Главная              Рефераты - Социология

Уровень и качество жизни - курсовая работа

Содержание

1. Уровень и качество жизни: понятие, индекс человеческого развития, качество жизни

Индекс человеческого развития

Качество жизни

2. Прожиточный минимум и бедность

3. Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения

4. Дифференциация доходов

Измерение неравенства доходов

Неравенство доходов в России

Литература

1. Уровень и качество жизни: понятие, индекс человеческого развития, качество жизни

Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие. Поэтому при оценке человеческой жизни следует учитывать степень достижения индивидом этих трех целей. В эпоху становления цивилизации, когда продуктов питания и других средств выживания не было в достатке, жизнь человека оценивалась объемом доступных ему средств выживания, т.е. преобладал физиологический подход к оценке человеческой жизни. С развитием производительных сил общества все большее число людей получало в свое распоряжение объем ресурсов, достаточный не только для выживания, но также для развития и получения удовольствий. В течение многих веков цель получения удовольствий доминировала в представлениях людей над целью Развития, т.е. преобладал утилитаристский подход к оценке человеческой жизни. В рыночной экономике цель получения удовольствий трансформировалась в цель максимизации потребления материальных товаров, и общество превратилось в "общество потребления". К началу XXIв. в развитых странах сформировалось информационное общество, котором признается главенство цели развития творческого потенциала человека. Соответствующий подход к оценке человеческой жизни можно определить как "креативный" (от англ. creative - творческий, созидательный).

В целях количественной оценки процесса развития общества многие экономисты стремились установить интегральный статистический показатель, характеризующий степень достижения "средним" членом общества основных целей жизнедеятельности. Этот показатель обыч но называют уровнем жизни. В теоретическом плане понятие "уровень жизни" родственно понятию "благосостояние", поскольку они оба отражают степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Вместе с тем в современной экономик под благосостоянием обычно понимают субъективное благосостояние, в то время как уровень жизни рассматривается в качестве объективного показателя, не зависящего от мнений отдельных людей.

При расчете уровня жизни населения обычно используют частные измерители, характеризующие степень достижения частных целей жизнедеятельности "среднего" члена общества. Так, степень достижения цели выживания может быть оценена удельным весом населения лишенного минимальных средств существования; величиной средней продолжительности жизни и т.д. Степень достижения цели материального потребления оценивается величиной среднего дохода, объемом ВВП на душу населения и т.д. Степень достижения цели развития может быть определена удельным весом населения с высоким уровнем образования, численностью студентов на 1000 человек населения и т.д.

При конструировании интегрального показателя уровня жизни возникает ряд сложностей. Во-первых, каждый из трех частных измерителей уровня жизни выбирается из множества однотипных показателей, и на этот выбор не могут не влиять субъективные взгляды экономиста-исследователя. Во-вторых, создавая формулу расчета интегрального показателя уровня жизни, исследователь закладывает в нее некую относительную значимость частных факторов уровня жизни, которая также носит субъективный характер. В-третьих, частные показатели уровня жизни обычно измеряются в различных единицах, что затрудняет использование этих показателей в качестве аргументов функции уровня жизни. В-четвертых, явление развития весьма сложно, поэтому оно не может быть описано каким-либо одним количественным показателем. Развитие человека как социального индивида характеризуется не только его образованием (которое может быть легко измерено), но также уровнем и направленностью его творческих способностей и степенью развития системы его социальных взаимосвязей с другими людьми: семейных, дружеских, профес сиональных, гражданских, политических и т.д. Три из четырех перечисленных выше сложностей успешно преодолены в рамках концепции индекса человеческого развития, которая будет рассмотрена ниже. Что касается проблемы оценки уровня социального развития, то она рассматривается более глубоко в рамках концепции качества жизни. Понятие качества жизни включает в себя как уровень жизни, измеренный тем или иным способом, так и другие количественные и качественные характеристики общественной жизни, отражающие различные аспекты социального развития, в частности состояние преступности, морали, культуры, экологии и т.д.

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития ( HPI - HumanDevelopmentIndex) - наиболее известный показатель уровня жизни, официально используемый в публикациях ООН. Его значения рассчитываются и публикуются с 1990 г. по странам, входящим в эту международную организацию. В соответствии со значением индекса человеческого развития страны подразделяют на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития. Индекс человеческого развития рассчитывается как среднее арифметическое трех частных индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и среднедушевого ВВП. Каждый из частных индексов и индекс человеческого развития лежат в пределах от нуля до единицы.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни ( LEI - LifeExpectancyIndex) отражает степень достижения целей выживания, он зависит от уровня доходов населения, качества медицинской помощи, ее доступности и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле:

LE- LE min

LEI= LE max - L min

где LE - фактическая ожидаемая продолжительность жизни при рождении в рассматриваемой стране, aLEmax и LEmin - соответственно максимальное и минимальное значения данного показателя среди всех стран мира.

Пример 1. Значения ожидаемой продолжительности жизни при рождении в некотором году составили: максимальное - 85 лет, минимальное - 25 лет, фактическое - 64 года. Тогда индекс ожидаемой продолжительности жизни для рассматриваемой страны составит:

LEI= ( 64 - 25): (85 - 25) = 0,65.

В России в 2003 г. ожидаемая продолжительность жизни составила 75 лет, а соответствующий индекс - 0,67. Среди 100 наиболее развитых стран мира Россия по ожидаемой продолжительности жизни занимала 98-место (меньшие значения данного показателя отмечались лишь в Казахстане и Туркменистане). Важнейшим фактором отставания России по показателю ожидаемой продолжительности жизни является недостаточный объем государственного финансирования сферы здравоохранения. Так, в 2000 г. удельный вес расходов на здравоохранение в процентах к ВВП составил: в России - 2%, Великобритании - 5,9, Германии - 8, Франции - 7,2%. Кроме того, на уровеньсмертности в России существенное влияние оказывает уровень преступности.

Численность населения России в 2020 году составит 144,1 млн человек, в 2012 - 142 млн, в 2009 - 141,9 млн человек. Такая оценка содержится в Материалах к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, опубликованных Минэкономразвития РФ, сообщает ИТАР-ТАСС.

При этом, считают эксперты Минэкономразвития РФ, ожидаемая средняя продолжительность жизни в 2009 году составит 68 лет, в 2012 - 68,9 лет, а в 2020 - 72 года.

Суммарный коэффициент рождаемости оценивается в 2009 году - 11,7-11,9 рождений на 1000 человек, в 2012 году - 12-12,4, в 2020 году - 12,5-13 рождений. В то же время уровень смертности в 2009 году прогнозируется в 13,2-13,5 умерших на 1000 тыс человек, в 2012 - 11,8-12,8, в 2020 году - 10-11.

Индекс уровня образования ( EI - EducationIndex) отражает степень достижения целей развития, он зависит от уровня развития производительных сил страны, уровня культуры, политики государства в области образования и науки и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле:

EI= GI*2/3+ HI*1/3,

где GI - индекс грамотности взрослого населения, a HI - индекс участия молодежи в обучении. Индекс грамотности рассчитывается по следующей формуле:

G- G min ___

GI= Gmax - Gmin

где G - фактический уровень грамотности взрослого населения в стране, aGmax иGmin - соответственно максимальное и минимальное значение данного показателя среди стран мира. Индекс участия молодежи в обучении рассчитывается по следующей формуле:

H- H min ___

HI= Hmax - Hmin

где Н - удельный вес учащихся среди населения в возрасте до 24 лет, а Н max и Hmin - соответственно максимальное и минимальное значение данного показателя среди стран мира.

Пример 2. Удельный вес грамотных в численности взрослого населения страны составляет 98,4%. Максимальное и минимальное значения этого показателя приняты равными 100% и 0% соответственно. Тогда индекс грамотности равен:

G/ = (98,4 - 0): (100 - 0) = 0,984.

Пример 3. Индекс грамотности равен 0,984, а индекс участия молодежи в обучении - 0,491. Тогда индекс уровня образования равен:

EI = 0,984 * 2/3 + 0,491 * 1/3 = 0,819.

В России индекс уровня образования принимает достаточно высокие значения на протяжении длительного периода времени. В 2003 г. значение этого показателя было приблизительно одинаковым в России, Швейцарии, Австрии, Германии, Аргентине, Венгрии, Польше (около 0,96). Важнейшим фактором успешного развития сферы образования в России является традиционный относительно высокий уровень государственного финансирования данной отрасли экономики. Так, в 2000 г. удельный вес государственных расходов на образование в процентах к ВВП составил: в России - 3,1%, Великобритании - 4,7, Германии - 4,4, Франции - 5,9%.

Индекс среднедушевого ВВП ( GDPI - GrossDomesticProductIndex) отражает степень достижения целей потребления, он зависит от уровня развития производительных сил страны, объема ее природных богатств, экспортных возможностей, предпринимательского климата и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле:

GDP- GDP min

GDPI= GDPmax - GDPmin

где GDP - фактическое значение среднедушевого ВВП в рассматриваемой стране, скорректированное по паритету покупательной способности, aGDPmax и GDPmin - соответственно максимальное и минимальное значение этого показателя в странах мира.

В 2003 г. Россия занимала 56-е место среди 100 наиболее развитых стран мира по индексу среднедушевого ВВП, данный показатель составлял 0,76.

Таблица 7.1

Индекс человеческого развития в 2003 г.

Ранг индекса человеческого развития

(HDI)

Страна Индекс ожидаемой продолжительности жизни (LEI)

Индекс уровня образования

(EI)

Индекс среднедушевого ВВП (GDP1) Индекс человеческого развития (HDI)
1 Норвегия 0,91 0,99 0,99 0,963
10 США 0,87 0,97 0,99 0,944
11 Япония 0,95 0,94 0,94 0,943
20 Германия 0,90 0,96 0,94 0,930
62 Россия 0,67 0,96 0,76 0,795
63 Бразилия 0,76 0,89 0,73 0,792
78 Украина 0,69 0,95 0,67 0,766

Индекс человеческого развития рассчитывается по следуют в формуле:

HDI= ( LEI+ Е I+ GDPI): 3.

В России в 2003 г данный показатель составил 0,795, что обеспечило стране 63-е место в мире и 5-е место в группе стран со средним уровнем человеческого развития. В последние 15 лет ранг человеческого развития России (место в списке стран) существенно изменялся, приэтом какая-либо устойчивая тенденция его уменьшения или увеличения не обозначилась. Так, Россия занимала следующие места в рейтинге стран: 1992 г. - 52-е, 1994 г. - 119-е, 1997 г. - 67-е, 1998 г. - 72-е.

Россия занимает 67 место в списке с индексом развития = 0,802 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и прибалтийских республиках). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 - 114, в 2004 - 57, в 2005 - 62 с индексом 0,795, в 2006 - 65 с индексом 0,797, в 2008 году - 67 место с индексом 0,802. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2008 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и очень высоким уровнем образования. Таким образом, главным фактором, мешающим России поднять свой ИР, является низкая продолжительность жизни.

Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики, в 2007 году наивысший среди российских регионов ИР у города Москвы - 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы - 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как занижен для Московской и Ленинградской областей. Такая ситуация получается из-за того, что отдельная часть Индекса РЧП считается как отношение студентов ВУЗов к общему числу учащихся. Однако значительная (если не подавляющая) часть студентов-жителей соответствующих областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования - 0,999, для Санкт-Петербурга - 0,985). Большинство же российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина и др.

Качество жизни

Качество жизни - комплексная оценка условий человеческого существования, которые включают обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность и качество медицинской помощи, возможности для образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Показателями качества жизни служат рассмотренные ранее измерители уровня жизни (индекс человеческого развития, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, среднедушевой ВВП), а также следующие показатели:

· уровень денежных доходов населения;

· фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

· наличие у населения предметов длительного пользования;

· уровень сбережений;

· уровень бедности;

· уровень безработицы;

· дифференциация доходов населения;

· среднесуточное потребление калорий, белков и жиров на дуп населения;

· степень распространения опасных инфекционных заболеваний (СПИДа, туберкулеза и др.);

· коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших ввозрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми);

· число прерываний беременности (абортов);

· смертность населения по причине внешних воздействий (несчастные случаи, убийства, самоубийства и т.д.);

· уровень преступности;

· выбросы в атмосферу вредных веществ и т.д.

Некоторые показатели качества жизни в России и ряде зарубежных стран приведены в табл.7.3.

В 1980 г. Совет организации экономического сотрудничества утвердил список социальных индикаторов с целью оценить качество жизни в различных странах. Этот список содержит следующие группы показателей:

· здоровье: ожидаемая продолжительность жизни, уровень материнской смертности, временная нетрудоспособность, длительная нетрудоспособность;

· образование: непрерывное образование, обучение взрослых, грамотность;

· занятость: безработица, вынужденная неполная занятость, отчаявшиеся найти работу;

· досуг: свободное время, его использование;

· доход: распределение дохода, распределение богатства, бедность, необеспеченность, доступность определенных услуг;

· жилье: внутренняя жилая площадь, владение прилегающей территорией, основные удобства;

· окружающая среда: загрязнение атмосферы, влияние шумов;

· социальная среда: самоубийства, смертельные случаи, серьезные травмы, страх за личную безопасность;

· качество трудовой жизни: средняя продолжительность рабочего времени, время на дорогу на работу, оплачиваемый ежегодный отпуск, гибкий рабочий график, распределение заработков, смертность на рабочем месте, нарушение нормальных условий труда.

Таблица 7.3

Некоторые показатели качества жизни

№ п/п Показатель

Год

Страна
Россия Германия Франция Швеция
1 Фактическое конечное потребление домохозяйств, % 1999 100 480 451 437
2 Число персональных компьютеров на 1000 человек населения 2000 43 335 303 507
3 Число впервые установленных случаев заболевания СПИДом на 100 000 человек населения 2000 40,8 1,8 3,0 0,6
4 Смертность населения по причине внешних воздействий на 100 000 человек населения

1996 -

2001

192 35 53 34
5 Число жилых помещений, оборудованных канализацией, % 1998-2001 70 98 97 100

Помимо перечисленных выше социальных индикаторов для оценки качества трудовой жизни используют также показатели, характеризующие содержательность труда, такие, как удельный вес работников с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности работников предприятия или отрасли и т.д. Основные показатели качества трудовой жизни в трех отраслях экономики России представлены в табл.7.4.

Таблица 7.4

Качество трудовой жизни в отраслях экономики России

№ п/п Показатель Год Промышленность Строительство Транспорт
1 Фактическая продолжительность рабочей недели, ч 2001 39,0 40,2 39,9

2

Дифференциация заработной платы (коэффициент фондов) 2004 19,7 24,5 13,6

3

Численность работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, % 2003 23,4 10,9 16,7

4

Смертность на рабочем месте на 1000 работающих 2003 0,11 0,33 0,14

5

Численность работников с высшим и средним профессиональным образованием, % 2004 46,4 44,5 40,3

Таблица 7.5

Уровень жизни за 2009 г.

Доля россиян с низкими уровнями валового дохода

/по международным критериям/

Категория $ в день %
Нищие 1 и менее 18
Очень бедные 1-2 32
Бедные 2-5 39
Остальные более 5 11

По оценке ЮНЕСКО, по показателю качества жизни Россия занимает 56 место, а по эффективности использования ресурсов отстает от развитых стран в 2,8 раза, фактически находясь на периферии мирового процесса.

Жизненный уровень каждого пятого гражданина РФ ниже официально прожиточного. Доходы 10% "самой богатой верхушки" в 15-20 раз выше доходов "бедной части населения, а с учетом "теневых" средств этот параметр вообще "зашкаливает" за 30%, что 4-5 раза выше, чем в Европе и США, и фактически приравнивает нашу страну к экономически отсталым государствам Африки и Латинской Америки.

2. Прожиточный минимум и бедность

Важнейшим частным показателем уровня жизни является денежный доход, поэтому государство обычно устанавливает некоторый минимальный уровень доходов, который обеспечивает нормальное воспроизводство населения, т.е. обеспечивает нормальный уровень жизни. Данный уровень дохода называют величиной прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума включает стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Состав потребительской корзины пересматривается раз в несколько лет, а ее стоимость - ежеквартально. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ - в соответствующих субъектах РФ.

Правовой основой для установления величины прожиточного минимума служит Федеральный закон № 134 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (1997). В период 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе Методических рекомендаций Минтруда России, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" (1992) - Начиная с 2000 г. расчеты величины прожиточного минимума в целом по России производятся на основе данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительски корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного мин шума по Российской Федерации, утвержденной в 2000 г. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России № 36/34.

Таблица 7.2

Величина прожиточного минимума в регионах и социальных групп в 2004

Субъект РФ

Величина прожиточного минимума в месяц, руб.
все население трудоспособное население пенсионеры дети
Кабардино-Балкарская Республика 1823 1975 1388 1793
Республика Дагестан 1897 2047 1451 1806
г. Санкт-Петербург 2919 3334 2133 2574
г. Москва 3703 4265 2531 3377
Мурманская область 3798 4054 2783 3661
Сахалинская область 4435 4715 3375 4241
Чукотский автономный округ 6382 6581 4907 6403

Величина прожиточного минимума дифференцируется по регионам и следующим социальным группам: все население, трудоспособное население, пенсионеры и дети. Как следует из табл.7.2, величина прожиточного минимума существенно различается по регионам. Поэтому при сравнении уровня доходов в разных регионах обычно рассматривают показатель реального дохода, равный отношению номинального дохода к величине прожиточного минимума в регионе. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге средняя начисленная заработная плата была больше, чем в Вологодской области (7931 против 6971 руб.). При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составляла 3334 руб. и 2587 руб. соответственно. На основе приведенных данных рассчитаем реальную заработную плату в регионах. Данный показатель в Санкт-Петербурге составил 238%, в Вологодской области - 269%. Таким образом, реальная заработная плата в Санкт-Петербурге оказалась меньше, чем в Вологодской области.

Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель - минимальный потребительский бюджет - баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собою денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, что закреплено в ст.133 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем в ст.421 Трудового кодекса указано, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточной минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимально-заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. В период после введения в действие Трудового кодекс в 2002 г. такой закон не был принят. Также не был законодательно установлен минимальный размер пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума. Как следствие, в данный период времени удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума оставался высоким, т.е. в обществе получило широкое распространение такое социальное явление, как бедность. В таблице 7.3 представлен минимальный размер труда с 2000 до 2009 г.

Таблица 7.3

Минимальный размер оплаты труда в период с 2000-2009 г .

Период действия Величина МРОТ
01/07/2000-31/12/2000 132 руб.
01/01/2001-30/06/2001 200 руб.
01/07/2001-30/04/2002 300 руб.
01/05/2002-30/09/2003 450 руб.
01/10/2003-31/12/2004 600 руб.
01/01/2005-31/08/2005 720 руб.
01/09/2005-30/04/2006 800 руб.
01/05/2006-01/09/2007 1100 руб.
01/09/2007-01/01/2009 2300 руб.
01/01/2009- 4330 руб

Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель - минимальный потребительский бюджет - баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собою денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

Бедность - недостаток жизненных средств у человека, имеющего доход ниже прожиточного минимума. Обычно рассматривают два уровня бедности. Малоимущие домашние хозяйства - домашние хозяйства с уровнем среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума. Крайне бедные домашние хозяйства - домашние хозяйства с уровнем среднедушевого дохода в два и более раза ниже прожиточного минимума. Бедность в стране характеризуют следующие показатели:

· численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В России в период 2000-2004 гг. данный показатель снизился с 42,3 млн человек до 25,5 млн человек, а удельный вес данной категории граждан в общей численности населения - с 29 до 17,8%;

· дефицит денежного дохода, т.е. сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до величины прожиточного минимума. В период 2000-2004 гг. дефицит денежного дохода в процентах от общего объема денежных доходов населения снизился с 5 до 2,1 %;

· структура малоимущих домохозяйств. В России в 2004 г. из числа всех малоимущих граждан в сельских поселениях проживало 36,1%, члены домохозяйств, включавших четырех и более человек, составляли 50,2%, дети до 16 лет - 21,9%, относились к экономически неактивному населению - 39,8%;

· структура крайне бедных домохозяйств. В России в 2004 г. из числа всех крайне бедных граждан проживало в сельских поселениях 49,9%, члены домохозяйств, включавших четырех и более человек, составляли 64,4%, дети - до 16 лет - 27,1%, относились к экономически неактивному населению - 42,8%;

· отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионере- В России оно составляло: в 2000 г. - 90,5%, в 2001 г. - 99,5%, а в последующие годы данный показатель превышал 100%. Тем не менее имеете ряд регионов, в которых пенсия остается на уровне ниже прожиточной

· минимума. В 2004 г. к таким регионам относилась треть всех субъектов федерации, в том числе: Костромская область (86,7%), г. Москва 19,2,1%), Мурманская область (87%), Республика Ингушетия (89,6%), Чеченская Республика (75,5%), большинство субъектов Сибирского федерального округа, все субъекты Дальневосточного федерального округа;

· распределение по отраслям и должностям работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума. В 2000 г. в трех отраслях экономики России средняя начисленная заработная плата была ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека. Отношение данных показателей по отраслям составило: образование - 93,5%, культура и искусство - 93,1, сельское хозяйство - 67,5%. В период 2001-2003 гг. единственной отраслью, в которой уровень оплаты труда оставался ниже величины прожиточного минимума, было сельское хозяйство. С 2004 г. средняя заработная плата во всех крупных отраслях экономики превышает величину прожиточного минимума;

· распределение по регионам населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В России в 2004 г. удельный вес этой категории населения в общей численности населения региона составил: в Тюменской области - 12,8%, г. Санкт-Петербурге - 13,5, г. Москве - 16, Владимирской области - 30,9, Ивановской области - 53, Республике Ингушетия - 73%.

Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ, приведенная в данной справочной информации. Новый Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 03.04.2006, в "Российской газете" - 04.04.2006), и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Прожиточный минимум за период с 2000 г. до 2009 г. показан в таблице 7.4

Табл.7.4

Прожиточный минимум

Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.) Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума
на душу населения для трудоспособного населения для пенсионеров для детей
за III квартал 2009 года 5198 5620 4134 4978 Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 69
за II квартал 2009 года 5187 5607 4129 4963 Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 N 925
за I квартал 2009 года 5083 5497 4044 4857 Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 N 666
за IV квартал 2008 года 4693 5086 3712 4472 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 418
за III квартал 2008 года 4630 5017 3660 4418 Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 151
за II квартал 2008 года 4646 5024 3694 4448 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 860
за I квартал 2008 года 4402 4755 3508 4218 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 860
за IV квартал 2007 года 4005 4330 3191 3830 Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 347
за III квартал 2007 года 3879 4197 3085 3704 Постановление Правительства РФ от 05.02.2008 N 47
за II квартал 2007 года 3809 4116 3033 3647 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за I квартал 2007 года 3696 3993 2950 3536 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за IV квартал 2006 года 3437 3714 2739 3290 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за III квартал 2006 года 3434 3709 2736 3292 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за II квартал 2006 года 3443 3717 2747 3301 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за I квартал 2006 года 3374 3640 2703 3234 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за IV квартал 2005 года 3060 3302 2450 2931 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за III квартал 2005 года 3047 3288 2440 2921 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за II квартал 2005 года 3053 3290 2449 2937 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за I квартал 2005 года 2910 3138 2332 2795 Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841
за IV квартал 2004 года 2451 2690 1849 2394 Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 105
за III квартал 2004 года 2396 2629 1816 2336 Постановление Правительства РФ от 26.11.2004 N 689
за II квартал 2004 года 2363 2588 1793 2313 Постановление Правительства РФ от 03.09.2004 N 456
за I квартал 2004 года 2293 2502 1747 2259 Постановление Правительства РФ от 03.09.2004 N 456
за IV квартал 2003 года 2143 2341 1625 2113 Постановление Правительства РФ от 12.02.2004 N 74
за III квартал 2003 года 2121 2318 1612 2089 Постановление Правительства РФ от 05.11.2003 N 672
за II квартал 2003 года 2137 2328 1629 2119 Постановление Правительства РФ от 09.08.2003 N 483
за I квартал 2003 года 2047 2228 1554 2039 Постановление Правительства РФ от 12.05.2003 N 276
за IV квартал 2002 года 1893 2065 1432 1880 Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 62
за III квартал 2002 года 1817 1980 1387 1799 Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 793
за II квартал 2002 года 1804 1960 1383 1795 Постановление Правительства РФ от 24.08.2002 N 627
за I квартал 2002 года 1719 1865 1313 1722 Постановление Правительства РФ от 25.05.2002 N 344
за IV квартал 2001 года 1574 1711 1197 1570 Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 91
за III квартал 2001 года 1524 1658 1163 1514 Постановление Правительства РФ от 21.12.2001 N 879
за II квартал 2001 года 1507 1635 1153 1507 Постановление Правительства РФ от 07.09.2001 N 664
за I квартал 2001 года 1396 1513 1064 1405 Постановление Правительства РФ от 07.09.2001 N 664
за IV квартал 2000 года 1285 1406 962 1272 Постановление Правительства РФ от 09.02.2001 N 99
за III квартал 2000 года 1234 1350 930 1218 Постановление Правительства РФ от 11.11.2000 N 852
за II квартал 2000 года 1185 1290 894 1182 Постановление Правительства РФ от 11.08.2000 N 589
за I квартал 2000 года 1137,66 1232,28 851,32 1160,66 Постановление Правительства РФ от 31.05.2000 N 421

3. Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения

Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, а также иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам.

В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в России принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья, в общественном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т.п. Накануне распада СССР в стране действовала жилищно-санитарная норма - 9 м2 на человека, которая, как показали исследования, обеспечивает нормальное осуществление физиологических функций человека. Исходным при этом является "воздушный куб в расчете на человека". Нижним его пределом, как признано мировой наукой и практикой, являются 25-30 м3 воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения в 2,8 м в расчете на одного человека получаем площадь - 8,93 м2 (округленно - 9 м2 ). В перспективе, по мере выхода России из социально-экономического кризиса, названная норма может и должна быть увеличена и, видимо, дифференцирована применительно к местным природно-климатическим условиям.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. Министерством экономики России утверждены "Социальные нормы и нормативы", подготовленные федеральными министерствами и ведомствами, функционирующими в социальной сфере, в том числе и в здравоохранении. Эти нормы и нормативы органы исполнительной власти субъектов Федерации используют в работе по финансовому и бюджетному планированию.

В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием таких услуг, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, согласно Конституции РФ в стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной медицинской и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

В области образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др. Федеральными стандартами призваны служить и общероссийские программы обучения по конкретным дисциплинам.

Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов призваны играть нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т.п.

В сфере условий охраны труда и состояния окружающей среды в качестве государственных стандартов принимаются установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других отрицательно влияющих на работо- и трудоспособность граждан веществ в воде, воздухе и на рабочих местах производственных предприятий. Используются также нормы перемещения грузов, их подъема на определенную высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности производственной среды.

Законодательство об улучшении условий труда и производственной среды предусматривает проведение профилактических мероприятий с тем, чтобы труд стал более гуманным. Здесь прежде всего имеется в виду создание условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, обеспечение безопасности и здоровой производственной среды, включающей применение эргономических принципов при проектировании орудий и организации труда и предотвращение состояний чрезмерных перегрузок и утомляемости.

На основе исследований и обобщения мирового опыта разработаны типовые инструкции по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, транспорт и др.), либо к областям особого риска (радиация, шумы, вибрация и т.п.). В настоящее время существенное внимание уделяется исследованиям, касающимся отдаленных последствий (т.е. влияния на трудо- и работоспособность человека, на его здоровье) неблагоприятных факторов условий труда и состояния окружающей среды. Результаты исследований также должны использоваться при разработке социальных нормативов в сфере охраны труда.

В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения, поскольку положение работников на рынке труда далеко не всегда устойчиво.

Предпринятые наукой попытки разработать минимальные показатели предельно допустимого уровня безработицы по регионам страны не получили законодательного (или хотя бы рекомендательного) статуса. В этой связи можно считать, что минимальных стандартов в области занятости практически не существует. Между тем без них оценивать положение дел на рынке труда и его влияния на уровень жизни населения весьма затруднительно.

4. Дифференциация доходов

Доход есть плата за использование экономических ресурсов. В современной экономике выделяют три основных вида экономических ресурсов: труд, капитал и предпринимательская способность. Им соответствуют три вида дохода: заработная плата, процент и прибыль. Рассмотрим три соответствующие группы факторов дифференциации (различия) доходов.

Дифференциация доходов с капитала вызвана прежде всего неравномерным распределением богатства между членами общества (земли, средств производства, недвижимости, денег и ценных бумаг, авторских прав и пр.).

Дифференциация объемов прибыли связана в первую очередь с неравномерным распределением способностей к осуществлению предпринимательской деятельности, неравенством стартовых условий такой деятельности, различием социального капитала индивидов.

Дифференциация заработной платы зависит от множества разнообразных факторов. А. Смит выделял две группы таких факторов. В первую группу он включал пять причин неравенства, которые связаны с характером занятий, а именно:

1) приятность или неприятность самих занятий;

2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3) постоянство или непостоянство занятий;

4) меньшее или большее доверие, оказываемое тем, кто ими занимается;

5) большая или меньшая вероятность успеха в том или ином из них. Во вторую группу факторов он включил три элемента государственной политики, препятствующие совершенной конкуренции:

1) ограничение конкуренции в некоторых занятиях меньшим числом людей, чем могло бы быть при иных условиях;

2) увеличение конкуренции в других отраслях, чем это было бы при естественном ходе вещей;

3) ограничение свободного перехода работников от одного занятия к другому и из одного места в другое. В современной экономике труда в качестве основной причины дифференциации заработной платы принимают различия в продуктивности труда работников. При этом выделяют следующие факторы, влияющие на различия в оплате труда:

· производительность труда. Она зависит не только от индивидуальной выработки работника, но и от рыночной цены производимого им продукта;

· социальная эффективность труда. Заработная плата работников бюджетной сферы зависит от субъективных представлений высших государственных чиновников о социальной эффективности труда в тех или иных отраслях и ведомствах;

· человеческий капитал. Он определяется инвестициями в образование, его продолжительностью, величиной профессионального стажа, а также рыночной конъюнктурой на соответствующем рынке труда. Так, в результате повышения рыночного спроса на услуги адвокатов увеличивается как уровень их заработной платы, так и стоимость юридического образования. Как следствие, человеческий капитал юриста, выраженный в стоимостных единицах, также увеличивается;

· социальный капитал. Он характеризуется системой родственных отношений, деловых связей и профессиональных контактов работника. В таких профессиях, как журналист, менеджер по продажам и т.д., социальный капитал служит важнейшим фактором дохода.

Дискриминация в оплате труда - дифференциация заработной платы, не обусловленная различием в продуктивности труда. Причиной дискриминации в оплате труда обычно служит предубеждение, согласно которому продуктивность труда существенно различается по социальным группам: национальным, половым, возрастным и т.д. Соответственно в практике социально-трудовых отношений встречается дискриминация в оплате труда по национальности, полу, возрасту, социальному происхождению, религиозным и политическим убеждениям и т.д. В конвенции МОТ № 111 (1958) подчеркивается важность упразднения всех форм дискриминации в оплате труда. Наиболее известная теория дискриминации изложена в работе Г. Беккера "Экономическая теория дискриминации" (1957).

Измерение неравенства доходов

Рассмотрим методы расчета двух основных измерителей неравенства доходов: коэффициента фондов и коэффициента Джини.

Коэффициент фондов. Для расчета этого показателя исследуемые домохозяйства располагают по возрастанию дохода, а затем разбивают на несколько равночисленных групп. Первую группу называют "беднейшей", а последнюю - "богатейшей". Коэффициент фондов определяют как отношение среднего дохода в богатейшей группе к среднему доходу в беднейшей группе. Коэффициент фондов также можно определить как отношение суммарного дохода богатейшей группы к суммарному доходу беднейшей группы. Приведенные определения эквивалентны, причем из них следует, что коэффициент фондов составляет не меньше единицы. В случае абсолютного равенства, когда доходы всех домохозяйств одинаковы, данный показатель принимает свое минимальное значение, равное единице.

На практике наиболее часто используют три частных коэффициента фондов: децильный, квинтильный и квартальный:

· децильный коэффициент ( от лат. deci - десятая часть) равен отношению среднего дохода 10% богатейших домохозяйств к среднему доходу 10% беднейших домохозяйств. Данный коэффициент является разновидностью коэффициента фондов, он отвечает случаю, когда множество всех домохозяйств разбивают на десять групп;

· квинтильный коэффициент ( от лат. quinta - пятая часть) равен отношению среднего дохода 20% богатейших домохозяйств к среднему доходу 20% беднейших домохозяйств. Данный коэффициент отвечает случаю, когда множество всех домохозяйств разбивают на пять групп;

· квартильный коэффициент ( от лат. quarta - четвертая часть) равен отношению среднего дохода 25% богатейших домашних хозяйств к среднему доходу 25% беднейших домохозяйств. В данном случае все домохозяйства разбиваются на четыре группы.

Децильный коэффициент больше квинтильного коэффициента, поскольку средний доход 10% богатейших домохозяйств больше среднего дохода 20% богатейших, а средний доход 10% беднейших домохозяйств меньше среднего дохода 20% беднейших. Таким образом, в формуле расчета децильного коэффициента числитель больше, а знаменатель меньше, чем в формуле расчета квинтильного коэффициента. Аналогичным образом можно доказать, что квинтильный коэффициент больше квартильного.

Пример 1. Рассматриваются десять домохозяйств, доходы которых составляют арифметическую прогрессию: 301, 302,., 309, 310. Тогда децильный коэффициент равен 310: 301 = 1,030, а квинтильный коэффициент равен

(309+ 310): (301 +302) = 1,026.

Недостатком коэффициента фондов является его слабая чувствительность к изменениям доходов домохозяйств. Так, данный коэффициент не изменит своего значения в случае, когда:

· доход домохозяйства из богатейшей группы увеличится;

· доход домохозяйства из беднейшей группы уменьшится;

· доход домохозяйства, не относящегося к двум крайним группам, изменится в пределах от максимального дохода в беднейшей группе до минимального дохода в богатейшей группе.

Коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов. Для расчета этого показателя исследуемые домохозяйства располагают по возрастанию дохода, а затем разбивают эту последовательность на несколько равночисленных групп, как и в методе расчета коэффициента фондов. Однако здесь число этих групп обычно значительно больше десяти. В предельном случае оно совпадает с числом домохозяйств, так что каждое домохозяйство представляет собой отдельную группу. Именно этот случай принят нами за основу при описании алгоритма расчета коэффициента Джини.

Рассмотрим группы домохозяйств, состоящие из одного, двух, трех и т.д. беднейших домохозяйств. Если общее число исследуемых домохозяйств равно п, то удельный вес /-й беднейшей группы в общей численности всех домохозяйств составит

ai = i/ n.

Для первой беднейшей группы, состоящей из самого бедного домохозяйства, данный показатель равен 1/n, а для n-й беднейшей группы, состоящей из всех домохозяйств, он равен единице.

Обозначим через bi удельный вес суммарного дохода домохозяйств i -й беднейшей группы в суммарном доходе всех домохозяйств (выражен десятичной дробью). С увеличением номера беднейшей группы показатель увеличивается, а для n-й беднейшей группы, состоящей из всех домохозяйств, он принимает свое максимальное значение, равное единице. Показатель bi не превосходит показатель а i для любой группы. При равномерном распределении дохода эти показатели равны между собой для любой группы.

Кривая Лоренца - это ломаная, которая состоит из отрезков, соединяющих соседние точки (а i ; bi ). Число отрезков, составляющих ломаную, равно числу исследуемых домохозяйств. Если число домохозяйств весьма велико (например, когда исследуется дифференциация доходов в стране), кривая Лоренца принимает форму плавной дугообразной линии (см. рис.7.1, а).

Кривая Лоренца обладает следующими свойствами:

· ее концами служат точки О (0; 0) и А (1;1);

· она является восходящей кривой, расположенной под биссектрисой первого координатного угла;

· при равном распределении доходов она совпадает с отрезком ОА;

· при абсолютно неравномерном распределении доходов (когда доход всех домохозяйств, кроме одного, равен нулю) она состоит из двух отрезков, один из которых лежит на оси абсцисс. Чем больше число домохозяйств, тем ближе угол между этими отрезками к прямому углу;

· чем больше степень неравенства доходов, тем больше площадь между кривой Лоренца и биссектрисой первого координатного угла ОА. Данное свойство кривой Лоренца позволяет дать геометрическую интерпретацию коэффициента Джини.

Коэффициент Джини - это измеритель неравенства доходов, численно равный удвоенной площади между линией абсолютного равенства (отрезком ОА) и кривой Лоренца (удвоенной площади фигуры S на рис.7.1, а). Из данного определения следует, что возможные значения коэффициента Джини лежат в пределах от нуля до единицы. Данный показатель равен нулю при абсолютном равенстве доходов и близок к единице при абсолютном неравенстве доходов.

Пример 2. Предположим, что ежемесячный доход Ивана равен 6 тыс. руб., Федора - 3 тыс. руб., Глеба - 1 тыс. руб. Найдем коэффициент Джини (см. рис.7.1, б).

Суммарный доход всех трех домохозяйств равен 10 тыс. руб.

Поскольку Глеб - беднейшее домохозяйство, имеем: а 1 = 1/3,b 1 = 1/10.

Поскольку Глеб и Федор - два беднейших домохозяйства, имеем: а 1 = 2/3, b 1 = 4/10.

Точки кривой Лоренца: (0; 0), (1/3; 1/10), (2/3; 4/10), (1;1).

Площадь фигуры, образованной отрезком ОА и кривой Лоренца, находим вычитанием из площади треугольника ОАВ площади трех фигур: треугольника (S 1 ) и трапеций (S 2 и S 3 ), получим

S= 0,5 - S 1 - S 2 - S 3 = 0,167.

Коэффициент Джини равен 2 *0,167 = 0,334.

а) б)

Рис.7.1 Кривая Лоренца и коэффициент Джини:

а) общий случай; б) пример

Неравенство доходов в России

Неравенство доходов является столь же важным социально-экономическим показателем, как и уровень доходов населения. В случае, когда небольшая часть домохозяйств получает основную долю совокупного дохода, высокий среднедушевой доход может достигаться в условиях широко распространенной бедности. Само по себе значение среднего дохода не может характеризовать уровень жизни большинства населения страны, поэтому показатель среднедушевого дохода следует рассматривать совместно с показателями неравенства доходов.

Пример. Предположим, что в стране А и в стране Б имеется всего по три домохозяйства. Доходы домохозяйств в стране А составляют соответственно 0; 0 и 9, а в стране Б - соответственно 3; 3 и 3. Среднедушевой доход в обеих странах одинаков, тем не менее уровень жизни в стране Б выше в силу более справедливого распределения совокупного дохода.

Под справедливым распределением совокупного дохода обычно понимают такое его распределение, которое обеспечивает наивысшие значения показателей уровня и качества жизни. Приближенную оценку справедливого уровня распределения часто рассматривают как среднее значение неравенства доходов в наиболее развитых странах. Согласно данным международной социально-экономической статистики, в передовых странах мира неравенство доходов значительно меньше, чем в развивающихся странах. При этом наивысшие значения показателей неравенства доходов наблюдаются в наиболее бедных странах. Таким образом, степень неравенства доходов служит важным критерием социально-экономического развития страны.

Неравенство доходов в России существенно выше, чем в развитых странах. Так, в 1995 г. децильный коэффициент распределения доходов в России составил 14, Австрии - 9, Италии - 6,2, Португалии - 9,2, Франции - 9. В последующее десятилетие неравенство доходов в России постепенно увеличивалось (в 2009 г. - 15), в то время как в большинстве развитых стран оно сокращалось. Негативная тенденция увеличения степени неравенства доходов в России говорит о том, что процесс социально-экономического развития страны еще не обрел поступательного, устойчивого характера.

Неравенство заработной платы обычно исследуется в территориальном и отраслевом аспектах.

Неравенство заработной платы в территориальном аспекте характеризуется значениями децильного коэффициента, рассчитанными для каждого субъекта Федерации. В 2009 г. наименьшая степень неравенства заработной платы была отмечена в Тульской области (11,9), наибольшая - в Оренбургской области (38,3). Данные о динамике неравенства заработной платы работников Москвы и Санкт-Петербурга представлены в табл.7.5 В период 2006-2009 гг. неравенство в оплате труда сокращалось в абсолютном большинстве субъектов Федерации.

Таблица 7.5

Неравенство доходов в России в 2006-2009 гг.

Показатель Получатель дохода 2006 2007 2008 2009
Коэффициент Джини, % Все население 39,7 39,7 40,2 40,7
Квинтильный коэффициент Все население 8,0 8,0 8,4 8,6
Децильный коэффициент Все население 13,9 13,9 14,5 15,0
Децильный коэффициент Работники промышленности 25,4 21,2 19,5 19,7
Децильный коэффициент Работники образования 18,6 13,5 14,8 14,2
Децильный коэффициент Работники г. Москва 40,5 29,7 32,6 30,8
Децильный коэффициент Работники г. Санкт-Петербург 24,2 20,2 19,6 17,0

Неравенство заработной платы в отраслевом аспекте характеризуется значениями децильного коэффициента, рассчитанными для каждой отрасли экономики России. В 2009 г. наименьшая степень неравенства заработной платы была отмечена в химической и нефтехимической промышленности (9,9), наибольшая - в розничной торговле (31,1). Данные о динамике неравенства заработной платы работников промышленности и образования представлены в табл.7.5 В период 2006-2009 гг. неравенство в оплате труда сокращалось в абсолютном большинстве отраслей российской экономики.

В последние годы степень неравенства в оплате труда наемных работников постоянно сокращалась, что иллюстрируют приведенные выше данные по регионам и отраслям. Вместе с тем в тот же период времени степень неравенства доходов в целом по стране увеличивалась (см. табл.7.5). Из этого следует, что в указанный период либо возросло неравенство предпринимательских доходов ( в сообществе предпринимателей), либо увеличился разрыв между уровнем предпринимательских доходов и уровнем оплаты труда наемных работников, либо оба фактора неравенства доходов воздействовали одновременно. В любом случае для снижения степени дифференциации доходов в России до уровня развитых стран необходимо последовательно осуществлять меры государственной политики, направленные на достижение более справедливого перераспределения предпринимательских доходов.

Литература

1. Экономика труда: учеб. пособие/ Б.В. Корнейчук. - М.: Гардарики, 2007. - 286 с.: ил.

2. Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 268 с. - (Серия "Высшее образование").

3. Экономика труда: учебник для вузов / под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова. - М.: Экономика, 1992.

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (экономическая теория труда): учебное пособие. - М., 2000.

5. Экономика труда: учебное пособие для вузов / под ред. Н.А. Иванова, Г.И. Мечковского. - М.: Высшая школа, 1976.