Главная              Рефераты - Социология

Урбанизация и ее влияние на население 2 - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Функции и роль семьи в

современном российском обществе

Реферат по курсу

«Социальная этнография и демография»

Выполнила:

Проверила: к.г.н., доцент Плющ И.В.

Красноярск 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Современная семья………………………………………………4

2. Функции семьи………………………………………………......7

3. Жизненные циклы семьи……………………………………………12

4. Семейное воспитание………………………………………………..16

5. Роль семьи в нравственном воспитании…………………………….18

Заключение……………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………….22


Введение

Сегодня можно часто услышать, что семья скоро отомрет. Многие исследователи говорят, что за последние годы институт брака в западных странах ослабел. И в доказательства этому они называют увеличение числа людей, которые никогда не состояли в браке, вступление в более позднем возрасте в брак, легкость и частоту разводов, возрастание количества браков незарегистрированных, рассматривая эти факторы как силы, которые подтачивают основу семьи и сводят на нет главную функцию - продолжение рода. Если тенденция такая сохранится, предостерегают демографы и социологи, то исчезнут индустриальные общества, потому что сами себя воспроизводить не смогут. Многие россияне считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, которые это доказывают: количество разводов очень возросло; уровень рождаемости понизился; увеличилось число матерей-одиночек; возросло количество неполных семей. Их беспокоит, в каких направлениях и как в последние десятилетия развивается семейная жизнь.

Изменился институт семьи, а вместе с ним изменилось и значение брака, но можно предположить, что к существующим условиям семья будет продолжать приспосабливаться совершенно непредсказуемым образом, а ее изменения в условиях современного общества и исследования семьи будут продолжаться и углубляться.


1. Современная семья

Примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов, и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие.

По мнению А.Г. Харчева, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей[1] . Качество среды определяется рядом параметров конкретной семьи. А.Г. Харчев выделяет следующие параметры: демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества. Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни[2] . Поэтому насколько эти параметры будут соблюдены, настолько и адаптировано к современной жизни будет подрастающее поколение.

Как писал Е.М. Черняк, современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только другой экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, или для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни[3] . Но это не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Е.М. Черняк называет лишь некоторые из них:

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и

«женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи[4] . И далеко не всегда это время они проводят с пользой. Наполняют его занятиями, которые не всегда одобрены их родителями. Часто сегодня авторитет родительской власти не срабатывает, а ему на смену должен приходить авторитет личности родителей.

2. Функции семьи Э.К. Васильева писала, что жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет[5] . Исходя из этого, можно сделать вывод, что выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Социализирующие функции семьи Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что основную роль в ее эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. А.Б. Орлов ограничился несколькими аспектами:Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, и именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с мужскими свойствами или женскими свойствами. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, которые определяют исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. По мнению А.И. Антонова, родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь[6] . А это очень важно в воспитании подростка. Ведь ему будет легче в общении с другими людьми. Он будет чувствовать себя уверенно. И родителям будет спокойней за него.В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого[7] . На основании этого, можно убедиться, что семья действительно играет решающую роль в развитии подростка. Помогает ему ступить на правильный жизненный путь. Современные семьи очень разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них процесс становления личности, каковы ее результаты. С.С. Фролов приводит некоторые данные: до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей[8] . Таким образом, можно сделать вывод, что результаты социализации носят антисоциальный характер. А так быть не должно, поэтому нужно как можно больше помогать таким семьям, проводить с ними различные тренинги и мероприятия. Сегодня, как отмечает Э.К. Васильева, распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца[9] . Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Репродуктивная функция Принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Как рассуждает А.Г. Харчев, что чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей[10] . В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения, рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Если рассуждать как А.И. Антонов и В.М. Медков, что если смотреть на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов[11] , то можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона. Восстановительная функция И.А. Давлиев пишет, что восстановительная функция состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее[12] . Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. Хозяйственно-потребительская функция Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...Э.К. Васильева считает, что семья, как первичная ячейка, является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами[13] . Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

3. Жизненные циклы семьи

Период добрачного ухаживания

Ю.Л. Гаспарян пишет, что главными задачами это­го этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и де­лового взаимодействия с ним[14] . Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Моло­дые люди могут избегать вступления в брак по причинам, ко­торые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пыта­ясь освободиться от сковывающих их отношений с родителя­ми. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие дос­тойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессио­нального образования, проблема собственного жилья и др.).

Заключение брака и фаза без детей

На этой стадии суп­ружеская пара должна установить, что изменилось в их соци­альном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет допущен в се­мью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов.

В этот период молодой супружеской паре надо про­вести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до при­вычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексу­альные и другие проблемы.

Как говорил Ю.Л. Гаспорян, что в условиях современной российской действительности мно­гие молодожены не сразу решаются на рождение первого ре­бенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистри­руются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак[15] . Но ведь это тоже не всегда хорошо влияет на дальнейшие отношения супругов. Гражданский брак их практически ни к чему не обязывает.

Молодая семья с маленькими детьми

Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и ма­теринством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности по­быть в одиночестве и т. д.

Супружеская пара может быть не готова к появлению де­тей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить про­блемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Применительно к молодой российской семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (раз­мен квартиры и т. д.), в других, наоборот, все заботы перено­сятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы ни становятся родителями).

По мере взросления ребенка мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком — искать няню или определять его в дошкольное учреждение.

Кроме того, Ю.И. Семенов отмечает, что во всех семь­ях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потвор­ствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим, в се­мье встает вопрос подготовки ребенка к школе, поэтому выбор соответствующего образовательного заведения может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи[16] . На этой почве могут возникнуть ссоры, скандалы в семье. Что не всегда положительно влияет на воспитание ребенка. Могут возникнуть ссоры и скандалы между ребенком и его семьей, а это не желательно.

Семья со школьниками (семья среднего возраста)

Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступ­лением кризиса в семье. Конфликт между родителями стано­вится более явным, так как продукт их воспитательной дея­тельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим, приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой.

По мнению Ю.И. Семенова, иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действи­тельностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна проблема — несоответствие надежд, прогнозов родите­лей реальному, выросшему ребенку[17] . Подростки выходят из – под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи.

Семья зрелого возраста, которую покидают дети

Обыч­но эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может вы­плескиваться на всю семью и особенно на жену.

Дети должны ощущать себя взрослыми людьми (т. е. они становятся близки к 1-й стадии): у них возникают долговре­менные связи, возможна женитьба (замужество), т. е. в се­мейную группу включаются новые члены.

Стареющая семья

На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работа занимает только часть их време­ни. Происходит финансовый сдвиг, старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей.

На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Последняя фаза жизненного цикла семьи

Один из суп­ругов может умереть, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей. В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и невольно принимать образ жизни, который предлагается ему детьми.

4. Семейное воспитание А.Г. Вишневский считает, что семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша[18] . Поэтому семейное воспитание очень важно в жизни каждого человека. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, братьев, сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, тетей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.Одна из важнейших характеристик, как отмечает А.Г. Вишневский, - отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров. Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного воспитания[19] . Следовательно, можно сделать вывод, что многое в жизни детей зависит от родителей. Чтоб родители были образцовым промером для них. И дети, глядя на них, стремились достичь больших высот, чем его родители.Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру,содержанию и по характеру. Так, по мнению С.С. Фролова, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности[20] . И от того, какая цель воспитания в семье, зависит и вся дальнейшая жизнь ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цели воспитания в семьях могут быть весьма различными.По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.). 5. Роль семьи в нравственном воспитании Как писал К.Д. Ушинский, сознание человека формируют культурные ценности, которые молодое поколение черпает из общения с членами общества, частично эти ценности популяризуются и телевидением. Однако с экрана телевизора мы чаще всего видим низкопробные фильмы, цель которых - деньги. Разъясняют, каким образом эти деньги можно добыть, а затем использовать их для праздного времяпрепровождения. Пропаганда силы, алкоголя, наркотиков стала тем звеном, на основе которого на сегодняшний день наше общество превращается, если можно так выразиться, в колонию, и прежде всего духовную[21] . В пример этому можно привести такой факт, как группа подростков в одном из городов России ворвалась в дом престарелых жителей города, избили пожилых людей, и бросили в погреб, перевернули в квартире все и похитили из дома некоторые вещи.М.С. Мацковский считает, что особая роль семьи в воспитании детей. Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, ежеминутно проникающей в душу ребенка[22] . Поэтому в дореволюционной России истинные христиане-родители ограждали детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и желания. Так, детям ни под каким предлогом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, скрывали от них соблазнительные сочинения, удаляли их от общения с людьми зазорного поведения. Это было в дореволюционной России. Теперь давайте посмотрим, что же происходит с нашей молодежью. Сегодня употребляют спиртные напитки уже в возрасте 13 - 14 лет. В 14 - 15 лет некоторые идут на панель. Духовное воспитание должно начинаться с момента рождения. И не завтра, а сегодня, потому что завтра будет уже поздно. Внешняя среда оказывает на воспитание детей существенное влияние. И цензуру необходимо ввести. Телевидение должно показывать фильмы, которые пропагандируют добро, любовь, благородные поступки, для того чтобы наша молодежь это впитывала.Ю.Л. Гаспарян считает, что перед законодателями нужно поставить вопрос о том, как поступать с родителями, которые обрекают детей на такую жизнь. Кроме административной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена, необходимо, видимо, поставить вопрос и об уголовной ответственности родителей, не заботящихся о физическом и духовном воспитании детей[23] . Чтобы они работали на государство. А деньги, которые они заработают, должны идти на воспитание детей, которых они оставили без присмотра.

Заключение

Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная союзе супругов и родственных связях, т.е. отношениях между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и которые ведут общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

У семьи есть социальные функции, такие, как воспитательная, репродуктивная, экономическая и другие.

Семья — это, можно сказать, живая система, которая постоянно меняется. Ее изменения происходят не только в силу внутренних процессов развития, но и под воздействием социально-экономических условий.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей. Создание условий для всестороннего развития личности и счастья каждого из супругов, эмоциональная поддержка престарелых родителей и, в случае необходимости, уход за ними, гармоническое воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии между родителями и детьми – таковы основные требования, предъявляемые обществом к семье. Выполнение этих функций одинаково важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей, в частности семья обеспечивает преемственность культуры, развитие, участвует в сохранении и передаче молодому поколению трудовых навыков, способствует профессиональному становлению молодежи и т.д.

Таким образом, роль семьи в XXI веке огромна, она выполняет важнейшие функции, без которых человечеству не обойтись. Влияние семьи ощущает каждый человек, начиная с рождения и заканчивая смертью, а поэтому и целое общество. Семья – это изначальная правовая, экономическая, социальная, духовная и культурная ячейка любого государства, и состояние семьи определяет характер и уровень всего общества.

От того, насколько благополучна в стране будет каждая отдельная семья зависит благополучие всего общества, будущее общества. Счастливое общество формируют счастливые люди, а счастливые дети становятся в будущем любящими и счастливыми родителями.

Список литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М. , МГУ, 2006.

2. Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Статистика, 1975. - 230 с.

3. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). - Санкт-Петербург: Петрополис, 2003. - 320 с.

4. Давлиев И.А. Я и моя семья. - М.: Оникс, 1984. - 47 с.

5. Зритнева Е. И. Семьеведение. - М.: Проспект, 2006. - 246 с.

6. Мацковский М. С. Социология семьи. - М., 1983. - 274 с.

7. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Вопросы психологии, 2003, - № 4. - С. 41 – 66.

8. Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. - М.: АСТ, 2003. - 354 с.

9. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Инфра, 2006. - 213 с.

10. Харчев А. Г. Социология семьи. - М.: ЦСП, 2003. - 174 с.

11. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1989. - 182 с.

12. Черняк Е. М. Семьеведение. - М.: Наука, 2006. - 320 с.

13. Черняк Е. М. Социология семьи. - М.: Наука, 2004. - 250 с.


[1] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Фоликов и К, 1979, - С. 85.

[2] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Фоликов и К, 1979, - С. 87.

[3] Черняк Е. М. Социология семьи. - М.: Наука, 2004. - С. 142.

[4] Черняк Е. М. Социология семьи. - М., Наука, 2004. - С. 148.

[5] Васильева Э.К. Семья и её функции. - М., Струдис, 1975. - С. 46.

[6] Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М., МГУ, 2006. - С. 69.

[7] Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Вопросы психологии, 2003, - № 4, - С. 41.

[8] Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Инфра, 2006. - С.121.

[9] Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Статистика. 1975, - С. 93.

[10] Харчев А. Г. Социология семьи. - М.: ЦСП, 2003. - С. 27.

[11] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., МГУ, 2006. - С. 82.

[12] Давлиев И.А. Я и моя семья. - М., Оникс, 1984. - С. 47.

[13] Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Статистика. 1975, - С. 55.

[14] Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) – Санкт-Петербург: Петрополис, 2003. - С. 112.

[15] Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) – Санкт-Петербург: Петрополис, 2003. - С. 93.

[16] Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М.: Просвет, 1974. - С. 59.

[17] Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М.: Просвет, 1974. - С. 61.

[18] Вишневский А.Г. Принципы семейной политики. - М.: Инфра, 1993. - С. 64.

[19] Вишневский А.Г. Принципы семейной политики. - М.: Инфра, 1993. - С. 71.

[20] Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Аст, 2006. - С.117.

[21] Ушинский К.Д. Педагогика. - М.: Аквариус, 1997. -С. 178.

[22] Мацковский М. С. Социология семьи. - М.: Аст, 1983. – С. 274.

[23]