Главная              Рефераты - Социология

Типы целевых комплексных программ - контрольная работа

Контрольная работа по дисциплине

«Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

Тема: Типы целевых комплексных программ


Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Целевые программы как средство реализации политики государства…...…...5

2. Классификация целевых комплексных программ………………………………9

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………………14


Введение

В социальной работе применяется программно-целевое управление, - управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления появляется тогда, когда возникает серьезная и широкая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

Особой важной частью системы программного регулирования являются целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем [1, с.105].

Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [1, с.106] .

В современном экономическом словаре дается трактовка понятия Целевая комплексная программа как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Известны федеративные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы [5].

Мы видим, что в том и другом определении под целевой комплексной программой понимается комплекс мероприятий связанный ресурсами и сроками исполнения, но при этом в первом случае отводится важная роль исполнителям мероприятий, а во втором – их содержанию.

Многие исследователи определяют целевую комплексную программу как комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем. Она представляет собой организационную форму целеполагания, которая позволяет определить иерархию целей с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной цели. [3, с.73].

Мы видим, что в последнем определении как и в предыдущих оговаривается направленность мероприятий на решение проблем и реализацию поставленной цели, используя при этом наиболее эффективные методы, способы и средства.


1. Целевые программы как средство реализации политики государства

Программа представляет собой адресный документ, содержащий систему мероприятий (социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и др.) согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям. Реализация программы обеспечивает достижение поставленной цели и задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

Цель программы направлена на решение назревших определенных проблем путем соответствующего преобразования ресурсов. Комплекс разнообразных мероприятий программы является ее содержанием, и развертывается по степени решения задач исполнителями и при определенном ресурсном обеспечении. Взаимосвязь задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и социального развития государства и его субъектов и путей, способов, средств достижения этого состояния.

Таким образом, программа носит четко выраженный целевой характер, ориентируется на полное решение поставленной проблемы, характеризуется определенными конечными (целевыми) результатами (показателями). Следовательно, в любой целевой программе должны предусматриваться: конечная цель; комплекс ресурсов необходимых для достижения конечной цели; этапы и сроки реализации программы; головная организация – исполнитель и состав исполнителей; механизм производственно-хозяйственных связей; система ответственности и экономического стимулирования.

Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем [1, с. 108].

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», под федеральными межгосударственными целевыми программами понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации [4]. Данный нормативно-правовой документ впервые четко обозначил этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.

Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на год, вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с одновременным представлением проекта Федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.

Так, например, в 2009 году в реализуются следующие федеральные целевые программы, имеют следующие приоритеты: развития социальной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, новое поколение, безопасность и экология, развитие науки и технологий, развитие регионов, развитие государственных институтов [7].

В соответствии с законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» перечень федеральных программ содержит:

- краткую характеристику каждой из принятых к реализации федеральных программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;

- результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

- требуемые объемы финансирования по годам с указанием источников финансирования;

- объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

- государственных заказчиков программ».

В зависимости от важности общегосударственных задач, которые призвана решать та или иная целевая программа, зависит ее статус. Если программа решает особо важные проблемы, то ей присваивается статус президентской и инициатором ее разработки выступает Президент Российской Федерации. Разработка, реализация ресурсное обеспечение и контроль осуществляется непосредственно под патронажем Президента. Примером такой программы может служить федеральная программа «Дети России», которая имеет социальную направленность.

Региональные и местные власти могут принимать участие в вышеназванных программах за счет средств федерального бюджета и средств собственных бюджетов и разрабатывать соответствующие целевые программы по улучшению развития регионов и муниципальных образований. Координатором по реализации президентской программы выступают исполнительные государственные органы (Министерства).

На сегодняшний день социально-экономическое развитие регионов характеризуется наличием взаимосвязанных различных проблем, обусловленных глобальными преобразованиями в обществе и в силу этого носящих комплексный характер. Узконаправленно проблемы не решаются (экономический кризис, безработица, рост преступности, бедность людей, низкое качество продукции и услуг, неприспособленность к рыночным условиям и др.), что ведет, к их обострению и укреплению их взаимозависимости. Одним из препятствий на пути решения комплексных проблем является ведомственный (отраслевой) характер управления процессами жизнедеятельности общества. Вследствие этого (особенно при дефиците ресурсов) попытки решения проблем одной отрасли забирают средства из другой. В результате проблемы только усугубляются, а сами отрасли оказываются в отношениях конкуренции — борьбы за ресурсы [6]. Возможный путь выхода из складывающейся ситуации видится в разработке целевых межведомственных (межотраслевых) программ регионального развития, направленных на решение комплексных проблем.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах субъектов Российской Федерации. Важным условием эффективности решения проблем регионов является комплексность целевых программ.


2. Классификация целевых комплексных программ

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Исследователи А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. выделяют общегосударственные, функциональные, региональные и муниципальные программы [3, с. 74]. Общегосударственные программы – это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т.п.).

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев, Д.С. Штрейс классифицируют целевые программы по таким признакам как уровень значимости или государственный статус, территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, отраслевая локализация, характер возникновения проблемы, срок реализации программ и т.д. Мы охарактеризуем часть из них.

По государственному статусу программы подразделяются на федеральные, реализуемые средствами только Российской Федерации (ФЦП); межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.

Программы по функциональной ориентации А.И. Жуковский и др. определяют как социальные программы, предусматривающие меры социальной поддержки населения; экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий; инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства; научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники; фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки [1].

Программы по характеру подразделяются на сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные.

Подразделение программ служит для нахождения общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, эффективность финансирования, особенности управления программами и т.д. Каждая целевая комплексная программа может характеризоваться одновременно несколькими признаками.

Программы конъюнктурного и структурного типа разрабатываются исходя из характера поставленных целей. Программы конъюнктурного характера решают текущие задачи в краткосрочном интервале, продолжительностью до двух лет. А программы структурного характера предполагают решение среднесрочных и долгосрочных проблем, качественных преобразований и глобальных изменений основных структур какой-либо отрасли [1, с. 110].

Целевая комплексная программа может включать в себя несколько подпрограмм различного типа, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Так, к примеру, В.Н. Иванов выделяет 5 уровней программ территориального типа:

Первый уровень предполагает создание комбинированных произ­водств на базе одного вида природных ресурсов. Второй уровень — решает внутритерриториальные межотраслевые проблемы комплексного использования нескольких видов природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно. На третьем уровне используется окружающая среда при условии поддержания ее заданного качественного состо­яния. Здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и био­сферы. Четвертый уровень включает комплексное развитие социально-экономи­ческой системы, обеспечивающее единство производства, воспро­изводства населения и улучшения условий его жизни, воспроиз­водства природных условий. Пятый уровень — комплексный учет развития данного региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных про­блем [3, с. 76].

На 2009 год в Российской Федерации реализуется 53 целевые комплексные программы. Их можно разделить по содержанию на несколько видов [7].

Социально-экономические программы – предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения (11 программ).

Научно-технические программы – направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект (13 программ). Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы – предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств (3 программы).

Территориальные программы – направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах (6 программ).

Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий по охране природы и общей безопасности (17 программ).

Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой, развитие государственных институтов (3 программы).

Федеральные целевые комплексные программы по своей временной продолжительности в большей степени являются среднесрочными – продолжительностью до пяти лет и долгосрочными, т.е. как говорилось выше разрабатываемыми на период свыше пяти лет.

Региональные целевые комплексные программы, которые реализуются на сегодняшний день разрабатываются на основе Указа Президента Российской Федерации N 1168 от 13 сентября 2004 г. «О Министерстве регионального развития Российской Федерации», Постановления от 26 января 2005 г. N 40 об утверждении положения «О Министерстве регионального развития Российской Федерации».

При разработке и утверждении муниципальных целевых комплексных программ Администрация руководствуется нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня.


Заключение

Таким образом, целевые комплексные программы являются важнейшим инструментом управления государством. Они выступают и как один из важнейших средств реализации структурной политики и поэтому должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Они играют важную роль в решении актуальных проблем развития субъектов Российской Федерации, развития социально-экономических процессов на всех уровнях. Такое комплексное планирование решения проблем способствует повышению улучшения качества материальных благ и услуг, что в результате влечет за собой в целом повышение качества жизни населения страны.

Поэтому социальное программирование постепенно превращается в эффективную управленческую технологию, которая объединяет различные функции управления: информационную, познавательную, прогностическую, стратегическую и другие. Все они получают организационное ии финансовое обеспечение. Это, требует обоснования и поэтапного применения методов разработки программных решений, выбора содержания мероприятий и ожидаемых результатов от ее реализации. Комплексные целевые программы позволяют соотнести возможные ресурсы с целеполаганием и направить их на решение наиболее приоритетных проблем.

В результате работы мы выяснили, что комплексные целевые программы очень разнообразны и не существует их четкой классификации. Но исследователи чаще всего выделяют три типа программ: общегосударственные (на уровне Российской Федерации), функциональные (отраслевые) и территориальные (региональные, муниципальные). Они в свою очередь, содержат подтипы программ. Все программы довольно разнообразны по своему характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Особое место занимают научно-технические программы, предусматривающие создание новых идей.

Список литературы

1. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) / Под. ред. С.Ю. Фабричного. - М., 2006. – 175 с.

2. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. – Владивосток, 2004. - 144 с.

3. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высшая школа, 2001.— 271 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»// ttp://nalog.consultant.ru/doc50946.html

5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

6. Стадии разработки программы регионального развития // http://nkozlov.ru/library/s42/d2928/print/?resultpage=16

7. Федеральные целевые программы/ http://www.programs-gov.ru/