Главная              Рефераты - Социология

Социальная работа с детьми сиротами в приемных семьях - реферат

Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 2

Глава 1. Теоретические основы социальной работы

с детьми-сиротами ………………………………………………………… 5

1.1. Традиции социальной помощи детям- сиротам в истории России … 5

1.2. Сиротство в современном российском обществе ……………..……. . 11

1.3. Основные формы социального устройства

детей-сирот …………………………………………………………………… 17

Глава 2. Социальная работа по социализации детей-сирот

в приемных семьях ……………………………………………………. ….. 24

2.1. Нормативно- правовые основы создания и функционирования

приемных семей …………………………………………………………….. 24

2.2. Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях ………... 28

Заключение ………………………………………………………………… 33

Список использованной литературы .................................................... 36

Введение

Сегодня мир вступил в XXI век, однако издавна существующая в обществе проблема детей-сирот не только не исчезает с развитием цивилизации, но приобретает еще большую остроту и актуальность, так число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе – это не только дети, родители которых умерли, но и так называемые социальные сироты – дети, оставленные без попечения живыми родителями.

После Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. Войны, в результате которых появляются сироты, прекратились более 60 лет назад, а количество детей, лишенных родительского попечения, ежегодно неуклонно растет и составляет внушительную для мирного времени цифру. По данным Министерства образования, на 2008 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие материнской заботы, поддержки родственников, семейного общения негативно сказываются на детском социальном, психическом и физическом здоровье.

Социальная работа по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также все исследования, посвященные ее проблемам, всегда были в России очень актуальными.

Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача – смягчить для детей-сирот остроту проблем, вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с детьми-сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания для детей условий жизни, близких к семейным. Важность этого аспекта социальной помощи детям-сиротам обусловила выбор темы данной работы.

Тема исследования: социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях.

Обзор литературы: Проблемы детей-сирот исследовалитакие авторы как Гордеева М., Дементьева И., Дзугаева А., Зарецкий В. К., Ослон В. Н.; Социальную работу с детьми-сиротами исследовали Брутман В.И., Олиференко Л. Я., Холостова Е. И., Гусарова Г., Иванова Н. П., Лозовская Е. Г.

Многие проблемы детей-сирот обусловлены дефицитом индивидуального подхода и внимания, который испытывает ребенок-сирота даже при хороших условиях его проживания в детском доме. Индивидуальный подход и внимание призваны обеспечить детям приемные семьи, которые как социальная система созданы в нашей стране относительно недавно, поэтому нуждаются как в научных исследованиях, так и в социальной помощи, социальной работе с ними.

Противоречие исследования: в достаточной изученности проблем социальной работы с детьми-сиротами, и одновременно, в существовании неисследованных областей в сфере социальной работы с детьми-сиротами в приемных семьях.

Проблема исследования: необходимость исследовать возможности улучшения социальной работы с детьми-сиротами в приемных семьях

Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами.

Предмет исследования: особенностисоциальной работы с детьми-сиротами в приемных семьях.

Цель исследования: выявить возможности социальной работы по созданию условий успешной социализации детей-сирот в приемной семье.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть традиции социальной помощи детям-сиротам в истории России.

2. Проанализировать сиротство как явление современного общества.

3. Описать основные формы социальной работы с детьми-сиротами.

4. Изучить нормативно-правовые основы создания и функционирования приемных семей.

5. Рассмотреть социальную работу по созданию условий успешной социализации детей-сирот в приемных семьях.

Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение.

Структура работы : введение, 2 главы, заключение, список литературы.

В главе 1 раскрываются теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами.

В главе 2 рассматривается приемная семья как форма социальной работы с детьми-сиротами.

В заключении даны основные выводы исследования.

В работе также имеется список используемой литературы, состоящий из 36источников.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами

1.1 Традиции социальной помощи детям-сиротам в истории России

Уже в древних славянских общинах мы можем обнаружить общинно-родовые формы помощи и поддержки, «связанные с языческим родовым пространством, в качестве которого выступает «вервь» – круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных – стариках, детях, женщинах» [16].

В качестве основных институтов, оказывавших поддержку детям, фактически сохранявших им жизнь, можно назвать институт детского сиротства. (Сиротами в те времена называли и детей и стариков, относя их к одной социальной группе). Этот институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт приймачества, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.

В системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда данная группа обездоленных «снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами».

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Шарин В. пишет что парадигма помощи и поддержки в период с IX по первую половину XVII века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности .

Первоначальные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты, в которых содержались сироты. В XIV-XVI веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

В этот период еще не сформировался институт детства, общество не воспринимало детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно детям-сиротам, относящиеся к тому времени. Помощь идет не столько от церкви, сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. «Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя»[7]. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были своеобразными детскими домами.

С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

По словам Лозовской Е.Г, впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты появлялись в результате стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и детям, которых называли «зазорными детьми». В 1682 году нищие безродные дети выделяются из общего числа нищих. Тем самым, государство с одной стороны признаёт то, что дети стали нищими не по своей вине, а с другой стороны считает, что дети достойны особой заботы. С одной стороны, общество порицало безродность, безродительство, а с другой – чувствовало свою ответственность за решение проблемы. Малолетние брошенные дети обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Если выросшие, обученные ремеслам дети, теряли здоровье, душевное или физическое, то они могли вернуться в приюты как в родной дом [16].

При Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.

При Павле I на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини Н.С.Трубецкой. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот.

Шарин В. пишет, что до начала XX века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей. Она улучшила условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Святой Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай I учредил сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее. «Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного призрения» [7].

Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами. Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе в 1921 году. В 1928 году практика принятия детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь».

К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено системой детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

Общее число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.

В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».

В начале 90-х в России стали разрабатываться посвященные детям-сиротам проекты и программы. Одной из самых примечательных программ 90-х годов является федеральная программа «Дети России».Целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.

В ходе выполнения Программы реализованы меры по укреплению материально-технической базы и совершенствованию работы учреждений детства и родовспоможения системы здравоохранения, учреждений для детей-сирот, учреждений социального обслуживания семьи и детей.

С начала «перестройки» Россия стала постепенно возвращаться в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения» [7].

С 1996 года осуществляется социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она регулируется главным для этой сферы законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[35]. Этот закон четко определяет понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В этом законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственникам это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.

Таким образом, из рассмотрения традиций социальной помощи детям-сиротам в истории России, видно, что уже в древней Руси существовали традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям-сиротам, как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. До начала XX века попечение детей-сирот развивалось преимущественно в рамках религиозной благотворительности, к которой в 17 веке присоединяются светские государственные формы, а в советский период благотворительность стала сугубо государственным делом.

За свою многовековую историю формы социальной помощи сиротам менялись. Но во все времена в России социальная поддержка детям-сиротам рассматривалась как важная задача, стоящая перед обществом, они были в числе первых, кому оказывалась помощь. Причем эта помощь традиционно была комплексной. Она не только была направлена на то, чтобы дать детям кров и еду, но и включала их обучение, освоение ими ремесла, которое позволяло им обрести самостоятельность во «взрослой» жизни.

1.2 Сиротство в современном российском обществе

Сиротство как социальное явле­ние существует столько же, сколько человеческое общество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, несчастные случаи, болезни приводили к безвременной гибели родителей маленьких детей, вследствие чего эти дети становились сиротами. Издавна существует и иной вид сиротства, когда дети лишаются попечения родите­лей из-за нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности: роди­тели или отказываются от ребенка, или устраняются от его вос­питания.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших его потребностей. Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире, и их отсутствие переживается человеком, особенно в детском возрасте очень тяжело.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота и социальный сирота.

Сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [35].

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем, вследствие лишения их родительских прав или признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.В этом случае заботу о детях берет государство. [11, с. 158].

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный.

В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении [12].

По словам автора Гордеевой М, в современной России проблема детей-сирот имеет большую остроту и актуальность, так как число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем российском обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Государство и общество берут на себя заботу по развитию, и воспитанию сирот, однако не всегда полноценно справляются с решением этой задачи [8].

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

В современных условиях социальной нестабильности многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные «антикризисные» механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков [30].

В настоящее время продолжает иметь место устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1994 году было 496,3 тысяч таких детей, то на 1 января 2008 года 742 тыс. детей. При этом лишь около 10% из общего числа детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами следствии смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.

Одной из главных причин роста числа социальных сирот является то, что ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2008 году 32,6 тысяч родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тысяч родителей привлечены к административной ответственности и поставлены на учет в органы милиции, возбуждено 9 тысяч уголовных дел в отношении указанной категории родителей. Правительством Российской Федерации не принимаются меры по повышению ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за надлежащее содержание и воспитание детей.

Высокий уровень социального сиротства вызван долгосрочными тенденциями деструкции института семьи, последствиями социально-экономического кризиса 1990-х годов, приведшего к нарастанию семейного неблагополучия, а также недостаточной эффективностью действующей системы защиты прав детей.

Семьи переживают такие социально-экономические трудности, как: (потеря работы старшими членами семьи, низкие доходы, многодетность и др.) проблемы здоровья (инвалидность членов семей, злоупотребление психоактивными веществами и др.). Кроме того, на отношение родителей к детям влияют и психологические факторы (неблагополучные супружеские отношения, нарушенные детско-родительские отношения, слабые родительские навыки и др.).

Многие семьи, переживающие раннюю стадию развития кризисной ситуации, имеют внутрисемейные и личностные ресурсы для ее преодоления. Необходимым условием их реализации выступает своевременное получение извне целенаправленной социальной помощи, использующей потенциал семьи для реабилитации ее способностей осуществлять воспитание детей и уход за ними.

При оказании социальной помощи семье очень важно раннее выявление семейного неблагополучия, оно позволяет минимизировать затраты и усилия специалистов, необходимые для восстановления семьи, обеспечения соблюдения прав ребенка. Организация работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет детям сохранить кровную семью, сократить число лишений родительских прав.

Семья Г, считает, что чаще обнаружение семейного неблагополучия, фактов нарушения прав ребенка происходит, на поздней стадии кризиса в семье, что снижает эффективность индивидуальной профилактической работы. Помощь семьям и детям нередко строится как набор отдельных услуг, она зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. В недостаточной степени распространены и используются современные технологии профилактической работы по предупреждению семейных кризисов [24].

Помощь семьям и детям группы риска по социальному сиротству осуществляется различными ведомствами разрозненно, по разным критериям и основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой единого комплекса мероприятий. Деятельность по реабилитации детей и семей, социальный патронаж семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеют достаточного нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность. Система постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только начинает свое развитие. Отсутствует система профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства.

Принятые в последние годы в Российской Федерации меры по развитию законодательной базы в сфере защиты детства, опеки и попечительства создали необходимые условия для формирования в субъектах РФ системы профилактики социального сиротства как составной части мер по защите прав детей. В частности, федеральные законы № 258 от 29.12.2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве», № 49-ФЗ от 24.04.2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» повысили статус органов опеки и попечительства, ответственных за осуществление деятельности по защите прав детей. Обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье, которое закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве заняло особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. В связи с изложенным, актуальным является принятие на основе программно-целевого подхода комплекса мер по совершенствованию действующей в регионе системы защиты прав детей в целях решения задач профилактики социального сиротства.

Таким образом, рассмотрев сиротство, как социальное явление современного общества, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основные усилия в этой области направляются лишь на выявление и устройство детей, уже лишившихся родительского попечения.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

1.3 Основные формы социального устройства детей -сирот.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве их проживания, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей по любым причинам, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития [4].

Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим биологическим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья) [16, c. 85].

По мнению Холостовой Е.И,приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам - готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется; ли он законным путем; дали ли кровные родители и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью [36].

Иванова Н.П, пишет, что при усыновлении уделяется большое внимание личности усыновителей и их подготовке, то есть тщательно изучается психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; выявляется, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию, могут ли усыновители сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка [12].

Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [35, с.1] Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ).

Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими [18].

Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам [31].

Приемная семья (детский дом семейного типа) - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей. Такие семьи принимают в первую очередь воспитанников домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов. Большинству детских домов семейного типа выделяют жилье, транспорт, землю для организации подсобных и фермерских хозяйств [22, с. 120].

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей [4].

Гуманной, личностно-ориентированной формой учреждения для детей-сирот можно считать детские деревни «SOS - Киндердорф». Воспитание детей осуществляется здесь в группе – («семье») из 5 - 8 детей, которой руководит одинокая женщина («мать»). Каждая семья имеет дом, общее хозяйство («очаг»). В семье культивируются родственные отношения и привязанности между детьми. Двухэтажные коттеджи, которые занимают семьи, очень уютные, прекрасно оборудованы. В них есть все необходимое не только для жизни, но для развития детей. Такие условия уже сами по себе оказывают сильное реабилитационное воздействие. Дети ходят в школу и детский сад, находящиеся в поселке. После школы, в свободное от подготовки к урокам время, с удовольствием помогают по хозяйству и на кухне [17].

Жизнь каждой семьи детской деревни и обстановка в доме целиком определяются желанием «мамы» и детей, их интересами и увлечениями. Семья как семья, дружная, многодетная, только без папы. До сих пор идут споры: хорошо ли для детей жить только с мамой? Несомненно, одно - для детей очень важно, что рядом с ними находится постоянно человек, взявший за них ответственность и стремящийся им помочь. В деревне «SOS - Киндердорф» детям возвращается семья, материнская забота, дом, а как самое важное - естественная нормальная детская жизнь, позволяющая каждому из них быть спокойным за будущее. К сожалению, обычный детский дом обеспечить этого в полной мере не может.

Дома ребенка в России определяются как "медицинские учреждения, созданные для воспитания и предоставления медицинской помощи детям, лишенным попечения родителей, а также детям с физическими и психическими нарушениями"[10].

Дома ребенка бывают двух типов – общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет.

Дети поступают в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев это происходит в роддоме и часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, обычно когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием [13].

Из дома ребенка детей либо возвращают родителям, либо передают на усыновление, устраивают под опеку или в приемную семью, либо переводят в детский дом или интернат по достижении ими 3 лет.

Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются [31]. Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства.

Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей: не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения[31].

Иващенко Г.М, пишет, что в детских приютах состав детей неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям.

Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое здоровье таких детей расшатано. Поэтому приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать детям отсутствие опыта семейной жизни [32].

Таким образом, описав формы устройства детей-сирот, можно сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин трудностей адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Рассмотрев в первой главе теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами, можно сделать следующие выводы.

Сиротам в нашей стране всегда уделялось много внимания. Причем традиционным было не только дать ребенку пищу и кров, но и обучить его ремеслу, содействовать его дальнейшему устройству в жизни.

Сиротство является серьезной проблемой современного российского общества. Увеличивающееся число детей-сирот растет главным образом из–за увеличения количества социальных сирот. Одной из основных причин этого является нестабильность современной семьи. В настоящее время наблюдается общее ослабление семейных связей, падение социального престижа семьи, что пагубно отражается на детях.

Государство заботится о сиротах. Разработана законодательная база, создана сеть детских учреждений для сирот. Однако решить все проблемы пока не удается. Существуют дети-беспризорники, пребывание сирот в детских домах также имеет негативные последствия.

Необходимо усиление активности общества в помощь детям-сиротам, усиление социальной работы и c ними. Необходимо активизировать

Профилактическую работу с семьями группы риска, предотвращая появление новых сирот, а также оказание социальной помощи и поддержки самим сиротам.

Глава 2. Социальная работа по социализации детей-сирот

в приемных семьях

2.1 Нормативно-правовые основы создания и функционирования приемных семей

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) [28, с. 246].

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в различных учреждениях: воспитательных, лечебно-профилактических, социальной защиты и других аналогичных учреждениях [23].

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) в нее на воспитание. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по установленной форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы:

- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

- характеристика с места работы;

- автобиография;

- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей было наличие необходимых условий для этого.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

Курбатова В.И, пишет, что приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей [31].

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу.

Таким образом, «свой» дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что особенно важно для последующей самостоятельной жизни сирот. Для приемных родителей воспитание детей- сирот является не только профессией, но и выполнением морального долга.

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, сохранял с ними связи и после наступления совершеннолетия и тем самым обрел замену утраченной им кровной семьи.

2.2. Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях

Во всех странах мира первостепенной сферой практической деятельности профессиональных специалистов является работа с детьми и семьей. Проблемы семьи и детства, которые приходится решать социальными работниками, многообразны.

Работа с детьми – одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника. Это постоянная балансировка между законом (кто имеет право решать судьбу ребенка?) и профессиональной этикой (ценность прав личности). В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты и декларации о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают. Поэтому, начиная с 70- х годов в международной практике социальной работы прочно обосновалось такое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления социальной работы предшествовали такие подтвержденные факты, как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящихся в стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданное сокращение образовательных и воспитательных программ для детей – сирот.

Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благополучия семьи. Социальные службы предлагают приемной семье целый набор услуг профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия диспансернополиклиническое обслуживание детей, профилактическое обслуживание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, финансовая помощь приемным семьям.

Основными направлениями являются: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка, социальное курирование и социальный патронаж.

Социальная помощь приемной семье – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей –

обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Исходя из этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую(психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная

многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений

государственного и муниципального секторов, учреждений социального

обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями [36].

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семей и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.[16]

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных

органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям: социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь; социально-правовые услуги; социально-реабилитационные услуги; психологические услуги; педагогические услуги; социально-медицинские услуги;

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.[3]

Основная задача работников службы – помочь приемной семье посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы.

Итак, социальная работа как общественный институт является необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально – экономического развития оно ни находилось.

Подводя итог, хочется отметить, что социальная работа с приемной семьей направлена на решение повседневных проблем, укрепление и развитие позитивных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Заключение

Изучение исследований, посвященных проблемам детей-сирот в нашем обществе позволило прийти к следующим заключениям.

Прослеживается неоспоримая закономерность в истории России: чем более развито общество, тем более оно заботится о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Институт сиротства известен со времен древних славян, когда детство не было ценностью, а сурового наказания за детоубийство не предусматривалось. Он возник как способ сохранения жизни детям. В разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли общество, государство и церковь.

Несмотря на разнообразие имеющихся форм социального устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Большая доля детей-сирот воспитывается в детских домах, приютах, интернатах. Такие условия, далеки от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после наступления совершеннолетия. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимостью новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В настоящее время, главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Жизнеустройство детей-сирот в приемных семьях - это перспективный путь решения проблемы сиротства, реализующий право каждого ребенка иметь семью. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что и представляет собой содержание их социализации.

В то же время семьи с приемными детьми нуждаются в социальном патронаже, под которым понимается оказание им адресной помощи, сопровождения и поддержки специалистами социальной работы.

Для осуществления такой многоаспектной работы по решению проблем сиротства необходимо усиление гражданской ответственности за судьбы детей-сирот, подготовка грамотных специалистов для соответствующих служб, создание эффективного института профессиональной замещающей семьи. Необходимо также создание эффективной системы помощи семье, которая должнаосуществляться по двум стратегическим направлениям. Во первых, необходима деятельность по предотвращению социального сиротства. Для чего требуется организация планомерной, комплексной социальной работы как с неблагополучными семьями на ранней стадии кризиса семьи, так и работы, направленной на укрепление института семьи, восстановление ее социального престижа, что будет содействовать обеспечению в ней условий для соблюдения прав ребенка. Во-вторых – необходима активная комплексная работа с самими сиротами, оказание им помощи в социализации и в компенсации последствий сиротства, создание новых служб ориентированных на решение проблемы сиротства, таких как: службы по интеграции в общество выпускников детских домов и интернатов, служб, обеспечивающих условия для интеграции детей с особенностями развития в общество.

Решение этих проблем требует участия всех уровней государственной администрации, общественных организаций, а также различных профессионалов и граждан России.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Список использованной литературы

1. Беличева, С. А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика 2005. - №№ 7- 8. С.23- 27.

2. Библия – М., Российское библейское общество, Мф. 5:7, С. 6.

3. Брускова, Е. С. Семья без родителей. - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS - Интернационал, 2006. – С. 111.

4. Брутман, В. И. Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 2006. .

5. Василькова, Ю.В. Василькова Т.А. Детство. Защита детей в современных условиях//Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей..- М.: Изд. центр “Академия”,1999.-С. 294-306.

6. Великанова, Л. С. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. - 2000.- №11. - С.17-27.

7. Галагузова ,М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М.: ВЛАДОС, 2001. - С.30.

8. Гордеева, М. “Дети, женщины, семья должны быть под защитой государства”//Социальная работа.-2002. - №1.- С.8 - 12.

9. Гусарова, Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей//Российское образование: Официальные вести.-2001.-№1-2.-С.94-96.

10. Дармоделин, С.В. Безнадзорность детей в России//Педагогика.-2001.-№5.-С.3-7.

11. Дементьева, И. Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке (Рекомендации к Федеральной целевой программе “Дети-сироты”)//Социальная педагогика.-2003.-№3.-С.69-72.

12. Дзугаева, А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей//Народное образование.-2001.-№7.-С.174-179.

13. Зарецкий, В. К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослов, А.Б. Холмогорова. - М., 2002

14. Иванова, Н. П. Социальное сиротство в России//Защити меня!.-1999.-№0.-С.2-3.

15. Иванова, Н. П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети “группы риска”.Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М.,1999.-С.71-75.

16. Лозовская, Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград, Перемена, 2001, С.13

17. Митяев, Л. Детская деревня SOS – новая форма детского дома семейного типа // Социальная Педагогика. – 2003. -№3. – с. 88-93.

18. Мустафина, Ф. Патронатная семья - территория любви?//Народное образование.-2000.-№6.-С.254-257.

19. Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2001. - №4.- С.70-77.

20. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.; ТЦ. Сфера. – 2002. – 480с.

21. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ОК 57000 слов/Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз.,1987. – С. 797.

22. Ослон, В. Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России//Вопросы психологии.-2001.-№3.-С.79-90.

23. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, - М.: Социздат, 2001 – С. 202 .

24. Работа специалистов с неблагополучной семьёй // Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска". Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.:Издательский центр "Академия", 2002 -С.89, 92.

25. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. - Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru, Тема 1

26. Рудов, А. Красницкая, Г "Школа приемных родителей" // Семья и школа. 2003. № 4. - С. 10-11.

27. Сековец, Л. С. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот//Проблемы школьного воспитания.- 2002.- №3.- С.17-24.

28. Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155

29. Семья, Г. Воспитание ребенка в замещающей семье / Социальная педагогика. 2003. №3. – С. 114- 115.

30. Социальная педагогика : Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.)

31. Социальна работа \ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – С. 576.

32. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних : содержание и организация деятельности. / Под общей редакцией Г.М. Иващенко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 140.

33. Шарин, В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение, 2005, №9, С.18

34. Чепурных, Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях //Народное образование.-2001.-№7.-С.23-27.

35. Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

36. Холостова, Е. И.