Главная              Рефераты - Сочинения по литературе

Образы Горя от ума - сочинение

Елецкий государственный педагогический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”

Выполнил:

студент гр. Л-53

Скиперских А.В.

Научный руководитель:

Харлампиди О.Д.

Елец, 1998

УСПЕХ «Горя от ума», поя вившегося накануне восста ния декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шу му, восхищению, любопытству конца нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии «п ро извела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь не сомненную всенародную славу. При этом современники в по лной мере ощущали социально- политическую актуальность комедии, восприни мая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заем ными средствами. Сюжетную основу «Горя от у ма» составил драмати ческий конфликт бурного с толкновения умного, благородного и свободолюб ивог о героя с окружающей его косной средой реакционеров. Э тот изображенный Гри боедовым конфликт был жизненн о правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кру гу передовых русских людей, вступивших на путь 6ор ьб ы с миром самодержа вия крепостничества, жи вя и нтересами этих людей, разделяя их взгляды и убежд ени я, Грибоедов имел возможность близко и п овседневно наблюдать самое важ ное, характерное и в олнующее явление общественного быта своего времени - бор ьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поко лений.

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультур ного д виже ния дворянских р еволюционеров- декабристов, борьба нового - нарожда ющегося и развивающегося - со старым - отжившим и тор мозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изобра жено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широ ко известном, постоянно ц итируемом письме к П. А. Кате нину (январь 1825 го да с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драмати ческой коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: "... в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот челов ек разумеется в противуречи и с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хоче т, зачем он немножко повы ше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастае т «противуречие» Чацкого с фамусо вским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеко м, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Ча цкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В то й или и ной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, мо рали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотич еском и гражданском долге, о н овом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти воп рос ы откликнулся гений Гриб оедова, и отклик этот был исполнен такой горяче й гражда нстве нно -патри оти ческой страсти такого неукро тимого негодования на зло и не пр авду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кр угах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников. Грибоед ов поставил перед собой задачу сор вать с них маску внешнего благолепия и бла гопр иличия и пр ед ставить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском в ыполнил эту дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портр етов, которые в совокупности составляют истин ный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с ег о паразитизмом и свое корыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, де йст вовали «знатные негодяи» и мелкотравчатые подл ецы, от ъявленные мошенники и «зловещие стару хи», ханжи и доносчики, объеди ненные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к ма лейшему проявлению независим ой мысли и свободного чувства. В этом мире бе з тени смущения меняли кре постных рабов на бор зых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», злов редным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого м ира жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основа на на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеало м человека был для них удачливый вельможа блаженны х феодальных времен - дяд я Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фа мусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирск ой каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» плац парадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник , фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёсто ва, графини Хрюми ны, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - «ду ша» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся , чтобы не отстать от моды, в круг каки х- то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительн ый обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известных». Вся лакейская «философия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал от ец:

Во-первых угождать всем людям бе з изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем бу ду я служить,

Слуге его, который ч истит платья,

Швейцару, дворнику, для изб ежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, бар ской Москвы, созданная Грибое довым, включает в се бя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные об разы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный « французик из Бордо», и клубные друзья Репетило ва, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовско м мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт ко медии.

Социальная критика Гриб оедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широ те своей и конкретности была явлением исключительны м в литературе нача ла XIХ столетия. Если сатирико-м ора листические комедио графы, писавшие в традициях кл ассицизма, следовали условным и абстрактным кр итер иям, у законенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный « порок» или отвлеченную моральную категорию (к при меру, только лихоимство, только невежество, только с ку пость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разо блачил в духе социально-по литических идей декабризма широкий круг совершенно ко нкретных явлений общественного быта крепост ни ческ ой России.

Злободневный смысл г рибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о «ланкартачны х взаимных обучениях», и дебаты о парламентском стро е и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполе оновских войн, нашедшие отражение в моно логах Ча цкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал сво ю комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значени е широкой и целостной картины русской общественно й жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенн ой во всей ее исторической точности и достоверности.

В свое время (в 1865 г оду) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дал ьше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать име нно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .

«Натура всяких событий» - таков был, говоря сло вами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необо зримому множеству "всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он соб рал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического конфликта эпо хи. Будучи действительно замечательным, глубоким и с мелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала окружавшей его реальной жизни име нно то, в чем сосредоточился смысл его эпохи: борь бу, которая с небывалым ожесточением разгорелась м ежду мертвящим «духом рабства», проникавшим все и вся в аракчеевско-фамусовском мире, и жив ительным « духом времени», воодушевлявшим молодое по коление патриотов и свободолюбцев.

Продолжив обличительн ую антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвиз ина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетел ьство вало о ег о социально- политической направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». Сбли жая ее в эт ом смысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое вре мя (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволю ционно й Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравств енно ст ь своих отечеств»'. А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал

' «Библиотека для чте ния» , 1834, т. 1, 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, го вор я о социально-историческом значении «Горя от ума», вспом нил в этой связи о комедии Бом арше , имевшей, по словам Герцена, значение "государственного переворота".

комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века» '.

Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных памя тников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богато е позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно- политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.

«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевро в карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира н е бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положитель ного идеала - общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинног о героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображение м фамусовского мира, но непременно должен был отра зить в своей исторической картине и другую сторон у действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества . В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жиз ни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее с торон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и

' В. Ключ евс кий. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.

покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарожда лось движение декабристо в, складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре­вожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамус овскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете ". И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Ск ало зубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он от крыт о, во всеуслышание заго вори л о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прог ресс ивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна бы ла не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной бо рьбы.

Возвращаясь к зам ечатель но верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе о т ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской

эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жи зн ь все же не как ученый-исследователь и не как мыс лите ль хотя бы и замечатель ный, но как гениальный поэт. И зучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изобра жен ия. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мо г бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яс нее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным велик ой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведени й русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибо едова раскрыт ь перед читателем и зрителем свой пол ожит ельны й идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.

Грибоедов не отступил в "Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в ос нову прои зведения конфлик та, и з столкновения страстей, мнений, характеров.

В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.

С этим связан важный во прос о том, как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ст авит перед собой реалистическое искусство, пр ед усматривает вскрытие смысла того явления соц иал ьн о-исторической д ействительности, на котором ост ановилос ь вн имание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данн ой эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Ча цкого. В индивидуальном и особенном воплощ ен ии его характера ярко и отчетливо выраж ено существо той новой, прогрессив ной об щест венно й силы, которая в грибоедовское время в ышла на историческу ю сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зо рко разглядел в окружавшей его действительности эт у тогда еще только на зр евавщую си лу и понял, что ей принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освободител ьной борьбы осуществляли немногие « луч шие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ле нина), далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как ска зал Ленин, они «... помогли разбудить народ»', потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в Р оссии.

' В. И. Ленин. Пол но е собрание сочинений, т. 23 , стр. 398.

Пусть во времена Грибо едова, накануне восстания декабристо в, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и истор ич ески характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хле сто ва, Репетилов, Скалозуб, Заго рецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и в се прочие персонажи старобарской Москвы, каждый п о-сво ему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая с тояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски ре шив в «Горе от ума» проблему типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.