Главная              Рефераты - Сочинения по литературе

Мысли о России в публицистике И. Бунина и М. Горького - сочинение

Список использованной литературы


  1. Асаткин В.М. Последние дни России: «Окаянные дни» Ивана Бунина//Филол.зап.-1993.-Вып.1.-С.69-70.

  2. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества.-М.:Просвещение, 1966.-384 с.

  3. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии. /1870-1917/-М.:Худлит.-1983.-351с.

  4. Баранов В. В роли противника всех и всего. Но не слугой режима выступал М.Горький в далекие 20-е годы//Рос.газета.-1993.-29 мая

  5. Бунин И. Великий дурман/Сост.,вступ.ст и примеч. О.Б.Василевской.-М.:Совершенно секретно, 1997.-352с.

  6. Бунин И. Воспоминания. Предисловие В.Лаврова//М.Горький и другие/:Отечеств.архив//Наш современник.-1990.-№11.-С.177-190.

  7. Бунин И.А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи/Сост.,подгот.текста, предисл. и коммент. А.К.Бабореко,-М.:Сов.писатель, 1990.-416с.

  8. Бунин И.А. Собрание сочинений в девяти томах –М.:Худлит.-1967.-т.9.-622с.

  9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка-М.:Высш.шк.,1991.-432с.

  10. Волков А. Художественный мир Горького.-М.:Современник, 1978.-365с.

  11. Волков А.А. Горький и литературное движение современной эпохи.-М.:Сов.писатель,1971.-575с.

  12. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М.:Московский рабочий, 1969.-448с.

  13. Высочайшая правда творчества: (современники о И.А.Бунине)//Нева.-1995.-№10.-С.201-208.

  14. Горелов А. Три судьбы. Тютчев Ф. Сухово-Кобылин А. Бунин И.-Л.:Сов.писатель, 1976.-621с.

  15. Горький и его эпоха: Исследования и материалы. Вып.I/Отв.ред.Б.А.Бялик.-М.:Наука, 1989.-280с.

  16. Горький М. И поэты «Знания»-Л., 1958.-Библиотека поэта, Большая серия, изд.2-ое.-422с.

  17. Горький М. Материалы и исследования/Под ред. Десницкого В.А., Муратовой К.Д.-М.-Л.:Изд-во АН СССР,-1936.-Т.2.-484.

  18. Горький М. Несвоевременные мысли.-М.:Современник, 1995.-157с.

  19. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре.-М.:Сов.писатель, 1990-400с.

  20. Горький М. Полное собрание сочинений в 30 т.-М.: Гослитиздат, 1955.-Т.28.-671с.

  21. Горьковские чтения. 1958-1959.-М.:Изд-во АН СССР, 1961.-383с.

  22. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX века.-Л.:Сов.писатель,-1985,-352с.

  23. Золотарев А.А. И.Бунин и М.Горький. Воспоминания/С пред. А.Астафьева//Наш современник.-1965.-№7.-С.101-105.

  24. И.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов/ Сост. Г.П.Климова.-Елец,1995.-186с.

  25. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев.-М.:Скифы, 1991.-216с.

  26. История русской литературы: ХХ век. Серебряный век/Под ред.Жоржа Нева, Виктории Страды и Ефима Эткинда.-М.:Изд.группа Прогресс-«Литера», 1995.-704с.

  27. История советской литературы: Новый взгляд. По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции. 11-12 мая 1986 г.-М.:Наука, 1990.-248 с.

  28. Киреев Р. Бунин: «Мы в последний раз обнялись»:[К биографии писателя]//Огонек.-1994.-№6-7.

  29. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис.-М.,1986.-206с.

  30. Костомарова И. Нравственно-общественная позиция И.А.Бунина в 1916-17 годах (по дневникам Н.А.Пушешникова)// Тезисы докладов на межвузовской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И.Бунина (24-27 сентября) /ОГПИ.-Орел,1991.-С.7-10.

  31. Кузнецов В. «Блудный сын» Октября: Русский мир. Две души М.Горького//Слово.-1993.-№9-12.-С.44-47.

  32. Кулебяко Е.С. И.А.Бунин и Академия Наук//Русская литература.-1967.-№4.-С.175-179.

  33. Лавров В.В. Катастрофа: Исторический роман.-М.:ТеРРА, 1995.-624с.

  34. Ланин Б.Окаянная современность и горечь позднего прозрения:(Заметки о «Несвоевременных мыслях» А.М.Горького и «Окаянных днях» И.А.Бунина)//Нар.образование.-1960.-№6.-С138-144.

  35. Ларионова Н. Вся правда об авторе «Буревестника» еще не сказана: (Что пишет и чего не пишет современная критика о Горьком?)//Правда.-1997.-19 февраля.

  36. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.-М.:Изд-во МГУ, 1989.-172с.

  37. Литературная энциклопедия русского зарубежья.-М.:РОССПЭН, 1997.-512с.

  38. Литературное наследство.Т.84. В 2-х кн. Книга 1. Иван Бунин/Ред. В.Г.Базанов и др.-М.:Наука, 1973.-696с.

  39. Литературный энциклопедический словарь/Под ред.В.М.Кожевникова, П.А.Николаева.-М.:Советская энциклопедия, 1987.-752с.

  40. Мальцев Ю. Иван Бунин 1870-1953.-М.:Посев, 1994.-432с.

  41. Михайлов О. «Окаянные дни» Бунина: Литературная критика//Москва.-1989.-№3.-С.187-202.

  42. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества.-М.:Наука, 1967.-173с.

  43. Монина Т. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок (На материале произведений И.А.Бунина): Лингвистические заметки.//РЯШ-1995.-№5.-С.82-86.

  44. Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий.-М.:Просвещение, 1981.-208с.

  45. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью.-М.:Сов.писатель, 1989.-512с.

  46. Нефедова И.М. М.Горький. Биография писателя.-Л.:Просвещение, 1979.-256.

  47. Нинов А.М.Горький и.Бунин. История отношений. Проблемы творчества: Монография.-Л.:Сов.писатель, 1984.-256с.

  48. Овчаренко Л. М.Горький и литературные искания ХХ столетия.-М.:Сов.писатель, 1971.-284с.

  49. Ошар К. «Окаянные дни» как начало нового периода в творчестве И.Бунина//Русская литература.-1996.-№4.С.101-105.

  50. Парамонов Б. Горький, белое пятно: Публицистика//Октябрь.-1992.-№5.-С.146-147

  51. Пискунов В.М. Тема о России: Россия и революция в литературе нач. ХХ в.-М.:Сов.писатель, 1983.-376с.

  52. Пьяных М. К постижению «русского строя души» в революционную эпоху/М.Горький о России/:Из революционного наследия//Звезда.-1991.№7.-С.182-187.

  53. Резников Л. О книге М.Горького «Несвоевременные мысли»//Нева.-1998.-№1.-С.148-171.

  54. Розанов В.В. О писательстве и писателях/Под общ.ред.А.Н.Николюкина.-М.:Республика, 1995.-734с.

  55. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях/Под ред.П.А.Николаева.-М.:Просвещение, 1990.-448с.

  56. Сараскина Л. Стана для эксперимента: [О публицистике А.М.Горького]//Октябрь.-1990.-№3.-С.159-170.

  57. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество.-М.:Просвещение, 1991.-192с.

  58. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX-начала ХХ в.:Учебник.М.: Просвещение, 1993.-384с.

  59. Современный русский язык в 3-х частях. Ч.3. Синтаксис.Пунктуация/В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов.-М.:Просвещение, 1997.-256с.

  60. Соколов А.Г.Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов.-М.:Изд-во МГУ, 1991.-180с.

  61. Струве В.П. Русская литература в изгнании. –Париж: УМСА-Press;М.:Русский путь, 1996.-448с.

  62. Телешов Н.Д. Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом.-М.:Моск.рабочий. 1966.-180с.

  63. Устами Буниных. Дневники И.А.Бунина и В.Н.Буниной/Под.ред.М.Грин//Нева.-1991.-№5-6

  64. Эберт К. Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни»/Русская литература.-1996.-№4.-С.106-110.

  65. «Я пишу эти строки в дни величайших страданий…»: Ст. И.А.Бунина 20-х годов/Вступ.ст., публ., подгот. текстов и примеч. О.Василевской//Дружба народов.-1996.-№2.-С.169-204.


67


И.А.Бунин и М.Горький - писатели, внесшие огромный вклад в русскую литературу. Их судьбы пересеклись в конце 19 века и разошлись навсегда к концу 10-ых годов 20 века. Они были современниками таких знаменитых людей, как Лесков, Успенский, И.Гончаров, находились в тесных дружеских отношениях с А.П.Чеховым, встречались с Л.Н.Толстым, Ф.Шаляпиным, Л.Андреевым, Н.Телешовым, А.Куприным. Еще при жизни писатели достигли большого творческого успеха и признания художественного мастерства. Горький становится известным сразу после выхода его первых произведений в конце 90-ых годов 19 века. Слава к И.Бунину-прозаику приходит в 10-е годы 20 века. Однако по достоинству он оценен немногими, первым среди которых был А.М.Горький. Длительное литературное сотрудничество и дружеская связь Бунина и Горького - явление во многом непонятное, трудно объяснимое. Они были людьми разного социального происхождения, с непохожими представлениями о мире и человеке, писателями, представлявшими разные литературные направления. Единственным связующим звеном между ними стала любовь к русской классической литературе, России. Дальнейшему сближению способствовала совместная работа в журнале "Жизнь", издательстве "Знание", постоянное общение в литературном кружке "Среда", регулярная переписка художников. Встречи Бунина и Горького на Капри в 1909-1913 годы станут лучшей порой их дружеских отношений. В эти годы прослеживаются параллели в творчестве писателей. В произведениях этих лет художники обращаются к теме России, народа, грядущих перемен, духовности. Однако их отношения нельзя назвать идеальными. Были моменты неприятия, раздражения, что отражается в переписке с близкими и друзьями. Они касались художественных и общественных позиций Бунина и Горького. Катастрофа, постигшая Россию в начале 20 века, резко обострила расхождения писателей, что и послужило причиной разрыва отношений М.Горького и И.Бунина в 1917 году.

Драматические события 17 года в России повлекли перемены в жизни и литературной деятельности И.Бунина и М.Горького. В 1920 году И.А.Бунин вынужден навсегда покинуть Родину. Горький остается в России, становясь символом революции, ее "буревестником".

Внимание и интерес литературоведов к творчеству М.Горького были постоянными, как к писателю, представлявшему искусство, связанное с революцией. В 30-40 годы организуется Архив и Музей художника, выходят сборники "Горьковских чтений", в основу которых были положены доклады и сообщения, сделанные на специальных горьковских конференциях. В эти годы обозначился круг исследователей, уделявших большое внимание изучению жизни и творчества писателя, среди них В.Н.Десницкий, С.В.Касторский, К.Д.Муратова, И.А.Груздев, С.Д.Балухатый.

В печати 40-50 гг. появились новые имена литературоведов, изучавших творчество Горького - Л.А.Волков, Б.В.Михайловский, А.И.Овчаренко, Е.Б.Тагер.

Большую помощь горьковедам оказало изданное в 1949-1955 гг. тридцатитомное "Собрание сочинений" Горьуого, куда были включены многие его ранние произведения, публицистические и критические статьи и 3 тома писем. Академия Наук СССР выпускает большие сборники документов и исследований о литературе - "Литературное наследство", из которых два тома посвящены Горькому.

На этом этапе истории фигура Горького изображалась в качестве ведущей фигуры литературного процесса. Дарование других значительных писателей недооценивалось или просто принижалось.

В современных исследованиях Горький представляется фигурой глубоко трагичной и недостаточно изученной. Литературоведы обращаются к малоизвестным фактам из жизни писателя, освещают истинные причины отъезда Горького из России в 1921 году. До сих пор вызывает споры загадочная смерть М.Горького в 1936 году. На современном этапе Горький интересен как замечательный мастер слова, деятельность которого рассматривается с общечеловеческих позиций. М.Горький - художник поражает своеобразной трактовкой избранных тем, мажорным тоном и яркостью художественной палитры. Он выступает как вестник духовного обновления русского человека.

Новый взгляд на эту проблему отражен в работах Н.Примочкиной, И.Уайла. В периодических изданиях 90-х годов появляются статьи Б.Парамонова, М.Пьяных, В.Баранова, В.Кузнецова.

"Возвращение" Бунина началось недавно. В течение нескольких десятилетий предавался он незаслуженному забвению. В советское время первым, наиболее полным, изданием был девятитомник, вышедший в 1965-1967 г.г., благодаря личным усилиям А.Т.Твардовского.

За рубежом уже в 1935 году выходит одиннадцатитомное собрание сочинений И.Бунина (Берлин, Петрополис). В Париже в 1950 году выходят "Воспоминания" И.Бунина, в 1977 году хранительница Парижского Архива Милица Грин публикует дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных.

На Западе впервые издаются уникальные произведения, не имевшие аналогов во всей русской литературе. В 1925 году в Париже напечатана "Митина любовь". Выходят сборники рассказов "Солнечный удар", "Божье древо". Вершиной его творчества становится опубликованная в 1930 году "Жизнь Арсеньева". В 1946 году полностью издан цикл рассказов о любви - "Темные аллеи".

Присуждение в 1933 году литературной премии Нобеля - крупное событие в творческой жизни Бунина, свидетельствовавшее о признании его таланта западным обществом. Знаменательно это вручение для России. Именно И.А.Бунин стал первым русским, удостоившимся этой чести.

О жизни и творчестве великого писателя писали многочисленные современники. Среди них историк и критик М.А.Алданов, В.Ф.Ходасевич, А.Седых, В.Катаев, Ф.А.Степун, Г.Кузнецова. Восхищение и уважение к его творчеству и личности высказывали многочисленные зарубежные художники и критики - Франсуа Мориак, Андре Жид, Р.Роллан, Анри де Ренье, Т.Манн, Д.Джером.

Современники Бунина единодушно отмечали, что именно в изгнании художник создал лучшие свои вещи. Почти все они на русские темы, о России.

В творчестве Бунина ярко отражены традиции русской литературы и поэтической системы в России. Бунин - реалист, для которого свойственны неуловимая художественность и свобода, образная память, знание народного языка, изумительная изобразительность, словесная чувствительность. И.Бунин внес в литературу новые, непривычные темы и звучания, создал ни с чем не сравнимый стиль, до сих пор поражающий своей яркой необычностью.

Среди современных исследователей, обращавшихся к изучению жизни и творчества Ивана Бунина, можно назвать Ю.Мальцева, Ю.И.Айхенвальда, В.Лаврова, Ю.Адоевцеву, Л.А.Смирнову и др.

К взаимоотношениям художников обращались неоднократно. Впервые систематическое рассмотрение проблемы в целом предпринято в работе А.М.Нинова. Такие исследователи, как В.Афанасьев, Л.Афонин, А.Бабореко, А.Волков, Б.Костельянц, К.Муратова, Л.Никулин отметили некоторые существенные точки соприкосновения М.Горького и И.Бунина в биографическом и общелитературном плане.

В современном литературоведении наблюдается интерес к публицистике И.Бунина и М.Горького начала 20 века. В печати "Окаянные дни" и "Несвоевременные мысли" появляются в конце 80-начале 90-х годов. До этого они были малоизвестны и не публиковались. Бунинский дневник более известен за рубежом. В середине 90-х годов в печати появляются статьи К.Ошар, К.Эберт, О.Михайлова, В.Асаткина. в них рассматриваются жанровые особенности произведения, выделяются главные темы и мотивы. Среди исследователей, обратившихся к изучению "Несвоевременных мыслей", можно назвать Л.Сараскину, А.Слинько, Л.Резникова, И.Вайнберга.

С недавнего времени эти произведения стали сопоставляться. Они схожи по жанру и тематике, отражают мысли писателей о прошлом, настоящем и будущем России.

Основное расхождение писателей определяется приятием Горького и неприятием Бунина этих кровавых дней. По-разному они видят пути обновления страны. Главным остается то, что их одинаково волновали дальнейшая судьба России, сохранение ее духовных и нравственных начал.

Попытка сопоставления публицистических произведений И.Бунина и М.Горького была предпринята в книге Ю.Мальцева, выпущенной в Париже.

В России в 90-е годы эта проблема рассматривалась в публикации Б.Ланина, В.Асаткина.

В современном литературоведении данная проблема недостаточно исследована.

Цель предпринятой работы - сопоставление мыслей И.Бунина и М.Горького о России в публицистике 1917-1920 годов.

Осуществление поставленной цели невозможно без решения частных задач:

1. Раскрыть историю взаимоотношений писателей с современной точки зрения.

2. Проанализировать суждения И.Бунина и М.Горького о прошлом, настоящем и будущем России.

3. Выявить специфику публицистических произведений М.Горького и И.Бунина 1917-1920 годов.

Материалом исследований явились дневники, переписка писателей, публицистические произведения 1917-1920 годов, периодические издания последних лет, воспоминания современников о Бунине и Горьком.

Методы предпринятого исследования опираются на традиции историко-сравнительного, функционального изучения литературных явлений.

Положения дипломной работы излагаются в проблемно-хронологической последовательности.

Тема исследования определила структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список использованной литературы содержит 65 наименований.

И.Бунин и М.Горький – писатели-современники.

В истории русской литературы их имена нередко ставились в один ряд. Причин тому множество: личное знакомство, совместное участие в работе издательства «Знание», публикации произведений в общих сборниках, наконец, определенное пересечение в поиске новых форм художественного освоения мира.

Жизненные и творческие пути Бунина и Горького, действительно, пересекались многократно и разнопланово. Отношения художников, между тем, нельзя отнести к числу всегда понятных явлений. На протяжении 20 лет они были и близки, и далеки от взаимопонимания.

Первая встреча Бунина и Горького состоялась в апреле 1899 года на набережной Ялты. Познакомил писателей А.П.Чехов. «Чуть не в тот же день, - вспоминал через много лет Бунин, - между нами возникло что-то вроде дружеского сближения, с его стороны несколько сентиментального, с каким-то восхищением мною:

- Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого!»1

В тот же день Горький и Бунин провели вместе несколько часов.

«На обратном пути Бунин зашел к Алексею Максимовичу, который жил в меблированных комнатах Витмер на Виноградной улице. Говорили о Чехове, вообще о литературе, засиделись допоздна».2

В характере Горького Бунин отметил умение быть милым, скромным и даже излишне застенчивым. Горький любил говорить о литературе, заинтересовался мнением Бунина по вопросам художественного творчества. Более всего Горького притягивала та генетическая связь, которая соединяла его нового знакомого с дворянской культурой. Он не раз подчеркивал это в разговоре с Буниным, очень четко сознавая необходимость для себя усвоения традиции классического искусства.

К моменту знакомства сам Горький уже был известен как писатель не только в России, но и за рубежом. В марте-апреле 1898 года вышли два тома его «Очерков и рассказов».

«…Слава его шла уже по всей России. Потом она только продолжала расти. Русская интеллигенция сходила от него с ума, и понятно почему. Мало того, что это была пора уже большого подъема русской революционности, мало того, что Горький так отвечал этой революционности: в ту пору шла еще страстная борьба между «народниками» и недавно появившимися марксистами, а Горький уничтожал мужика и воспевал «Челкашей», на которых марксисты, в своих революционных надеждах и планах, ставили такую крупную ставку. И вот, каждое новое произведение Горького делалось всероссийским событием».1

Так спустя годы оценит Бунин положение своего современника в литературном процессе.

Имя И.Бунина также занимало видное место в числе молодых талантов. Он был автором нескольких книг – «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), перевода «Песни о Гайавате», стихов и рассказов, опубликованных в столичных журналах, которые свидетельствовали о разностороннем, быстро крепнущем литературном таланте писателя.

Сборник «На край света», вышедший за год до первых книг Горького, был встречен благожелательно многими известными критиками и стал заметным событием в литературе порубежной эпохи.

С момента знакомства в Ялте между писателями завязалась оживленная переписка. Получив в подарок книгу «Под открытым небом», Горький писал Бунину: «Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей-богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски-чистое и есть огромное чутье природы».2

Огромную роль в сближении Бунина и Горького играл А.П.Чехов. Его авторитетное мнение было важным для молодых художников. Сам Чехов также весьма ценил общение с представителями «нового реализма». Его ялтинский дом на протяжении нескольких лет был местом встреч для Бунина и Горького.

Следующая их встреча, весной 1900 года, совпала с гастролями Московского Художественного театра в Крыму. Во второй половине марта Горький приехал к Чехову по его просьбе, с тем, чтобы «поближе подойти к этому театру, присмотреться» и «написать пьесу».

В то же время в Ялту приехали Бунин и Телешов. Они ежедневно виделись с Горьким. 18 апреля 1900 года Бунин писал брату Юлию из Ялты: «Я провожу здесь время очень недурно. Приехали мы 12-го вечером, прямо пошли к Горькому, встретил очень радушно. Он тут с женой Екатериной Павловной и со своим мальчиком, Максимом, толстый и милый мальчик. <…> Вечером 12-го мы пошли к Горьким ужинать. На другой день у него завтракали и с тех пор почти не выходили от него. 14-го приехали артисты Моск.Худ.театра. <…> Горький в высокой славе, за ним ухаживают, умоляют его написать пьесу”.1

В свободное от спектаклей и репетиций время дом Чехова наполнялся знакомыми и друзьями. Станиславский так описывал эти дни: «В одном углу литературный спор, … И.А.Бунин с необыкновенным талантом представляет что-то, а там, где Бунин, неизменно стоит Антон Павлович и хохочет, помирает от смеха. Никто не умел смешить Ан.П., как И.А.Бунин…<…>”2

Минуты хорошего настроения сменялись у Бунина приступами замкнутости и тоски, так как в этот период он переживал мучительный разрыв с женой, Анной Николаевной Цакни.

В конце мая 1900 года Горький вместе с Чеховым, А.Н.Алексиным и В.Васнецовым выехал из Ялты в Батум, Бунин же двумя неделями раньше уехал через Одессу в родную Огневку. Из Огневки Бунин написал несколько писем Телешову, в которых слышны отзвуки споров вокруг имени Горького. Вот как Бунин излагает впечатление родных в деревне: «Хотел я и в деревне Огневке распространить его славу, но брат Евгений не поддался. Он находит его талантливым,…, на ѕ не жизненным и преувеличивающим все до плоскости. А мода… Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам, да ведь и ты не станешь. Хотя, конечно, тяжко, когда ты увлекаешься, положим, шекспировскими изящными костюмами, а все ходят в широчайших и пошлейших портках и глумятся над тобой»1 Бунин выражает свой взгляд на литературу, он не подвержен моде, пишет о том, что близко ему.

В деревне, как всегда, Бунин много работал, здесь он написал поэму «Листопад», которую посвятил Горькому. Это говорит о том, что Горький быстро расположил к себе Бунина, и тот отдает ему должное как человеку и талантливому художнику. В то же время Горький приглашает Бунина посетить его в селе Мануйловке Полтавской губернии, куда он уехал для завершения литературных работ. Бунин серьезно обдумывал это приглашение. В письме к А.М.Федорову сообщает: «Много пишу, читаю – словом, живу порядочной жизнью,… Кроме того, сильно тянет меня к себе Горький, - он в Полтавской Губернии, а Полтавскую губернию я чрезвычайно люблю. <…>”2

Помимо поэмы «Листопад» Бунин подготовил рукопись нового стихотворного сборника. Уже в то время Бунин был великолепным мастером пейзажной и любовной лирики. В 1890-1900 годы Бунин был одним из немногих поэтов, чей поэтический стиль развивался в русле традиций русского классического стиха, и, прежде всего, стиха Пушкина, Майкова, Тютчева.3

После выхода «Листопада» Горький писал В.Брюсову: «С благодарностью извещаю, что получил прекрасную книжку стихов Бунина, коего считаю первым поэтом наших дней»4

В письмах Горького 1899-1900 годов звучит неизменное восхищение поэзией Бунина. Обращение к автору было дружеским с долей интимной иронии: «дорогой дядя», «дядя Ваня».

«Дядя Ваня – будь здоров, расти большой, большой. Ужасно приятно и радостно встречать настоящее искусство!»1

Горький приглашает Бунина к сотрудничеству в петербургском журнале «Жизнь». В октябрьском выпуске журнала за 1900 год был напечатан рассказ «Антоновские яблоки», с которого начинается пласт классической бунинской прозы. Прочитав впервые это произведение Горький почувствовал, что талант Бунина, освобождаясь от черт подражательности, обретает полную самостоятельность, оригинальность и силу. Отвечая на письма И.Бунина, Горький писал в ноябре 1900 года: «А еще большое спасибо за «Яблоки» - …Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно задушевно».2

В начале сентября Горький остановился в Москве по пути в Нижний Новгород с одной лишь целью – побывать в Художественном театре. Здесь, 4 сентября 1900 года, его разыскал Бунин. Об этой встрече Горький сообщает Чехову: «Сижу на репетиции в театре, вдруг является Поссе, Пятницкий, Бунин… Пошли в трактир и имели огромнейший разговор про Вас…<…>” В тот же день из Москвы была отправлена телеграмма в Ялту: “Любим Вас и шлем привет. Пешков, Поссе, Бунин, Пятницкий, Сулержицкий”3 Это первый “документ”, подписанный Горьким и Буниным: любовь к Чехову действительно объединяла их и – особенно в первые годы знакомства – была немаловажным звеном складывающихся отношений.

Недолгое пребывание в Москве было скрашено еще одним значительным событием – выставкой картин В.М.Васнецова, живописью которого оба писателя тогда чрезвычайно увлекались.

Встречи и беседы в Москве заставили Горького с новой стороны оценить личность Бунина и его возможности как художника: “Он очень тонко чувствует все красивое, и когда он искренен – то великолепен, - замечал Горький в письме к Чехову, - если этот человек не напишет вещей талантливых, он напишет вещи тонкие и умные”.1

24 сентября 1900 года Горький и Бунин снова встретились во МХАТе на премьере “Снегурочки”. Горький ради этого специально приехал из Нижнего Новгорода, а Бунин из Петербурга, куда уезжал на две недели по издательским делам. После первого спектакля состоялся традиционный ужин, на котором присутствовала вся труппа: среди гостей были Горький с женой и Бунин.

В сентябрьском выпуске журнала “Жизнь” публикуется цикл бунинских стихотворений под общим названием “Акварели”. Чехов, отмечая достоинства этого цикла, писал: “Мне понравились в “Жизни” стихотворения Бунина, - …Правда, мило и хорошо?”2

Бунинская лирика вполне соответствовала тональности лучших произведений, опубликованных этим изданием: “В овраге” Чехова, “Конец Андрея Ивановича” Вересаева, “Фома Гордеев” и “Трое” Горького.

В начале 1901 года Бунин взволнован слухами о возможном аресте Горького. О своих настроениях в эти бурные, полные событий дни Горький сообщал Бунину: “Живу очень шибко… Теперь, видите ли, такое время, когда ждешь каждый день чего-нибудь особенного и потому живешь в напряжении всех чувств, в некоей горячке души”3.

Арест Горького предопределил судьбу “Жизни”. Журнал был запрещен.

Переписка писателей на некоторое время обрывается. Свидетельство тому – письмо М.Горького из Нижнего Новгорода, относящееся к концу марта 1901 года: “Простите, что не писал, - это не небрежность, это – недосуг. Живу - бойко, поспешно, в сумятице чувств, встреч, мыслей. Рад знать, что Вам работается. Жду Ваших рассказов с нетерпением.”1 Бунин также с сожалением высказывается по поводу некоторого охлаждения отношений: “Очень буду рад, если что-нибудь напишите мне и о себе. Вы упорно замолчали… Жаль, хотя я уже и не раз испытывал это на пути житейском. Жалко и “Жизни” – до чрезвычайности! Желаю Вам всего, всего хорошего”2 Но опасения обоих писателей были напрасны, их связи быстро восстановились.

“География” встреч Горького и Бунина в начале века очень разнообразна. Хотя Горький и жил в Нижнем Новгороде, он часто менял свое пристанище, проводя несколько месяцев в году то на юге в Крыму, где лечился от легочного заболевания, то наезжая в Москву и Петербург, где его ждали литературно-издательские, общественные и иные дела. У Бунина в родном отечестве и вовсе не было своего постоянного дома, и он, как вечный странник, колесил по России. Начиная с 1900 года художник совершает регулярные поездки в Западную Европу, на Ближний Восток, в Алжир, Египет и т.д.

Дом Телешова, где собирались знаменитые среды, стал для сблизившихся писателей постоянным местом встреч. В кружке “Среда” сотрудничество будущих знаньевцев было закреплено творческим личным общением, оставившим глубокий след в памяти каждого его участника.

Характеризуя свои литературные связи, Бунин особо отметил в автобиографии: “За это время я был, между прочим, ближайшим участником известного литературного кружка “Среда”, душой которого был Телешов, а постоянными посетителями – Горький, Андреев, Куприн и др”.3

Сам Телешов считал, что “И.А.Бунин представлял собою одну из самых интересных фигур на “Среде”. Высокий, стройный,…, всегда хорошо и строго одетый,… очень наблюдательный и способный ко всему, за что брался, настойчивый в работе и острый на язык, он врожденное свое дарование отгранил до высокой степени. …Все одинаково признавали за Буниным крупный талант, который с годами все рос и крепнул. Наши собрания Бунин не пропускал никогда, вносил своим чтением, а также юмором и товарищескими остротами много оживления”1 За остроту языка Бунина прозвали в кружке “Живодерка”.

Горький также очень заинтересовался новым кружком и обещал быть на “Среде” непременно, как только попадет в Москву, чтобы со всеми познакомиться: “Как хорошо вы это устроили и живете, как и надлежит писателям, по-товарищески. Чем ближе будем друг к другу тем труднее нас обидеть”.2

Появление Горького внесло в жизнь “Среды” тот элемент жизненной активности, которого, особенно поначалу, недоставало телешовскому кружку. Различие идеологических и эстетических взглядов участников “Среды” не мешало Горькому сохранять искренние и дружеские отношения с этой группой вплоть до бурных событий 1905 года и вынужденного отъезда за границу.

Поводом к следующей встрече писателей стал арест Горького в 1901 году. Л.Андреев, И.Бунин, И.Телешов немедленно выехали в Подольск, через который должны были провозить задержанного. Сам Горький был взволнован и расстроган состоявшейся встречей. За оживленным разговором пробежало несколько часов, а потом “Алексей Максимович поднялся на площадку вагона и едва успел сказать спасибо за наш приезд, как взревел гудок, и поезд тронулся. Горький смог только крикнуть нам всем на прощание: “Товарищи! Будем отныне все на “ты”.3

Эпизод встречи и разговор с Горьким в Подольске произвел сильное впечатление на И.А.Бунина. Он бросился к Чеховым, где застал Куприна, который очень жалел, что не провожал Горького. Находясь под впечатлением, Бунин живо и образно представил друзьям картину прощания в Подольске.

В зимний сезон 1901-1902 годов “Среда” собиралась без Горького, но все значительные события в литературной жизни столицы становились известны ему по письмам друзей.

По состоянию здоровья Горькому было разрешено жить в Крыму, где он сначала остановился у Чехова, а затем переехал на дачу Токмаковых “Нюра”. Здесь он прожил с 19 ноября 1901 года по 23 апреля 1902 года, и эти месяцы в его биографии оставили глубокий и резкий след. В числе знакомых и друзей по “Среде” сюда приезжали Андреев, Скиталец, Бунин, Шаляпин, Телешов. “Памятны были посещения Бунина в Крыму, -отмечает Е.П.Пешкова, - когда мы жили зиму 1901-1902 года в Олеизе, и он был частым гостем у нас на даче “Нюра”.1

Рядом в Гаспре лечился после болезни Л.Н.Толстой, и возможность общения с ними была одной из побудительных причин, склонивших Горького провести зиму в Крыму. Встречи с Толстым становятся ежедневными. Горький возбуждал в живом классике интерес к текущей литературе, тем молодым писателям, которые пришли вместе с ним или после него. Среди современных поэтов лишь немногие удостоились одобрительной оценки Толстого, в их числе был молодой Бунин. Творческая активность Горького стимулируется, он много работает, вчерне заканчивает драму “На дне”.

Бунин приехал в Ялту в конце марта вместе со своим другом, художником Нилусом и оставался в Крыму до середины апреля 1902 года. За это время он много раз встречался с Горьким и не только в Олеизе, но и в ялтинском доме Чехова. Постоянной темой литературных бесед был Толстой. Всех волновало состояние его здоровья. Другим поводом к переживаниям было решение отменить оезультаты выбора Горького почетным академиком. Следствием этого был решительный протест Чехова и Короленко, которые отказались от имеющихся у них аналогичных званий.

Осенью 1902 года Горький возвращается в Москву. К этому времени сюда из Одессы приехал Бунин, собрались и остальные завсегдатаи “сред”. Главной заботой Горького была постановка драмы “На дне” в Московском Художественном театре. На одном из заседаний кружка состоялось прочтение еще неопубликованной пьесы. Телешов вспоминал: “…Успех исключительный. Ясно было, что пьеса станет событием. Так оно и случилось…”1

18 декабря 1902 года – премьера пьесы Горького “На дне” Успех был небывалый. Сам Горький был потрясен случившимся. “Я ничего подобного не ожидал. И знаете – кроме этого удивительного театра – нигде эта пьеса не будет иметь успеха.<…> Игра поразительна!»2- так писал счастливый автор Пятницкому.

В связи с этим событием в интервью корреспонденту «Одесских новостей» 28 декабря 1902 года Бунин прокомментировал пьесу так: «Сам Горький – бесспорный художник и никакой склонности к логистике у него нет. Чтобы убедиться в этом стоит только послушать, как он спорит. Спор его – это целый ряд образов, и ни о каких «логических построениях» здесь не может быть и речи»3

С этого года Бунин надолго связывает свою творческую деятельность с издательством «Знание», у истоков создания и функционирования которого стоял Горький. Вместе с тем Бунин не связывал себя сколько-нибудь прочно ни с одним из существующих художественных объединений. До середины 1902 года он также поддерживал отношения с поэтами из «Скорпиона» и «Северных цаетов». Дорожил мнением В.Брюсова и состоял с ним в переписке. Разрыв с издательством символистом был для Бунина нерядовым событием. А.М.Горький, понимая, что в лице Бунина современная поэзия имела крупного поэта-реалиста, продолжателя классических традиций, старался привлечь его на свою сторону. В письме к Пятницкому Горький писал: «Я очень, очень рад, что Бунин будет издан «Знанием».4 Речь здесь идет о первом томе «Рассказов» И.А.Бунина, изданных весной 1902 года.

Второй том, объединивший лучшие поэтические произведения Бунина, автор рассматривал как итог десятилетнего творческого пути. Книги Бунина, выпущенные «Знанием», заметно укрепили и подняли его авторитет.

Бунин становится самым значительным поэтом «Знания». Всего за этот период опубликовано 67 стихотворений. За 1903-1908 годы были изданы еще 3 тома стихотворений Бунина, а в 1906 году – поэтический сборник в серии «Дешевая библиотека». С начала девятисотых годов особенно широко развернулась периодическая деятельность. Мастерство художника стало общепризнанным.

Сборник стихотворений «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» в 1903 году были отмечены Пушкинской премией.

Творчество И.Бунина входило весомой составной частью в знаньевскую литературу, поднимая ее эстетический уровень на более высокую планку. Казалось, Горький любовался ясным, отточенным стилем Бунина. Хотя он и пытался повернуть бунинский талант в русло иных социальных проблем, но тот оставался верен «художественной правде». «Не понимаю, - писал Алексей Максимович Брюсову,- как талант свой, красивый, как матовое серебро, он не отточит как нож и не ткнет им куда надо»1 Действительно, личность и позиция Бунина оставались для Горького загадкой, и он с новой силой пытается ее разрешить. В 1902 году Горький возобновляет переписку с Буниным. Интонации писем сохраняют прежний дружеский тон. Бунин доверяет Горькому подбор стихов для публикаций. В начале августа 1903 года Горький пишет И.А.Бунину: «Дорогой друг! Если Вы не имеете ничего против – я исключил из выбранных Вами стихов: «Кольцо» и «Дома». Первое – непонятно будет, боюсь, второе – скучным покажется. Хотелось бы, чтобы Вы сами разместили стихи в книжке. Жду стихов для сборника, который скоро начнем печатать. И Вас самого.»2

Горький живо интересуется литературной работой Бунина, просит присылать новые произведения для издательства. Участие Бунина, бесспорно, важно для редактора.

После смерти Чехова (1904 г.), Горький задумал сборник памяти великого художника. Своими соображениями на этот счет он делится с И.А.Буниным. «Каждый из нас напишет что-нибудь лично о Чехове – разговор с ним, первое знакомство, воспоминание о каком-нибудь дне, совместно прожитом, и, кроме того, - даст рассказ. Тяжело, грубо ударила меня его смерть, хотя и ждал я ее»1

С этого времени Бунин приступает к работе над воспоминаниями о Чехове. Рукопись была готова к ноябрю 1904 года. Алексей Максимович отозвался прочувствованным письмом: «Хорошо Вы написали об Антоне Павловиче – нежно, как женщина, и мужественно, как друг. Захотелось сказать Вам это тотчас же, как прочитал… Крепко жму Вашу руку, дорогой друг!»2

Переписка и встречи Горького и Бунина продолжались. В апреле 1905 года они часто виделись в Ялте. Судя по переписке и воспоминаниям, писатели много говорили о “текущем моменте” в жизни страны.В 1905 году Горький создает ряд произведений на злобу дня: “Дачники”, “Дети солнца”, “Товарищ”, “Враги”, “Мать”.

Бунин возвращается к творчеству только весной 1905 года, пережив трагедию – смерть сына. Среди созданных в это время стихотворений: “Новая весна”, “Ольха”, “Послушник”, “Хая-Баш”, “Тэмджид”, “Тайна”, “Потоп”, “С острогой”, “Мистику”, “Стамбул”. Бунин попрежнему полагается на Горького в подборе произведений для публикации. Другим доказательством их взаимного расположения является традиция, по которой почти каждая крупная горьковская вещь сопровождалась бунинскими стихами. Вероятно, Бунину импонирует стойкая, цельная, крепкая личность М.Горького. Он постоянно советуется с ним по самым различным вопросам.

В феврале 1906 года Горький вместе с женой, М.Ф.Андреевой уехал в Америку, позже в Италию, где обосновался на Капри, где написал - "Город Желтого дьявола", "Царство скуки", "Мов", "Мои интервью". Переписка между писателями обрывается.

В течение нескольких лет они не встречались. Весной 1909 года Бунин посетил Горького на Капри, где пробыл около месяца. Важнейшей темой бесед писателей являлось обсуждение литературных новостей и проблем. Горький только что кончил "Лето" и обдумывал планы окуровского цикла. В свое время Горькому очень нравились "черноземные" бунинские рассказы, напечатанные в сборнике "Знания". Он считал, что после Л.Толстого среди современных писателей мало кто знал деревню лучше, чем Бунин. К тому же он имел возможность непосредственно наблюдать за событиями в деревне последних лет и, следовательно, мог судить о них как живой очевидец. Беседы на Капри, несомненно, коснулись близкой Бунину темы - отношения современной литературы к народу, к мужику. Они сошлись в отрицательной оценке новейших веяний современной литературы, связанной с буржуазным распадом. В освещении истории России, оценке народа и мужика оба писателя ощущали необходимость объективного и трезвого реализма, хотя подход их к проблеме различался существенным образом. После посещения Капри между Буниным и Горьким установились особенно доверительные отношения. В письме из Лукьяново от 26 августа 1909 г. Бунин пишет:"Еще раз и всем сердцем свидетельствую, что дороги Вы мне по многим причинам, что всем очень трогает и радует меня расположение тех, кого я люблю..."1 В этом же письме Бунин высказывает свой живой интерес к творчеству Горького. Его волновала неподдельная увлеченность, щедрость в подробностях, глубина и оригинальность мысли, отличавшая произведения Горького, особенно когда он говорил о дорогих его сердцу вещах. "Дай Вам Бог, дорогой, от всей моей души желаю побольше Вам писать. А то совсем захлебнешься в море идиотски-умного пустословия. Посовестился я попросить у Вас прочитать Вашу новую повесть-теперь очень жалею. Когда она появится?"1

По приезде у Бунина возникает замысел нового произведения, причем из писем следует, что возможность его возникновения обсуждалась с Горьким. Писатель задумывает свою знаменитую "Деревню".

1 ноября 1909 года состоялись выборы Бунина в почетные академики по разряду изящной словесности, а 17 ноября ему был послан диплом, подписанный председательствующим в Отделении русского языка и словесности академиком Шахматовым.

В 1909 году Бунин закончил первую часть "Деревни", "Маленький роман". Еще до того, как отечественная критика успела определить отношение к "Деревне",как замечательному явлению текущего литературного сезона, Горький лично высказал автору свои более чем благоприятные впечатления. Бунин в свою очередь высоко оценил глубину окуровских повестей (1909 г.), сетуя лишь на то, что "это крупное произведение,...много потеряло от того, что печаталось небольшими частями".2 Оптимистическое мнение Бунина расходилось с точкой зрения многих авторитетных исследователей и литераторов 900-х годов. В одном из своих интервью он заявил, что продолжает считать, "что очень крупный художественный талант Горького остается на прежней высоте... Горький идет к тому, чтобы перестать быть писателем исключительно русским и занять положение писателя общечеловеческого. Самым крупным произведением М.Горького последних лет считаю "Исповедь". Такие произведения пишутся... писателями, находящимися в полном расцвете художественных сил. Алексей Максимович... один из очень немногих в нынешней русской беллетристике, делающих настоящее и большое дело".3 Бунин подходил к М.Горькому-художнику со своими эстетическими мерками, как правило, касается художественного мастерства. Он совсем не затрагивает произведений с ярко выраженной революционной тематикой, как например, "Враги", "Мать". Зато ценит такие вещи Горького, как "Исповедь", стихи "О барке в море, о песне на горах и о камнях у моря над горою", которым сам Алексей Максимович не придавал значения. Новая встреча писателей состоялась на Капри 18 апреля 1910 года. На этот раз Бунин пробыл у Горького две недели, их беседы касались злободневных вопросов общественной, политической и литературной жизни России. По возвращении из путешествия Иван Алексеевич дал интервью корреспонденту газеты "Утро России". Он сказал: "Горький много работает. Пишет новую историческую повесть (Вероятно, имеется в виду "Жизнь Матвея Кожемякина"). У него множество всевозможных планов литературной и другой работы. Вместе с Алексеем Максимовичем и его супругой мы поехали в Неаполь".1.

После отъезда Бунина, Горький пишет ему: "Дорогой мой Иван Алексеевич! Посылаю Вам неаполитанские песни; нестерпимо хочется, чтоб Вы коснулись их. Вашей, милой мне, рукою поэта... Проводив Вас-ощутил большую грусть-ибо-очень люблю. Извините сие признание".2 Судя по письмам этого периода, их отношения были искренними, уважительными, дружески доверительными.

И.А.Бунин великолепно передал суть душевных связей с Горьким следующими строками письма: "...Мы в отношениях, во встречах с Вами чувствовали эти минуты, - то настоящее, чем люди живы и что дает незабываемую радость.

Обнимаю Вас всех и целую крепко- поцелуем верности, дружбы и благодарности, которые навсегда останутся во мне, и очень прошу верить правде этих плохо сказанных слов!"3 В конце 1910 года выходит в свет вторая часть повести "Деревня". И снова Горький дает ей высокую оценку в письме: "...читал "Деревню". Читал и говорю старым словом Стасова - "тузовая вещь". Хорошо. Строго, честно и-красиво. И множество достоинств вижу в повести этой, волнует она меня-до глубины души. Почти на каждой странице есть нечто так близкое, столь русское - слов не нахожу достойных! Хороших кровей писатель И.Бунин и - должен он беречь себя".1

В 1911 году Бунин создает "Суходол", который Горький оценивает так: "Это одна из самых жутких русских книг, есть в ней нечто от заупокойной литургии. В "Суходоле" Бунин ... отслужил панихиду по умершему сословию своему и, несмотря на гнев, на презрение к бессильным скончавшимся, отслужил все-таки с великой сердечной жалостью к ним. И - к себе, конечно, и к себе".2

Для Бунина этот год примечателен тем, что 2 апреля 1911 года ему была присуждена первая в его жизни золотая медаль имени А.С.Пушкина за обстоятельную рецензию на рассмотрение сочинений С.Городецкого, представленных на девятнадцатое соискание премий имени А.С.Пушкина.

Горький в этом году заканчивается повесть "Жизнь Матвея Кожемякина", работает над "Сказками об Италии".

Полные творческих замыслов писатели встречаются вновь на Капри.

Их общение на сей раз было достаточно продолжительным, до 17 февраля 1912 года. Поначалу Бунин был несколько раздражен. После пяти дней пребывания в Италии он пишет брату Юлию: "А что до Красноперого, то необходимость ходить к нему выбивает из интимной тихой жизни, при которой я только и могу работать... Да и скверно мы встретились: чувствовало мое сердце, что энтузиазму этой "дружбы" приходит конец, - так оно и оказалось, никогда еще не встречались мы с ним на Капри так сухо и фальшиво, как теперь".3

В отношениях наступило некоторое охлаждение, но они не прекратились. Тональность бунинского письма, между тем, наводит на серьезные размышления о сущности и особенностях связей двух крупных художников - современников.

В Италии Бунин закончил рассказы "Хорошая жизнь", "Сверчок", "Ночной разговор", "Веселый двор", которые впервые были прочитаны на вечерах у Горького. Под впечатлением прослушанного Горький пишет Белоусову: "А лучший современный писатель - Иван Бунин, скоро это станет ясно для всех, кто искренно любит литературу и русский язык!"1 В подобной оценке перспектив бунинского таланта Горький оказался действительно прозорлив.

Две зимы подряд Бунин провел на Капри, возвращаясь летом в Россию. Скалистый итальянский островок прочно вошел в его маршруты.Здесь он чувствовал себя весьма комфортно. Воспоминаниями об особом природном окружении навеяны письма Бунина 1912 года: "А на Капри теперь небось, так ярки и чисты звезды, так восхитительно редко вздыхает у берега море ночное, летнее, итальянское. Хоть бы когда-нибудь рассказали Вы про это ночное море и про Ваши рыбачьи ночные таинства! Горжусь, что уговорил Вас когда-то рассказать о рождении человека. Помните, как это было? Мы ходили комету смотреть - поздно, поздно, по дороге к Анакапри".2 Становится понятным, что Бунин ориентировал Горького на поиски высоких идеалов.

В октябре 1912 года в приветствии по случаю 25-летия литературной деятельности И.А.Бунина друзья с Капри, среди которых первым стояло имя Горького, отмечали дар "всемирности", свойственный юбиляру равно, как всякому крупному художнику России.

16 ноября 1912 года Бунин снова был на Капри с женой и племянником. Как и во все прежние приезды, он - неизменный участник литературных и музыкальных вечеров в доме Горького, постоянный его собеседник и спутник на прогулках. В этот приезд Бунины пробыли на Капри до 24 марта 1913 года. В беседе с корреспондентом московских "Вечерних известий" Бунин рассказал об этом времени следующее: "Я очень однообразно,- сказал Иван Алексеевич,- провел зиму, прожив всю сплошь на острове Капри. Пришлось очень много работать: к этому располагает тамошняя жизнь.(...) Единственный человек, с кем встречался постоянно,- это Алексей Максимович Горький. Вот уже вторую зиму провожу я с ним вместе".1

Но эта зима оказалась последней, проведенной Горьким и Буниным на Капри.

В этом году Бунин напишет 14 рассказов, среди которых знаменитый "Захар Воробьев", "Последнее свидание". Горький закончит первые две части "Детства", создаст новые рассказы из цикла "По Руси". Бунин встретит их восторженно:"Ах, хорошо! Крупный конь и поэт шагает!"2 Также понравятся принципиальному критику экзотические "Сказки об Италии".

Зиму 1913 года И.А.Бунин провел на Капри в одиночестве. Прежний литературный кружок кружок распался навсегда. Время, проведенное на острове Капри в 1909-1913 годах, осталось лучшей порой в отношениях Горького и Бунина. Даже через много лет после разрыва, в эмиграции, Иван Алексеевич вспоминает об этой поре: "Одно время, особенно на Капри,...мы с Горьким дружили. Лично ко мне он всегда высказывал большое расположение, даже нежность. Я не мог на это не отзываться".3

Вскоре после возвращения Горького на Родину, Россия вступила в первую мировую войну. Связь и переписка с Буниным сохраняется и в это психологически сложное время. В конце октября 1914 года Горький посетил Киев, где гораздо сильнее чувствовалась близость фронта. По возвращению в Москву Горький пишет статью "Несвоевременное". Бунин по-своему переживал тяжкие испытания, выпавшие на долю Родины. 15 сентября 1914 года он писал: "Три месяца я с утра до вечера сидел - читал газеты и забыл за войной все на свете - без преувеличений говорю".4

Оба писателя в числе других поставили свои подписи под коллективным "Ответом русских писателей английским собратьям", в котором выражалась надежда, что содружество между народами не кончится на полях битвы, а претворится в духовном единении на почве общей работы человеческого духа.

В годы войны наступает заметное охлаждение в отношениях Бунина и Горького. В переписке нет прежней теплоты и интимности. Письма более короткие, иногда в три-четыре строки, и почти всегда исключительно рабочие, касающиеся издательских дел. Творческая активность художников, между тем, не снижается. В начале 1915 года И.А.Бунину присуждается золотая медаль за отзывы о рассказах Э.Голландской и об исторических поэмах Л.Жданова, которые представлялись на 21-й конкурс им. А.С.Пушкина.

Горький в середине 1915 года приступает к выпуску ежемесячника "Летопись", куда приглашает сотрудничать и И.Бунина. На это Бунин отвечает 15 октября из Измалково: "Дорогой Алексей Максимович, получил Ваше письмо относительно "Летописи". Доброе дело, желаю удачи, благодарю за приглашение, с удовольствием буду, если Бог даст, сотрудничать. На декабрь стихов и рассказ можно дать".1

В первой книжке за 1915 год бунинское стихотворение "Слово" воспринималось как общая литературная декларация нового журнала. В этом же выпуске была напечатана статья Горького "Две души". Главный пафос статьи заключался в развенчании великорусского шовинизма.

В этом же году Бунин пишет для "Летописи" стихи "Эллада", "У гробницы Виргилия", в которых обращается к священным камням Европы, сохраняющим свою поэтическую власть над поколениями, идущими друг за другом.

По приглашению Горького Бунин участвует в издании газеты "Луч", в ряде сборников, например, "Щит", "Армянская литература".

Проза Бунина в "Летописи" занимает скромное место. В 1916 году издаются его рассказы "Аглая", "Господин из Сан-Франциско". По поводу последнего Горький напишет Бунину: "Знали бы Вы, с каким трепетом читал я "Человека из Сан-Франциско",...с каким восторгом вот эти стихи. Ведь Вы для меня великий поэт, первый поэт наших дней. Извините мне эти излияния, но - Боже мой! - так редко счастье любоваться человеком."1 В отношении рассказа "Аглая" Горький был сдержан, тематика произведения была ему чужда.

Последним эпизодом сотрудничества писателей является горьковское книгоиздательство "Парус", осуществлявшее общую с "Летописью" общественно-литературную программу. В конце 1916 года Горький предпринял первые практические шаги для подготовки серии биографий замечательных людей. К осуществлению проекта он надеялся привлечь крупнейших писателей и ученых современности. Бунин знал о новом горьковском начинании и проявил к нему интерес. К несчастью, общественные потрясения последующих месяцев не дали осуществиться этому грандиозному проекту.

Всю зиму 1916 года Бунины прожили в деревне Глотово. Настроение Ивана Алексеевича было мрачным. Трагическое восприятие связывается у него не только с положением родных, дворянской усадьбы, но и с мужицкой деревней, и с Россией, и со всем захлебнувшимся кровью миром, - вот источники его пессимизма и душевной подавленности в это время.

Настроения Горького также были далеко не радостными. Положение страны ухудшалось с каждым днем. Алексей Максимович был глубоко озабочен судьбой своего журнала, перспективами развития страны. Он писал Бунину: "Хочется видеть Вас,много написать Вам,но-мои впечатления-отвратительны, мысли-грустны".2 Весной 1917 года Бунины ненадолго возвращаются в Петербург, где в апреле состоялась последняя встреча с Горьким. Сам Бунин так описывал ее: "В день моего отъезда из Петербурга он устроил огромное собрание в Михайловском