Главная              Рефераты - Социология

Общественное мнение и управление - реферат

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональная переподготовка по направлению

«Государственное и муниципальное управление»

(с элементами дистанционного обучения), группа № 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Общественное мнение и управление»

Выполнил (а) слушатель Суркова Светлана Сергеевна группа № 2 _

E-mail: surkovas2007@rambler.ru

Проверил Попова Ирина Викторовна

Содержание

1. Введение

2. Общественное мнение и процессы управления в системе выборов Главы Макарьевского муниципального района

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Введение

Общественное мнение — понятие, на протяжении послед ­них десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. В процессе перестройки, вокруг него шли горячие споры: «существовало ли общественное мнение в стране в эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня?». Одни на эти вопросы отвечали положительно, другие отрицатель­но. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках евро­пейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумя различными смыслами: с одной стороны, это — по­литический институт, который устойчиво и эффективно участ­вует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой — это всего лишь совокупное суждение, разделяемое раз­личными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности.

Само выдви­жение лидерами перестройки лозунга «учиться демократии», помимо прочего, означает, что этой демократии в стране до сих пор еще не было, что народ был полностью отторгнут от реальных механизмов управления и должен был либо участвовать в унизительных маскарадах всеобщего одобре­ния, либо демонстрировать традиционное безмолвие.

Общественное мнение действует практически во всех сфе­рах жизни общества. Однако предметы его высказываний определяются рядом границ. В первую очередь это — естественные границы образования общественного мнения, которые оно никогда не может преступить и не преступает. Так, в качестве объекта высказываний общественности вы­ступают лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью и актуальностью.

О бщественное мнение и процессы управления в системе выборов Главы Макарьевского муниципального района

Таким образом, под общественным мнением мы понимаем особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или, наоборот, отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения людей.

Общественное мнение, существующее на уровне населения, как Макарьевского района в частности, так и всей страны в целом, по своей структуре неоднородно. В нем можно выделить несколько его качественных уровней с точки зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е. воздействия мнения на поступки его носителей. Оно включает мнение различных социальных групп и слоев. Общественное мнение выполняет несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства:

1. является одним из источников мотивации политических действий;

2. выражает отношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;

3. выполняет консультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическими силами страны и их организациями для выработки программ деятельности в различных областях;

4. при определенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределы деятельности классов, партий, отдельных политиков.

Возможности общественного мнения в этом плане определяются каналами его выхода и выражения, доступными в условиях конкретного государства. Такими каналами в принципе являются местные и общенациональные выборы, прямое участие масс в различных формах политической деятельности, опросы общественного мнения.

Одной из составляющих общественного мнения, а именно его субъективным компонентом, является образ ситуации, процесса, группы или отдельного человека, который свойственен данной группе. В этом смысле общественное мнение - более широкое понятие, поскольку связано с различными объективными процессами, прошлым опытом, предполагает формирование различного рода суждений, основанных на аналогиях с прошлыми событиями, существующими знаниями и опытом. Т.е. конкретный объект или ситуация, событие, являющееся объектом формирования общественного мнения, никогда не выступает изолированно, а дано во взаимодействии с другими объектами и процессами, с которыми он сравнивается, которые учитываются при его оценке и уже своим существованием влияют на него. Этот процесс можно сравнить с действием магнита, который, находясь в окружении различных предметов, начинает притягивать некоторые из них и который невозможно представить изолированно, поскольку теряется сама его сущность.

Образ же, напротив, всегда конкретен. Например, группа может иметь образ политического лидера как способного политика и обаятельного человека. В то же время ее общественным мнением может быть убеждение, что при изменении соотношения политических сил и обострении внутриполитической обстановки данный политический лидер Х не сможет удержать в руках ситуацию, в то время как политический лидер Y, более авторитарный по природе, будет более эффективен в подобной ситуации.

Итак, образ - это всегда образ конкретного человека, группы, процесса, события и т.д. Субъектом образа является отдельная личность. В социальной группе схожие образы могут возникать у ее членов как стихийно, так и благодаря специально индуцированным процессам. Интерпретация образа, прогнозирование дальнейших действий, оценка (неэмоциональная) группой означает формирование общественного мнения; (Надо иметь в виду, что носителем образа может выступать как индивид, так и группа, большая или малая. Носителем же общественного мнения является только большая социальная группа).

Например, предвыборная кампания Главы Макарьевского муниципального района строилась с учетом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе в конкретный исторический период. Однако целью кампании являлось создание желаемого для политика образа у населения района, который побудил бы людей поддержать его на выборах. В процессе нашей собственной практики политического консультирования мы нередко сталкивались с возражениями относительно этой позиции. Как правило, они сводились к следующим: "Я хорошо известен. Все прекрасно знают мои взгляды, и любой здравомыслящий человек поймет, что я представляю серьезную программу. Почему я должен что-то менять в себе? Я такой, какой есть".

Ни для кого не секрет, что у любого политического лидера есть свои последователи и противники, чья позиция на предстоящих выборах более или менее известна. Конечно, возможны ситуации, когда по какой-либо причине люди изменяют свою точку зрения вплоть до противоположной. Если мы обратимся, например, к истории выборов руководителей Макарьевского района, то увидим, что народ не всегда выбирает того кандидата, а, скорее всего, выбирает всегда не того кандидата, которого бы хотела видеть политическая элита региона.

Однако есть и третья группа населения, которая не придерживается никаких политических ориентации, но которая составляет основную часть электората. Если начало демократических реформ у нас в стране повлекло за собой бурный рост политической активности населения, которая проявлялась в массовом электоральном поведении, активной поддержке (или, наоборот, оппозиции) различных политических течений, участии в массовых политических митингах и демонстрациях, то нынешняя ситуация в Костромской области в целом, да и в Макарьевском районе конкретно, качественно отличается от предшествующей. Появившиеся экономические и социальные проблемы начинают вытеснять на задний план политические интересы людей. На смену сильной политизированности приходит политическая апатия населения. И это в первую очередь выражается в нежелании участвовать в выборах. Последние выборы Главы Макарьевского муниципального района показывают, что неудача Губернатора Костромской области привести к власти в районе своего человека (ставленника) объясняются, прежде всего, тем, что люди устали от борьбы, и нет мотивации для участия в электоральном процессе. Получилась ситуация когда люди выбирали Главу района не потому что, а вопреки.

Заключение

Итак, предвыборная кампания - это, по существу, борьба за голоса на выборах. И ее целью является привлечение на свою сторону людей.

На примере выборов Главы Макарьевского муниципального района мы рассмотрели пример того, как общественное мнение влияет на конечный политический результат.

Гражданское общество возникло лишь на определенном этапе человеческой цивилизации. Оно стало активно формироваться в тот конкретно-исторический период, когда человек в реальной жизни стал демонстрировать принципиально новые черты своего сознания и поведения, а общественное мнение – есть некий инструмент воздействия электората на изменение в общественно - политической, экономической, культурной и др. сферах его деятельности.

Список литературы

1. Выборы Главы Макарьевского района //Макарьевский вестник.- 2008. 14 октября – с.3.

2. Грушин Б.А. Общественное мнение в системе управления // Социс. 1998. №11.

3. Зинченко Р.П. Социология на службе управления // Социально-политический журнал. 1998. №3.

4. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М., 1998.