Главная              Рефераты - Социология

Молодежные субкультуры 5 - реферат

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..3

§1. Общая характеристика молодежных субкультур ……………………….5

1.1. История развития молодежных субкультур………………………………..5

1.2. Основные направления молодежных субкультур………………………...11

§2. Исследование молодежных субкультур в г. Волгограда ……………...21

2.1 Исследование преобладающих субкультур в г. Волгограде..……...……..21

2.2. Анализ полученных результатов………………………….…………..…...21

Заключение ……………………………………………………………………..25

Список используемой литературы …………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………..

Введение.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие, так как тяжело назвать культуру, к которой бы она относилась.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить в большой мир [Гришин 2007].

Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.

Данная работа - анализ феномена молодежной субкультуры, охватывающий это явление на всех уровнях: начиная от истории возникновения субкультур в целом, продолжая молодежной субкультурой как закономерного явления определенного уровня развития общества и заканчивая мотивами и целями индивидуума, реализующимися в субкультурной жизни.

Таким образом, объектом исследования являются молодежные подростковые группы, предметом - молодёжные субкультуры подростковых групп г. Волгограда.

Цель исследования - выявление особенностей характерных для различных молодёжных субкультур г. Волгограда.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме молодежные субкультуры.

2. Дать характеристику современным молодежным субкультурам.

3. Провести исследование по выявлению наличия субкультур в Волгограде.

4. Проанализировать особенности молодежных подростковых групп г. Волгограда.

§1. Общая характеристика молодежных субкультур.

1.1. История развития молодежных субкультур.

Причины возникновения субкультур.

Процесс формирования и развития субкультур – процесс, не контролируемый государством, неуправляемый, стихийный. Появление субкультур связано с тем, что молодые люди, выходя во взрослую жизнь, сталкиваются с вопросами самоопределения: а кто я в этом мире? А как мне жить? Молодой человек сталкивается с проблемами самореализации, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути, переоценки ценностей и др. И ищет себе единомышленников. Таких единомышленников часто находят именно в группах, относящихся к субкультурам. Ведь почти всегда эти группы имеют свое мировоззрение, свою идеологию, отвечающую на многие бытийные вопросы. Благодаря вовлечению в группу возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества. Во-вторых, субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я». В-третьих, она помогает ему освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой. Именно благодаря этому и зарождаются субкультуры [Лисовский 1992].

История развития субкультур.

Трудно сказать, когда появились первые субкультуры в мире и в России. Даты их зарождения и формирования очень размыты. Первой западной субкультурой называют то движение «битников», то хиппи. В советской России уже в 40-50 годы зародилась субкультура стиляг, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги носили яркую, часто нелепую одежду, разговаривали на своем особом сленге («чувак», «хата» – это словечки из их лексикона), проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Именно движение стиляг в России стало первой волной субкультур [Омельченко 2000].

Достижением этой первой волны стала своеобразная ломка стереотипов застойного периода культа личности. «Вторая волна» относится к концу 60 – началу 70 годов и приобретает важную свою оставляющую – рок-музыку. Представители субкультур становятся более аполитичными, возрастает интерес к различным мистическим, эзотерическим учениям и верованиям.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 год: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией». "Бум" российских молодежных субкультур приходится на 80-с-начало 90-х гг. Почему-то среди исследователей молодежных проблем принято считать, что этот молодежный субкультурный "бум" закончился к середине 90-х гг. На самом деле это не совсем так. С середины и до настоящего времени молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Появляются субкультуры "любителей пива" и сообщества наркоманов, новые крайние политические объединения, пацифические движения, различные фан-клубы, поклонники новых музыкальных течений, интернет-клубы, виртуальные компьютерные сообщества, представители нетрадиционных, религиозных учений.

Субкультуры в СССР.

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время негибкость официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности.

Молодежные субкультуры в СССР достаточно длительный период носили малоразвитый характер в силу самого устройства новой социальной системы классов и достаточно узкой прослойки молодых людей имевших достаточное время на личную не поднадзорную жизнь. В целом маргинальные массы молодежи и беспризорников, начиная с еще революционных времен находились под усиленным вниманием как стороны государства, пытавшегося задействовать этот ресурс на производстве и фронте. И криминальных образований, черпающих в этих шайках молодой шпаны (в 30-е годы представлявших действительную угрозу общественному порядку в крупных городах СССР) рекрутеров для своей среды. В целом уже к началу Великой отечественной, шпанскую молодежную субкультуру, образовавшуюся параллельно криминальным и пионерско-комсомольским организациям, можно признать как единственную аутентичную "народную", с ярко выраженным дресс-кодом и собственным шпанским полуголовным сленгом, пользовавшуюся до поры до времени благосклонностью властей в силу "социальной близости" рабочему классу. Но, начиная с середины 20-х, и разделения в Уголовном Кодексе статей бандитизм и хулиганства, эти неподнадзорные образования подверглись серьезному прессингу, что вылилось в серию показательных акций, включая расстрелы и увеличения срока наказания за хулиганства. В послевоенное время у этой молодежной субкультуры произошел ренессанс, прославивший московских огольцов и жиганов, как произошел и подъем иной более узкой субкультурной прослойки стиляг, отсчитывающих свое происхождения из среды праздных модников и коллекционеров времен НЭПа. Развитие промышленности, урбанизации и исторических перипетий в СССР уже к 60-м привело в формированию в отдельных крупных урбанцентрах и курортах небольшой прослойки зажиточных проживающих и отдыхающих, потреблявших модную и меломанскую продукцию и старавшихся выглядеть не менее респектабельно, чем их зарубежные сверстники, о которых можно было узнать из кинолент, журналов и после непродолжительных контактов во время фестиваля молодежи и студентов, и через контакты дипломатических и торговых корпусов. Стиляги и шпана к 70-м разбавились еще одной прослойкой гедонистической направленности, близкой к битническим представлениям и идеологии хиппи. Так же как и стиляги, эти "хиппи" подвергались высмеиванию в прессе и некоторым гонением из публичных мест отдыха советских граждан. Что стало одним из факторов формирования "системы хиппи", охватывающей множества городов СССР , и географически связывавшую Прибалтику и Крым, Западную Украину и Дальний Восток. "Система " как таковая продержалась до середины 80-х, когда на смену оной пришли более раздробленные, но многообразные молодежные образования, чьи увлечения разнились от подпольного культуризма и восточных единоборств, до увлечений модой, около спортивными потасовками, меломанией и фарцовкой. Явление было достаточно ярким и его резкое проявление во всем многообразии во времена Перестройки, обусловленное во многом благодаря деградации комсомольской организации, послужило поводом как гонений на новые молодежные образования, так и изучения через социальные службы. В этот же период молодежной тематике и ее досуга было уделено немалое внимание со стороны кинематографии, сформировав новое явление, называемое как "проблемно-подростковое" кино. Вмешательство и попытка участия к некоторым конфликтам "трендов", между "волновиками"(дискотечная молодежь) и "рокерами"( достаточно широкое понятие объединявший боевой костяк поклонников тяжелого рока, часть которого вскорости пересела на мотоциклы и стала известна под термином "байкеры"). А позднее и "люберами", тренд которых был поддержан советской прессой и органами правопорядка, слабо справлявшихся с рок-вакханалией, охватившей страну в связи с подъемом отечественной рок-сцены и формирования новой коммуникации. Эта коммуникация просуществовала в рамках периода 84-91 год и растворилась в последующий период в рамках сквоттерского арт-движения и зарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Единственно кто сохранил свои коммуникационные очаги и по сей день- формализировавшиеся и легализовавшиеся атлеты и спортсмены , околофутбольные фанаты, байкеры и панк-рокеры, ведшие свои традиции из 80-х. Шпанская же субкультура оттеснена в тень на это десятилетие новыми образованиями во многом пополнила криминальные структуры конца 80-х, бурно стартовавших в период "хозрасчета" и кооперативного движения.

Типология субкультур.

В связи с тем, что субкультур в современном мире очень много и каждый день зарождаются или возрождаются новые и новые субкультуры, социологи неоднократно пытались систематизировать их, выработать своеобразную типологию. Итак, молодежные субкультуры бывают:

● политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

● эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

● нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

● субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

● субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др. (байкеры, сноубордисты, рэпперы, рокеры)

● субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

● радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие[О субкультурах].

1.2. Основные направления молодежных субкультур.

Готы.

Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.

Многие люди, далекие от понятия о готической музыке считают, что туда можно включить и некоторые виды хэви-металла, однако это вполне распространенное заблуждение, которое объясняется мрачностью музыкальных мотивов некоторых течений. Так слово «готичный» стало на сегодняшний день уже нарицательным. Однако металл не имеет никаких связей с готикой, хотя сами по себе представители этой субкультуры могут слушать любую музыку.

Выделить специфическую идеологию довольно сложно по нескольким причинам. Первая из них заключается в особой важности настроения и эстетики, для тех, кто приписывает себя к этому течению – здесь явно видно влияние романтизма и неоромантизма. Притяжение к мрачному и таинственному у готов совпадает с приоритетами готической новеллы романтизма. В девятнадцатом веке чувство страха стало золотой жилой для писателей, ведь массы подхватили такой способ развлечения. По мере развития тенденции появились и фильмы ужасов.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. Средства массовой информации иногда ошибочно ассоциирую готов с насилием, ненавистью к различным меньшинствам, идеей превосходства белых и другими проявлениями нетерпимости, однако на деле это не так. С другой стороны их идеология часично сформировалась путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать.

Другая помеха для определения идеологии готов это их принципиальная аполитичность. В отличие от хиппи и Панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.

Мода готов довольно стереотипна. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образ типичного гота вписываются крашеные в радикальный черный волосы, глаза, подведенные черным, накрашенные черным лаком ногти, черная, выдержанная в одном стиле, одежда. Пирсинг на теле может быть, а может и не быть. Украшения обычно выполнены из серебра и включают в себя различные символы, например, кресты, анки, пентаграммы и так далее.

К представителям готического направления относятся The Cure, HIM, Rammstein, Lacrimosa – из зарубежных исполнителей, и «Апокалиптика», «Fleur»

Эмо.

Эмо это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный. Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Невзирая на то, что само происхождение эмо-музыки покрыто мраком тайны, считается, что это одно из ответвлений панка, популярного в США в восьмидесятых годах прошедшего столетия. В девяностых годах это направление продолжило развиваться, и в новое столетие вошло уже, будучи окрепшим и сформированным, достигнув своего апогея в наши дни.

Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды это облегающие и/или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы) одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. В прическе челка скошена на один бок, волосы обычно прямые и выкрашены в черный цвет. Глаза подведены черным и закрыты массивными очками с широкой оправой. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты. По своему внешнему виду первые эмо своей показной неряшливостью напоминали панков, но со временем эта мода изжила себя.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим (дословно с английского «крик»), что приводит публику в надлежащее настроение. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость оттого, что индивидуум не понят, чувство обособленности от всего окружающего мира. Высокий эмоциональный тон, написание в стиле потока сознания, простая рифма или белый стих, обращения к телу, особенно к сердцу, использование мрачных или подавляющих прилагательных в порядке нагнетания, мотивы быстротечности времени и любви – вот характерные черты поэзии эмо. Здесь также часто используются клише «любовь это боль» и подобные ему.

Эмо часто вызывают ассоциацию со слезливыми подростками, которые постоянно вздыхают и пишут стихи. Эта ассоциация приобретает реальную почву из-за их стиля: нередко подростковые прически и одежда, юношеский максимализм в высказываниях и так далее.

Музыкальный стиль эмо имеет некоторые общие черты с инди-роком. Он же стал отправной точкой для таких направлений как французский эмо-рок и скримо (то есть такое направление, где предпочтение оказывается резким музыкальным приемам и возгласам исполнителей). Представителями направления эмо в музыке являются Sunny Day Real Estate, Rites of Spring, Christie Front Drive, The Party Of Helicopters в зарубежье, и «Оригами», «Дежавю», «Kimono» и «200 По Встречной» на просторах родины.

Хип-хоп.

Хип-хоп это культурное движение, которое началось с работ таких исполнителей как DJKoolHerc, GrandmasterFlash & theFuriousFiveи AfrikaBambaattaa. Основные аспекты или элементы хип-хоп культуры это МС (те, кто читают рэп), DJ, урбанизированное изобразительное искусство (граффити), брейк-данс и бит-боксинг. Первый уличный танец был изобретен в 1967 году Доном Кэмпбеллом. Сам по себе хип-хоп не имеет гендерных или расовых предпочтений, но традиционно считается культурой черных мужчин, так как зародился в африканских кварталах Бронкса.

В семидесятых годах двадцатого века начинают зарождаться основы хип-хоп культуры. В это время «дедушка хип-хопа» Afrika Bambaattaa начинает работать ди-джеем, в это же время греческий подросток Деметриус изобретает граффити, которым украшает стены Вашингтона. В клубах тогда впервые появляется брейк-данс. Кул Херц начинает организовывать первые вечеринки, на которых появляются би-бойз, то есть те ребята, которые танцуют в перерывах между музыкой. В дальнейшем брейк-данс смогли исполнять не только парни, но и девушки. На поверхность хип-хоп вышел только в восьмидесятых годах.

Поэзия рэпа основана на ритмике, причем иногда содержание отходит на второй план. Чаще всего это рассказы в урбанизированном стиле об упадке общества или же о жизни молодежи рабочего класса. МС (то бишь, «управители церемонии» от английского Master of Ceremony) следят за компоновкой текста и звука, хотя случается, что звук идет сам по себе. DJ отвечают за качество звука, его изюминку – обилие скрэтчей, бит-боксинг и других приемов. Считается, что прием скрэтча был изобретен одним из американских рэперов, который тренировался в своей комнате, когда зашла его мать и попросила выключить музыку. Юный хип-хоппер был не в настроении конфликтовать и придержал виниловую пластинку рукой. Когда же он отпустил ее, то услышал интересный звук, который теперь повторяется практически во всех композициях.

Внешняя атрибутика представителей хип-хоп культуры это спортивная одежда или широкие джинсы, как вариант – шорты, со множеством карманов и слегка приспущенные по талии, футболки или кофты с капюшоном, закрывающим бейсболку с козырьком. На голове – круглая вязаная шапочка на манер лыжной, на ногах – ноские кеды известных марок. Для тех, кто причисляет себя к этой субкультуре характерно использование массивных украшений, которые являются символами капиталистического общества. К аксессуарам могут относиться тяжелые массивные брелки, золотые цепи, большие очки с широкой оправой.

Для представителей хип-хопа характерен свой собственный слэнг. На письме он выражается упрощенными английскими словами. Речь неторопливая, тянущаяся, призванная олицетворять статус. Каждый представитель придумывает себе новое имя, которое должно быть довольно коротким, но звучным. Среди видов спорта, которые ассоциируются с хип-хопом – катание на скейтборде, сноуборд, стритбол и другие.

Искусство нанесения граффити, оно же райтинг, оно же бомбежка, заслуживает высокого почета и считается у рэперов талантом, которым наделены совсем не многие. Наносится граффити, как правило, на стенах домов, рисунки свидетельствуют о тех, кто их создал, их увлечениях и мировоззрении. На заре своего появления граффити служили для разграничения территорий американских преступных группировок.

Русский рэп начинался еще с творчества эпатажного Богдана Титомира в начале девяностых годов. Однако позже, с развитием множества направлений русский хип-хоп стал более многогранным. Его представители – ЮГ, Шефф, Децл, Лигалайз, Серега и многие другие.

Рокеры.

Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры [Корзун 2007].

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к 59 Club of England – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Интересно, что несмотря на то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и езде на мотоцикл, что помогло создать образ английского уличного хулигана. У нас, как водится, привязанность к рок-н-роллу приобрела более ненавязчивые формы. Мотоцикл «того класса» для советских студентов был несбыточной мечтой, поэтому хранился дома только в виде изображения на плакатах. Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР стала именно музыка. Кто только не обращался к теме рок-н-ролла за всю его историю. Это, пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Нередко подобную музыку приверженцы рока начинают играть, не отходя от кассы, создавая свои маленькие музыкальные команды [Разин 2006]. Любители мотоциклов в более поздние года создали параллельную рокерам байкерскую культуру. Как те, так и другие абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами. Байкеры становятся единым целым со своими мотоциклами, у них существует свой кодекс чести, который включает в себя выражение высоких моральных принципов.

Ввиду многогранности этой самой распространенной у нас культуры, представителей ее можно называть до бесконечности. С легендами рока ассоциируются у нас Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

Аниме.

Аниме – это прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии. Датируются первые мультфильмы серединой двадцатого века, причем очень быстро для каждого сегмента зрительской аудитории были задуманы свои фильмы. Самым широким сегментом стали подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение помогает воссоздать необходимые картинки. Так и появилась субкультура аниме (или, как их еще называют, анимешников) в чем-то похожих на уже ставших практически родными толкиенистов. А именно тем, что пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране.

Способы воссоздания аниме в жизни на первый взгляд очень просты, но представители этой субкультуры относятся к творческому процессу очень бережно. В число этих способов входит рисование, сочинение текстов и косплей. Рисование исполняется в японском стиле манга (иногда его путают с аниме, хотя последнее - именно анимированные мультфильмы), что переводится на русский как «легкий набросок», часто эти картинки выполнены в черно-белой графике простым карандашом. Так как манга, по сути, представляет собой японский аналог комиксов, то здесь требуется умение прорисовывать мелкие детали и огромная фантазия.

Фантазия является главным помощником анимешников и во время написания авторских работ или фанфиков. Эти работы по стилю не должны выходить за рамки, поставленные японскими коллегами, но в то же время раскрывают необычную для тех живость нашей мысли. Кстати, тех, кто занимается подобным творчеством называют еще отаку, в отличие от просто поклонников аниме, они постоянно заняты творчеством.

Косплей это полное воссоздание необходимого персонажа, включая копирование костюма, манеры, речи макияжа, прически и так далее – то есть своеобразный театр. Внешним сходством фанатов аниме не обманешь оно должно быть внутренним. Отаку славятся тем, что вживаются в образ и нередко идентифицируют себя с ним.

Интересно еще и то, что у анимешников полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный слэнг, изобилующий японскими словечками, изредка на русский манер («кавайно», «хентайно» и проч.).

В 2005-6 годах, когда аниме-культура заполонила постсоветское пространство, к ней поначалу относились весьма критично. Позже критика сама по себе преобразовалась в такое же яростное увлечение. И хотя настоящие приверженцы этой субкультуры считают такое действо профанацией, но современные модники, начиная от светских девиц и заканчивая умудренных опытом бухгалтеров, стали устраивать вечеринки в японском стиле. Молодежный образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе русским тинэйджерам, и они с ловкостью подхватили эстафету героичных, но несколько инфантильных персонажей.

В это же время производство мультфильмов и мультсериалов аниме только растет. Если в 2000 году эта индустрия переживала кратковременный кризис, связанный с бюджетом, то после того, как показ вынесли на более широкой пространство (включая мультсериалы «Сейлор Мун» и «Покемоны» прошедшие на отечественном телевидении), то возросла и потребность в них. Так как аниме проникнуто истинно японским духом и взглядом на вещи, многие представители этой субкультуры не останавливаются на простом копировании – чтобы понять саму философию, они погружаются в историю и практики Японии, понемногу изучают чужой язык.

Эта субкультура нередко встречает своих противников, по большей части, из-за того, что сегодня она стала модной тенденцией. Критики говорят об оторванности взглядов от мира и уходе талантов в другую культуру. С другой стороны представители аниме не устраивают общественных протестов и политических волнений. Они просто пребывают в своем мире.

§2. Исследование молодежных субкультур г. Волгограда.

2.1 Исследование преобладающих субкультур в г. Волгограде.

Целью данного исследования является: выявить, какие субкультуры представлены в г. Волгограде. Данное исследование проводилось в форме анкетирования. Вопросы анкетирования:

1. пол

2. возраст

3. образование

4. род занятий.

5. Относите ли вы себя к какой-либо субкультуре?

6. В чём это проявляется?

7. Ищите ли вы единомышленников?

8. Испытываете ли вы давление в связи с тем, что относитесь к какой-либо субкультуре?

9. Вызывают ли у вас неприязнь какие-либо субкультуры? Если да, почему?

10. Какие субкультуры считаете абсолютно неприемлемыми? (необходимость запрета на гос. уровне)

11. Необходима ли государственная поддержка каким-либо субкультурам? Каким и почему?

Анкетирование проводилось в МОУ СОШ №44, МОУ СОШ№10, а так же в Волгоградском технологическом колледже. Возраст опрашиваемых от 15 до 20 лет то есть это средние и старшие подростки. В данном анкетировании приняло участие 34 человек. Это анкетирование направленно не только на выявление принадлежности подростка к конкретной субкультуре, но и на непосредственное отношение подростков к таким движениям.

2.2. Анализ полученных результатов.

В XXI веке субкультуры являются неотъемлемой жизнью нашего общества. С точки зрения культурологии, субкультура является частью дополняющей традиционную культуру. В реальности большинство современных представителей субкультур одной из важнейших ценностей считают противопоставление себя государству и существующим нормам. И так, к каким же субкультурам относят себя Волгоградцы?

ни к каким: (10 человек)

Байкеры, металлисты, рокеры: (7 человек)

Эмо: (4 человека)

Готы: (5 человек)

Хип-хоп: (5 человек)

Аниме: (3 человека)

Из данного опроса можно сделать выводы, что видимое распространение таких субкультур как ЭМО – является распространением не субкультуры и идеологии, а лишь внешних признаков, таких как одежда и внешний вид. Человек, одевающий черно-розовую кофту и отращивающий выкрашенную в черный цвет чёлку, зачастую даже не знает происхождения слово ЭМО.

Но, вернёмся к респондентам: 10человек опрошенных не отнесли себя, ни к какой субкультуре. Здесь можно было бы сделать вывод, что половина опрошенных - традиционалисты. На деле всё гораздо печальнее: Этим людям просто неважно, в их системе ценностей отсутствует такой пункт как самоопределение. Некоторые ответили, что еще не нашли заинтересовавшую их субкультуру, другие же ни как свой ответ не мотивировали.

7 человек, от общего числа опрошенных составили байкеры, рокеры, металлисты. Люди, причислившие себя к данным направлениям это в основном юноши от 16 до 20, которые на вопрос в чём проявляется ваше отношение к какой-либо субкультуре ответили примерно следующее: Ну, мне нравится тяжёлая музыка, мотоциклы, цепи всякие ношу на одежде. Причём так отвечали и «байкеры» и «рокеры» и «металлисты».

13 человек опрошенных отнесли себя к таким субкультурам как готы, аниме и хип-хоп. Это юноши и девушки в возрасте от 15 до 20 лет. Увлечение проявляется в музыке, одежде, образе жизни, у относящихся к хип-хопу ещё и в танцах. Все они имеют устоявшийся круг общения. Но при этом не считают другие субкультуры неприемлемыми.

И так, мы смогли увидеть, что все люди довольно разные во взглядах и убеждениях: кто-то слушает тяжёлую музыку, кто-то на балконе паяет кольчуги, кто-то занимается хип-хоп танцами. Но как бы, то, ни было, некоторые субкультуры вызывают раздражение и так:

Субкультуры вызывающие раздражение:

6 человек ответили «никакие». Но по нашему мнению это не совсем объективный ответ. Сказывается неосведомлённость, а так же отрицание того, что некоторые организации или объединения являются субкультурами. Так многие негативно относятся к неонацистам, гопникам, но не считают их субкультурами.

2 человека раздражают субкультуры, призывающие к агрессии, и это вполне естественно, но если разбираться какие, же субкультуры призывают к агрессии – может получиться самая настоящая путаница. Так как многие судят о субкультуре не по её идеологии, а по агрессивным действиям некоторых представителей.

10 человек ответили, что субкультура вызывающая у них неприязнь досталось гопникам. Конечно, сложно с уверенностью сказать являются ли они субкультурой. Однако, большинство субкультур их неприемлем по сколько из данного опроса можно сделать вывод, что гопники «цепляются» к внешнему виду представителей различных субкультур.

Трое опрошенных ответили, что не приемлют сатанистов. Конкретного ответа, почему они относятся к ним негативно, не было.

Субкультура с названием эмо раздражает 6 опрошенных. Причина, по нашему мнению заключается в их внешнем виде, то есть большое количество пирсинга, слишком женственный вид у парней и стереотипное мнение о том, что они склонны к суициду.

Скинхеды раздражают 5 опрошенных. Лишние слова здесь ни к чему, надо задумываться над проблемой, а не её следствием.

И наконец двое опрошенных раздражают все субкультуры. В причинах наблюдается поразительное единогласие: все субкультуры – стадо, а причисление себя к ним, является навешиванием ярлыков. На этом хотелось бы немного остановиться:

«Как правило, нигде не встречается столь большого количества норм и стандартов поведения и внешности, жестко закрепленной идеологии, единых ценностей, кроме как среди тех, кто сознательно пытается "жить не как все, отличаясь от скучных серых обывателей". Именно в их случае наблюдается во всей красе стадный инстинкт и стремление подражать большинству в своей "не как все" среде. Среди них наблюдается и стремление к максимальной формализации и четкому определению правил: если скучные серые обыватели обычно живут по неписанным правилам, зачастую от них отклоняясь, то среди контркультурщиков эти правила традиционно озвучиваются, приводятся в единообразный вид и возводятся в ранг религиозных заветов, соблюдение которых обязательно. Поэтому практически любые субкультурные социумы - как раз и отличаются от скучных серых обывателей очень сильным единообразием и обезличиванием отдельных членов социума.

А вот как отвечали на вопрос, «какие субкультуры необходимо запретить на государственном уровне?»

Это невозможно – так ответило 6 человек.

Все имеют право на самовыражение - 10 человек

Все призывающие к агрессии – 5 человек

Гопники - 9 человек

Сатанисты – 2 человека. Причины по которым люди хотят запрета сатанистов разнообразны: жестокое обращения с животными, деструктивность и пр. Но в большинстве случаев люди, которых считают за сатанистов ими не являются.

Скинхеды – так ответило 8 человек - к сожалению, сейчас в России отсутствуют эффективные способы борьбы с такими организациями. Которые, как и любые субкультуры имеют свою идеологию, предпочтения в музыке и одежде. Опять же, необходима борьба с причиной, а не следствием.

Заключение.

В данной работе мы раскрывали тему: «молодежные подростковые группы в современной молодежной субкультуре». В ходе работы было поставлено несколько задач. Нужно отметить, что поставленные задачи были выполнены. Первой нашей задачей было проанализироватьлитературу по теме молодежные субкультуры. В ходе ее выполнения была так изучена история возникновения субкультур. И было выявлено, что многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.

Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Второй задачей было дать характеристику современным молодежным субкультурам. Здесь нужно сказать, что в современном России этот перечень достаточно обширен. На сегодняшний день в мире представлены такие субкультуры: Хиппи, Панки, Готы, Эмо, Хип-хоп, Рэгги, Скинхэды, Рокеры, Аниме. Толкиенисты, Рэйверы. В Волгограде, конечно, этот перечень не столь обширный. В данной работе мы подробнее остановились на таких субкультурах, как рокеры, готы, анимэ, эмо, хип-хоп.

И, наконец, мы провели исследование на тему того, какие же субкультуры представлены именно в Волгограде. Надо сказать, что этот перечень тоже довольно большой. У нас в городе есть представители практически всех современных субкультур – это готы, эмо, Байкеры, металлисты, рокеры, Хип-хоп, Аниме. При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников.

Список используемой литературы.

1. Бочаров О. Панк-энциклопедия . М., 2005.

2. Грибанов В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения ., - М., 1999.

3. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде . // Общественные, самодеятельные движения. М., 2005.

4. Корзун Н. В. Рок, игры, мода и реклама., - М., 2007.

5. Лисовский В. Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы ., Л., 1992.

6. Мердок Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры . // Антология исследований культуры., - С-Пб, 1997

7. Музыкальная жизнь как предмет социологического исследования ., - М., 2006.

8. Омельченко Е.В. Молодежные культуры и субкультуры . М., 2000.

9. Пелипенко А. А. Культура как система ., - М., 2007.

10. Разин П. В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа . // Общественные, самодеятельные движения. М., 2000.

11. Розин М. В. Последствия контркультурного образа жизни . // По неписаным законам улицы…, - М., 2006.

12. Розин М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок. // Общественные, самодеятельные движения., - М., 2000.

13. Сергеев В.К Молодежная субкультура в условиях мегаполиса // Институт социально-политических исследований РАН. М., 2001.

14. Сергеев С. А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: Формации и интерпретация: Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 1996.

15. Социология молодежи ., ред. В.Т. Лисовский. – С-Пб, 2003.

16. Уайт Л. А. Понятие культуры . // Антология исследований культуры., - С-Пб, 1997.

17. Шапко В. Т. Феномен актуальной культуры . // Социологические исследования №10, 1997.

18. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры ., - С-Пб., 2008.

19. О субкультурах [электронный ресурс], 2009, - Режим доступа:http://www.subcult.ru/index.php