Главная              Рефераты - Сочинения по литературе

Падежи: второй родительный и предложный. Функции и значения - реферат

У форм существительных, помимо категорий рода, одушевленности – неодушевленности и числа, существует еще одна характеристика, относящаяся к выбору связанных словоформ. Эту характеристику называют падежом существительного.

Категория падежа – это грамматическая словоизменительная категория, указывающая на синтаксическую функцию имени существительного и на его связи с другими словами в речи. Формы падежа указывают на отношение существительных к другим словам – к существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Эти отношения обобщенно отражают существующие в реальной действительности связи между предметами, явлениями, между предметами и их признаками, качествами (любить книги, любители книг, свободный от занятий, поездка верхом).

Категории падежа важна грамматическая и содержательная ценности:

вижу большой дом – вижу большого слона

доктор пришел – доктор пришла

Но смысловая характеристика не заключена в самой словоформе, а возникает в результате взаимодействия формы существительного с ‘подчиняющей’ ее словоформой. Между изолированными словоформами рука, руку, рукой нет смысловых различий, а есть различия в синтагматических возможностях. Но в словосочетании

рука ударила

руку ударила

рукой ударила

указанные различия между словоформами имеют содержательную ценность.

Родительный/ предложный падежи.

По мнению некоторых ученых, из структуры родительного и предложного падежей следовало бы выделить по одному самостоятельному падежу. Так, родительный падеж рассматривают как собственно родительный , или родительный определительный (производство сыра, продажа чая), и количественно-родительный , или отделительный , падежи (килограмм сыру, стакан чаю). Предложный падеж рассматривают как изъяснительный (о хлебе, о лесе) и как местный , который выступает только после предлогов в и на в словосочетаниях, имеющих местное значение (в снегу, на столе).

Каждая падежная форма выполняет в предложении, в контексте несколько функций . Функции эти не одинаковы. В одних падеж представляет собой чисто синтаксический показатель , не зависит от семантического содержания связанных с ним слов. Такие функции называются первичными. Например, функции субъекта – подлежащего для именительного падежа, прямого дополнения при переходных глаголах для винительного падежа, субъектного (приезд матери) или объектного (убийство врага) дополнения для родительного приименного, обстоятельства места для предложного падежа и т.п. Другие функции падежей зависят от семантики слов, которым они подчинены (например, винительный цели употребляется только при глаголах движения), условия их употребления определяются контекстом . Такие функции падежей называются вторичными . Например, функции именного сказуемого для именительного и творительного падежей, дополнения для предложного падежа (думать об экзамене), обстоятельства меры, времени и пространства для винительного падежа (пройти километр, ждать месяц).

Предложный падеж формируется на основе набора словоформ, выступающего, например, в контексте Я говорю о (объект говорения). Контекстов требующих данного набора словоформ, очень много в русском языке: Я знаю толк в (предмет понимания). Однако такой контекст, как Я живу в (место), требует иного набора словоформ: достаточно сравнить Я говорю о лесе (степи) и Я живу в лесу (степи). Так традиционный предложный падеж распадается на два падежа: предложный и местный .

Местный падеж выделяется в контексте:

Я живу в (место)

Они находятся в

Я гуляю в и т.п.

Предложный падеж употребляется только с предлогами (о – обо – об; в – во; при; по; на), с чем связано его название, введенное М.В. Ломоносовым вместо принятого в XVII веке термина ‘сказательный’. В древнерусском и старославянском языках этот падеж назывался местным по одному из его главных значений. В предложении падеж выполняет роль дополнения (думать об экзамене, рассказать о поездке), обстоятельства (отдыхать в санатории).

Предложный падеж обозначает:

1) объект речи, мысли чувства, состояния:

мечтать о будущем

заботиться о детях

забота о детях

2) место и время действия

гулять в парке

отдыхать в мае

3) орудие действия

печатать на компьютере

играть на скрипке

игра на скрипке

4) образ и способ действия

остановиться в нерешительности

стоять на ногах

5) качество предмета по отношению к другому предмету

девушка в джинсах

пальто на ватине

Предложный падеж служит для связи словоформ в словосочетании и предложении, а также помогает дифференцировать разные омонимичные значения предлогов:

(идти) в лес (направление) – в лесу (место)

(ходить) на площадь (направление) – на площади (место)

Очевидно, что падежная форма существенно зависит от лексических и синтаксических свойств ‘подчиняющего’ слова и от смысловой и формальной организации предложения. Вопрос о содержательных характеристиках падежных форм смыкается с проблемами синтаксиса и с проблемами лексической семантики.

В реализации падежных значений участвует не только сама падежная форма имени существительного. Семантика падежей определяется:

а) формой и значением управляющего слова:

любить (уважать, почитать) мать (брата, сестру)

сахару (изюму, меду) положить

b) формой и значением управляемого слова:

звать сестру – звать сестрой

рисовать карандаш – рисовать карандашом

c) семантикой предлога

ехать через город – ехать в город

считаться другом – считаться с другом

Родительный падеж выступает в предложении в роли второстепенных членов – дополнения (любить литератур), несогласованного определения (книги друга), обстоятельства (гулять у пруда), редко – именной части составного сказуемого (роста он среднего), подлежащего в сочетании с количественным числительным (два стула стоит в комнате). Употребляется с предлогами и без предлогов при именах (родительный приименительный) и при глаголах (родительный приглагольный).

Родительный приглагольный употребляется:

для обозначения прямого объекта, если действие глагола распространяется только на часть предмета:

купить хлеба

выпить воды

для выражения прямого объекта при глаголах с отрицанием:

не читать книги

не писать работы

для обозначения объекта после глаголов со значением желания, достижения, ожидания, опасения, удаления:

желать успеха

ждать друга

искать успокоения

Родительный приименной употребляется:

для выражения различных определительных отношений, в том числе и принадлежности:

директор школы

стихотворение Пушкина

для обозначения субъекта, являющегося производителем действия или носителем определенного признака:

пение соловья

песни соловья

ясность цели

теплота ночи

для выражения прямого объекта, на который направлено действие, выраженное отглагольным существительным:

чтение книги – читать книгу (В.П.)

рубка леса – рубить лес (В.П.)

4) для обозначения количественных отношений:

стакан чаю

килограмм рису

полк солдат

табун лошадей

Традиционный родительный падеж у некоторых существительных располагает двумя формами:

чая – чаю

сахару – сахара

сыра – сыру

Интерпретация этого факта в рамках предлагаемого понимания падежа зависит от определения контекстов , в которых могут употребляться указанные словоформы. Не во всех контекстах можно употребить две формы.

Например,

1) У … есть недостаток

предмет обладающий недостатком

допускает формы на –а/ -я:

у чая есть недостаток

у сахара есть недостаток

у сыра есть недостаток

2) Контекста стакан …

предмет в данном количестве

допускает формы как на –а/ -я, так и на –у/ -ю:

стакан чая – стакан чаю

стакан сахара – стакан сахару

головка сыра – головка сыру

Формы на – а/ -я и – у/ - ю в одних контекстах находятся между собой в состоянии свободного варьирования (формы: водою – водой; дверями – дверьми; граммов – грамм), в других – возможны лишь формы на –а/ -я.

Нет таких контекстов, формы в которых традиционно относятся к родительному падежу и могут оканчиваться только на –у/-ю. Таким образом, следует выделять первый универсальный родительный, употребляемый во всех соответствующих контекстах:

сестры, вина, шкафа, песка, сыра, чая; и второй родительный, включающий большее количество словоформ, однако не всегда способный заменять первый: сестры, вина, шкафа, сахара – сахару, песка – песку, сыра – сыру, чая – чаю.

3) В контекстах два …, полтора …, оба …, три …

предметы, о количестве которых сообщается

выступают наборы форм, трактуемые как родительный падеж.

Указанный набор форм не совпадает ни со вторым, ни с первым родительным. Не совпадение касается не только словоформ типа:

шага – У шага есть недостаток

шага – два шага

часа – У часа есть недостаток

часа – полтора часа

Не ударением, но окончанием различаются в данном контексте адъективные существительные:

У мастерской (часового, пирожного) есть недостаток

– Три мастерских (мастерские)

Учет этого факта требует выделить счетный падеж .

Сущность:

- число контекстов, в которых он выступает, ограниченно и поддается описанию

- этот падеж возможен у существительных, обладающих номинативным значением множественного числа.

В контексте Я жду … жену, друга, отца, конца, начала

объект ожидания

Ждательный падеж . Его употребление ограничено глаголами: ждать, бояться, слушаться, остерегаться, опасаться.

Контекст Он вышел в … объект превращения

предполагает употребление словоформ начальники, люди. Признать этот набор форм именительным падежом – значит допустить возможность употребление именительного после предлога и необычная синтаксическая функции; поэтому это превратительный падеж . Круг контекстов: произвести, выйти, выбиться, выбрать, рваться и т.д.

Неясно, рассматривать ли противопоставление (принеси) чаю – чая как противопоставление ‘состояний’ (т.е. чай весь или часть) или как противопоставление

‘предметов’ (разный чай). Очевидно, что в зависимости от того, какое решение будет принято, падежная система будет строиться по-разному.

Родительный падеж может выражать значение и субъекта действия :

родителей не было дома

доклад директора

и его объекта: коснуться руки

Он выступает в значении обладателя: стихи детей

Имеет значение времени: второго мая восьмидесятого года

В русской грамматической традиции существуют различные мнения о количестве косвенных падежей. В пределах родительного падежа некоторые русские грамматисты (В.А, Богородицкий, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, В.В, Виноградов) выделяют два падежа –

собственно родительный (ручка двери, чтение книги, вой ветра)

количественно-отделительный (немного сахару, горсть песку)

На два падежа расщепляется предложный падеж –

изъяснительный (о друге)

местный (в лесу)

Формы на – у с количественно-отделительным и местным значением не образуют особых падежей. Они охватывают небольшие группы имен существительных. Количественно-отделительные формы на – у/ -ю образуют некоторые вещественные, собирательные и абстрактные имена существительных мужского рода, а особой формой на – у/ -ю с местным значением обладают отдельные типы односложных существительных мужского рода. Многие формы на – у/ -ю с количественно-отделительным значением испытывают колебания: при них имеются дополнительные образования с вариантными окончаниями

– а/ -я.

два шага – В.П.

нет ни шага – Р.П. счетный падеж

выйти в начальники – превратительный падеж

ждать поезда Р.П. (для обозначения ожидания)

без роду, без племени – второй родительный падеж

в аэропорту П.П, местный падеж

о аэропорте – П.П. изъяснительный

ждать автобуса – Р.П.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru