Главная              Сочинения по литературе

Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений - реферат

Введение

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы - трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.

Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение - один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. (3)

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».

Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем--то выразительно - это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании». (7)

Что делает речь учителя выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для учителя начальных классов, ведь младшие школьники, как известно, более эмоциональны. (10)

Больше значение выразительно чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассматривает выразительно чтение, то есть как обязательный компонент уроков литературного чтения.

И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.

Таким образом, выразительность чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.

Исходя из сказанного, можно утверждать .что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время Малов внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.

Основная цель работы - определение условий, приемов обучения выразительному чтению.

Объест исследования - процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.

Предмет исследования - методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.

Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения

2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;

3) проанализировать методическую литературу по проблеме;

4) описать процесс организационной работы, а так же использование приемов обучения выразительному чтению художественных произведений в начальных классах;

5) экспериментальным путем подтвердить выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования

· изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;

· педагогический эксперимент;

· наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов;

· в качестве экспериментальных баз исследования выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы школы № 1 г. Нелидова, Тверской области.

· структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи

1.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению

Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку». (31)

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость. сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков. прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. (5)

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация». (8)

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом». (7)

Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.

Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. При подготовке к чтению произведения учитель внимательно читает его. изучает содержание, уясняет для себя какова идея данного произведения и в чём его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдёт в нем речь, в каком порядке следует изложение событий, что за люди действуют в произведении. Очень важно выяснить степень понятности произведения для слушателей.

Содержание произведения точно определит и способы., какими следует пользоваться при передаче его детям.

Чтобы чтение произведения было действенным, нужно верно определить свою задачу (образовательную и воспитательную). Тоже можно сказать о содержании, целях.

Для того чтобы обеспечить успех чтения, учитель должен постоянно работать над своим языком.

М. Горький писал: «Говорить детям исходным языком проповеди -- это значит вызвать в них скуку и внутреннее отталкивание от самой темы проповеди, - как это утверждается опытом семьи, школы и «детской» литературы дореволюционного времени » [10,].

Интеллигентный человек должен красиво и выразительно говорить, строить свою речь грамотно.

«Сам учитель, - как пишет О.В. Кубасова, - его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихотворения - всё это постоянный пример для учащихся». (11)

Навыки устной речи должны быть закреплены путем специальных упражнений по развитию голоса, дыхания, дикции. К этим упражнениям надо возвращаться неоднократно.

Выразительное чтение требует от каждого терпеливой, настойчивой н систематической работы. Овладение эмоциональной выразительной речью иногда даётся не сразу; особенно при самостоятельных занятиях. Здесь важное значение приобретает самоконтроль. Проверяется, как дети умеют пользоваться дыханием в процессе речи, умеет ли четко произносить звуки. Существуют упражнения для проверки техники речи для всех учащихся. Они будут предложены ниже.

1.2 Средства речевой выразительности

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

1.2.1 Интонация и ее компоненты

Значение интонации в выразительной речи очень (25) велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего - так оценивают роль интонации филологи.

Поэтому в данном разделе рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у учащихся интонационной выразительности.

Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной (7):

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В третьем классе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется. (28)

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой (), которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.

Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа, после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.

После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборо. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом) и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучит его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, прием произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Выразительная речь - устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Разборчивость речи - прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. интонационная работа требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текс на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

Таким образом, все эти требования, предложенные Л.А.Горбушиной, очень важны в обучении выразительному чтению в начальных классах.

2.3 Условия организации работы над выразительностью чтения

Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. (18)

1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, которые пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.

2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель, во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, он служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.

3. Работа над языком произведения - тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если или не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.

5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.

Из вышесказанного следует, что главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложно умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.

М.Р. Львов считает, что учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:

1) Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определённые чувства, ребёнок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения;

2) Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения;

3) Работа над языком произведения - тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдения над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения;

4) Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приёмами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация;

5) Обсуждение в плане вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока 2-3 ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным. С этой целью удобно использовать магнитофонную запись прочтения текста незнакомыми детьми. Это поможет сохранить объективность высказываний.

Итак, работа над выразительностью представляет собой «...соединение нескольких направлений:

- технического - включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

- интонационного - предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

- смыслового - реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;

- тренировочного - имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа».

Художественно-речевое направление языкового восприятия на уроках литературного чтения в начальных классах увеличивает смыслотворческий потенциал языковой личности.

Заключение

Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений младших школьников является актуальным, так как выразительность чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.

Художественное чтение -- это искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение -- это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность -- эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

Выразительное чтение -- искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.

Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, сделали вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся 4- ого класса в процессе чтения лирических стихотворений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия техники чтения, подобрали упражнения для развития выразительности устной речи. Также представили методику организации этого процесса, разработали и привели уроки, занятия, упражнения по этой проблеме, проанализировали ведущие методы и приемы обучении выразительному чтению учащихся младших классов, их место и роль в процессе обучения выразительному чтению.

Положительные результаты контрольного этапа дали возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза в основном подтвердилась. Если использовать приёмы обучения чтению, нацеленные на выразительное чтение текстов лирических произведений: технику чтения с работой над партитурой выразительного чтения, художественными средствами языка, словесного и графического рисования и другие, тем самым способствовать глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению учащихся.

Поставленная цель достигнута: определены условия и приемы обучения выразительному чтению.

Задачи поставленные в дипломном исследовании решены:

1) дана характеристика поэтической речи лирических стихотворений;

2) раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению;

З) проанализирована методическая литература по теме;

4) описаны процессы организационной работы, а так же использованы приёмы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах;

5) экспериментальным путём подтвердить выдвинутую гипотезу.

Также сделаны некоторые выводы о необходимости знаний и сведений о том, чтобы развивать у младших школьников основные умения, способствующие отработке интонации, соответствующей читаемому произведению: определение слов с логическим дарением, расстановку пауз, обозначение мелодики тона, определение темпа чтения, тембра, выражение собственного отношения к читаемому тексту.

Список литературы

1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 2000.

4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 1997.

5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

6. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.

7. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма

в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

8. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. - Саранск, 2008.- 186 с.

9. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm

10. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. - 1994. - №3, - с. 12-19.

11. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М., Педагогика, 1997.

12. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. - 1989 г. - №1. - с. 33 -38.

13. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.

14. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2003. - №6 - с. 5-14.

15. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.

16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

17. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. - М., «Педагогика»,1990.

18. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. - 1995. -№5 - с. 44-54.

19. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. - 2001. - №5. - с. 99 - 101.

20. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

21. Романовская З. И. Чтение (3 класс): Методические рекомендации. - М., Мп «Новая школа», 1992.

22. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3 - с. 16 -21.

23. Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 3 классе. Пособие для учителя. - М., « Просвещение», 1997 г.

24. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1977.

25. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. - М., Педагогика, 1980 г.

26. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 - с.22-26.

27. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев, 1980.

28. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989 - №7 - С. 24-27.

29. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. - 1989 - №5 - с. 15-17

30. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. -2001 - №6 - с. 24-46.