Главная              Сочинения по литературе

Поэзия Сакена Сейфулина - реферат

Сакен Сейфуллин.

(1894-1939)

В начале советской казахской литературы возвышается яркая фигура поэта-революционера, страстного борца за победу и утверждение советской власти в Казахстане Сакена Сейфуллина.

Основоположник казахской советской литературы Сакен Сейфуллин был и поэтом, и драматургом, и писателем прозаиком, и публицистои и литературоведом.

Его многогранный талант внес огромный вклад в вклад в сокровищницу духовных ценностей нашего народа.

Сама жизнь его навсегда останется в памяти нашего народа как героическая легенда, как пример беззаветного служения родному народу.

Сакен ( Садвакас) Сейфуллин родился в 1894году в первом ауле Нильдинской волости, Акмолинского уезда, Акмолинской губернии (ныне Жана-аркинский район, Карагандинской области).

О своем отце Сейфулле Сакен писал в последствии в автобиографии: « Мой отец был жизнерадостным человеком, хорошим домбристом; он любил охоту, содержал ловчих птиц, а мать была приветливой женщиной, хорошей рассказчицей».

На родине Сакена жили в то время многие казахские певцы и акыны-импровизаторы. Их песни и кюи, стихи поэтов, увлекательные рассказы родных заронили в сердце будущего поэта неистребимую любовь к народному творчеству.

У аульного муллы будущий поэт овладевает начальной грамотой. Пробыв три года в школе Успенского медеплавильного завода, в 1905 году он переезжает в Акмолинск, где поступает в приходскую школу, затем в двухклассное училище. Он много читает, внимательно следит за книгами, газетами и журналами, выходящими на казахском и русском языках. Известно, что уже в последних классах училища Сакен начинает обучать русскому языку казахских детей, приехавших в Акмолинск, чтобы получить образование.Затем следуют годы учения в Омской учительской семинарии (1913-1916), начинают формироваться общественно-политические и эстетические взгляды будущего поэта. Он активно участвует в студенческом культурно-просветительном кружке « Единство», при содействии которого в 1914 году издает в Казани свой первый сборник стихов « Өткен күндер».

В предисловии к этому сборнику говорится: «... Литература, хотя это слово нетрудно произносить, рождается и развивается в трудных условиях. У всех высококультурных народов становление литературы происходит на протяжении длительного времени... Мы стремимся ктому, чтобы искусство юных поэтов не пропало даром, чтобы росла и развивалась казахская литератур...». эту высокую цель преследовали учащиеся-кружковцы и в их числе – молодой Сейфуллин.

В сборнике напечатано около 20 стихотворений, в них говорится о любви поэта к родному аулу, о его стремлениях к знаниям, о его лирических раздумьях. Взгляды поэта на крупнейшие общественные явления эпохи тогда еще только начали определяться. Уже тогда в некоторых стихотворениях, опубликованных и в этом сборнике и написанных позднее, в 1915-1916 годах, и вошедших в сборник « Асау тулпар». Молодой поэт протестует против угнетения казахского народа феодально-байской верхушкой и царскими колонизаторами. Он опечален тем, что у казахского народа нет достойного вожака - старшего брата, молодежь не стремится к знаниям, скот и имущество народа расхищаетя, а реакционные казахские баи выступают против русской грамоты, эксплуатируют труд бедняков-скотоводов. Он считае, что стране нужны просвещенные руководители народа, которые сжалились бы над горьеой судьбой сирот и нищих. Однако говорится обо всем этом довольно расплывчато.

Взгля Сейфуллина на восстание 1916 года более полно выражены в его книге « Тяжелый путь, трудный переход», носящей автобиографический характер. Работая учителем, Сакен очутился в самой гуще повстанцев. Он не был непосредственным участником восстания, но сумел широко отобразить борьбу народных масс против тягот империалистической войны, против царского правительства и выразить этой борьбе свое сочуствие

Новый этап в общественно-политической и творческой деятельности Сейфуллина начинается с 1917 года. Когда после Февральской революции враждующие классы столкнулись на открытой арене, Сейфуллин, не задумываясь, выступил на стороне большевиков. В 1917 году при поддержке Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов Сейфуллин активно участвовал в работе казахского комитета города Акмолинска, оказывая содействие в издании газеты «Тіршілік» ( «Жизнь»). Вступив в 1918 году в ряды коммунистической партии, он ведет непримиримую борьбу против политики Временного правительства и националистов из Алаш-орды.

В эти огненные годы бурной борьбы за установление советской власти в Казахстане Сейфуллин создает известные стихи « Мы спешно собрались в поход», «А ну-ка джигиты!», «Товарищи!», «В степи», «Рабочему», наполненные революционным пафосом боевых призывов. Написанная им в 1917 годы пьеса «Напуть счастья» часто ставилась акмолинской молодежью в городе, а также в казахских аулах. Переложенное на музыку его стихотворение «Товарищи!» широкие массы пели, как боевую песню.

Так боролся поэт-революционер за установление советкой власти в Казахстане.

В мае 1918 года белогвардейце свергли советскуювласть в Акмолинске. Сейфуллин с группой большевиков был арестован и около семи месяцев пробыл в Акмолинской тюрьме.

На одном из допросов поэта спрашивали следователи колчаковцев и алаш-ординцев, действительно ли он написал пьесу ( имея в виду пьесу « На путь счастья»), в которой восхвальются большевики, и ставилась ли она на первомайском празднике. Поэт спокойно, нос гордостью ответил врагам, что он действительно создал такую пьесу, в которой разоблачаются антинародные действия волостных правителей, баев и мулл во время мобилизации казахской молодежи на тыловые работы в 1916 году.

Закованныв кандалы узники были затем отпраблены по этапу в Петропавловск. Они перенесли страшные мучения в застенках Колчака в Петропавловске, в Омске, в вагоне смерти атамана Анненкова. Многие товарищи Сейфуллина были замучены пытками, расстреляны, повешены. В марте 1919 года Сейфуллину удалось бежать из омского концлагеря колчаковцев. Скрываясь в аулах, Сейфуллин через сибирские степи пробирается на родину. Ставленники колчака и алаш-ординцы преследуют его. Сакен через Голодную степь добирается до Туркестана, где уже прочно утвердилась советская власть.

В этот период мужественнный поэт продолжает свою творческую работу. Он пишет множество революционных и лилических стихов: «Ответ на допросе», «Заблуждающимся», «Я тоскую», «Друзьям, павшим за прамое дело о др. И поэзия , и жизненый путь Сейфуллина наполняются борьбой за светлое будующее своего народа. Он продолжает революционную работу и в 1919-1920 годах в глухой степи Туркестанского края.

В начале 1920 года, возвратившись на родину, Сейфуллин активно участвует в советском строительстве в Акмолинском уезде. Он занимается агитацией и пропагандой, руководит народным просвещением и печатью. В 1920 году, когда создается Казахская Автономная Республика, Сейфулин избирается членом Президиума Центрального Исполнительного Комитета Казахстанга. В 1922 году он назначается заместителем Народного Комиссара просвещения Казахстана, а на 111 съезде Советов – Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана. В том же году он избирается членом Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета. Сейфулин неоднократно избирался членом КазЦИКа . С 1924 года по 1937 год он работает в различных культурно-просветительских учреждениях Казахстана- преподавателем высших педагогических учебных заведений, редактором газеты « Енбекші казах» и журнала «Адебиет майданы» и т.д.

Сейфулин вел большую научно-педагогическую работу среди молодой казахской интеллигенции. Пренципиальный, остроумный , непримеримый к идейным противникам, исключительно честный, он пользовался огромной популярностью среди литературной общественности , среди молодежи. Многие поэты, писатели, деятели культуры обращались к нему за творческим советом, за поддержкой. Не только молдодежь, но и многие народные акыны, певцы являлись личсными друзьями Сейфуллина.

Будучи редактором республиканской газеты « Енбекші казах» в 1920-1925 годы, Сейфуллин сплачивает вокруг газеты молодые литературные силя, выявляет новые таланты из гущи трудящихся масс, оказывает им неустанную поддержку в творческом росте, учебе.

Под непосредственным идейно-творческим влиянием Сейфуллина начали свой литературный путь Сабит Муканов , Шолпан Иманбаева, Габит Мусрепов, Аскар Токмагамбетов, Жакан Сыздыков, Таир жароков и многие другие.

По инициативе Сейфуллина в 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в начальный период своего существования сыграла огромную роль в борьбе за укрепление позиций советкой литературы, в борьбе против ее иденых врагов.

Сейфуллин на протяжении многих лет изучал и собирал образцы казахского народного творчества, записывая их енпосредственно из уст акынов. В процессе этой интересной научно-исследовательской работы он близко познакомился со многими виднейшими народными акынами, в том числе с Джамбулом. Сейфуллин был первым, кто записал и опубликовал в1931году песни Джамбула, а также песни Суюнбая, Шоже и других акынов в его исполнении.

В 1922 году были опубликованы 3 книги Сейфуллина «Неукротимый конь», сборник стихов, написанных в период с 1915 по 1921 год, и пьесы «На путь счастья» и «Красные срколы», написанные в 1917-1920 годах. Эти издания являись большим событием в культурной жизни республики, где начала формироваться казахская советская литература.

Во вступлении к книге «Неукротимый конь» поэт романтически изображает мчасегося по степи коня и называет свою звонкую песню голосом революции. Он обращается к молодежи со словами: « Молодежь, разбившая оковы рабства, с пламенным сердцем ищущая равноправия, счастья, как сокол, взмахнувшая крыльями, окинувшая взором всю планету, мчащаяся как неукротимый конь по безграничной степи в поисках любви и радости! Я вам посвящаю эту песню! Вы рождены для борьбы, для свободного и счастливого труда. Зовите своих братьев, еще стонущих под игом! Вам, юношам и девушкам, идущим по героическому пути к свободе, посвящается эта песня! Пусть сольются ваши голоса, и могучая песня пронесется над всем миром! Встряхните, обновите старый мир!»

Вте дни, когда буржуазно националистические поэты тосковали о невозвратном прошлом, горячие слова Сакена Сейфуллина, призывающего молодежь уничтожить рабство, построить новый мир и ощутить счастье борьбы и труда, явились гимном, рожденным революцией. С1922 года Сейфуллин приступает к роману « Тяжелый пыть, трудный переход», который был издан в 1927 году и явился крупнейшим событием в общественной и культурной жизни Казахстана. В последующие годы Сейфуллин публикует произведения «Трудовой договор – защита бедноты» - поэма, 1927 год; «Казах адебиеты» - труд по истории казахской литературы,1932 год; «Альбатрос» - поэма,1933 год; «Кызыл ат» - «Красный конь» - поэма,1934 год; «социалистан» - стихи и поэмы, 1935 год; «Айша» - повесть и рассказы, 1935 год.

Многие стихи, очерки, рассказы и стихи, неоконченные повести и романы, написанные в разное время и опубликованные в газетах и журналах, не были вкличены Сейфуллиным в перечисленные книги. Так, в 1933-1936 годах в газетах, журналах, различных сборниках печатались отрывки из его большикх прозаических произведений: «Наша жизнь», «Перед бурей», «Плоды». Отдельные произведения Сейфуллина были переведены на русский язык: «Какче-Тау», « В вагоне смерти атамана Анненкова», « Советстан» и многие другие.В 1957 году были изданы избранные стихи и поэмы Сейфуллина.

Сейфуллин был членом Президиума правления Союза писателей казахстана, как делегат выступал на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1936 году общественность Казахстана широко отметила 20-летие литературной деятельности С. Сейфуллина. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Умер поэт в 1939 году.

Поэзия Сакена Сейфуллина.

Имя выдающегося поэта- революционера, крупного общественного деятеля Сакена Сейфуллина (1894-1938) принадлежит к числу наиболее популярных в казахском народе. Произведения его пользуются известностью и любовью широкого читателя.

Творческий путь Сейфуллина неразрывно связан с зарождением и становлением новой казахской литературы в целом, особенно в первое послеоктябрьское двадцатилетие. В национальном искусстве слова Сакен первый воспел социалистическую революцию и вызванный ею к жизни мир новых, социалистических отношений, этических норм, идей и чаяний. За идеалы коммунизма он боролся винтовкой и пером. Пламенные, полные революционной страсти стихи поэта вдохновляли первое поколение советских людей на подвиг и на труд.

Находясь в рядах коммунистической партии с февраля 1918 года, до последнего дня своей жизни, Сейфуллин горячо пропагандировал идеи ленинизма, боролся за утверждение социалистических преобразований в Казахстане. За 25 лет творческой деятельности им созданы сотни стихотворений, более десяти поэм, романы и несколько повестей, многочисленные рассказы, пьесы, очерки, статьи, научные исследования. Темы и идеи для своего богатого и разнообразного творчества писатель черпал в борьбе и труде родного народа, строящего новую, светлую жизнь. Его произведения пронизаны правдой Великой Октябрьской революции, одухотворены достижениями социалистического строительства.

Характер творческих поисков Сакена Сейфуллина во многом определяется его биографией. Находясь в рабочей среде и постоянно общаясь с трудовыми людьми, молодой Сакен еще в бытность свою на Нильдинском руднике проникся ненавистью к социальной несправедливости и неравенству. В последствии поэт писал: « В Нильды я провел три года. Уроки я получал, с одной стороны, в школе, с другой стороны - черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди в шахтах под землей, как тяжело приходится им на верху, где они воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях в домах рабочих, знал их быт.»

В1913-1916 годах Сакен учился в Омске в учительской семинарии. Этот период имел чрезвычайно важное значение для всей его жизни и творчества. Первоначальные поэтические опыты молодого Сакена относятся именно к этому времени. В 1914 году он издает в Казане первый сборник стихотворений «Минувшие дни».

Дореволюционная поэзия Сейфуллина входила в общее русло прогрессивной демократической литературы. Он откликнулся почти на все актуальные вопросы, которая поднимала передовая литература того времени. Молодой Сакен горячо поддержал демократическое просветительское направление в литературе.

В сборнике «Минувшие дни затронуты различные стороны казахской жизни. Молодого автора уже тогда волновали социальные проблемы. Он задумывается над судьбой родного народа, горько сетует на тяжелую жизнь казахской бедноты, изнывающих под гнетом феодально-патриархальных отношений в условиях беспросветной темноты, невежества и одряхлевших обычаев. В стихотворении «Сон» заброшенный сад символизирует все старое, отжившее. С надеждой обращает Сакен свои взоры на молодое поколение, которое может повести народ к светлому будущему:

А нужно, чтобы лозы в нем росли,

День ото дня цвели бы без тоски,

Аллах , дай молодости в счастье жить!

Молюсь за неокрепшие ростки.

По мнению поэта во главе народа должны стать герои, готовые ради него жертвовать своей жизнью, вести трудовые массы вперед, к знаниям , к культуре.

Общественную жизнь молодой поэт оценивает с просветительских позиций , бичуя невежество, Сакен призывает народ учиться, приобщаться к достижениям науки и культуры. Противопоставляя феодальной косности искусство и науку, он подчеркивает силу и преобразующую роль знаний. Именно такие мысли пронизывает его стихотворения «Исповедь казаха», «Брату» , «О невежественных баях» и др.

Просветительские стихи Сейфуллина дополняют этот мотив до Октябрьской демократической культуры. Многие из них построены как монолог поэта, обращающегося к молодому джигиту-казаху, в других поэт бичует невежественного бая, степного богача.. И в тех, и в других произведениях Сейфуллин настойчиво разъясняет значение образования и культуры.

«Минувшие дни» покорили читателей жизнелюбием автора , его любовью к родной природе . В стихотворениях «Родной край», «Нура», «Перекочевка на джайлау» поэт создает красочные картины природы. Однако в ранних стихах этого цикла чувствуется незрелость и ограниченность автора. Юноша-поэт только любуется кочевой жизнью казахского народа, поле его зрения еще узко. Он описывает лишь то, что лежит на поверхности явлений, не замечает некоторых сторон кочевого быта казахов.

В искусстве стихосложения он многому научился у Абая, особенно часто молодой поэт подражал своему учителю в любовной лирике. «Незабвенная», «Любимой» и ряд других стихов написаны под влиянием любовной лирики Абая.

В предреволюционные годы Сейфуллин сформировался как поэт –лирик. Творчество его становилось все более самобытным, своеобразным. Поэт как бы наметил две тропинки в своей лирике. Первая идет от фольклора и поэзии Абая, а другая от классиков мировой поэзии. В 1915-1916 годах молодой поэт переводит ряд лирических произведений Саади, Адама Мицкевича и др.

В 1916-1917 годах из-под пера молодого поэта рождаются пламенные строки революционных песен.

Находясь в гуще революционной борьбы народа, он разделил и радость, и горе родного ему трудового класса. Его революционные стихи родились в огне борьбы за свободу.

Стихи Сейфуллина, написанные в годы революции, вошли в сборник «Неукротимый тулпар», изданный 1922 году в Оренбурге. Это была первая книга поэта, вышедшая при Советской власти. Содержание книги всецело посвящено борьбе за новое общество. Рождение и становление политической, гражданской лирики в казахской советской поэзии было связано с поэтическим творчеством Сейфуллина, и первые ее успехи в этой области определяются высоким идейно-художественным уровнем стихов сборника «Неукротимый тулпар». В самом образе неукротимого тулпара, давшем название сборнику стихотворений Сейфуллина, воплощаются творческие силы масс, разбуженные революционной эпохой. Лирический герой- борец, певец новой жизни. Оседлав неукротимого коня, он несет в казахскую степь отзвуки нового. Этот голос будит угнетенную, сонную степь от вечного сна. Он зовет молодых к борьбе.

Поэт использовал древний традиционный образ казахской народной поэзии - образ неукротимого тулпара скакуна и наделил его коренной чертой новой эпохи - горячим, дерзким характером. На этом скакуне пот несет голос революции в аулы. Лирический герой, пробуждающий на необузданном скакуне степь, находится в центре революционной поэзии Сейфулина тех лет.

Революционный романтический пафос стихотворений, вошедших в сботник, их образная система свидетельствуют о несомненном влиянии на творчество казахского поэта великого революционера Горького. Неукротимый тулпар, так же как и буревестник,- образ, рожденный революцией.

Впервые тему революции Сакен затронул в стихотворении «Мы спешно собрались в поход», написанном в марте 1917 года. Поэт приветствует свержение царя. Революцию он встречает словами:

Мы верили - придет расплата,

Мы солнце ласковое встретим.

В стихотворении «А ну-ка джигиты!» он призывает строить новый мир, новую жизнь.

Многие стихи Сейфуллина автобиографичны. Стихотворения «Заблудившимся», «В заточении», «Мой крылатый скаку», « Если допытаешься – скажу…» и другие отразили настроение поэта, попавшего в руки врагов революции. Стихотворения «Побег из тюрьмы», « подавленное настроение», « Предкам» написаны сразу же после побега Сейфуллина из организованного Колчаком омского концлагеря. А такие стихотворения, как «Марсельеза казахской молодежи», « В голодной степи», « Аул беглеца», « Товарищи», говорят о том, что поэт-воин снова вернулся на передний край революционной борьбы. Такова внутренняя связь между этими стихотворениями, составляющими единое целое.

Определяя широту восприятия поэта-лирика , Пушкин писал: «Нам приятно видеть поэта во всех состояниях, изменениях, его живой и творческий дух: и в печали, и в радостях, и в парениях восторга, и в отдохновении чувств – и в Ювенальном негодовании, и в маленькой досаде на скучного соседа…»

Именно такое богатство и разнообразие чувств и раздумий воплощенных в живые образы, принес в казахскую поэзию Сакен Сейфуллин.

В произведениях Сакена 1919 года видно, что ни плен, ни издевательства, ни угроза смерти не сломили свободный дух поэта. Он мечтает о том дне, когда снова, оседлав коня, ринется на врага, и заявляет, что никакие невзгоды не собьют его с избранного пути.

Стихотворения, написанные поэтом в тюрьме, близки патриотической лирике Некрасова и Кольцова, а герой-пленник напоминает вольнолюбивых героев поэзии Пушкина Лермонтова.

В стихотворениях Сейфуллина, вновь вернувшегося к революционной борьбе, сильнее прежнего стали звучать мотивы, близкие русской и мировой революционной поэзии.

Вступай в ряды свободных граждан,

Пойдем дружнее на врага,

На бой мы выйдем вместе с каждым,

Кому свобода дорога.

Отмстим злодеям-мироедам

За годы тьмы, за годы зла,

Отныне нам пора пришла

Идти к решительным победам, -

писал поэт в «Марсельезе казахской молодежи».

«Марсельеза казахской молодежи» и «Товарищи» созданы под непосредственным влиянием «Марсельезы» и Интернационала»; Пламенный призыв к борьбе, умение воссоздать дух времени, пробудить священное чувство ненависти к угнетателям, вдохновить на бой, четкий, энергичный ритм стиха – все это сближает стихотворения с революционной поэзией русского и западноевропейского пролетариата. Многие песни поэта в казахских аулах воспринимались тогда и пелись как гимны новой жизни.

Революционная героика наполнила поэзию Сакена качественно новым содержанием. Беспощадное обличение старого, пламенный призыв к строительству новой жизни, поиск новых художественных форм – вот отличительные черты лучших стихотворений тех лет.

В творчестве Сейфуллина 20-х годов выделяют идеи борьбы с национализмом и вековой отсталостью. Он боролся со всем старым, отживающим, воспевал новое, революционное. Любую тему поэт раскрывал с большевистских партийных позиций. В своих пламенных статьях отстаивал принципы партийности и народности.

Нетрудно заметить в произведениях Сакена той поры внутреннюю полемику автора с идеализацией старины, непримиримое его отношение ко всему антинародному, многие его стихотворения написаны как ответ и отповедь националистам.

Сакен выступил против тех, индустриализации, паровоза и автомобиля ,вошедших в трудовой быт народа. Сакен показывает советскую технику, как нечто принципиально новое, демонстрирующее силу, мощь новых общественных отношений. В стихотворениях «В полете», «Самурык» слышится гордый клич молодого большевика, взлетевшего в бурное небо. Там, с вышины, он ко всему миру обращается с лозунгами мужества и труда.

Стихи Сейфуллина о природе были поэтическим ответом на стихи того же Жумабаева. Сакен рисует яркий степной пейзаж, полный шумов новой жизни, радости обновления. В известной поэме « Кокшетау» Сейфуллин так же выступил против Жумабаева, который в поэме « Батыр Баян» связывал красоту Кокшетау, его природу с феодальным укладом, идеализировал кочевую жизнь «батырские» традиции ханской эпохи. Сакен воспел живописную природу Кокшетау, связав ее с историей трудового народа, с его борьбой за лучшее будущее.

В лирических стихотворениях этого периода Сейфуллин выступает как поэт-новатор, отразивший в своем творчестве героический дух эпохи. Он не только изобразил изменения в общественной жизни, но и определил основные принципы искусства нового времени. В таких стихотворениях, как «Борец за наше дело», « Юному казаху», « Наша Сауле», « Девушка из совпартшколы» и других, поэт воспевал новых людей, воспитанных Советской властью, выросших в условиях равноправия и свободы. Он беззаветно верит в силу народа, вступившего в новую общественную жизнь, в прозорливость коммунистической партии.

В стихотворении « В ком энергия бьется» поэт подчеркивает силу возрожденного Октябрем народа, силу, способную обновить весь мир. Он пишет, что только тот может выполнить эту трудную задачу:

В ком энергия бьется, как горный поток,

В ком отвага сверкает, как молний клинок,

В чьей груди столько сил, сколько сил у тулпара,

Чей полет, как у сокола в небе, высок.

В казахской поэзии Сейфуллин первым воспел Ленина. Он был единственным казахским поэтом, который еще при жизни Ленина, в 1923 году, посвятил ему стихотворение. В 1924 года, когда умер Ленин, Сакен написал взволнованные стихотворения « Траурный день», « Скорбная весть». Глубокая скорбь, невосполнимая утрата сжала, как тисками, грудь поэта, но он находит в себе силы сказать:

Отметим горечь этих дней,

Сплотив ряды еще тесней

Вокруг знамен непобедимых

Великой партии своей.

Посвятив свой поэтический талант делу революции, разработке гражданской темы, Сейфуллин стал выдающимся казахским поэтом-лириком.

Его лирика в тематическом и жанровом отношении богата и разнообразна. Проникновенно воспел он красоту родного края, тонко выразил в своих стихах любовь к родине и неугасимое чувство сыновей – благодарности. При этом он всегда стремился показать богатство души советского человека, пробуждение в нем нового сознания, формирование новых общественных идеалов. В большинстве случаев чувства лирического героя раскрываются и определяются его общественной позицией.

Рисуя картины родной природы, Сейфуллин всегда связывает их с чувствами и настроениями человека-борца, преобразующего жизнь.

Поэт обновляет традиционный образ степного ветра, который разносит новости, - делает его вестником свободы и счастья. Ветер становится символом чистоты и действенной красоты родной природы. Во многих стихах сборника « Экспресс» поэт рисует природу, как источник богатства родного нарда. Пейзажная лирика Сейфуллина утвердила в казахской литературе новый принцип подхода к воспеванию и изображению природы.

О неразрывности, единстве красоты и любви говорят поэмы « Разлученные лебеди», « Раненная сайга», « Песня о лашине». Первое из этих произведений можно назвать легендой о романтической любви, исполненной высокой гуманистической идеи. С отвращением и нескрываемым презрением рисует автор охотника-браконьера, который коварным выстрелом разрушил любовь и оборвал жизнь лебедей. Эти произведения, призывающие любить и ценить красоту, воспевающие идеи гуманизма, в какой-то мере характеризуют и самого поэта, тонкой души человека, самозабвенно любящего жизнь гражданина и вдохновенного певца.

Таким образом, уже в 20-е годы Сейфуллин намного расширил границы казахской лирики, внес в нее яркое поэтическое и гражданское чувство, богатое общественное содержание.

Из эпических произведений Сакена Сейфуллина 20-х годов следует выделить поэмы « Советстан» и « Кокшетау».

« Советстан» является образцом публицистической поэзии, созданным под несомненным влиянием Маяковского. Подобного произведения в ту пору в казахской литературе еще не было. Поэт воспел советскую действительность. С гордостью отметил он достижения советского строя за восемь лет. Поэма пронизана радостью счастливого советского человека – творца и созидателя этих успехов.

Союз наш – экспресс, он летит по мостам,

По свежим лугам, по широким полям.

Страны нашей лучшей

Народы могучи,

Свободны, как тучи,-

И это отлично известно врагам.

Поэтика Сейфуллина, сформировавшаяся под влиянием новаторской поэзии Маяковского, оказалась естественной и на казахской национальной почве. Достижения Сейфуллина-поэта явились грандиозным событием в казахской литературе.

В поэме « Кокшетау» Сакен воссоздает действительность далекой эпохи, раскрывает классовые противоречия патриархально-феодального общества и осуждает разбойничьи набеги хана Аблая на мирные аулы соседних народов

В поэме мастерски нарисованы картины дивной природы Кокшетау, его гор, озер и лесов. И вместе с этим поэт мастерски воспевает социалистическую новь края, бывшего когда то ставкой ханов, свидетелем тирании и произвола.

Философски осмысливая историю родного края, поэт доказывает, что происходящие социалистические преобразования являются закономерным результатом общественных сдвигов. Поэма проникнута патриотической гордостью, любовью к родному народу.

Особенности лирики Сейфуллина 30-х годов тесно связаны со своеобразием литературы и жизни тех Лер. Он с гордостью писал о принятии советской конституции, о дружбе народов в эпоху социализма, о новых душевных качествах советских людей. Поэт поднял голос протеста против поджигателей новой моровой войны, призывал к бдительности.

Социалистическому строительству Сакен посвятил две поэмы – « Альбатрос» и «Социалистан».

« Альбатрос»- поэма о Великой Октябрьской революции, вожде революции Ленине, о героических делах советского народа ,строящего социализм. Безграничная любовь к Советской родине определяет идейно-художественную ткань поэмы. Показывая, как молодое советское государство под знаменем Ленина, идет вперед, Сейфуллин создает исторически верную картину великой битвы за укрепление завоеваний социалистической революции. В понимании поэта главная сила нового социалистического общества – это сплоченный под знаменем Ленина рабочий класс.

Большую популярность в народе имела поэма « Қызыл – ат» Сейфуллина.

Эта поэма Сейфуллина- художественное отражение сложных процессов,происходивших в сельском хозяйстве тех лет. Мужественный поэт поднял свой голос против ошибок, допущенных при осуществлении коллективизации в Казахстане. Не случайно резко критическое отношение Сейфуллина к извращениям политики партии в области сельского хозяйства, которые имели место в начале 30-х годов в Казахставе, было еще в те годы отнесено кчислу несомненных заслуг поэта –коммуниста.

Историческое значение поэмы заключается в смелом изображении испытаний, который пережил казахский народ на пути социалистического строительства. Сейфуллин рассказывает, как в результате ленинской политики в Казахстане был нанесен животнавотчеству тяжелый урон, что привело к значительному снижению материального уровня казахских аулов. Критические отношения поэта были обращены не против общественнго строя, а против тех явлений, которые были чужды духу социализма. Трудовой казахский народ, изображенный в поэме, разоблачая перегибщиков в организации коллективного хозяйства в аулах, делится сомнениями и своим горем с родной коммунистической партии. Поэт верит, что ошибки будут преодолены, верит в будущее колхозного строительства.

Новаторские черты в творчестве Сейфуллина, как и всей советской литературы, определились новым содержанием, необходимостью правдиво отразить революционные преовразования в стране. Богатство идейного содержанияновой литературы, расширение круга литературно-художественных образов требовали от советских поэтов совершенно новых художественных средств.

Мечта и цель поэтанаходились в полной гармониис надеждами и стремлениями родного народа.

Приоритет создания образа положительного героя, человека труда в казахской советской поэзии иакже принадлежит Сейфуллиу. Он о поэтизировал трудную деятельность рабочего класса, прославил достижения науки и техники, видя в них новую силу, которая врывалась в казахские аулы и способствовала их преобоазованию. В те годы, когда в молодой советской поэзии слабо изображалась тема труда, развитие производственной темы лирике Сецфуллина было ярким проявлением новаторства поэта.

Творчеству Сейфуллина, поэта борьбы, присуща активно-действенное отношение к событиям. Это качество сознательно утверждалось им в противовес пассивной созерцательности той части дореволюционных казахских писателей, творчество которых страдало инерцией ограниченности.

Встихах Сакена часто используются биографические факты( « Мой крылатый скакакун», « В заточении», « Письмо матери» и многие др.). в свое время это давало повод недругам поэта обвинять его в том, что он преувеличивает значение своей личности, тогда как в поэзии Сейфуллина эти детали использовались как средства индивидуализации образа. Характерной чертой лирического героя поэзии Сакена является чувтво ответственности перед народом за свой труд и свое социальное поведение. Ему свойственна так же политическая страсть. Слово « поэт- революционер»- наиболее точное определение образа лирического героя в творчестве Сейфулина.

Сейфуллин внес много нового в строй казахского стихосложения. Критически использовав все то, что было создано его предшественниками, он создал ряд стихотворений и поэм, которые не только по своим идейно-художественнымкачествам, но и по форме стихосложения были новым явлением в казахской поэзии. Еще в годы революции поэт искал такую стихотворную форму, которая способствовала бы раскрытию огневого характера лирического героя – несгибаемого борца, прошедшего через тюрьмы и тяжелые испытания.

Для казахской поэзии, создаваемой прежде толькл для пения с домброй, декламационный стих с особым интонационным строем был совершенно новым явлением. Разработанная Сейфуллиным новая для казахской литературысистема стихосложенияпозволила поэту с большой художественной силой передать радость борьбы, парисовать образ нового героя.

Изобразительные средства поэтики Сейфуллина богаты и разнообразны. Подчеркивая значение каждого слова, Сейфуллин сделал упор на энергетичный ритм, закрепляемый сильной рифмой. Поэт смело обогащал слварь и образы, богато использовал метафоры и сравнения. Использовал он также синтаксические и звуковые повторы, усиливающие впечатление от сказанного. Особое внимание поэт уделял музыкальности стиха. Иногда он использовал игру слов, почти одонаково звучащих, но имеющих разное значение.

Как разнообразны изобразительные средства в поэзии Сейфуллина, так же разнообразны и жанры его поэтических произведений. Наряду с поэтической миниатюрой мы встречаем песни, марши, баллады, - и все они созданы в своеобразном стиле,соответствующем им стиле и художествееой задаче. Поэт нередко пользуется народными сказаниями, перерабатывая их по-своему.

Борьба за обогащение казахского литературного языка явилась нетъемлемой частью новаторской деятельности Сефуллина-поэта. Он впервые ввел в обиход казахского литературного языка слова « совестан», « социалистан» и др. Смело введены им в казахский стих интернациональные слова, порожденные новой эпохой.

Поиски Сейфуллина в области стихосложения в свое времявызывали много нареканий у людей, не сумевших правильно оценить все значениеего новаторской поэтической манеры. Но поэт продолжал искать и творить.

Подлинное новаторство неотделимо от народности. Поэтому новаторская поэзия Сакена стала популярной среди народа. В произведениях поэта находим диалектическое единствоформы и содержания, и о чем бы ни писал он, везде есть единство тенденций – выражение органической связи совокупности общественной жизни эпохи с личной судьбой поэта.

Конечно, путь творческих исканий Сейфуллина не был лишен ошибок и заблуждений. Некоторым стихам раннего периода были присущи серьезные идейно-художественные просчеты.

Были у Сейфуллина и формалистические ошибки. Постоянные поиски в области формы иногда его к созданию таких стихов и поэм, где поэт не смог подняться на большие высоты обобщения и оказался в плену формалистических заблуждений. Так случилось и с поэмой « Социалистан». Здесь в показе жизненных явлений поэт не смог отделаться от описательности.

Сейфуллин был современником и последователем Маяковского. Связь творческой деятельности с задачами революции, интересами народа, с его борьбой породнила дух виднейший поэтов революции и в твоческом отношении. Не только в воспевании великих преобразований эпохи, но и в исканиях в области стиха, в расширении возможности казахского стихосложения, в принципах словосочетания Сейфуллин усвоил поэтический опыт Маяковского. Всем своим публицистическим пафосом, ритрико-интонационным строем поэзия Сейфуллина была близка творчеству Маяковского.

Некоторые современники, не понимая исканий поэта, стали обвинять Сейфуллина в увлечени футуризмом. Но эти обвинения не испугали поэта. Новаторская деятельность Сейфуллина стала крупной победой не только его одного, но и всей казахской совктской поэзии. Эта поэтическая победа как бы символизировала неодолимость социалистического пути развития культуры казахского народа.

Литературное наследие Сейфуллина велико. Он атор многих драматических и прозаических произведений.

В дореволюционной казахской литературе, собственно, не было драматургии. Первые казахские драмы были созданы в годы революции. Написанные в 1917 году пьессы Сейфуллина «На пути к счастью» и Ауэзова «Енлик-кебек» - первые опыты дратургического жанра в казахской литературе. Поэтому Сейфуллин справедиво считается одним из зачинатилей казахской драматургии.

Будучи первой драмой в казахской литературе, пьеса «На пути к счастью» ценна и новизной темы. В ней писатель правдиво показал жизнь казахского аула после царского указа о мобилизации казахов на тыловые работы в июне 1916 года и в период Февральской революции1917 года.

Пьесы Сейфуллина сыграли громадную роль в стпновлении жанра драмы в казахской литературе. Особо следует подчеркнуть идейную остроту и историческую роль пьес Сейфуллина в революционной пропаганде среди казахских трудящихся.

По сути дела, Сакен-поэт, Сакен-драматург и Сакен-прозаик были неотделимы. Здесь и там он выступает как новатор, как борец за торжество светлых идеалов коммунизма. Он пропогандирует идею ленинизма, изображает путь казахского народа в революции, в социальной борьбе, создает образцы народных героев, закаленных в классовых боях.

Первым его прозаическим опытом является «Утешение» - стихотворение в прозе, написанное в 1917 году. Оно отличается высоким художественным совершенством. Поэтично, с какой-то тихой грустью поэт рисует степной майский пейзаж. Поэт к нежному печальному звуку, нарушевшему степную тишину. В этом звуке ему слышется горький, скорбный, разрывающий сердце плач. Это плач казахской обездоленной девушки. Услышав в безбрежной степи повесть о трагической участи степной красавицы, поэт утешает ее. Он сочувствует ей и мечтает о свободе всех казахских девушек, томящихся в рабстве и темноте, продаваемых, как скот. Писатель-революционер говорит ей о счасливом времени, сообщает, что настанет день, когданад всм миром засияет солнце.

В 1922 году Сакен Сейфуллин написал повесть «Айша». Тема ее – борьба казахской за свою личную свободу. Героиня Сейфуллина отличается стойкостью и решительностью; упорно идет она на встречу новой жизни.

Принципиалино важное значение преобрела повесть Сейфуллина «Землекопы», в которой впервые в казахской прозе поднята тема рабочего класса. В ней автор рассказывает о жизни рабочих на строительстве железной дороги, о складывающихся среди них новых отношениях, рожденных новым обществом. Тяжелый труд землеков автор изображает радостным, ибо это свободный труд освобожденного народа.

Вершина прозы Сакена Сейфуллина – мемуарный роман «Тернистый путь». В нем автор всесторонне изображает революционную борьбу в Казахстане. Книга особенно ценна тем, что она создана на основедействительных исторических событий и фактов.

«Тернистый путь» написан в годы ожесточенной классовой борьбы в казахстане. В 1922-1925 годах он отрывками публиковался в периодической печати, а в 1926 годувышел отдельной книгой. Книга содействовала пробуждению сознания казахских крестьян, сплачивала их в борьбе против баев.

Поэзия проза и драматургия Сейфуллина – единое целое. Личное лирическое восприятие общественно-политической жизни страны отразилось в произведениях писателя, рисующих мир, наполненный борьбой за новую жизнь.

Сакен Сейфуллин бул первым литератором Казахстана, внесшим солидный вкладв литературную критику и в изучение литературных памятников. Сейфуллин еще до револлюции занимался литературно-критической деятелиностью. Первая его статья, посвященная драме «Манап», - свидетельство зарождения литературной критики в казахстане.

Критические статьи Сейфуллина раскрывают идейную направленность молодой советской литературы. Опираясь на политику партии, писатель непримеримо боролся против врагов неокрепшей тогда литературы социалистического реализма.

Огромными были заслуги Сейфуллина также в сохранении и издании литературных памятников прошлого.

Пламенный патриот-борец и удивительно многогранная личность (поэт, прозаик, драматург, критик, литератыровед, композитор, педагог и общественный деятель) Сакен Сейфуллин в памяти народа остался национальным героем.

Значение творчества Сейфуллина выходит далеко за пределы казахской литературы. Его влияние на литературу бртских народов – тема требующая специального исследования.

Творчество Сейфуллина оставило неизгладимый след в истории родной литературы. Оно оказывает заметное влияние и на современное литературное движение. Его преданность идеям прлетарской революции, новаторство, рожденное великой целью, являются высоким образцом для современных писателей.