Главная              Сочинения по литературе

Александр Исаевич Солженицын 2 - реферат

Содержание:

1. Введение с.2

2.

2.1. Детские годы, учеба с. 3

2.2. Хождение по мукам с.3-4

2.3. Начало славы с.4-7

а) «Один день Ивана Денисовича» с.4-5

б) «Матренин Двор» с.6-7

2.4. Мировая известность с.7-8

2.5. «Архипелаг ГУЛАГ» с.8-9

2.6. В изгнании с.9-11

а) «Красное колесо» с.10-11

2.7. Возвращение домой с.11

3. Заключение с.13-15

4. Список использованной литературы с.16

1. Введение

Александр Исаевич Солженицын - знаменитый русский писатель, автор многих известных произведений об истории нашей страны. Свидетелем и участником, которых он был сам. Замечательный прозаик, историк и публицист; это он доказал многими томами документальных текстов. Смысл творчества Солженицына можно сформулировать следующим образом: Весь мир, окружающий нас, есть божье Творение; во всех проявлениях жизни, природной, социальной, исторической, частной и общей. Писателю дано острее, чем другим людям, понять его.

Именно в таком ракурсе осмысляет Солженицын и русскую историю XX столетия, предопределившую и частные судьбы людей, и общую русскую судьбу. Ее ключевой точкой оказывается 1917 год, в котором, по мысли Солженицына, как бы в сжатом, спрессованном виде пронеслись события русской истории, разворачивавшиеся потом на протяжении всего последующего столетия.

Солженицын, проведший восемь лет на "островах" Архипелага, чувствовал себя обязанным рассказать правду. Нечеловеческий опыт тюрьмы и лагеря, события русской и советской истории, приведшие к Октябрьской революции 1917 года и установлению коммунистической диктатуры, - эти темы проходят через все творчество писателя.

В те жестокие сталинские времена, где все боялись сказать правду, его называли «совестью России», разумеется, говорить о публикации его произведений не приходилось – они распространялись в самиздате, перепечатывались на машинке, передавались из рук в руки. Цель и смысл жизни Солженицына – писательство: «Моя жизнь - говорил он, - проходит с утра до позднего вечера в работе. Нет никаких исключений, отвлечений, отдыхов, поездок,- в этом смысле я действительно делаю то, для чего я был рожден». [№5 с.9]

Личность А. И. Солженицына и его творчество показались мне интересными для написания реферата, поэтому я и выбрала его. В своем реферате я рассмотрю наиболее важные события жизни писателя, его взгляды творчество, начиная с 1918 года и до наших дней.

2.1 Детские годы и учеба

Предки писателя по отцовской линии - крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в первую мировую войну добровольцем ушел на фронт, трижды награждался за храбрость. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.

Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца. По словам писателя, это был человек редкой энергии и трудолюбия, а с рабочими обращался так, что после революции они его добровольно кормили до самой смерти. Мать практически полностью посвятила себя воспитанию сына.

Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске 11 декабря 1918 года. В 1924-м году семья переезжает в Ростов-на-Дону, воспитывался Александр матерью, жили в трудных материальных условиях. Еще в школе писал стихи, рассказы и мечтал стать писателем, но не имел возможности уехать в столицу. В 1936 году Солженицын поступает на физико-математический факультет университета, окончание университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 год. Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней жизни, непохожей на советскую, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу "Войны и мира" Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории, там он учится с 1939 года. Но закончить учебу ему не дала война.

2.2 Хождение по мукам

В октябре 1941 года мобилизован в армию, вскоре попадает в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 года присваивают звание лейтенанта, а в 1943 году Солженицын уходит на войну. Он командует батареей звуковой разведки, награждается медалями и орденами, Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана. В конце января 1945 года он вывел батарею из окружения. Командование высоко ценило храбрость и воинское мастерство Александра Исаевича. Казалось, ничто в будущем не предвещает ему той страшной участи, которая выпала на его долю. Последние фронтовые впечатления - выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) - отразились в написанных в лагере поэме “Прусские ночи” и пьесе “Пир победителей”, а позднее были использованы в “Августе Четырнадцатого” при описании “самсоновской катастрофы” — гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя.

Но 9 февраля 1945 года его арестовали, военная цензура обратила внимание на переписку Солженицына с его другом Николаем Виткевичем. Там содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Александр Исаевич содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Впечатления от лагеря, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы "Республика труда" (первоначальное название "Олень и шалашовка", 1954 года). В июне 1947 году переведен в Марфинскую "шарашку", позднее описанную в романе "В круге первом". С 1950 года в экибастузском лагере (опыт "общих работ" воссоздан в рассказе "Один день Ивана Денисовича"); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952 г.). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге - будущий "Раковый корпус"

С февраля 1953 года Солженицын на "вечном ссыльнопоселении" в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан.). 6 февраля 1956 года Верховный суд Советского Союза освободил Александра Исаевича от ссылки, а через год его и Виткевича объявили полными невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа "Матренин двор". С 1957 года Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом "В круге первом", созревает замысел "Архипелага ГУЛАГ", но он и не надеется на их публикацию.

2.3 Начало славы

«Один день Ивана Денисовича»

Зимой 1950/51 гг. писатель задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 году практически за месяц была написана повесть и названа «Щ - 854 (один день одного зэка)». «Щ – 854» - лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, обычного узника сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит, чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

«Один день Ивана Денисовича» - произведение почти документальное. Перед нами описание одного дня одного зэка от подъема до отбоя. Мы как будто окунаемся в лагерный быт, когда все ценности человеческие как бы переворачиваются в сознании и главным становится только стремление выжить, выжить любой ценой: подработав ли, «закосив» ли лишнюю пайку, «подмазавшись» ли к начальству и тому подобное. Да, Шухов сохранил в себе искру человечности, но скольких его товарищей эта Система сломала, лишила человеческого достоинства!

Персонажи, за исключением главного героя, - реальные люди, с которыми Солженицын познакомился в лагере. Документальность - отличительная черта почти всех произведений писателя: он больше доверяет жизни и ее творцу - Богу, чем художественному вымыслу. Жизнь для него более симпатична, нежели художественный вымысел.

Осенью 1961 года с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский лично добился у Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н. С. Хрущева. «Щ – 854» под измененным названием – «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в одиннадцатом номере журнала «Новый мир» за 1962 год. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных.

Солженицын стал известен всей стране. Чтобы прочитать его повесть, за номером «Нового мира» в библиотеках записывались в огромные очереди. Текст повести передавали из рук в руки, перепечатывали на пишущей машинке, «Один день Ивана Денисовича» стал для многих откровением. Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Автор и редакция «Нового мира» получали множество писем. Одни читатели благодарили за честное изображение быта политических заключенных, восхищались сочным, красочным языком с лагерными словечками и выражениями. Другие клеймили Солженицына как «врага» и «клеветника». Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. Солженицын на короткое время был признан официально.

«Матренин двор»

Спустя несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича», в первом номере «Нового мира» за 1963 год был напечатан еще один рассказ Солженицына – «Матренин двор». Он, как замечал сам автор, полностью автобиографичен и достоверен. Прототип главной героини - знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведется от первого лица - Игнатича, который возвращается в Европейскую Россию из дальней ссылки: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России - если такая где-то была, жила [№6, с.118].

Рассказчик, казалось бы, находит эту патриархальную, нетронутую Россию в деревне Тальново. Неприглядная правда жизни разрушает его надежды: колхозники недоброжелательны друг к другу и корыстны. Их убогая жизнь и несчастная судьба мало чем отличается от существования лагерных узников. Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатич находит праведницу - крестьянку Матрену. Она человек не от сего мира. Ее имущество - колченогая кошка и коза. Ее дети умерли в младенчестве. В Великую Отечественную войну без вести пропал муж. Ей долго не оформляют за него пенсию. И все же Матрена не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрена напоминает библейскую героиню Марию, чуждую земных забот.

Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской крестьянки. Ее облик подобен иконе, жизнь - житию святой.

Произведение А.И. Солженицына «Матренин Двор»(первоначальное название «Не стоит село без праведника») дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа «Матренин Двор» — сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей.

В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями, - «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела». В 1962 году его принимают в Союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. Однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, - премии Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 г. КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита». Триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата - повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 г. Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом...» (закончена в 1968г.) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом. Публикация за границей его романов «В круге первом» (1968г.) и «Раковый корпус» (1968-1969г.), причём без ведома самого Солженицына. Но это уже не имело никакого значения. На публикацию произведений писателя в СССР уже давно существовал негласный запрет, и, как тогда было принято, советские люди осудили писателя, не зная его произведений. В ноябре 1969 г. Солженицын исключен из Союза писателей.

2.4 Мировая известность

Солженицын стал известен мировому читателю в 1970г. Писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской литературы», узнав о присуждении ему Нобелевской премии, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако брежневское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после поездки он не сможет вернуться на родину, на церемонию награждения не поехал. Через год после получения премии Солженицын дал разрешение на публикацию своих произведений за рубежом. В 1972 г. на английском языке выходит его роман «Август Четырнадцатого» — первая книга многотомной эпопеи о русской революции «Красное колесо». Это произведение Солженицын рассматривает как главный труд своей жизни. По его словам, это — «трагическая история о том, как сами русские... уничтожили свое прошлое и свое будущее».

Пожалуй, никто из современников Солженицына в Советском Союзе не осмелился в те годы выступить с подобным глубоким, непредвзятым анализом сталинской действительности, какой содержался в его романе «В круге первом». Но писатель считал своим долгом и в дальнейшем, прежде всего в документальной форме, обобщить свои лагерные и ссыльные записи. В романе он использовал свои дневники, дополнив их воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами более двухсот заключённых, с которыми он встречался в местах лишения свободы. Некоторые из них он потом начнёт печатать в специально созданной серии.

Так постепенно складывался замысел монументального труда, посвящённого годам репрессий. Работа над ним заняла долгие годы и закончилась конфискацией рукописей книги.

После конфискации КГБ рукописи Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» он опубликовал это произведение во Франции, что послужило формальным предлогом для ареста писателя, обвинения в государственной измене, лишение советского гражданства и депортацией в ФРГ. Кроме того, негодование властей вызвали и острые публицистические статьи писателя «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза», в которых развенчивались идеи социализма.

2.5 «Архипелаг ГУЛАГ»

Отдельно я хочу остановится на книге «Архипелаг ГУЛАГ», по жанру это опыт художественного исследования. То, что написано в этой книге, стало для меня открытием. Нигде подобного я еще не читала. Даже учебник истории не дает нам такие сведенья о жизни советских людей после революции 1917 года.

С удивлением я узнала, что уже в 1921 году у нас в стране существовали концентрационные лагеря. А идея создания Архипелага как места для принудительной работы была выдвинута в первой же послеоктябрьский месяц, так как В. М. Ленин требовал «самых решительных драконовских мер поднятия дисциплины». Использовались такие меры, как конфискация имущества, заключение в тюрьму, отправка на фронт и принудительные работы всем ослушникам закона.

По подсчетам эмигрировавшего профессора статистики И. А. Кугранова, «сравнительно легкое» внутреннее подавление от 1917 до 1959 года обошлось нам без военных потерь, а только от террористического уничтожения, подавлений голодом, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от понижения рождаемости,- оно обошлось в 66,7 миллионов человек.[№4 с.9]

Лагерная тема присутствует практически в каждом произведении Солженицына. Однако его гражданским и писательским подвигом стал «Архипелаг ГУЛАГ», имеющий следующее посвящение: «Всем, кому не хватило жизни рассказать. И да простят они меня, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался» .[№4 с.8].

227 человек прислали Солженицыну свои воспоминания о ГУЛАГе. От имени этих людей и еще многих других, живых и мертвых, писатель говорит о тех ужасах, которые позднее прикрывались вполне приличными словами «культ личности».

«Архипелаг ГУЛАГ», состоящий из семи частей, освещает все периоды жизни заключенных: арест, тюрьму, этап, лагерь, ссылку, освобождение и многое другое, о чем мы, люди начала ХХI века, даже не можем догадываться.

Первый том «Архипелага» содержит подробное исследование всего того, что предшествовало появлению миллионов советских людей в сталинских концлагерях: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок.

Во втором томе книги А. И. Солженицын уже описывает главную и основную часть империи ГУЛАГа – «истребительно-трудовые лагеря». Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и «придурков», уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система наказания и «поощрения», работа больниц, медпунктов, различные формы умерщвления, убийства и несложная процедура похорон заключенных – все это находит отражение в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Автор описывает разнообразные виды каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный, но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных и их тюремщиков.

«Вся книга Архипелага как бы пронизана самоиронией, которая всегда была свойственна великой русской литературе и прежде всего Солженицыну. Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, он в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей», - говорил Виктор Астафьев.[№ 2 с.5]

Все это страшно и кажется не правдоподобно, ведь люди не могут жить в таких нечеловеческих условиях. Но, увы, все это достоверные факты, о которых многие знали, но только Солженицын сказал вслух. В результате всего этого в книге создается страшный образ Зла, противостоять которому можно, только сохранив чистоту души и нравственные принципы.

2.6 В изгнание

Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975), он с семьёй (женой и тремя сыновьями) переезжает в США и поселяется в штате Вермонт. Там он живёт практически отшельником и полностью посвящает себя литературному труду. В этом ему помогает вся его семья, организуя нечто вроде маленького издательства. В Вермонте Солженицын заканчивает третий том «Архипелага ГУЛАГа» (1976г.) Для многих из нас Солженицын начинался с «Архипелага ГУЛАГа». Публикация трехтомного художественно-документального исследования «Архипелаг ГУЛАГ» произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем «Один день Ивана Денисовича». Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Эта книга – исследование самых страшных времен для нашей страны – времен сталинских репрессий. Мы можем проследить все стадии становления ГУЛАГа: аресты и расстрелы ЧК, создание концентрационных лагерей, открытые судебные процессы… Мы узнаем, как развивалась «технология обработки» заключенных на этапах в тюрьмах и лагерях, как совершенствовался репрессивный аппарат. Но если "Архипелаг ГУЛАГ" - это документальное исследование, которое потрясает нас точной статистикой, ужасающими подробностями, то его рассказ «Один день Ивана Денисовича» впечатляет своей художественной глубиной.

Соединяя личные свидетельства с уникальными архивными документами, Солженицын пытается дать развёрнутое повествование о революции в России, где действуют сотни исторических лиц. Грандиозный замысел рассчитан на двадцать лет, и в настоящее время работа над ним продолжается уже в России, куда писатель вернулся в 1995 году, в связи с демократизацией государственного строя.

«Красное Колесо»

Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо» (переработанный вариант «Августа Четырнадцатого»; «Октябрь Шестнадцатого», оба 1982 г.; «Март Семнадцатого», 1986-87 г.; «Апрель Семнадцатого», 1991г.; всего 10 томов). Первоначальный план (20 «узлов»), согласно которому повествование должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922г.) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945), оказался невоплощенным (конспект 5-20-го «узлов» «На обрыве повествованья» помещен в конце «Апреля Семнадцатого»). В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя, и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава - размышления Воротынцева о судьбе России в смуте - прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 в.). Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его «правду». При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других - власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим «личинам». Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении «всеобщего благоденствия» на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских (либеральных) позиций издержки современной цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978; лекция лауреата Темплтоновской премии «За прогресс в развитии религии», Лондон, 1983, и др.).

Опасения «нового Февраля», чреватого «новым Октябрем», обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные «левой эмиграцией» обвинения в «монархизме», «национализме», «изоляционизме» повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989г. редактору «Нового мира» С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать «Нобелевскую лекцию», а затем отобранные автором главы «Архипелага...» (“Новый мир”, № 7-11). С 1990г. проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета.

2.7 Возвращение домой

В 1990-е годы основные произведения Солженицына были изданы в России, в том числе мемуары «Бодался теленок с дубом» (1990). Значение личности Солженицына и его трудов для русской (и не только для русской) истории и литературы полностью признано. Все обвинения против него были официально сняты, гражданство восстановлено, и в 27мая 1994 г. Солженицын вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры «Крохотки», опубликованные Солженицыным в «Новом мире» (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.

3. Заключение

Александр Солженицын замечательный историк, он является общепризнанным «великим писателем», имеет мировую известность. Некоторые его произведения читать - большой труд. В его книги надо проникнуться душой, так как большинство основаны на реальных событиях и пропитаны духом патриотизма.

Солженицына стали называть, с одной стороны, писателем «лагерной» прозы, а с другой - прозы «деревенской». Сам автор однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». «Архипелаг ГУЛАГ» - сам автор образно определил как «окаменелую нашу слезу». В этом произведении привлекает не только богатство разговорных интонаций, оттенки сарказма и иронии. Самое важное в том, что в стиле писателя преобладает мозаичность склеенных кусков. Значение разнонаправленных метаний, стремительных бросков в разных направлениях - в двух авторских выводах.

Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», повестей «В круге первом», «Раковый корпус», вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря, ссылку. «Архипелаг ГУЛАГ» - «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на общественное сознание.

Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР, несмотря на то, что его книги были долгое время под запретом, он не терял надежду на их публикацию на родине: «Я уверен, что скоро наступит время, когда мои книги в нашей стране будут читать широко и свободно», - так писал Александр Исаевич 1974 году, в самый разгар компании против него.[№2 с.8]

На протяжении XVIII и XIX столетий русская культура создала образ писателя - пророка, своим словом обличающего неправду и возвещающего истину. Солженицын, наверное, последний замечательный русский писатель, естественно соединивший дар писателя и признание проповедника. Единственный высший смысл своей жизни он выразил в нескольких словах: «Я пишу правду о русской истории»[№5 с.11]

При изучении его биографии, я узнала, что этому человеку пришлось немало пережить и выстрадать, но он не отступился, выражал свои взгляды и протесты в своих произведениях. Он истинный патриот своей родины и очень глубоко переживал все невзгоды, которые происходили в стране. И не его вина, что ему пришлось покинуть свою страну на 20 лет. Но он вернулся, и вместе с ним вернулись и его произведения, которые поражают своей нравственной и художественной силой.

А судьбах таких, как у Солженицына говорят следующее:

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтожения нас.

Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,

Когда со слов спадет горячности туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью

Многоголовно гибель стерегла:

Безумием, гниением, зеленым умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная … небес.

Чума на вас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким? –

Один в петлю, другой – из пистолета,

К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.

Возвращается к нам литература, ранее внесенная в «черные списки», произведения, долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения, пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одной – ярко выраженной антитоталитарной направленностью.

4. Список использованной литературы

1. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

2. Литературная газета №48 (5270) – 1989г.

3. Мешков Ю.А. Александр Солженицын. Личность, Творчество. Время. Екатеринбург, 1993;

4. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Том второй.- Владивосток. Дальневосточное книжное издательство, 1991.- 540 с.

5. Солженицын А. И. В круге первом: Роман.- М.:Дрофа: Вече, 2002.- 776с.

6. Солженицын А. И. Рассказы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 588 с.