Главная              Рефераты - Социология

Социальная работа с детьми-инвалидами 2 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Определение и степени «инвалидности»

Из истории оказания помощи детям с ограниченными возможностями

Специальное образование для детей-инвалидов.

Стандарты и принципы для организации обучения детей-инвалидов. _ — - , Роль социального работника в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами.

Барьеры, с которыми сталкивается ребенок-инвалид.

Практическое решение проблем инвалидности на примерах некоторых

организаций.

Основные задачи Реабилитационного центра. Программа создания сети надомных производств. Выводы.

Введение

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

«Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым - значит иметь возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь».[1]

Объектом данной курсовой работы являются дети с ограниченными возможностями.

Предметом данной курсовой работы являются методы работы с данной категорией детей.

Цель - реализация методов и практическое решение проблем инвалидности детей.

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый социально-медицинский статус — «инвалид». Но что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Определение и степени «инвалидности»

«Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».2

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) понятие «инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».3

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению в возможностях человека».4

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида»/«инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до шестнадцати лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид.

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

2 Саврасов Г.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. - 2003. №1. - С. 33-34.

3 Декларация о правах инвалидов от 09.12 1975 г.

4 ФЗ « О социальной защите инвалидов» от 1 ноября 2002 г. (ст.8)


Хочу заметить, что в нашей стране термин «инвалид» вышел из употребления, вместо него используется термин «дети с ограниченными других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели найти достойное место в обществе.

Помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, или появления отклонений в раннем детстве, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи и их родственники. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный работник.

Из истории оказания помощи детям с ограниченными возможностями

Вопрос об оказании помощи и обучении детей - инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства присмотр таких детей первоначально осуществлялся при монастырях, школах, в приютах, воспитательных домах, богадельнях.

Первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к 9-13 векам. Большинство слепых, глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывались в семье, но и много детей бродило по свету, существуя на подаяния. До второй половины 20 века системы оказания помощи для этой категории детей не было. Однако общественные организации и частные лица стали больше внимания и материальных средств отдавать решению этого вопроса. Стали открываться спецприюты, школы, больницы, училища для различных категорий детей-инвалидов (кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно, содержались в домах для умалишенных, а так же в заведениях больничного типа).

возможностями». Определение инвалидности детям производит Медико-педагогическая комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).5

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы: 1. Нервно-психические заболевания;

2 .заболевания внутренних органов;

3 .поражения и заболевания глаз.

4. онкологические заболевания.

5. поражение и заболевания органов слуха;

6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. эндокринные заболевания.6

5 Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. - 559 с.

6 Постановление Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. «О порядке признания граждан инвалидами» (п. 21)


Таким образом, можно убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» в поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в ??????????

По мнению Григорьева А.Д.-, большую роль в оказании помощи слепым детям играло Мариинское попечительство о слепых, функционировавшее с 1881 года в России. Одним из первых его шагов стала перепись слепых в стране. В результате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию.

Первая школа для детей с нарушением слуха была организована в Вильно в 1 823 году Маклаховцом К. Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898 г.), в ходе которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а гак же были созданы курсы для обучения специалистов по работе с этими детьми. Надо заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых.

Специальное образование для детей-инвалидов

На мой взгляд, чрезвычайно важны положения закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»[2] . Отмечу только три важные его позиции.

Первая - социальные гарантии. Закон определяет категории, в частности детей-инвалидов, которые находятся и должны находиться на полном государственном обеспечении. В числе этих лиц - дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, с аутизмом и некоторые другие. Это положение важно, поскольку в условиях своеобразно понимаемой рыночной реформы постоянно предлагается со всех, с кого можно и с кого нельзя, брать деньги за обучение.

Вторая - выбор модели образования. Известно, что существует три модели организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модель, условно называемая советской: обучение таких лиц в специальных образовательных учреждениях. Американо-скандинавская: обучение среди детей, не имеющих ограничений по здоровью. Европейская, смешанная модель: развитие одновременно и специальных образовательных учреждений, и интегрированного обучения. В период подготовки закона его разработчики испытывали довольно сильное давление со стороны «маятника» обратно качнувшегося общественного сознания в сторону американо-скандинавской модели. Однако выбрана была европейская, т.е. идти путем реформы, сохраняя существующую в стране и неплохо работающую сеть специальных образовательных учреждений и вместе с тем открывая дорогу интегрированному обучению. Именно поэтому Европейская ассоциация образовательного права дала высокую оценку нашему закону.

Третья - финансирование. Не секрет, что в последние годы многие лица, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают проблемы с обучением, поскольку специальные школы размещены не во всех субъектах Федерации. Прежде всего, это относится к школам для незрячих и глухих детей. Возникает проблема: как ребенка из региона, в котором отсутствует школа, направить в другой регион. Обычно одни региональные власти требуют денег, другие региональные власти денег платить не хотят, а дети остаются без образования. Разработанный закон решает эту проблему: финансирование школ для детей с нарушениями зрения и слуха будет осуществляться за счет не только регионального, но и федерального бюджета. Тем самым предполагается, что снимется острота проблемы и школе будет практически все равно - из какого региона, своего ли, соседнего, принимать ребенка. Очень жаль, что до сих пор этот закон не вступил в действие.8

Я считаю, что вложения в образование - это инвестиции в будущее. Именно поэтому представляется, что дети с проблемами здоровья, получившие образование, смогут затем не просить деньги у государства, а зарабатывать себе сами, станут полноценными гражданами и, в конце концов, помогут своей стране.

Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. - 2004. - №1. - С. 9.

Стандарты и принципы для организации обучения детей-инвалидов

Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей-инвалидов:

1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).

3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование.

4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.

5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.

6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с
функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и
необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт,
профессиональное обслуживание, транспорт).9

Можно выделить некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям: максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение), преимущество воспитания этих детей в семье, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение,

9 Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1997.-№1.-С. 3-10.

индивидуальный подход к реабилитации и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае.

В Москве Институтом развития личности РАО при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана «Игротерапия»10 , которая применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер: игры с предметами, игры с людьми. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями.

В России была разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб («От родителя к родителю»), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому.

Роль социального работника в реабилитации детей с ограниченными

возможностями

В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Для создания положительной терапевтической среды социальному

10 Репрпицсва Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. /7 Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. -№1. С. 52-61.

работнику необходимы знания не только психолого- педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо "уходом в болезнь". Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.[3]

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностью- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении детей с ограниченными возможностями в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и оказывать им действенную помощь.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Одним из основных принципов работы с инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.

Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях психологических особенностей возраста, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов - это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть и три ящика стола": Что случилось? (В чем проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.[4]

У детей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок, пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что «мир не без добрых людей», и др.

Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

На удовлетворение тех же нужд направлен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется «Кодексом о браке и семье».

Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящее от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Так, дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от минимального размера пенсии по возрасту, второй степени - 175% , третьей степени - 200% , четвертой степени -250%.13

Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а так же получение специальных средств и приспособлений в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно. Обеспечиваются жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Важным документом в сфере организации помощи детям-инвалидам является «Основные направления государственной семейной политики».13 Одной из его целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

• предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

• развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);

• предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

• развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 г.

14 «Основные направления государственной семейной политики». Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712

• формирование системного подхода к решению проблем этой категории и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

• совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов.15

Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получение детьми-инвалидами медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.[5] "

Целью программы «Социальная защита инвалидов» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов, создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.17

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

Барьеры, с которыми сталкивается ребенок-инвалид

Среди проблем детей с ограниченными возможностями чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Поэтому социальному работнику важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.

2 Одна из основных психологических проблем детей с ОВ- это проблема того, к какой группе относит себя такой человек - к " миру нормальных" или к «миру неполноценных». Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира ''нормальных" людей.18 Если же это не удается, то ребенок с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.

С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать с помощью социальных служб, причем критерием независимости является не степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ее оказывать.

Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помогай, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов.

Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-психологической реабилитации является ближайшее окружение людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-либо из ее членов, бесконечен. Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране:

* социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от роди гелей и опекунов;

* при рождении ребенка с особенностями психофиз иологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

* выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

* трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;

* отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

• сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид - бесполезный» и т.п.);

• отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.19

К сожалению, барьеры о которых упомянуто выше - это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

С появлением ребенка-инвалида все семейные функции в целом, образ жизни деформируются. Многие родители уходят в себя, возводя своего рода стену между собой и окружающим миром, социальным окружением - ближним и дальним. Ребенок с ограниченными возможностями большую часть времени проводит дома, и, естественно, семейный климат, степень психологического комфорта самым прямым образом отражается на качестве и эффективности его реабилитации. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника), социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем. формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом - нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.

Очень много семей испытывают экономические трудности, а некоторые живут за чертой бедности. Для многих семей детское пособие по инвалидности является единственным доходом. Например, когда ребенка воспитывает только мать, и в силу того, что она постоянно должна заниматься своим ребенком, она не может устроиться на постоянную работу. Но это пособие не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни ребенка-инвалида.

Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к

19 Коробейников И.Л. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЭРСЭ, 2002. - 192 с.

инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под власть физических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми, семейное положение, уровень образования, карьеру. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.

Таким образом, социальная работа с людьми с ОВ своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

Практическое решение проблем инвалидности на примерах некоторых

организаций

Президентская программа «Дети России»20 объединила

неправительственные организации. Союз и сотрудничество между государством и неправительственными организациями имеет большое значение.

Проект «Дом сказок» заключается в организации и проведении выездных и нтеракти вн ых театрал изован ных программ для детей с задержко й иji и отклонениями психического развития, находящихся на лечении в больничных стационарах Москвы. Через игру в сказку, используя методы погружения в художественно-литературную среду, перевоплощение в сказочных героев и другие методы арт-терапии, сотрудники музея оказывают детям психологическую помощь, приобщают к национальной культуре, способствуют раскрытию творческих способностей больных детей.

Выездные программы представляют собой разыгранные музейными педагогами и актерами по специально написанным сценариям интерактивные действия. Подготовлены сценарии по самым известным, узнаваемым детьми русским народным сказкам. При написании сценария учитываются психические особенности больных детей. Во время программы дети знакомятся со сказочными героями —- театральными куклами, вспоминают знакомые сказки, рассматривают и трогаю! старинные предметы крестьянского быта. В программе используется не только сказочный, но и фольклорный материал — загадки, пословицы, прибаутки. Для улучшения моторики пальцев дети под руководством ведущих программы «оживляют» перчаточные куклы.

Эффективным средством профилактики опорно-двигательного аппарата являются занятия народным танцем. Авторы проекта «Исцеление», используя методику хореотерапии, помогают приобщиться к хореографическому искусству детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детям после лечения онкологических заболеваний. Хореотерапии использует интегрированный подход к народному танцу, включая народную музыку, традиционные костюмы, игрушки. Ребята, участвовавшие в проекте, начали свое знакомство с народным танцем через костюм. Они создавали эскизы русского наряда, модели костюмов для плоских и объемных кукол.

Проект «Искусство как средство подготовки молодых инвалидов к будущей жизни» призван содействовать созданию системы художественного образования для детей-инвалидов по слуху. Начиная с 1996 года ассоциация в сотрудничестве с Учебно-методическим центром ВОГ и фирмой «Отофон» проводит бесплатные консультации по слухопротезированию детей и подростков, ведется работа по обеспечению слуховыми аппаратами. Ассоциация занимается также практической деятельностью — поставками гуманитарной помощи для нуждающихся, оказанием психолого-педагогических услуг и организацией культурных мероприятий для детей и подростков с нарушением слуха. На базе ассоциации совместно с Государственным Институтом Искусств были созданы группы по музыкально-ритмическому воспитанию, сценическому мастерству, изобразительному искусству и языку жестов для учащихся средних учебных заведений, лишенных слуха. В рамках программы «Семья семье», действующей с 1994 года, подросткам-инвалидам по слуху и членам их семей оказывается психологическая помощь. Кроме того, Ассоциация организует выставки художественных работ детей-инвалидов, привлекает подростков к участию в театральных фестивалях, регулярно организует экскурсии и посещения выставок.

Благотворительная автономная некоммерческая организация «Детский экологический центр «Живая нить». Одним из эффективных методов комплексной реабилитации 'инвалидов являются лечебные занятия верховой ездой (иппотерапия). Она помогает при целом ряде тяжелых физических и психических болезней – детском церебральном параличе с тяжелыми нарушениями, ранним детским аутизмом, в других случаях, от которых часто оказываются специалисты. Занятие иплотерапией сочетаются с социально-творческим направлением работы, которое включает в себя арттерапию. фольклорные игры, занятия в творческих студиях и ремесленных мастерских. В гончарной мастерской дети приобщаются к такому природному материалу, как глина, постигают ее структуру, возможность изменения ее формы и качества. Под руководством педагогов, из-под рук инвалидов, некоторые из которых не могут общаться с нами обычным речевым способом, иногда выходя! настоящие произведения искусства. С точки зрения реабилитации этот способ у ни кален по воздействию на 'тактильные рецепторы, развивая моторные навыки. В изостудии дети и подростки и с только знакомятся с цветовыми ощущениями, по и учатся навыкам художествен ной ком позиции. Их рисунки предоставляют специалистам Центра широкие возможности для изучения проективным методом особенностей внутреннего мира детей, что дает возможность корректировать индивидуальную программу для каждого из них. В мастерской бисероплетения в процессе создания сложных узоров из бусин дети развивают мелкую моторику пальцев. Широкое применение игротерапии способствует социализации детей, развитию эмоционально-волевой сферы. Неотъемлемой частью программы являются народные игры с песнопениями. Участвующие в этих занятиях взрослые помогают детям освоить принятые в обществе нормы поведения, элементарные

двигательные навыки (прихлопывание в ладоши, притопывание). Очень важным моментом в использовании фольклора является приобщение к традиционным корням культуры, искусству народных песен, игр и плясок. Одним из ведущих компонентов работы центра «Живая нить» является экологический аспект. Он чрезвычайно важен для маленьких москвичей-инвалидов — затворников большого города и к тому же заложников собственного нездоровья. Помимо общения с природой, во время выездов на лошадях за город, дети широко общаются с животными экологического центра «Живая нить». Познавая мир животных, дети и подростки лучше познают себя.

Основными задачами программы благотворительного фонда «Ромашка» являются снабжение детских онкологических центров необходимым современным оборудованием и расходными материалами, оказание адресной материальной помощи, а также повышение уровня грамотности населения в вопросах профилактики, диагностики и лечения больных детей.

Благотворительный горнолыжный центр детей-инвалидов «Снежок» начал свою работу в 1991 году. Это первая в России школа, которая занимается реабилитацией детей-инвалидов с помощью горнолыжного спорта. Центр работает с семейными детьми-инвалидами; а также имеет договоры с рядом детских домов и коррекционным детским садом. Многие дети гораздо лучше двигаются, спускаясь с горы на лыжах, чем при ходьбе. Разработанная Центром методика, в которой горные лыжи выступают как естественный тренажер, помогает реабилитации опорно-двигательного аппарата детей-инвалидов.

Благотворительный фонд развития лечебной педагогики и социальной терапии «Лемниската». Программа «Турмалин» обеспечивает взрослым инвалидам с выраженным нарушением интеллекта, а также подросткам возрастом старше 14 лет обучение и работу в мастерских народных ремесел: керамической, ткацкой, валяльной, столярной, свечной. Осмысленный и посильный труд является мощным средством реабилитации, дающим молодым людям уверенность в себе и осознание ценности своей жизни.

Благотворительная автономная некоммерческая организация реабилитации детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями и их семей «Волшебный ключ». В шей работает ряд творческих мастерских,

спортивных секций. В них дети могут заниматься изготовлением керамики, ткачеством, музыкой и театральными постановками, осваивать компьютеры, изучать экологию. Проведение регулярных праздников, экскурсий, читательских конференций и других мероприятий помогает детям развиваться творчески и осуществлять успешный личностный рост.

Основная цель проекта «Ступеньки творческого роста» — социально-профессиональная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями, направленная на .осознанный выбор ими жизненного пути и трудового самоопределения. Деятельность в рамках проекта направлена на создание максимально благоприятных условий для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития в условиях индивидуального подхода к каждому. Программа дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями является подготовительным этапом для профориентации и поступления в специальное или высшее учебное заведение.

Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Поддержка гуманитарных программ». Школа для родителей создана, чтобы дать такую поддержку семьям, в которых есть дети тяжелыми нарушениями развития. Программа комплексной реабилитации способствует улучшению психологической атмосферы в семьях, развивает познавательную и эмоциональную сферы и навыки общения у детей. На занятиях проводятся специальные сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и подвижные игры в доступной детям форме. Параллельно с этим родители проходят циклы тематических учебных занятий. Среди их тем: снятие стрессов, развивающие методики, правовые вопросы, основы массажа и ЛФК, организация службы помощи семьям.

Клуб «Контакты-1» строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность, и их родителями по программам, в основе которых лежит социально- политическая •модель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания


возможности. Инвалидность - не есть медицинская проблема. Инвалидность- это проблема неравных возможностей.

Работает клуб но трем инновационным моделям: Центр независимой жизни, «Выездной лицей», и «Персональный ассистент».

Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба «От родителя к родителю». От родителя к родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки, исследования, создание служб.

Инновационная модель службы «Персональный ассистент»

Цель: открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного участия во всех аспектах жизни общества.

Инновационная модель службы «Выездной лицей»

Цель: духовное и культурное развитие детей, имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через организацию специальных служб «Выездной лицей», «Персональный ассистент» и транспортные службы.

Методы:

1. Движение на дом обеспечивают профессиональные педагоги, которые привлекаются для работы в службе «Выездной лицей» на контактной основе. Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в основного союзника.

2.Движение из дома обеспечивается тремя службами одновременно. Персональные ассистенты и оборудованный транспорт необходимы для того, чтобы ребенок, имеющий инвалидность, получил мобильность и смог посещать кружки вне дома.

3.Интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу осуществляется при помощи службы «Персональный ассистент» и транспортной службы, которые помогут детям посещать интегрированные кружки и обычные классы.

4.Знания о независимой жизни людей, имеющих инвалидность, передаются на семинарах, организуемых службами «От родителя к родителю» и «Правовая защита интересов ребенка».

Сегодняшняя ситуация такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что каждый ребенок - инвалид сможет постоянно находиться в специальном реабилитационном центре: нет экономических условий для их строительства и создания оплачиваемых мест воспитателей (в международной практике принято соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).

Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных условиях, смогут адаптироваться в обычной жизни. Более реальной будет постепенная интеграция ребенка с аномалиями в развитии в социум семейной жизни, детского дошкольного учреждения, школы и т.п. с активным использованием реабилитационного потенциала семьи.

Основные задачи Реабилитационного центра

Основные задачи Реабилитационного центра и создаваемых им клубов можно объединить блоками.

Информационно-методический блок:

создание благоприятной информационно-методической среды обеспечения выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей;

- создание достоверной системы учета детей-инвалидов, позволяющей получать информацию об уровне детской инвалидности, ее динамику, проблемы, потребности и интересы детей и их семей;

- создание пункта сети или использование существующей электронной сети информационного обмена по проблемам детской инвалидности;

- освоение новых информационных и диагностических технологий при работе с детьми-инвалидами.

Для конкретной реализации блока этих задач центр:

- разрабатывает анкеты, тесты, программы и методики работы с детьми-инвалидами;

- проводит работу по оснащению телекоммуникационной системы (компьютер, модем, программное обеспечение);

- проводит техническое оснащение современными средствами тестирования и диагностики детей, информационной технологии обучения.

Учебно-педагогический блок

На основе методик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Толстого Л.П., Циолковского К.Э. и Ушинского К.Д, для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую деятельность:

- проводит интеграционную, педагогическую работу на экспериментальных площадках по инновационным направлениям работы с детьми-инвалидами;

- решает вопросы обеспечения дидактическими материалами, методиками и программами учебно-педагогической работы, компьютерными программами

Блок прагматической школы

По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой жизни: -предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду и создание фонда техноваций надомного груда, преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и информационной, компьютерной области.

Инженерный блок

Центр решает вопросы обеспечения необходимым оборудованием для конструирования и изготовления в местных условиях устройств, приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих возможности ребенка-инвалида.

Блок медицинского оздоровления

Центр проводит работы по созданию оздоровительных кабинетов нетрадиционной медицины, разрабатывает системы и методики медицинского оздоровления аномальных детей.

Блок духовного развития: помощь в духовном развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра, порядочности, чести и достоинства; организация культурно-досуговой деятельности детей и их семей в атмосфере любви, понимания и заботы.

Кроме этого центр оказывает:

- гуманитарную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов;

- способствует осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по вопросам детской инвалидной тематики;

-разрабатывает законодательные, экологические, научные, инновационные и др. инициативы, соответствующие целям и задачам центра;

-способствует повышению реабилитационной культуры родителей и заинтересованных лиц по компонентам интегрированного подхода к проблемам детской инвалидности.

Программа создания сети надомных производств

Программа состоит из двух частей - образовательной и организационной.

Образовательная часть программы базируется на четырех основных принципах:

- борьба с замкнутостью и одиночеством детей с недостатками в психофизическом развитии, что впоследствии ведет к различным отклонениям в нравственном, физическом становлении личности, к эмоциональной напряжен ности;

- содействие саморазвитию личности, ее активная социальная защита, способствующая раскрытию субъектной позиции каждого ребенка с недостатками в умственном или физическом развитии, реализацию его творческого потенциала;

- взгляд на семью как первооснову социального воспитания, как главное условие реализации задатков и способностей человека, приобщение его к культуре;

- использование огромного воспитательного влияния природы на развитие ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.

В задачи образовательной части программы входит:

1) формирование у детей - инвалидов основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их способностей и задатков;

2) развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события окружающей действительности;

3) выработка осознанного отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

4) воспитание потребности в труде, уважения к мастерам своею деле, заботливого и бережного отношения к природе;

5) формирование общих и начальных профессиональных умений и знаний, необходимых для обустройства личного хозяйства, включая подсобный садовый (дачный) участок;

6) развитие творческих способностей в процессе художественной
деятельности, включающей основы научно-исследовательской;

7) побуждение к сознательному выбора одной из профессий, связанных с народным и декоративно-прикладным искусством или современными информационными технологиями;

8) обучение Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: «Выживание в природе» и «Безопасность в городе (социуме)»[6]

( )) использование новейших информационных технологий развивающего художественно- эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию;

10) включение в муниципальные, региональные, федеральные и международные гуманитарные программы.

Организационная часть программы - это комплекс мероприятий по оснащению и функционированию системы рабочих мест надомного производстве.

По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо груда.

К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае, она выплачивается более регулярно. И очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная.

В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. То есть при таких условиях ребенок-инвалид практически не имеет возможности самостоятельно выйти во взрослую жизнь.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:

- Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернатовского типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.

- И с пол ьзо ван ие « ко м анд ного подхода», котор ы й п ред пол а гает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно.

- Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей. Многочисленные исследования заболеваний, приводящих к инвалидности, содействую! все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекцпонных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. На мой взгляд, это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

- Система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.

- Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

- Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноцепного образования для детей - инвалидов. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений здорового ребенка к больному и наоборот и т.п.

- большее внимание следует уделять ранней диагностике и началу реабилитации / абилитации. Эта проблема особенно остро стоит у пае, где слабость диагностической базы и поздняя выявляемость нарушений приводят к росту числа патологий с возрастом.

Проблема еще в том, что в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами, и основными источниками повышения квалификации остаются: различные конференции и семинары по обмену опытом (и, в первую очередь, с зарубежными коллегами), изучение новой методической литературы и, конечно же, накопленный собственный опыт в процессе работы.

Необходимо:

* создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-инвалидам;

* улучшение материальной базы организации, занимающихся социальной работой с этой категорией населения;

* расширение информационной сферы, обеспечить доступ к необходимой информации специалистам и родителям, а также всему обществу в целом (что будет содействовать изменению общественного мнения в отношении инвалидов);

* совершенствование законодательной базы в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов» Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.;

2. « Теория и методика социальной работы» Дементьева Н.Ф часть-1, Москва-94.

3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.1997. №1.С. 3-10.

4. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М, 1991.

5. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. - 1995. №9. - С. 11-12.

6. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М, 1996.

7. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». - М, 1995.

8. Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. - 2004. - №1. - С. 9.

9. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб.пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2004. - 192 с.

10. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М: ПЭРСЭ, 2002.-192 с.

11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М: Педагогика, 1991. - 160 с.

12. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М: Институт социальной работы, 1997. - 364 с.

13. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под ред. Ю.Д. Арабанской. М: Медицина, 1991. - 559 с.

14. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. - 2003. №1. - С. 33-34.

15. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 340 с.

16. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996.

17. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.-76 с.

18. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам.// Дефектология. -1996.- №1. -С. 83-85.

19. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 80 с.

20. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА - М, 1998. - 368 с.

21. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. -230 с.

22. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №1. - С. 52-61.

23. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Хол остовой. М.: Институт социальной работы, 1996. - 210 с.


[1] Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М., 1991.

7 ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.063 999 №401941 ГД.

11 «Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов» Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.

12 Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. ЕМ. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996.-210 с.

15 Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996.

16 Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». - М., 1995.

17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.1 1.95 г. № 181

18 Исаев Д.II. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. - 76 с.

20 0 Федеральная нелепая программа. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732

21