Главная              Рефераты - Сочинения по литературе

Образ Наташи Ростовой в романе Толстого "Война и мир" - сочинение

ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ В РОМАНЕ “ВОЙНА И МИР”

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.

Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черно­глаза и волосы ее сбились назад черными кудрями.

Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.

Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в мос­ковском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессозна­тельная связь с русскими национальными традициями и началами.

Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподра­жаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.

Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полнос­тью понять без определенных литературных проекций.

Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сход­ство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культур­ная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика фран­цузских романов, которыми зачитывались барышни той поры.

Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова “Горе от ума”. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глу­поватого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.

Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и муже­ственно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.

После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень труд­ная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, кра­сивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. На­таша до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентриру­ются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробужда­ется для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиле­ния”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть ис­тинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, ко­торого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоми­нает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в кото­рый вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется при­митивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

“Война и мир” — единственный роман Толстого, имеющий клас­сический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — луч­шее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравст­венной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.