Главная              Рефераты - Социология

Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности - контрольная работа

Контрольная работа

По дисциплине: Социология

Тема: Социальная адаптация

и индивидуализация в развитии личности

2008 год

содержание

Введение.. 3

Глава 1. Личность.. 5

§ 1.1. Основные понятия.. 5

§ 1.2. Социальный статус и социальная роль личности.. 7

Глава 2. Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.. 9

§ 2.1. социализация личности.. 9

§ 2.2. социальная адаптация.. 14

§ 2.3. Индивидуализация в развитии личности.. 16

заключение.. 18

литература.. 19

Введение

В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность.

Анализ литературы, теория и практика исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро (в рамках системы народного образования) они проявляются при начале учебы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения, мобилизации юношей в армию и т. д.

Ряд этих процессов и само явление социальной адаптации давно уже служат объектом пристального внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых разных специальностей: социологов, педагогов, психологов, физиологов, медиков и практических работников органов просвещения.

В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Цель данной работы – изучить процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности.

Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:

1. определить понятия «социальная адаптация», «индивидуализация», «личность»;

2. проанализировать процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности.

Глава 1. Личность

§ 1.1. Основные понятия

В обыденной жизни часто отождествляют такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». Но в социологии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое личность, необходимо в первую очередь провести разграничение этих понятий.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к человеческому роду.

Человек — это биосоциальное существо.

А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном представителе человечества, конкретном носителе всех социальных и психологических черт человека (разума, воли, интересов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие «индивид».

Индивид — это конкретный человек как представитель человеческого рода.

Человек в момент рождения – индивид. Индивид — это не «один », а «один из » человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.

Понятие «личность», как отмечает известный российский социолог И.С.Кон, очень многообразно. «С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты[1] ».

Таким образом, данное понятие употребляют в двух смыслах. В первом случае под личностью понимается человек как субъект отношений и сознательной деятельности (т.е. лицо в широком смысле слова), а во втором — устойчивая система социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена определенного общества или общности.

Личность — это социальные качества индивида, приобретаемые им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность – это самоутверждение человека в профессии, учебе, любви, семье и т.д.

Личность — это индивидуальность, осознающая свою индивидуальность. «Личностью не рождаются, а становятся» (А.Н.Леонтьев). Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. Вместе с тем у шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов — ее отсутствие.

Личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, а также контролировать свое поведение и обладает силой воли.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности.

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. «Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества?[2] » Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

Центральной проблемой всех социологических исследований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога постоянно находится сложное взаимодействие общества и личных интересов.

§ 1.2. Социальный статус и социальная роль личности

Социальные связи между людьми основываются на каких-то функциях. Каждая личность имеет определенный социальный статус.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и семейным положением. Он бывает двух видов: предписанный и достигаемый . Личность всегда способна повлиять на свой достигаемый статус.

Социальная роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»

Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т.Адорно, К.Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Мы не станем углубляться в эту тему, а рассмотрим проблемы социальной адаптации человека к современным условиями жизни.

Глава 2. Социальная адаптация
и индивидуализация в развитии личности

§ 2.1. социализация личности

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы окружающего его общества, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социализация происходит как стихийно (за счет инстинкта подражания, а также за счет восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Социологи обращают внимание на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация. Превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека).

В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Стадии социализации. Социологи выделяют несколько стадий:

1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации: длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).

2. Стадия индивидуализации : у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции : она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека:

а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом;

б) изменение себя (стать как все);

в) внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

Основной период социализации личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.

Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный прогресс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? Почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями , привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д.

Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей . Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер — с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:

1. изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

2. коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;

3. ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами.

§ 2.2. социальная адаптация

Одной из стадий социализации является социальная адаптация.

Слово «адаптация» происходит от латинского «adapto» — приспособляю.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые персонажи литературных произведений.

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации.

Первый тип характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

§ 2.3. Индивидуализация в развитии личности

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, руки или ноги.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого.

В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ собственного «Я».

Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ (так называемый синдром «Маугли»). Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

заключение

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность — проявить себя. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Из всего вышесказанного следует, что для формирования полноценной, развитой, гармоничной личности индивиду необходим постоянный контакт с особями определенного вида с самых ранних лет. Именно в этот период идет «закладка» будущего социального отношения, в целом определение человека как личности. Процесс социализации, социальной адаптации происходит успешно, если изначально был заложен «фундамент», на котором в дальнейшем будет усложнятся и развиваться личность.

литература

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф.. Человек и общество. Обществознание, ч.2, 11 кл. // http://lib.ru/TEXTBOOKS/OBSH/11class.txt

2. Кон И.С. Социологическая психология.-М.-Воронеж;1999.

3. Кон И.С. Социология личности.-М.;1967.

4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России.-М.-Воронеж;2000.

5. Социология: Основы общей теории: Учеб.пособ.для высш.учеб.заведений / Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. и др.-М.,Аспект Пресс,1996.–460с.


[1] Кон И.С. Социология личности. – М.,-1967, С.7.

[2] Социология: Основы общей теории: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. и др.-М., Аспект Пресс, 1996. – С.165.