Главная              Сочинения по литературе

Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого - реферат

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………...2-3

II. Основная часть………………………………………………….4-24

1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13

2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24

а) Дворовые песни………………………………………….14-16

б) Песни о дружбе………………………………………….16-17

в) Песни о горах…………………………………………….17-21

г) Песни о войне…………………………………………….21-24

III. Заключение…………………………………………………….25-27

IV. Приложение…………………………………………………....28-29

V. Список использованной литературы…………………………..…30

Введение

Тема данной работы: «Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого.

Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.

Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка. Он сам оказался на переломе, на разрыве эпох, и этот разрыв прошел через его душу и сердце. Но как это получилось, почему именно Высоцкому, со всей необычностью его облика, его песен-стихов и их исполнения, почему именно ему суждено было выразить эту переходную эпоху. И на этом фоне Высоцкий еще более отчетливо вырастает в фигуру очень серьезного значения.

Время, в которое жил В.С. Высоцкий, было враждебно ему своей тишиной, ему нужна была героика и борьба. А если ничего этого нет, - то не лучше ли совсем уйти из жизни?

Песни и стихи В.С. Высоцкого – память о 70 - х и начале80 - х гг. Он завершил собой целый большой период в истории советской поэзии, он дал ему героико – трагическое выражение, т.е. сделал то, что не могли сделать глашатаи 50 – 60 гг.

Литературовед Долгополов Л.К. из Санкт-Петербурга писал: «Высоцкий – завершение, а не начало. Начало нового периода впереди. Скоро оно даст о себе знать новыми именами и новыми голосами.» Высоцкий был поистине гражданином своей эпохи. Со своей неспокойной душой В.С. Высоцкий стал русской судьбой и русской трагедией.

Цели моей работы:

1. Изложить результаты исследований, посвященных отражению эпохи в творчестве Высоцкого.

2. Рассмотреть особенности творчества Высоцкого.

3. Описать собранный материал.

4. Сделать выводы об отражении эпохи в творчестве Высоцкого.

В своей работе я использовала критические труды известных литературоведов, таких как Карякин Ю., Кормилов С., Крымова Н., Кулагин А. Так, например, Кулагин А.В., преподаватель кафедры русской литературы Коломенского Государственного педагогического института, в своей статье «Четыре четверти пути. О творческой эволюции В.С. Высоцкого» выделяет четыре периода творчества поэта:

1) 1961 – 1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике; обретение маски лирического персонажа;

2) 1964 – 1971 гг. – движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии русской жизни», перевоплощение в героев различного социального положения, образа жизни;

3) 1971 – 1974 гг. – «гамлетовский» период, усиление рефлективного, философского, трагического начала;

4) 1975 – 1980 гг. – эпоха синтеза основных творческих достижений трех предшествующих периодов.

В своей творческой работе мы косвенно опираемся на эту периодизацию творчества, но выделяем не хронологические, а тематические отрезки творческого пути. Таким образом основную проблему исследования – отражение эпохи в поэзии Высоцкого – мы раскрываем в следующих пунктах: отражение эпохи в первых стихах и песнях, в песнях о детстве, о дружбе, о войне и о горах.

1. Непримиримый конфликт с социальной системой.

Настоящий поэт – это человек, который знает действительность так, как собственное творение – изнутри, в его глубинных внутренних связях и закономерностях его собственного развития. Высоцкий строил жизнь и чистил ее, и отображал ее трагизм, показывал, как людям не дают быть хозяевами этой жизни. Не изобличение прошлого ради желания прослыть человеком прогрессивным, а критика того, что мешало ему (и всем) в ходе самой жизни, а не задним числом, невзирая на цензуру и конъюнктуру.

Высоцкий вступал в непримиримый конфликт с социальной системой. Он беспощадно просвечивал ее противоречия и ее ложь «рентгеновским» лучом своего творческого взгляда. Он был в высшей степени «инакомыслящим» человеком и художником. Но он не склонен был предлагать ненадежные социальные проекты, выдвигать краткосрочные тактические лозунги. Он, как сказала Марина Влади, отличался «интеллектуальной честностью». За конкретным социальным недугом он видел еще и глобально-исторические закономерности. Он всегда понимал, что быстрое «улучшение» жизни людей – опасная иллюзия, неизменно приводящая к противоположным результатам.

Многие завзятые энтузиасты никак не могут примириться с горькой правдой о нашей истории «видя в объективных фактах «очернение» и «охаживание» славных этапов большого пути». Высоцкий предлагает не «перестраивать» и перевоспитывать таких, он просто успокаивает их:

Вы огорчаться не должны –

Для Вас покой полезней, -

Ведь вся история страны-

История болезней.

И действительно: чем дальше и глубже заглядываем в свое прошлое, тем больше подтверждений этому диагнозу. Немалое мужество требуется, чтобы увидеть «болезнь» с беспощадной ясностью и искать способ лечения. Соблазн оптимизма, игнорирующего здравый смысл, все еще владеет многими умами: и умами невеликими, и, наоборот, слишком изощренными, кровно заинтересованными в том, чтобы изо всех сил поддерживать миф о нашем здоровье. И об этом Высоцкий заключает нам:

Живет больное все бодрей,

Все злей и бесполезней –

И наслаждается своей

Историей болезни…

Эти, сочиненные в 1976 году, строки не отстали от нашей жизни. Скорее, наша жизнь только-только еще приблизилась к такому уровню открытости и критической беспощадности. Это взгляд не из прошлого, но из будущего. Только будущее не «светлого», а очень тревожного – каково оно на самом деле.

История русской общественной мысли отмечена напряженным противостоянием единомыслия и вольномыслия. Вольномыслие традиционно было достоянием меньшинства, а власть издавна тяготела к установлению единого и обязательного для всех образа мыслей.

Уже в ранних песнях Высоцкого занимал «феномен тоталитаризма», причем в широком историческом плане:

Так это и есть-

Словно встарь, словно встарь:

Если шел в разрез –

На фонарь, на фонарь!

Надо заметить, что влечение к единомыслию, идущее «сверху», имело, к великому прискорбию, и определенную поддержку снизу, как горько шутил Гиляровский: «В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти». Владимир Семенович свое собственное жизнепонимание и свое собственное слово искал в процессе пародирования тоталитарного языка с его железобетонными блоками: «поддержка и энтузиазм миллионов», надежда наша и оплот.

Так наш ЦК писал в письме закрытом,

Мы одобряем линию его!

Чрезмерная монолитность общественного сознания, однонаправленность усилий неизбежно приводит к выразительно описанному Высоцким «общепримеряющему» бегу, когда все равны, когда «первых нет и отстающих», да вот беда: бег этот на месте.

Что ум хорошо, а два лучше, что истина рождается в споре, в диалоге, очевидно. Но одно дело декларировать плюрализм мнений – и совсем другое – сделать его законом жизни. Здесь немало препятствий, и в социальной инерции, и, так сказать, в, «человеческом факторе», хотя оба эти начала тесно связаны.

Феномен Высоцкого как раз и состоит в том, что принцип Плюрализма, свободного диалога противоположных мнений, лежит в самом способе настроения его художественного мира. Процесс переживания взаимопонимающих точек зрения на жизнь как равноправных – глубинная, внутренняя тема всего песенного свода поэта.

Столкновение двух идей отчетливо представлено в « Песне про первые ряды», песне глубоко философичной, затрагивающей один из самых страстных вопросов человеческого бытия: стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбираться в лидеры – или лучше оставаться в тени, но зато сохранить независимость? На этот сложный вопрос, извечно волновавший многих поэтов, разных времен, Владимир Семенович отвечает очень непростым образом. В его песне звучит как бы целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих жизненный опыт разных людей. Автор мыслит живыми точками зрения, пропуская их через свой разум, сквозь свою душу.

Начинается песня с отрицания успеха и отказа от честолюбивых устремлений:

Но с некоторых пор сажусь назад

Там впереди, как в спину автомат –

Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

Может, сзади и не так красиво,

Но – намного шире кругозор,

Больше и разбег, и перспектива,

И еще – надежность и обзор.

Да, не любят тех, кто «вырисовывается», кто выходит за рамки общепринятого. Высоцкий с физической ощутимостью передает внутреннее состояние невидимого лидера:

Стволы глазниц – числом до десяти –

Как дуло на мишень, но на живую, -

Затылок мой от взглядов не спасти,

И сзади так удобно нанести

Обиду или рану ножевую.

Но какой-то иронический подвох явно чувствуется в этих строках. Дальше уже автор говорит о прелестях последнего ряда с болезненным оттенком обреченности:

Мне вреден первый ряд, и говорят –

От мыслей этих я в ненастье ною.

Уж лучше – где темней, - в последний ряд,

Отсюда больше нет пути назад,

И за спиной стоит стена стеною.

И хотя чувствуется что-то тут не так, и нее от хорошей жизни эта любовь к последнему ряду, автор настаивает на своем, доводя исходный тезис до надрывной кульминации:

И пусть хоть реки утекут воды,

Пусть будут в пух засалены перины,

До лысин, до седин, до бороды –

Не выходите в первые ряды

И не стремитесь в примы-балерины.

Мы вроде бы уже приняли эту точку зрения, убедились и согласились с тем, что не надо в первые ряды рваться, что лучше довольствоваться малым. Но … последний куплет ставит все с ног на голову.

Надежно сзади, но бывают дни –

Я говорю себе, что выйду первой

Не стоит вечно пребывать в тени –

С последним рядом долго не тяни,

А постепенно пробивайся в первый.

Вот те раз! Куда зовет нас автор – в последний ряд или в первый? Но, пожалуй, лучше пояснить это русской пословицей, записанной В.И.Далем: «Думай двояко, а делай, однако». Пословица эта могла бы послужить эпиграфом ко всему написанному Высоцким. Сам он умел достойно держаться и в последнем ряду, и в первом.

Мужественно терпел все тяготы последнего ряда: непечатание, вырезание песен из фильмов, все ограничения и преследования. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждут люди его песенного слова, без страха выходил в первый ряд, вел со своими современниками разговор о самом главном и самом трудном.

СЛОВО – ОБРАЗ – СЮЖЕТ – таков ход мысли Высоцкого. А поскольку слова его непрерывно волновали, то его поэтический словарь и перерастал в энциклопедию нашей жизни. «Слово Высоцкого – это ледоход русского стиха. Как ледоход нашего общественного сознания. Этот лозунг, эти скрежущие звуки – голос нашего времени, это путь к новой гармонии, - она придет, не раньше, чем льды растают».

Высоцкий постоянно обращался к сконцентрированной языковой мудрости, не пассивно и эксплуатируя, а творчески продолжая и развивая. Повышенное содержание фразеологизмов в языке поэта, его склонность к производству собственных устойчивых выражений, «крылатых слов», уже вошедших в общенародный и общелитературный язык, привлекало нас в литературном наследии Владимира Семеновича. Например, устойчиво выражение «козел отпущения», верный своему принципу «разберемся» Высоцкий разбирает и вновь свинчивает, придавая ему уже новое значение. Козел становится у него не просто жертвенным предметом, а социальным типом с определенной историей, (он высмеивал агрессивное невежество, зависть, злобу, но обыкновенность никому никогда в вину не ставил).

Персонаж песни – просто человек, не принадлежащий к правящему классу.

Но заметили скромного Козлика

И убрали в козлы отпущения…

Что это за должность такая? Это вообще выдвижение, повышение, выход в «начальники», т.е. движение вверх, но не до самых высот, где пребывают реальные держатели власти. А может быть, в «передовики», в пассивный состав партийных или советских органов. Помните, «стахановец, гагаповец, загладовец», которого завалило в шахте? И те, и другие – козлы отпущения.

Например, Медведь – баламут и плут –

Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -

Враз Козла найдут, приведут и бьют –

По рогам ему и промеж ему…

Не противился он, серенький насилию со злом,

А сносил побои весело и гордо.

Сам Медведь сказал: «Ребята я горжусь Козлом –

Героическая личность, козья морда!».

Номенклатурного Медведя ведь семьдесят лет нельзя было критиковать ни в коем случае. Для того всегда использовался «начальничек» пониже, на которого все можно списать и свалить. Ну и Козел-передовик тоже был нужен в системе агитации и пропаганды, чтоб было кем «гордиться»! Тут и появляется «стахановец, гагаповец, загладовец», организует ему показатели «Гертруду» (на героев ведь был план по ведомствам и территориям), подержат лет пять-десять в почетном выборном органе, а там и забудут.

Жизнь Козла – выдвиженца нелегка, и по сравнению со свободной безответственностью «рядового труженика». И уж если Козел доберется до серьезной власти, то вам покажет «козью морду» - припомнит все унижения. На пути к высшей власти звереет он окончательно:

Он с волком жил – и по-волчьи взвыл, -

И рычит теперь по-медвежьему.

Так примерно можно эту сюжетную метафору истолковать, но есть в ней, еще один смысл – более широкий, более философичный. Песню можно прочесть еще как притчу о взаимоотношении «верхов» и «низов», власти и народа. Сильные мира сего очень склонны прикрываться народолюбием, нахваливать народ, доводя его тем временем до полного бесправия и изнеможения.

Берегли Козла как наследника, -

Вышло даже в лесу запрещение

С территории заповедника

Отпускать Козла отпущения.

Горький каламбур: Козла отпущения никуда не отпускают. Ни за границу, куда смертным выезжать было заказано. Ни за пределы места прописки. Да что там – не до жиру: лишь бы «территория» еще и зоной не оказалась с колючей проволокой!

Но времена меняются, «верхи», не имея возможности править, по-старому дают послабление, и, «низы» уже смелеют настолько, что начинают требовать социальной справедливости, равенства.

Эй вы, бурые, кричит, эй вы, пегие!

Отниму у вас рацион волков

И медвежие привилегии

Высоцкий не «вышел из народа», он всегда внутри этого народа жил, душой чувствовал его настроения. Поэтому ему не нужно было народ идеализировать. Если социальные вопросы не находят реального решения, в народе может пробудиться темная разрушительная стихия. Жестокость правления обернется жестокостью бунта

Он с волками жил – по-волчьи взвыл –

И рычит теперь по-медвежьему.

Это звучит, как предупреждение, как предостережение от поверхностной эйфории. Ведь недаром сегодня ответственно мыслящие и знающие народную жизнь люди вспоминают пушкинские слова: «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Правдивость и острота реакции на волновавшие всех вопросы, в песнях Высоцкого звучат набатом, пробуждая гражданское сознание.

Большой резонанс в народе имел факт насильного отправления на пенсию в октябре 1964 года Никиты Сергеевича Хрущева. И Высоцкий пишет песню «Жил был дурачина-простофиля». В ней мы видим его гражданскую позицию на это событие, смелую и весьма дерзкую по тем временам.

Но был добрый этот самый простофиля

Захотел издать закон про изобилие.

Только стул подобных не терпел,

Как тряхнет и, ясно, тот не усидел.

И очнулся, добрый малый простофиля,

У себя на сеновале в чем родили.

Песня «Отберите орден у Насера» была посвящена событию вручения Звезды Героя Советского Союза президенту Египта Насеру и маршалу Египта Амеру (май 19864 г) все тем же нашим советским лидером Н.С.Хрущевым. Подобное беззастенчивое разбазаривание знаков национальной гордости вызвало у простых советских людей, к которым относился и Высоцкий, чувство глубокого недоумения и горечи.

Потеряю истинную веру –

Больно мне за наш СССР

Отберите орден у Насеру –

Не подходит к ордену Насер!

Далее, уже через политический портрет этого «доброго простофили»

Можно даже крыть с трибуны матом,

Раздавать подарки вкривь и вкось,

Называть Насера нашим братом

Но давать Героя – это брось!

Владимир Семенович заканчивает песню, выражая неоспоримое мнение 200-миллионного советского народа.

Почему нет золота в стране?

Раздарили, гады, раздарили!

Лучше бы давали на войне, -

А Насеры после б нас простили.

Песня слишком смелая по тем временам, за исполнение которой (да за одно обращение «гады») к автору могли бы применить самые устрашающие меры. Но Н.С.Хрущева с поста сместили, и песня оказалась, как нельзя к месту, одной из посредниц разоблачения культа личности.

Некой видимостью чувства боязни к власти придержавшим продиктовано написание Высоцким песен «китайского цикла»: «В Пекине очень мрачная погода (1963 г.).» Мао-Цзедун – большой шалун (1964 г.), «Возле города Пекина (1965 г.), «Как-то раз цитаты Мао прочитав (1965 г.). Эта видимость, вуаль, является следствием объяснимого пожелания быть привлеченным к ответственности не за «аморалку», а по политическим мотивам.

Мы сами знаем, где у нас чего,

Так наш ЦК писал в письме открытом, -

Мы одобряем линию его!

Но уже в 1966 году мы читаем у Высоцкого горькие размышления о новом правительстве.

И если б наша власть была

Для нас для всех понятная…

А нынче жизнь проклятая.

Эпоха всеобщего «одобрямса» успешно продолжалась и при новом Генсеке Л.И.Брежневе. А голос Высоцкого все громче вырывался, выплескивался в наши умы и души:

Подымайте руки,

В урны суйте

Бюллетени, даже не читав,

Помереть от скуки

Голосуйте,

Только, чур, меня не приплюсуйте,

Я не разделяю ваш устав!

Назревающая реабилитация Иосифа Сталина главными партийными идеологами брежневского руководства в 1968 году послужила темой для создания «Баньки по белому». В ней уже Высоцкий (в отличие песни о человеке и мангустах) ведет речь о видных политических деятелях без намеков и символов, хотя тоже с философическим уклоном. Этот уклон оригинален тем, что нетривиальные мысли вкладываются – и при том весьма естественно – в уста «простых персонажей». Рассказчик с профилем Сталина, наколкой «на левой груди» исповедуется нам:

Застучали мне мысли под темечком,

Получилось – я зря им клеймен, -

И хлещу я березовым веничком

По наследию мрачных времен.

Вроде бы оценка «вождя всех времен и народов» не очень уж радикальна. Но за сдержанностью ее – глубина работающей «под темечком» мысли, понимание того, что «наследие мрачных времен» очень крепко сидит во всей нашей социальной системе, что вывести его гораздо труднее, чем наколку с профилем.

Гораздо позднее, уже персонаж песни «Летела жизнь» (1978 год) – в полном единстве с автором – оценивает Сталина и его соратников с поистине вселенским сарказмом:

А те, кто нас на подвиги подбили

Давно лежат и корчатся в гробу, -

Их всех свезли туда в автомобиле,

А самый главный вылетел в трубу.

2. Отражение эпохи в песнях.

а) Дворовые песни.

Но начнём с самого начала. Первые свои песни Володя писал для своих близких друзей в жанре «городского романса». Эти песни являлись отражением того времени, ведь 40-50 годы – это время сталинских репрессий, время войны и разрухи, голода и холода, нищеты, но всё-таки большой веры в настоящее и лучшее будущее. Дань и память сталинским репрессиям Высоцкий отдаст позже в песне «Банька по-белому», а пока большое количество заключённых и освободившихся из тюрем не могли не создать свой собственный песенный жанр – «Блатная песня», которого и придерживался в своих первых песнях Володя Высоцкий. Они были написаны по услышанным рассказам бывших заключённых, да и просто огромный талант поэта позволил ему где-то домыслить, где-то представить, как могло всё быть, как есть на самом деле. Героями этих песен были люди, так или иначе нарушавшие закон: домушники, щипочи, рецидивисты, шулера. Эти песни написаны с юношеским задором и огромным юмором. В песнях Высоцкий не превозносил блатную жизнь, не восхищался ей, а просто показал, что она существует, что её породила сама система. За блатной оболочкой прослеживаются темы дружбы и продажности, любви, сострадания к этим людям, зачастую маленькие факты автобиографии:

«Я рос как вся дворовая шпана

Мы пили водку, пели песни ночью…»

или

«Я вырос в Ленинградскую блокаду,

Но я тогда не пил и не гулял

Я видел, как горят огнём Бадаевские склады

В очередях за хлебушком стоял»

Эти первые песни исполнялись в узком кругу друзей, вечером на кухне, но благодаря началу магнитофонной эры быстро вышли за его пределы и разлетелись по всей стране. Они и проложили дорогу тогда ещё молодому, но очень талантливому поэту.

Эти песни были бесхитростны, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, его любовь к друзьям, к женщине, к близким людям. Потом, конечно, все это немного изменилось, усложнилось, но суть осталась.

Первую свою запись Владимир Высоцкий сделал во Франции. Поражало и необычайно красивое, музыкальное сопровождение. Еще бы! Два лучших гитариста Франции помогли записать эту пластинку!

Одна из первых песен была написана в Санкт-Петербурге в 1961 году. Сюжетом послужила реальная картина, взятая из жизни. Высоцкий ехал в автобусе и случайно увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди ярко вырисовывалась татуировка. Внизу было написано: «Люба, я тебя не забуду!» Так и появилась песня «Татуировка». Только вместо Любы Высоцкий для рифмы поставил «Валя»:

Не делили мы тебя и не ласкали,

А что любили - так это позади,

-Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,

А Леша выколол твой образ на груди.

В песнях Высоцкого было извечное стремление человека к свободе, надежда на то, что его будут помнить, любить и ждать. Вспомним хотя бы песню «За меня невеста отрыдает честно...» Это - о друзьях!

За меня невеста отрыдает честно,

За меня ребята отдадут долги,

За меня другие отпоют все песни,

И, быть может, выпьют, за меня враги.

Поэт задыхается в четырех стенах:

Мне нельзя на волю - не имею права,

-Можно лишь - от двери до стены.

Мне нельзя налево, мне нельзя направо

-Можно только неба кусок, можно только сны.

Владимир Высоцкий жил для своих друзей и старался писать для них, даже ушедших из жизни.

«Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя я много писал о тюрьмах и заключенных. Мы, дети военных лет, выросли все во дворах. И, конечно, эта тема мимо нас пройти не могла, просто для меня в тот период это был наиболее понятный вид страдания - человек, лишенный свободы, своих близких и друзей. Возможно, из-за этого я так много об этом писал, а вовсе не только о тюрьмах. Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении в поисках ударного слова, строчки» - рассказывал Владимир Высоцкий.

Творчество Высоцкого сложно, неоднозначно и многогранно.

б) Песни о дружбе.

Отражение эпохи, в которой жил В.С.Высоцкий, мы замечаем и в песнях, и в стихах о дружбе.

Вообще тема дружбы занимает важное место в творчестве поэта. В этих произведениях отражается близкое окружение Высоцкого, его друзья, знакомые. Автор ценит дружескую преданность и верность. Настоящим другом и братом может считаться лишь тот, кто прошел с тобой сквозь все преграды и испытания и не бросил:

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял - хмельной,

Значит, как на себя самого

Положись на него!

Сам Высоцкий, как никто другой, умел дружить и верил в настоящую дружбу и в правила честной игры. Он любил общаться с людьми, они всегда его интересовали и этим он сам был интересен им. В своих отношениях с людьми Владимир Высоцкий умел держаться как-то по-особому, непринужденно и просто, поэтому уже при первом знакомстве, каждый мог считать себя его давним близким другом. Он был очень обаятельным человеком, что вызывало у окружающих большую симпатию. Высоцкий с удивительной щедростью раздавал друзьям и случайным знакомым вещи и деньги. Если у него появлялись хорошие вещи, он непременно дарил что-нибудь близким и следил, чтобы они обязательно это носили.

По-доброму, относясь к людям, Высоцкий мог весело шутить над недостатками людей, их убожеством мыслей и желаний («Разговор у телевизора»). Но смех этот рождал слезы и глубокие раздумья о бедности и несовершенстве нашей жизни

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

Может кто-то когда-то поставит свечу

Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

И веселый манер, на котором шучу.

Вот таким остался Высоцкий в памяти тех, кто имел счастье его видеть и слышать - свободным, веселым, трагическим, совестью времени и на все времена.

в) Песни о горах.

Следующий этап творчества В.С. Высоцкого наступает с момента поступления в Московский театр драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой смерти. Играя в театре, Высоцкий начинает писать песни для спектаклей, а так же для кинофильмов. Очень часто песни созданные им оказывались как бы на несколько размеров больше самого спектакля или фильма. И каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя сцену и экран.

Одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму «Вертикаль». Был такой вроде бы не плохой фильм. Был и прошёл. А песни написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Для альпинистов они стали как бы гимном. Строчки из этих песен выбивали на могилах погибших альпинистов их друзья.

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так

Если сразу не разберёшь

Плох он или хорош…

Эти песни пронизаны героизмом тех людей, которые занимаются этим опасным видом спорта. Но опять таки это только оболочка, за которой видна главная тема - дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и ни когда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого. Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю». Высоцкий на своих выступлениях часто говорил, что ему нравится писать, когда что-то происходит, маленькие происшествия из жизни и не любит писать, когда люди сидят, едят, смотрят телевизор, т.е. ни чего не делают. Хотя и это он часто высмеивал в своих шуточных песнях.

После «Вертикали» в народ ушли такие замечательные песни: «Скалолазка», «Песня о друге», «Прощание с горами». Песни, которые давали толчок к покорению новых жизненных вершин.

Так оставьте ненужные споры –

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы

На которых ещё не бывал.

Мотив мужества - сквозной в его песнях. Лишь тот может называться настоящим человеком, кто мужественно, честно и достойно, не отступая, сумеет пройти путь до конца, каким бы трудным он не был. И если ты ощущаешь кратковременность своего пребывания на земле, то нужно жить на пределе человеческих сил:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,

Умоляю вас вскачь не лететь.

Что за кони мне попались привередливые.

Коль пожить не успею, так хоть бы допеть.

Я коней напою, я куплет допою,

Хоть мгновенье еще постою - на краю-у-у...

Так он пел о себе, пророча свою судьбу, и так же пел об альпинистах, летчиках, моряках людях мужественных профессий, вкладывая в понятие «мужество» не только волю «пройти четыре четверти пути» по канату («Канатоходец»):

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон - упадет, пропадет!

Чуть левее наклон - все равно не спасти!

Но - замрите! Ему остается пройти

Не больше четверти пути…

В песнях об альпинистах Высоцкий рассуждает, о верности друзьям, необходимости сохранить честь и достоинство человека, настоящего мужчины:

Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк

И молимся, чтобы страховка не подвела

(«Вершина»)

Пожалуй, именно в горах человек подвергается наибольшей опасности и риску. Именно там испытывается его дух и тело. Нельзя выразить ощущения альпинистов лучше, чем это сделал Владимир Высоцкий. Автор сам необычайно любил горы. Они стали для него живыми существами, олицетворением вечности и силы:

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины.

Но они с тебя не сводят глаз,

Будто тебе покой обещан,

Предостерегая каждый раз

Камнепадом и оскалом трещин.

Горы дали Высоцкому то, что требовал его характер - риск, величайшее наслаждение от покорения вершины:

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!

И от напряжения колени дрожат,

И сердце к вершине готово бежать из груди

Весь мир на ладони - ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим - у которых вершина еще впереди.

(«Вершина»)

И Высоцкий утверждал, что для него «лучше гор могут быть только горы». Тема всех песен Владимира Высоцкого - жизнь - А так как жизнь всегда отождествляется с Землей, поэт говорит следующее:

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушины,

Ведь Земля - это наша душа,

-Сапогами не вытоптать душу!

Кто поверил, что Землю сожгли?!

Нет, она затаилась на время...

Стихи и песни Высоцкого рьяно и самозабвенно служили решению злободневных социальных и художественных задач, вместе с тем они достигали глубин человеческой нравственности и поднимали оттуда на поверхность для раздумий и волнений те вопросы, которые издревле считаются общечеловеческими, вечными. Трудно назвать хоть какую-нибудь из фундаментальных ценностей и праценностей человека, которая не нашла бы достойного, чистого выражения в песнях Высоцкого.

г) Песни о войне.

Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того – не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы

Все судьбы в единую слиты.

У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди по крепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Песни Володи Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Такие не подведут. И опять таки это возможность для актёра примерить и сыграть новые роли, побывать на месте того человека из тех времён и окунуться в события тех лет. Высоцкому это удалось. Удалось на славу.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые

На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.

В военных песнях Высоцкий ставит себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг или обычного новобранца. Автор настолько ярко описывает события, что у слушателя невольно создается картина происходящего:

Два провода голых, зубами скрипя, защищаю,

Восхода не видел, но понял: вот-вот взойдет!

(«Черные Бушлаты»)

Высоцкий глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. И поэтому появились такие строки:

На братских могилах не ставят крестов

Но разве от этого легче?!

(«Братские могилы»)

На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу - придет другой.

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

А сыновья уходят в бой.

(«Сыновья уходят в бой»)

Тема войны у Высоцкого - это, прежде всего тема памяти о павших. Ни в одной роли, ни в одной своей песне он не стенает и не всхлипывает над солдатской могилой. У него гибель на войне - это запредельное усилие отстоять правду, добро. В песнях Высоцкого смерть уходит не на покой - смертью оживают:

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые.

О войне Высоцкий писал правдивые стихи и правдиво играл. На удивление конкретно, материально, пластично, так, как будто знал на ощупь, кожей. В его стихах сражаются летчики, моряки, десантники, пехотинцы. В эти стихотворения вкраплены реалии, специфические для разных родов войск, характерные словечки и выражения. Брошенные поля спелых хлебов, окопы, пустынные деревни, горные ущелья, безымянные высотки, небо, госпитальная палата - «топография» смертельных схваток в этих песнях. Их сюжет - это сюжеты солдатской жизни: марш, подготовка к бою, сражение, погребение павших, ожидание писем. В песнях о войне есть и тема дома - верного, любящего, и дома предавшего, изменившего. Песни Высоцкого о войне не «воспоминания, посвященные «минувшим дням». Это нечто, живущее в человеке сегодня, как боль, глухая, но готовая в любой момент вспыхнуть. Песнями о Войне Владимир Семенович выполнял свой долг поэта. - Я не воевал, - скажет он чуть застенчиво перед самой первой песней о войне, - но война - такая громадная беда, покрывшая нашу страну. Надо петь, надо...

И он пел. Его песни написаны с ясным осознанием чувства долга перед теми, которых нет и которые погибли ради нас. «Штрафные батальоны», «Высота», «Братские могилы», «Падали звезды», «Павшие бойцы» - песни сродни осмысливанию и написанию очевидцами и участниками Великой Отечественной. «Будто всю войну прошагал!». Эти прозвучали в кинофильме «Вертикаль», «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами», «Точка отсчета».

Война - это та ситуация, которая требует от человека напряжения всех духовных и физических сил, которая требует мужества.

Удивительное проникновение в дух военной поры у человека, который знает войну по воспоминаниям раннего детства, да по рассказам отца, прошедшего всю войну «от звонка до звонка», да по книгам:

Если, путь, прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, -

Значит, нужные ты книги в детстве читал!

Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать участия в боях.

Я кругом и навечно виноват перед теми

С кем сегодня встречаться почёл бы за честь

Но хотя мы живыми до конца долетели

Жмёт нас память и мучает совесть

У кого, у кого она есть

Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм, но ни у кого не получится докопаться и показать её с таких неожиданных сторон, как мог это сделать Владимир Семёнович Высоцкий.

Заключение.

В заключении хочется сказать, что интерес к творчеству Высоцкого, к сожалению, ослаб; даже те, кто переписывал заезженные низкокачественные кассеты и с боем прорывался на концерты в 70-х, ныне редко включают его записи. Молодежь же, как ни грустно, не интересуется Высоцким практически совсем. Вот и бывшая жена поэта, мать его сыновей Людмила Абрамова недавно сказала, что если бы сегодня Владимир Семенович был жив, то не имел бы такой популярности, как в 70 - 80-е годы. Что же случилось? Почему мы научились обходиться без его песен, еще вчера не смолкавших в каждом доме? Попробуем разобраться.

ВО-ПЕРВЫХ, интерес к Высоцкому снизили, изрядно "перекормив" им в начале перестройки. Передачи и статьи о нем тогда постоянно сменяли одна другую. В спешке творчество великого барда, как мне кажется, упростили, сделав акцент на гражданственность и социальность его поэзии и оставив в тени образность, лиризм и т. п. Согласитесь - многими Высоцкий воспринимается больше как гражданин, нежели как поэт. А ведь был именно Поэт - только звучащий, как требовало время. Рифмованной публицистики, как у Евгения Евтушенко, у него не найти - только образы, интонации, "второе дно". Это легко обнаружить, прослушав хоть пару песен. Но, увы, молодое поколение их не слушает, заучив, что Высоцкий - это "социум, трибун, совесть эпохи", а кому это сегодня интересно?! Получилось, как в стихотворении "Памятник":

Саван сдернули - как я обужен, -
Нате смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!

Некоторые считают, что Высоцкий перестал быть современным, оставшись для нынешнего слушателя не более чем хроникером той эпохи - эпохи "товарищей ученых", убирающих картошку, и микрофонов, усиливавших ложь. Отнюдь! Достаточно перелистать страницы любого сборника, дабы понять, что это не так. Девять десятых того, что жгло и беспокоило его тогда, актуально и сейчас. Давайте хотя бы бегло пробежимся по памятным строкам:

Им снова объяснил администратор:
"Я вас прошу, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, -
Ведь это ж делегаты,
А вы, прошу прощенья,
Кто такие?"

Разве не про нас? Или вот:

На судне бунт, над нами чайки реют!
Вчера из-за дублонов золотых
Двух негодяев вздернули на реях,
Но мало - нужно было четверых.

И, наконец, жесткий, трагически предугаданный портрет нашего нынешнего времени:

Пожары над страной
Все выше, жарче, веселей...
... Еще не видел свет
Подобного аллюра -
Копыта били дробь,
Трезвонила капель.
Помешанная на крови
Слепая пуля-дура
Прозрела, поумнела вдруг -
И чаще била в цель.

Кто из нынешних стихотворцев написал что-либо подобное, кто выразил всю боль девяностых посредством художественных образов? Имена на ум не приходят. Да и публицисты, в общем-то, угомонились... Нет Высоцкого для нашего времени.

ВПРОЧЕМ, не только в социальной остроте дело. Песни Высоцкого - отражение нашего менталитета, менталитета русского человека конца столетия. Он мало изменился за последние двадцать лет. Все ведь то же - и зависть к богатому соседу ("У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает"), и привычка двигаться чужой колеей ("И доеду туда, куда все"), и болезненная страсть к слухам. Самые жесткие, беспощадные слова - о нежелании знать о себе правду, нашем вечном конформизме, если хотите: "Я перед сильным лебезил, Пред злобным - гнулся... И сам себе я мерзок был - Но не проснулся". Кто поручится, что все это из себя выдавил и оставил в застойном вчера?

Почему так мало Высоцкого звучит по радио и телевидению? А по той же причине, что и раньше, - правда режет слух, в стране и так трудно и неспокойно, поэтому народ лучше убаюкать сладенькой глупенькой эстрадой. Как тогда. Но мы и сами не желаем раздражаться, вновь и вновь узнавая себя в портретах, написанных Мастером. И так, мол, время тяжелое. Лучше посмотрим мыльную оперу...

Есть, конечно, и другая причина. Нынешние руководители независимых телеканалов и радиостанций прекрасно образованны, эрудированны, демократичны, но воспитаны на другой культуре - рок-музыке, причем по большей части - западной. Ее образцами они в основном и делятся со зрителем и слушателем. Это неплохо, но хотелось бы пожелать не забывать и про миллионы людей, выросших на песнях Окуджавы, Высоцкого, Галича, Клячкина, Городницкого... Их умные стихи нужны сегодня не меньше, чем в застойные годы.

Словом, если мы стали сегодня меньше слушать Высоцкого, то это уж никак не его вина. Наша, и только наша. Куда-то мы, знать, заехали не туда. Не скатиться бы снова в дом, который "погружен во мрак", не оказаться обложенными со всех сторон красными флажками, как те волки из легендарной песни.

Приложение

Список используемой литературы:

1. Абрамова Л. Факты его биографии. М.: Россия молодая, 1991

2. Азаров А., Каримов И. Барды, кино, время. М.: Союз кинематографистов СССР, 1985

3. Андреев Ю. и Богославский И. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М.: Прогресс, 1989

4. Высоцкий В.С.: исследования и материалы. Издательство воронежского университета, 1990

5. Высоцкий В. Четыре четверти пути. М.: Физкультура и спорт, 1988.

6. Георгиев Л. Владимир Высоцкий, знакомый и незнакомый. М.: Искусство, 1989

7. Гузеева Н. Владимир Высоцкий. Поэт и актер. Укррекламфильм, 1989

8. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989

9. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. М., «Петит», 1992

10. Зайцев В.Н. Четыре эпохи в песне поэта. М.: Знание, 1990

11. Кулагин А.В. Четыре четверти пути. О творческой эволюции В.С. Высоцкого. Genus poe tarum. Сборник научных трудов. Коломна, 1995

12. Муллокандов Б. Владимир Высоцкий: быть! Журнал «Простор»,ок.1987.

13. Новиков В. В союзе писателей не состоял... Писатель В.Высоцкий. М., 1991

14. Раззаков Ф. Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. М.: Альтекст, 1994

15. Рязанов Э. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. М.: Советская Россия, 1989

16. Сафронов А.Н. Воспоминания Владимира Высоцкого. М.: Советская Россия, 1989

17. Сычёв Б.П. Сыновья уходят в бой. Авторская песня. «Литература в школе» №7,2005