Главная              Сочинения по литературе

Человек целый мир По повести Л.Н. Толстого Детство - сочинение

Человек целый мир По повести Л.Н. Толстого Детство

Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная неурядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.

Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ничто пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные стороны души.

Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала природа: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, движение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами. А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла, но мы сами, разбросав кучи земли, находим их себе на беду.

Подобно природе устроен и сам человек. В нем есть то, что лежит на поверхности, и то, что скрыто от посторонних глаз. В нашей жизни бывает и безудержная «дневная» радость, и угнетающее «ночное» страдание. В душе нашей постоянно вспыхивают молнии, а после обильного дождя расцветает радуга.

Человек — создание природы. Внутренний мир его достаточно сложен, сугубо индивидуален. Показать, раскрыть его пытались многие писатели. Но увидеть, понять внутренний мир человека, да еще суметь донести его до других, удалось не каждому. Наиболее сложно, на мой взгляд, показать мир героя, когда тот совсем еще маленький. Подумаешь, какие войны могут происходить в его душе, какие противоречия раздирать? Понять мир ребенка — задача нелегкая. На мой взгляд, в литературе XIX века это наиболее удалось Льву Толстому в повести «Детство».

В центре произведения — внутренний мир ребенка, Николеньки Иртеньева.

Его мир — это мир семьи и домашнего очага, мир книг и друзей. Но все впечатления о внешнем мире берутся им не от друзей и из книжек, а на основе собственных впечатлений. Маленький мальчик сам предпочитает решать, что дурно, а что хорошо. Ребенок учится постигать мир через отношения с собственной семьей. Он впитывает в себя информацию подобно губке, и она оставляет в его детской душе неизгладимый след. Николенька — добрый и отзывчивый ребенок, он стремиться облегчить страдания другим людям, переживает, если кому-то ненароком причинил боль.

Читая произведение Толстого, можно подумать, что автор идеализирует детство, видя в герое только светлые стороны. Но это не так. Характер Николеньки дан нам в постоянном движении. Поэтому в его душе происходит такая быстрая смена чувств: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько! Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне сделать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»

В этом отрывке вся смена чувств: лени, беспричинной зависти к Володе и бессильная злоба против Карла Ивановича.

Маленькому мальчику часто кажется, что его никто не любит и не жалеет, что все его нарочно обижают, пользуясь тем, что он еще ребенок. Николенька — чувствительный мальчик, он может растрогаться от умиления и любви, от стыда и раздражения. Мальчик всем сердцем привязан к Наталье Савишне, и когда эта женщина хлещет ребенка по лицу мокрой скатертью, в его детской душе происходит смятение. Злые слезы обиды обжигают лицо, и в то же время появляется чувство вины перед бывшей крепостной: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!». В детской головке уже созревает план отмщения. Но когда Наталья Савишна приходит к своему любимцу, чтобы успокоить его, мальчик не может посмотреть в глаза доброй старушке, и опять, слезы жгут его лицо, но они теперь уже текут не от злости, а от любви и стыда.

Став взрослым, автор понимает, что и Карл Иванович, и Наталья Савишна безгранично были преданы их семье.

Наиболее ярко проявляется образ Николеньки в главе «Ивины».

Герой едет в гости, безудержное веселье охватывает его. В компании его кумир — Сережа Ивин, красивый мальчик, подражающий взрослым, вытравивший в своей душе все человеческое: доброту, чуткость, нежность, сострадание. Дети издеваются над слабым — Иленькой Грапом, доведя его до слез. Николенька в первый раз издевается над человеком, не столько по собственной воле, сколько под влиянием своего кумира. Сначала детям очень весело, а потом наступает прозрение: «Случилось так, что после шумного смеха мы все вдруг замолчали и в комнате стало так тихо, что слышно было тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это смешно и весело… Мы все молчали и старались непринужденно улыбаться». И здесь Николенька делает слабую попытку возразить своему кумиру: «Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?». Ребенок не может понять, почему плачет Иленька. Но впечатление произведено сильное. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка… Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?»

В своих мыслях мальчик все время возвращается к анализу собственного поступка, пытается понять, оценить его. На протяжении всей книги Николеньку волнуют вопросы: почему его никто не любит и почему он так некрасив. Мальчик постоянно находит у себя недостатки, пытается проанализировать их. Он максималист, как и все дети. Вот он поссорился со старшим братом. Ссора была из-за ерунды, пустяковая. Но для Николеньки ссора — настоящее несчастье: «Все кончено между нами», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться». Он очень любит своего старшего брата, больше всего на свете желает помириться с ним, но не знает, как это сделать.

Книга о детстве заканчивается грустными воспоминаниями. Умирают близкие: сначала умирает мать, а затем Наталья Савишна, самые родные люди, бескорыстно любившие Николеньку. На такой печальной ноте Толстой завершает свою повесть, как бы говоря, что пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слез, ошибок и находок прошла. Наступил новый виток в жизни героя. И через некоторое время изменится его внутренний мир.

Главный герой склонен к самоанализу и самобичеванию. Этим отличаются все произведения Льва Толстого. В повести мы не найдем описаний исторических событий, портретных характеристик. Ребенку все равно, что происходит в жизни страны, ему важнее свои личные чувства. Мир детей сложен и многогранен. Ребенок боится прослыть смешным и поэтому совершает неправильные поступки; он боится сделать первый шаг к примирению, и сам страдает от этого; считает, что окружающие не любят его, и его жизнь на время перестает быть яркой. Как его мир отличается от мира взрослых, где все расставлено по полочкам и не нужно задавать самому себе столько вопросов. В Николеньке постоянно идет борьба. Он знает, что поступает плохо, но не всегда может с собой совладать. Он еще не может разбираться в окружающих и не знает до конца, какую роль они играют в его жизни. Он просто растет и учится постигать жизнь во всех ее проявлениях.

Так через образ ребенка автор представил нам мир человеческой души.