Главная              Рефераты - Социология

Проблемы современной семьи - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

НИЖНЕКАМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социологии, менеджмента и экономики

Группа 761

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Социология»

Уровень образования специалист

Вид курсовой работы теоретический

Тема: Проблемы современной семьи

Руководитель _____________ Т.Г. Марченко

к. тех. н.

Нормоконтролер _____________ А.С. Лопухова

Студент _____________ Г.Ф. Бильданова

Нижнекамск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ………………………...……..5

1.1 Семья как социальный институт…………………...……………….5

1.2 Формы и функции семьи……………………………………..……..9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………14

2.1 Проблемы современной семьи в Российском обществе………….14

2.2 Проблемы семьи в городе Нижнекамске………………….……….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…25

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Семья – одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.

Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи. Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества [1] .

Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества.

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений укрепления семьи.

Цель исследования: изучить проблемы современной семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть семью как социальный институт

– проанализировать проблемы взаимоотношений в семьях

– проанализировать экономические проблемы в семьях

– проанализировать жилищные проблемы современных семей

– изучить проблемы семьи в Российском обществе

– изучить проблемы семьи в городе Нижнекамске

Объектом исследования является – семья как социальный институт.

Предметом исследования является – проблемы современной семьи, взаимоотношения в семьях.

Теоретическую базу в изучении данной темы составили работы авторов: К.Л. Витек, А.Г. Харчева, А.И. Антонова, З.А. Янковой, Е.Б. Бреева, Ж.И. Тощенко, Л.Е. Дарского, А.И. Кравченко, Л.Т. Шинелевой, Е.И. Холостова.

Эмпирическая база:

– вторичный анализ данных социологического исследования проблемы современной в России;

– результаты собственного пробного исследования проблем современной семьи в городе Нижнекамске.

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

1.1 Семья как социальный институт

Семья – наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные от­ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-пси­хологического исследования. Типичная современная семья в раз­витых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, же­ны, детей и ближайших родственников по материнской и отцов­ской линиям — бабушек и дедушек [2] .

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично­сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде­лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова­ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб­ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздейст­вия.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально - экономических формациях. Существует множество подходов и теорий в этом вопросе.

О. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции.

Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Ле-Плей, который считал, что семья является единственным способом выводить дальнейшее поколения развивая добро и подавляя зло, если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то прежде всего пострадает общество. В течение длительного периода 19 века семья рассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученых интересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству.

Ф. Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитию от групповых форм к моногамии.

Вклад в теорию семьи внес и Э. Дюркгейм. Влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы), которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малыми размерами. В первичных группах происходит социаизация личности [3] .

А. Г. Харчева считает, что семья – наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.

Во второй половине 20 века происходит осознание социальной важности процессов изменения семьи. Появляется социально-психологические подходы к изучению семьи. Рассматриваются проблемы современной семьи:

– несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

– противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

– падение престижа традиционного брака.

Социальные исследования идут в следующих направлениях:

– изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

– изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

– отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

– качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

– функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций [4] .

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

«Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Если семья имеет несколько детей, то появляются есте­ственные условия для формирования полноценного семей­ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно­го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком» [5] .

Итак, семья это социальный институт, регулирующий отношения не только между мужем и женой, и отношения между родителями и детьми.

1.2 Формы и функции семьи

Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью [6] .

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников.

Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка [7] .

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни [8] .

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними [9] .

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать).

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Делая вывод по главе можно сказать что, социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

Итак, социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Можно выделить следующие основные функции семьи: репродуктивная функция, в ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей. Хозяйственно – экономическая функция, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные и финансовые трудности. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Регулятивная функция состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества. Под эмоциональной функцией понимается получение эмоциональной поддержки. Функция духовного общения направлена на духовное взаимообогащение. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль. Каждая из этих функций имеет больше значение в институте семьи.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Проблемы современной семьи в Российском обществе

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи все чаще слышны выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев» [10] . Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными.

Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.

Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность [11] .

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе [12] .

В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.

Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.

Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:

- пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей;

- несогласие с традиционным распределением ролей в семье.

- неблагоприятные жилищные и бытовые условия;

Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы;

- низкий уровень культуры семейно-брачных отношений;

- повышение взаимной требовательности супругов друг к другу.

Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе [13] .

Итак, в реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные проблемы семьи тесно взаимосвязаны. Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов. Также, надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

Итак, современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить.


2.2 Проблемы современной семьи в городе Нижнекамске

Было проведено социологическое исследование на тему «Проблемы современной семьи».

Исследование было проведено, в ноябре 2008 года. Целью исследования является изучение проблемы современной семьи в городе Нижнекамске. Исследование проводилось в форме анкетного опроса. С помощью разработанной анкеты было опрошено 30 респондентов, 50% - мужчин и 50% - женщин. Выборочная совокупность составила 30 человек, из них 10 человек от 18 до 29лет (30%), с 30 – 45 лет – 10 человек (45%) и старше 45 лет – 10 человек (25%). Наибольшая часть опрошенных – состоят в официальном браке и имеют детей.

При разработке программы исследования были поставлены следующие задачи:

– проанализировать взаимоотношения в семьях между родителями и детьми;

– проанализировать взаимоотношения в семьях между супругами;

– определить степень удовлетворенности финансовым состоянием семей;

– рассмотреть жилищные условия семей;

– выявить причины разводов в семьях

В ходе проведения социологического исследования выяснилось, что вопрос семьи респондентов наболевший, требующий пристального внимания и грамотного подхода к его решению

Анализ данных социологического исследования показал, что состояние семьи на сегодняшний день в городе Нижнекамске имеет множество проблем. И, самые актуальные проблемы семьи, по мнению респондентов это: экономическая проблема – 30%; жилищные и бытовые проблема – 38%; проблема пьянство одного из супругов – 17%; проблема не верности супругов – 15%.

На вопрос, какие проблемы существуют в Вашей семье: 11 % респондентов ответили, что в их семье проблем нет. 39% респондентов ответило, что проблема заключается в жилищной проблеме, если раньше квартиры давали бесплатно, то теперь простому человеку, живущему от зарплаты до зарплаты квартиру купить просто не реально. Поэтому молодым семьям приходиться жить с родителями, и не редко из - за этого распадаются семья. 38% респондентов ответили, что в их семье проблема заключается в непонимании между членами семьи. В особенности, когда супруг, хочет чтоб, супруга работала, тем самым приносила деньги и в то же время успевала следить за воспитанием детей. 22% опрошенных респондентов считают, что в их семье проблема заключается в финансовой необеспеченности.

На вопрос как государство относиться к молодым семьям: 10% ответили, помогает молодым семьям. 26 % сказали, что государство уделяет, мало внимания, а 64% ответили, что государство вообще не уделяет внимания молодым семьям и не помогает им.

На вопрос, какие причины влияют на разводы в семьях: 8% ответили, что женились по молодости, не успели разглядеть что, у них разные взгляды на жизнь. 46 % ответили, что причинами разводов является пьянство и тунеядство одного из супругов. 15 % считают, что причина заключается в том, что в семье нет детей. 19 % считает что развод случатся из за измены одного из супругов. 6 % считают, что развод происходит из - за разной религиозной принадлежности.

Так же в моей анкете был вопрос, какая семья крепче: 50% ответили, семья, основанная на любви. 23 % сказали, что брак по расчету самый крепкий. 10 % ответили, что самая крепкая семья, основанная на взаимном уважении. И, 17 % сказали, что крепкая семья тогда, когда супруги дают полную свободу друг другу.

На вопрос, в какой семье родители не могут найти общего языка с детьми, ответы были получены разные. 29 % считают, такая ситуация складывается в тех семьях, где родители с утра до вечера пропадают на работе. 35 % ответили, что конфликты между родителями и детьми есть в тех семья, где отсутствует один родитель. 17 % считают, что проблемы с детьми бывают в тех семьях, где смешанны разные культуры. 9 % ответили, что проблемы с детьми неизбежны в семьях, где есть дети – инвалиды, дети с тяжелыми хроническими заболеваниями. 10 % сказали, родители дети с не могут найти общего языка, тогда когда, семья является опекунской.

Не все опрошенные удовлетворены своей семейной жизнью. Только 25% респондентов отметили, что счастье это когда дети здоровы. 55 % ответили, что их делает счастливым финансовая обеспеченность. 25 % ответили, что счастье это карьера.

Как было замечено, на сегодняшний день семья утрачивает свои позиции. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. Теперь, женщина как и мужчина зарабатывает деньги, сутками пропадает на работе, старается подняться по карьерной лестнице. А дома ей нужно сле6дить за воспитанием детей, делать работу по дому, уделить внимание своему супругу. Но, придя домой женщина желает морального и физического отдыха, и из-за нехватки времени начинаются конфликты межу родителями и детьми, между супругами. Так как женщина начинает нервничать и доказать свою точку зрения.

Говорят: милые бранятся, только тешатся. Но это не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения.

В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, могут быть противоречивые мнения.

Часто проблемы возникают из-за того, что супруги не поняли друг друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно. Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку, и какое у другого увлечение.

Все выше сказанные проблемы могут привести к разводам. Семья попала сейчас в океан бедствий. Взрыв разводов и одиночества, лавина несчастий и недобрых нравов – ещё никогда в истории человечества не было такого острого семейного кризиса. Кризис этот рождён и небывалыми противоречиями жизни и тем, что мы из рук вон плохо разрешаем их.

В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие не понимают к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей. Они мало при этом думают о судьбе своих детей.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10 % - 15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Чаще дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Слов нет, что муж - пьяница - несчастье для семьи, жены и детей. Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи, не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.

Кроме пьянства, причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть - измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.

Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена жены или его любовь к другой женщине.

Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда удаётся.

Таким образом, общество прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже было отмечено, проблема семьи никогда не теряла своей актуальности. Данную проблему изучали с древнейших времен и до сегодняшнего дня эту проблему не перестают изучать. Проблему бедности изучали такие ученые как О. Конт, Ле-Плей, Ф. Энгельс, А.Г. Харчева, Л.Е. Дарский и другие. Все они изучали причины возникновения проблем в семье, предлагали различные подходы к изучению этих проблем.

В ходе дальнейшего изучения проблемы семьи в социологии выделяют термины «Социальный институт». Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое.

Вторичный анализ проблемы семьи в России показывает, что основной причиной семьи является: катастрофический рост разводов, ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.

Также, надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

Итак, современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить.

Собственное пробное исследование показало, что и в городе Нижнекамске в значительной степени существует проблема семьи. Анализ данных социологического исследования показал, что состояние семьи на сегодняшний день в городе Нижнекамске имеет множество проблем. И, самые актуальные проблемы семьи, по мнению респондентов это: экономическая проблема, жилищные и бытовые проблема, проблема пьянство одного из супругов, проблема не верности супругов. Так же исследование показало, что все эти проблемы могут привести семью к разводу.

Таким образом, чтобы решить проблему наболевшую в семье, в первую очередь нужно успокоится и выяснить причину этой проблемы. Не нужно сразу прибегать к разводу, ведь от этого страдают не только взрослые, но первую очередь дети. Это показывает, что общество прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский В.Н. Семейная политика и социальная поддержка семей в Российской Федерации. Семья в России / В.Н. Архангельский. – М. : 2000. – 369 с.

2. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М. : 2001. – 295 с.

3. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями / Е.Б. Бреева. – М. : 2003. – 315 с.

4. Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М. : 2006. – 237 с.

5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М. : 2003. – 277 с.

6. Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. – М. : 2003. – 401 с.

7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации. Семья в России / С.В. Дармодехин. – М. : 2001. – 309 с.

8. Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – 432 с.

9. Кравченко А.И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 536 с.

10. Кравченко А.И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

11. Радугин А.А. Социология : учебник / А.А. Радугин. – М. : 2006. – 268 с.

12. Синельников А.Б. Кто заинтересован в повышении рождаемости государство или семья? Семья в России / А.Б. Синельников. – М. : 2003. – 281 с.

13. Тощенко Ж. И. Социология. Общий курс / Ж.И. Тощенко. – М. : Прометей, Юрайт, 2002. – 511 с.

14. Шинелевой Л.Т. Феминология, семьеведение : учебное пособие / под ред. Л.Т. Шинелевой. – М. : ЮНИТИ, 2006. – 539 с.

15. Фролов С.С. Социология : учебник / С.С. Фролов. – М. : 2000. – 211 с.

16. Холостова Е.И. Содержание и организация деятельности территориальныхцентров социальной помощи семье и детям : учебник / Е. И. Холостова. – М. : 2001. – 412 с.

ПРЛОЖЕНИЕ А

Программа социологического исследования

на тему: Проблемы современной семьи.

Актуальность темы. Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.

Проблемы семьи представляют интерес, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества.

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений, укрепления семьи.

Цель исследования: изучить проблемы семей города Нижнекамска.

Задачи данного исследования:

– проанализировать взаимоотношения в семьях между родителями и детьми;

– проанализировать взаимоотношения в семьях между супругами;

– определить степень удовлетворенности финансовым состоянием семей;

– рассмотреть жилищные условия семей;

– выявить причины разводов в семьях

Объектом исследования является – семьи города Нижнекамска.

Предметом исследования является – взаимоотношения в семьях между родителями, детьми и супругами, жилищные условия, финансовая удовлетворенность, проблемы современной семьи.

Интерпретация основных понятий:

Семья - наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек[14] .

Развод – институализированный социальный механизм прекращения брачных отношений, предоставляющий бывшим супругам возможность повторно вступить в брак[15] .

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.

Гипотеза: Основные проблемы современной семьи – это финансовая необеспеченность, насилие в семье со стороны родителей, не уважение детей к старшему поколению.

Выборка нерепрезентативная, но в условиях пилотажного исследования допустима.

Генеральная совокупность –население города Нижнекамска.

Выборочная совокупность составляет 30 человек, из них:

мужчин и женщин по 15 человек.

с 18 до 29 лет – 10 человек;

с 30 до 45 лет – 10 человек.

старше 45 лет – 10 человек;

Метод : анкетирование.

НИЖНЕКАМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социологии, экономики и менеджмента

Социологическая анкета

Данное исследование проводится с целью изучения проблемы современной семьи. Чтобы полнее учесть мнение молодежи, о данной проблеме, проводится социологический опрос. Вы стали одним из его участников. Просим Вас ответить на рад вопросов о здоровом образе жизни.

Анкета заполняется следующим образом: прочтите внимательно вопрос и варианты ответов к нему. Далее обведите кружком числовой код напротив того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением, либо допишите свой ответ сами, если он не приводится.

Опрос носит анонимный характер, поэтому фамилию указывать не обязательно. Результаты опроса будут использоваться в обобщенном виде.


1. Какие проблемы существуют в вашей семье?

1- Жилищные проблемы

2- Непонимание между членами семьи

3- Финансовые проблемы

4- Ваш вариант ответа ___________________________________

2. Кто является главой в Вашей семье?

1- Муж

2- Жена

3- Супруги

4- Ваш вариант ответа ___________________________________

3. Как, по вашему мнению, государство относиться к молодым семьям?

1. Помогает молодым семьям

2. Уделяет мало внимания

3. Государство вообще не уделяет внимания молодым семьям

4. Ваш вариант ответа __________________________________

4. Какие, по Вашему мнению, причины влияют на разводы в семьях?

1. Разные взгляды на жизнь

2. Пьянство одного из супругов

3. Тунеядство одного из супругов

4. Нет детей (не хотят усыновлять)

5. Измена одного из супругов

6.Разная религиозная принадлежность

7. Разные уровни образования

8.Несогласие с традиционным распределением ролей в семье

9. Ваш вариант ответа _________________________________

5. Какая, по Вашему мнению, семья будет крепче?

1. Основанная, на взаимной любви

2. Семья по расчету

3. Семья, основанная на взаимоуважении

4. Семья, где супруги дают полную свободу друг другу

5. Ваш вариант ответа __________________________________

6. В какой семье родители не могут найти общего языка с детьми?

1. Семья, где родители заняты с утра до вечера на работе.

2. Семья с одним родителем.

3. Семья, где смешиваются разные культуры.

4. Семья с детьми-инвалидами, детьми с тяжелыми хроническими заболеваниями.

5. Опекунские семьи.

6. Ваш вариант ответа ________________________________

7. Что, по Вашему мнению, делает человека счастливым?

1. Дети

2. Финансовая обеспеченность

3. Карьера

4. Ваш вариант ответа _______________________________

8. Ваш пол?

1. мужской

2. Женский

9. Ваш возраст?

1. От 18 до 29 лет

2.От 30 до 45 лет

3.Старше 45 лет

10. Ваше образование?

1. Среднее

2. Среднее - специальное

3. Техническое

4. Высшее

11. Состоите ли Вы в официальном браке?

1. Да

2. Нет

12. Если Вы женаты (замужем), напишите, сколько лет, месяцев? ____________________________

13. Есть ли у Вас дети?

1. Да

2. Нет

14. Ели есть дети, то сколько?

1. Один

2. Два и более

3. Нет.


[1] Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М. : 2001. – С. 165.

[2] Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М. : 2006. – С. 201.

[3] Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М. : 2006. – С. 202.

[4] Тощенко Ж. И. Социология. Общий курс / Ж.И. Тощенко. – М. : Прометей, Юрайт, 2002. – С. 348.

[5] Тощенко Ж. И. Социология. Общий курс / Ж.И. Тощенко. – М. : Прометей, Юрайт, 2002. – С. 361.

[6] Кравченко А. И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – С. 412.

[7] Кравченко А. И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – С. 415.

[8] Кравченко А. И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – С. 419.

[9] Кравченко А. И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – С. 420.

[10] Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – С. 322.

[11] Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – С. 323.

[12] Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – С. 325.

[13] Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – С. 328.

[14] Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М. : 2003. – С. 144.

[15] Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М. : 2003. – С. 150.