Главная              Рефераты - Социология

Динамика конфликта - реферат

Динамика конфликта.

План работы.

Введение.

1. Предконфликтная ситуация.

2. Открытый конфликт.

3. Послеконфликтный период.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Многоотраслевая дисциплина конфликтология изучает причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения. Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. А предметом является совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта.

Конфликт, являясь одним из способов развития общества, представляет собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта – это и есть процесс его изменения. Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами:

1) начало;

2) развитие;

3) завершение.

К конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный и послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

• завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

1. Предконфликтнаяситуация

Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития обострения противоречий его вызывающих. Эти противоречия вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. По другому его называют латентным или инкубационным периодом конфликта.

Приведем пример. В научном учреждении намечается сокращение штатов. Многие сотрудники, особенно пенсионного возраста, могут подпасть под «сокращение». Пока конкретно вопрос о ликвидации тех или иных должностей не решен, и потому говорить о возникновении самого конфликта преждевременно. Но предмет возможных разногласий уже существует, в коллективе явно возникла напряженность, которая может вызвать последующие действия участников.

Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Само осознание причин конфликта может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. При неадекватном осознании причин конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. /1/

Такое неадекватное осознание, как правило, имеет двоякого рода последствия:

Адекватное осознание и оценка объективной конфликтной ситуации является важнейшим условием оптимального ее разрешения, выступает эффективным способом предотвращения возможного открытого конфликтного противоборства. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта. В этой ситуации субъекты конфликта предпринимают попытки разрешения объективных противоречий неконфликтными способами./3/

Таким образом, предконфликтная ситуация – это предтеча конфликта. Его еще нет, если действует только одна сторона или участниками проводятся лишь мысленные операции (планирование поведения, обдумывание, прогнозирование развития конфликта).

2. Открытый конфликт.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать, они мешают нормальному взаимодействию сторон, которые превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъек­тов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе мате­риальные, финансовые, политические, информационные, админис­тративные и другие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволен­ные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и техноло­гии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом». /1/

Достаточно вспомнить Оранжевую революцию в Украине в 2004 году и противоборство сторонников власти и оппозиции, которые вылили грязь на кандидатов в президенты в зависимости от того к какому лагерю они принадлежали и чьи интересы выражали.

Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет пусковой крючок» и стороныперейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг друга.

Для открытой стадии характерно:

1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д.).

2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход. В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения. /5, с. 35-40/

Такова общая характеристика второго этапа развития конфлик­та. Однако и внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью на­пряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1) ин­цидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта.

Инцидент.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в резуль­тате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противо­борство сторон. Инцидент — первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. /2/

Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, поводом для развязывания Грузией вооруженного конфликта в Южной Осетии летом 2008 года были якобы ответ на нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии и «наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». А массированный артиллерийский обстрел грузинскими войсками столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов в ночь с 7 на 8 августа 2008 г – это уже не повод, а начало вооруженного конфликта.

Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объеме, они окончательно не определились, до какой грани в противоборстве смогут дойти. С одной стороны, эта неопределенность сил и ресурсов выступает важным фактором сдерживания развития конфликта на данном этапе. С другой стороны, она же способствует его дальнейшему развитию. Если обе стороны имели четкое представление о своих потенциалах, ресурсах, силах и средствах, то многие конфликты были бы предотвращены или разрешены в кратчайшие сроки. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника всей своей мощью. Инцидент был бы исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой – довлеет страх неизвестности ее конечного исхода. /3/

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой ста­дии являются: «разведка», сбор информации об истинных возмож­ностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте про­тивоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к комп­ромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следу­ют второй, третий и т. д. /1/

Эскалация конфликта.

Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание). Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участника­ми и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только так: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ре­сурсов: материальных, политических, финансовых, информацион­ных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо пере­говоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно боль­ший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться пер­воначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частно­сти, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Раз­витие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Можно выделить девять основных признаков эскалации конфликта:

1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.

2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует:

* недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

* возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

* негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);

*отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

* представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);

* деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

* отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

6) демонстрацию силы и угрозу ее применения

7) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.

8) потеря первоначального предмета разногласий

9) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

10) может иметь место увеличение числа участников. /4/

Остановимся на некоторых характеристиках более подробно.

Создание образа врага.

Это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ран­ней стадии и окончательно складывается в период эскалации. Внутреннее единство группы будет укрепляться, если на идеологическом уровне создан и постоянноподдерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого сле­дует объединяться. Образ врага создает дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплоченности груп­пы, организации или общества. В этом случае их члены осознают, что они борются не только (и даже не столько) за свои собственные интересы, а за «правое дело», за страну, народ, за великую и выс­шую цель, являющуюся стержнем объединения группы. При нали­чии образа врага предмет противостояния приобретает, таким обра­зом, внеличностный, объективный характер.

Таким образом, в межгрупповом конфликте его участники для поддержания и укрепления сплоченности группы стремятся к иде­ологическому и социально-психологическому оформлению образа врага. Этот враг в действительности может быть как реальным, так и мнимым, то есть он может быть придуман или искусственно сформирован для укрепления единства группы или общества. Об­раз врага может создаваться также для решения внутригрупповых противоречий и проблем. В этом случае его создание связано с поиском «козла отпущения» для оправдания провалов и ошибок во внутренней политике, в экономике и т.д. Известно, сколько «вра­гов народа» было разоблачено и уничтожено в 30-е годы и позже в нашей стране.

В связи со сказанным нельзя не согласиться с мнением А. Г. Здравомыслова, который связывает создание образа врага с созданием идеологического оформления конфликта:

«которое для каждого из его участников выступает в виде опреде­ленной суммы критериев, разделяющих весь социальный мир на своих и чужих, на тех, кто либо поддерживает, либо не поддержи­вает именно эту сторону. Силы нейтральные, настроенные при­миренчески, воспринимаются при этом как союзники противопо­ложной стороны».

Таким образом вступает в действие девиз «кто не с нами, тот против нас». И его применение всегда ожесточает борьбу. Не слу­чайно он наиболее часто используется, когда развитие конфликта достигает своего пика. После того как образ врага создан, логика и психология борьбы с ним становятся предельно ясными и четкими: «если враг не сдается, его уничтожают».

Но создание образа врага (как истинного, так и придуманного) является эффективным средством не только на самом высшем этапе развития конфликта — эскалации, Это средство часто принимается и на более ранних стадиях, когда становится уже ясно, что конф­ликт неизбежен. В этом случае оно используется для обработки общественного мнения, для того, чтобы показать и объяснить, кто «плохой», а кто «хороший». После этого гораздо легче развязать полномасштабный конфликт, что особенно важно, если речь идет о насилии, военных действиях.

Демонстрация силы и угроза ее применения.

Одна из сторон или оба оппонента конфликта в целях устрашения против­ника постоянно пытаются показать, что мощь и ресурсы одной сто­роны превосходят другую сторону. При этом каждый надеется, что такая его позиция приведет к капитуляции противника. Однако, как правило, «бряцание оружием» приводит к тому, что противник мобилизует собственные ресурсы, что ведет к дальнейшей эскала­ции конфликта. В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напря­женности, вражды и ненависти к противнику.

Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне, причем как во внутригрупповом, так и в межгрупповом конфликте. В международном конфликте также используются ультиматумы — требования одного государства к дру­гому, сопровождаемые угрозой разрыва дипломатических отноше­ний или применения вооруженной силы в случае их невыполнения

Понятно, что к ультиматуму может прибегать только та сторона, которая в каком-либо отношении сильнее другой. Поэтому обычно объявление ультиматума — это удел сильных. Хотя не всегда речь идет о физической или вообще материальной силе. Объявление го­лодовки в знак протеста против бесправия властей или администра­ции предприятия — это тоже ультиматум. И в этом случае и власть, и администрация часто идут на уступки перед лицом угрозы смерти человека и перед лицом угрозы обнаружить свою собственную жес­токость и античеловечность.

Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу ее при­менения является попытка защититься. Но, как известно, лучший способ защиты — нападение. И это действительно так, если мощь и ресурсы угрожающего противника намного не превышают или во­обще не превосходят силу того, кому угрожают. Поэтому угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликта.

Применение насилия.

Применение насилия — еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта. Насилие выступает наиболее жестким спо­собом подчинения одних другими. Это самый последний аргумент в споре и его применение свидетельствует о том, что наступила предель­ная стадия в эскалации конфликта, высшая фаза его развития.

Речь идет не только о физическом насилии. Имеются в виду самые различные его виды: экономическое, политическое, мораль­ное, психологическое и др. Если начальник в ответ на справедли­вую критику принуждает подчиненного уволиться «по собственно­му желанию», это тоже насилие. Если в средствах массовой инфор­мации изо дня в день пропагандируются разврат, убийства, жестокость — это тоже насилие над человеком, над его духовным миром, это духовное насилие, которое, однако, не менее одиозно, нежели физическое, хотя и более завуалировано.

И с этим связан еще одинмомент в понятии насилия. Оно может быть не только явным и прямым, проявляющимся в откры­той форме — убийство, нанесение физического или материального ущерба, хищение собственности и т.д. Насилие может выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные условия, ог­раничивающие права людей или создающие препятствия для утвер­жденияих законных интересов. Эта форма получиланазвание струк­турного насилия. Невыплата зарплаты в срок, невозможность пойти в отпуск хотя бы раз в год, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете критическую заметку на государственного чи­новника — все это примеры структурного насилия.

Насилие как высшая стадия эскалации конфликта проявляется не только в различных формах, но и видах. Оно может охватывать самые различные сферы человеческой деятельности (экономичес­кую, политическую, бытовую и т.д.) и уровни организации соци­альной системы (индивида, группу, общность, общество).

В связи с этим отметим, что одним из наиболее распространен­ных видов насилия сегодня является домашнее (семейное) насилие.

Тенденция к расширению и углублению конфликта.

Это еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Начавшись в одном месте, он начинает «расползаться», охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув, например, как сугубо производ­ственный деловой конфликт между двумя членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и иде­ологическую сферу, с межличностного уровня перейти на межгрупповой уровень и т.д.

Первая мировая война, начавшись как война между двумя коа­лициями держав (германо-австрийский блок и Антанта), переросла в войну, в которую было вовлечено 38 государств. Во Второй миро­вой войне участвовало 72 государства, хотя начиналась она также как война между двумя коалициями держав, объединяющих всего несколько стран. /1/.

Завершение конфликта.

Завершение конфликта – это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.

Конфликт может быть:

1. Исчерпан и разрешен примирением сторон.

2. Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением.

3. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны.

Способы завершения конф­ликта могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

• победоносным,

• компромиссным,

• пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

• мирным,

• насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

• конструктивным,

• деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

• полностью и коренным образом завершенным,

• отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Формами завершения конфликта могут быть:

• затухание (угасание) конфликта,

• устранение конфликта,

• перерастание конфликта в другой конфликт.

Следует отметить, что понятия завершение и разрешение конфликта не тождественно равны. Разрешение конфликта – то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

В целом для этой ситуации характерны следующие события:

1. Намечаются тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п.).

2. Имеют место эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.

3. Постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия. /5, с. 35-40/

3. Послеконфликтный период.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основныевиды напряжен­ности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конф­ликта приводит к миру и согласию. Случается и так,что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, произ­водным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнеде­ятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния.

Можно выделить две фазы послеконфликтного периода:

1. Частичное разрешение (нормализация) конфликта. Сохраняется эмоциональная напряженность в форме обоюдных обид, подозрительности и недоверия, переживаний, обусловленных понесенными потерями и неудачами. Осуществляется коррекция самооценок и притязаний, отношения к оппоненту. Обострение чувства вины, горечи. Отношения восстановлены, но обусловлены в большей степени функциональной зависимостью. При этом необходимо учитывать, что частичное разрешение конфликта, как правило, приводит к возникновению постконфликтного синдрома, выражающегося в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. При обострении противоречий постконфликтный синдром может стать источником нового конфликта, с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.
2. Полное разрешение (нормализация) конфликта. Наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Полное преодоление негативных установок. Продуктивное участие в совместной деятельности, полное восстановление предконфликтных отношений, выход на новый уровень конструктивного взаимодействия.
На этом этапе осуществляется реабилитация участников конфликта. Опыт мировых войн и локальных военных конфликтов свидетельствует о том, что в ней нуждается не только проигравшая сторона, но и победившая, и не в меньшей степени. /3/

Заключение.

Проанализировав динамику конфликта можно сделать следующие выводы.

Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации – такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами.

Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий. Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но не начаты взаимные действия сторон.

Для начала конфликта необходим инцидент и повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале открытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций противоборствующих сторон и взаимные действия.

В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта. Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его и соответствует его масштабам.

Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершается. Единой системы завершения не существует.

Библиографический список.

1.Библиотека Русского Гуманитарного Интернет Университета (РГИУ):

Конфликтология. Учебное пособие.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/16.aspx

2. Лигинчук Г.Г. Конфликтология. Учебный курс (учебно-методический комплекс):

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-004*page.htm

3. Психология on-line энциклопедия. Динамика конфликтов:

http://x-psychology.org.ru/etapy-razvitiya-konflikta/

4. Сайт конфликтология. Лекция функции и динамика конфликтов:

http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl4/gl4.htm

5. Цыбульская М.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2004.