явственно звучит и неподдельнаятревога за судьбы «полевой России», которую, как казалось поэту, готов былприбрать к рукам «железный гость», и боль, с которой Есенин воспринималтогда ломку старого крестьянского уклада. Родная земля с новым укладом жизни начинает его отталкивать:И страна березового ситца Не заманит шляться босиком[2; с.153]. Таким образом, Есенин, входя в новую историческую эпоху страны, поначалу оказывается полностью на стороне нового политического режима, возлагая на него большие надежды в преобразовании жизни русского крестьянства. Но внезапно разразившаяся гражданская война заставила его усомниться в идеях революции. В произведениях Есенина начала 1920-х гг. слышится тоска по ушедшему в небытие старому крестьянскому укладу жизни. 2.2. Творчество С.Есенина последних лет жизни. Осмысление жизненного пути В мае 1922 года Есенин отправляется за границу. Посетив многие европейские страны, он едет в Америку. За рубежом он писал мало. И, казалось, можно было предположить, что эта поездка только задержала его творческий рост. Однако сам Есенин неоднократно подчеркивал важность этой поездки. «После заграницы, - отмечал он в автобиографии, - я смотрел на страну свою и события по-другому». В Европе поэт увидел, каково положение писателя в буржуазном мире. В своих заграничных письмах он говорит о пагубном влиянии "Господина доллара" на европейскую жизнь и искусство. «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? - пишет Есенин А. Сахарову. - Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать - самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину»[4; с.277]. «Там, из Москвы, - замечает он в одном из своих писем, - нам казалось, что Европа - это самый обширный район распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может»[4; с.279]. Все, кому доводилось встречаться с Есениным после его возвращения, отмечали, как пристально всматривается он в преобразования, происшедшие в стране за время его отсутствия. Из Америки, замечает Маяковский, Есенин вернулся "с ясной тягой к новому". Утратили во многом для поэта интерес и его прежние литературные связи. В 1924 году Есенин едет на Кавказ, куда, как он писал, Бежал, навек простясь с богемой, Зане созрел во мне поэт С большой эпическою темой [2; с.337]. Есенин почувствовал себя «просветленным». Здесь, на Кавказе, поэт видит край гармонии природы и человека, благоденствия, которое искал все эти годы. Здесь рождается один из самых совершенных циклов Есенина «Персидские мотивы» - отсвет утраченного рая, синтез реальности и мечты. За картинами далекого персидского края видятся очертания родной земли. Любовь к женщине сливается с любовью к Родине, к жизни. В 1924-1925, в последние годы жизни Есенин пытается осмыслить свой жизненный путь. Создаются следующие произведения: «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на родину» и более шестидесяти лирических стихотворений: «Отговорила роща золотая...», «Сукин сын», «Письмо к матери», «Собаке Качалова», «Я иду долиной...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Мелколесье. Степь и дали...», «Цветы мне говорят - прощай...». Многие стихотворения Есенина этой поры, в которых он как бы оглядывается на свой путь, во многом автобиографичны - это честная и мужественная исповедь поэта. По-настоящему художественны в них образы, без которых трудно представить себе творчество Есенина. Прежде всего, высоко поэтичен образ матери, к которому поэт неоднократно обращается в своих стихах. Каждая встреча с матерью после долгой тревожной разлуки, когда, успокоившись душой, сын делился с ней своими самыми сокровенными думами, радостями и неудачами, выливалась в сердечные, задушевные строки. В самые трудные минуты жизни поэт обращается к матери - верному другу:Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет [2; с.168]. Есенин видит, как разрушается старая Русь, а в новой он не может найти себе место: «с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий». Эта же тема звучит в стихах «Русь уходящая», «Русь бесприютная». Есенину было очень трудно шагать в ногу с народом, с новой жизнью. Он с болью писал, что остался в прошлом одной ногой и, стремясь догнать стальную рать, скользил и падал другой. Много сил приходилось ему тратить, чтобы избежать падения с кручи и до конца своих дней сохранить сыновнюю любовь к Родине. Как остро поэт чувствовал эти «черные» силы, все настойчивее и ближе подступавшие к нему! Особенно это ощущается в поэме «Черный человек». Работать над поэмой он начал в 1924 году и написал несколько вариантов. Последний из них помечен 14 ноября 1925 года. Образ «прескверного гостя» - «черного человека», как это еще в 1926 году верно подметил в своих воспоминаниях о Есенине литературовед И. Н. Розанов, конечно, сродни тому, который зловеще гнался за Моцартом у Пушкина:Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду, Как тень, он гонится. («Моцарт и Сальери») В «Черном человеке» ненависть, презрение, гнев неотделимы от боли, мучительных раздумий, тоски и страха, который нагоняет по ночам на поэта «прескверный гость». С трагической искренностью поведал Есенин в своей поэтической исповеди о том «черном», что омрачало его чистую душу, что все больше терзало его «непродажное» сердце. Но это только одна грань, одна сторона поэмы. Есенин был подлинным гуманистом, он стремился воспевать то, что было в жизни «крепче и живей», его стихи полны любви к людям и вместе с тем проникнуты тревожным беспокойством об их настоящем и будущем.«Прескверный гость» - «черный человек» у Есенина - это не только еголичный враг. Нет, он враг всего прекрасного, враг Человека. В поэме онолицетворяет черные силы, доставшиеся новому миру в наследство от старого, в котором господствует «философия» - «человек от природы подл». И не случайно замысел «Черного человека» возник у Есенина в пору его пребывания за границей. Там особенно явственно встал перед ним этот страшный образ. В символической сцене, завершающей словесную дуэль поэта с «черным человеком», летящая трость, брошенная поэтом прямо в его морду, разбивает лишь зеркало. Но поэмой о «прескверном госте» Есенин так яростно «ударил» «черного Человека», так бесстрашно обнажил его «черную душу», что необходимость суровой, беспощадной борьбы с ним стала еще более очевидной. В ноябре 1925 года Есенин лег в московскую больницу лечиться. Он надеялся, что уйдет от окружения, которое все больше угнетало и тяготило его. То же стремление переменить обстановку, избавиться от московских «друзей» приводит его в конце декабря 1925 года в Ленинград. Здесь он предполагал пробыть до лета, чтобы затем поехать в Италию к М. Горькому. Но намерения эти остались не осуществленными. В ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице «Англетер» жизнь Есенина оборвалась. За день до своего трагического конца Есенин написал стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья...» и дал их знакомому ленинградскому поэту, который зашел в номер. Поэт хотел их здесь же прочитать, но Есенин остановил: «Нет, ты подожди! Останешься один - прочитаешь. Не к спеху ведь». Ленинградец вспомнил о них только тогда, когда поэта не стало. Стихи были опубликованы. «Друзья» поэта и некоторые критики пытались представить их как поэтическое завещание Есенина и даже как выражение «духа времени». Ухватились за эти строки и те, кто в годы нэпа испытал на себе влияние мелкобуржуазной стихии. «Сразу стало ясно, - писал в связи с этим Маяковский, - сколько колеблющихся этот сильный стих, именно стих подведет под петлю и револьвер... С этим стихом можно и нужно бороться стихом и только стихом». И Маяковский пишет стихотворение «Сергею Есенину», в котором стремится вырвать Есенина у тех, кто пытался использовать его смерть в своих целях. Эти "почитатели" Есенина после его смерти стремились доказать неизбежность трагического конца, убедить, что причина смерти в том, что он растратил свои поэтические силы, что его лирический талант вступил в конфликт с эпохой. Между тем нельзя рассматривать жизнь и оценивать творчество поэта, исходя только из трагического конца. Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна острых социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, порой, казалось бы, неодолимых противоречий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Творчество Есенина - творчество подлинно великого национального поэта. Оно не укладывается ни в какие рамки «крестьянской поэзии». Однако при жизни Есенин был накрепко привязан критикой к группе «крестьянских поэтов». Близкий друг Есенина поэт Сергей Городецкий рассказывает: «Он терпеть не мог, когда его называли пастушком, Лелем, когда делали из него исключительно крестьянского поэта. Отлично помню его бешенство, с которым он говорил мне в 1921 году о подобной трактовке его». Позднее, в 1924 году, Есенин признавался одному из друзей: «Если бы ты знал, до чего мне надоело быть крестьянским поэтом! Зачем? Я просто поэт, и дело с концом!» «Традиционный» взгляд на Есенина как на крестьянского поэта, явно сужающий идейные, эстетические, тематические границы его поэзии и заведомо снижающий ту огромную роль, которую сыграло творчество Есенина в развитии всей русской и мировой поэзии, долго господствовал в критической литературе о поэте. В известной мере он дает знать о себе и сегодня. Бесспорно корни поэзии Есенина - в рязанской деревне. Не случайно с такой гордостью говорил он в стихах о своем крестьянском первородстве: «У меня отец - крестьянин, ну, а я - крестьянский сын». Не случайно в революционные дни семнадцатого года Есенин видит себя продолжателем кольцовских традиций. Уйдя из жизни в тридцать лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов. На лирике Есенина лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время, и предчувствием неизбежности конца патриархальной Руси. Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. – М. –1992.

2. Есенин С. Собрание сочинений: В 3 т. – М.: «Правда», 1983. – Т.1.

3. Есенин С. Собрание сочинений: В 3 т. – М.: «Правда», 1983. – Т.2.

4. Есенин С. Собрание сочинений: В 3 т. – М.: «Правда», 1983. – Т.3.

5. Есенин С. А. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М.: ОГИЗ РСФСР: Сов. энцикл., 1932. — Т. 24. — Стб. 539—542.

6. Есенин С. А. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая сов. энцикл., 1952. — Т. 15. — С. 538—539.

7. Розенфельд Б., Л. Э. Есенин, Есенинщина // Литературная энциклопедия / Отв. ред. А. В. Луначарский. — М.: Изд-во Ком. акад., 1930. — Т. 4. — Стб. 79—93.

8. Занковская Л.В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. – М.: «Флинта». – 1997.

9. Есенин С.А. В воспоминаниях современников. В 2-х т. – М.: «Художественная литература», 1986.

10. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: В 5 т./ Гл. ред. Ю.Л. Прокушев. – М.: ИМЛИ РАН, 2003.

11. Мариенгоф А. Роман без вранья. В кн.: Мой век, мои друзья и подруги. – М.: «Моск. рабочий», 1990.

12. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М.:1972.

13. О Есенине. – М.: «Правда», 1990.

14. Прокушев Ю. Сергей Есенин. – М.: «Моск. рабочий», 1975.

15. Сергей Есенин. Проблемы творчества. – М.: Современник, 1978.

16. Слободнюк С. Некромантия Сергея Есенина. В кн.: С. Слободнюк. Идущие путями зла. – СПб, 1998. – С. 370-383.

17. Сорокин В. Крест поэта. – М., 1993.

18. Хлысталов Э.А. Тайна гостиницы «Англетер». - М.: «Россия молодая», 1991.

19. Эйгес Е. Воспоминания о Сергее Есенине. – «Новый мир». – №9. – 1995.