Главная              Сочинения по литературе

Западноевропейский романтизм. Общая характеристика - реферат

Тема: Западноевропейский романтизм. Общая характеристика.

Мощным культурным движением и господствующем направлением первым 19 ст., выразившийся во всех областях искусства, становится романтизм., имевший национальные особенности в каждой из европейских стран:

· в Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствованием и логически-синтетическим видением мира.

· во Франции романтизм сформировался к 1820 гг. Осознавал себя прежде всего антитезой классицизму, отличался психологизмом, аналитичностью, пессимистической картиной мира, мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии.

· в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18 ст., и тяготел к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы.

Однако при всех нац. различиях романтизм имел единую ф-ую основу: субъективный идеализм, т.е. за основу оценки мира берутся только субъективные факторы. Романтики считали, что человеческое бытие гораздо богаче его социального измерения: человек с помощью воображения может перенестись в иные миры, может сам их творить, т.е. художественное развитие бытия определяется духовной деятельностью личности.

Отсюда вытекает сущность романтического мировоззрения – субъективное личностное эмоциональное отношение к действительности.

Романтизм базировался на литературных традициях предшествующих веков:

· со Средневековьем романтизм связан интересом к национальным истокам литературы;

· с Ренессансом романтизм связан вниманием к проблеме личности;

· с барокко связан идеей дисгармоничности мира и проблемой конфликтных отношений общества и человека;

· с сентиментализмом связан обращением к стихии чувств и тенденцией демократизации героя;

Эстетические черты романтизма:

· Принцип историзма

Центральной проблемой романтизма становится проблема личности, поскольку гармония личности и общества утрачена, а свобода возможна лишь в пределах индивидуальной духовной жизни, т главным предметом осмысления романтистов становится внутренняя жизнь личности, познание сводится в самопознанию, причем человек – единство противоречивых начал, поэтому сознание его тоже противоречиво и познать человека можно лишь в единстве его разнообразия.

Появляется новый герой: на смену героя Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни, приходит герой, утративший социальные и географические корни и свободно перемещающийся между областями Земли, между сном и явью.

· Отказ от нормативности классицизма

· В романтизме разрабатываются новые жанры: исторический, исповедальный роман; психологическая повесть, лироэпическая поэма, баллада, лирическое стихотворение

· Демократизация языка

· Переосмысливается роль поэта: поэт мыслится проводником идей Бога на Земле. Он обладает синтетическим взглядом на мир, а поэзия – это универсальный язык, включающий в себя эстетику, философию и религию.

· В основе романтизма как метода лежит принцип двоемирия, ощущение разлада между идеалом и действительностью, преодоление которого возможно в искусстве, соответственно романтический универсум включает в себя две сферы, противостоящие друг другу: 1) физическое существование, где господствует материальные интересы и низменные чувства, сюда погружены обыватели; 2) поэтически возвышенная реальность людей творческих, чей внутренний мир для обывателей не постижим.

Тема: Литература английского романтизма

1. Общая характеристика

2. Творчество Байрона

3. Творчество Скотта

I. К 19 ст. Англия продолжает оставаться самой развитой из европейских стран. Характер ее развития определили:

- Французская буржуазная революция;

- Промышленный переворот середины18 ст.;

- Война за независимость в Америке;

Ведущим литературным направлением первой трети 18 ст. столетия становится романтизм, прошедший через стадию возрождения интереса к тв0ву Шекспира, через увлечение фольклором и появление готического романа. В развитии английского романтизма выделяют 2 этапа:

1 этап: тв-во поэтов «озерной школы» (лейкисты) - термин возник в 1800 г., когда «озерной школой» один из американских литературных журналистов назвал Вордсворта, Колриджа и Саути, жизнь которых была связана с северными графствами Англии, озерным краем, и которые воспевали красоты этого края. Их программным произведением стал сборник Вордсворта и Колриджа под названием «Лирические баллады» (1798 г.), в котором наметился отказ от классицизма: была провозглашена демократизация языка, расширение тематического диапазона. Лейкисты предлагали заменить силлабическую систему стихосложения на тоническую. Они обогатили поэтический язык за счет упрощения синтаксических конструкций, введения разговорной лексики, они возродили интерес к Шекспиру, английской истории лит-ры, возродили жанры эпитафии, элегии, дружеских посланий, баллад. Самым талантливым из лейкистов был Сэмюэл Тейлор Колридж (1772-1834 гг.). Большое влияние на Колриджа оказала пантисократия (с греч. «власть всех»), термин выдуман Робертом Саути и означает единство всего живого (один из главных постулатов романтического мировоззрения). В 1797 г. Колридж создает свой первый сборник «Стихи на разные темы». С 1797 по нач. 1800-х гг. Колридж создает серию верлибров (белый стих), т.е. отрывок «Кубла Хан» (2 стр. текста, сопровождаемые предисловием), создаетотрывок из готической поэмы «Кристабель» (Ливанов пер.) – в этой поэме впервые возникает связь бессвязного, т.е. атмосфера (собака, огонь), легенда о Мелузине, впервые тема зла, и поэму «Сказание о старом мореходе» (явл. выражением пантисократии), он ее написал очень эмоционально: новый термин «imagery» - существует несколько интерпретаций поэмы: одни ученые связывали ее с ветхозаветной историей Кайна, другие – с историей Агасфера (библ. персонаж, вечный жид), основанием для подобных сравнений служит сильно выраженное ___ начало. Поэма представляет собой попытку исследования сложной человеческой природы в соответствии с романтический мировоззрением, именно с этой целью Колридж прибегает к традиционному для английской литры приему: он вырывает героя из повседневности и отправляет в путешествие, причем перемена обстановки и экстремальная ситуация заставляет героя с большим вниманием присмотреться к самому себе и к окружающему миру, т.е. путешествие героя – это не просто плавание к таинственным южным широтам, но и символическое путешествие в не менее таинственный и экзотический мир собственного Я. Убийство альбатроса разрушает ту естественную связь, которая существует между челом и природой. Лишь пройдя через страдание и одиночество, герой начинает понимать единство всего живого. Важнейшей стилистической особенностью поэмы является использование маргиналий (то, что вынесено за границы текста, на полях) – это вынесенный на поле текст, содержащий фабулу, который поясняет эмоциональный текст.

С 1814 г., пережив кризис, Колридж занимается литературной теорией и выступает с публичными лекциями о елизаветинской эпохе и творчестве Шекспира, причем в отличие от критиков 18 века, рассматривавших драматургию Шекспира с позиции классицистической эстетики, Колридж видит в нем автора с богатым воображением, умеющий с помощьюс помощью него придать героям жизненную убедительность.

2 этап: начало 1800-х гг. – 1830 гг. и связан с творчеством Байрона, Шелли, Вальтера, Китса. В это время появляются новые жанры: лироэпическая поэма (Байрон), исторический роман (Вальтер Скот), к тому же в жанре романа появляется народная тенденция, высмеивающая крайности и штампы _____ искусства, к тому же продолжает развиваться готическая традиция (Мери Шелли «Франкенштейн», Метьюрин «Скиталец», Льюис «Монах»).

II. Крупнейшей фигурой английского романтизма является Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 -1824 гг.). Творчество Байрона принято делить на 3 этапа:

1. 1807-1812 гг. – ранний период творчества, когда Байрон испытывает влияние классицистической поэзии, а также английской лирики 18 века. Первой его публикацией является вышедший в 1808 году сборник «Часы досуга». В 1809 году выходит сатира «Английские барды и шотландские обозреватели». Это первое зрелое произведение Байрона, романтический манифест, в котором он критикует предшественников и низвергает литературные авторитеты. В 1812 году появляются 2 песни:

- лироэпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», в которой путешествие героя совпадает с маршрутом автора: Португалия, Испания, Мальта, Албания, Греция. Основной текст поэмы, за исключением нескольких лирических вставок, написан спенсоровой строфой (девятистрочная строфа, обычно 5-тистопный ямб, 9-ый стих – 6-тистопный). Причем для Байрона были важны смысловые ассоциации этой формы, прежде всего архаизация. Уже самим именем, включавшим средневековый титул Чайльд, Байрон уводит читателя в прошлое, и начало поэмы соответствует средневековой атрибутике. Однако эта бутафория отбрасывается с началом путешествия по современной Европе. Важную роль в поэме играет пейзаж, который представлен всегда обостренно и индивидуализировано. В поэме появляется мотив, который станет ключевым для всего творчества Байрона – weltschmerz (велтшмерц) – мотив мировой скорби ( термин введен писателем Жаном Полем). Это пессимистическое умонастроение, разочарование в мире и его ценности, ведущие к меланхолии, отчаянию. Это реакция на несовершенство мира.

2. Лондонский этап (1812-1836 гг.) – он создает цикл восточных поэм («Гуяр», «Корсар», «Лара», «Осада Керинфа», «Абидосская невеста». Разрабатывался уже использованный в «Паломничестве» жанр лироэпической поэмы, выстраивающий сложные отношения между автором и героем. В этом цикле автор отступает на 2-ой план и после _____ излагает историю героя, в которой центральным является любовный эпизод. В этих поэмах герой среди людей. Как правило, это разбойник, призревший моральные запреты, пират с ожесточенным сердцем, но всегда благородный. Его единственная связь с жизнью в любви, которая сильна и трагична, т.к. всегда единственна, в ней сливаются лучшие свойства души. А за ее пределами – ложь и непонимание. У Байрона романтическая любовь, как правило, обречена, поскольку против нее злая людская воля. В это же время Байрон создает лирический цикл «К Тирзе». Это цикл стихов, посвященный умершей женщине, где вновь повторяется образ обреченной и гибнущей любви. Байрон создает цикл стихов, посвященный Наполеону («Звезда почетного легиона», «Прощание Наполеону»), еще цикл стихов «Еврейские мелодии», в котором отобранные и переосмысленные библейские сюжеты с т.з. романтизма. Здесь разрабатываются все романтические мотивы: обреченность ______, красота самоотречения, величие героя, человеческие страдания, трагическая любовь.

Он заканчивает «Паломничество», создает поэмы «Тьма», «Сон», философские драмы «Манфред», «Камы».

3. Итальянский период (1817-1824 гг.) – Байрон проявляет себя как оригинальный поэт-романтик. В это время он создает поэму «Жалоба Тассо», «Пророчество Данте», историческую драму «Мазепа», а также исторические трагедии на сюжеты средневековой Венеции и Древнего Востока.

В предисловиях к ним он провозглашает ________ пристрастие к классицизму, а в сюжетах – представляет несколько вариантов решения исторического конфликта сильной личности со своим временем. Он пишет сатиры, в которых откликается на проблемы современности («Видение суда», «Бронзовый век»).

1817-1823 гг. – Байрон работает над романом в стихах «Дон Жуан», главный герой произведения является не готовым характером, а человеком, в процессе воспитания чувств, причем природа в герое берет верх над воспитанием: он не умеет противиться страстям. В произведении представлены сатирическая картина европейской жизни и нравов, поэтому британские исследователи определяют жанр «Д. Ж.» как epicsatire (сатирический эпос). Автор свободно ведет повествование, иногда его, увлекаясь какой-то ассоциацией, делает отступление, но несмотря на это, развертывается последовательный сюжет, подробно рассказывающий о судьбе героя и отображающий действительность, с которой он сталкивается. Произведение насыщено реалистическими элементами, и можно сказать, что оно открывает европейскую реалистическую литру.

«Паломничество Чальд-Гарольда»

Лирический герой – это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. В «Паломничестве» наблюдается разделение главного и лирического героев: Чальд-Гарольд – это не главный герой, являющийся основным организаторским компонентом в построении поэмы.

А лирический герой – это образ автора, выражающий его мысли, чувства, оценки.

Разделение образов главного и лирического героев обуславливает трансформацию жанра поэмы в творчестве Байрона. Если в поэме присутствует ______ сюжет, лирический герой претерпевает развитие. А у Байрона поэма лиро-эпическая.

1) сюжет резко ослаблен

2) сочетается эпическое и лирическое изображение реальности. В стихотворном повествовании о поступках, переживаниях героя., в лирических отступлениях выражаются переживания поэта.

В «Паломничестве» формируется тип байронического героя. Романтический герой, бросающий всем вызов, чье сознание отягощено контекстом мировой скорби, и отстаивающий право на индивидуальную свободу.

III. Вальтер Скотт (1771 – 1832) вошел в историю мировой литры как создатель исторического романа, поэт, критик, издатель, собиратель фольклора, знаток европейской литры.

1802 – В. С. публикует 2-хтомник «Песни шотландской границы», благодаря которому обретает известность.

1805 – 1810 гг. – он создает поэмы, посвященные средневековью «Песнь последнего Министреля», «Дева озера», «Мармион», которые стали важными для него как писателя-романиста: реальность в них сочетается с фантастикой, используются эпиграфы, поэтические вставки, балладное осмысление исторических персонажей. Всемирную известность В. С. обретает в 1814 г. после выхода в свет романа Уэверли.

С 1815 – 1831 – создает 25 романов, несколько сборников рассказов, пьес, поэм, 2-хтомник «Истории Шотландии» и работу «Жизнь Наполеона Бонапарта». Заслугой его было то, что в своем творчестве он соединяет изучение истории с философским осмыслением прошлого. Осуществил синтез науки и искусства. В своих исторических романах В.С всегда обращался к современности, достоверно реконструируя прошлое, воссоздавая местный колорит, подлинно передал облик эпохи. Создавая историческую перспективу, он приобщал читателя к новой роли отстраненного наблюдателя, открывающего для себя мир.

Контекст всех романов расширяется благодаря включению в повествование пейзажа, который становится поводом философствования героя. Основой худ-ого метода В.С. был романтизм, который определил структуру его произведений: сюжеты всегда сложные (авантюрно-приключенческие, важное место в них отведено случайностям, изменяющим ход событий). В его романах присутствуют фантастические элементы, идеализированные байронические характеры действуют наряду с реалистичными образами. В романах В.С. достоверно описываются быт, нравы, эволюция исторических событий, связи прошлого настоящего.

По тематике и проблематике его романы делятся на 2 группы:

1) шотландский цикл (1814-1820 гг.): «Уэверли», «Пуритане», «Эдинбургская темница», «Пертская красавица» - в них воспроизводится история гибели патриархальной Каледонии и постепенное превращение ее в современную буржуазную Шотландию. Характерной особенностью языка этих романов стало включение в диалог местного диалекта, который подчеркивает национальность героев.

2) романы о средневековой Англии и Европы: «Айвенго», «Квентин Дерво», «Монастырь», «Талисман» - в них детально передан колорит средневековья, выраженный в реалиях быта, обычаях, описании речи, балладной традиции.

Действие всех романов динамично, герои индивидуализированы, описание личных судеб соединено с историческими событиями.

Тема: Литература американского романтизма

1. Общ. хар-ка

2. Тв. Купера

3. Тв. По

4. Тв. Готорна

5. Тв. Мелвилла

I. 19 ст. в истории американской лит-ры – это век романтизма. Как литературное направление романтизм главенствовал с 1820-х гг. до окончания гражданской войны между севером и югом (1861 – 1865 гг). Хронологические рамки американского романтизма обусловлены существованием фронтира, т.е. подвижной границы между цивилизацией белых поселений и остальной частью материка. за линией фронтира располагались свободные индейские поселения. Общество фронтира до конца 1870-х гг. сохраняло докапиталический уклад и задерживало развитие капитализма по всей стране. Существование фронтира обусловило длительное существование романтизма и позднее становление реалистической литры. Предпосылками для формирования американского романтизма были:

1) предромантическая литра

2) американская буржуазная революция и война за независимость (1775-1783 гг.)

3) Аболиционизм – движение за отмену рабства негров

После победы в войне за независимость в национальном сознании американцев укрепляется вера в особый путь и высшее предназначение Америки, которая представляется страной безграничных возможностей, этот комплекс представлений стал называться американская мечта.

Постепенно мечта о свободном и счастливом обществе деформируется и вырождается в жажду материального успеха любыми средствами. Кроме того, сохранение социального и имущественного неравенства, рабство в южных штатах приводит к разочарованию и поиску писателями романтического идеала, противостоящего реальности и лежащего за его пределами. Центральной проблемой американского романтизма на всех этапах его развития была проблема личности – писатели-романтики, опираясь на американский фольклор, делают главным героем персонажа смелого, сильного, предприимчивого, осваивающего неизведанные земли, независимого, который сам создает себя и утверждает в столкновении природы и общества.

Американский романтизм прошел 3 этапа:

1) ранний романтизм (1820-1830 гг.). Американская литра получает международное признание. Ведется поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика: война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев, которые идеализируются и изображаются как альтернатива буржуазному укладу, свободная морская стихия, европейская история (Ирвинг, Купер, Брайант, Кеннеди). Важную роль с середины 30-х гг. начинает играть литературно-философское течение трансцендентализм. Возникло в 1836 году в Бостоне, название связано с философией Канта и подразумевало постижение истины через откровение, интуицию. Трансцендентализм обращался к этической проблематике, отличался символизмом мироощущения, критиковал буржуазный строй и постулировал самосовершенствование личности (Ральф Эмерсон, Джон Ридли, Маргарет Фуллер, Генри Дэвид Торо, Эмили Диккенсон).

2) зрелый романтизм (1840-1850 гг.). Усиливается разрыв между действительностью и романтическим идеалом, появляется пессимизм, ощущение несовершенства мира и человека, мотивы скорби и тоски, герои теперь с раздвоенным сознанием. В художественный язык пронимает символика. В тексте проявляются элементы сверхъестественного и мистического (По, Мелвилл, Готорн, Того, Диккенсон, Лонгфелло).

3) поздний романтизм (1860 гг.) – это период кризиса, резкого размежевания в связи Гражданской войной: с одной стороны, развивается литра аболиционизма, протестующая в рамках романа против рабства(Лонгфелло, Того, Эмерсон, Бичер-Стоу), с другой стороны, развивается литра юга, романтизирующая и идеализирующая рыцарство юга и реакционно построенный уклад (Кеннеди, Синс).

II. Первым всемирно известным американским прозаиком, основоположником авантюрного, исторического, социального романа США был Джеймс Фенимор Купер (1789-1851 гг.). творчество Купера делят на 3 периода:

1) 1821-1826 гг. – Купер верит в американскую мечту, прославляется американскую революцию, независимость и полагает, что американская литра тоже должна быть суверенной от английской. В 1821 г. Купер публикует роман «Шпион». В 1823 г. – роман «Лоцман» - морской роман, насыщенный приключениями, в котором загадочные и таинственные события сочетаются с описанием исторических реалий и лиц. Впервые здесь выступает как маринист, т.е. изображает романтически-прекрасную стихию и морские приключения. Уже на раннем этапе проявляется характерная особенность последующих произведений – картины природы становятся символом душевных переживаний героя.

2) 1826-1833 – после путешествия по Европе пишет романы, посвященные европейскому прошлому, герои которых борются с тиранией аристократа («Палач», «Браво», Гейденмауэр»).

3) 1833-1855гг. – связан с нарастанием пессимизма, интересом к религиозным вопросам. Главным приемом становится аллегоричность в повествовании сюжета («Морские львы», «На сцене», «На море», «Охотник за пчелами»). Несмотря на слабую характеристику персонажей, тривиальность сюжета многих куперовских романов, в них есть 2 важнейших достижения:

- повествование ведется как от первого лица, так и от нескольких

- его герои – носители общечеловеческих качеств

Главным достижением Купера является пенталогия о Кожаном чулке:

«Пионеры» (1823)

«Последний из могикан» (1826)

«Прерия» (1827)

«Следопыт» (1840)

«Зверобой» (1841)

Она является художественной историей американского фронтира, историей движения американской нации с востока на запад. Все романы объединены образом Натаниэля Бампо, в судьбе которого выразилась история завоевания континента, история становления американской буржуазной цивилизации, а также история нравственных потерь нации в связи с расширением территорий. Все романы имеют примерно одно сюжетное построение, сквозной темой является трагическая судьба американских индейцев, гибнущих от рук цивилизованных белых, чья свободная жизнь, связанная с природой, идеализируется и противостоит буржуазному миру.

III.