Главная              Рефераты - Социология

Особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики - курсовая работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт государственного и муниципального управления

Кафедра социологии и организации работы с молодежью

КУРСОВАЯ РАБОТА

специальности «Организация работы с молодежью»

по дисциплине «Экономические основы работы с молодежью»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

СЕРОВА Вера Валерьевна

Научный руководитель –

старший преподаватель,

кандидат социологических наук,

Шмигирилова Л.Н.

Белгород 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

РАЗДЕЛ III. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Заключение

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового исследования. Молодежь представляет собой не только будущее общество. Она ответственна за жизнь старшего поколения и воспроизводство нового, за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культуры и истории.

Согласно Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации, молодежь является объектом национально-государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Молодежь является органической частью общества, поэтому ее жизнедеятельность обусловлена социально-экономическими, политическими и культурными условиями. В то же время молодые люди также могут оказывать влияние на внешние условия. Огромную роль в данном случае играют ценностные ориентации молодежи, задающие направления деятельности как молодых людей, так и общества в целом. Таким образом, от сегодняшних ценностных ориентаций молодежи напрямую зависит будущее страны. Готовность действовать согласно определенным общественным установкам и ценностным ориентациям является одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в становлении экономически сильного, политически стабильного государства.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени.

Особый интерес для изучения представляет система ценностных ориентаций молодежи в современной России. Российское общество переживает системный кризис, коснувшийся всех сторон жизни общества. Изменения произошли и в ценностной системе общества. Ценностный кризис нашел свое отражение в системе ценностных ориентаций молодежи.

Степень изученности темы. Ценностные ориентации молодежи стали изучаться еще с 60-х годов XX в. Примером этого могут послужить труды А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, описавших отношение к труду и ценностные ориентации личности с точки зрения социологии[1] .

Проблему модернизации и национальной экономической ментальности, а также влияние ментальности на экономическое поведение граждан в современной России рассматривали Е.С. Балабанова[2] и Т.С. Вуколова[3] .

Н.Ф. Головатый занимался изучением особенностей молодежи, ее интересов, потребностей, деятельности во всех сферах жизни и ее роли в обществе[4] . Он также рассматривал ценностные ориентации молодых людей и особенности удовлетворения их жизненных потребностей в рамках социологии молодежи.

В.Т. Лисовский, основываясь на проведенных им исследованиях, дал анализ духовного мира, интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, любовных и семейных ценностей молодёжи в разные эпохи[5] .

Проблема исследования заключается в противоречии ориентаций старой, советской системы ценностей и новой, западной, ориентированной на рыночную экономику.

Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи. Предмет исследования представляют особенности ценностных ориентаций молодежи в экономической сфере.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики и разработке рекомендаций по формированию гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.

Задачи исследования:

· дать характеристику теоретическим основам изучения ценностных ориентаций молодежи;

· проанализировать особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики;

· разработать рекомендации по формированию целостной гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на теории ценностей А.Г. Здравомыслова. Исследование опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, Н.Ф. Головатого и В.Т. Лисовского. В курсовой работе использовались методы анализа, сравнения, обобщения при рассмотрении ценностных ориентации современной молодежи в сфере экономики и выявлении ценностных ориентаций традиционной и западной систем. Также в работе использовались исторический метод и цивилизационный подход при определении роли России в мировой истории.

Эмпирическую базу исследования составили результаты репрезентативного опроса молодежи России, проведенного в ноябре 2002 года по гранту Исполнительного директора Фонда поддержки демократии (National Endowment for Democracy, USA), при котором были опрошены 1264 респондента. В курсовом исследовании также использованы данные социологических исследований молодежи, проведенных сотрудниками НИИКСИ СПбГУ в 2006 году в Санкт-Петербурге, Москве и городах провинции, выборка 705 человек.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

молодежь ценностная ориентация экономика


РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

Говоря о ценностных ориентациях молодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь» и в чем заключается ее специфика как социальной группы.

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности[6] . И.С. Кон определял молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества[7] :

· молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;

· молодежь – носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;

· молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Теперь обратимся к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации» и рассмотрим специфику ценностных ориентаций молодежи.

П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением»[8] . Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.

Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.

С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.

В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем[9] :

· смысложизненная система объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческого бытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;

· витальную систему составляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценности здоровья, безопасности, комфорта;

· интеракционистская система включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошие отношения, совесть, честность, взаимопомощь;

· в социализационную систему входят ценности, определяющие процесс формирования личности.

Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей[10] :

· абстрактные ценности, наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальные ценности;

· ценности, проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность и др.;

· а также способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.

Личностные ценности отражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностных ориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.

Ценностные ориентации (или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей, иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человеку направленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного»[11] .

Ценностные ориентации составляют определенную систему, включающую в себя несколько подсистем:

· социально-структурные ориентации и планы;

· планы и ориентации на определенный образ жизни;

· деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

В рамках всей совокупности ценностей можно выделить общечеловеческие или глобальные ценности. К таковым относятся гуманизм, справедливость, семья, свобода, труд, дети и т.п.

Таким образом, ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях и интересах. Они также определяют мотивацию поведения индивидов и составляют мировоззрение человека как личности.

Одним из видов ценностных ориентаций являются экономические ценностные ориентации. Такой вид ценностных ориентаций определяет дифференциацию объектов экономической сферы по их значимости, или выгодности.

Экономическая сфера представляет собой область деятельности общества по созданию материальных благ. Данная сфера общества способствует наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Экономическая сфера является основной, т.к. отвечает за удовлетворение первостепенных, жизненно важных потребностей человека.

«Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности»[12] .

Среди различных потребностей человека чаще всего выделяют потребности биологические и социальные, также различают индивидуальные потребности, т.е. потребности отдельных личностей и потребности социальных групп. Между биологическими и социальными потребностями существуют промежуточные потребности – социально-биологические. Среди них можно назвать потребность в лидерстве, лидерских функциях, а также потребность в обеспечении собственной безопасности, в групповой принадлежности, организации коллективной жизни и др.

Степень удовлетворения различных потребностей зависит от уровня материально-духовного развития конкретного общества.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с жизненными планами молодых людей. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

Жизненные планы молодого человека связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.

Начало радикальных социально-политических и экономических перемен для представителей нынешней молодежи совпадает с периодом их детства или с рождением. Родители на период их воспитания столкнулись с жестким требованием реальности – выработать новые адаптационные механизмы и жизненные стратегии для приспособления в динамично меняющейся реальности. Это обстоятельство не могло не отразиться на мировоззрении, ценностных ориентациях и жизненных стратегиях современной молодежи.

Остановимся подробнее на том, чем же характеризуются ценностные ориентации российской молодежи.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.[13]

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.

В представлениях молодежи об отношениях государства и его граждан имеет место государственно-патерналистский компонент. Подавляющее большинство молодых людей считают, что государство должно обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Вместе с тем молодежь, как и старшее поколение, считают, что в реальности государство не может предоставить даже необходимого минимума условий. Столкновение подобных противоречий в установках негативно сказывается на социальном самочувствии молодых людей.

В отношении заинтересованности политическими событиями стоит отметить скорее не аполитичность, а отсутствие вовлеченности молодежи в политическую жизнь общества. В целом молодежи свойственна установка на довольно активное участие в выборах, особенно президентских. Но конкретные партийные предпочтения почти у половины молодых россиян не выражены. Большая часть молодежи руководствуется мнением, что для успеха на политической арене необходимы хорошее образование и высокая степень профессионализма, а также личная активность и инициативность. Однако при оценке реальных путей выдвижения в политику преобладают такие критерии, как участие в деятельности партий, включенность во властные структуры государства или наличие связей в сфере бизнеса. Социально-политическая активность молодежи в общем крайне низка, как и у других возрастных групп.[14]

Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.[15]

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.

2. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Определенная совокупность ценностей, иерархически связанных между собой, составляет ценностные ориентации человека. Система ценностных ориентаций включает в себя: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Ценностные ориентации рассматриваются, во-первых, как оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, во-вторых, как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости. Существуют экономические ценности и ценностные ориентации, связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта.

3. Для современной российской молодежи характерны следующие изменения в системе как ценностных ориентаций в целом, так и в сфере экономики: увеличение значимости индивидуальных ориентаций; рост и развитие идеологического и мировоззренческого плюрализма, многовариантность и фрагментарность мировоззрения; амбивалентность, двойственность ценностного сознания, сочетание противоположных, взаимоисключающих оценок и установок.

РАЗДЕЛ II . АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

На изменения в ценностных ориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказали социально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождением молодых людей или застал их в годы детства. А, как отмечают психологи, первые годы жизни оказывают наибольшее влияние на формирование личностных качеств.

Особенность социальных изменений в российском обществе заключается в системном переходе от одного социально-экономического устройства к другому. В связи с этим также произошли и фундаментальные изменения в идеологии, во взаимоотношениях людей и, следовательно, в ценностных ориентациях.

Рассмотрим подробнее, в чем заключалась сущность проводимых реформ.

В 1992 году Президентом РФ был подписан указ «О свободе торговли», в соответствии с которым предприятиям и гражданам разрешалось осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без каких-либо специальных разрешений, за исключением некоторых ограничений, таких как торговля оружием, лекарственными средствами и т.д. В это время уже был в силе указ «О либерализации цен», предполагавший ослабление государственного регулирования в сфере ценообразования. Рынок стал наполняться потребительскими товарами, однако монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции и к резкому падению уровня жизни.

Множество государственных предприятий были приватизированы и перешли в собственность частных владельцев фактически за бесценок. В результате приватизации появился класс олигархов, но в то же время большинство людей стало жить на уровне бедности. Экономика вышла из-под контроля правительства.

К середине 1990-х годов стали очевидны результаты. С одной стороны в России начала формироваться рыночная экономика и улучшились политические и экономические отношения с Западом. А с другой – в несколько раз упал уровень промышленного производства, резко снизился уровень жизни, увеличилась безработица, произошла деформация всех стоимостных пропорций, а среди представителей среднего класса едва ли набиралась четвертая часть от всего населения.

Проблема перехода к рыночной модели развития заключалась в следующем:

· с самого начала реформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации, не учитывались социокультурные традиции нашего общества;

· также не были учтены такие особенности экономики, как милитаризованность, низкая технологичность и отсутствие качественных, конкурентоспособных потребительских товаров.[16]

Установки, характерные для советского общества, – доминирование традиций коллективности и отсутствие персональности – стали неприменимы к новым социально-экономическим условиям. Период, когда представители старшего поколения адаптировались к изменившейся реальности, пришелся на время воспитания современной молодежи.

Чтобы проследить, как произошедшие перемены повлияли на ценностные ориентации современной молодежи в сфере экономики, следует рассмотреть, как молодые люди оценивают свое экономическое положение, произошедшие в стране перемены, насколько важны для них материальные ценности и т.д.

Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма. Также молодые люди, по сравнению со старшими поколениями, демонстрируют и большую приверженность к либерально-демократическим ценностям, а также к рыночному пути развития российской экономики. Однако все вышеуказанные установки молодежи выделены на основании сравнения молодых людей с российским обществом в целом. На деле же в сознании молодежи уживаются как современные ценности рыночной экономики, так и ценности, характерные для людей, вышедших из советского общества.

Говоря об отношении молодежи к своему социально-экономическому положению, стоит отметить положительные тенденции. На вопрос «К какому слою общества вы бы, скорее всего, себя отнесли?», большинство опрошенных молодых людей (55%) ответили: «к средней части среднего слоя». Тогда как среди старшего поколения число участников опроса, давших тот же ответ, снижается. Из россиян в возрасте от 30 до 49 лет так же считают 45%, а из граждан, которые старше 49 лет – уже 30%. «К низшей части среднего слоя» отнесли себя 15% молодежи, 30% граждан от 30 до 49 лет и 34% лиц старше 49 лет. Такая же динамика наблюдается и среди отнесших себя к низшему слою. Таким образом, можно сказать, что чем моложе респондент, тем лучше он оценивает свое социальное и экономическое положение.

Однако, несмотря на позитивную оценку своего положения, большая часть молодежи склонна негативно оценивать общее состояние экономики в стране.

Обратимся к вопросу об отношении молодежи к экономическим реформам 1990-х, т.к. именно данные реформы явились переходным моментом в становлении рыночной экономики и западной системы ценностей. А также рассмотрим вопрос о государственном регулировании экономики. Оценки молодежи в данной области не во многом отличаются от мнений населения в целом, однако они менее негативны. 9% российской молодежи считают, реформы «оказали положительное влияние на экономику России»; 38% – большая часть опрошенных разделяют мнение о том, что реформы «были необходимы, но их цена оказалась слишком высока»; 11% молодых россиян склонны думать, что «в реформах не было никакой необходимости»; 24% уверены, что реформы «оказали разрушительное действие на экономику России», остальные же затруднились ответить. Можно отметить, что сегодня среди российской молодежи выше доля затрудняющихся дать оценку экономическим реформам 1990-х годов. Менее сложным оказался вопрос о «социальной цене» реформ. Такой вариант, как признание необходимости реформ и указание на их слишком высокую цену, оказался более значимым для молодых людей, получающих высшее образование, а также для молодых специалистов, т.е. для той части молодежи, которая является наиболее квалифицированной и, вместе с тем, наиболее критично настроенной. В данной подгруппе его выбрали 52% опрашиваемых. Молодые руководители (35%), рабочие (31%) и безработные (30%) в основном приняли позицию большей части российского населения, выбрав вариант о разрушительном воздействии гайдаровских реформ на экономику страны. Таким образом, относительное большинство российской молодежи все же осознают необходимость реформ, начатых в 1990-х годах, тогда как среди всего населения преобладают негативные оценки.

Однако подобная позитивная, несмотря на все оговорки, оценка реформ не соответствует признанию большей части молодых людей ценностей экономического либерализма. Как и у основной части населения, в сознании молодежи еще сохранилась устойчивость государственно-патерналистских установок, т.е. установок на покровительственный характер деятельности государства. За полное восстановление советской модели экономики высказались всего 6% опрошенных. Зато за «сохранение системы государственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства» выступили уже около четверти опрошенных молодых людей – 23%. Вариант, предполагающий «равные возможности для государственного управления и для развития частного предпринимательства», был выбран относительным большинством опрошенных (39%). Причем среди молодых людей, поддержавших данную позицию, – большинство предпринимателей (56%) и относительное большинство молодых специалистов (45%). Вариант «частичного сохранения регулирования экономики, при обеспечении полноценного развития частного предпринимательства» был принят примерно пятой частью опрошенных, среди которых преобладали самые образованные и высокостатусные респонденты.

Кроме того отмечена следующая тенденция: установка на либеральный путь развития экономики наиболее выражена в семьях, основным кормильцем которых является предприниматель или руководитель; в семьях с кормильцем-рабочим или кормильцем-военнослужащим преобладает ориентация на государственно-патерналистскую установку.[17]

Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в экономике России. Старая система мотивации разрушена, благодаря переходу к рыночным отношениям, а новая до сих пор находится в стадии формирования. Также формируется новая система трудовых ценностей, в которой важную роль играют трудовые ценности молодежи как смены старшего поколения и главного источника трудовых ресурсов государства.

Рассматривая основные тенденции, стоит отметить, что из трудовых ценностей для молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные ценности. Если рассматривать иерархию значимости компонентов трудовых ценностей, то у молодых людей на первом месте находится высокий заработок, на втором – гарантия стабильной занятости и только на третьем месте – интересная, творческая работа. Одной из основных особенностей трудовых ориентаций молодежи является стремление к стабильности. Это объясняется тем, что проблема безработицы весьма актуальна среди молодежи, не обладающей достаточным опытом и конкурентоспособностью. С последней также связана ориентация молодых людей на карьерный и профессиональный рост.

Как уже отмечалось, в системе трудовых ценностей молодежи существуют свои противоречия. В сознании молодежи работа служит средством для заработки денег, и в то же время данное понятие почти не соотносится с трудом. Таким образом, среди главных жизненных ценностей молодежи далеко не последнее место занимает интересная работа, позволяющая проявить творческие способности и обеспечивающая приличный доход. Вместе с тем, труд как самоценность большой роли не играет. Причинами такого явления могут послужить следующие факторы[18] :

· вместе с социально-культурными переменами изменились идеология и воспитание, потеряло актуальность трудовое воспитание, образ «героя труда» был заменен «идолами потребления» – все это привело к тому, что престижными стали такие профессии, которые не требуют особых умений и больших затрат труда и времени (поп-звезды, модные журналисты);

· в настоящее время в сознании молодежи отсутствует четкая связь между трудом и зарабатыванием денег: еще в советское время эта связь была ослаблена уравнительным распределением доходов, а сейчас примерами для молодежи служат ситуации, в которых одни зарабатывают огромные деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, полноценно работая, получают несоразмерно малую зарплату.

Образование занимает не последнее место в системе экономических ценностных ориентаций молодежи. Хотя лишь половина молодых людей оценивают его как условие достижения успеха и материального благополучия. Образование, в целом, рассматривается как средство для повышения своего положения на рынке труда, а не как способ приобретения знаний. Данную установку можно объяснить следующим явлением. Система образования сегодня направлена в большей степени на самостоятельное обучение, т.е. какую-то часть информации учащийся должен искать самостоятельно. Этому способствуют современные информационные средства коммуникации. Вместе с тем огромное количество хрестоматийного материала, а также готовых концептов учащиеся различных учебных заведений могут найти в глобальной сети Интернет. Таким образом, современная молодежь в своем большинстве игнорирует использование первичных источников, предпочитая им сокращенные версии в сомнительных интерпретациях. Основной целью преобладающей части молодых людей является получение диплома минимальными усилиями.[19]

Тем не менее, высшее образование, как полагает нынешняя молодежь, представляется гораздо более престижным, нежели среднее профессиональное или среднее специальное. Что, опять же, связано с социальным статусом, а не с получением каких-либо знаний и навыков.

В целом, можно подчеркнуть усиление значения материального фактора в сознании молодежи. Успех и благополучие молодежи во многом определяются материальным положением.

Вышесказанное позволяет сделать выводы:

1. Одним из главных факторов, оказавших большое влияние на изменение экономических ценностных ориентаций российского общества и молодежи в особенности, являются экономические реформы, проводимые в начале 1990‑х годов. При реформировании не были учтены социокультурные традиции общества и состояние экономики того времени. Это привело к тому, что людям пришлось в очень короткий срок приспосабливаться к новым ценностям, вследствие чего в общественном сознании сохранились элементы двух разных ценностных систем.

2. Молодые люди склонны оценивать свое экономическое положение более позитивно, нежели старшие поколения. Однако экономическому состоянию государства в целом молодежь дает негативную оценку.

3. Оценивая экономические реформы, молодежь отдает предпочтение следующему мнению: реформы были необходимы, но их цена оказалась слишком высокой. Касательно государственного регулирования экономики, относительное большинство молодых людей занимают позицию, предусматривающую равные возможности как для государственного управления, так и для развития частного предпринимательства. Однако достаточно большому количеству молодых людей свойственна ориентация на государственно-патерналистскую установку.

4. Наиболее значимыми среди трудовых ценностей для молодежи являются материальные и статусные. Ценность же самого труда потеряла актуальность в связи с отсутствием должного трудового воспитания и четкой связи между трудом и зарабатыванием денег. Образование рассматривается молодежью в основном как средство повышения своей конкурентоспособности и социального положения. Высок престиж высшего образования.

РАЗДЕЛ III . ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Как уже отмечалось, главная проблема ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в сфере экономики, состоит в их двойственности, противоречивости. Молодежь, благодаря особым социально-экономическим условиям, частично усвоила и традиционные ценности, характерные для советского общества, и западные ценности, связанные с переходом российской экономики к рыночному типу.

В сфере экономики к традиционным ценностным ориентациям можно отнести следующие:

· ориентация на коллективный труд;

· ориентация на получение образования с целью приобретения знаний и умений;

· ориентация на реализацию своего трудового потенциала в интересах общества;

· ориентация на значимость труда как такового;

· ориентация на государственно-патерналистскую установку, предполагающая покровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющую роль государства в экономической сфере.

К западным, или рыночным, следует отнести следующие ценностные ориентации:

· ориентация на индивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры;

· ориентация на получение высшего образования как средства для повышения своего социального статуса и положения на рынке труда;

· ориентация на материальное благополучие, на получение большего заработка с минимальными затратами труда и времени;

· ориентация на либеральный путь развития экономики и на частичное регулирование экономики государством.

Таким образом, в экономическом сознании молодежи уживаются противоречащие, взаимоисключающие друг друга оценки и установки.

Данное явление обусловлено, главным образом, социально-экономическими переменами. Одна из главнейших ошибок при проведении социально-экономических реформ заключалась в том, что не были учтены социокультурные традиции общества того времени, также не существовало концепции модернизации. Перемены повлекли за собой изменения в идеологии страны. Старые идеалы и ориентиры были разрушены, а на их смену пришли новые, западные, никак не скорректированные в соответствии с культурой и менталитетом российского общества. Следствием этого стал ценностный кризис всего общества, который не мог не отразиться на экономических ценностных ориентациях современной молодежи.

Как известно, все сферы общественной жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи. Изменения, произошедшие в одной из сфер, должны сопровождаться изменениями в остальных. Поэтому переход от административно-плановой экономики к рыночной потребовал создания новой идеологии и национальной идеи, которые будут соответствовать новым экономическим условиям, не входя в противоречие с менталитетом российского общества.

Остановимся подробнее на таких понятиях, как «нация» и «национальная идея» и «идеология».

Нация представляет собой историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.[20] Нация – более широкое понятие в отличие от национальности. Национальность обозначает принадлежность человека к определенной этнической группе. Нация же определяет в большей степени социокультурный компонент. Таким образом, в одну нацию могут входить представители разных национальностей.

Под термином «национальная идея» следует понимать комплекс основополагающих идей, доминирующий длительное время в идеологии народа, служащий для максимально длительного сохранения самобытности этого народа, т.е. продолжения его рода при сохранении свободы выбора его собственной идеологии.[21] Национальная идея отражает цель нации.

Понятие «идеология» зачастую относят к системе политических воззрений и установок общества. Идеология же в целом – это система идей и взглядов, через призму которых осознается и оценивается отношение к действительности.

Таким образом, идеология государства подразумевает общую для страны систему взглядов, при помощи которой оценивается действительность. А национальная идея, основываясь на данных оценках отражает цель нации, то, к чему должно стремиться российское общество.

Проблема отсутствия национальной идеи и, как следствие, противоречивости ценностных ориентаций общества и молодежи как в целом, так и в экономической сфере, подкрепляется противоречивыми действиями со стороны государственной власти. Так в статье 13-й Конституции Российской Федерации указано, что «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие... Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Вместе с тем отсутствие общей системы взглядов, идей и ценностей, определяющих цели российской нации, грозит усилением ценностного кризиса, потерей национальной самобытности.

Проблема национальной идеи и идеологии стоит перед Россией уже не первый год. По этому поводу ведется огромное количество дискуссий, имеется множество предложенных вариантов решения проблемы. Так почему же ни одна из предложенных идеологий не прижилась к современному российскому обществу? Можно выявить две причины, объясняющие данную ситуацию:

· во-первых, большинство предложенных вариантов отражают узкие политические цели и интересы;

· во-вторых, многие воззрения характеризуются бессистемностью; т.е. в их основе лежат лишь несколько компонентов или такие целевые установки, которые отражают преходящие задачи.

Определяя идеологию и национальную идею России, необходимо основываться на специфических особенностях страны, ее роли в мировой истории.

Согласно цивилизационному подходу, существует два основных вектора развития цивилизаций: восточный тип циклического развития и западный прогрессивный тип. До сих пор обсуждается вопрос об отнесении России к одному из этих типов. Однако все попытки отнесения ее к Востоку или Западу заканчивались провалом.

Имеет место точка зрения о Российской цивилизации, как локальной, периферийной, несистемообразующей цивилизации. Но мировая история подтверждает, что специфика таких цивилизаций, находящихся на территории взаимодействия Запада и Востока, порождает системные сообщества интегративного характера. Вначале подобные сообщества были неустойчивыми, но со временем обретали стабильность. К таким цивилизациям относят Эллинистические государства и Византию.

Согласно Б.Е. Андюсеву[22] , российская цивилизация обладает рядом специфических отличительных признаков:

· обширность территорий и полиэтничность;

· высокая степень централизации государственной власти и государственного регулирования экономических, межэтнических и социальных отношений;

· взаимодействие и интеграция культур и религий;

· особая роль духовно-религиозного компонента;

· сосуществование государственного и традиционного (обычного) права и правовой выбор личности.

Поэтому особенно важным является значение российской цивилизации как цивилизации, основывающейся на опыте интеграции двух полюсов.

Российская цивилизация представляет собой новый тип мировых цивилизаций. Это цивилизация интегративная, традиционно-прогрессивная. Она имеет устойчивое традиционно-консервативное ядро. Но для нее характерно наличие широкого и гибкого защитного пространства культуры, открытого внешним новациям.

Б.Е. Андюсев утверждает, что «в центре российской модели миропорядка стоят: полиэтничность, поликонфессиональность, опыт интеграции цивилизационных полюсов на обширном социо-географическом лимитрофе, взаимосогласие и ведущие добровольные формы политической соорганизации этносов и общественных элит».

Он предлагает рассматривать российскую цивилизацию контексте понимания ее в качестве национальной идеи. По мнению Б.Е. Андюсева, структура модели российской цивилизации содержит пять компонентов. Центральный компонент, который является выражением поликомпонентного ядра российской цивилизации – это традиционная полиэтническая духовность и культура. Другими словами, это комплекс систем ценностей, духовно-религиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета и стереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех этносов, религиозно-культурных конфессий и общественных групп Российской Федерации.

Остальные четыре компонента условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, их сохранения и развития. К ним Б.Е. Андюсев относит державность, гражданственность, соборность и патриотизм.

Для России упадок государственности всегда заканчивался хаосом и смутой. Отказ от сильного государства вел к обесцениванию жизни человека и трагедии личности. Державность – это форма взаимосогласования интересов центра и регионов, взаимной ответственности власти и личности. Державность предполагает сильную властную вертикаль с правовым обеспечением функций ее ветвей; обеспечение баланса достоинства личности и достоинства власти.

Гражданственность и правовое общество служат своеобразной системой противовеса державности, гарантии сдерживания тенденции перерождения демократии в деспотию. Формирование гражданского общества должно осуществляться не на основе безоглядной «вестернизации», а с учетом исторических особенностей правовой культуры всех народов Российской Федерации. Важно заметить, что в России высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения к власти.

Соборность – социальное единение граждан независимо от политических, этнических, конфессиональных и других интересов. Соборность в России традиционно опиралась на духовность, выборность и ответственность, систему обратной связи центральной власти и самоуправления регионов.

Патриотизм Б.Е. Андюсев рассматривает как внутреннюю осознанную потребность в самоидентификации по отношению к своей общности, культуре, истории, стране и ее национальным интересам. Патриотизм – это ментальный базис державности, гражданственности и соборности.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики является наличие национальной идеи и государственной идеологии.

Подводя итоги, следует отметить:

1. Противоречивость ценностных ориентаций и установок в экономическом сознании молодежи является отражением общего кризиса ценностей, возникшего в результате проведенных социально-экономических реформ.

2. Важнейшим условием формирования целостной системы ценностных ориентаций как в целом, так и в сфере экономики, является наличие национальной идеи и общей идеологии для российской нации.

3. Б.Е. Андюсев предлагает рассматривать в качестве национальной идеи особую роль российской цивилизации, представляющей собой новый интеграционный тип цивилизаций, основывающийся на опыте интеграции двух полюсов: Запада и Востока. Главными компонентами российской цивилизации, по Б.Е. Андюсеву, являются традиционная полиэтническая духовность и культура, державность, гражданственность, соборность и патриотизм.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе таких характеристик, как возраст, социальное положение и социально-психологические свойства. Молодежь играет особую роль в жизнедеятельности общества, что обуславливается следующими обстоятельствами. Она является главным источником трудовых ресурсов и носителем интеллектуального потенциала, а также имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Главным фактором, определяющим деятельность молодых людей, являются их ценностные ориентации. Ценность означает некую значимость объекта для субъекта. Ценностные ориентации можно определить как иерархию ценностей, задающую направленность жизнедеятельности человека или социальной группы. Ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как оценивание конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости. Особым видом ценностей и ценностных ориентаций являются экономические ценности и ценностные ориентации, связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта.

В целом, ценностные ориентации молодежи России характеризуются увеличением значимости индивидуальных ориентаций; ростом и развитием идеологического плюрализма, фрагментарностью мировоззрения; двойственностью ценностного сознания, сочетанием противоположных, взаимоисключающих оценок и установок.

Главной особенностью ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в экономической сфере, является факт формирования их в период радикальных перемен. Переход от одного социально-экономического устройства к другому повлек огромные изменения в идеологии, отношениях людей и в ценностных ориентациях. Экономические реформы 1990-х годов с одной стороны привели к формированию рыночной экономики и улучшению политических и экономических отношений с Западом. Но с другой – к упадку уровня промышленного производства, снижению уровня жизни, увеличению безработицы и к деформации всех стоимостных пропорций.

Главные ошибки при проведении реформ заключались в том, что не были учтены культура и традиции общества и состояние экономики того времени. В целом, с самого начала реформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации. В результате установки, характерные для советского общества, стали неприменимы к новым социально-экономическим реалиям. Обществу пришлось в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, политике, ценностям.

При рассмотрении ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики можно сказать следующее. По сравнению со старшими поколениями, молодежь в большей степени ориентирована на ценности индивидуализма, либерально-экономические ценности и на установку на рыночный путь развития России. Можно сказать, что молодежь позитивно относится к своему экономическому положению: большая часть относит себя к среднему классу. Тем не менее, большинство молодых людей негативно оценивают состояние экономики страны. Говоря об оценке экономических реформ 1990-х годов, молодежь склонна думать, что реформы были необходимы, но социальная цена их слишком высока. В сфере государственного регулирования экономики можно выделить следующие тенденции. Относительное большинство молодых людей считают, что должны быть равные возможности как для государственного управления, так и для развития частного предпринимательства. Однако почти четверть современной молодежи выступает за сохранение системы государственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства. Установка на рыночный путь развития характерна для семей, кормильцем в которых является предприниматель или руководитель. В семьях, где кормильцем является рабочий или военнослужащий, более выражена государственно-патерналистская ориентация.

Среди трудовых ценностей для молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные. Имеет место стремление к стабильности. В системе трудовых ценностей современной молодежи существуют противоречия. Теряется значимость ценности самого труда. Слабеет связь между трудом и зарабатыванием денег. Образование служит в большей степени средством для повышения социального положения и конкурентоспособности на рынке труда. В настоящее время очень высок престиж высшего образования.

В целом, заметно выросло значения материального фактора в системе ценностных ориентаций молодежи.

Необдуманно проведенные экономические реформы определяют главную проблему ценностных ориентаций молодежи, заключающуюся в сочетании ориентаций двух противоречащих, конфликтующих ценностных систем: западной и традиционной. Среди традиционных ориентаций в сфере экономики можно выделить: ориентацию на коллективный труд; на получение образования с целью приобретения знаний и умений; на реализацию своего трудового потенциала в интересах общества; на значимость труда как такового; на государственно-патерналистскую установку, предполагающую покровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющую роль государства в экономической сфере. К рыночным ориентациям можно отнести: ориентацию на индивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры; на получение высшего образования как средства для повышения своего социального статуса и положения на рынке труда; на материальное благополучие, на получение большего заработка с минимальными затратами труда и времени и ориентацию на либеральный путь развития экономики; на частичное регулирование экономики государством.

Следствием радикальных перемен стал ценностный кризис всего общества, отразившийся на ценностных ориентациях современной молодежи как в целом, так и в сфере экономики. А одним из важнейших условий формирования гармоничной системы ценностных ориентаций служит наличие национальной идеи и общей для страны идеологии.

Проблема национальной идеи и идеологии страны усиливается противоречием действий государственной власти. В частности наличием в Конституции РФ статьи о том, что никакая идеология не может утверждаться в качестве государственной.

Б.Е. Андюсев утверждает, что большинство вариантов, предлагаемых в качестве национальной идеи, отражают узкие политические цели или характеризуются бессистемностью. Он предлагает рассматривать как национальную идею российскую цивилизацию, объясняя это пониманием России как третьего интегративного типа цивилизаций, сочетающего опыт Запада и Востока. Среди основных элементов структуры модели российской цивилизации Б.Е. Андюсев называет следующие. В центре стоит традиционная полиэтническая духовность и культура. К остальным четырем компонентам относятся: державность, предполагающая сильную государственную власть; гражданственность, уравновешивающая державность и сдерживающая перерастание демократии в деспотизм; соборность, обозначающая социальное единение всех граждан, и патриотизм как ментальный базис державности, гражданственности и соборности.

Таким образом, национальная идея и государственная идеология служат важнейшим условием формирования системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации [Текст] – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 64 с.

2. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

3. Андюсев, Б.Е. Национальная идея (национальная идеология) Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://andjusev.narod.ru/c/ideya.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

4. Балабанова, Е.С. Особенности российской экономической ментальности [Текст] / Е.С. Балабанова // Мир России. – 2001. – № 3. – С. 67-77.

5. Вуколова, Т.С. Модернизация российского общества и национальная экономическая ментальность [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.mirrossii.ru/db/msg/125683 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

6. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. – 2002. – №1. – С. 96-105.

7. Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций [Текст] / Н.Ф. Головатый. – К.: Издательство МАУП, 1999. – 224 с.

8. Запесоцкий, А.С. Старшеклассники сегодня: их ценности и выбор [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-12/Zapesozkiy.pdf – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

9. Зоркая, Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение [Текст] / Н. Зоркая // Мониторинг общественного мнения. – 2001. – №2. – С. 23-30.

10. Зоркая, Н. Ценности и установки российской молодежи [Текст] / Н.Зоркая, Н.М.Дюк // Мониторинг общественного мнения. – 2003. – № 4. – С. 66-77.

11. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.

12. Логинова, Н. Что такое национальная идея [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.ideanaroda.ru/4biblioteka/2fond/fondL/loginchto.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

13. Максименко, А.А. Как российская молодёжь намерена делать деньги [Текст] / А.А. Максименко // Социологические исследования. – 2005. – №7. – С. 131.

14. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений [Текст] / А.В. Петров // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 83-90.

15. Ромашова, Л.О. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1014/ – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

16. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В.Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.

17. Скутнева, С.В. стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере [Текст] / С.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 88-94.

18. Соколов, А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества [Текст] / А.В. Соколов, И.О. Щербакова // Социологические исследования. – 2003. – №1. – С. 115-123.

19. Хлопова, Т.В. Трудовые ценности молодежи [Текст] / Т.В. Хлопова, Ж.Г. Озерникова // Народонаселение. – 2002. – №4. – С. 66-73.


[1] Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1966.

[2] Балабанова, Е.С. Особенности российской экономической ментальности / Е.С. Балабанова // Мир России. 2001. № 3.

[3] Вуколова Т.С. Модернизация российского общества и национальная экономическая ментальность [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.mirrossii.ru/db/msg/125683 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[4] Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К., 1999.

[5] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.

[6] Словари и энциклопедии. Молодежь [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043922 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[7] Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К., 1999.

[8] Национальные особенности ценностей воспитания [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://praktika.karelia.ru/file/93 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[9] Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. №1.

[10] Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.

[11] Философский энциклопедический словарь. М., 1998.

[12] Большая советская энциклопедия. Потребности. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/99100.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[13] Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.

[14] Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи / Н.Зоркая, Н.М.Дюк // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 4.

[15] Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2.

[16] Вуколова Т.С. Модернизация российского общества и национальная экономическая ментальность [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.mirrossii.ru/db/msg/125683 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[17] Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи / Н.Зоркая, Н.М.Дюк // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 4.

[18] Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.

[19] Ромашова Л.О. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1014/ – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[20] Нация [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://ru.wikipedia.org/wiki – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[21] Логинова Н. Что такое национальная идея [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.ideanaroda.ru/4biblioteka/2fond/fondL/loginchto.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

[22] Андюсев Б.Е. Национальная идея (национальная идеология) Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://andjusev.narod.ru/c/ideya.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.