Главная              Сочинения по литературе

Учебное пособие: Русский язык 10 класс Пашковская текст

ДОРОГИЕ ДЕСЯТИКЛАССНИКИ!

Вы закончили изучение большей части курса русского лите ратурного языка, изучили лексикологию и фразеологию, фонетику и орфоэпию, грамматику, включающую морфоло гию и синтаксис. И сейчас можете перейти к следующей ступе ни курса — стилистике — науке о системе стилистических средств языка.

Вот что рассказывает о стилистике энциклопедический словарь юного филолога: «...Стилистика — наука одновремен но и очень старая, и очень молодая. Старая потому, что варьи рование языка в зависимости от сферы общения, ситуации, отношений говорящего и слушающего было замечено ещё в античности. Но для древних греков и римлян стилистика имела прикладной характер и была учением о том, как надо использовать язык для достижения определённых целей (например, для наиболее эффективного воздействия на слуша телей: недаром в Древней Греции и в Римской империи боль шое значение придавалось искусству публичной речи). Такой характер стилистика сохраняла на протяжении многих веков. Только в наши дни она превращается в науку о стилистическом устройстве языка и его стилистических средствах».

Школьный курс стилистики включает изучение теоретиче ских сведений о стилях речи, об их основных признаках, о зависимости стиля от речевой ситуации, о задачах, которые должен решать человек, создающий текст, об эмоционально образном воздействии на читающего и слушающего, о художе ственноизобразительных средствах, используемых в речи.

Система упражнений, которая дана в учебнике, поможет вам сформировать стилистические умения, приобщит к пони манию назначения каждого стиля, к умению пользоваться изученными стилями; выработает навыки творческого подхо да к языку, разовьёт чувство языка.

Литература и адреса интернетсайтов в конце учебника могут заинтересовать вас как дополнительные источники информации.

Желаем вам успешной и продуктивной работы!

Авторы

1. Взаимосвязь русского и украинского языков. Русско украинский билингвизм

Читаем, составляем вопросы к тексту

1. Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы.

В некоторых регионах нашей страны в той или иной мере взаимодействуют различные языки. Например, украинский и русский, украинский и венгерский, украинский и польский.

Взаимодействие языков приводит к их взаимообогащению. Например, в русский язык из украинского пришли слова борщ, гопак, запорожец . В украинский язык из русского — слова па ровоз, завод, пельмені и другие. Украинский язык обогатился через посредство русского языка общественнополитической и терминологической лексикой: сесія, конгрес, радар, телевізор .

Из журнала

Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь русского и украин ского языков.

бил èнгв билингв èзм

2. Прочитайте текст. Найдите опорные слова, позволяющие понять его содержание. Запишите их.

Человека, владеющего двумя языками, называют билингвом (от лат. bu — два и lin gua — язык). Билингвизм — владение двумя языками (иначе называемое двуязычие), параллельное использование двух языков в речевой практике.

При пользовании двумя близкородственными языками, например русским и украинским, в речи говорящих может возникать смешение слов, форм обоих языков, что нарушает чи стоту и правильность русской и украинской речи. Само явление переноса элементов одной языковой системы в другую, влияние одного языка на другой называется интерференцией (от лат. inter — между и ferens (ferentis) — несущий, переносящий).

Возникновение этого явления в языке билингвов связано с тем, что в их сознании оба языка взаимодействуют между собой. В процессе общения формируется привычка перходить от одного языка к другому, что и приводит в ряде случаев (чаще при слабо сформированных умениях и навыках) к нарушению языковых норм. Например: «Поэт народился в 1814 году» (вместо родилс ÿ ).

Кого называют билингвом? Что такое билингвизм?

Составьте и запишите словосочетания со словами, данными в рамочке.

3. Спишите. Обозначьте в словах значимые части. Определите, в чём по составу сходны и чем различаются слова в русском и украинском языках.

Поукраински: дід, школяр, домішувати, застуда.

Порусски: дед, школьник, подмешивать, простуда.

4. Сравните украинские и русские слова. Какие из них различаются ударением, какие — написанием, а какие — написанием и значением?

Поукраински: осокà, пшонî, сніг, чолов³к. Порусски: осîка, пшенî, снег, человåк.

Подберите по четыре примера украинских и русских слов: а) сходных по значению и звучанию; б) различающихся по звучанию и написа нию, но одинаковых по значению.

5. Прочитайте предложения, найдите украинизмы и объясните, с ка кой целью они употребляются автором.

1. Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара? 2. Не смейся, не смейся, батьку! — сказал наконец стар ший из них. 3. Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки — прислужницы в чер вонных монистах, прибиравшие комнаты. (Николай Гоголь )

Объясните постановку знаков препинания.

Обратите внимание! Иногда авторы в произведениях используют слова из другого языка с целью создания определённого колорита.

Рассмотрите репродукцию картины А. Бубнова «Тарас Бульба». Как художник передал украинский колорит? Расскажите, каким живо писец увидел главного героя повести Н. Гоголя. Использовали ли вы в своём рассказе украинизмы?

А. Бубнов. Тарас Бульба

6. Прочитайте лингвистические термины. Переведите их на русский язык и запишите.

Лінгвістика, мовознавство, граматика, фонетика, морфо логія, синтаксис, речення, іменник, прикметник, дієслово, прислівник, дієприслівник, підмет, присудок, суфікс, префікс.

7. Прочитайте словосочетания. Переведите их на русский язык и запишите. В случае необходимости воспользуйтесь украинскорус ским словарём.

Скучити за мамою, клопотатися про дітей, прислухатися до співу птахів, плакати з радощів, підійти до греблі, готуватися до турпоїздки, сидіти біля ставка, читати про квіти, навчатися мови, плакати за тобою.

Отметьте разницу в употреблении падежей управляемых слов в двух языках.

8. Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок.

Мы помним, что дневник Тараса Шевченко, его знаменитый «Журнал», полный горечи и гениальных прозрений, написан порусски. Иван Франко и Леся Украинка видели в русском языке огромную духовную силу, порой они тоже прибегали к русскому слову, чтобы рассказать о жизни и чаяниях своего народа, о родной литературе.

Олесь Гончар

Объясните постановку знаков препинания.

9. Вспомните, что такое фразеологизм. Согласны ли вы с тем, что в большинстве фразеологизмов есть «следы» национальной культу ры? Приведите пять русских фразеологизмов и пять фразеологиз мов из украинского языка, в которых была бы отражена нацио нальная специфика. Например: щи лаптем хлебать (русск.); жити з п ó чок (укр.).

10. Прочитайте текст. Составьте и запишите к нему вопросы.

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ОВСЯНИКО

КУЛИКОВСКИЙ

Дмитрий Николаевич ОвсяникоКуликовский родился в селе Каховка Таврической губернии (ныне Херсонская область Украины) в дворянской семье. Обучался будущий литературо вед и лингвист в Ришельевской гимназии в Одессе и в Симфе ропольской гимназии, затем — на историкофилологических факультетах Петербургского и Новороссийского универси тетов. Он получил степень кандидата в 1876 г. за сочинение

Д. Н. ОвсяникоКуликовский А. А. Потебня

«О языке “Повести временных лет”» затем — профессорское звание по кафедре сравнительного языкознания и санскрита (литературного языка Древней Индии). Д. Н. ОвсяникоКули ковский работал в Петербурге, Казани, Харькове, Одессе. Он преподавал на Высших женских курсах — читал лекции по психологии художественного творчества. В 1907 г. был избран почётным членом Петербургской академии наук, а в 1917 — Российской академии наук.

В своей основной работе по лингвистике «Синтаксис рус ского языка» и в других научных трудах учёный выступал последователем А. А. Потебни, который привил своему уче нику любовь к историческому языкознанию. Много работ Д. Н. ОвсяникоКуликовский посвятил исследованию рус ской литературы XIX в.

Из журнала

Вспомните, каких ещё русских и украинских лингвистов вы знаете. Какой вклад в науку о языке внёс каждый из них?

Потебня Александр Афанасьевич (1835—1891) — украин ский и русский филолог, членкорреспондент Петербургской ака демии наук, профессор Харьковского университета. Автор работ по общему языкознанию, грамматике, фонетике и др. Занимался проблемами взаимоотношения языка и мышления, происхожде ния языка и др. Изучал фольклор и этнографию. Имя А. А. Потеб ни носит Институт языковедения НАН Украины.

11. П о р а б о т а й т е к о л л е к т и в н о! Просмотрите материалы урока. Сформулируйте вопросы по изученной теме, задайте их одно классникам.

12. I. Ответьте письменно на вопросы, составленные к тексту упр. 10 .

II. Подготовьте сообщение об одном из украинских лингвистов: Б. Гринченко, М. Максимовиче, А. Крымском, В. Русановском (по выбору).

13. Спишите, раскрывая скобки. Найдите эти слова в материалах уро ка, проверьте написанное.

Р..гион, взаим..об..гащение, г..пак, б..л..нгвизм, б..лингв, пара(л, лл)ельный, дн..вник, г..ниальный, ч..яние, уч..ный, профе(с, сс)ор.

Раскройте значение фразеологизма сверх чаяния . В случае необходи мости воспользуйтесь фразеологическим словарём.

Общие сведения о языке

I. Вопросы для самоконтроля.

1. Какие языки взаимодействуют в некоторых регионах нашей страны?

2. В чём заключается связь русского и украинского языков?

3. Кого называют билингвом?

4. Что такое билингвизм?

5. С какой целью писатели используют в своих произведенияхукраинизмы?

II. Тестовые задания.

1. Укажите ряд, где в словах правильно расставлено ударение:

а) украèнский, подрóга, вåрба, кóхонный;

б) сèроты, àрбуз, цûган, дочкà;

в) мàляр, взÿла, облåгчить, нàчать;

г) красивåе, дрîва, корîмысло, крапивà.

2. Назовите существительные мужского рода.

адрес

мозоль

путь

печать

сирень

час

фамилия

степь

запись

доклад

знамя

тополь

залив

любовь

собака

посуда

3. Укажите слово, которое пишется без мягкого знака.кор.. рож.. овощ.. накип.. умываеш..ся дроб.. реч.. отреж..те подпис..

2. Речевая ситуация и её компоненты. Стили речи и сфера их употребления (Мовленнєва ситуація та її компоненти. Стилі мовлення і сфера їх уживання) Слушаем тексты, определяем компоненты речевой ситуации, различаем стили речи

Успех общения зависит от многих условий, в том числе и от умения ориентироваться в речевой ситуации.

Речевую ситуацию составляют такие основные компоненты:

адресант речи: говорящий или пишущий (кто? ); адресат: слушающий или читающий (кому? ); тема речи (о чём говорим или пишем); цель общения (зачем говорим или пишем); обстоятельства общения (где? когда? ).

Для каждой речевой ситуации существуют специфические языковые срåдства (слова, словосочетания, предложения). Умение применять их на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой деятельности.

14. Подумайте, от каких условий зависит успех общения.

Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. Назовите компоненты речевой ситуации.

Сашка потянулся к котомке, вытащил и подал Варьке маленькую книжечку.

— Вот...

Открыв книжку и повернув её к лунному свету, Варька узнала пушкинские поэмы. Она узнала их както сразу, ещё до того, как разглядела название, — одним только беглым взгля дом на стройные, точёные колонны стихов. Она перебирала страницы, и в ней непроизвольно, сама собой, рождалась ка каято неуловимая, светлая и высокая музыка. Совсем так, как звучно начинала петь для неё одной та самая скрипка, которую она каждый раз видит на гвоздике в сельмаге.

— Эту читать легко. — Сашка ревниво следил за Варькины ми пальцами, перелистывавшими страницы. — Про цыган написано. Сандро Пушкин писал.

— Александр Пушкин, — поправила Варька.

цыг àн цыг àнa

— Ннет! — Сашка упрямо тряхнул кудря ми. — Сандро! Как я. Я Сандро, и он Сандро. Цы гàн тоже. Тут есть его портрет. Я глядел — цыгàн.

Варька вовсе не собиралась уступать Пушкина, но спорить не захотела . Она была сегодня добрая и не стала разрушать Сашкину наивную и гордую веру. Пусть думает. Она только сказала:

— Это тоже Пушкин написал...

И негромко, бережно отставляя друг от друга слова, сама за вораживаясь торжественностью вещих стихов, стала читать «Памятник»:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

— Пушкин — он для всех, — сказала Варька, дочитав стихотворение до конца.

Сашка молчал, задумавшись.

Евгений Носов

Объясните написание букв, обозначающих безударные гласные в корне выделенных слов.

Объясните постановку знаков препинания в предложениях первого и третьего абзацев текста.

15. Скажите, как вы учитываете в общении основные компоненты ре чевой ситуации: кто — кому — о чём — зачем — где — когда говорит.

16. П о р а б о т а й т е в п а р а х! Опишите речевую ситуацию: встре ча одноклассников после летних каникул. Назовите адресанта и адре сата речи, определите предмет речи, сформулируйте цель общения, укажите обстоятельства общения.

офици àльный офици àльно офици àльность

В русском литературном языке, как и в украинском, вы деляются разные стили речи. Это — разговорный стиль и не сколько стилей к н и ж н о й речи: официальноделовой , на учный , публицистический , художественный . Каждый стиль речи имеет особую сферу применения, характеризу ется определёнными условиями об щения (официальными, неофициаль ными, непринуждёнными), имеет главную цель речи и основной вид высказывания (жанр).

Стили речи изучает раздел науки о языке — стилистика .

17. Прочитайте слова в рамочке. Запомните их написание. Составьте с ними предложения и запишите.

18. Рассмотрите таблицу «Стили речи». Назовите сферу применения, функцию и основной вид высказывания (жанр) каждого стиля речи.

Стили речи

Стиль речи

Функция (назначение)

Сфера применения

Основные виды высказывания

(жанры)

Разговорный (розмовний)

Быт, семья, не официальные от ношения и т.п.

Общение (об мен информа цией, впечатле ниями, воздей ствие на собе седника)

Беседа, диалог, частные письма и др.

Официально деловой (офіційно діловий)

Официальные отношения (отно шения между государственной властью и населе нием, между странами, между предприятиями, организациями,

учреждениями

и др.)

Регулирование официальных отношений

Договор, закон, деловые бумаги (отчёты, справ ки, приказы и др.)

Научный

(науковий)

Наука и техника, учебный процесс

Сообщение о достижениях науки и техни ки, разъясне ние научных положений

Статья, моногра фия[1] , учебник, реферат, аннота ция, выступле ние, доклад, ди спут и др.

Публицисти ческий (публіцис тичний)

Общественная жизнь, политика, экономика, куль тура

Информация о важнейших событиях современности, воздействие на общественное сознание

Информацион ная заметка, репортаж, очерк, интер вью, выступле ние, отзыв и др.

Художест венный

(художній)

Художественная литература

Эмоционально образное воз действие на чи

тателя или слу шателя

Рассказ, повесть, роман, пьеса, стихотво рение и др.

Пользуясь таблицей, определите, к какому стилю относится текст упр. 14. Обоснуйте свой вывод.

19. Послушайте тексты. Определите, к какому стилю речи относится каждый из них.

1. ...Между далью и правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо гра ничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой... Явственно и не глухо проворчал гром... Лунный свет затуманился... Теперь, по всей вероятности, вих ри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, под нимались под самое небо... но сквозь пыль, залеплявшую гла за, не было видно ничего, кроме блеска молний...

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём, тот час опять загремел гром, едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь щели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали...

Вдруг над самой головой его со страшным, оглушительным треском разломалось небо... и он увидел, как на его пальцах, мок рых рукавах и струйках, бежавших с рогожи, на тюке и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительный едкий свет...

Раньше молнии были только страшны, при таком же громе они представлялись зловещими. Их колдовской свет проникал сквозь закрытые веки и холодом разливался по всему телу...

Антон Чехов

С. СуховоКобылина. Перед грозой

2. Молния — гигантский электрический искровой заряд между облаками или между облаками и земной поверх ностью, длиной несколько километ ров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кро ме такой линейной молнии, изредка наблюдается шаровая молния.

Из «Энциклопедического словаря»

3. Ну и гроза была сегодня ночью! Гром бил с такой силой, что всё вокруг дрожало. От молнии было светло, как днём. Жутко, страшно.

Из личного письма Молния

Из первого текста выпишите слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их написание.

Рассмотрите репродукцию картины Софьи СуховоКобылиной «Перед грозой» и фотоиллюстрацию. Постройте небольшое высказывание в художественном или разговорном стиле по одной из них.

Вероятно, что слово молния происходит от древнеисландских Мollnir — «молот бога Тора», myln — «огонь».

20. Запишите названия жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно стиле чаще всего используется каждый из указанных жанров.

бес åда

Закон, личное письмо, сказка, повесть, поста новление, разговор (с приятелем), статья в учебни ке, стихотворение, бесåда (за завтраком), заяв

ление, монография, приказ, реферат , аннотация , репортаж, диспут, интервью, заметка.

Пользуясь толковым словарём, определите лексическое значение выделенных слов.

21. Прочитайте текст. Определите стиль речи, жанр, сферу общения, на которую текст ориентирован; основные функции стиля речи.

Композитор Людвиг Фёдорович Минкус (1826—1917) написал музыку к 16 балетам. Среди них: «Баядерка», «Камарго», «Млада», «Дочь снегов», «Фиаметта» и другие. Музыкальное образование Минкус получил в Вене. С начала 50х годов XIX в. работал в основном в России. Был руководи телем крепостного театра князя Н. Б. Юсупова, солистом орке стра московского Большого театра, инспектором балетной му зыки московских театров, композитором балетной музыки при

Фрагмент балета «Баядерка»

Дирекции императорских театров в Петербурге. С 1890 г. Минкус жил в Вене.

В 1877 году в Мариинском театре состоялась премьера бале та «Баядерка», который принёс композитору мировую по пулярность. Постановщиком этого, как и большинства других балетов Минкуса, был М. И. Петипа; художниками — М. И. Бочаров, Г. Г. Вагнер, И. П. Андреев, А. А. Роллер; дири жёром — А. Д. Папков. Партию баядерки — танцовщицы Никии исполняла Е. О. Вазем, впоследствии — известные балерины М. Ф. Кшесинская, Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и другие.

Балет «Баядерка» и сегодня входит в репертуар крупнейших театров мира, в том числе Большого театра в Москве, лондон ского Королевского оперного театра «КовентГарден», Нью йоркского театра балета и других.

Л. Ф. Минкус хорошо знал законы балетной постановки, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполнен ные жизнерадостной, мелодичной , ритмичной музыкой, по прежнему любимы зрителями.

Из журнала

Объясните в выделенных словах написание букв, обозначающих безударные гласные в корне слова.

Приходилось ли вам бывать на балетных спектаклях? Какими были ваши впечатления? Постройте устное высказывание (пятьшесть предложений) о балете, который вы видели, или по фото иллюстрации.

22. Вспомните правило написания букв, обозначающих безударные гласные в корне слова. Спишите слова.

Вп..чатление, сопост..вление, см..гчение, разд..ление, погл..щать, препод..вать, привл..кательный, ст..рожить, насл..ждение, предзн..менование, пренебр..жение, разв..вать ся (на ветру), разв..ваться (умственно), обн..жить, изм..рять, прим..рять (костюм), прим..рять (врагов), объед..нить, вд..ле ке, д..лина, оп..здать, прибл..жаться, привл..кать, сохр..нять.

23. I. Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя знаки препина ния. Определите, к какому стилю речи относится данный текст.

Барокко это одно из главных ст..левых напр..влений в иску(с, сс)тве Европы и Америки конца XVI — середины XVII вв. Барокко свойстве(н, нн)ы к..нтрастность напря жё(н, нн)ость д..намичность образов стр..мление к в..личию и пышности к сл..янию иску(с, сс)тв и взаимопроникновению арх..тектуры скульптуры и живоп..си. В арх..тектуре барокко пр..обладает э(ф, фф)ектный размах криволинейность форм б..гатство и зрелищность. Име(н, нн)о в эпоху барокко получи ли р..спространение городские и дворцовопарковые ансамбли (площадь Святого Петра в Риме, Петергоф).

Италия. Рим. Площадь Святого Петра.

Собор Святого Петра и египетский обелиск

Рассмотрите фотоиллюстрацию (с. 15). Постройте небольшое устное высказывание (тричетыре предложения) о своём впечатлении от изображённого.

II. Подберите из произведений художественной, научной литературы, публицистики четыре небольших текста разных стилей. Запишите их. Определите тему, основную мысль.

Стилистика I. Вопросы для самоконтроля.

1. Что изучает стилистика?

2. На какие две группы делятся стили речи?

3. Какие стили речи относятся к книжным?

4. Назовите сферу применения, функцию и основной вид высказывания (жанр) каждого стиля речи.

II. Тестовые задания.

1. Укажите сферу применения разговорного стиля речи:

а) общественная жизнь, политика, экономика, культура;

б) наука и техника, учебный процесс;

в) быт, семья, неофициальные отношения.

2. Какие из названных функций соответствуют художественномустилю речи?

1. Обмен информацией по бытовым вопросам.

2. Сообщение о достижениях науки и техники.

3. Эмоциональнообразное воздействие на читателя илислушателя.

3. Определите стиль речи данного высказывания:

а) разговорный; г) публицистический;

б) официальноделовой; д) художественный.

в) научный;

Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и вез де, ибо мыслит посвоему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, све жесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хоть несколько одарённого вкусом и чувством.

Александр Пушкин

Баратынский Евгений Абрамович (1800—1844) — русский поэт. Стихи начал писать в юношеские годы. Его элегии и посла ния («Финляндия», «Признание», «На смерть Гёте» и др.), поэмы («Эда», «Бал», «Цыганка») отмечены лиризмом, психологической и философской глубиной.

3. Разговорный стиль. Общая характеристика (сфера употребления, функция, основные признаки). Особен ности языковых средств разговорного стиля (фонети ческие, лексические) (Розмовний стиль. Загальна характеристика (сфера вживання, функція, основні ознаки). Особливості мовних засобів розмовного стилю

(фонетичні, лексичні)

Говорим: составляем диалог

24. Прочитайте текст. Определите: а) в какой сфере используются та кие высказывания; б) к кому говорящий обращается; в) какова цель говорящего.

Скажите, к какому стилю речи относится данный текст.

— Простите, Вы не скажете мне, как добраться до художест венного музея?

— Насколько я знаю, Вы можете доехать до музея на метро или автобусе.

— А где находится станция метро?

— Видите напротив супермаркет? От него поверните налево и увидите станцию метро.

ситуация ситуативность

Разговорный стиль обслуживает сферу непринуждённого общения людей в быту, в семье, сферу неофициальных отно шений и т.п.

Основная форма его существования — устная (диалогичес кая или монологическая), но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, речь персонажа, а иногда и авторская речь в художественном произведении).

Функция разговорной речи — об щение (обмен информацией, впечатле ниями, воздействие на собеседника).

Отличительными признаками раз говорного стиля являются неофициальность, непринуждён ность, непосредственное участие говорящих в разговоре, не подготовленность, ситуативность (зависимость от речевой ситуации), эмоциональность речи, использование мимики и жестов.

25. Прочитайте тексты. Определите стиль речи. Укажите характер ные признаки разговорного стиля.

1. — Кирилл, ты побывал нахудожественной выставке?

— Да, конечно.

— Интересно было?

— Очень!

— А какие картины тебе понрави

лись больше всего?

— Ивана Шишкина.

— Чем именно?

— На мой взгляд, его пейзажи очень просты и естественны. Шиш кин великолепно владеет рисун ком, светописью. Он — чародей! — А ты знаешь, где художник обучался мастерству?

— В Московском училище жи

И. Крамской . Портрет И. И. Шишкина

вописи, ваяния и зодчества под руководством Карла Рабуса и

Аполлона Мокрицкого, а затем —

в Петербургской Академии художеств в классе Сократа Воро бьёва. Академию Шишкин окончил с золотой медалью!

2. Познакомился я, между прочим, с Шишкиным и простовлюбился в него — такой он простой, тёплый человек! Он очень расхваливал мои этюды последнего лета и сделал много, много хороших указаний.

Из письма И. С. Остроухова к В. И. Сурикову

3. Я остановилась. И тут на пороге, возле дачи, увиделаИвана Ивановича. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело.

— Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь?

— Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома... Уви дел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... тёмный лес вдали! Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии.

Е. Фортунато

Объясните написание выделенного слова. Приведите примеры на это правило.

Объясните постановку знаков препинания при диалогах.

26. П о р а б о т а й т е в п а р а х! Рассмотрите репродукцию картины И. И. Шишкина «Уголок заросшего сада». Обратите внимание на каждую деталь. Составьте диалог в разговорном стиле о своих впечат лениях о пейзаже. Запишите его.

И. Шишкин . Уголок заросшего сада

Для разговорного стиля характерно менее отчётливое произношение гласного в безударном положении (напри мер, проволок [лк]а ), возможно ослабленное произношение и выпадение отдельных звуков или сочетаний звуков (столь ко произносится без [л′]; сейчас произносится как [ш′àс]). В разговорной речи основным средством выразительности является интонация. Интонация членит речевой поток на отдельные части, усиливая значение каждой. Например: Павел? Когда приедет? На скором поезде?

Интонация разговорной речи, по сравнению с книжной, отличается богатством и разнообразием ритмомелодичес ких вариантов: от спокойной, бесцветной, еле слышной речи до максимально экспрессивной, громкой.

Большую роль в разговорной речи играет её темп.

В убыстрённом темпе проговариваются части предложе ния, не несущие основной информативной нагрузки (форму лы приветствия, прощания, имена и отчества т.п.). Убыст рённый темп используется при выражении побуждения. Например: Да закройте же дверь! Значительно медленнее произносится основная информация в высказывании.

В разговорном стиле для подчёркивания определённого значения используется удлинение гласных. Например:

а) для передачи убеждённости — неубеждённости:

разумеется ;

б) выражения удивления: Вот это даа! ;

в) как средство иронии: Он командир. — Командиир?! С таким характером? ;

г) для экспрессивной оценки количества, размера и т.п.: Там огрооомный пароход!

Основной фонд разговорного стиля составляют общеупо требительные, нейтральные слова.

Ограничен состав абстрактной лексики и книжных слов, слов иноязычного происхождения, терминов.

В разговорной речи активно используются слова, имею щие разговорную окраску (электричка, морозилка, картошка, маршрутка ), слова и фразеологизмы с эмоцио нальноэкспрессивной окраской (фамильярные, ласка тельные, неодобрительные, иронические): работка, обста новочка, селёдочка, ясненько; заморить червячка; свинью подложить; сколько лет, сколько зим . Они придают речи особую выразительность, своеобразие.

В разговорной речи могут встречаться просторечные сло ва и выражения, жаргонные слова, но их следует избегать.

27. Прочитайте. Укажите фонетические и лексические особенности разговорного стиля речи.

пон ÿть п îнял понял à

1. Я ниикак не могу понять, что за штука: вчера книжонка лежала на столе, а сегодня её нет. 2. Как фильм? — Да не то чтобы очень.

3. Сдал [ш′àс] экзамен. — Баллов сколько?

4. Осторожненько бери журнал. 5. Уж онто

сдеелает! Как же! 6. Наташа, пожалуйста, не стрекочи! 7. От этих слов у меня мурашки по спине забегали.

28. Сравните ряды синонимов. Объясните разницу в их употреб лении.

Усталый — утомлённый — мятый; хитрый — лукавый — шельмоватый; шалун — проказник — пострел; причудли вый — замысловатый — мудрёный.

В случае необходимости обратитесь к словарю синонимов. Рекомен дуем и электронный словарь на портале www.gramota.ru.

29. Прочитайте фразеологизмы, которые активно употребляются в разговорной речи. Дайте их толкование. При затруднении обращай тесь к фразеологическому словарю.

Водить за нос, знать назубок, хоть пруд пруди, рукой подать, спать без задних ног, хлопот полон рот, бросать слова на ветер, хлебом не корми, протянуть ноги, хранить как зеницу ока.

Составьте и запишите тричетыре предложения с любыми из этих фразеологизмов.

30. Прочитайте текст молча. Назовите языковые средства (фонетичес кие, лексические), характерные для разговорного стиля.

Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, крас ное.

Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях — ко ричневые, сухие, в морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.

Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:

— Здравствуйте, дедушка!

Старик кивнул головой.

С ним рядом села девушка с плоским чемоданом в руках.

— Отдыхаете?

Старик опять кивнул головой. Сказал:

— Отдыхаю.

На девушку не посмотрел.

— Можно, я вас буду писать? — спросила девушка.

— Как это? — не понял старик.

— Рисовать вас.

Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красными веками без ресниц.

— Я же некрасивый теперь, — сказал он.

— Почему? — Девушка несколько растерялась. — Нет, вы красивый, дедушка.

— Вдобавок хворый.

Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мяг кой ладошкой его сухую коричневую руку и сказала:

— Вы очень красивый, дедушка. Правда.

Старик слабо усмехнулся.

— Рисуй, раз такое дело.

Девушка раскрыла свой чемодан.

Старик покашлял в ладонь.

— Городская, наверное? — спросил он.

— Городская.

— Платют, видно, за это?

— Когда как вообщето. Хорошо сделаю, заплатят.

— Надо стараться.

— Я стараюсь.

Василий Шукшин

Подготовьтесь прочитать текст вслух. Подумайте, где бы вы сделали большие и малые паузы, где усилили или ослабили интонацию, ка кие слова особо выделили голосом, где бы вы ускорили темп речи, а где замедлили его. Прочитайте текст вслух.

31. I. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля (фонетические, лексические).

II. Пользуясь текстом и фотоиллюстрациями, составьте и запиши те диалог (пятьшесть реплик) по заданной ситуации. Укажите лексические средства, характерные для разговорного стиля речи. Во время летних каникул Игорь ездил в Чернигов. О чём спросят Игоря друзья? Что он им ответит?

СпасоПреображенский собор Екатерининская церковь

Знакомство с прошлым Чернигова, безусловно, следует начать с Вала. Это древнейшая часть города, его колыбель, ду ховный и, на протяжении многих веков, административный центр. Территория Вала долгое время являлась самой укреп лённой частью Чернигова — его крепостью. Именно на терри тории Вала сконцентрировано наибольшее число исторических зданий и музеев. Среди них особое место занимает СпасоПре ображенский (Спасский) собор. Этот храм — древнейший памятник архитектуры Киевской Руси, сохранившийся до на ших дней. Заложен он был черниговским князем Мстиславом, сыном Владимира Великого, ещё до основания Софии Киев ской — около 1033—1034 гг. Впоследствии Спасский собор стал главной святыней Черниговской земли.

Архитектурная композиция собора уникальна: она объеди няет в себе элементы романского и византийского стилей.

Спасский собор неоднократно реконструировался и пере страивался, свой современный вид он приобрёл в ХIХ в.

Ещё одна достопримечательность Чернигова — Екатеринин ская церковь. Белоснежное стройное каменное сооружение с пятью золотыми куполами приветливо встречает гостей на въезде в город по Киевскому шоссе.

Это храм казацкого времени, построенный в память казаков Черниговского полка под командованием Якова Лизогуба, отли чившихся героизмом во время взятия Азова (турецкой крепости Азак). Екатерининская церковь — памятник архитектуры в сти ле барокко. За свою историю она практически не изменилась.

Чернигову есть что показать гостям. Город известен своими храмами и монастырями, он имеет много и других достоприме чательностей.

По материалам интернетсайтов

III. Проверьте, как вы умеете «подать» себя в обществе. Выполните одно из заданий (по выбору): а) запишите свою «самопрезентацию» на диктофон, затем прослушайте запись; б) выступите с составленной «самопрезентацией» перед друзьями или родственниками.

При необходимости подкорректируйте свою разговорную речь в сторону большей решительности и определённости. Будьте искрен ни. Любая фальшь заметна и играет против вас.

32. Вспомните правила написания букв а, у, и после шипящих, букв и, ы после ц , букв е, ё и о после шипящих. Спишите слова, объясните свой выбор написания.

Ч..ща, рощ.., ж..раф, ч..десный, брош..ра, ж..ри, параш..т; пальц.., бледнолиц..й, сестриц..н, куриц..н, ц..ган, ц..плёнок, на ц..почках, ц..ц, ц..кать, иллюминац..я, милиц..я, ц..фер блат, ц..линдр, ц..тата, акац..я, нарц..сс; ж..лтый, щ..лкать, ш..пот, расч..ска, ш..в, ш..рох; трущ..ба, ч..порный, капюш..н, крыж..вник, деш..вый, реш..тка, печ..нка, ш..л, ч..рный, ж..рдочка, ш..ссе, ш..колад, ж..кей, ж..нглёр, подж..г (чего либо), ож..г (руки), подж..г (ветку).

4. Особенности языковых средств разговорного стиля (словообразовательные, морфологические, синтакси ческие) (Особливості мовних засобів розмовного стилю

(словотворчі, морфологічні, синтаксичні) Говорим: строим высказывание

33. Прочитайте пословицы, спишите.

1. Сперва подумай, а там и скажи. 2. Говорить не думая что стрелять не целясь. 3. Лучше запнуться ногою, чем языком. 4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 5. Говори поду мав, садись осмотревшись. 6. Не стыдно молчать, когда нечего сказать. 7. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 8. Гово рил день до вечера, а слушать нечего.

Какие народные правила общения заключены в пословицах? Объясните постановку знаков препинания.

34. Вы уже знаете фонетические и лексические особенности разго ворного стиля речи. Назовите их. Приведите примеры.

С л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е особенности разговор ного стиля связаны с экспрессивностью и оценочностью.

В разговорной речи часто используются слова с суффик сами субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения и др. (лапушк а, солнышк о, собачонк а, холодин а, грязищ е ); с окраской разговорности (ночёвк а, добряк , простак , работяг а, читалк а, болтун , грязнух а, дикторш а, глупыш , врачих а, старикан ).

К разговорному стилю относится большая группа прила гательных оценочного значения (глазастый, губастый, языкастый ; предобрый, презабавный, премилый, препро тивный и др.).

Широко употребляются глаголы на ничать : безобраз ничать, жеманничать, жульничать, обезьянничать, капризничать и др.

Для усиления экспрессии используется удвоение слов (чёрныйчёрный, большойпребольшой ).

М о р ф о л о г и ч е с к и е особенности разговорного стиля проявляются прежде всего в частом употреблении личных местоимений (я, ты, мы, вы и др.), частиц (ну, бы, пусть, пускай, давай, что за и др.), междометий (о, ох, ах, увы, ага, батюшки, ух ты и др.).

Весьма употребительны здесь притяжательные прилага тельные (отцов свитер, мамин платок, медвежья берлога, лисья нора, тургеневская усадьба, Фёдорова жена, Танин телефон ).

Редко используются краткие прилагательные, причастия. Деепричастия почти не встречаются.

Показателем разговорного стиля является употребление существительных множественного числа с окончанием а при варианте ы (бухгалтер à, ветр à ), употребление сущест вительных мужского рода с окончанием -у(-ю) в роди тельном и предложном падежах единственного числа (нет сахарку, в отпуску ).

Часто в разговорной речи не склоняют первую часть собст венного имени (к Иван Петровичу ), склоняют не все части составных числительных (из триста семи ), склоняют аббревиатуры (в МАНе [2] ).

В разговорном стиле представлены все наклонения глаго лов (изъявительное, повелительное, условное) при широком использовании повелительного и условного (Сходи. Поехала бы, если бы хорошая погода ).

С и н т а к с и ч е с к и е особенности разговорного стиля: употребление побудительных, вопросительных и восклица тельных предложений (Дайте тетрадь в клеточку. А как же твоя поездка? Наши выиграли! ), односоставных и не полных предложений (Выключи телевизор. Мне килограмм сахара. А сколько градусов? — Пять ), присоединительных конструкций (Я выучил наизусть стихотворение. Ахматовой ), отсутствие сложных предложений с разными видами связи, употребление обращений (мам, Юр, Сонь, Кать, дядь Коль, тёть Мань ), свободный порядок слов в предложении.

35. Прочитайте предложения. Укажите словообразовательные, мор фологические и синтаксические особенности языковых средств раз говорного стиля речи.

I. 1. Хвастунишка же ты! 2. Директорша сказала. 3. Грамотей нашёлся. 4. Ох и горластый! 5. Не надо обезьянничать. 6. Большойпребольшой гриб .

II. 1. А Игорь — он всегда поможет. 2. Серёжа придёт, пустьподождёт. 3. Ой, ветрище какой! 4. Петина сестра. 5. У вас нет

страница страничка

кваску? 6. К Семён Иванычу мне. 7. Брат работает во МХАТе. 8. Вот это лестница ! 9. Ты не слыхал об этом? 10. Скоро буду!

III. 1. Добрый день, как дела? Что новенького? 2. Что за прелесть! 3. Прочтите страничку. 4. Ты куда? — Я в театр. 5. Коль, спокойной ночи!

Прочитайте слова в рамочке. Запомните их написание.

Объясните написание выделенных слов. Приведите свои примеры на эти правила.

36. Как вы думаете, в чём различие в значениях глаголов говорить и разговаривать ? Согласны ли вы с В. О. Ключевским, что «есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают»? Аргумен тируйте свой ответ.

Ключевский Василий Осипович (1841—1911) — известный русский историк, академик, почётный академик Петербургской Академии наук. Главные его труды: «Сказания иностранцев о Московском государстве», «Древнерусские жития святых как исторический источник», «Учебник русской истории» и др.

37. Прочитайте предложения. Назовите особенности языковых средств разговорного стиля (фонетические, лексические, словообразователь ные, морфологические, синтаксические).

1. Здрасьте, Сан Саныч. 2. Как дела? — Как сажа бела. 3. Неужели это правда?! Не моожет быть! Как же так? 4. Как жаль! Тебе, Кать, не везёт. 5. Пожалуйста, дайте справочку.

6. Я по зарубежной не всё прочла. 7. А он бац об землю! 8. Счастливенько! Поехали! 9. Жариища. Вот я и на пляж.

10. Какой редкостный циркач.

К выделенному слову подберите проверочное, в котором непроиз носимый согласный произносится отчётливо. С выделенным словом и проверочным к нему составьте устно два предложения.

38. Спишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания. Отметьте особенности разговорного стиля речи.

Здорово Юрка проснулся?

Нуу проснулся.

Поздно лёг?

Как всегда после 12.

Зарядку сделал?

Я о ней всегда забываю.

Напрасно.

Олег может позагорать сходим солнышко вроде хорошее будет?

Давай. Когда пойдём?

Если ты не против — завтра в 11.

О каких вредных привычках идёт речь в тексте? Считаете ли вы нуж ным дать полезные советы Юре, который пренебрегает режимом и физической активностью? Обоснуйте свою точку зрения.

Объясните написание выделенного слова. Приведите примеры на это правило.

39. Прочитайте текст.

Нарядная, оживлённая женщина в сопровождении мужчины входит в троллейбус; увидев её рядом, поднимается девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты... Спасибо... Не надо...

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.

Чего недоставало девочке: вежливости или тактичности? Обоснуйте своё мнение.

Укажите особенности языковых средств разговорного стиля речи. Определите роль многоточия в тексте.

40. Рассмотрите репродукцию картины Василия Григорьевича Перо ва «Охотники на привале». Кто из охотников рассказывает, а кто выступает в роли слушателей? Обратите внимание на жест, мимику рассказчика. Кто из слушателей воспринимает рассказ всерьёз, а кто — с явным недоверием?

Представьте, что вы рассказчик. Заинтересуйте слушателей рас сказом о рыбной ловле. Продумайте свои жесты, мимику, тон повество вания.

В. Перов . Охотники на привале

41. І. Спишите диалог. Охарактеризуйте участников диалога по их речевому поведению (с точки зрения возраста, характера их пове дения).

— Кого я виижу! Васька! Ты ли это? Сколько лет, сколько зим!

— Простите, но я не знаю, кто вы.

— Ты меня не узнаёшь? Неужели забыл!

— Подождите, подождите. Уж не Андрюшка Синицын?

— Он самый!

— Вот это встреча!

Укажите типичные черты разговорной речи.

II. Сформулируйте и запишите тезис для беседы на одну из предло женных тем.

1. Обязательно ли подросткам заниматься спортом?

2. Самый зрелищный вид спорта — это ... .

42. Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Объясните свой выбор написания.

Взгля.. , прика.. , кла.. , гара.. , молодё..ь, бутербро.. , ар бу.. , сель..ь, деви.. ; ре..ьба, закла..ка, погру..ка, оши..ка, по ку..ка, ле..ша, бли..ко, раско..ки, ско..ка, пала..ка, гря..ка; окрес..ность, безвкус..ный, капус..ный, здра..ствуй, праз..ник, трос..ник, чес..ность, влас..ный, опас..но, учас..ник, ровес..ник, сверс..ник, изво..чик; кос..ный (мозг).

5. Читаем вслух, анализируем содержание текста, отмеча ем особенности, характерные для разговорного стиля Пишем: составляем план текста

43. Прочитайте текст вслух, передавая интонацию автора и персона жей. Определите тему, основную мысль.

НАЛИМ

Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да гдето робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег... Около строящейся купальни, под зелёными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим воло сами. Он пыхтит, отдувается и, сильно мигая глазами, стара ется достать чтото изпод корней ивняка. Лицо его покрыто потом. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками. Как Герасим, так и Любим, оба в рубахах и портах. Оба посинели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде...

— Да что ты всё рукой тычешь? — кричит горбатый Любим, дрожа как в лихорадке. — Голова ты садовая! Ты держи его, держи, а то уйдёт, анафема! Держи, говорю!

— Не уйдёт... Куда ему уйтить? Он под корягу забился... — говорит Герасим охрипшим басом, идущим не из гортани, а из глубины живота. — Скользкий, шут, и ухватить не за что.

— Ты за зебры хватай, за зебры!

— Не видать жабровто... Постой, ухватил за чтото... За губу ухватил... Кусается, шут!

— Не тащи за губу, не тащи — выпустишь! За зебры хватай его, за зебры хватай! Опять почал рукой тыкать! Да и беспо нятный же мужик, прости царица небесная! Хватай!

— «Хватай»... — дразнит Герасим. — Командёр какой нашёл ся... Шёл бы да и хватал бы сам, горбатый чёрт... Чего стоишь?

— Ухватил бы я, коли б можно было... Нешто при моей низ кой комплекции можно под берегом стоять? Там глыбоко!

— Ничего, что глыбоко... Ты вплавь...

Горбач взмахивает руками, подплывает к Герасиму и хвата ется за ветки. При первой же попытке стать на ноги он погру жается с головой и пускает пузыри.

— Говорил же, что глыбоко! — говорит он, сердито вращая белками. — На шею тебе сяду, что ли?

— А ты на корягу стань... Коряг много, словно лестница...

Горбач нащупывает пяткой корягу и, крепко ухватившись сразу за несколько веток, становится на неё... Совладавши с равновесием и укрепившись на новой позиции, он изгибается и начинает правой рукой шарить между корягами. Рука его наскакивает на колючие клешни рака...

— Тебя ещё тут, чёрта, не видали! — говорит Любим и со злобой выбрасывает на берег рака.

Наконец рука его нащупывает руку Герасима и, спускаясь по ней, доходит до чегото склизкого, холодного.

— Воот он!.. — улыбается Любим. Здааровый, шут... Отто пырька пальцы, я его сичас... за зебры... Постой, не толкай локтем... я его сичас... сичас, дай только взяться... Далече, шут, под корягу забился, не за что и ухватиться... Не добе рёшься до головы... Пузо одно только и слыхать... Убей мне на шее комара — жжёт! Я сичас... под зебры его...

Горбач, надув щёки, притаив дыхание, вытаращивает глаза и, повидимому, уже залезает пальцами «под зебры», но тут ветки, за которые цепляется его левая рука, обрываются, и он, потеряв равновесие, — бултых в воду!..

— Утонешь ещё, чёрт, отвечать за тебя придётся!.. — хри пит Герасим. — Вылазь, ну тя к лешему! Я сам вытащу!

Начинается ругань... А солнце печёт и печёт. Тени становят ся короче и уходят в самих себя, как рога улитки... Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё ещё барахтаются под ивняком. Хриплый бас и озябший, визгливый тенор неугомонно наруша ют тишину летнего дня.

— Тащи его за зебры, тащи! Постой, я его выпихну! Да куда суёшьсято с кулачищем? Ты пальцем, а не кулаком — рыло! Заходи сбоку! Слева заходи, слева, а то вправе колдобина! Уго дишь к лешему на ужин! Тяни за губу.

Слышится хлопанье бича... По отлогому берегу к водопою лениво плетётся стадо, гонимое пастухом Ефимом. Пастух, дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом, идёт, понуря голову, и глядит себе под ноги. Первыми подходят к воде овцы, за ними лошади, за лошадьми коровы.

— Потолкай его изпод низу! — слышит он голос Любима. — Просунь палец! Да ты глухой чёёрт, что ли? Тьфу!

— Кого это вы, братцы? — кричит Ефим.

— Налима! Никак не вытащим! Под корягу забился! Заходи сбоку! Заходи, заходи!

Ефим минуту щурит свой глаз на рыболовов, затем снимает лапти, сбрасывает с плеч мешочек и снимает рубаху. Сбросить порты не хватает у него терпения, и он, перекрестясь, баланси руя худыми, тёмными руками, лезет в портах в воду... Шагов пятьдесят он проходит по дну, но затем пускается вплавь.

— Постой, ребятушки! — кричит он. — Постой! Не вытаски вайте его зря, упустите. Надо умеючи!..

Ефим присоединяется к плотникам, и все трое, толкая друг друга локтями и коленями, пыхтя и ругаясь, толкутся на одном месте... Горбатый Любим захлёбывается, и воздух огла шается резким, судорожным кашлем.

— Где пастух? — слышится с берега крик. — Ефиим! Пастух! Где ты? Стадо в сад полезло! Гони, гони из саду! Гони! Да где же он, старый разбойник?

Слышатся мужские голоса, затем женский... Изза решётки барского сада показывается барин Андрей Андреич в халате из персидской шали и с газетой в руке... Он смотрит вопроситель но по направлению криков, несущихся с реки, и потом быстро семенит к купальне...

— Что здесь? Кто орёт? — спрашивает он строго, увидав сквозь ветви ивняка три мокрые головы рыболовов. — Что вы здесь копошитесь?

— Ры... рыбку ловим... — лепечет Ефим, не поднимая головы.

— А вот я тебе задам рыбку! Стадо в сад полезло, а он рыб ку!.. Когда же купальня будет готова, черти? Два дня как рабо таете, а где ваша работа?

— Бу... будет готова... — кряхтит Герасим. — Лето вели ко, успеешь ещё, вашескородие, помыться... Пфррр... Никак вот тут с налимом не управимся... Забрался под корягу и словно в норе: ни туда ни сюда...

— Налим? — спрашивает барин, и глаза его подёргиваются лаком. — Так тащите его скорей!

— Ужо дашь полтинничек... Удружим ежели... Здоровенный налим, что твоя купчиха... Стîит, вашескородие, полтинник... за труды... Не мни его, Любим, не мни, а то замучишь! Подпирай сни зу! Тащикка корягу кверху, до брый человек... как тебя? Кверху, а не книзу, дьявол! Не болтайте но гами!

Проходит пять минут, десять... Барину становится невтерпёж.

— Василий! — кричит он, по вернувшись к усадьбе. — Васька!

Кукрыниксы .

Иллюстрация к рассказу

А. Чехова «Налим»

Позовите ко мне Василия!

Прибегает кучер Василий. Он чтото жуёт и тяжело дышит.

— Полезай в воду, — приказывает ему барин, — помоги им вытащить налима... Налима не вытащат!

Василий быстро раздевается и лезет в воду.

— Я сичас... — бормочет он. — Где налим? Я сичас... Мы это мигом! А ты бы ушёл, Ефим! Нечего тебе тут, старому челове ку, не в своё дело мешаться! Который тут налим? Я его сичас... Вот он! Пустите руки!

— Да чего пустите руки? Сами знаем: пустите руки! А ты вытащи!

— Да нешто его так вытащишь? Надо за голову!

— А голова под корягой! Знамо дело, дурак!

— Ну, не лай, а то влетит! Сволочь!

— При господине барине и такие слова... — лепечет Ефим. — Не вытащите вы, братцы! Уж больно ловко он засел туда!

— Погодите, я сейчас... — говорит барин и начинает тороп ливо раздеваться. — Четыре вас дурака, и налима вытащить не можете!

Раздевшись, Андрей Андреич даёт себе остынуть и лезет в воду. Но и его вмешательство не ведёт ни к чему.

— Подрубить корягу надо! — решает, наконец, Любим. — Герасим, сходи за топором! Топор подайте!

— Пальцевто себе не отрубите! — говорит барин, когда слы шатся подводные удары топора о корягу. — Ефим, пошёл вон отсюда! Постойте, я налима вытащу... Вы не тово...

Коряга подрублена. Её слегка надламывают, и Андрей Анд реич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры.

— Тащу, братцы! Не толпитесь... стойте... тащу!

На поверхности показывается большая налимья голова и за нею чёрное аршинное тело. Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться.

— Шалишь... Дудки, брат. Попался? Ага!

По всем лицам разливается медовая улыбка. Минута прохо дит в молчаливом созерцании.

— Знатный налим! — лепечет Ефим, почёсывая под ключи цами. — Чай, фунтов десять будет...

— Нда... — соглашается барин. — Печёнкато так и отдува ется. Так и прёт её из нутра. А... ах!

Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх и рыболовы слышат сильный плеск... Все растопырива ют руки, но уже поздно; налим — поминай как звали.

По Антону Чехову

Каков замысел автора?

Выделите микротемы, составьте план, запишите его.

Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод рассказа изображён на ней? Такими ли вы представляете себе героев произведения?

Определите стиль речи. Скажите, используются ли в этом тексте элементы разговорного стиля.

Какие из названных языковых средств, характерных для разговорного стиля, употребляются в речи персонажей?

Фонетические средства : менее отчётливое произношение гласных, удлинение гласных, выпадение отдельных звуков или сочетаний звуков, разнообразная интонация, убыстрённый темп речи.

Лексические средства : разговорная лексика, фразеологиз мы с различными эмоциональноэкспрессивными оттенками (ироническими, шутливыми, пренебрежительными и проч.).

Словообразовательные средства : использование суффик сов, придающих словам разговорный оттенок, и суффиксов субъективной оценки, удвоение слов.

Морфологические средства : употребление личных место имений, частиц, междометий; использование разговорных вариантных форм существительных, прилагательных, глаголов.

Синтаксические средства : использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений; употребле ние односоставных и неполных предложений, присоедини тельных конструкций, обращений.

44. Выпишите из рассказов А. П. Чехова диалог героев, стилизо ванный под разговорную речь. Отметьте языковые средства, характерные для этого стиля речи.

45. I. Вспомните правила написания разделительных ъ и ь . Спи шите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

конъюнктура конъюнктурный конъюнктурщик

Под..ехать, пред..юбилейный; ад..ютант, ин..екция, кон.. юнктура[3] , кон..юнктурщик[4] , об..ект, суб..ект; двух..ярус ный, трёх..язычный; с..агитировать, под..оконник, с..узить, с..экономить, сверх..интересный, с..ыграть, дет..яс ли; л..ёт, вороб..и, лис..ей, зав..южен ный, павил..он, бул..он, компан..он, батал..он, почтал..он.

II. Найдите и подчеркните слова, для объяснения написания которых нужно вспомнить ещё некоторые правила. Какие это правила?


[1] Моногр àфия — научное исследование, посвящённое одной теме,

ограниченному кругу вопросов.

[2] МАН — Малая академия наук.

[3] Конъюнкт óра — создавшееся положение, временная ситуация в какойнибудь области общественной жизни.

[4] Конъюнкт óрщик — беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент конъюнктуры, стечения обстоятельств.