Главная              Рефераты - Социология

Охрана материнства и детства - реферат

Содержание:

Введение…………………………………………………………….3

1. История развития охраны материнства и детства…………….4

2. Общие вопросы защиты материнства и детства………………8

3. Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства………………………………………….11

4. Плюсы и минусы закона о материнском капитале…………...21

5. Национальный проект “Здоровье”…………………………….26

Заключение…………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………30

Введение

Уровень развития службы охраны материнства и детства, без сомнения, является одним из индикаторов социального благополучия общества. Не случайно одним из мероприятий, предусмотренных демографической политикой России на ближайшие годы, является повышение значимости всех служб, способствующих развитию института семьи. В первую очередь состояние здоровья матери и ребенка как залог изменения общей демографической и социальной картины в нашем государстве на всех уровнях – от федерального до муниципального. Так, одним из главных

направлений деятельности здравоохранения России является обеспечение охраны здоровья и повышение качества медицинского обеспечения детей.

1. История развития охраны материнства и детства

Охрана материнства и детства - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

Становление и развитие социалистической системы охраны материнства и детства тесно связаны с именем В. И. Ленина. Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия и молодое советское государство в тяжелый для страны период по инициативе и при непосредственном участии В. И. Ленина провели гигантскую работу по развитию сети учреждений, которые были призваны в первую очередь сохранить жизнь и здоровье детей, спасти их от голода и инфекционных болезней, а также оказать максимальную помощь женщине-матери. К этим учреждениям относились дома матери и ребенка, дома ребенка, детские дома, ясли, детские консультации, молочные кухни. В целях усиления внимания к нуждам детей и матерей в феврале 1919 г. был издан декрет "Об учреждении Совета защиты детей", подписанный В. И. Лениным, где, в частности, указывалось, что дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью следует считать одной из важнейших государственных задач. В 1920 г. дело охраны материнства и младенчества было передано из Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата здравоохранения.

В дальнейшем на всех этапах развития социалистического государства забота об охране здоровья матери и ребенка являлась важнейшей социальной задачей общества. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины-матери и подрастающего поколения, закреплены в Конституции СССР и других законодательных актах нашего государства (см. Правовые основы охраны здоровья). Статья 35 Конституции СССР гласит: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".

Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.

Государство оплачивает пособия по беременности и родам, многодетным семьям и одиноким матерям, семьям, имеющим детей-инвалидов, пособия на детей из малообеспеченных семей, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Детям на первом и втором годах жизни из многодетных и малообеспеченных семей бесплатно отпускаются донорское молоко, молочные смеси и другие продукты детского питания. Для больных детей первых трех лет жизни, находящихся на амбулаторном лечении, бесплатно выдаются все медикаменты. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1987 г. листок нетрудоспособности по уходу за ребенком выдается на срок до 14 дней.

В конце 70-х и в 80-х гг. в СССР введены 100% оплата отпуска по беременности и родам независимо от трудового стажа; ежемесячные пособия на детей в малообеспеченных семьях; увеличены размеры единовременных пособий при рождении детей, а также пособий на детей-инвалидов. Введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1 1/2 года. Снижена на 50% оплата за содержание ребенка в дошкольном учреждении для семей, имеющих 4 детей и более; освобождены от платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении семьи, в к-рых общий доход не превышает 60 руб. в месяц на человека, и др.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июля 1987 г. "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены дальнейшее совершенствование леч. -проф. помощи воспитанникам детских домов, школ-интернатов и др. и оздоровительных мероприятий за счет полного укомплектования этих учреждений квалифицированными врачебными кадрами и средним медперсоналом, проведения диспансеризации, создания кабинетов восстановительного лечения, а также первоочередного выделения путевок в санатории. В соответствии с постановлением значительно увеличены нормы расходов на питание детей в указанных учреждениях.

Большая планомерная работа проводится отраслевыми профсоюзными организациями и администрацией предприятий и медработниками по освобождению женщин от тяжелых и вредных условий труда. Разработаны рекомендации о трудоустройстве беременных женщин более чем по 60 отраслям народного хозяйства. По просьбе беременной, женщины, имеющей ребенка в возрасте до восьми лет или осуществляющей уход за больным членом семьи, и на основании мед. заключения администрация обязана установить ей неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Дети и беременные женщины в СССР находятся под диспансерным наблюдением. Проводимые в установленные сроки осмотры врачами различных специальностей позволяют своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, предупредить развитие патологии и вовремя провести необходимые оздоровительные мероприятия (см. Диспансеризация).

Решениями XXVII съезда КПСС определена широкомасштабная программа мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы охраны материнства и детства. В "Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" всемерное развитие и совершенствование охраны материнства и детства рассматривается как приоритетное направление советского здравоохранения. Предстоит коренным образом перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, родильных домов и детских стационаров, повысить уровень их профилактической деятельности, усилить пропаганду здорового образа жизни. Совершенствование системы медпомощи женщинам, детям и подросткам будет осуществляться на основе интеграции акушерской, терапевтической и педиатрической служб и разработки региональных межведомственных программ.

Здоровье матери и ребенка охраняется широкой сетью различных мед. учреждений, к числу которых относятся женская консультация, родильный дом, поликлиника, детская больница и др. Медпомощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях, участковых, районных, центральных, областных, республиканских больницах.

Средним медработникам принадлежит важнейшая роль в укреплении здоровья женщины-матери, подрастающего поколения. Они проводят активную патронажную работу в семьях (см. Патронаж), осуществляют на педиатрическом участке контроль за питанием, физическим воспитанием, развитием детей, следят за санитарно-гигиеническими условиями их жизни; выявляют заболевших детей и оказывают им необходимую доврачебную помощь; проводят больным детям лечебные процедуры на дому по назначению врача; осуществляют широкую сан. -просвет. работу по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек (см. Санитарное просвещение). Большая роль принадлежит фельдшеру и акушерке в наблюдении за беременными женщинами, укреплении их здоровья, раннем выявлении патологических отклонений.

2.Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры.

«Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).

Термин «ребенок » означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103). Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым.

При использовании термина «дети» в законодательстве значение его может быть различным. Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.

Понятие «семья » является ключевым, составляющим базис семейных правоотношений вообще. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса.

Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Сказанное объясняет, почему Конституция объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Интересен факт, что еще на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских стран уже существовали государственные программы по защите матери и ребенка – например, страхование материнства . Страхование материнства имело целью обеспечить условия существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно связывалось с воспрещением женщине участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов. В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

3.Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства

Охрана материнства и детства в нашей стране стала одним из стратегических направлений государственной социальной политики. Благодаря последовательным мероприятиям, проводимым как на федеральном, так и региональном уровнях, удалось добиться улучшения основных показателей деятельности этой службы.

Организационная и практическая работа органов управления и учреждений здравоохранения в области охраны материнства и детства в 2006 г. была направлена на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение материнской, детской и младенческой заболеваемости и смертности, уменьшение детской инвалидности.

В последние три года в Российской Федерации:

• выявилась тенденция к увеличению рождаемости - в 2006 г. детей родилось на 77,0 тыс. (5,5%) больше, чем в 2008 г.;

• сохраняется устойчивое последовательное снижение уровня младенческой смертности - с 2003 по 2006 гг. этот показатель уменьшился с 15,3 до 12,4 на 1000 родившихся живыми;

• имеет стойкую тенденцию к снижению уровень материнской смертности - за 2003 г. он составил 32,0 на 100 000 живорожденных (в 2006 г. - 33,6).

В то же время всероссийская диспансеризация детского населения 2006 г. подтвердила, что за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: растет распространенность факторов риска формирования нарушений здоровья, увеличивается заболеваемость и число детей-инвалидов. Следует отметить, что увеличение заболеваемости детей вызвано, по-видимому, не только истинным ее ростом, но и улучшением диагностики за счет внедрения более современных методов.

За 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 23%, подростков - на 26%. Остается высоким уровень инфекционной заболеваемости. В ее структуре преобладают острые инфекции верхних дыхательных путей и грипп, составляющие более 90% от всех зарегистрированных инфекционных и паразитарных заболеваний у детей. Показатель заболеваемости ОРВИ у детей до 14 лет составил более 65 тыс. на 100 000, а у детей до 6 лет превысил 80 тыс. на 100 000. Гриппом ежегодно болеют от 14 до 18 млн детей. Причем у детей раннего возраста он нередко протекает тяжело и сопровождается серьезными осложнениями. Особую тревогу вызывает рост заболеваемости менингококковой инфекцией: только в 2005-2006 гг. ею переболело около 4000 детей в возрасте до 6 лет, в том числе более 1500 детей - до 1 года. В 2006 г. в 7,5 раза возросла заболеваемость корью, при этом более 90% всех случаев кори у детей приходится на Южный федеральный округ (Чеченская, Карачаево-Черкесская республики, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан). До 620 342 увеличилось число детей-инвалидов в 2006 г. (в 2005 г. - 617 096). Основными причинами формирования инвалидности в детском возрасте являлись инфекционные и соматические заболевания (34,5%), болезни нервной системы и органов чувств (20,6%), психические расстройства (21,2%), врожденные аномалии развития (18,0%).

Одной из серьезных проблем детского здравоохранения продолжают оставаться наркомания и токсикомания.

Среди причин детской смертности стабильно лидируют внешние (травмы, отравления, самоубийства). В структуре смертности от внешних причин преобладают транспортные несчастные случаи и самоубийства. От дорожных травм в 2007 г. погибло 3063 детей, из них более 50% - подростки. При этом более половины детей погибает на месте происшествия еще до прибытия скорой помощи и до 80% пострадавших - до поступления в стационары. Только повышение качества организации и оказания медицинской помощи детям позволит снизить эти показатели. Усиление профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно лишь при реализации системы мер межведомственного характера. На первом месте стоит обязательное изучение детьми в образовательных учреждениях правил дорожного движения, основ безопасного поведения, оказания само- и взаимопомощи при травмах, а также создание безопасной среды на улицах и дорогах.

По итогам всероссийской диспансеризации детей 2005 г. подготовлен государственный доклад «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации», утверждена ведомственная программа «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2005-2010 гг.». Согласно этой программе разработан и подготовлен к утверждению Правительством РФ Межведомственный план мероприятий, согласованный с заинтересованными министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации.

В течение 2005 г. органами и учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации проводился второй этап всероссийской диспансеризации, во время которого осуществлялись лечебно-профилактические мероприятия, в том числе противорецидивное лечение, оздоровление, реабилитация и консультирование детей в медицинских учреждениях республиканского, областного и краевого уровней, а также в профильных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения РФ и РАМН.

По данным субъектов Российской Федерации, из числа подлежащих оздоровлению показатели здоровья улучшились у 70% детей, в том числе 90-100% воспитанников школ-интернатов, детских домов и домов ребенка. Противорецидивное лечение получили 78% детей с хроническими заболеваниями на всех этапах медицинского обеспечения. По данным разных регионов, плановое оперативное вмешательство выполнено на 60-90%.

Необходимо отметить, что, несмотря на увеличение потребности детей в санаторно-курортном лечении, сеть детских санаториев системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации сократилась на 2190 коек.

Результаты всероссийской диспансеризации показали увеличение потребности в оказании высокотехнологичной медицинской помощи детям в федеральных учреждениях, в том числе по кардиохируругии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, трансплантации органов и тканей. В связи с этим Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2007 г. предусмотрено расширение дорогостоящей медицинской помощи.

В системе охраны материнства и детства первичная медико-санитарная помощь занимала и занимает важное место. В настоящее время планируется возрастание роли амбулаторно-поликлинического звена, перенос части функций стационара в поликлинику.

В последние годы расширяется объем оздоровительных и превентивных мероприятий в образовательных учреждениях. Во всех регионах России формируется сеть школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, где, помимо создания благоприятных условий среды, активно используются современные оздоровительные технологии, в том числе и в самом образовательном процессе.

Для снижения уровня заболеваемости школьников необходимо:

• совершенствование деятельности детских амбулаторно-поликлинических учреждений по оптимизации медико-социальной помощи и медицинскому обеспечению детей в образовательных учреждениях;

• более широкое использование возможностей и базы образовательных учреждений для проведения работы по сохранению и укреплению здоровья детей;

• организация межведомственного подхода к охране здоровья детей;

• усиление интеграции медицинских и педагогических работников образовательных учреждений в деле улучшения здоровья учащихся;

• привлечение родителей, общественных организаций, средств массовой информации к формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.

Особое внимание необходимо уделить медицинским и социально-психологическим аспектам здоровья детей из многодетных и неполных семей, семей с детьми, имеющими физические и психические ограничения, семей из районов экологических катастроф, беспризорных и безнадзорных детей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка. Заболеваемость в этих учреждениях остается высокой, а 27% воспитанников составляют дети-инвалиды. Структура инвалидности у детей, находящихся в домах ребенка, позволяет планировать мероприятия по ее профилактике, своевременной диагностике и реабилитации детей.

Анализ данных профилактических осмотров показал, что в домах ребенка по-прежнему уделяется недостаточное внимание проблеме алиментарно-зависимых заболеваний. Стабильно высоким остается число детей с расстройствами питания: в 2006 г. их было 26%, а среди детей первого года жизни - 30%. У трети детей первого года жизни выявлен рахит II-III степени. В 2 раза увеличилось число детей всех возрастов с анемией. Эти данные наглядно демонстрируют необходимость активизации лечебных и профилактических мероприятий в домах ребенка.

По-прежнему остается неудовлетворительной материально-техническая база домов ребенка, их оснащение необходимым медицинским и реабилитационным оборудованием. С целью увеличения финансирования домов ребенка и улучшения жизнеобеспечения воспитанников Минздрав России обращался к руководителям субъектов Российской Федерации по вопросу передачи домов ребенка с муниципального уровня на их бюджет. Однако этот вопрос не решен до настоящего времени.

Деятельность органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам детской беспризорности и безнадзорности находится под постоянным контролем Минздрава России. По этой проблеме в субъекты РФ направлены инструктивно-методические материалы по работе детских поликлиник с социально-неблагополучными семьями, рекомендации по оказанию медицинской помощи детям при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ. Критерии оценки нервно-психического развития детей и методы ранней диагностики злоупотребления психоактивными веществами включены в стандарты профилактических осмотров.

В субъектах Российской Федерации развернуто около 1000 коек для оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям. В 2007 г. на обследование и лечение в медицинские стационары поступило 28 658 таких детей, 57% из них были в возрасте до 6 лет, 43% - от 6 до 17 лет. При обследовании у 24% детей выявлены инфекционные, у 39% - соматические заболевания, у 6% -наркомания, у 11% - психические расстройства, у 16% -другие болезни.

Продолжалась работа по профилактике инвалидности и выработке новых стратегических подходов к комплексной (медицинской, социальной и психолого-педагогической) реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. Так, утверждены «Концепция совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства» и план мероприятий по ее реализации, предусматривающие совершенствование законодательной и нормативной базы, внедрение современных реабилитационных технологий, подготовку специалистов в области детской реабилитологии.

При Правительственной комиссии по охране здоровья граждан Российской Федерации создана рабочая группа, призванная обеспечить межведомственное взаимодействие при решении вопросов охраны здоровья детей. На заседаниях этой рабочей группы заслушана информация по следующим вопросам: об итогах всероссийской диспансеризации и мерах по улучшению состояния здоровья детей; об организации питания школьников и производстве продуктов детского питания; о физическом воспитании детей; об опыте обучения детей в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Самарской области здоровому образу жизни; о профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Продолжается работа экспертной профильной комиссии по педиатрии Совета по кадровой политике при Минздрава России, на заседаниях которой рассмотрены документы по введению следующих детских специальностей: кардиолога, нефролога, уролога-андролога, реабилитолога, аллерголога-иммунолога, инфекциониста, психиатра. Решением Совета в номенклатуру врачебных специальностей учреждений здравоохранения введены специальности детского кардиолога и детского уролога-андролога.

Одним из основных механизмов повышения эффективности и качества медицинской помощи женщинам и детям является разработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и ребенка. В течение 2007 г. было издано 13 приказов Минздрава России, в том числе по дальнейшему развитию и совершенствованию медико-генетической службы, кардиохирургической помощи детям, охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков. Утверждены инструкции о порядке разрешения и проведения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям, по организации работы женской консультации, по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, по оздоровлению беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях. Утверждены также схемы динамического наблюдения за беременными и родильницами, гинекологическими больными, рекомендуемая структура, перечень оборудования и оснащения центров по лечению бесплодия и др. Регламентирована медицинская помощь новорожденным детям в акушерских стационарах, определено раздельное финансирование койки родильницы и койки новорожденного, временная их статистическая отчетность, в том числе коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных; снижена нагрузка на медицинский персонал.

Постановлением Правительства Российской Федерации №255 от 6 мая 2007 г. субъектам Российской Федерации рекомендовано оказывать бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям в приоритетном порядке, за счет своего и местных бюджетов, а также средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Не менее важно обеспечить детей высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи. В 2008 г. такую помощь получили в учреждениях МЗ РФ и РАМН около 20 000 детей.

В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» решаются задачи по снижению показателей материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, инвалидности среди детей до 18 лет, повышению уровня здоровья детей. На реализацию этой подпрограммы в 2008 г. из федерального бюджета было выделено 380,83 млн рублей. За счет средств программы проводилось оснащение лечебно-профилактических педиатрических и акушерских учреждений современным оборудованием: наркозно-дыхательной аппаратурой, реанимационными комплексами для новорожденных, электрокардиографами, цветными сенсорными прикроватными мониторами, ультразвуковыми сканерами и ингаляторами, наборами реагентов для проведения неона-тального скрининга на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. Дети первого года жизни, страдающие фенилкето-нурией, обеспечены белковыми гидролизатами. На эти же средства закуплены медикаменты и оборудование, поставленные в указанные учреждения более чем 80 регионов России; осуществлены научные исследования по разработке новых методов профилактики, диагностики и лечения в педиатрии и акушерстве. За счет федерального бюджета ведется строительство и реконструкция 42 лечебно-профилактических педиатрических и акушерских учреждений.

За период реализации Федеральной целевой программы «Вакцинопрофилактика» удалось добиться существенного снижения уровня инфекционной заболеваемости у детей (дифтерией - в 5,4 раза, коклюшем - в 2 раза, эпидемическим паротитом - в 4,8 раза). За последние годы существенно возрос охват детей профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита. Среди детей в возрасте 2-х лет в целом по стране он составляет более 95%. Прививками против вирусного гепатита В охвачено 80,2% детей, против краснухи - 86,1%.

Противотуберкулезная вакцинация и внедрение системы активного выявления туберкулеза позволили добиться некоторого снижения заболеваемости детей этой социально значимой болезнью (2000 г. - 17,5; 2002 г. - 15,9 на 100 000 детей в возрасте до 15 лет).

Согласно подпрограмме «Дети-инвалиды» при оказании консультативно-диагностической помощи этим детям в специализированных учреждениях внедрялись современные технологии. Начата работа по оснащению детских реабилитационных центров системы здравоохранения современным оборудованием, средствами творческой и трудовой реабилитации.

Совместно с Федеральным фондом ОМС продолжалась работа по реализации мероприятий в рамках программы «Охрана материнства и детства». В 2007 г. на эти цели Федеральным фондом ОМС было выделено 600 млн рублей лечебно-профилактическим учреждениям федерального уровня и 313,2 млн рублей в регионы для лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения.

Проблемой остается неравномерное и недостаточное финансирование медицинской помощи детям и матерям в разулучшения ситуации рекомендуется органам исполнительной власти выделять для целей охраны материнства и детства не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения.

В настоящее время медицинская общественность активно обсуждает проект программы «Повышение структурной эффективности здравоохранения». Впервые проект этой основной стратегической программы отрасли стал объектом обсуждения благодаря интернет-сайту Минздрава России. Одним из основных ее элементов является формирование многоуровневой сети амбулаторной помощи, причем первичный уровень должен быть реализован на базовых клинических профилях: общей терапии, педиатрии, хирургии, травматологии, акушерства в условиях городских и районных поликлиник. Ответственность за оказание первичной медико-санитарной помощи на селе будет постепенно перенесена на врача общей практики. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что особое место при проведении любой реформы или реструктуризации в здравоохранении должны занимать учреждения охраны здоровья матери и ребенка, оказывающие медицинскую помощь наиболее незащищенной и социально уязвимой части населения. Именно в этой службе должны быть реальные гарантии как доступности медицинской помощи всем слоям населения, так и возможности обеспечения качества медицинских услуг.

Анализ федеральных нормативных актов, касающихся обеспечения прав ребенка в России, указывает на необходимость внесения в них дополнений.

С целью определения единых подходов к совершенствованию государственной политики по сохранению здоровья детей, профилактики заболеваний, детской инвалидности, усиления межведомственного взаимодействия в решении этих вопросов, целесообразно разработать Концепцию государственной политики по охране здоровья детей и матерей в Российской Федерации.

Учитывая все изложенное, к основным направлениям совершенствования охраны здоровья детей следует отнести:

1) обеспечение достаточного уровня финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в объеме не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения;

2) повышение структурной эффективности здравоохранения в части охраны материнства и детства;

3) дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей с созданием межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров;

4) мониторинг здоровья детей и младенческой смертности;

5) формирование территориальных и федерального регистра врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике;

6) увеличение объема профилактических мер на основе внедрения современных технологий и переноса части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;

7) совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.

4.Плюсы и минусы закона о материнском капитале

Материнский капитал — форма государственной поддержки родителям после рождения второго ребенка.

Основным преимуществом материнского капитала является его социальная помощь в виде денежного довольствия. Но получить его могут не все, а лишь те родители, у которых это уже второй ребенок в семье (или еще больше).

Имеют право на материнский капитал:

· Родители и ребенок, но обязательно, чтобы были гражданами РФ;

· Родители и чадо, если даже имеют двойное гражданство. Но, деньги можно будет получить и тратить только на территории РФ;

· Родители и приемный ребенок (до 18 лет). Но, если суд РФ принимает решение об отмене прав усыновления, то сертификат теряет свою силу.

Условия получения материнского капитала:

· Во-первых, необходимо прийти в ЗАГС и получить свидетельство о рождении ребенка;

· Во-вторых, идем в службу паспортного стола и любезно просим у сотрудников сделать отметку в ваш паспорт о рождении малыша. Тут же получаем сертификат о гражданстве ребенка – это пригодится в дальнейшем.

· В-третьих, собираем документы (свидетельства о рождении) для подачи в отделение Пенсионного фонда, обычно по месту жительства, с целью доказательства, что это у вас не первый ребенок. Сотрудники фонда сделают необходимые им ксерокопии и предложат вам заполнить данными бланк-заявления на получение сертификата материнского капитала. Согласно законодательству ровно через один месяц и пять дней на ваш адрес должно прийти заказное письмо, в котором будет указан окончательный вердикт по вашему ходатайству, а также дата явки в отделение фонда (в случае положительного результата);

Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» были установлены правила по получению и использованию материнского капитала.

Но, как оказалось на практике, в нём выявилось множество недоработок. К счастью всех мам государство быстро среагировало и в январе 2009 года внесло в закон поправки на владение сертификатом на материнский капитал.

Так каковы же плюсы и минусы в законе о материнском капитале?

Например, чтобы воспользоваться материнским капиталом на приобретение жилья с помощью ипотечного кредита, мать должна быть владелицей самого сертификата, а также лицом, взявшим кредит в банке. Но!... Женщина, находящаяся в декретном отпуске или по уходу за ребёнком сидящая дома и не работающая, никак не может оплачивать проценты по ипотеке. Конечно же, эта обязанность ложится на мужчину (отца семейства). В пенсионном фонде, слыша фразы матерей, пришедших с сертификатом, о том, что по договору с банком они являются поручителями, ничего не хотели слышать. И были правы. Здесь государством был допущен пробел.

На страницах нашего сайта, в статье «Ура! Воспользоваться материнским капиталом теперь могут и мужчины» было подробно описано, как государство исправило свою ошибку. Теперь владелице сертификата на материнский капитал останется только дать нотариально заверенное согласие официальному мужу на использование им материнского капитала.

Ещё один серьёзный недочёт состоял в том, что в законе было прописано обязательное владение ребёнком доли в покупаемой квартире. Но!... Многие кредиты были взяты до рождения малыша, а следовательно он никак не мог быть вписан в договор о собственности недвижимости.

Банки в свою очередь запрещали что-либо менять в договоре, и это нарушало весь процесс благих начинаний государства. По сути получалось, что сертификатом на получение материнского капитала могли воспользоваться женщины, которые сначала родили, а потом взяли ипотечный кредит в банке, оформив договор так, что ребёнок также становился собственником приобретаемой квартиры.

Теперь, чтобы решить эту проблему, было сделано следующее: пенсионный фонд запрашивает письменное нотариально заверенное обязательство держателя кредита о том, что он оформит долевую собственность на всех членов семьи по истечению шести месяцев. Если приобретается жилье с обременением – то по истечению шести месяцев с момента, когда обременение будет снято. После этого оформляются документы на право собственности на каждого члена семьи. Если же речь идет об ипотечном кредите на строительство индивидуального дома, то долевую собственность предстоит оформлять спустя шесть месяцев с момента сдачи дома в эксплуатацию.

В течение 30 дней пенсионный фонд выносит решение об использовании сертификата на материнский капитал, а в течение двух следующих месяцев деньги должны будут быть перечислены кредитной организации. Но, отмечу, что если вы имеете задолженности по ипотеке, то в направлении денег на кредитные пени вам откажут.

Какие документы необходимы для получения материнского капитала?

1) Документы, удостоверяющие личность, место жительства, гражданство лица, получившего сертификат на материнский капитал;

2) Сертификат на материнский капитал;

3) Кредитный договор;

4) Справку из кредитного учреждения, в которой указана сумма остатка долга по кредиту;

5) Свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием заемных средств;

6) Засвидетельствованное в установленном законодательством порядке письменное обязательство лица, в чью собственность оформлено жилое помещение, оформить это жилье в общую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев:

• в случае приобретения или строительства жилья с использованием ипотечного кредита – после снятия обременения с жилого помещения;

• в случае индивидуального жилищного строительства – после ввода объекта в эксплуатацию (при отсутствии обременения);

• в остальных случаях – после перечисления Пенсионным фондом России средств материнского капитала (при отсутствии обременения и при вводе объекта жилищного строительства в эксплуатацию);

7) Если стороной договора займа является супруг:

• копию основного документа, удостоверяющего личность супруга и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;

• копию свидетельства о браке.

А есть ли реальная помощь от материнского капитала?

Кому-то сумма в 300 тысяч поможет обрести новую квартиру. В основном это касается регионов, в которых цены на недвижимость находятся далеко не на высоком уровне. Или же у вас уже есть определённые накопления. Но!... Банки выдают ипотечные кредиты под подтверждённые доходы, а также при имении средств на первоначальный взнос (а сейчас он порядка 30% от стоимости жилья). Так что при обращении в банк за кредитом на покупку недвижимости и имея средства материнского капитала, не стоит быть слишком уверенным в том, что с вами обязательно заключат договор.

5. Национальный проект Здоровье

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

Родовые сертификаты - это одна из наиболее удачных составляющих национального проекта "Здоровье" по словам Дмитрия Медведева.

Родовой сертификат является финансовым документом, в соответствии с которым производится оплата медицинскому учреждению службы родовспоможения за медицинские услуги, оказанные женщине в период беременности и родов. В связи с этим родовый сертификат должен быть представлен женщиной в медицинское учреждение.

Введение с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации родовых сертификатов имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи. Важно, чтобы женщина с первого и до последнего дня беременности была окружена вниманием специалистов и родила здорового малыша. Регулярные посещения врача акушера-гинеколога помогут женщине не только избежать многих осложнений во время беременности, но и предотвратить ряд заболеваний ребенка, получить практические рекомендации по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний во время беременности (анемии, угрозы прерывания беременности и др.), правильному питанию и поведению во время родов, грудному вскармливанию ребенка.

Родовый сертификат включает в себя:

· талон № 1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе;

· талон № 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах;

· с 2007 года в родовый сертификат включен талон №3, предназначенный для оплаты услуг детской поликлиники по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни;

· родовый сертификат, служащий подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов учреждениями здравоохранения.

Учреждения здравоохранения передают эти талоны в отделения Фонда социального страхования. Дополнительные к обычному бюджетному финансированию средства медучреждения получат за каждую пациентку при условии, что роды завершились благополучно.

Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Заключение.

Матери и дети – это те категория населения любой страны, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, т.к. от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса – и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Тем более в настоящее время, когда с каждым годом население России снижается.

В результате выше сказанного были получены следующие выводы:

1. Семья, материнство и детство охраняются в нашей стране Конституцией, международными и национальными правовыми актами.

2. Материнство – это реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие «материнство» входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь «ребенок» определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет .

3. Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

4. Семейное законодательство регулирует в своих нормах семейные права детей и родителей в целях укрепления семьи. Семейное законодательство стремится установить в семье такие отношения, при которых нашли бы свое удовлетворение интересы личности (родителей и детей) и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

5. Трудовой кодекс РФ 2001г. закрепляет и защищает трудовые права беременных женщин, матерей с детьми и несовершеннолетних работников, гарантируя им защиту в случае нарушения их конституционного права на труд.

6. Нормы иных отраслей права (уголовного, административного, права социального обеспечения и др.) также максимально поддерживают и защищают интересы рассматриваемых групп. Санкции и наказание за нарушение их прав должны быть жесткими и безоговорочными.

Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:

- поддержку молодых и многодетных семей;

- социальную, правовую и экономическую защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости;

- оказание социальной помощи неполным семьям с низкими доходами;

- социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей;

- обеспечение всестороннего физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи.

Только при таких условиях государство будет сильным, успешным, уважаемым.

Список литературы:

1.Кузнецова И.М. Семейное прав. Учебник. – М. Юрист. – 1998.