Главная              Рефераты - Социология

Основные школы и направления современной социологии - реферат

Основные школы и направления современной социологии

Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.

Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка, исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм (бихевиоризм - «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять поведением человека) и прагматизм. Р. Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе - это: 1) концентрация населения; 2) централизация (выделение центра); 3) сегрегация (отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия (наплыв эмигрантов); 5) сукцессия (усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования - монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т.д.

Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х гг. ХХ в. в г. Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены эмигрировали. Главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Дьердь Лукач, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители - это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т. Парсонсом (1902-1979). Основной проблемой социологии является исследование прпоцессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из взаимодействующих индивидов, каждый из которых является актором (творцом социального действия) и объектом действия других акторов. Любая социальная система является структурой, совокупностью компонентов со стабильными свойствами, и одновременно как процесс, в ходе которого изменяются взаимоотношения между структурами, или сами структуры (статика и динамика системы). Т. о. социальные системы рассматривались как сложные совокупности социальных действий. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом», включающим в себя действующее лицо (актора) и ситуационное окружение. Ситуационное окружение действия оказывает влияние на актора через систему символов и знаков, являющихся элементами культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из 4 факторов: 1. биологический организм; 2. личностная подсистема; 3. культурная подсистема; 4. социальная подсистема, обеспечивающих интеграцию общества. Система действия выполняет 4 функции:

1. адаптация - приспособление к среде;

2. целедостижение - определение целей, мобилизация средств и ресурсов для их достижения;

3. мотивация - воспроизводство и поддержание образца (ценности и нормы системы);

4. интеграция - координация и стабильность между частями системы. Каждая из функций соответствует своему организму: биологический - адаптация, личностная - целедостижение и т.д. В процессе взаимодействия личности с другими, личность приходит к ожиданию определенных действий других индивидов в определенных ситуациях. Это ожидание называется экспектацией. Экспектация, направленная на других, и их экспектации, направленные на тебя и окружающих ведут к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, регулирующих поведение человека.

Роберт Мертон (1910-2003 гг.) - американский социолог, видный теоретик структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций». Дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие. Нонфункция - функция, не имеющая большого значения для системы. Явная и латентная (сткрытая) функция - в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие - нет (они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализа отдельных уровней системы (институтов, групп), для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.

Теория социального конфликта возникла как реакция социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа, основанного на утверждение стабильности, устойчивости и порядка в обществе, игнорируя реально существующие социальные конфликты. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер (р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» (1956), «Исследования социального конфликта» (1967), Козер выдвигал идею, что социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. 1. Функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). В работе «Выход из утопии» (1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта - антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов - это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт -естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.

Создателем этой теории считается Джорж Мид (1863-1931). Интеракционизм - взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы - это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир, по Миду, - это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью на прямую, только через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, - прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я» (набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы» (усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акта взаимодействия. Механизм формирования значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер.

Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Феномен - явление. Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т.е. как он является для нас. Феноменология - наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» Альфред Щюц обосновывает феноменологию, интересующуюся рефлексией (самопониманием). Рефлексия - объект изучения, цель - изучение жизненного мира. Жизненный мир - это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии - то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т.е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный, (который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание, по Щюцу, - это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность - это общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир - это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т.е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают "разделяемые значения", т.е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью остроумных экспериментов. Гарфинкель считал, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения.

Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (род. 1910) и Питер Блау (род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Хоманс выдвинул задачу - вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа - элементарное социальное поведение, т.е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями (социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление (поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. По