Главная              Сочинения по литературе

Моральные уроки Данте - сочинение

Моральные уроки Данте

Поэма написана в жанре видения, который был популярным в средние возрасты. Но средневековые «видение» описывали «хождение по мучениям», т.е. пекло. Данте внес много нового в этот жанр.

Замысел поэмы, ее композиция определенные системой тогдашних знаний. Три части охватывают весь загробный мир в воображении средневекового человека: «Пекло», «Чистилище», «Рай». Число «три» использованное неслучайно – оно воплощает божественное триединство. Вокруг этого числа, иногда умноженного на три, сводится все строение поэмы. Каждая часть содержит 33 песне. Поэма написана терцинами (тристихами). Символическое значение имеют в поэме также числа 9, 10, 100. Действие в поэме происходит на фоне Вселенной.

Вселенная Данте обусловленный астрономией Птолемея и средневековым христианским представлением о мироздании. Земля – недвижимая сфера. В центре северного полушария (какая разрешенная людям) – гора Сион; на востоке, под углом 90 градусов к горе Сион, заканчивается река – Ганг; на западе, под таким самым углом к горе – начинается река Эбро. Южное полушарие покрыто водой и запрещенная людям. В центре этого полушария – гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образовывают на земном шаре крест. Под горой Сион, но значительно шире, чем самая гора, приоткрывается и идет к низу перевернутый конус Ада, разделенный на круги, как ступеньки в амфитеатре. Кол таких девять; первые пять образовывают верхний ад, последние четыре – нижнее – город с красными башнями, окруженное железной стеной. Внутри города – пропасть, болота, гробницы. На вершине конуса, т.е. внизу, где-то возле центра Земли – Люцифер, «червь, который пронизывает землю». Щель, которую пробили в скале воды подземной реки Лета, соединяют недра ада с Чистилищем. Гора Чистилища – остров. На березе Мирового океана два Предчистилища, дальше – освещенная солнцем и покрытая буйной травой, окруженная со всех сторон водой высокая гора, которая поднимается к небам. На ней семь уступов, где постепенно очищаются души. На вершине горы расцвел сад Эдема. Наибольшую часть вселенной занимают девять небесных сфер, расположенных вокруг Земли. Первые семь – сферы, на которые размещенные светила: Луна, Меркурий, Венера,

Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Восьмая сфера – небо Недвижимых Звезд, девятая – Хрустальное Небо, которое называется в поэме первым Двигателем. Хрустальное Небо обвивает Эмпирей, где приоткрывается Роза Праведных, непостижимая сущность, которая и є Бог. Таким есть в общих чертах оскорблений мира за Данте.

Содержание «Комедии» Данте представляет рассказ о том, как поэт прошел этим потусторонним миром. На автора значительное влияние имела «Энеида» Вергилия. Об античных писателях Данте в поэме говорит с благоговением. Вергилия он избрал своим проводником в потустороннем миру.

Сам автор предлагал толковать поэму «с четырех взглядов». Первый – буквальный, когда текст понимается таким, которым он написан. Второй – аллегорический, когда текст нужно сопоставлять с событиями внешнего мира. Третий – моральный: текст воспринимается как описание переживаний и страстей человеческой души. Четвертый – «анагогичный» (в переводе с древнегреческой – «такой, что поднимает вверх», в современном языке мы чаще употребляем в этом значении слово – «мистический»), так как авторская цель – поднять душу, отвернуть ее от греха и предрасположить к Бог.

Уже первый эпизод поэмы дает возможность рассмотреть эти особенности произведения. В Прологе автор изображает себя среди темного леса. Он блуждает в лесных чащах в поисках правильного пути, который ему заступают леопард, лев, волчица. На помощь поэту приходит Вергилий.

Учитывая, что средневековому читателю был хорошо известный жанр «видений», первое толкование – буквальное – можно подать так: автор забрел в темном лесу, где путь ему заступили страшные звери, но на спасение появился его любимый большой римский поэт Вергилий, который обещает показать правильную дорогу. Второе толкование, аллегорическое, в соотношении событий произведения с реальными событиями жизни может быть таким: автор растерялся среди партийных распрей в Флоренции, которые вынесли его на верх политической жизни, путь ему преграждают злой и подлый, хотя мелкий, леопард – политические неприятели, жестокий лев – король Франции, и, в конце концов, алчная худая волчица – римское папство. На спасение приходит воспевание славы единого всемирного государства – Римской империи – поэт Вергилий. В третьем толковании, моральном, действие происходит в человеческой душе, окруженной отовсюду грехами и плохими страстями, которым Вергилий противостоит как идеал гражданских добродетелей и высокой поэзии. В четвертом толковании, мистическом, все, что рассказывается в этой песне и в поэме, можно рассматривать как путь человеческой души в поисках Бог.

Наличие многих смыслов в образах и событиях поэмы не делает ее «зашифрованным письмом», а наоборот, дает возможность широкого понимания их значения. Именно поэтому поэмой захватывались в разные времена, читатель разного возраста, разных политических, научных, религиозных взглядов. Ведь каждое истинно величественное произведение живое в возрастах благодаря тому, что дает возможность людям разных эпох задуматься над проблемами мира и собственной души.

Вывод. Сюжетная канва поэмы, рассказ о блуждании человеческой души от познания грехов к очищению и обретению веры в добро и справедливость, путь, который проходит душа лирического героя поэмы, волнуют читателей и сегодня. Современный читатель поэмы воспринимает произведение на фоне современной жизни согласно своим знаниям и моральным проблемам.