Главная              Рефераты - Социология

Одиночество как социальная проблема 2 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В РФ……………….......6
1.1. Природа одиночества...............................................................................................6
1.2. Генезис одиночества..............................................................................................10

ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА………....18

2.1 Социальная работа как институт общественных отношений. Основные функции социальной работы…………………………………………………………….....18

2.2 Пути преодоления одиночества………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................32

ГЛОССАРИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: человечество на протяжении всего существования сопровождает множество социальных проблем. Одной из социальных проблем и является проблема одиночества. Каждый из нас, так или иначе, ощущал на себе влияние этой проблемы, но не все задаются целью понять эту проблему. В настоящее время интерес к проблеме одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.

Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.[1]

Степень научной разработанности: проблема одиночества стоит в одном ряду с такими человеческими проблемами, как смысл существования и цель бытия.

Этой проблемой занимались такие ученые как: А. Камю, Д. Рисмен, К. Роджерс, Г.Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман, В. Франкл.[2]

Объект исследования – одиночество как социальное явление.

Предмет исследования – методы социальной работы, направленные на коррекцию проблемы одиночества.

Цель исследования – на основе анализа методов социальной работы, направленных на коррекцию проблемы одиночества, дать рекомендации, оптимизирующие социальную работу с клиентами, склонными к одиночеству.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать понятие «одиночество», как оно представлено в имеющихся библиографических источниках;

2) рассмотреть генезис одиночества, как неотъемлемую часть жизни человека, стремящегося к самосовершенствованию.

3) рассмотреть социальную работу как институт общественных отношений, исследование основных функций социальной работы;

4) систематизировать пути преодоления одиночества.

5) разработать рекомендации для коррекции проблемы одиночества.

Гипотеза исследования – решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности.

Метод исследования – сбор и анализ информации. Источниками информации послужили различные библиографические носители данных.

Положения, выносимые на защиту:

- сущность одиночества

- причины формирования одиночества

- применениефункций социальной работы для корректировки проблемы одиночества

- решение проблемы одиночества с помощью методов социальной работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В РФ

1.1. Природа одиночества

Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом. Так что же такое одиночество, и какова его особенность?

Анализ имеющихся источников показал, что единого ответа на этот вопрос не существует. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.

Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить:

1.Религиозный аспект;

2.Философский аспект;

3.Социально-психологический аспект;

4.Психоаналитический аспект, и т.д.[3]

Но необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество направлений, которые по-своему рассматривают данную проблему.

Наиболее просто проблема одиночества решается в религии. Здесь предлагается принять Бога, а Бог бессмертен, он всегда с Вами и всегда любит Вас, значит, Вы не можете быть одиноки.

Философский аспект затрагивает практически все стороны данного вопроса, но однозначного ответа на поставленный вопрос не даёт. Философия предлагает что-то вроде самовнушения, принятия определённой мировоззренческой позиции, которая по-своему помогает решать проблему одиночества.

Наибольший интерес для обсуждения представляют социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния психики конкретного человека и его отношения с обществом.

Сторонники социально-психологического подхода (Рисмен, Слейтер) возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе:

1.Ослабление связей в первичной группе;

2.Увеличение семейной и социальной мобильности;

3.Другие аналогичные факторы.[4]

Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к себе со стороны других, причем эта потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена и человек становится «одиноким в толпе».

Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями в детство.

Об этиологии одиночества писал Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.[5]

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Существуют так называемые «промежуточные» представления об одиночестве, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше аспектов данной проблемы. Так, например, человеко-центрированный подход (К. Роджерс), который сочетает в себе психоаналитический и социально-психологические подходы.

К. Роджерс считает, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его – феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».

Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина:

1. Первоначально общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество.

2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования.

3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества. Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество.

Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться.

Кроме того, очевиден тот факт, что проблема одиночества неразрывно связана с чувством страха, а именно, страхом остаться наедине с самим собой. Но возникает вопрос: «На самом ли деле одиночество является злом? Стоит ли вообще бороться с одиночеством или, быть может, проблема может быть решена другим образом?»

Итак, однозначного определения, что такое одиночество, нет. Оно может рассматриваться в двух основных смыслах: фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей; психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида.[6]

1.2. Генезис одиночества

Попробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется проблема одиночества.

Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) – это вопрос жизни и смерти.

Всем известны случаи, когда новорождённые дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители одной группы животных воспитывают детёнышей – представителей другой группы.

Получается, что природа предусмотрела на какой-то случай возможность выживания младенца в другой среде, отдельно от общества. То есть, для младенца проблема одиночества – это исключительно проблема фактического одиночества. Ему практически нет разницы, кто возле него присутствует для того, чтобы выжить. Но если рассмотреть проблему шире, то конечно же, воспитание нормального человека возможно только в обществе людей.

Далее, развиваясь, ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Он всё по-прежнему нуждается в присутствии возле него других людей, но проблема одиночества для него приобретает немного иную форму. У ребёнка появляется потребность проявлять себя для окружающих. То есть, ребёнок начинает требовать к себе внимание со стороны окружающих. И это естественно. В первую очередь эта потребность связана с поиском ответа на следующий философский вопрос, который не раз задавал себе каждый здравомыслящий человек: «А существую ли я на самом деле?». Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, и чем больше человек развивается, чем больше он познаёт, тем труднее ему ответить на него.

Но мышление ребёнка быстро находит ответ на вопрос о действительности его существования. Проявление жизни для него заключается в воздействии на окружающие его предметы и людей, а также в обратной реакции. То есть, если его замечают, значит, он существует.

Именно с этого момента, когда ребёнок начинает требовать не просто присутствия возле себя других людей, а именно человеческого внимания, общения, с этого момента на него начинает оказывать воздействие проблема психологического одиночества. И теперь от родителей и от педагогов зависит, как ребёнок дальше будет переживать проблему одиночества на протяжении всей своей жизни. То есть, речь идёт о правильном психологическом и социальном воспитании.

Чем человек старше, тем меньше он нуждается в физической поддержке окружающего его общества. Взрослый человек в состоянии выжить и отдельно от других (речь идёт о физическом выживании одного индивида). Но с уменьшением влияния проблемы фактического одиночества, влияние проблемы психологического одиночества остаётся, а при неправильном воспитании, влияние этой проблемы растёт.

Потребность доказывания собственного существования характерна для людей любого возраста. Действительно, если тебя не воспринимают окружающие – значит, тебя для них не существует, а значит, о твоём существовании никто не знает, то есть, тебя фактически нет.

Для того чтобы тебя заметили, можно сделать что-то оригинальное, например, изобрести велосипед и сказать всем: «Вот, смотрите, это я изобрёл, катайтесь и вспоминайте обо мне – я действительно существую». Но можно сделать что-то плохое, например, взорвать Эйфелеву башню, и тогда весь мир скажет: «Вот, смотрите – это он сделал, значит, он есть». Кроме этого, найдутся ученые, которые начнут изучать тебя и искать причины твоего поведения, а твоё имя обязательно попадёт в историю.

Как ни парадоксально, но второй вариант проявления собственного «Я» намного эффективнее. Твоё изобретение может вообще никому не понадобиться, а написанное стихотворение будет не востребовано обществом, а вот плохой поступок всегда оказывает своё определённое влияние на окружающих и его всегда заметят.

Но если говорить об основной массе людей, то многие находят иной выход. Они ничего не изобретают и ничего не ломают, они просто существуют, сливаясь с общей массой. Эти люди становятся частью какой-либо группы и живут по её законам. В каждой группе чётко расписаны роли для её участников, и именно через исполнение этих ролей человек проявляет своё существование. То есть, проблема психологического одиночества для него остаётся в стороне.

Есть и другой вариант поведения – отказ от общества (или от жизни), уединение. Это случается, когда человек не может найти понимание среди подобных. Его собственное «Я» противоречит общественному пониманию этого «Я» и его психика постепенно начинает разрушаться, чему способствуют постоянные конфликтные ситуации, постоянные проблемы и т.д. Выход один – уединиться (есть ещё один выход – суицид, алкоголь или наркотики, к которому также прибегают подобные люди). Уединяясь, человек начинает общаться с самим собой, с собственным «Я», которое теперь никем не порицается. Речь идёт не о физическом отстранении от людей, а о замыкании в собственном «Я», когда устанавливаются барьеры, наподобие: «Вы говорите, говорите, всё равно вы все плохие, а Я хороший». Хорошо, если это уединение связано хоть с какой-то неагрессивной религией (например, монашество), когда установлены правила и есть страх перед Богом за неправильное поведение. А вот если уединение происходит по собственным законам, или по законам, противоречащим общепринятым нормам, вот тогда уединение может привести к печальным последствиям как для самого уединившегося, так и для окружающих его людей.

Но жизнь не вечна и наступает момент, когда человек стареет, и сила начинает покидать его. Пожилой человек вновь начинает испытывать потребность в присутствии возле него других людей, то есть, проблема фактического одиночества вновь становится для него актуальной, так же, как и для младенца. Человек перестаёт работать и уходит на пенсию. Находясь на пенсии, человек получает государственное пенсионное обеспечение, что позволяет ему удовлетворять основные потребности в еде, тепле и т.д.

В пожилом возрасте особое влияние на человека оказывает проблема психологического одиночества. Человек перестаёт быть активным. Его не принимают многие группы, так как он не может уже играть ни одну из «ролей». У человека ухудшается память и интеллектуальные способности, следовательно, он не может проявить себя в плане полезности для общества.

Таким образом, проблема одиночества сопровождает человека на протяжении всей его жизни и каждый для себя решает эту проблему по-разному. Но необходимо отметить, что одиночество – это не только «зло». Одиночество – это та причина, которая заставляет человека жить и что-то делать. Страх остаться наедине с самим собой толкает человека на какие-то поступки, чтобы его заметили другие. Так стоит ли с ним (с одиночеством) бороться, если эта борьба иногда проявляется отрицательно как для самого человека, так и для общества (речь идёт о психологическом одиночестве)?

Ответ на этот вопрос уже давно известен человечеству. Если внимательно читать древние рукописи философского и религиозного содержания, то можно проследить мысль, которая содержит ответ на этот вопрос. Речь идёт о жизненном пути (стремлении) к чему-то светлому через познание самого себя в сопоставлении с чем-то божественным, высоким. Например, в христианстве даётся совет познать единственного Бога и жить в нём (с ним по его заветам).

Но что такое «божественные заветы»? Божественные законы (заветы), это ничто иное, как первые попытки человека установить в обществе определённые нормы поведения через страх перед наказанием свыше. Это своего рода Кодекс законов. Так, например, в Ветхом Завете подробно описываются правила жизни в еврейских общинах, вплоть до правил гигиены и правил ведения войны.

Очевидно, что в древней мысли о пути к Богу речь идёт о стремлении развития собственного «Я», которое не должно вступать в противоречие с законами общества (заветом Бога). Кроме того, это «Я» должно в конечном итоге приблизиться к Божественному «Я» и слиться с ним, то есть, стать универсальным. Но дело в том, что современные религиозные течения исходят из того, что Бог один, то есть, он одинок. Получается, что путь к совершенству – это путь к одиночеству?

Наверное – это так. Человек, развивая собственную личность, поднимаясь по социальной лестнице, в конечном итоге становится всё более одиноким. Конечно, его окружает всё больше людей – но это люди, которые зависят от него, то есть, находятся в подчинении, и их присутствие временное. Более того, некоторые из окружающих враждебно настроены.

Так что же, получается, необходимо смириться с одиночеством, как с неизбежным состоянием человека?

В какой-то степени это так. В некоторых литературных источниках просматривается интересная мысль о том, что человек по своей природе одинок. С одиночеством (психологическим) нет необходимости бороться, его необходимо принять. Одиночество – это естественное состояние полноценно-развитого человека (точнее будет сказать – личности), а не проблема, как оно в основном понимается. Если проблема физического одиночества – это вопрос жизни и смерти, то проблема психологического одиночества для конкретного человека разрешима через правильное воспитание и развитие.[7]

Что такое страх перед одиночеством? Страх перед одиночеством – это страх потери тех благ, которые даёт общество или определённая группа. То есть, конкретный индивид подчиняется определённой группе, которая взамен даёт ему необходимые для существования блага (заработная плата и т.п.). Взамен человек вынужден действовать по законам этой группы, иначе он будет исключён и потеряет получаемые блага.

Но может быть и другой исход. Например, человек является носителем уникальных способностей, благодаря которым конкретная группа получает своё развитие (например, доходы фирмы благодаря способностям работника остаются на высоком уровне, а его увольнение приведёт к снижению доходов и распаду группы). В этом случае сама группа будет бояться потерять индивида. И, конечно же, сам индивид не будет испытывать страх остаться вне группы, так как его уникальные способности будут востребованы в любой другой группе (например, фирме-конкуренте).

Но существующие группы держатся на ограниченном числе лидеров (элита), которые используют других членов группы для удовлетворения личных потребностей. Речь идёт именно об использовании, так как другие участники группы понимают свою ограниченность, и страх быть исключёнными из группы заставляет поступать их в соответствии с требованиями этих лидеров. Всё это ведёт к формированию психозов и к постоянному чувству одиночества собственного «Я».

Необходимо развивать личность, которая будет нужна обществу, и тогда отношения внутри группы будут строиться исключительно на сотрудничестве. То есть, страх потери должен быть обоюдным. Человек должен понимать, что без группы он не сможет реализовать свою индивидуальность, а группа должна понимать, что без этого человека с его индивидуальными способностями, она не сможет достичь своей главной цели.

Одиночество для полноценно развитой личности, обладающей определёнными знаниями и умениями, проявляется иначе. В данном случае человек должен осознать, что он действительно одинок. Но это уже другое одиночество. Это одиночество, к которому он шёл всю свою жизнь. Это одиночество очень близко к такому понятию, как индивидуальность. У него нет необходимости сливаться с общей массой, так как он индивидуален, и он может существовать только «над». Такие люди занимают управляющие позиции в обществе и формируют элиту.

Человек, который стремится убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство – чувство покинутости. Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами (даже если это муж и жена). Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства нет.

Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.[8]

Одиночество – это не индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость – вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества. [9]

Таким образом, проблема одиночества – это, прежде всего проблема не правильного психологического и социального воспитания. В настоящее время существующие школьные программы делают «ставку» на более точные и необходимые (по мнению некоторых) науки. И даже если в школе существует курс социологии или психологии, то его преподавание представляется для детей чем-то скучным и не нужным. То есть, школьная программа психологического и социального воспитания детей не предназначена для их восприятия.

Формальный подход к проблеме приводит к тому, что подростки остаются один на один с проблемой одиночества и не могут понять и осознать эту проблему. Всё это в результате сказывается на их дальнейшем развитии и на отношениях с окружающим обществом. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы, но эти ответы они ищут не в школьных учебниках. И получается, что психологическое и социальное воспитание каждый подросток получает самостоятельно.

Но где гарантия, что источником познания для подростка будет общепринятая, а не какая-нибудь экстремистская литература? А гарантии нет никакой, даже наоборот, есть множество примеров развития в современной России различных экстремистки настроенных молодёжных группировок с фашистской или иной ориентацией, а также сект сатанистов и других сект агрессивной направленности.

Итак, человек совершенно одинок, и это необходимо понимать. Как только человек начинает осознавать это, он становится одиноким. И чем выше развито сознание и мышление человека, тем глубже осознание одиночества. Поэтому не надо убегать от этого факта. Весь процесс эволюции стремится к одиночеству, то есть, к развитию индивидуальностей, которые должны находиться в постоянном сотрудничестве, а не в подчинении. Только сотрудничество позволит исключить противоречия между истинным «Я» и пониманием этого «Я» окружающими.

В заключении отметим, что проблема одиночества действительно является социальной проблемой, которую должно решать всё общество, а не каждый индивид в отдельности. А решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности, в частности, воспитании правильного понимания сущности одиночества. Осознавая проблему, человек не будет искать не правильные пути её решения. [10]

ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этого понятия. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.[11]

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Основными функциями социальной работы являются:

1. Социальная помощь;

2. Социальная коррекция;

3. Социальная терапия;

4. Социальная реабилитация.[12]

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связана она, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус.

Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств деятельности социального объекта, на формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений с окружающим миром. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса является приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.

Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями, и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении.

Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей.

Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностноориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменения отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания способности видеть положительное во всем и опираться на него.[13]

Социальная терапия тесно связана с социальной коррекцией. Исходя из начального смысла слова «терапия», что означает уход, забота, лечение, следует, что термин «социальная терапия» означает целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

Процесс практического воздействия – это процесс, предполагающий изменение в лучшую сторону, или процесс лечения. Каким же образом можно лечить социальные болезни?

Характер и содержание мер социально-экономического и организационно-воспитательного воздействия определяются спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.

Решение социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, не его поведение, не его деятельность, на его психику. Это объясняет, какую важную роль в социальной терапии играют методы психотерапевтического воздействия.

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека. В научной литературе принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения и более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотерапевтических факторов и т.п.

Психотерапия давно уже вышла за пределы клинического лечения. Она применяется в работе кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

Главное в работе психотерапевта – стремление раскрыть перед клиентом его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий, таких как:

- выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;

- нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии. Они должны применяться своевременно, с учетом механизма, психики и диагностики заболевания, самостоятельно или в комбинации, сменяя, дополняя, или усиливая друг друга;

- психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;

- даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.[14]

Важной функцией социальной работы является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества. Цель социальной реабилитации – создание жизненного пространства, в котором человек смог бы включиться в социальные отношения, приобрести собственный опыт трудовой деятельности.

Важное место в социальной работе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений.

Наконец, еще одно важнейшее место в социальной работе занимает сам социальный работник (соционом). Это одна из ключевых, фундаментальных фигур социальной работы. Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Подводя итоги, следует сказать, что социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. К основным функциям социальной работы относятся: социальная помощь, социальная коррекция, социальная терапия, социальная реабилитация, призванные удовлетворить потребности клиента.

2.2 Пути преодоления одиночества

Исследование сущности одиночества, проведённое в первой главе, позволило определить, что проблема одиночества имеет две основные формы:

1. Проблема фактического одиночества, которая свойственна детям и беспомощным людям, нуждающимся в постоянном уходе;

2. Проблема психологического одиночества, которая сопровождает человека на протяжении всего его разумного существования.

Решение проблемы фактического одиночества предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь. Здесь важно обеспечить физическое присутствие социального работника возле фактически одинокого человека.

Важное место в решении проблемы фактического одиночества занимает система государственных мер, к которым можно отнести:

1. Адресная социальная помощь;

2. Создание специальных заведений с пребыванием нуждающихся в постоянном уходе, таких как детские дома, хосписы, лепрозории, дома престарелых и т.п.;

3. Обеспечение пенсионного обеспечения или выплаты пособий;

4. Организация системы социальных гарантий и т.д.[15]

Адресная социальная помощь – система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются государством с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:

1. Денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг; дотацию на оплату питания и лечения; льготные кредиты;

2. Натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;

3. Гуманитарную помощь;

4. Услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с «лежачими» больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан. [16]

Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. Одним из критериев адресной социальной помощи является одиночество и неспособность к самообслуживанию.

Особое место в социальной поддержке людей, для которых проблема фактического одиночества является вопросом жизни и смерти, занимает создание специализированных учреждений. Например, одним из таких специализированных учреждений является хоспис.

Хоспис – социальная служба, специалисты которой, зная, что дни больного сочтены, стремятся облегчить его физические и душевные страдания. У родственников и медиков возникают такие проблемы, как: уход за больными, обслуживание, дефицит квалифицированного среднего и младшего персонала, нехватка транспорта, обезболивающих средств и т.д. К этому добавляются еще и психологические проблемы: что и как говорить безнадежно больному о его состоянии. В связи с этим одна из важных задач Xосписа – снять боль, страх, депрессию.

Учреждения хосписного типа существуют во многих странах. Имея общие черты, они, тем не менее, обладают определенной спецификой. Первый хоспис современного типа был создан в 1967 г. доктором Сесилией Сондерс в Англии. В настоящее время в Англии сформирована общенациональная сеть хосписов. В Америке в 1370-е гг. хосписное движение ориентировалось на уход за больными на дому. В 1980-е гг. сформировалось более 1000 программ хосписной помощи. Многие из них объединяют наряду с профессионалами и добровольцев. В 1382 г. в США был принят федеральный закон, предусматривающий возмещение расходов на хосписную помощь пожилым людям.

В России первый хоспис был создан в Ленинграде в 1980-е гг. при участии Виктора Зорза. Его дочь Джейн в 25 лет заболела раком и через 5 месяцев умерла. Родители Джейн не смогли сами помочь дочери. Они нашли хоспис, в котором помогли облегчить ее страдания, поддержали морально. Она умерла спокойно. После ее смерти Розмари и Виктор Зорз написали книгу – «Путь к смерти. Жить до конца», в которой рассказали, как персонал хосписа помогает безнадежно больному и его семье встретить смерть с наименьшими страданиями.[17]

Важная роль в поддержании фактически одиноких людей, которые не в состоянии самостоятельно зарабатывать денежные средства к существованию, и которых не могут поддерживать родственники, играет система пенсионного обеспечения. Для организации пенсионной системы в государстве создаются специальные фонды, которые формируются за счёт средств работающего населения в виде налоговых или иных платежей. Получая пенсионное обеспечение от государства, одинокий человек, нуждающийся в уходе и не способный к самостоятельной работе, может позволить себе поддержания необходимо-важных жизненных функций, производить оплату за коммунальные услуги, приобретать продукты питания и одежду.

И наконец, важным является организация определённой системы социальных гарантий для одиноких людей, нуждающихся в постоянном уходе. Как уже отмечалось выше, под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Основы социальных гарантий, как правило, устанавливаются в Конституции государства. Так, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ (1993), в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Решение проблемы психологического одиночества должно осуществляться с применением таких функций социальной работы, как:

1. Социальная коррекция;

2. Социальная терапия;

3. Социальная реабилитация.

Ну и, конечно же, важное место в решении проблемы психологического одиночества должна занимать система общего образования. Если задачами социальной работы являются коррекция, терапия и реабилитация, то главной задачей системы общего образования является воспитание полноценной личности с правильным пониманием проблемы одиночества, и чтобы эта личность не имела необходимости обращаться в социальные службы за помощью, связанной с проблемой психологического одиночества.

Из вышеизложенного следует, что проблема фактического и психологического одиночества проявляется в сочетании. Важное место в решении этой проблемы занимает система государственных мер, также применение основных функций социальной работы.

Таким образом, методами социальной работы, направленные на коррекцию проблемы одиночества являются:

Социально - Педагогические Медико - Социально -

психологические социальные экономические

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое курсовое исследование позволяет дать ответы на поставленные в начале работы вопросы.

Единого ответа на вопрос, в чём проблема одиночества – нет. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине не всегда означает отсутствие окружающих. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.

Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить:

1.Религиозный аспект;

2.Философский аспект;

3.Социально-психологический аспект;

4.Психоаналитический аспект, и т.д.

Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться.

Не смотря на многообразие взглядов в данном направлении, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах:

1. Фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей;

2. Психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида.

Возможно, что природа одиночества неразрывно связана со страхом быть отверженным. Человек, существуя в группе, получает определённые блага, и проблема одиночества связана именно со страхом потери этих благ.

Другая причина существования проблемы одиночества (психологического) связана с не правильным воспитанием. Необходимо развивать полноценную личность, в которой будут нуждаться социальные группы. Полноценно-развитый человек при нормальном поведении не будет испытывать страх отвержения социальной группой. В данном случае одиночество приобретает форму индивидуальности, а отношения внутри группы будут строиться на основе сотрудничества.

Сущность одиночества имеет множество аспектов, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему организованной социальной работы. Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Основными функциями социальной работы являются:

1. Социальная помощь;

2. Социальная коррекция;

3. Социальная терапия;

4. Социальная реабилитация.

Решение проблемы фактического одиночества в основном предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь. Здесь важно обеспечить физическое присутствие социального работника возле фактически одинокого человека.

Также, важное место в решении проблемы фактического одиночества занимает система государственных мер, к которым можно отнести:

1. Адресная социальная помощь;

2. Создание специальных заведений с пребыванием нуждающихся в постоянном уходе, таких как детские дома, хосписы, лепрозории, дома престарелых и т.п.;

3. Обеспечение пенсионного обеспечения или выплаты пособий;

4. Организация системы социальных гарантий и т.д.

Решение проблемы психологического одиночества должно осуществляться с применением таких функций социальной работы, как:

1. Социальная коррекция;

2. Социальная терапия;

3. Социальная реабилитация.

Следует отметить, что важное место в решении проблемы психологического одиночества должна занимать система общего образования. Если задачами социальной работы являются коррекция, терапия и реабилитация, то главной задачей системы общего образования является воспитание полноценной личности.

Важную роль в решении проблемы одиночества играют такие методы социальной работы как: социально-психологические, педагогические, медико-социальные, социально-экономические.

Рекомендации:

1. Развить полноценную личность;

2. Создать условия для развития личности;

3. Решение проблемы одиночества через трудотерапию (как один из методов корректировки проблемы);

4. Развитие системы государственных мер;

5. Применение этих мер по оптимизации социального развития общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беличева, С.А. Профессионально-этические нормы социальной работы [Текст] / С.А. Беличева, А.Я. Варга, М.В. Фирсов – М.: Социальное здоровье России, 1993. – 73 с.

2. Бернлер,Г Теория социально-педагогической работы [Текст] / Г. Бернлер, Л. Юнсон – М., 1992. – 97 с.

3. Гибсон, Ф. Одиночество вдвоём [Текст] – М.: Гелеос, 2004. – 54-64 с.

4. Гуров, В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 17-44 с.

5. Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]. Толковый словарь. – М.: Муниципальный мир, 1995. – 117 с.

6. Косов, Г.В. Социология и политология [Текст] – М.: Илекса, 2001. – 137 с.

7. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2002. – 154 с.

8. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] – СПб.: Питер, 2001. – 675 с.

9. Макс, Фрай. Книга одиночеств [Текст] – М.: Амфора, 2004. – 42 с.

10. Мельников, В.П. История социальной работы в России [Текст] / В.П. Мельников, Е.И. Холостова – М.: Издат, 2004. – 53 с.

11. Основы социальной работы [Текст]. Главный редактор Басов, Н.Ф. – М.: Академия, 2004. – 38 с.

12. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии [Текст] – М.: Инфра-М, 2000г. – 124 с.

13. Павленок, П.Д. Основы социальной работы [Текст] – М.:ИНФРА-М, 2002. - 103 с.

14. Покровский, Н.Е. Универсум одиночества Текст / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко – М.: Логос, 2008. – 245 с.

15. Социальная работа (вопросы и ответы) [Текст] / отв. ред. А.М. Панов, Е.И. Холостова – М., 1997. – 55-62 с.

16. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / под ред. проф. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 137 с.

17. Тощенко Ж.Т. Социология [Текст]: Общий курс. – М.: Юнити-Дана, 1998. – 149 с.

18. Фирсов, М.В. История социальной работы [Текст]: учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 21 с.

19. Хамитов, Н.В. Освобождение от одиночества [Текст] – М.: Астрель, 2005. – 54 с.

20. Хараш, А.У. Психология одиночества [Текст] – М.: Педология / Новый век, 2000. – 18 с.

21. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст] – М.: ИТК "Дашков и К", 2007. – 84 с.

22. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2004. – 42-57 с.

23. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова, А.С.Сорвина – М.: ИНФРА-М, 2003. – 184 с.

24. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы [Текст] – М.: Инфра-М, 2004. – 36 с.

25. Яременко, С.Н. Социология для технических вузов [Текст] / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора, Т.А. Бондаренко – М.: Феникс, 2001. – 208 с.

26. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

ГЛОССАРИЙ

Адресная социальная помощь – система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.[18]

Лепра (болезнь Хансена) – хронический гранулематоз (хроническое инфекционное заболевание), вызываемый микобактериями Mycobacterium leprae Mycobacterium lepromatosis, протекающий с преимущественным поражением кожи, периферической нервной системы, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп.[19]

Лепрозорий – специализированное лечебно-профилактическое учреждение, занимающееся активным выявлением, изоляцией и лечением больных лепрой (проказой). Лепрозорий также – организационно-методический центр по борьбе с проказой.[20]

Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.[21]

Одиночество – это та причина, которая заставляет человека жить и что-то делать.

Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.[22]

Социальная коррекция – деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.[23]

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.[24]

Социальная работа – это одна из разновидностей деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп.[25]

Социальная терапия – означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений (терапия означает уход, забота, лечение).[26]

Социальные гарантии – система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворения определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.[27]

Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.[28]

Хоспис – социальная служба, специалисты которой, зная, что дни больного сочтены, стремятся облегчить его физические и душевные страдания.[29]


[1] См.: Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

[2] См.: А. Камю «Первый человек», опубликована в 1995; Д. Рисмен «Одинокая толпа», 1950; К. Роджерс «Консультирование и психотерапия», 1942; Г. Салливан «Интерперсональная теория психиатрии», 1932; Э. Фромм «Человек один», опубликована в 1966; Ф. Фромм-Рейхман «Принцип интенсивной психотерапии», 1950; В. Франкл «Человек в поисках смысла», 1946.

[3] См.: Хамитов, Н.В. Освобождение от одиночества [Текст] – М.: Астрель, 2005. – 34 с.

1 См.: Гибсон, Ф. Одиночество вдвоем [Текст] – М.: Гелеос, 2004. – 54 с.

2См.: Хамитов, Н.В. Освобождение от одиночества [Текст] – М.: Астрель, 2005. – 54 с.

[6] См.: Гибсон, Ф. Одиночество вдвоем [Текст] – М.: Гелеос, 2004. – 64 с.

[7] См.: Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 38 с.

[8] См.: Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 17 с.

2 См.: Макс Фрай. Книга одиночеств [Текст] – М.: Амфора, 2004. – 42 с.

[10] См.: Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 44 с.

[11] См.: Фирсов, М.В. История социальной работы [Текст]: учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 21 с.

[12] См.: Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2004. – 42 с.

[13] См.: Холостова, Е.И. Технологии социальной работы [Текст] – М.: Инфра – М, 2004. – 36 с.

[14] См.: Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / под ред. проф. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 137 с.

[15] См.: Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2004. – 57 c.

[16] См.: Основы социальной работы [Текст]. Главный редактор Басов, Н.Ф. – М.: Академия, 2004. – 38 с.

[17] См.: Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России [Текст] – М.: Издат, 2004. – 53 с.

1,5 См.:Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2004. – 57 c.

2,3,4 См.: Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

1,2 См.: Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2004. – 57 c.

3 См.: Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии [Текст] – М: Инфра-М, 2002. – 103 с.

4,5 См.:Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]. Толковый словарь. – М.: Муниципальный мир, 1995. – 117 с.

6См.: Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России [Текст] – М.: Издат, 2004. – 53 с.

7 См.: Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.